Курсовая работа: Кочевая цивилизация
Введение
Кочевая цивилизация выработала за многие века свою внутреннюю целесообразность, присущие ей культурные ценности, идеалы и нормы. Изданная в 1206 году “Книга запретов” (“Яса-наме”) представляла собой своего рода общегосударственный кодекс степного народа. Нормы свода законов, среди прочего, предписывала терпимость в вопросах религии, почтение к храмам, к духовным лицам и к старшим, милосердие к нищим. “Яса” и другие, более поздние письменные памятники, свидетельствуют о том, что у монгольских племен существовали не только древние философские традиции, но и самобытное государственное право, была выработана система письма, заложена традиция книгопечатания, создана система образования.
Как и всякая цивилизация, цивилизация кочевников переживала периоды расцвета и периоды упадка, но нравственно-этические нормы, духовные традиции народа, передаваемые из поколения в поколение, сохранялись как неподвластное времени культурное наследие.
Основная часть
КОЧЕВНИЧЕСТВО (номадизм) (англ. nomadism, нем. nomadismus) — формы хозяйства и быта, в основе которых лежит экстенсивное скотоводство (включая оленеводство) с сезонным перемещением населения и стад скота. Скотоводство в условиях К. обеспечивало номадов мясной и молочной пищей, сырьем для изготовления одежды и жилищ. Имея в основе своей деятельности кочевое скотоводство, номады в той или иной мере дополняли его охотой, неоседлым примитивным земледелием, ремеслом и другими промыслами. «Чистых» кочевников, для которых скотоводство было бы единственным видом хозяйственной деятельности, никогда не существовало. К., возникнув на рубеже II—1 тысячелетий до н. э. в аридной зоне Евразии и Северной Африки, сохранилось на протяжении длительного времени и даже распространилось на север Евразии, где в форме оленеводства известно у многих народов тайги и тундры. Поныне оно сохраняется более чем в 30 странах Азии и Африки (Судан, Египет, Саудовская Аравия, Йемен, Иран, Ирак, Сирия, Иордания, Турция, Афганистан, Пакистан и др.), охватывая около 40 млн человек.
Длительное сохранение К. было обусловлено природными и социально-экономическими факторами в степных, аридных и северных зонах Старого Света, где земледелие при низком уровне производительных сил не могло получить достаточного развития и стать основой хозяйства. Вместе с тем начавшийся еще в древности процесс оседания кочевников в новейшее время значительно ус-корился в результате все большего воздействия капиталистических отношений, способствовавших упадку экстенсивного скотоводства во многих районах мира, его отмиранию. На смену К. приходит интенсивное оседлое скотоводство, развивающееся главным образом в условиях комплексного сельского хозяйства. В СССР кочевники практически полностью перешли к оседлости.
К. включает как собственно кочевые, так и полукочевые и полуоседлые (переходные к оседлости) формы. К кочевым относятся различные варианты К.: от таборного кочевания с незамкнутым циклом до замкнутых циклических кочевании по определенным маршрутам и с более или менее постоянными зимниками, но без по-стоянных жилищ на них, причем .расстояния перегона скота могут составлять на протяжении года от нескольких километров до нескольких сотен километров. Непрерывное кочевание скорее исключение, чем правило в образе жизни кочевников, и вызывалось особыми историческими условиями (войны и др.). К полукочевым могут быть отнесены те хозяйства скотоводов, которые, совершая сезонные перекочевки всей семьей по замкнутым маршрутам, имеют постоянные жилища на местах зимовок. К полуоседлым относятся скотоводческие хозяйства, которые в отличие от предыдущих, совершая лишь две перекочевки (с зимников на летники, и обрат-но), имеют зимние и летние поселения с постоянными жилищами.
В Казахстане полукочевое и кочевое скотоводство закрепляется в первом тысячелетии н.э. в качестве господствующей отрасли экономики на степных, полупустынных и пустынных евразийских территориях. Расцвет кочевого скотоводства приходится на период образования и становления казахских ханств в XV-XVII вв. Монгольское обезлюдению казахских степей, так что в указанный выше период казахским племенам достался громаднейший фонд пастбищных угодий, что явилось фактором успешного развития кочевого скотоводства (1). Кочевой(номадный) тип хозяйства имеет следующие специфические характеристики. Он складывается в условиях резко континентального климата, слабой обеспеченности атмосферными осадками (до 200 мм в год), другими водными ресурсами. .....
Кочевая цивилизация выработала за многие века свою внутреннюю целесообразность, присущие ей культурные ценности, идеалы и нормы. Изданная в 1206 году “Книга запретов” (“Яса-наме”) представляла собой своего рода общегосударственный кодекс степного народа. Нормы свода законов, среди прочего, предписывала терпимость в вопросах религии, почтение к храмам, к духовным лицам и к старшим, милосердие к нищим. “Яса” и другие, более поздние письменные памятники, свидетельствуют о том, что у монгольских племен существовали не только древние философские традиции, но и самобытное государственное право, была выработана система письма, заложена традиция книгопечатания, создана система образования.
Как и всякая цивилизация, цивилизация кочевников переживала периоды расцвета и периоды упадка, но нравственно-этические нормы, духовные традиции народа, передаваемые из поколения в поколение, сохранялись как неподвластное времени культурное наследие.
Основная часть
КОЧЕВНИЧЕСТВО (номадизм) (англ. nomadism, нем. nomadismus) — формы хозяйства и быта, в основе которых лежит экстенсивное скотоводство (включая оленеводство) с сезонным перемещением населения и стад скота. Скотоводство в условиях К. обеспечивало номадов мясной и молочной пищей, сырьем для изготовления одежды и жилищ. Имея в основе своей деятельности кочевое скотоводство, номады в той или иной мере дополняли его охотой, неоседлым примитивным земледелием, ремеслом и другими промыслами. «Чистых» кочевников, для которых скотоводство было бы единственным видом хозяйственной деятельности, никогда не существовало. К., возникнув на рубеже II—1 тысячелетий до н. э. в аридной зоне Евразии и Северной Африки, сохранилось на протяжении длительного времени и даже распространилось на север Евразии, где в форме оленеводства известно у многих народов тайги и тундры. Поныне оно сохраняется более чем в 30 странах Азии и Африки (Судан, Египет, Саудовская Аравия, Йемен, Иран, Ирак, Сирия, Иордания, Турция, Афганистан, Пакистан и др.), охватывая около 40 млн человек.
Длительное сохранение К. было обусловлено природными и социально-экономическими факторами в степных, аридных и северных зонах Старого Света, где земледелие при низком уровне производительных сил не могло получить достаточного развития и стать основой хозяйства. Вместе с тем начавшийся еще в древности процесс оседания кочевников в новейшее время значительно ус-корился в результате все большего воздействия капиталистических отношений, способствовавших упадку экстенсивного скотоводства во многих районах мира, его отмиранию. На смену К. приходит интенсивное оседлое скотоводство, развивающееся главным образом в условиях комплексного сельского хозяйства. В СССР кочевники практически полностью перешли к оседлости.
К. включает как собственно кочевые, так и полукочевые и полуоседлые (переходные к оседлости) формы. К кочевым относятся различные варианты К.: от таборного кочевания с незамкнутым циклом до замкнутых циклических кочевании по определенным маршрутам и с более или менее постоянными зимниками, но без по-стоянных жилищ на них, причем .расстояния перегона скота могут составлять на протяжении года от нескольких километров до нескольких сотен километров. Непрерывное кочевание скорее исключение, чем правило в образе жизни кочевников, и вызывалось особыми историческими условиями (войны и др.). К полукочевым могут быть отнесены те хозяйства скотоводов, которые, совершая сезонные перекочевки всей семьей по замкнутым маршрутам, имеют постоянные жилища на местах зимовок. К полуоседлым относятся скотоводческие хозяйства, которые в отличие от предыдущих, совершая лишь две перекочевки (с зимников на летники, и обрат-но), имеют зимние и летние поселения с постоянными жилищами.
В Казахстане полукочевое и кочевое скотоводство закрепляется в первом тысячелетии н.э. в качестве господствующей отрасли экономики на степных, полупустынных и пустынных евразийских территориях. Расцвет кочевого скотоводства приходится на период образования и становления казахских ханств в XV-XVII вв. Монгольское обезлюдению казахских степей, так что в указанный выше период казахским племенам достался громаднейший фонд пастбищных угодий, что явилось фактором успешного развития кочевого скотоводства (1). Кочевой(номадный) тип хозяйства имеет следующие специфические характеристики. Он складывается в условиях резко континентального климата, слабой обеспеченности атмосферными осадками (до 200 мм в год), другими водными ресурсами. .....
Сборник курсовых работ [бесплатно]