Дипломная работа: Понятие и классификация субъектов трудового права

Дипломная работа: Понятие и классификация субъектов трудового права

Содержание
Глава 1. Классификация субъектов трудового права
1.1. Понятие и классификация субъектов трудового права
1.2. Граждане как субъекты трудового права

Глава 2.Особенности определения правового статус субъектов и их правовых взаимоотношений.
2.1.Правовой статус представителей работодателей
2.2.Участие профсоюзов в регулировании трудовых отношений.

Трудовое право как самостоятельная отрасль права характеризуется своим кругом субъектов. Характеристика участников трудовых отношений в сочетании с предметом, методом и принципами трудового права раскрывает специфические особенности этой отрасли в общей системе национального права Республики Казахстан. В соответствии с действующим законодательством субъектами трудового права являются физические и юридические лица, принимающие участие в организации общественного труда, его правовой регламентации, осуществлении надзора и контроля за охраной труда и соблюдением трудового законодательства.
Граждане являются участниками различных общественных отношений с целью удовлетворения своих материальных и духовных потребностей. Особо следует выделить трудовые отношения, в рамках которых граждане как субъекты права имеют возможность проявить свои способности к тому или иному виду профессиональной деятельности, реализовать себя как творческие личности.
Граждане, обладающие трудовой правосубъектностью, реализуют свои способности к труду, предпринимательской деятельности в определенных организационно-правовых формах. Свои правовые статусы имеют лица наемного труда (работники), индивидуальные предприниматели, иностранные граждане. В зависимости от объема и характера субъективных прав и обязанностей различаются общий и специальной правовой статус отдельных категорий граждан как субъектов трудового права.
Согласно официальной трактовке работодатель – это юридическое лицо или физическое лицо, с которым работник состоит в трудовых отношениях (ст.1 Закона о труде). В соответствии с этим работодателями являются предприятия, учреждения, организации, хозяйства, кооперативы, фермеры и любые другие юридические и физические лица, которые представляют работу на основе найма по трудовому договору. Трудовое правосубъектность работодателей возникает с момента их государственной регистрации. Именно с этой процедурой (регистрацией) связана характеристика работодателя как субъекта трудового права .
Профессиональные союзы- это самостоятельные, с фиксированным индивидуальным членством общественные объединения, добровольно создаваемые гражданами на основе общности их профессиональных интересов. Основной задачей профсоюзов является представление и защита трудовых, а также других социально-экономических прав и интересов своих членов, охрана и улучшение условий труда. Правовой статус профессиональных союзов определяется Конституцией Республики Казахстан (ст.5,23), Законом Республики Казахстан от 9 апреля 1993 г. «О профессиональных союзах» и другими законодательными актами.
Государственные органы по своему правовому статусу являются своеобразными субъектами трудового права. По действующему законодательству государственными органами являются государственные учреждения, уполномоченные на выполнение функции государственного управления и контроля, создаваемые в установленном порядке.

Глава 1.. Субъекты трудовых правоотношений и их классификация.

Субъекты трудового права наделяются законом особым юридическим свойством – правовым статусом, позволяющим им быть участниками конкретных трудовых правоотношений. Содержание и характеристика правового статуса в данном случае охватывают трудовую правосубъектность сторон, гарантий реализации их субъективных прав и юридических обязанностей, а также ответственность за исполнение обязательств. Совокупность этих элементов дает целостное представление о понятии субъекта трудового права
Трудовая правосубъектность означает способность субъектов трудового права иметь права и нести юридические обязанности т.е. обладать способностью (возможностью) быть участником конкретных правоотношений в сфере общественной организации труда (трудовая правоспособность). Наряду с этим трудовая правосубъектность означает способность субъектов трудового права своими действиями приобретать субъективные права и нести юридические обязанности в трудовых отношениях (трудовая дееспособность) Причем для субъектов трудового права характерным является присутствие у них трудовой правоспособности и дееспособности одновременно. Иначе говоря, трудовая право-дееспособность есть специфическое свойства, которым обладают согласно закону только субъекты трудового права .
В зависимости от объема и характера субъективных прав и юридических обязанностей субъектов трудового права различаются общий и специальный правовой статус. Общий правовой статус включает субъективные права и обязанности , непосредственно вытекающие из Конституции и законодательных актов о труде Республики Казахстан и являющиеся одинаковыми для каждого вида субъектов трудового права.
Субъективные права и обязанности, вытекающие из закона , принято называть статусными (в отличие от субъективных прав и обязанностей, вытекающих из содержания конкретных трудовых правоотношений), ибо они составляют основу правового статуса субъекта трудового права
Специальный правовой статус отражает особенности отдельных видов субъектов трудового права. Общие субъективные права и обязанности статутного уровня находят свое проявление конкретизацию в специальном правовом статусе граждан, предприятий, государственных органов, общественных объединений и других субъектов трудового права . Субъективные права и обязанности, зафиксированные в специальном законодательстве о труде, является необходимой предпосылкой для участия субъектов трудового права в конкретных правоотношениях, возникающих в сфере общественной организации труда. Единство и соотношение общего и специального правового статуса есть проявление принципа единства и дифференциации трудового права. Правовой статус субъектов трудового права дополняется механизмом его реализации. Помимо трудовой правосубъектности, статутных и специальных прав обязанностей в содержание правового статуса входят юридические гарантии, обеспечивающие реализацию этих прав и обязанности, и ответственность за исполнение обязательств. Согласно Конституции Республики Казахстан (ст.13) каждый имеет право на признание его правосубекности и вправе защищать свои права и свободы всем не противоречащими закону способами
Юридические гарантия различаются по целевому назначению, содержанию и способами обеспечения субъективных прав и обязанностей субъектов трудового права. Важной стороной характеристики юридических гарантий является непосредственное участие представителей работников (в том числе профсоюзов) в установлении условий труда, защите законных прав и интересов работников. Например, к числу гарантий реализации прав граждан следует отнести свободу выбора или занятости, защиту их трудовых прав (ст.5 Закона Республики Казахстан «О занятости населения»): каждый имеет равные возможности в реализации своих трудовых прав: никто не может быть ограничен в трудовых правах или получать какие либо преимущества в их реализации в зависимости от пола, возраста, расы, национальности, языка, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к гражданству, общественным объединениям , а также других обстоятельства, не связанных с деловыми качествами работника и результатами его труда. Это касается и права работников на равную оплату за равный труд без какой-либо дискриминации. Речь идет об оплате равного труда работников-казахстанцев и иностранных работников. Законодательство предусматривает судебную защиту трудовых прав лиц, подвергшихся дискриминации (ст. 4 Закона о труде).
Гарантии осуществления субъективных прав и обязанностей и ответственность за исполнение обязательств придают правовому статусу субъектов трудового права определенную стабильность при установлении и дальнейшем сохранении конкретных правоотношении в сфере применения труда. Это обеспечивается тем, что гарантии, предусмотренные в законодательстве о труде, с одной стороны, стимулируют активные действия субъектов трудового права по осуществлению ими своих прав и возложенных на них обязанностей, а с другой стороны – устанавливают санкции за невыполнение либо ненадлежащее выполнение своих обязанностей. Например, незаконные увольнение работника с работы из личных побуждений, неисполнение решение суда о восстановлении на работе, а ровно иное нарушение законодательства о труде, повлекшее причинение существенного вреда правам и законным интересам гражданам влечет наказание должностного лица в судебном порядке в виде штрафа либо лишения права занимать соответствующие должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет (ст.148 УК Республики Казахстан).
Как указывалась, участниками общественных отношений, регулируемых нормами трудового права, могут быть различные су3бъекты. С учетом особенностей правового статуса их можно классифицировать на следующие основные группы: 1) граждане; 2)работодатели; 3) профессиональные союзы; 4) государственные органы. Каждая из этих групп, в свою очередь, может подразделяется на виды. Так, граждане как субъекты трудового права могут выступать в качестве работников (лиц наемного труда) и предпринимателей. Особое положение занимают иностранные граждане и лица без гражданства а трудовых отношениях.
Работодатели – юридические лица по виду собственности могут быть государственными и частными, по организационно-правовой форме деятельности коммерческими организациями (государственные предприятия , хозяйственные товарищества, акционерное общества, производственные кооперативы) и некоммерческими организациями (в форме учреждения, общественного объединения, акционерного общества, религиозной организации и в иной форме, предусмотренной законодательными актами). Трудовая правосубъектность указанных организаций определяется их уставными документами.
Особо следует выделить профессиональные союзы, добровольно создаваемые гражданами на основе общности их профессиональных интересов для представления и защиты трудовых, а также других социально-экономических прав и интересов своих членов, охраны и улучшения труда: государственные органы (министерство труда и социальной защиты населения. Агентства по чрезвычайным ситуациям и др.), осуществляющие государственный контроль за соблюдением законодательства о труде, охране труда,0 занятости в организациях, независимо от их вида собственности и ведомственной подчиненности и др.
1.2.Граждане как субъекты трудового права.
Общий правовой статус включат права и обязанности, вытекающие из Конституции и законодательных актов о труде Республики Казахстан и являющиеся одинаковыми для всех граждан. Конституция Республики Казахстан (ст.24) предусматривает право граждан на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии. Кроме того, граждане имеют право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой – либо дискриминации, а также на социальную защиту от безработицы: на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Наконец, принудительный труд допускается только по приговору суда либо в условиях чрезвычайного или военного положения.
Действующее трудовое законодательство конкретизирует конституционное право граждан на свободу труда, включая право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей. Согласно Конституции Республики Казахстан работники имеют право на отдых, ежегодный оплачиваемый отпуск, право на здоровые и безопасные условия труда, на объединения в профессиональные союзы и др.
Законодательство о труде предусматривает и общие обязанности работников. К ним относятся: добросовестный труд, соблюдение трудовой дисциплине, бережно отношение к имуществу, выполнение норм труда, повышение производительности труда, профессионального мастерства, качества работы и выпускаемой продукции.
В трудовом праве существует понятие специальной трудовой правоспособности, содержание который составляет совокупность юридических возможностей выступления в определенные виды (группы) трудовых правоотношений может быть лишь гражданин, отвечающий специальным квалификационным требованиям, установленным в законодательстве для работников определенных должностей, профессий, специальностей. На работников как субъектов трудового права и распространяются общие критерии трудовой правосубъектности: возрастной, волевой, социальной. В данном случае имеется в виду реальная способность человека к труду , т.е. способность к систематическому, регламентированному труду в условиях определенного режима, установленного законодательством и соглашением сторон.
Возрастной критерий связывает трудовую правосубъектность граждан с наступлением определенного возраста. Трудоспособным считается возраст, нижняя и верхняя границы которого определяются законодательством Республики Казахстан . В трудовом законодательстве минимальный возраст, с которого допускается прием на работу, установлен в 16 лет. В случаях среднего образования либо оставления общеобразовательного учебного заведения индивидуальный трудовой договор могут заключать лица, достигшие 15 лет, с согласия родителей или опекуна, попечителя . Для подготовки молодежи к производительному труду допускается прием на работу учащихся, достигших 14-летнего возраста, для выполнения работы в свободное от учебы время, не причиняющей вреда здоровью и не нарушающей процесса обучения, но только с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя). Согласие последних дается в письменной форме (заявление). При этом родители (опекуны, попечители) наряду с несовершеннолетним подписывают индивидуальный трудовой договор (ст.11 Закона о труде).
Лица, поступающие на государственную службу, должны быть не моложе 18 лет, если иное в отношении соответствующих категорий должностей государственных служащих не установлено законодательством Республики (п.2 ст.13 Закона Республики Казахстан от 23июля 1999 г. «О государственной службе»). Законом Республики Казахстан от 7 октября 1998 г. «О внесении изменений и дополнений в конституцию Республики Казахстан» сняты ограничения в части предельного возраста пребывания на государственной службе (п.4 ст.33 Конституции Республики Казахстан).
Волевой критерий связан с характеристикой состояния волевой способности человека к труду. Душевное заболевание и иные изъяны в волевой способности гражданина препятствует ему осознанию выполнять трудовые обязанности и контролировать свое поведение. Не может быть субъектом трудового право лицо, признанное в судебном порядке недееспособным вследствие душевного заболевания и слабоумия.
Социальный критерий связан с установлением равной для всех граждан трудовой правосубъектности. Действующим законодательством о труде установлены равные возможности всем трудоспособным гражданам для выбора профессии, рода занятий и работы. Не допускается какое ба то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при приме на работу в зависимости от пола, расы, национальной принадлежности и отношения к религии.
В то же время трудовым законодательством предусмотрены исключения, связанные с предоставлением дополнительных гарантий отдельным категориям граждан в зависимости от состояние их здоровья, характера производственной деятельности, повышенной охраны труда и .т.д. В частности, объем и проделы трудовой дееспособности инвалидам могут быть установлены на основе рекомендаций медико-социальной экспертной комиссии с учетом их состояния здоровья возможностей и способностей труду.
Определенные льготы в части условий труда установлены в законодательстве для беременных женщин и женщин детей в возрасте до полутора лет (ст.66, 67 Закона о труде).
По общему правилу работники моложе 18 лет в трудовых правоотношениях приравниваются к совершеннолетним, а в области охраны труда, рабочего времени, отпусков и некоторых других условий труда используются льготами, установленными трудовым законодательством.
В соответствии с новым Законом о труде работнику по найму предоставляется право заключать индивидуальные трудовые договоры с несколькими работодателями.
Экономическая реформа и становление рыночных отношений в Республике Казахстан вызвали необходимость определить в законодательном порядке трудовую правосубъектность определить граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью. Предпринимательство- эта инициативная , в рамках действующего законодательства хозяйственная и иная деятельность граждан и их объединении, направленная на получение чистого дохода путем удовлетворения спроса на товары (работы, услуги), основания на частной собственности (частное предпринимательство). Граждане вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом и иными законодательными актами. Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей носит явочный характер и заключается в постановке на учет в качестве индивидуального предпринимателя.
Обязательной государственной регистрации подлежат индивидуальные предприниматели, которые: а) используют труд наемных работников на постоянной основе; б) имеют от предпринимательской деятельности совокупный годовой доход, исчисленный в соответствии с налоговым законодательством, в размере, превышающем необлагаемый налогом размер совокупного годового дохода, установленный для физических лиц законодательными актами Республики Казахстан.
Деятельность перечисленных индивидуальных предпринимателей без государственной регистрации запрещается. Если индивидуальный предпринематель осуществляет деятельность, подлежащую лицензированию, он обязан иметь лицензию на право осуществления такой деятельности (ст.19 ГК Республики Казахстан).
В некоторых случаях трудовая правосубъектность граждан может быть ограничена на определенный срок. В частности, лишение работника права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может быть установлено судов (на срок до 5 лет) в качестве основного или дополнительного наказания. Это наказание может быть установлено в случаях, когда по характеру совершенных виновным преступлении по должности или при занятии определенной деятельностью суд признает невозможным сохранение за ним права занимать соответствующие должности или заниматься деятельностью. Трудовая правосубъектность может быть ограничена лишь частично и на определенный срок.
Субъектом трудового права могут быть и иностранные граждане. Практика привлечения иностранных граждан к работе по контрактам получает распространение в связи с открытием совместных предприятий, инвестициями иностранных капиталов в экономику республики и т.п. Причем это могут быть работающие граждане других стран, временно проживающие на территории республики и выполняющие функции, не связанные с обеспечением посольств и миссий. Согласно статье 25 Республики Казахстан от 27 декабря 1994 года «об иностранных инвестициях» в состав персонала предприятия с иностранным участием. его администрации, членов наблюдательного совета могут входит иностранные граждане. Вопросы оплаты труда , предоставления отпусков, пенсионного обеспечения иностранных работников предприятия с иностранным участием должны решаться в индивидуальных трудовых договорах с каждым из них. Получаемая этими работниками заработная плата в иностранной валюте может переводиться ими в зарубежные государства после выплаты соответствующих налогов и других обязательных платежей. На трудовые отношения с иностранными работниками, не имеющими постоянного места жительства в Республике Казахстан, распространяется законодательство Республики Казахстан, если стороны трудового договора во время его заключения или на основании дальнейшего соглашения не выбрали законодательства стороны, которое будет регулировать отдельные элементы трудовых отношений. При этом иностранное законодательство не применяется к вопросам, в отношении которых действуют императивные нормы трудового законодательства Республики Казахстан.
Юридические гарантии дополняют характеристику правового статуса граждан в области трудовых отношений. К числу гарантий реализации прав граждан, проживающих на территории Республики Казахстан следует отнести: свободу выбора ими вида занятости и других льгот в области трудоустройства всем гражданам равных возможностей в получении профессии и работы, повышение квалификации по линии уполномоченных государственных органов по труду, компенсацию материальных затрат в связи с направлением на работу в другую местность и др. В законодательстве имеются нормы, устанавливающие защиту от необоснованных отказов в приеме на работу и увольнения, защиту от любых форм дискриминации в получении работы. Так, отказ в заключении трудового договора либо в продвижении по службе, расторжение индивидуального трудового договора по инициативе работодателя, перевод на другую работу без согласия по мотивам инвалидности не допускаются, за исключением случаев, когда по заключению медико-социальной экспертизы состояние его здоровья препятствует выполнению профессиональных обязанностей либо угрожает здоровью и безопасности труда других лиц (ст.29 Закона «о социальной защищенности инвалидов в Казахской ССР»): уклонение руководителей предприятий (учреждений, организаций) от создания в установленном местными представительными органами количестве специализированных рабочих мест для инвалидов, от внесения обязательных отчислений в государственный бюджет, а также отказ в приеме на работу ранее заявленных выпускников высших, средних специальных и профессионально- технических учебных заведений: граждан, слабо защищенных на рынке труда, влечет штраф в установленном размере (ст. 41-1 Кодекса об административных правонарушениях).
Рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать установленные административные взыскания вправе инспекции по вопросам труда (ст.224-1 Кодекса об административных правонарушениях); должностные лица несут уголовную ответственность в случае незаконного увольнения работника с с работы из личных побуждений, неисполнения решения суда о восстановлении на работе, а равно иного нарушения законодательства о труде, повлекшего причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан; в случае необоснованного отказа в приеме на работу или необоснованного увольнения женщины по мотивам ее беременности или необоснованного отказа в приме на работу или необоснованного увольнения с работы женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет, по этим мотивам, а ровно необоснованного отказа в приеме на работу или необоснованного увольнения с работы несовершеннолетнего по мотивам его несовершеннолетия; неоднократно задержки лицом, выполняющим управленческие функции, выплаты заработной платы в полном объеме и в установленные сроки в связи с использованием денежных средств на иные цели (ст.148 УК Республики Казахстан)
Гражданам Республики Казахстан, принимающим участие в конкурсах на замещение вакантных административных должностей государственной службы в центральных исполнительных органах, предоставляется право на обжалование решений конкурсных комиссий. В этих случаях участники конкурса и кандидаты, получившие отрицательные решения, имеют право обжаловать решение конкурсной комиссии в уполномоченный орган по делам государственной службы или его территориальное подразделение либо в судебном порядке. Уполномоченный орган (или его территориальное подразделение) рассматривает поступившую жалобу на решение конкурсной комиссии и в случае обнаружения нарушение Закона Республики Казахстан «О государственной службе», Правил проведения конкурса, иного законодательства о государственной службе может предложить конкурсной комиссии полностью или частично отменить принятое решение (разд.11 правил проведения конкурса на занятие вакантной административной государственной должности).
Государство гарантирует свободу предпринимательской деятельности, обеспечивает ей поддержку и защиту. Так, право предпринимателей обеспечивается возможностью осуществления предпринимательской деятельности без получения чьих-либо разрешений (кроме лицензируемых видов деятельности); максимально простым явочным порядком регистрации всех видов предпринимательства во всех сферах экономики в одном регистрирующим органе; ограничением законодательными актами проверок предпринимательской деятельности, осуществляемых государственными органами; принудительным прекращением предпринимательской деятельности только по решению суда, вынесенному по основанию, предусмотренному законодательным актом; установлением законодательными актами перечня работ, видов товаров и услуг, которое запрещены для частного предпринимательства ; привлечением государственных органов, должностных лиц, а также иных лиц и организации к установленной законодательством имущественной ответственности перед предпринимателями за неправомерное воспрепятствование их деятельности; иными средствами, предусмотренными действующим законодательством(ст.10 ГК Республики Казахстан).








Глава 2. Особенности определения правового статуса субъектов и их правовых взаимоотношений.

2.1. Правовой статус работодателей.

Предприятие (учреждение, организация) представляет собой определенным образом организованный, юридический обособленный коллектив работников, ведущий определенную производственно-хозяйственную (коммерческую) деятельность и использующий в процессе этой деятельности соответствующую материально-техническую базу (здание, оборудование, транспорт и т.д.) Кроме общегражданских прав и обязанностей работники этих коллективов имеют специальное право и обязанности, связанные с их непосредственным участием в производственно-хозяйственной (коммерческой) деятельности и получившие закрепление в квалификационных характеристиках, должностных положениях, инструкциях и т.п. Предприятие (организация, учреждение) имеет определенную внутреннюю структуру, каждое подразделение выполняет свой возложенные на него задачи и функции. Организационное единство работодателя находит свое правовое оформление в соответствующем уставе или положении.
Коммерческие организации, преследующие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, могут быть созданы только в форме государственного предприятия, хозяйственного товарищества, акционерного общества, производственного кооператива. Организации, не преследующие цели извлечения прибыли и н распределяющие полученную прибыль между участниками, могут быть созданы в форме учреждения, общественного объединения, акционерного общества, потребительского кооператива, общественного фонда, религиозного объединения и в ин6ой форме, предусмотренной законодательными актами (ст. 34 ГК Республики Казахстан).
Правовой статус государственных предприятий определен Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу закона, от 10 июня 1995 г. «О государственном предприятии».
Учредительным документом государственного предприятия является устав, утвержденный его учредителем (уполномоченным органом). Государственное предприятие наделяется трудовой правосубъектностью и выступает в качестве работодателя с момента его регистрации. Уставом предусматриваются полномочия предприятия по приему на работу и увольнение с работы наемного персонала, организации труда работников, определяются взаимоотношения между предприятием и учредителем (уполномоченным органом), администрацией предприятия и его трудовым коллективом.
Важным элементом трудовой правосубъектности государственного предприятия является его способность производить оплату труда работников, Размер фонда оплаты труда (фонд потребления) предприятия ежегодно устанавливается уполномоченным органом. Формы оплаты труда, работников, штатное расписание, размеры должностных окладов, система премирования и иного вознаграждения определяется предприятием самостоятельно в пределах установленного фонда оплаты труда. Размеры должностных окладов руководителя предприятия, его заместителей, главного (старшего бухгалтера), система их премирования и иного вознаграждения устанавливаются уполномоченным органом.
Предприятие в праве самостоятельно устанавливать и другие условия труда (сокращенный рабочий день для отдельных категорий работников, дополнительные отпуска , льгот и т.д). В то же врмя на предприятие возлагается обязанность обеспечить условие труда, гарантированный законом минимум размера заработной платы, мера социальной защиты им др. Предприятие несет ответственность за вред причененный работникам увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей.
С целью обеспечения эффективного использования государственной собственности наблюдается тенденция усиления государственного управления предприятиями (со стороны уполномоченных органов). Органом предприятия как юридического лица является его руководитель, который назначается уполномоченным органом и ему подотчетен. Правовой статус руковдителя предприятия имеет специфические особенности. С одной стороны, он является наемным работником. В этом качестве уполномоченный орган оформляет отношение с рукроводителем предприятия посредством индивидуальноготрудового договора, в котором определяется права, обязанности и ответственность руководителя, услвия его труда, отдыха и материального обеспечения, срок договора и основания освобождения от занимаемой должности с учетом гарантий, предусмотренных законодательством, Руководитель несет персональную ответственность перед собственником за состояние дел на предприятии.
С другой стороны, руководитель предпроиятия осуществляет управленческие функции и наделяется в связи с этим определенными полномочиями. Он действует на принципах единоначалия и самостоятельно решает все вопросы деятельности предприятия в соответствии с его компетенцией, определяемой уставам предприятия и действующим законодательством. Руководитель без доверенности действует от имени предприятия, представляет его интересы во всех органах, распоряжается имуществом предприятия, заключает договоры, выдает доверенности, открывает банковские счета и совершает иные сделки, издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников .
Организационно-управленческие функции в отношении коллектива предприятия реализуются администрацией, состав который входят помимо руководителя его заместители и другие руководящие работники. Руководитель в пределах своей компетенции и в соответствии с трудовым законодательством принимает на работу и увольняет с работы работников предприятия, применяет меры поощрения и налагает взыскания на них. При этом номенклатура работников предприятия, которое назначаются на должность или освобождаются от должности уполномоченным органом по представлению руководителя, указывается в уставе.
Заместители руководителя назначаются на должность и освобождаются от должности уполномоченным по представлению руководителя предприятия
Компетенция заместителей руководителя и других руководящих работников предприятия устанавливается руководителем. Заместители руководителя в пределах своей компетенции действуют то имени предприятия, представляют его в государственных органах и в других предприятиях, могут совершать хозяйственные операции и заключать договоры без т доверенности, а также выдавать доверенности работникам предприятия.
В случае ликвидации или реорганизации предприятия увольняемым работникам гарантируется защита прав и интересов, установленных законодательством о труде.
Субъектом трудового права выступает трудовой коллектив предприятия. Взаимоотношения администрации и трудового коллектива определяются уставом предприятия. Трудовой коллектив есть совокупность всех работников, осуществляющих совместным трудом производственную деятельность предприятия на основе индивидуального трудового договора. В организационном отношении трудовое коллективы представляют как предприятие в целом, так и его структурные подразделение (цех, бригада и т. д.). Высшим органом трудового коллектива является общее собрание (конференция). Также формируется трудовое коллективы в корпоративных организациях. Так, лица работающие в производственном кооперативе по другому трудовому договору, составляют трудовой коллектив наемных работников (ст.23 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, от 5 октября1995 г. «О производственном кооперативе»).
Правотворческая деятельность трудового коллектива выражается в его непосредственном участии в локальном регулировании условий труда. Так, проект коллективного договора после обсуждения его работниками организации с учетом поступивших замечаний и предложений дорабатывается двусторонней комиссией, в которую входят равное количество представителей от работодателя и работников организации. Только после этого коллективный договор подписывается полномочными представителями сторон и становится локальным нормативным правовым актом.
Субъектам трудового права является производственный кооператив. Его правовое положение определяется Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу закона, от 5 октября 1995 г. «О производственном кооперативе ». Производственным кооперативом признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной предпринимательской деятельности, основанное на их личном трудовом участии и объединении его членами имущественных взносов (паев). Трудовая правосубъектность производственного кооператива возникает со дня регистрации его устава.
В производственный кооператив входят его члены и трудовой коллектив наемных работников, т.е. лиц, работающих в кооперативе по трудовому договору. Членам производственного кооператива может быть любое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, изъявившее желание быть членом кооператива и способное принимать личное трудовое участие в его деятельности. Члены кооператива достигшие пенсионного возраста, могут сохранить членство в кооперативе, на условиях, предусмотренных уставом кооператива.
Права и обязанности члена производственного кооператива определяют особенности содержания правового статуса данной коммерческой организации. Здесь имеет место тесное сочетание трудовых, организационных и имущественных отношений. Так, член производственного кооператива имеет право участвовать в управлении делами кооператива в порядке установленном учредительными документами; избирать и быть избранным в органы управление кооперативом, вносить предложения об улучшении деятельности кооператива, устранение недостатков в работе его органов и должностных лиц; получать полную информацию о деятельности кооператива, в том числе знакомиться с бухгалтерской и другой документацией; принимать участие в распределении полученной прибыли; получать долю прибыли, подлежащую распределению между членами кооператива, в соответствии со своим трудовым участием в его деятельности, если иной порядок не предусмотрен учредительными документами; получать оплату за свой труд в форме заработной платы ими в иной форме, установленной кооперативом ;на отдых, обеспечиваемый предоставлением выходных дней, а также ежегодных оплачиваемых отпусков продолжительностью н менее установленной законодательством для соответствующих категорий работников; на социальное страхование и социальное обеспечение и др.
Что касается обязанностей члена производственного кооператива, то он должен соблюдать требования, предусмотренные учредительными документами; выполнят решение общего собрания, выборных органов управления кооператива, принятых в соответствии с их компетенций; вносить имущественные взносы в порядке, способом и размере, установленных учредительными документами кооператива; осуществлять личное трудовое участие в деятельности кооператива; соблюдать производственную и трудовую дисциплину, правила охраны труда и техники безопасности; и другие обязанности.
Независимо от организационно-правовых форм предпринимательской деятельности должны быть обеспечены социальные гарантии при использовании труда граждан. В частности, предприниматель обязан обеспечить работникам условия труда, его оплату не ниже минимального размера, а также другие социально-экономические гарантии, включая условия социального обеспечения в соответствии с действующим законодательством. Коллективный договор (соглашение) между предпринимателем и трудовым коллективом или между уполномоченным органами, а также индивидуальный трудовой договор между предпринимателем и работником не должно противоречить законодательству о труде.
Запрещается предпринимательство руководителям государственных органов в течение их работы в этих органах . Запрещается также предпринимательство лицам, лишенным соответствующего права по приговору суда.
В качестве работодателей выступают также общественные, религиозные и другие организации, наделенные правами юридического лица. Трудовое правосубъектность данных организации имеет определенные особенности, вытекающие из их уставов. Так, религиозные объединения, образованные ими предприятие и учреждение вправе принимать на работу граждан в качествен работников с обязательным заключением письменного трудового договора. На граждан, работающих в религиозных объединениях, на их предприятиях и в учреждениях по трудовому договору, распространяется законодательство о труде порядок налогообложения наравне с работниками государственных и общественных предприятий (учреждений, организации). Налогообложение доходов от работы в религиозных объединениях, на их предприятиях и в учреждениях, получаемых гражданами, включая священнослужителей, осуществляется по ставкам, установленным для работником государственных предприятий, учреждений и организаций (ст.20 Закона республики Казахстан от 15 января 1992 г. «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях »).

2.2. Профессиональные союзы как субъект трудового права.

Профсоюзы являются специфическим субъектом трудового права.
С одной стороны, общей правовой режим создания и деятельности профсоюзов, их правосубъектности основные права и обязанности, а также гарантии их реализации вытекают из общих положений законодательства об общественных в Республики Казахстан, а с другой – определяются структура, статус и полномочие отдельных звеньев системы органов профсоюзов, в частности полномочья профсоюзных комитетов первичных профсоюзных организаций, отраслевых, территориальных и других органов профсоюзов. Непосредственная связь задач и функции профсоюзов с проблемами общественной организации труда очевидна. В условиях экономической реформы и становления рыночных отношений возрастает роль профсоюзов как субъектов трудового права, поскольку именно данная отрасль права связана с регулированием условия и организации труда, защита трудовых прав и законных интересов работников наемного труда.
Одной из сторон характеристики правового статуса профсоюзов является демократический порядок их образования и деятельности. Граждане имеют право объединятся в профессиональные союзы. Количество профсоюзов, создаваемых в рамках одной или групп профессий, не ограничивается, Всем профессиональным союзам предоставляются равные правовые возможности. Профсоюзы создаются по производственно - отраслевому принципу. Внутренняя структура профессионального союза определяется его уставом. Правоспособность профсоюза как юридического лица возникает с момента регистрации его устава. Профсоюзы могут на добровольных началах создавать свой объединения по производственному, отраслевому, территориальному и иным принципам, заключать друг с другом временные и постоянные договоры и соглашения, проводить совместные акции и мероприятия.
Законодательство о профсоюзах распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих и работающих в Республике Казахстан, а также может применяться к гражданам РК работающим в порядке командирования за пределами республики.
В то же время в законодательстве имеются случаи, когда запрещается создание профессиональных союзов. Так, согласно Конституции Республики Казахстан (ст.5) не допускается деятельность профессиональных союзов других государств и их финансирование иностранными юридическими лицами и гражданами, иностранными государствами и международными организациями. Особенности применения законодательства о профсоюзах в Вооруженных Силах, внутренних, пограничных, железнодорожных воинских, других воинских формированиях, органах внутренних дел, национальной безопасности определяются законодательством об этих формированиях.
Ядром правового статуса профессиональных союзов являются их правомочия и гарантии, закрепленные в законодательных актах.
Профсоюзам предоставлены следующие права:
-представлять и защищать права и интересы своих членов во взаимоотношениях с государственными и хозяйственными органами, общественными организациями, общественными организациями, предпринимателями и их объединениями (союзами, ассоциациями), предъявлять в суд иски в защиту прав и интересов своих членов, выступать в их интересах в суде и других органах, оказывать им иную правовую помощь, создавать юридические консультации и другие службы правовой помощи, участвовать в разрешении коллективных трудовых споров (конфликтов) в соответствии с законодательством, заключать соглашение и коллективные договоры;
- формировать денежные фонды социально-экономического назначения за счет собственных и привлеченных средств, предназначенные для финансирования мероприятий, вытекающих из реализации уставных задач и целей профсоюзов;
- ходатайствовать перед прокуратурой об опротестовании правовых актов, находящихся в сфере прокурорского надзора, ущемляющих права и законные интересы членов профсоюзов, о возбуждении дел против лиц, нарушающих законодательство о профсоюзах, охране труда и технике безопасности ;
- осуществлять общественный контроль в пределах предоставленных законодательством прав за соблюдением трудового, жилищного и пенсионного законодательства, об охране труда и профсоюзах в отношении своих членов и требовать устранение выявленных нарушении;
- принимать участие в пересмотре натурально-вещественной структуры и состава минимального потребительского бюджета и его отдельных потребительских корзин, в пересмотре оплаты труда, пенсий, пособий в зависимости от роста цел;
- посещать в лице свой представителей предприятия и рабочие места членов своего профсоюза;
- представлять и защищать социально-экономические права и интересы трудовых коллективов в соответствии с их поручением, заключать от имени коллективных договоров;
- организовывать и проводить в установленном законом порядке собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации, забастовки;
- заниматься издательской деятельностью, освещать свою деятельность в печати и других средствах массовой информации;
- на собственность. Речь идет о собственности профсоюзов на их предприятия, жилищный фонд, издательства, полиграфическую базу, лечебные учреждения, учреждение отдыха, образование, культуры, спортивные, детские и иные учреждения со зданиями и оборудованием, а также другое имущество, приобретенное за счет собственных средств профсоюзов;
- осуществлять производственную и хозяйственную деятельность.
Профсоюзы и их органы в соответствии с законодательством являются юридическими лицами. Эта дает им правомочие осуществлять внешнеэкономическую деятельность, создавать предприятие , культурные, учебные, лечебные, спортивные, спортивно-оздоровительные и другие учреждения, банки, страховые и акционерные общества, участвовать в создании и деятельности совместных предприятий, организовывать и проводить лотерей, благотворительные мероприятия, страхование своих членов, формировать фонды солидарность, культурно-просветительские и социально-экономические фонды, а также осуществлять иную не запрещенную законом производственную и хозяйственную деятельность в соответствии со своими целями и уставными задачами.
Законодательством Республики Казахстан, соглашениями и договорами с работодателями могут устанавливаться иные права профессиональных союзов.
Из приведенного перечня полномочий профессиональных союзов видно, что они выражают главным образом основную функцию профсоюзов представлять и защищать трудовые и социально-экономические права и интересы своих членов, наряду с защитной функцией сохранились функции профсоюзов к осуществлению общественного контроля за соблюдением трудового законодательства, надзора за охраной труда, участию в правотворческой и правоприменительной деятельности по вопросам своей компетенции. По мимо вышеперечисленных правомочий профсоюзы могут использовать все другие способы защиты прав и законных интересов своих членов, не противоречащие действующему законодательству. Порядок реализации полномочии профсоюзов определяется их уставами и соответствующим законодательством организации. Так, полномочии профкомов предприятии определяется действующим законодательством о профессиональных союзах, уставами профессиональных союзов решениями трудовых коллективов, коллективными договорами при условии, если профсоюзный комитет уполномочен трудовым коллективом представлять его интересы), соглашениями профсоюзов и их комитетов с администрации предприятия либо с собственником не государственного предприятия.
Защита трудовых и социально экономических прав и интересов профсоюза. Законодательством Республики Казахстан определены права профсоюзов в области установления условий и оплаты труда, охраны труда и безопасности на производстве, занятости, жилищных условии, социального страхования и охраны здоровья работников, пенсионного обеспечения. Профессиональный союз защищает трудовые и социально-экономические права и интересы своих членов путем: оказания правовой и консультативной помощи при заключении членов профсоюза;
Индивидуального трудового договора (соглашение) с работодателем; обращения в суд с заявлением защиту прав и охраняемых законом интересов своих членов; участие в суде при рассмотрении дела; заключение с работодателем от имени своих членов коллективного договора, соглашение, охватывающего членов профсоюза, а также других членов трудового коллектива, не возражающих принять участие в этом договоре. Профсоюзы принимают участие в формировании социально-экономической политики государства. Так, профессиональные союзы разрабатывают планы и программы борьбы с безработицей и обеспечением занятости, защите высвобождаемых работников, мероприятий по установлению прожиточного минимума и его соблюдению, индексации доходов, повышению минимального уровня заработной платы, пенсий, стипендий и пособий, вносят их в качестве предложений в соответствующие государственные органы. Такое содержание указанных прав профсоюзов объясняется тем, что государству принадлежит ведущая роль в формировании политики в области экономики и социальной сферы. Через свои органы государство управляет отраслями экономики и социальной сферы в масштабе республики. Вместе с тем государственные органы рассматривают и принимают решения по указанным вопросам, как правила, с учетом предложении профсоюзных органов.
Установление условии труда. Правомочия по установлению условии и организации труда законодательством предоставленный преимущественно первичным профсоюзным организациям – профсоюзным комитетам предприятий. Профкомы осуществляют данную функцию в пределах своей компетенции с учетом тенденции усиления государственного регулирования деятельности предприятий, обеспечения эффективного использования государственной собственности. Это выражается в том, что руководитель предприятия несет персональную ответственность перед собственником за состояние дел на предприятии, а потому действует на принципах едино наличия и самостоятельно решает все вопросы деятельности предприятия в соответствии с его компетенцией, определяемой Указом Президента Республики Казахстан имеющим силу закона, от 19 июня 1995 г. «О государственном предприятии» и уставом предприятия. Иначе говоря, администрации принадлежит ведущая роль в организации производства и управлении деятельностью предприятия в целом.
Прежде всего, следует назвать коллективный договор и другие соглашения, устанавливающие условия труда, как средства согласования интересов собственника предприятия (работодателя, предпринимателя) и трудового коллектива, заключаемых на основе действующего законодательства и предусматривающих взаимные обязательства сторон коллектива в процессе подписания договора либо поручить им общее представительство, решается на общем собрании (конференции) коллектива.
Действующим законодательством предусматриваются гарантии прав и осуществлении деятельности профессиональных союзов в Республике Казахстан. Они предусмотрены Конституцией и другими законодательными актами. Воспрепятствования созданию профессионального союза, а равно противодействие его деятельности преследуются по закону.
Государство обеспечивает соблюдение предоставленных профсоюзам прав и гарантирует условия для выполнения ими уставных задач, Запрещаются любые действия, целью которых является прямо или косвенно подчинить профсоюзы каким либо органом и организациям или ограничить их в правах, а также препятствующие предусмотренной законом и уставом (иными основополагающими документами) деятельности профсоюзов. Органы государственного управления обязаны предоставлять профсоюзным органам информацию по вопросам, связанным с защитой прав свой2х членов (ст.18 Закона Республики Казахстан «О профессиональных союзах»). Законодательством предусмотрено также запрещение дискриминации граждан по признаку принадлежности к профессиональным союзов. Принадлежность к профсоюзам не влечет за собой какого-либо ограничение трудовых, социально-экономических, политических ,
Личных прав и свобод граждан, гарантируемых законодательством. Запрещается обусловливать прием на работу, продвижение по работе, а также увольнение работников по причине принадлежности к определенному профсоюзу, вступлением или выходом из него.
Законодательством предусмотрена ответственность должностных лиц за нарушение прав и законных интересов профсоюза. Так, воспрепятствование законной деятельности профессиональных союзов должностным лицом с использованием служебного положения, а равно вмешательство в законную деятельность профсоюзов, совершенное должностным лицом с использованием своего служебного положения, повлекшее за собой существенное нарушение этих прав и законных интересов, наказываются штрафом и установленном размере, либо исправительными работами, либо арестом, либо лишением свободы в установленном порядке (ст.150 УК Республики Казахстан). Соответствующие наказание несут должностные лица за нарушение законодательства о труде, правил техники безопасности, промышленной санитарии и иных правил охраны труда; за принуждение к участию в забастовке или к отказу от участия в законной забастовке; за незаконное воспрепятствование проведению собрание, митинга, демонстрации, шествия, пикетирование или участию в них; и др.
Профессиональные союзы не отвечают по обязательствам государства, работодателей и других хозяйственных субъектов. В свою очередь, государство, работодатели и другие хозяйствующие субъекты не отвечают по обязательствам профсоюзов.

2.2. Участие профсоюзов в регулировании трудовых отношений.

В зависимости от уровня государственный орган может быть республиканским, региональным и местным. К республиканскому относится государственный орган, деятельность которого осуществляется и его полномочия распространяются на территорию всей республики. К региональному относится государственный орган, деятельность которого осуществляется его полномочия распространяются на территорию двух и более областей. К местному (областной, города республиканского значения или столицы, городского и пр.) относится государственный орган, деятельность которого осуществляется и его полномочия распространяются на территорию соответствующей административно-территориальной единицы. Учредительными документами государственного органа является акт о создании этого органа и Положение о нем.
Государственный орган возглавляет первый руководитель назначаемый на должность и освобождаемый от должности соответствующим должностным лицом государства или государственным органом.
Особое правовое положение имеют государственные служащие. Согласно Закону Республики Казахстан от 23 июля 1999 г. «О государственной службе» государственным служащим является гражданин Республики Казахстан, занимающий в установленном законодательством порядке оплачиваемую из республиканского или местного бюджета либо из средств Национального банка Республики Казахстан должность в государственном органе и осуществляющий должностные полномочия от имени государственного органа в целях реализации задач и функции государства. Основными критериями классификации государственных служащих являются организационно-правовой уровень органа, в котором они осуществляют государственную службу, объем и характер компетенции на конкретной должности, роль и место должности в структуре государственного органа. В зависимости от этого в состав должностей государственных служащих входят политические и административные должности госслужащих.
К политическим относятся государственные служащие, деятельность которых имеет политико-определяющий характер и которое несут ответственность за реализацию политических целей и задач. Соответственно к политическим относятся должности, которые занимаются политическими государственными служащими, назначенными Президентом Республики Казахстан, их заместителями; назначенными Президентом Республики Казахстан и Председателями палат Парламента, их заместителями; лицами, являющимися представителями Президента и Правительства в соответствии с Конституцией, а также руководителями, возглавляющими центральные исполнительные органы и ведомства, их заместители.
К административным государственным служащим относятся лица, которые не входят в состав политических государственных служащих и осуществляют должностные полномочия на постоянной профессиональной основе в государственном органе. Порядок отнесения административных должностей по категориям утверждается Президентом Республики Казахстан по представлению уполномоченного государственного органа.
Для политических государственных служащих категории должностей не устанавливаются. Права особо следует выделить Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан. Оно обозначается в законодательстве как уполномоченный государственный орган по труду- центральный исполнительный орган , осуществляющий свой полномочия в сфере трудовых отношений в соответствии с действующим законодательством. Основными задачами министерства являются: реализация государственной стратегии в области труда, занятости населения, эффективного исполнения трудовых ресурсов, адресной поддержки населения; реализация пенсионной реформы, разработка и реализация основных направлений социальной политики, координационно-методическое обеспечение выполнения; разработка и реализация мер по снижению бедности, повышению уровня жизни и доходов населения, по организации нормирования и совершенствования оплаты труда; осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства о труде, пенсионном обеспечении, охране труда и занятости населения и др.
В соответствии с возложенными задачами министерство труда осуществляет подготовку и реализацию предложений по регулированию системы социального партнерства в области социально-экономических и трудовых отношений, участие в разрешений трудовых конфликтов ; анализ; прогнозирование спроса и предложений на рабочую силу на основе создания республиканской базы данных по рынку труда и вакансиям и информирования населения, местных исполнительных органов. Правительства Республики Казахстан о состоянии рынка труда; разработку программ занятости населения, включающих вопросы создания рабочих мест, организации общественных работ, профессиональной полготовки переподготовки безработных, содействия безработным в трудоустройстве, создания и поддержки информационной базы данных по вопросам занятости.
Министерство труда и социальной защиты принимает участие в формировании государственного заказа на подготовку кадров в соответствии с потребностями рынка и в условиях развития рыночных отношений; в разработке региональных программ по социально-трудовым вопросам. При рассмотрении предложений о инвестиционному программам министерство разрабатывает.
К государственным служащим не относятся лица, осуществляющие техническое обслуживание и обеспечивающие функционирование государственных органов и их аппаратов . Перечень таких лиц устанавливается правительством республики.
Законодательством установлены ограничения, связанные с пребыванием на государственной службе , так государственный служащий не вправе быть депутатом представительных органов и членом органов местного самоуправления; заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельностью; заниматься предпринимательской деятельностью, в том числе участвовать в управлении хозяйствующим субъектами, независимо от её организационно-правовой формы, если непосредственное участие в управлении хозяйствующим субъектом не входит в его должностные обязанности в соответствии с действующим законодательством ; быть представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на службе, либо непосредственно ему подчиненным или подконтрольном; использовать в неслужебных целях средства материально- технического, финансового и информационного обеспечения его служебной деятельности, другое государственное имущество и служебную информацию; участвовать в действиях, препятствующих нормальному функционированию государственных органов и выполнению служебных обязанностей, включая забастовки; в связи с исполнением должностных обязанностей пользоваться в личных целях услугами граждан и юридических лиц (ст.10 Закона Республики Казахстан « О государственной службе»).
В соответствии с действующим законодательством государственный служащий обязан на время прохождения государственной службы передавать в доверительное управление находящиеся в его собственности дом (пакет акций) в уставном капитале коммерческих организаций и иное имущество, использование которого влечет получение доходов, за исключением денег, законно принадлежащих этим, лицам а также иного имущества, переданного в имущественный наем.
Среди государственных органов как субъектов трудового права и вносит предложение о необходимости создания дополнительных рабочих мест с учетом ситуации на рынке труда. Важное место в деятельности министерства занимает совершенствование оплаты труда работников государственных органов и других организаций, содержащихся за счет государственного бюджета (кроме государственных служащих); тарифное и регионально регулирование труда; организация нормирования труда, определение квалификационных требований для работников государственных учреждении , не являющихся государственными органами, и других организации, содержащихся за счет государственного бюджета, на основе тарифно-квалификационных справочников, квалификационных справочников должностей служащих классификатора профессий рабочих и служащих и др.
Министерство труда и социальной защиты населения принимает нормативные правовые акты по охране труда, а также организационно-методические и общетехнические требования по охране труда; утверждает нормы по труду. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС), Квалификационный справочник должностей служащих. Классификатор профессий рабочих и должностей служащих, инструкции, разъяснения, рекомендации по вопросам организации, нормирования и оплаты труда; регистрирует и осуществляет контроль за выполнением областных и отраслевых (тарифных) соглашений по социально-экономическим и трудовым вопросам; осуществлять государственный контроль за соблюдением законодательства о труде, охране труда, занятости и пенсионном обеспечении ;лицензирует деятельность, связанную с привлечением иностранной рабочей силы, а также вызовом рабочей силы из Республики Казахстан за границу; выдает разрешение в пределах установленной квоты работодателям на привлечение иностранной рабочей силы и др.
Таким образом, Министерство труда и социальной защиты населения по своим функциям и полномочиям является функциональным органом, осуществлять межотраслевое управление по вопросам труда и социальной защиты населения. К числу субъектов трудового права относятся и другие государственные органы. Например, Министерство сельского хозяйства республики осуществляет государственный контроль за охраной труда, противопожарной безопасностью, техническим состоянием машинно-тракторного парка; Агентство по чрезвычайным ситуациям осуществляет контроль и надзор за безопасным ведением работ в промышленности и горный надзор и др.
Профессиональные союзы как субъекты трудового права.
Профсоюзы являются специфическим субъектом трудового права. С одной стороны, общий правовой режим создания и деятельности профсоюзов, их правосубъектность, основные права и обязанности, а также гарантии их реализации вытекают из общих положений законодательства об общественных объединениях в Республике Казахстан, а с другой - определяются структура, статус и полномочия отдельных звеньев системы органов профсоюзов, в частности полномочия профсоюзных комитетов первичных профсоюзных организаций, отраслевых , территориальных и других органов профсоюзов. Непосредственная связь задач и функций профсоюзов с проблемами общественной организации труда очевидна. В условиях экономической реформы и становления рыночных отношений возрастает роль профсоюзов как субъектов трудового права, поскольку именно данная отрасль права связана с регулированием условий труда и организации труда, защитой трудовых прав и законных интересов работников наемного труда.
Одной из сторон характеристики правового статуса профсоюзов является демократический порядок их образования и деятельности. Граждане имеют право объединятся в профессиональные союзы. Количество профсоюзов, создаваемых а рамках одной или групп профессий, не ограничивается. Всем профессиональным союзам предоставляются равные правовые возможности. Профсоюзы создаются по производственно- отраслевому принципу. Внутренняя структура профессионального союза определяется его уставом. Правоспособность профсоюза как юридического лица возникает с момента регистрации его устава. Профсоюзы могут на добровольных началах создавать свои объединения по производственному, отраслевому, территориальному и иным принципам, заключать друг с другом временные и постоянные договоры и соглашения , проводить совместные акции и мероприятия.
Законодательство о профсоюзах распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих и работающих в Республике Казахстан, а также может применятся к гражданам Республики Казахстан, работающим в порядке командирования за пределами республики.
В то же время в законодательстве имеются случаи, когда запрещается создание профессиональных союзов. Так, согласно Конституции Республики Казахстан (ст.5) н допускается деятельность профессиональных союзов других государств и их финансирование иностранными юридическими лицами и гражданами, иностранными государствами и международными организациями. Особенности применения законодательства о профсоюзах в Вооруженных Силах, внутренних, пограничных, железнодорожных войсках, других воинских формированиях, органах внутренних дел, национальной безопасности определяются законодательством об этих формированиях.
Ядром правового статуса профессиональных союзов являются их правомочия и гарантии, закрепленные а законодательных актах. Профсоюзам предоставлены следующие права:
- представлять и защищать права и интересы своих членов во взаимоотношениях с государственными и хозяйственными органами, общественными организациями, предпринимателями и их объединениями (союзами, ассоциациями), предъявлять в суд иски в защиту права и интересов своих членов, выступать в их интересах в суде и других органах, оказывать им иную правовую помощь, создавать юридические консультации и другие службы правовой помощи, участвовать в разрешении коллективных трудовых споров (конфликтов) в соответствии с законодательством, заключать соглашения и коллективные договоры;
- Формировать денежные фонды социально-экономического назначения за счет собственных и привлеченных средств, предназначенные для финансирования мероприятий, вытекающих из реализации уставных задач и целей профсоюзов;
- Обжаловать в суд акты органов государственного управления, ущемляющие права и законные интересы членов профсоюзов;
- Обращаться в государственные органы об отмене полностью или частично либо изменении принятых ими правовых актов, ущемляющих права и законные интересы членов профсоюзов;
- ходатайствовать перед прокуратурой об опротестовании правовых актов, находящихся в сфере прокурорского надзора, ущемляющих права и законные интересы членов профсоюзов, о возбуждении дел против лиц, нарушающих законодательство о профсоюзах, охране труда и технике безопасности;
- осуществлять общественный контроль в пределах предоставленных законодательством прав за соблюдением трудового, жилищного и пенсионного законодательства, законодательства об охране труда и профсоюзах в отношении своих членов и требовать устранения выявленных нарушений;
- принимать участие в пересмотре натурально-вещественной структуры и состава минимального потребительского бюджета и его отдельных потребительских корзин, в пересмотре оплаты труда, пенсий и пособий в зависимости от роста цен;
- посещать в лице своих представителей предприятия и рабочие места членов своего профсоюза;
- представлять и защищать социально-экономические права и интересы трудовых коллективов в соответствии с их поручением, заключать от их имени коллективные договоры;
- организовывать и проводить в установленном законом порядке собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации, забастовки;
- заниматься издательской деятельностью, освещать свою деятельность в печати и других средствах массовой информации;
- на собственность. Речь идет о собственности профсоюзов на их предприятия, жилищный фонд, издательства, полиграфическую базу, лечебные учреждения отдыха, образования, культуры, спортивные, детские и иные учреждения со зданиями и оборудованием, а также другое имущество, приобретенное за счет собственных средств профсоюзов;
- осуществлять производственную и хозяйственную деятельность.
Профсоюзы и их органы в соответствии с законодательством являются юридическими лицами. Это дает им правомочия осуществлять внешнеэкономическую деятельность, создавать предприятия, культурные, учебные, лечебные, спортивные, спортивно-оздоровительные и другие учреждения, банки, страховые и акционерные общества, участвовать в создании и деятельности совместных предприятий, организовать и проводить лотереи, благотворительные мероприятия, страхование своих членов, формировать фонды солидарности, культурно-просветительские и социально-экономические фонды, а также осуществлять иную не запрещенную законом производственную и хозяйственную деятельность в соответствии со своими целями и уставными задачами.
Законодательством Республики Казахстан, соглашениями и договорами с работодателями могут устанавливаться иные права профессиональных союзов.
Из приведенного перечня полномочий профессиональных союзов видно, что выражают главным образом основную функцию профсоюзов представлять и защищать трудовые и социально-экономические права и интересы своих членов. Наряду с защитной функцией сохранились функций профсоюзов по осуществлению общественного контроля за соблюдением трудового законодательства, надзора за охраной труда, участию в правотворческой и правоприменительной деятельности по вопросам своей компетенции. Помимо вышеперечисленных правомочий профсоюзы могут использовать все другие способы защиты прав и законных интересов своих членов, не противоречащие действующему законодательству. Порядок реализации полномочий профсоюзов определяется их уставами и соответствующим законодательством.
Следует особо выделить порядок формирования полномочий профсоюзных комитетов как первичных профсоюзных организаций. Так, полномочия профкомов предприятий определяются действующим законодательством о профессиональных союзах, уставами профессиональных союзов, решениями трудовых коллективов, коллективными договорами (при условии, если профсоюзный комитет уполномочен трудовым коллективом представлять его интересы),соглашениями профсоюзов и их комитетов с администрацией предприятия.
Установленные условия труда. Правомочия по установлению условий и организации труда законодательством предоставлены преимущественно первичным профсоюзным организациям - профсоюзным комитетам предприятий. Профкомы осуществляющие данную функцию в пределах своей компетенции с учетом тенденции усиления государственного регулирования деятельности предприятий, обеспечения эффективного использования государственной собственности. Это выражается в том, что руководитель предприятия несет персональную ответственность перед собственником за состояние дел на предприятии, а потому действует на принципах единоначалия и самостоятельно решает все вопросы деятельности предприятия в соответствии с его компетенцией, определяемой Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу закона, от 19 июня 1995 г. «О государственном предприятии» и уставом предприятия. Иначе говоря, администрации принадлежит ведущая роль в организации производства и управлении деятельностью предприятия в целом.
Прежде всего, следует назвать коллективный договор и другие соглашения, устанавливающие условия труда, как средство согласования интересов собственника предприятия (работодателя, предпринимателя) и трудового коллектива, заключаемых на основе действующего законодательства и предусматривающих взаимные обязательства сторон по решению социально-экономических вопросов. При помощи коллективно- договорного метода представляется возможность согласовать и установить систему оплаты труда; размеры минимальных тарифных ставок и должностных окладов; порядок компенсации доходов работников, связанных с ростом цен на товары и услуги; порядок и условия страхования работников на случай потери ими работы, меры, защиты на случай временной приостановки производства; увеличение срока выплаты и размера пособий по безработице; условия труда и быта; занятость и переобучение работников; вопросы развития производства и другие положения по трудовым и социально-экономическим вопросам.
Контрольные функции профсоюзов. В соответствии с законодательством профессиональные союзы осуществляют общественный контроль в области охраны труда, соблюдении трудового законодательств.
К числу основных принципов национальной политики в области охраны труда относится всемерная поддержка деятельности представительных организаций работников, работодателей, общественных организаций (в том числе профсоюзных), предприятий и отдельных лиц, направленная на обеспечение охраны труда.
Профессиональные союзы защищают право работников на охрану труда перед собственником, государственными и хозяйственным органами, осуществляют контроль за его реализацией, участвуют в разработке программ, законодательных и подзаконных нормативных правовых актов по охране труда.
Представители профсоюзов участвуют в расследовании несчастных случаев на производстве, проводят проверки состояния охраны труда, выполнения мероприятий по его улучшению, предусмотренных коллективными договорами на предприятиях, и по их результатам вносят предложения об устранении выявленных нарушений. В случае возникновения непосредственной угрозы здоровью или жизни работников профсоюзы имеют право вносить предложения о приостановке в установленном порядке работ до ее устранения.
Кроме того, профсоюзы могут обращаться с исковым заявлением в суд в защиту прав работников на возмещение вреда, причиненного увечьям или иным повреждением здоровья в связи с исполнением трудовых обязанностей, и в других случаях ущемления права работников на охрану труда (ст. 25 Закона Республики Казахстан от 22 января 1993 г. «Об охране труда»).
Участие в правотворческой и правоприменительной деятельности.
Профсоюзные органы вправе вносить предложения по разработке нормативно-правовых актов по вопросам своей компетенции или передавать на рассмотрение уполномоченных органов инициативные проекты таких актов. Уполномоченные органы могут принять их в качестве основы для разрабатываемых ими проектов или признать их дальнейшую разработку и принятие нецелесообразными (ст.13 Закона республики Казахстан «О нормативных правовых актах»).
Специфической формой участия профсоюзных комитетов предприятий в правотворческой и соответственно правоприменительной деятельности является локальное правотворчество. Положение коллективных договоров по общим вопросам условий труда, затрагивающим интересы всего коллектива либо отдельных групп работающих, приобретают признаки правовых норм и способны восполнять пробелы в действующем законодательстве о труде.
Другой правовой формой регулирования условий труда с участием профсоюзов являются коллективные соглашения. В отличие от коллективных договоров, разрабатываемых и заключаемых на предприятиях, соглашения имеют свои более широкие сферы и особенности применения. Соглашения разрабатываются и заключаются на уровне регионов, отраслей и профессий. В соответствии с постановлением Президента Республики Казахстан от19декабря 1994 г. «О социальном партнерстве а области социально-экономических отношений» сложилась практика ежегодного заключения на республиканском уровне Генерального соглашения по трудовым и социально-экономическим вопросам между Правительством Республики Казахстан, республиканским объединением профсоюзов и республиканским объединением работодателей. Соответственно отраслевые (тарифные) соглашения разрабатываются и принимаются органами государственного отраслевого управления, отраслевыми объединениями профсоюзов и работодателей.
Одним из важных элементов правового статуса профсоюзов является закрепление в законодательстве их права представительства интересов не только своих членов, но и трудовых коллективов. Например по поручению трудового коллектива профсоюзов в лице своего органа может представлять его при заключении коллективного договора с работодателем, осуществлять контроль за его исполнением, предъявлять в суд иски, направленные на защиту прав и интересов трудового коллектива и отдельных его членов, осуществлять другие действия, связанные с реализацией прав трудового коллектива и их защитой. При осуществлении на предприятиях нескольких профсоюзных организаций вопрос о том что, органу какой из них предоставить право выступать от имени трудового коллектива в процессе подписания договора либо поручить им общее представительство, решается на общем собрании (конференции) коллектива.
Действующим законодательством предусматриваются гарантии прав и осуществления деятельности профессиональных союзов в Республике Казахстан. Они предусмотрены Конституцией и другими законодательными актами. Воспрепятствование созданию профессионального союза, а равно противодействие преследуется по закону. Государство обеспечивает соблюдение предоставленных профсоюзам прав и гарантирует условия для выполнения ими уставных задач. Запрещаются любые действия, целью которых является прямо или косвенно подчинить профсоюзы к каким-либо органам и организациям или ограничить их в правах, а также препятствующие предусмотренной законом и уставом (иными основополагающими документами) деятельность профсоюзов. Органы государственного управления обязаны предоставлять профсоюзным органам информацию по вопросам, связанным с защитой прав своих членов (ст.18 Закона Республики Казахстан «О профессиональных союзах»).
Законодательством предусмотрено также запрещение дискриминации граждан по признаку принадлежности к профессиональным союзам. Принадлежность к профсоюзам не влечет за собой какого-либо ограничения трудовых, социально-экономических, политических, личных прав и свобод граждан, гарантируемых законодательством. Запрещается обусловливать прием на работу, продвижение по работе, а также увольнение работников по причине принадлежности к определенному профсоюзу, вступлением или выходом из него.
Коллективными договорами и соглашениями могут быть предусмотрены условия освобождения от производственной работы и порядок оплаты членов выборных профсоюзных органов для выполнения общественных обязанностей в интересах своих членов, на время профсоюзной учебы, участия в качестве делегатов на съездах, конференциях, созываемых профсоюзами, а также в работе их пленумов и президиумов.
Профессиональные союзы также несут ответственность в установленном порядке за незаконность своих действий. Так, в случае, если незаконная забастовка проводилась по инициативе профсоюза, возмещение вреда производится за счет его средств. Размер возмещения вреда, причиненного работодателю, другим организациям или гражданам, а также убытков, понесенных самой организацией, проводится в судебном порядке (ст.19 Закона Республики Казахстан от8 июля 1996 г. «О коллективных трудовых спорах и забастовках»).
Права профессиональных союзов.
Профессиональные союзы имеют право:
- Представлять и защищать права и интересы своих членов во взаимоотношениях с государственными и хозяйственными органами, общественными организациями, предпринимателями и их объединениями (союзами, ассоциациями), предъявлять в суд иски в защиту прав и интересов своих членов, выступать и их интересах в суде, других органах, оказывать им иную помощь, создавать юридические консультации и другие службы правовой помощи и участвовать в разрешении коллективных трудовых споров (конфликтов) в соответствии с законодательством, заключать соглашения и коллективные договоры;
- Формировать денежные фонды;
- обжаловать в суд акты органов государственного управления, ущемляющие права и законные интересы членов профсоюза;
- обращаться в органы государственной власти и управления об отмене полностью или частично либо изменении принятых ими правовых актов, ущемляющих права и законные интересы членов профсоюза;
- ходатайствовать перед прокуратурой об опротестовании правовых актов, находящихся а сфере прокурорского надзора, ущемляющих прав и законные интересы членов профсоюза, о возбуждении дел против лиц, нарушающих законодательство о профсоюзах, охране труда и технике безопасности;
- осуществлять общественный контроль в пределах предоставленных законодательством прав за соблюдением трудового, жилищного и пенсионного законодательства об охране труда и профсоюзах в отношении своих членов и требовать устранения выявленных нарушений;
- принимать участие в пересмотре натурально-вещественной структуры и состава минимального потребительского бюджета и его отдельных потребительских корзин, в пересмотре оплаты труда , пенсий и пособий в зависимости от роста цен;
- посещать в лице своих представителей предприятия и рабочие места членов своего профсоюза;
- представлять и защищать социально-экономические интересы трудовых коллективов в соответствии с их поручением, заключать от их имени коллективные договоры;
- организовывать и проводить в установленном законом порядке собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации, забастовки;
- заниматься издательской деятельностью, освещать свою деятельность в печати и других средствах массовой информации, на предприятиях;
- на собственность;
- осуществлять производственную и хозяйственную деятельность.
Государство осуществляет защиту прав и интересов профсоюзов и устанавливает гарантии их деятельности.
Законодательством Республики Казахстан, соглашениями и договорами
с работодателями могут устанавливаться иные права профессиональных союзов.
Порядок реализации полномочий профсоюзов определяется соответствующим законодательством и уставом профсоюза.

Защита трудовых и социально-экономических прав и интересов профсоюза. Законодательством Республики Казахстан определены права профсоюзов в области установления условий и оплаты труда, охраны труда и безопасности на производстве, занятости, жилищных условий, социального страхования и охраны здоровья работников, пенсионного обеспечения. Профессиональный союз защищает трудовые и социально-экономические права и интересы своих членов путем: оказания правовой и консультативной помощи при заключении членом профсоюза индивидуального трудового договора (соглашения) с работодателем;
Обращение в суд с заявлением в защиту прав и охраняемых законом интересов своих членов; участие в суде при рассмотрении дела; заключения с работодателями от имени своих членов коллективного договора, соглашения, отхватывающего членов профсоюза, а также других, членов трудового коллектива, не возражающих принять участие в этом договоре.
Профсоюзы принимают участие в формировании социально-экономической политики государства. Так, профессиональные союзы разрабатывают планы и программы по социальной и экономической защите своих членов, включая программы борьбы с безработицей и обеспечением занятости, защите высвобождаемых работников, мероприятий по установлению прожиточного минимума и его соблюдению, индексации доходов, повышению минимального уровня заработной платы , пенсий, стипендий и пособий, вносят их в качестве предложений в соответствующие государственные органы. Такое содержание указанных прав профсоюзов объясняется тем, что государству принадлежит ведущая роль в формировании политики в области экономики и социальной сферы. Через свои органы государства управляет отраслями экономики и социальной сферы в масштабе республики. Вместе с тем государственные органы рассматривают и принимают решение по указанным вопросам, как правило, с учетом предложений профсоюзных органов.
Защита прав и интересов трудовых коллективов.
По поручению трудового коллектива профсоюзов в лице своего органа может представлять его при заключении коллективного договора с работодателем, осуществлять контроль за его исполнением, предъявлять в суд иски, направленные на защиту прав и интересов трудового коллектива и отдельных его членов, осуществляет другие действия, связанные с реализацией прав трудового коллектива и их защитой.
Ликвидация предприятия, его структурных подразделений или изменение форм собственности и пользования, полная или частичная приостановка производства по инициативе администрации, собственника, влекущие за собой сокращение рабочих мест или ухудшение условий труда, могут осуществляться лишь при условии предварительного уведомления, не менее чем за два месяца, соответствующих профсоюзов и проведения с ними переговоров по соблюдению прав и интересов трудящихся.
Осуществление общественного контроля за соблюдением прав членов профсоюза.
Профессиональные союзы осуществляют общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов своих членов, а также других членов трудового коллектива, если решением общего собрания (конференции) этого коллектива профсоюз уполномочен представлять их интересы.
В ходе осуществления проверок представители профсоюзов имеют право доступа на рабочие места своих членов и на получение соответствующей информации от администрации.
Противодействие и воспрепятствование проводимым в этих целях проверкам со стороны работодателя и его администрации преследуются по закону.
Организация и проведение собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, забастовок.
Профессиональный союз по поручению трудового коллектива организует и проводит в установленном законом порядке собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации, забастовки и другие акции, используя их как средство борьбы за улучшение условий труда, повышение заработной платы, сокращение безработицы, консолидации трудящихся в борьбе за свои трудовые права и социально-экономические интересы, защиты от произвола работодателей, воздействия на государственные органы с целью проведения той социально-экономической политики, которая отвечала бы нуждам членов профсоюза.
Профсоюзы могут объединять свои усилия для проведения совместных акций протеста и проводить такие акции в знак солидарности с другими профсоюзами и группами трудящихся.
Денежные фонды профессиональных союзов.
Профессиональные союзы могут формировать за счет собственных и привлеченных средств денежные средств денежные фонды социально-экономического назначения, предназначенные для финансирования мероприятий, вытекающих из реализации уставных задач и целей профсоюзов.
Профсоюзы и охрана труда на предприятиях Казахстана.
Новые производственные и трудовые отношения привели к тому, что нарушение законодательства, несоответствующие нормам условия труда работников, уровень производственного травматизма и профессиональных заболеваний стали социально опасными явлениями в обществе.
Говоря о состоянии охраны труда в целом по республике, хочется отметить, что Федерация профсоюзов, ее членские организации, профсоюзные комитеты организаций на местах проводят целенаправленную работу по защите прав работников на охрану труда перед работодателем и государственными органами. Прежде всего эти усилия направлены на создание механизма организации общественного контроля в сфере безопасности и охраны труда, института уполномоченных инспекторов профсоюзов, разработку положений о комиссии профкому по охране труда, уточнение порядка участия профсоюзов в расследовании несчастных случаев.
Хорошим подспорьем в провидимой работе стали заключаемые ежегодно отраслевые (тарифные), региональные соглашения и коллективные договоры. В них отдельными разделами находят отражение взаимные обязательства по созданию в организациях здоровых и безопасных условий труда, своевременному предупреждению аварий, травматизма и профессиональных заболеваний. В них также уделяется внимание обеспечению работников средствами индивидуальной защиты санитарно-бытовыми помещениями, проведению аттестации рабочих мест, обучению специалистов правилам и нормам охраны труда, возмещению ущерба при потере трудоспособности на производстве, предусматриваются гарантии и компенсации за вредные условия труда.
В последние годы в регионах практикуется такая, хорошо зарекомендовавшая себя форма работа, как взаимодействие профсоюзных органов с государственными инспекциями труда областных департаментов для осуществления государственного и общественного контроля, проведения совместных плановых проверок по соблюдению действующего законодательства об охране труда на предприятиях и в организациях.
В целях повышения активности работодателей, первичных профсоюзных организаций и массового участия работников в создании безопасных условий труда, снижении травматизма Федерацией профсоюзов ежегодно проводится Республиканской общественный смотр условий труда и быта на предприятиях и в организациях.
В ходе проведенного в 2001 году смотра поступило более 350 предложений, направленных на совершенствование технологических процессов, улучшение условий и охраны труда. По его итогам 42 коллектива работников организаций, добившихся положительных результатов а создании условий труда и быта на производстве были признаны победителями и награждены дипломами Федерации профсоюзов.
Думаю, что в этой важной работе социальные партнеры должны действовать в единой связке, с единой целью – сохранить в процессе трудовых отношений жизнь и здоровье людей. Поэтому от имени Федерации профсоюзов предлагают объединениям работодателей ежегодно практиковать совместное проведение Республиканского общественного смотра в организациях, в цельях повышения активности работодателей, профсоюзных организаций, а также массового участия работников в создании безопасных условий труда, снижении травматизма и освещать его итоги в СМИ.
Сегодняшнее положение с состоянием условий труда работников, соблюдением норм безопасности и охраны труда в организациях у Федерации профсоюзов вызывает серьезную тревогу .
Судите сами.
В отраслях экономики и в целом по республике продолжается значительный рост производственного травматизма. Число погибших на работе составило: в 1999 году 280 человек, в 2001 году-308, а за истекший период будущего года – более 160 человек.
Сегодняшнее крайне неудовлетворительное положение с охраной труда в республике вызвало беспокойство и депутатов мажилиса парламента республики. На совместном заседании депутатской группы «Еңбек» (22 депутата) и представителей Федерации профсоюзов было принято решение о внесений в план работы четвертой сессии мажилиса проведение парламентских слушаний по вопросу «О состоянии безопасности и охраны труда на предприятиях отраслей республики и мерах по улучшению государственного в этой сфере».
Такое неблагополучное положение, по нашему мнению, обусловлено отсутствием действенной системы управления работой по безопасности и охране труда на всех уровнях. Не обеспечивая по полной схеме контрольную и профилактическую работу по созданию безопасных условий труда, как работодатели, так и государственные органы в то же время отстраняют профсоюзы от выполнения общественных контрольных функций в этой важнейшей сфере трудовой деятельности.
Неоднократно вносимые Федерацией профсоюзов предложения предоставить профсоюзам функции осуществления общественного контроля, защиты прав работников на охрану труда перед работодателем и государственными органами продолжают необоснованно откланяться разработчиками нового законопроекта «От безопасности и охране труда».
Мы считаем это большой ошибкой правительственных структур, так как предоставление уполномоченных от профсоюзов права на повседневное участие в этой работе может стать хорошим подспорьем н только в работе работодателей, но и государственной инспекции труда. Несомненно совместные условия будут способствовать повышению ответственности за соблюдением трудового законодательства, создание на рабочих местах безопасных условий труда.
Кроме того, сегодня назрела острая необходимость в совершенствовании правового регулирования не только вопросов охраны труда, но и возмещения вреда в связи с увечьем на производстве или профессиональным заболеванием, путем принятия Законом РК «ОБ обязательном страховании ответственности работодателя за причинение вреда работнику на производстве». Однако до настоящего времени не определено когда завершится разработка этого документа и он будет внесен в Парламент Республики Казахстан.
По этой инициативе Федерация профсоюзов Республики Казахстан считает, что существующая сегодня норма статьи 30 «Материальная ответственность предприятий за ущерб работникам », действующего закона «Об охране труда», которой предусматриваются конкретные размеры пособий, единовременных выплат работодателем за нанесенный вред работникам, исключена разработчиками в новом законопроекте преждевременно.
Профсоюзы будут на всех уровнях настаивать на том, чтобы разработанные новые законопроекты рассматривались и были приняты параллельно, в одни сроки. Поскольку указанные законопроекты должны регулировать и защищать не только права работников, но и права работодателей, в ускоренном разрешении этого вопроса должны быть заинтересованы обе стороны.....

Доп      


Мақала ұнаса, бөлісіңіз:


Іздеп көріңіз:
скачать Понятие и классификация субъектов трудового права бесплатно дипломную работу, база готовых дипломных работ бесплатно, готовые дипломные работы скачать бесплатно, дипломная работа скачать бесплатно казахстан, Понятие и классификация субъектов трудового права

Пікір жазу

  • [cmxfinput_gallery][cmxfinput_youtube]