Открытый урок: 4 Ноября - День народного единства России
Мокроусова Елена Евгеньевна, учитель музыки
Тема урока: "День народного единства"
Форма урока: устный журнал, урок-путешествие по страницам истории России.
Цель урока: знакомство с праздниками 4-го ноября.
Задачи:
Образовательные: познакомить с содержательной линией праздника Днём единородного единства, с историей появления Казанской иконы Богородицы, святыми воинами Ал. Невским, Ф.Ушаковым, Иоанном Русским;
Воспитательные: продолжать взращивать в детях чувство патриотизма, желание узнавать новое об истории своей Родины, сопереживать о радости возвращения праздника к старой традиции, видеть в личностях святых пример для подражания;
Развивающие: знакомства с новыми для детей произведениями искусства литературы, ИЗО, скульптуры, иконописи, музыки
Оборудование: фортепиано, мультимедийный проектор, микрофоны; презентации к уроку по страницам: «О России петь, что стремиться в храм…», «Россия – Дом Пресвятой Богородицы», «О явлении образа Казанской Богородицы». «День народного единства», «Солдатушки, бравы ребятушки», иллюстративный ряд к началу урока (подборка видео файлов), к рассказу об Иоанне Русском, презентация ученика «Адмирал Ф.Ушаков…»; аудио (mp3) с колокольным звоном, «Ответ Ивана Сусанина полякам» из оперы М.И.Глинки «Жизнь за Царя», «Солдатушки, бравы ребятушки» минусовка. Для первой страницы урока: ноты запевки Г.В. Свиридова на стихи И.Северянина «О России петь, что стремиться в храм», стихи В.А.Жуковского, Н.М.Рубцова «Россия, Русь – куда я ни взгляну…», Рабочая тетрадь для 4 класса по музыке.
ХОД УРОКА
(Презентация 1, слайды 1-6; начало Праздника)
Колокольный звон, который сопровождается фотоматериалом с видами храмов Нижн. Новгорода, Москвы, Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Москвы, храма св. прав. Иоанна Русского и нашей школы.
Учитель. Добрый день ребята, уважаемые коллеги, дорогие гости!
Сегодня мы проводим праздничный урок. Вы все услышали подтверждение моим словам в начале урока. Кто догадался, что это за подтверждение?
Дети. Колокольный звон, который бывает в праздники в храмах.
У. 4 ноября 2005 года в России появился Государственный праздник «День народного единства». И вот сегодня мы собрались, чтобы узнать об истоках этого праздника, о знаменитых христианских подвижниках и их стоянии за веру, за Истину.
Наш праздничный урок пройдёт в форме устного журнала, в котором несколько страниц. Перелистывая их, мы с вами, ребята, вспомним знакомое, услышим новое из истории нашей Родины.
Сопровождать урок будут образцы православной культуры в области религиозного, изобразительного, музыкального искусства, в области русской словесности.
Я пригласила к нам ребят из 5-х и 6-х классов, которые охотно согласились принять участие в нашем уроке.
Первая страница урока. Маленький концерт, посвящённый России
(Презентация 1, слайды 7-13)
У. Вы можете сами назвать первую страницу нашего журнала. Для этого надо вспомнить название темы по музыке, которую мы недавно завершили.
Д. «О России петь, что стремиться в храм», потому что в начале был колокольный звон.
У. Вспомним слова о России из уроков музыки.
Д. Ответы (из Рабочей тетради по музыке для 4 класса: «Русь» по С. Романовскому, стр. 3) «…родительница моя, страна, где много рек и озёр, страна света, милая, светоносная, Родительница моя, Русью светлое место зовём.
У. Молодцы, ребята. Удивительна и красива наша Родина. Русские поэты, композиторы, художники создавали образы России в своих произведениях. Сейчас мы с вами открываем нашу первую страницу урока и слушаем маленький концерт, приготовленный для нас нашими старшими ребятами, о России.
«О России петь, что стремиться в храм…» И.Северянин, Г.В.Свиридов
Стихи В.А. Жуковского, И.С.Никитина, Н. Рубцова. Чтение стихов сопровождается видео файлами картин русских пейзажистов.
Вторая страница нашего урока. «Россия – Дом Пресвятой Богородицы»
(Презентация 2)
У. рассказывает о том, что в русской православной традиции Россию издавна называли Домом Пресвятой Богородицы, да и одним из любимых Праздников для нас является праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Показывает файлы с изображением икон Богородицы, в которых дети узнают знакомые Образы.
– 4 ноября, вчера, в православной традиции празднование какой иконы отмечали в России?
Д. Вчера был праздник иконы Казанской Богородицы.
У. передаёт слово ученику, который рассказывает о чудесном явлении Казанской иконы Пресвятой Богородицы. (Рассказ сопровождается иллюстративным материалом)
У. Музыкальная загадка предварит нашу следующую страницу урока.
Звучит «Ответ Ивана Сусанина полякам» из оперы М.И. Глинка «Жизнь за царя».
У. Кто этот человек? Что за музыка звучит? В Вспомните век и год, когда произошли эти события.
Д. Иван Сусанин. Он спас будущего русского Царя, Михаила Фёдоровича. Опера «Жизнь за Царя». Другое её название «Иван Сусанин» События происходили в 1621 году, т.е. 17 веке.
У. Открывает следующую (третью) страницу урока «День народного единства»
(Презентация 3, Слайды 1-7; mp3 – М.Глинка)
– Об истории появления праздника, его важности для нашей Родины расскажет отец Александр, настоятель храма Иова святителя Московского. (рассказ священника сопровождается презентацией «День народного единства», подготовленной учителем).
Выводы страницы – все народы России (татары, чуваши, мордва) объединились в народном ополчении под руководством князя Д. Пожарского и К.Минина, чтобы освободить Московский Кремль от поляков. Освободить свою Родину от иноземных захватчиков.
Это произошло 4 ноября (22 октября) 1612 года. Князь Дмитрий Пожарский, по преданию, вошёл в Китай-город первым с Казанской иконой Богородицы. Москва была освобождена. А вскоре Алексей Михайлович Романов своим Указом распорядился 4 ноября (22 октября) считать праздничным днём.
В память об этом событии на Красной площади был поставлен Казанский собор, на который князь Дм. Пожарский пожертвовал значительную сумму.
У. Объявляет музыкальную паузу, но предваряет её вопросом к учащимся: «В чём же сила русских воинов?»
Д. «Крест – вот наша сила», вспоминают ребята строчки из старой солдатской песни.
Четвёртая страница урока. «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша сила?»
(Презентация 3, слайд 9)
Звучит песня в исполнении детей.
У. О силе духа русских воинов, крепкой вере, неотступном стоянии за Истину нам расскажут ваши одноклассники.
Две Презентации учеников четвёртых классов. О Ф.Ушакове и святом праведном Иоанне Русском.
Итог урока
У. Понравился ли вам урок? Много ли узнали? Какому событию был посвящён наш урок? С явлением какой иконы тесно связан этот праздник? О каких исторических значительных личностях русской истории мы сегодня говорили?
Д. Отвечают.
У. Благодарит ребят выступивших и всех за прекрасную работу на уроке.
Урок заканчивается колокольным звоном.
Форма урока: устный журнал, урок-путешествие по страницам истории России.
Цель урока: знакомство с праздниками 4-го ноября.
Задачи:
Образовательные: познакомить с содержательной линией праздника Днём единородного единства, с историей появления Казанской иконы Богородицы, святыми воинами Ал. Невским, Ф.Ушаковым, Иоанном Русским;
Воспитательные: продолжать взращивать в детях чувство патриотизма, желание узнавать новое об истории своей Родины, сопереживать о радости возвращения праздника к старой традиции, видеть в личностях святых пример для подражания;
Развивающие: знакомства с новыми для детей произведениями искусства литературы, ИЗО, скульптуры, иконописи, музыки
Оборудование: фортепиано, мультимедийный проектор, микрофоны; презентации к уроку по страницам: «О России петь, что стремиться в храм…», «Россия – Дом Пресвятой Богородицы», «О явлении образа Казанской Богородицы». «День народного единства», «Солдатушки, бравы ребятушки», иллюстративный ряд к началу урока (подборка видео файлов), к рассказу об Иоанне Русском, презентация ученика «Адмирал Ф.Ушаков…»; аудио (mp3) с колокольным звоном, «Ответ Ивана Сусанина полякам» из оперы М.И.Глинки «Жизнь за Царя», «Солдатушки, бравы ребятушки» минусовка. Для первой страницы урока: ноты запевки Г.В. Свиридова на стихи И.Северянина «О России петь, что стремиться в храм», стихи В.А.Жуковского, Н.М.Рубцова «Россия, Русь – куда я ни взгляну…», Рабочая тетрадь для 4 класса по музыке.
ХОД УРОКА
(Презентация 1, слайды 1-6; начало Праздника)
Колокольный звон, который сопровождается фотоматериалом с видами храмов Нижн. Новгорода, Москвы, Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Москвы, храма св. прав. Иоанна Русского и нашей школы.
Учитель. Добрый день ребята, уважаемые коллеги, дорогие гости!
Сегодня мы проводим праздничный урок. Вы все услышали подтверждение моим словам в начале урока. Кто догадался, что это за подтверждение?
Дети. Колокольный звон, который бывает в праздники в храмах.
У. 4 ноября 2005 года в России появился Государственный праздник «День народного единства». И вот сегодня мы собрались, чтобы узнать об истоках этого праздника, о знаменитых христианских подвижниках и их стоянии за веру, за Истину.
Наш праздничный урок пройдёт в форме устного журнала, в котором несколько страниц. Перелистывая их, мы с вами, ребята, вспомним знакомое, услышим новое из истории нашей Родины.
Сопровождать урок будут образцы православной культуры в области религиозного, изобразительного, музыкального искусства, в области русской словесности.
Я пригласила к нам ребят из 5-х и 6-х классов, которые охотно согласились принять участие в нашем уроке.
Первая страница урока. Маленький концерт, посвящённый России
(Презентация 1, слайды 7-13)
У. Вы можете сами назвать первую страницу нашего журнала. Для этого надо вспомнить название темы по музыке, которую мы недавно завершили.
Д. «О России петь, что стремиться в храм», потому что в начале был колокольный звон.
У. Вспомним слова о России из уроков музыки.
Д. Ответы (из Рабочей тетради по музыке для 4 класса: «Русь» по С. Романовскому, стр. 3) «…родительница моя, страна, где много рек и озёр, страна света, милая, светоносная, Родительница моя, Русью светлое место зовём.
У. Молодцы, ребята. Удивительна и красива наша Родина. Русские поэты, композиторы, художники создавали образы России в своих произведениях. Сейчас мы с вами открываем нашу первую страницу урока и слушаем маленький концерт, приготовленный для нас нашими старшими ребятами, о России.
«О России петь, что стремиться в храм…» И.Северянин, Г.В.Свиридов
Стихи В.А. Жуковского, И.С.Никитина, Н. Рубцова. Чтение стихов сопровождается видео файлами картин русских пейзажистов.
Вторая страница нашего урока. «Россия – Дом Пресвятой Богородицы»
(Презентация 2)
У. рассказывает о том, что в русской православной традиции Россию издавна называли Домом Пресвятой Богородицы, да и одним из любимых Праздников для нас является праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Показывает файлы с изображением икон Богородицы, в которых дети узнают знакомые Образы.
– 4 ноября, вчера, в православной традиции празднование какой иконы отмечали в России?
Д. Вчера был праздник иконы Казанской Богородицы.
У. передаёт слово ученику, который рассказывает о чудесном явлении Казанской иконы Пресвятой Богородицы. (Рассказ сопровождается иллюстративным материалом)
У. Музыкальная загадка предварит нашу следующую страницу урока.
Звучит «Ответ Ивана Сусанина полякам» из оперы М.И. Глинка «Жизнь за царя».
У. Кто этот человек? Что за музыка звучит? В Вспомните век и год, когда произошли эти события.
Д. Иван Сусанин. Он спас будущего русского Царя, Михаила Фёдоровича. Опера «Жизнь за Царя». Другое её название «Иван Сусанин» События происходили в 1621 году, т.е. 17 веке.
У. Открывает следующую (третью) страницу урока «День народного единства»
(Презентация 3, Слайды 1-7; mp3 – М.Глинка)
– Об истории появления праздника, его важности для нашей Родины расскажет отец Александр, настоятель храма Иова святителя Московского. (рассказ священника сопровождается презентацией «День народного единства», подготовленной учителем).
Выводы страницы – все народы России (татары, чуваши, мордва) объединились в народном ополчении под руководством князя Д. Пожарского и К.Минина, чтобы освободить Московский Кремль от поляков. Освободить свою Родину от иноземных захватчиков.
Это произошло 4 ноября (22 октября) 1612 года. Князь Дмитрий Пожарский, по преданию, вошёл в Китай-город первым с Казанской иконой Богородицы. Москва была освобождена. А вскоре Алексей Михайлович Романов своим Указом распорядился 4 ноября (22 октября) считать праздничным днём.
В память об этом событии на Красной площади был поставлен Казанский собор, на который князь Дм. Пожарский пожертвовал значительную сумму.
У. Объявляет музыкальную паузу, но предваряет её вопросом к учащимся: «В чём же сила русских воинов?»
Д. «Крест – вот наша сила», вспоминают ребята строчки из старой солдатской песни.
Четвёртая страница урока. «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша сила?»
(Презентация 3, слайд 9)
Звучит песня в исполнении детей.
У. О силе духа русских воинов, крепкой вере, неотступном стоянии за Истину нам расскажут ваши одноклассники.
Две Презентации учеников четвёртых классов. О Ф.Ушакове и святом праведном Иоанне Русском.
Итог урока
У. Понравился ли вам урок? Много ли узнали? Какому событию был посвящён наш урок? С явлением какой иконы тесно связан этот праздник? О каких исторических значительных личностях русской истории мы сегодня говорили?
Д. Отвечают.
У. Благодарит ребят выступивших и всех за прекрасную работу на уроке.
Урок заканчивается колокольным звоном.
Мақала ұнаса, бөлісіңіз:
Іздеп көріңіз: