Сочинение: Институт батырства в Казахстане

Сочинение: Институт батырства в Казахстане

Мусабаева Мадина
11 класс, школа-лицей «Дарын»
г.Петропавловск
Руководитель:Остромецкая Л.А.

В Послании Главы государства народу Казахстана от 14 декабря 2012 года “Стратегия «Казахстан2050»: новый политический курс состоявшегося государства» указывается, что «…фундамент казахстанского патриотизма - это равноправие всех граждан и их общая ответственность за честь Родины” Я убеждена в необходимости изучения вопросов сохранения и распространения культурного достояния казахского народа, исторической связи поколений потомков батыров в современном Казахстане. Моя работа посвящена институту батырства.
Институт батырства - это социальный и военно-политический институт казахского общества периода XVII – XIХ вв. Наибольший расцвет получил в истории XVIII–XIХ вв. период войны с джунгарами и российской колониальной системой.
По мнению академика М. Козыбаева, институт батырства до сих пор недостаточно изучен, особенно с точки зрения современности: «Батыры – особая социальная категория людей, которая оставила глубокий след в истории Казахстана, имена выдающихся батыров народ помнит и сегодня. Особый интерес для нас сегодня представляют батыры, сыгравшие большую роль в борьбе против джунгарского нашествия» Само понятие «институт батырства» является новым для современной исторической науки, так как в истории традиционно рассматривались отдельные образы батыров и их героические подвиги в эпосах и легендах. Было мало попыток изучения батырства как социального и военно-политического института. В настоящее время «институт батырства».» как научное понятие, как историческое явление в истории вызывает большой интерес.
Тюркско-монгольское слово «батыр», «багатур», «бахадур» первоначально означало храбреца, вызывающего врага перед битвой на противоборство. Часто этот термин использовался в качестве почетного титула, получаемого ханом или султаном за личную храбрость, либо за умелое руководство военными действиями в борьбе с внешними врагами.
В разные эпохи истории казахского общества батыры являлись не только храбрыми воинами, лихими наездниками и предводителями воинских дружин, но и одной из наиболее элитарных социальных групп кочевого общества. Среди батыров можно встретить немало казахских старшин – родоначальников, занимавших важное место в политической организации кочевников.
О роли батырства, как общественного института в жизни казахов, писали историки Западной Европы, путешественники и чиновники различных рангов России.
Принимая во внимание, что батырами могли быть герои, люди отваги и доблести как из «простого народа», так и представителями родовой знати, все же необходимо отметить, что в процессе развития казахского общества изменились и социально- экономическое положение и их политическая роль. Если происхождение батырства связано с периодом патриархально – родового строя, где батыры выступали как вожди рода, то в процессе феодализации казахского общества, усиливающегося в первой половине XVIII века, более определенно оформилась их роль в процессе материального производства как крупных представителей патриархально – феодальной знати.
Имеются такие указания, что такие батыры, как Богенбай, имели «служителей», т.е. личную дружину и располагали крупным войском, состоявшим из родового ополчения, кроме того, в окружении батыров были, так называемые, джигиты, которые участвовали вместе с ними в барымтах.
В первой половине XVIII века сильно вырос авторитет батырства, окрепли его традиции. Выступая в качестве военачальников в крупных походах против джунгар в 20-х годах и событиях 30-х годов XVIII века наряду с биями, батыры значительно усилили свою политическую роль.
Звание батыра имел в своем титуле Абулхаир – «Абулхаир-багатур-хан». Но это не исключает того, что отважные выходцы из «простого народа» также носили звание батыров. Усилению роли их способствовали как военные успехи, одержанные в борьбе с Джунгарией, так и рост социально-экономического положения их в общем процессе феодализации. В архивных документах многие знатные бии, называются батырами (Богенбай, Есет, Жанибек и др.) Это звание они получили в военных походах против Джунгарии.
На долю казахского народа в конце XVII–начале XVIII веков выпала вся тяжесть борьбы с джунгарскимихунтайшиГалданом-Бошохту (1676-1697) и Цеван-Рабданом (1699-1727). Уже с самого начала правления Тауке, крупным вторжением джунгарских ойратов был опустошен весь юг Казахстана. Столкновения с Джунгарией возобновились в 20-х годах XVIII века, когда ойраты вторглись в казахские владения, опустошали кочевья, истребляли население аулов. В этих условиях стояла сложная задача – сохранить независимость Казахского государства.
Наиболее яркими в истории развития института батырства были события весны 1723 года. Наступление крупными силами шло с востока через горы Каратау в Таласский район. Бедствие 1723 года называется «Ақ – табан– шұбырынды». О Старшем и Среднем жузах говорилось: «Ала – коль – сулама» « Полегли костьми у озера Ала – куль». Потеряв свой скот, беженцы вынуждены были питаться кореньями трав (алгыр – корень горького растения), точить сок березы и т.д. В памяти народа эти годы запечатлелись, как годы обнищания и тяжелых испытаний. Кожабергенжырау в эти годы написал песню «Елім – ай ». Из исторических источников известно, что Кожабергенжырау в 1688 году в предместье Туркестана был выбран руководителями родов, вместе с Тауке ханом, главнокомандующим войсками хана.
В течение 22-х лет (1688-1710гг.) он возглавлял объединенные войска казахов, кыргызов, каракалпаков, китайцев, барабинских татар против джунгар. Кожабергенжырау смело разоблачал ханов, султанов, из-за предательства которых казахи претерпели великое бедствие. Он призывает народ избрать главным ханом предводителя из числа казахских батыров.
Одним из организаторов национально-освободительной борьбы против джунгар был батыр КабанбайКожагулулы (1692/17031–770/1781). Выходец из рода каракерей племени найман Среднего жуза. Его дед Мамбет и его отец Кожагул относились к сословию бахадуров . Старший брат Кушик также был известным воином своего времени, участвовавшем во взятии ханом Есимом Ташкента. Кабанбай был участником всех крупных сражений с джунгарами.
Другой известный герой из Среднего жуза, Баян Касаболатулы создал ополчение и возглавил многочисленный отряд и совместно с Кабанбаем, Малайсары, Олжабаем батырами принял участие в освобождении Прииртышья, Калбинских земель и Тарбагатайского края. Особенно отличился в 80- дневной Шоргинской битве у подножья Тарбагатайских гор и в Акшаулинских боях под Аягузом. Его ум и храбрость особенно ценил Абылай хан, о чем свидетельствуют записи Ш. Валиханова. В 1759 году Баян с отрядом из 100 человек нанес крупное поражение китайским войскам, захватившим Восточный Туркестан. Преследовал их до города Кульджи, но на обратном пути умер. О нем сохранилось немало преданий и песен. Поэт Магжан Жумабаев воспел подвиг батыра в поэме «Батыр Баян».
Героическая борьба казахского народа с Джунгарией нашла свое отражение в памятниках фольклора, в народных приданиях, в героическом эпосе и песнях казахского народа. Значение героического эпоса для изучения данной темы отметил Ч. Валиханов, который писал: «Киргизский эпос Манас - есть энциклопедическое собрание всех киргизских мифов, сказок, преданий вокруг батыра Манаса». Герой этого эпоса, по словам Валиханова, воюет с калмыками и оставляет следы своих подвигов в глубине Джунгарии.
У казахов есть пословица «Роди не просто мужчину, а батыра». Настолько высок в народе авторитет батыров. Но я хотела бы подчеркнуть, что в рядах батыров были и женщины. Например, как батыр проявила себя родная сестра хана КенесарыБопай.
Таким образом, батыры появлялись в переломные моменты истории, связанные с борьбой против притеснений. В период национально-освободительной борьбы казахского народа против джунгар институт батырства получает наивысший расцвет, что приводит к победе над сильным противником – Джунгарским ханством. Напротив, в условиях постепенного проникновения российской колониальной системы институт батырства имел переменный успех, так как регулярной поддержки со стороны казахской знати и правителей не оказывалось. Реформы 1822 и 1824 годов в Среднем и Младшем жузах ставили своей основной целью ликвидацию ханской власти. Уже некоторые ханы и султаны в это время получили свои новые должности и стали представлять интересы российской колониальной власти. Обо всем этом имеются письменные свидетельства, шежире, памятники устного народного творчества.
Сегодня в споре о понятии «кочевая цивилизация», к которой нужно отнести и институт батыров, поставлена точка. Учёные доказали, что кочевая цивилизация, как явление, в истории существовала, и такое понятие сегодня есть, только её характеристики изложены в легендах. Надо перевести это на язык науки.
Работая над сочинением, я взяла интервью у потомков батыра Младшего жуза Арап батыра, ныне проживающих в городе Астане: СерикбаевыхСерикаАбдуллаевича и его жены Людмилы. Семья хранит память о том, что Арап батыр был выходцем из рода тама Младшего жуза. Арап батыр участвовал в казахско-джунгарских сражениях и погиб в 1753 году в возрасте 20 лет. Семейные легенды рассказывают, что во время джунгарского нашествия была очень жестокая борьба, многие казахи бежали, но Арап батыр, отличившийся своей мужественностью и силой, остался на месте боя один на один с врагами. Говорили, что от одного удара Арап батыра годовалый бык мог умереть. Оставшись одним из выживших казахов, он боролся с врагами до последних сил. В бывшей Жезказганской области установлен памятник Арап батыру.
Современные факты изучения общественного института батырства указывают на ключевую роль батыров в победе на джунгарами. Институт батырства компенсировал в Казахстане слабость центральной власти, когда у джунгар была жесткая централизованная система. «Власть хунтайджи подобна власти самодержавной», - говорили российские чиновники того времени. В прямых столкновениях двух народов решалась судьба казахской земли. С одной стороны, могучее военное государство, которое создавалось для войны и жило войной, а с другой - большое народное ополчение десятков казахских племен, возглавляемых батырами.
Угроза Джунгарии, несомненно, являлась одной из ближайших предпосылок присоединения Казахстана к России. Вхождение Казахстана в состав Российской империи являлось объективным результатом развития социально-экономических и геополитических процессов на континенте, выразившихся в становлении мирового рынка и мирового хозяйства, в стремлении крупных европейских держав к гегемонии на торговых путях и обострении соперничества между ними за военно-политическое и торгово- промышленное преобладание в мире. Процесс присоединения казахскихжузов к России был продолжительным по времени и очень сложным.
Оформление сюзеренитета России над казахскимижузами дало основание царскому правительству осуществить ряд мер по укреплению своих позиций на северных и северо -восточных рубежах Казахстана. В частности, было начато строительство городов и новых укрепленных линий: Оренбургской, Новоишимской, Калывано-Воскресенской. Вслед за возведением крепостей, редутов и форпостов по притокам Ишима и возле горько-соленых степных озер стали появляться первые крестьянские поселения.
Одним из важных последствий русской аграрной колонизации степных зон Северного и Восточного Казахстана являлось расширение сферы землевладения Сибирского казачьего войска за счет экспроприации летних пастбищ казахских родов Среднего жуза . Отбирались наиболее плодородные земли, расположенные по течению рек Ишима, Урала, Иртыша и т.д. Это вызвало волну народных выступлений. Время выдвинуло новые имена батыров и их героические образы, сохранившиеся в памятниках устного народного творчества. Одна из легенд, дошедших до нашего времени – легенда о Сексене батыре, сыне Жабай батыра. Жабай, сын известного Кара бия, был одним из батыров тысячных полков Абылай хана.
В свое время Татикара писал:
Если сказать о высоком дереве, то это о сосне,
Если сказать о мужестве и героизме, то это о Богенбае.
Острым копьем, пронзающий врага – это Герой Жабай, родом из ЕменалиКерея,-Воспевал Кожаберген в своей поэме «Елім-ай »: Не всегда сопутствует трудность она уйдет,
Наши герои вдаль прогоняют врага.
Богенбай, Ерсары, Аскап, Жабай, Кошек
Уничтожат калмыков, заставляя их горевать.
Героизм Жабая воспевали в своих песнях поэты: Умбетай, Актанберды. Бухар, Жанак. Жабай батыр при смерти давал наставление двум сыновьям Сексену и Токсану: «Сексен, тебе я отдал свою отвагу, а Токсан, тебе – власть, переданную от моего отца Кара бия». По своей природе, грубоватый шалун, упрямый Сексен после смерти отца, не соглашается с завещанием и обращается за помощью к биюКиикбаю. Киикбай ответил: «Сегодня, переночуйте, затем приходите ко мне завтра ». На следующий день, выслушав их, сказал: «Дорогие мои, сказав вам, чтобы вы вчера вдвоем переночевали в каком – либо месте, я хотел, чтобы ты, Сексен, как старший, успокоился, опомнился и уважал заветы отца. Мне нечего добавить, кроме заветов твоего отца - Жабая». Недовольный ответом Киикбай бия, Сексен ушел. Собрав все имущество, он держит путь к родственникам по линии матери, к найманам. Оскорбленный Киикбай, прогнав аул Сексена, говорит:
Если помнишь, батыр, есть поговорка
«Чем быть султаном на чужбине, лучше быть слугой на Родине».
Одумайся, все взвесь,
Ослушаешься, на то твоя воля.
Позже не горюй, вспомнив о родной земле.
Подними голову, Сексен,
Открой глаза, раскинь взор.
Мое имя – Киикбай,
Пришел сюда с надеждой,
Что племяннику сердце
Размягчат слова моих уст.
Если не сочтешь мою белую бороду,
То больше не ищу того, кто пренебрег моими словами.
Сексен вдруг вздрогнул, поднял голову. Посмотрел по сторонам и сказал: «Сворачивайте кочевку обратно!». «Таким образом, исполнились заветные слова отца Жабая, Токсан стал судьей, а Сексен правил народом» - гласит легенда.
Записывая интервью с семьей Файзулиных: ЗайдойЗейналловной и ЖенисомАбуевичем, я познакомилась с новыми фактами из жизни батыра Сексена и его потомков. Семья гордится тем, что Жабай батыр, один из полководцев Аблай хана, был отцом Сексен батыра, а ТоксанБи иСексен батыр являлись братьями . В архивах города Омска хранятся сведения о Сексене. Центр нынешнего Жамбыльского района – Пресновка - был назван в честь командира царского полка капитана Пресновского. Казахское название Пресновки – Капитан взято от слова «капитан».
Капитану Пресновскому было приказано выселить род Алдай, т.е аулы Сексена и Токсана с этой земли. Сексен, защищая интересы народа, продолжал борьбу. По легенде капитана Пресновского убивает сам Сексен , но и Сексен вскоре погибает от яда в доме жителя станицы. Сексен был похоронен на южной стороне села Благовещенка, в местности, которая называется «Могильное озеро», «Могильное дерево».
Постройка крепости Пересновской и редута Пресногорьковского лишили земли аулов Нурумбет и Нуралы (прадеды Биржан сала) рода керей, а аул КошебеТаузар (родственники Сегиз серы) вытеснили из Пресновской станицы. Это привело к социальным конфликтам и военным столкновениям. Марал Ишан со своим родом несколько лет вел борьбу с царскими войсками. Марал Ишан Курманула (1769г.) родился в ауле Нурымбет, близ ныне аула Акбалык , Жамбылского района Северо -Казахстанской области. Служил главным имамом Западной Сибири. Но в связи с усилением гнета царского правительства в 1807 году организовал народную вооруженную борьбу против колонизаторов. Марал Ишан был родным дядей КенесарыКасымова со стороны матери. Поддерживал хана в его народно-освободительной борьбе против колонизаторов. После поражения восстания Марал Ишан ушел в Кармакшинский район Кызылординской области. Обладая способностями ясновидца, он заранее предсказывал будущие события. Его потомки в настоящее время проживают в Кызылординской области.
Предки Сегиз серы – Сартай, Шакшак, отец Бахрам – были названы «батырами» за борьбу с колониальной администрацией. Этот период Сегиз серы отразил в своем стихотворении «Родной стране»:
О, родная моя страна,
Обеспокоен был тобой
Сартай, он – предок мой,
Разрушив крепости врагов,
Благословенным был герой.
Немало великих людей взрастила наша казахская степь. Героизм батыров и ценностные духовные качества их потомков в современный период являются ярким примером воспитания патриотизма, любви и преданности своему Отечеству. И пусть вечно хранит она имена тех, в чьих сердцах никогда не угасала надежда, чьи пытливые умы вела вперед великая вера, вера в будущее нашей страны, нашего народа.

Доп      


Мақала ұнаса, бөлісіңіз:


Іздеп көріңіз:
сочинение про Институт батырства в Казахстане скачать бесплатно, сочинение на тему Институт батырства в Казахстане скачать бесплатно, эссе сочинение на русском языке, сборник сочинений на руссском языке про казахстан, Институт батырства в Казахстане

Пікір жазу

  • [cmxfinput_gallery][cmxfinput_youtube]