Дипломная работа: Общая характеристика юридического лица
Содержание
Глава 1. Общая характеристика юридического лица1.1. Понятие юридического лица………………………...................…………
1.2. Правоспособность юридического лица………................………………….
1.3. Возникновение и прекращение юридического лица.......................…………
Глава 2. Виды юридических лиц
2.1. Понятие видов юридического лица…………….....................……………….
2.2. Отдельные виды юридического лица………………………..................…..
Заключение……………………………………………..................……………….
Список использованной литературы
В соответствии с нормами ГК разграничение видов юридических лиц производится по следующим основаниям:
права учредителей (участников) в отношении юридических лиц или их имущества;
цели деятельности юридических лиц;
форма собственности, на которой базируется имущество юриди¬ческого лица.
В отношении обособленного имущества юридического лица его учредители могут сохранять обязательственные или вещные права.
Согласно ст. 36 ГК РК, к юридическим лицам, в отношении которых их участники сохраняют обязательственные права, относят¬ся акционерные общества, хозяйственные товарищества и кооперативы.
К юридическим лицам, на имущество которых их учредители сохраняют право собственности или иное вещное право, относятся государственные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, и казенные предприятия, обладающие имуществом на пра¬ве оперативного управления, в т. ч. дочерние предприятия, а также финансируемые учредителем учреждения и государственные учреж¬дения.
К юридическим лицам, на имущество которых их учредители-участники не сохраняют никаких имущественных прав, относятся: общественные организации, религиозные организации, благотворитель¬ные и иные фонды.
По целям деятельности разграничение юридических лиц произ¬водится на основе ст. 34 ГК на коммерческие и некоммерческие орга¬низации.
Юридическое лицо относится к коммерческой организации, если основной целью деятельности является извлечение дохода. Орга¬низация, не преследующая такой цели и не распределяющая по¬лученный чистый доход между участниками, считается некоммер¬ческой.
В предусмотренных законом случаях допустимо образование не-коммерческого юридического лица в организационно-правовой фор¬ме коммерческой организации: например, фондовая биржа, пенсион¬ный фонд могут быть созданы в виде акционерного общества. По¬этому критерием разграничения коммерческой и некоммерческой организации должна быть "возможность или невозможность распре¬деления чистого дохода между участниками (учредителями) юриди¬ческого лица", устанавливаемая в силу закона и учредительных документов. Если юридическое лицо вправе в силу закона или уч¬редительных документов распределять чистый доход между участни¬ками (выплачивать дивиденды), то его необходимо отнести к ком-мерческой организации, в противном случае — это организация не-коммерческая. Это основной критерий разграничения коммерческих и некоммерческих организаций.
Глава 1. Общая характеристика юридического лица
1.1. Понятие юридического лица
Субъектами гражданско-правовых отношений, наряду с физическами выступают юридические лица.
Юридическое лицо — это организованный, созданный и наделен¬ный правами и обязанностями субъект имущественных отношений. Учредители (создатели) юридического лица образовывают его с це¬лью отделить юридическое лицо как субъекта имущественных отно¬шений от себя. Практическая значимость института юридического лица для имущественных гражданско-правовых отношений в том, что "учредители юридического лица имеют возможность ограничить свой предпринимательский риск суммами, какие они считают для себя допустимыми"./27/
Как правовая категория юридическое лицо в юридической лите¬ратуре не нашла однозначного определения.
В период существования советского государства в теории граж¬данского права были очень популярны различные мнения о сущнос¬ти юридических лиц. В основном объектом исследования являлись юридические лица — государственные предприятия и учреждения, что объяснимо в связи с доминированием государственной собственнос¬ти в экономике.
Наиболее развернутое понятие юридического лица применитель¬но к государственным организациям, данное академиком А. В. Венедиктовым, вошло в юридическую литературу как теория коллектива".
В настоящее время вопрос о сущности юридического лица не столь популярен в теоретических дискуссиях ученых. Из последних высказываний в научной литературе можно отметить определение юридического лица "как целевого имущества". По мнению Е. А. Суханова, "...современная коммерческая практика содержит много доводов в пользу теории "целевого имущества", объясняющей сущ¬ность юридического лица как персонифицированного имущества, специально предназначенного для участия в гражданском или торго¬вом (коммерческом) обороте"./41/
За рубежом относительно юридического лица наиболее популярны теория фикции и теория реальности, общностью которых является обоснование правосубъектности коллективных образований.
Теория фикции юридического лица связана с именем германско¬го юриста, главы исторической школы права, возникшей в XIX в., К. Ф. Савиньи. Он утверждал, что человек, и только человек, яв¬ляется действительным субъектом права. Его концепция сводилась к тому, что юридическое лицо представляет собой не что иное, как искусственно созданный посредством простой фикции субъект пра¬ва, реальными субъектами правоотношений в юридическом лице ос¬таются единственно возможные носители правосубъектности — фи¬зические лица.
По мнению некоторых ученых, вытекающие из теории фикции разрешительный порядок возникновения и специальная правоспособ¬ность юридического лица были направлены, прежде всего, на обес¬печение контроля государства за объединениями лиц, не преследую¬щими цели извлечения прибыли.
Теория фикции получила широкое распространение в Англии и США.
Признание, независимо от членов, его составляющих, существо¬вания юридического лица стало основополагающим принципом права корпораций в Англии и США. Теории и практике США из¬вестно получившее популярность определение верховного судьи Д. Маршалла корпорации еще в XIX в.: "Корпорация - это ис¬кусственное образование, невидимое, неосязаемое и существующее только с точки зрения закона".
Теория реальности, или органическая теория, связанная с именем германского юриста XIX в. Гирке, рассматривала юридическое лицо как реально существующий субъект права, необходимый для нормаль¬ного функционирования государства, как союзную личность, кото¬рая существует независимо от государства как некая социальная ре¬альность.
По существу, Гирке исходил из той же идеалистической пози¬ции, что и Савиньи, конструируя "реальную" союзную личность по образу и подобию человека. Современные последователи органичес¬кой теории рассматривают юридическое лицо, как обособившееся единство интересов, которых правопорядок наделяет правами и обя¬занностями.
В западном праве юридическое лицо понимается как органи¬зация или учреждение, которое выступает в качестве самостоятель¬ного участника гражданских правоотношений. Хотя гражданское за¬конодательство западных государств предпочитает либо вообще не давать определения юридического лица (в ФРГ вплоть до 1978 г. не содержалось даже самого термина "юридическое лицо", в ГК Италии в 1942 г. дана лишь классификация юридических лиц, хотя глава I титула II первой книги относится к юридическим лицам и называется "Общие положения"), либо законодатель ограничи¬вается самыми общими и очень краткими формулировками. Так, ст. 52 Швейцарского Гражданского Уложения 1907 г. определяет юридические лица как соединение лиц, имеющих корпоративное устройство и самостоятельное заведение, основанное для какой-либо особой цели.
Наиболее развернутое определение юридического лица содержит¬ся в гражданских кодексах стран Латинской Америки. Например, Гражданский кодекс Чили 1865 г. дает такую формулировку поня¬тия юридического лица: "Является юридическим лицом лицо фик¬тивное, способное осуществлять права, нести гражданские обязанно¬сти и вступать в правовые и неправовые отношения". Аналогичное определение содержится в гражданских кодексах Колумбии, Сальва¬дора и Эквадора./19/
На основе вышеприведенной законодательной практики можно констатировать, что институт юридического лица занимает одно из центральных мест в гражданском праве.
Институт юридического лица можно определить как совокупность норм, под отрасль гражданского права, устанавливающих правоспособность юридических лиц, их организационно-правовые формы, поря¬док создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц.
Легальное определение юридического лица закреплено в п. 1 ст. 33 ГК РК: "Юридическим лицом признается организация, ко¬торая имеет на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления обособленное имущество и отвечает этим имуществом по своим обязательствам, может от своего имени при¬обретать и осуществлять имущественные и личные неимуществен¬ные права и обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету"./2/
Признаки юридического лица. Из определения юридического лица следует, что не всякая организация может быть признана юридичес¬ким лицом. Для приобретения ею статуса юридического лица необ¬ходимо наличие в совокупности следующих признаков:
организационное единство;
имущественная обособленность;
самостоятельная имущественная ответственность;
выступление в гражданском обороте от своего имени.
Организационное единство. Гражданский кодекс определяет юри¬дическое лицо как организацию. Под организацией понимается кол¬лектив граждан, подчиненный определенным правилам взаимодействия и функционирования, а не просто определенное количество индиви¬дов. Под организационным единством юридического лица как кол¬лективного образования, состоящего из множества лиц, следует по¬нимать выступление его в гражданских правоотношениях как еди¬ное целое, выражающее единую волю вовне.
Вместе с тем, организационное единство не всегда можно сво¬дить к обязательному наличию множества лиц. В большинстве стран в последнее десятилетие на фоне процесса централизации капитала обычным явлением становятся юридические лица, состо¬ящие из одного участника (физического или юридического лица). Например, в ФРГ к началу 70-х гг. из 42 000 товариществ с ог¬раниченной ответственностью примерно 9300 (т. е. 22 процента) превратились в компании из одного лица. В Германии приняты законодательные акты, допускающие создание акционерных обществ с единственным членом (Закон от 10 мая 1968 г.) и образование одним лицом товарищества с ограниченной ответственностью (За¬кон от 4 мая 1980 г.).
Аналогичное явление наблюдается в законодательстве ряда стран — Франции, США, Норвегии, Швеции, Швейцарии, Дании и Англии. Хотя в последних, в отличие от первых двух государств, создание одним лицом корпорации официально запрещено, но признание ком¬пании одного лица производится косвенным образом путем распрос¬транения на оставшегося в результате каких-либо событий одного члена корпорации, компании неограниченной ответственности по долгам корпорации"./19/
Наше прежнее законодательство не допускало существования юридического лица, состоящего из одного участника. Действующий ГК предполагает возможность образования юридических лиц с одним участником (ст. ст. 40, 58 ГК).
Организационное единство юридического лица находит выраже¬ние в учредительных документах юридического лица. В соответствии со ст. 41 ГК юридические лица действуют на основании устава и учредительного договора, либо устава. Устав утверждается учредите¬лем (учредителями) предприятия, а учредительный договор заклю¬чается учредителями. Уставы должны содержать наименование юри¬дического лица, местонахождение, предмет, цель деятельности и дру¬гие необходимые данные. Наличие устава — обязательное условие существования юридического лица — государственного предприятия (ст. ст. 103, 104 ГК РК).
Имущественная обособленность — основополагающий признак юридического лица, из которого вытекает его самостоятельная иму-щественная ответственность. Имущественная обособленность юриди¬ческого лица проявляется в закреплении за ним имущества, которым юридическое лицо вправе распоряжаться. Ю. К. Толстой справедли¬во отмечает, что "признаком юридического лица является, скорее, не наличие обособленного имущества9, а такой принцип функциониро¬вания организации, как имущественная обособленность, а это не одно и то же"./23/ Так, имущественная обособленность у юридического лица предполагается с момента его регистрации (например, оплаченного капитала для АО (см. ст. 8 Закона об акционерных обществах), а наличие обособленного имущества, например, объявленного уставного капитала акционерного общества — после его формирования (ст. 15 этого же Закона).
Степень обособления юридических лиц различна и зависит от формы собственности на это имущество (государственной, частной). Если это государственное предприятие, то имущество закреплено за ним на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и этим обособлено от имущества других предприятий.
Проявлением имущественной обособленности юридических лиц является самоокупаемость и самостоятельный бухгалтерский баланс. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или сме¬ту (п. 1 ст. 33 ГК).
Самостоятельная имущественная ответственность основывается на имущественной обособленности юридического лица. Данный признак нашел отражение в ст. 44 ГК: каждое юридическое лицо несет само¬стоятельную гражданско-правовую ответственность по своим обяза¬тельствам, ни его учредители (или участники), ни государство не несут никакой ответственности по его долгам. В то же время зако¬ном предусмотрен ряд исключений из этого общего правила для обеспечения в некоторых случаях интересов кредиторов. Так, исклю¬чения установлены для казенных предприятий, государственных уч¬реждений и учреждений, которые отвечают по долгам кредиторов не всем свои имуществом, а лишь имеющимися у них деньгами (ст. 207 ГК РК), при недостаточности, например, у казенного предприятия денег, субсидиарную ответственность по его обязательствам несет Правительство Республики Казахстан или соответствующий местный исполнительный орган (см. абзац 2 п. 1 ст. 207 ГК в редакции от 16 декабря 1998 г.).
Отдельные правила ответственности юридического лица уста¬новлены в случаях, когда банкротство юридического лица вызва¬но действиями его учредителя или собственника имущества и в случаях наступления субсидиарной или солидарной ответственнос¬ти учредителей некоторых видов юридических лиц по их долгам (ст. ст. 70, 84, п. 3 ст. 96 ГК). Кроме этого, дополнительная от¬ветственность учредителей (участников) юридических лиц по дол¬гам последних может быть установлена учредительными докумен¬тами (п. 2 ст. 44 ГК).
Выступление в гражданском обороте от своего имени проявляет¬ся, в частности, в возможности юридического лица от своего име¬ни приобретать и осуществлять имущественные и личные неиму¬щественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Наименование юридического лица является средством индивиду¬ализации и конкретизации той или иной организации для призна¬ния ее субъектом правоотношений. Выступление в гражданском обо¬роте от своего имени — является производным от других признаков юридического лица. Так, согласно ст. 38 ГК, именно с наименова¬нием законодатель связывает организационно-правовую форму юри¬дического лица. Например, в фирменном наименовании казенного предприятия обязательно должно содержаться указание на то, что предприятие является казенным (п. 4 ст. 104 ГК).
Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, обязательно должно иметь фирменное наименование. При этом юри¬дическое лицо имеет исключительное право использования фирмен¬ного наименования, вплоть до привлечения виновных субъектов к материальной ответственности за использование ими чужого фир¬менного наименования. Фирменное наименование юридического лица за определенную оплату может быть использовано другим юридическим лицом./21/
Кроме фирменного наименования, коммерческое юридическое лицо может пользоваться и такими средствами индивидуализации, как товарный знак и знак обслуживания (торговая марка). Товар¬ный знак (знак обслуживания) — это обозначение, зарегистриро¬ванное в соответствии с Законом о товарных знаках или охраняе¬мое без регистрации в силу международных договоров, в которых участвует Республика Казахстан, служащее для отличия товаров (и услуг) одних юридических или физических лиц от однородных то¬варов (и услуг) других юридических или физических лиц (ст. 1 Закона "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров" от 26 июля 1999 г.) Товарный знак или знак обслуживания как средство индивидуализации юридичес¬кого лица имеет важное практическое значение как для потреби¬телей продукции юридического лица, так и для самого юридичес¬кого лица. По товарному знаку есть возможность найти изгото¬вителя в случае необходимости обращения с претензиями и тре¬бованиями к производителю. Вместе с тем товарный знак, торго¬вая марка являются средством отличия производителя известного товара.
Знак обслуживания, который приравнивается к товарному зна¬ку, регистрируется юридическими лицами, основная деятельность которых заключается в оказании услуг.
Наименование места происхождения товара является также сред¬ством индивидуализации юридического лица. Организации, изготав¬ливающие продукцию, свойства которых в значительной степени определяются природными условиями или людскими факторами места их производства, имеют право зарегистрировать и использовать наи¬менование места происхождения товара (например, вологодское кру¬жево или дымковская игрушка). В отличие от товарного знака, пра¬во пользования наименованием места происхождения товара не яв¬ляется исключительным и может также закрепляться за другими юридическими лицами, изготавливающими аналогичный товар в той же местности.
Таким образом, юридическое лицо — это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управле¬нии обособленное имущество и самостоятельно отвечает этим имуще¬ством по своим обязательствам, выступает в гражданском обороте от своего имени.
Органы юридического лица. К ним относятся лица и коллектив¬ные образования юридического лица, уполномоченные законодатель¬ством или учредительными документами выступать от имени юридического лица перед другими субъектами права без специальных на то уполномочий (без доверенности)./24/
Органы юридического лица могут быть индивидуальными (дирек¬тор, президент, управляющий) либо коллективными (коллегиальны¬ми). К последним относятся, например, общее собрание, правление, совет директоров и т. п.
Виды, порядок назначения и избрания органов разных видов юридических лиц и их полномочия определяются законодательны¬ми актами об отдельных видах юридических лиц и учредительными документами.
Орган юридического лица выступает в имущественных отно¬шениях от имени юридического лица, а не как самостоятельный субъект. Поэтому юридическое лицо несет ответственность за дей¬ствия своих органов, даже превысивших свои полномочия (п 4 ст. 44 ГК).
Орган юридического лица не является представителем последне¬го, поэтому выполнение функций органа не требует какой-либо до¬веренности. Достаточно предъявления служебного документа, подтвер¬ждающего должностное положение.
Исключение из статьи 37 ГК пункта о возможности для юри¬дического лица приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников и представителей не означает, что юридическое лицо не вправе делать этого. В этом случае действуют общие положения о представительстве (см гла¬ву 5 ГК).
Филиалы и представительства юридического лица. Имущественно и территориально обособленными подразделениями юридического лица вне места его нахождения являются филиалы и представительства, не имеющие статуса юридического лица.
Филиал (представительство) не имеет своего обособленного иму¬щества, имущество филиала (представительства) с учетной целью нередко числится на отдельном балансе, но такой баланс не явля¬ется самостоятельным; в имущественных отношениях филиал (пред¬ставительство) выступает не от своего имени, а от имени создав¬шего его юридического лица; и наконец, он не несет самостоятель¬ной имущественной ответственности, за его действия отвечает юри¬дическое лицо./20/
Филиал юридического лица выполняет все или часть функции (например, филиал Казахского государственного юридического уни¬верситета в Астане). Представительство — подразделение юридичес¬кого лица, совершающее юридические действия от имени юридичес¬кого лица и осуществляющее контроль за их исполнением.
Филиалы и представительства действуют на основании Поло¬жения, утверждаемого создавшим их юридическим лицом. Поло¬жение о филиале (представительстве) определяет внутри филиальные отношения и отношения между филиалом (его внутренними подразделениями) и основным юридическим лицом: цели и основ¬ные виды деятельности филиала, порядок назначения его долж¬ностных лиц, их компетенцию, формы контроля, порядок переда¬чи имущества от филиала юридическому лицу и наоборот, усло¬вия прекращения деятельности филиала (представительства).
Руководители филиалов и представительств назначаются упол-номоченным органом юридического лица, за исключением случа¬ев, предусмотренных для отдельных видов юридических лиц. Так, руководители филиалов и представительств общественных объеди¬нений избираются в порядке, предусмотренном уставом обществен¬ного объединения и положением о его филиале или представитель¬стве (см. п. 4 ст. 43 ГК).
Филиалы и представительства юридических лиц, расположен¬ные на территории Республики Казахстан, подлежат учетной го¬сударственной регистрации без приобретения ими прав юридичес¬ких лиц.
Учетная регистрация филиалов и представительств юридических лиц включает в себя проверку соответствия положений о филиалах и представительствах законам республики, выдачу свидетельства об учетной регистрации с присвоением регистрационного номера, зане¬сение сведений о филиалах и представительствах в единый государ¬ственный регистр./40/
От филиала и представительства следует отличать дочерние и зависимые юридические лица (см. ст. ст. 94—95 ГК, ст. ст. 46—49 Указа о государственном предприятии).
Место нахождения юридического лица. Местом нахождения юри-дического лица признается место нахождения его постоянно дей¬ствующего органа. Место нахождения юридического лица должно указываться в его учредительных документах с записью полного почтового адреса (п. 2 ст. 39 ГК), на бланках юридического лица, в тексте договоров, заключаемых юридическим лицом для того, чтобы можно было бы точно определить, куда направлять дело¬вую и официальную корреспонденцию, адресованную юридическо¬му лицу. В отношениях с третьими лицами юридическое лицо не вправе ссылаться на несоответствие своего фактического адреса адресу, внесенному в единый государственный регистр юридичес¬ких лиц. При этом третьи лица вправе направлять юридическому лицу почтовую и иную корреспонденцию как по адресу, внесен¬ному в государственный регистр, так и по фактическому адресу (п. 3 ст. 39)./27/ Значение определения места нахождения юридичес¬кого лица заключается в том, что место нахождения юридическо¬го лица определяет условия его создания и деятельности — вы-бор регистрирующего органа, выбор судебного органа при предъяв¬лении претензий кредиторами к юридическому лицу или юридическим лицом к другому, определение места исполнения обязатель¬ства (ст. 281 ГК) и т. п., а во внешнеэкономических связях при участии юридических лиц различных стран место нахождения вли¬яет и на выбор применимого права./2/
1.2. Правоспособность юридического лица
Правоспособность — это особое юридическое свойство, признан¬ная законодателем общая способность иметь конкретные субъектив¬ные гражданские права и нести конкретные субъективные обязан¬ности.
Так как юридическое лицо является наряду с гражданами (фи¬зическими лицами) субъектом имущественных отношений (ст. 1 ГК), оно должно обладать правоспособностью. Правоспособность и дееспособность юридических лиц возникает одновременно, в момент его государственной регистрации (п. 3 ст. 42 ГК), поэтому для юридических лиц различение данных категорий не имеет значения. В отличие от граждан, имеющих общую правоспособность, юри¬дические лица обладают специальной правоспособностью.
Юридическое лицо может иметь гражданские права и нести свя¬занные с его деятельностью обязанности в соответствии с действующим законодательством (ст. 35 ГК) и в соответствии с учредитель¬ными документами для реализации уставных задач.
Гражданские права и обязанности возникают в результате юри¬дических фактов. Для юридических лиц такими фактами являются прежде всего сделки. Поэтому при определении содержания право¬способности юридических лиц имеется в виду прежде всего круг сделок, которые имеет право совершать юридическое лицо. Прежним законодательством запрещалось всем юридическим лицам совершать предусмотренные законодательством или учредительными доку-1ентами сделки, т. е., сделки, не соответствующие уставным целям. Правоспособность юридических лиц выражалась в принципе "запрещено все, кроме разрешенного"./17/
Развитие рыночных отношений требовало гибкости в деятельно¬сти хозяйствующих субъектов, а узко специальная правоспособность юридических лиц не отвечала реалиям сегодняшнего дня. Новый Гражданский кодекс Республики Казахстан и принятые в соответствии ним нормативные правовые акты расширили правоспособность юридических лиц.
Но говорить об общей или универсальной правоспособности применительно к юридическим лицам в объективном смысле нельзя, ибо юридическое лицо — это субъект права, создаваемый для определенных целей и потому наделяемый его учредителем конкретными правами и обязанностями для реализации уставных задач. Поэтому правоспособность любых юридических лиц будет носить специальный характер. Правоспособность некоторых из них строго ограничена, детально расписана в учредительных докумен¬тах. Правоспособность других видов максимально приближена к универсальной. Касается это прежде всего коммерческих юридичес¬ких лиц (п. 1 ст. 35 ГК). Правоспособность их можно охарактери-зовать принципом "разрешено все, кроме запрещенного". Но у не¬которых юридических лиц, в первую очередь государственных пред¬приятий, правоспособность носит специальный характер. Предпри¬ятия на праве хозяйственного ведения обладают более узкой пра¬воспособностью, нежели та, которой обладают негосударственные коммерческие юридические лица (ст. 200 ГК, Указ о государствен¬ном предприятии). Казенные предприятия создаются для осуществ¬ления лишь определенных видов деятельности сугубо в государ¬ственных интересах для реализации специальных, особых целей, поэтому являются субъектами со специальной, еще более узкой, правоспособностью (глава III Указа о государственных предприя¬тиях)./25/
Отдельно следует рассмотреть вопрос о правоспособности неком-мерческих организаций. Правоспособность их однозначно следует оха-рактеризовать как специальную, так как закон четко предусматри¬вает создание таких организаций для определенных целей — уп¬равленческих, социальных, координационных, благотворительных и т. п. Поэтому некоммерческие юридические лица могут занимать¬ся только теми видами деятельности, которые предусмотрены в их уставах. До недавнего времени ГК предусматривал для государствен¬ных и для частных учреждений возможность самостоятельно распо¬ряжаться доходами от предпринимательской деятельности (см. абзац 2 п. 1 ст. 206 ГК РК в редакции 1994 г.). Теперь, в связи с исклю¬чением из ГК нормы, закреплявшей право самостоятельного распо¬ряжения12, можно говорить о еще более узком характере специаль¬ной правоспособности и государственных учреждений, и частных уч¬реждений.
Кроме общих границ правоспособности, которые применимы ко всем юридическим лицам, образованным в той или иной организа¬ционно-правовой форме, закон для некоторых видов юридических лиц ограничивает правоспособность с учетом содержания их деятельнос¬ти. Ограничение проводится либо путем разрешения заниматься той или иной деятельностью только определенным юридическим лицам, либо, напротив, — путем запрета юридическим лицам, указанным законодательством, заниматься определенными видами деятельности. Например, п. 3 ст. 1 Указа о банках и банковской деятельности запрещает любым юридическим лицам, не получившим официально¬го статуса банка, именовать себя банком и заниматься банковской де¬ятельностью./22/
Правоспособность юридических лиц в сфере предпринимательства может ограничиваться системой лицензирования определенных видов деятельности.
Как закрепляется в п. 4 ст. 10 ГК, производство и продажа не¬которых видов товаров, работ и услуг по соображениям государствен¬ной безопасности, обеспечения правопорядка, защиты окружающей среды, собственности, жизни и здоровья граждан могут осуществля¬ются только по государственным лицензиям. Перечень таких това¬ров, работ и услуг, порядок выдачи государственных лицензий ус¬тановлены Указом о лицензировании.
Законодательными актами, регулирующими отдельные виды де-ятельности, могут быть предусмотрены иные основания и иной по¬рядок выдачи и отзыва лицензии и приостановления ее действия.
Необходимость лицензирования некоторых видов деятельности требует уточнения времени возникновения и прекращения правоспо¬собности юридических лиц, а также определения ее границ.
Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент его ликвидации. Но право со¬вершать действия, требующие лицензирования, в содержание такой правоспособности не входит. Лишь после получения лицензии ука¬занные права вводятся в содержание правоспособности, расширяя ее границы. При признании же лицензии недействительной, ее пре¬кращении, отзыве либо приостановлении ее действия содержание правоспособности юридического лица возвращается в его прежние общие границы./28/
1.3. Возникновение и прекращение юридического лица
Возникновение (создание) юридического лица. Необходимой пред-посылкой возникновения юридических лиц является сознательно-волевая деятельность собственника имущества как учредителя юри¬дического лица. Процесс образования юридических лиц невозмо¬жен вне воли собственника в той или иной форме ее проявления. В соответствии с этим можно выделить распорядительный, разре¬шительный и явочно-нормативный способы возникновения юриди¬ческих лиц.
Распорядительный порядок возникновения юридических лиц ха-рактеризуется тем, что юридическое лицо создается на основе рас¬поряжения учредителя. Так создаются, например, государственные учреждения и государственные предприятия. Учредителями государ¬ственного предприятия и государственного учреждения могут быть органы, уполномоченные управлять государственным имуществом (ст. 102 ГК)./2/
При разрешительном порядке на создание юридического лица тре¬буется предварительное разрешение компетентного органа. Ранее дей¬ствовавшее законодательство подобный порядок создания предусмат¬ривал для таких организаций, как кооперативы, различные обще¬ственные объединения. Разрешительный порядок характеризуется тем, что в создании юридического лица может было отказано. Однако, при этом не допускается отказ в регистрации юридического лица по мо¬тивам нецелесообразности (п. 5 ст. 42 ГК).
Нормативно-явочный порядок создания юридического лица не требует какого-либо разрешения государственных органов. Данный порядок в настоящее время реализуется при создании коммерческих негосударственных юридических лиц.
Правоспособность юридического лица возникает с момента го-сударственной регистрации. Регистрация юридического лица, неза¬висимо от его вида, является обязательной. Порядок регистрации установлен Указом о государственной регистрации юридических лиц и Положением о государственной регистрации юридических лиц, разработанным на основе Указа. Данные акты содержат исчерпы¬вающий перечень документов, необходимых для регистрации юри¬дических лиц, и сроки рассмотрения учредительных документов юридического лица./19/
При регистрации не принимаются во внимание вопросы целесо-образности образования юридического лица, не преследуется цель осуществления контроля и вмешательства в его производственно-хозяйственную и финансовую деятельность.
Необходимость государственной регистрации юридических лиц состоит в том, что она:
подтверждает факт возникновения юридического лица;
позволяет вести государственный учет всех юридических лиц путем внесения их после регистрации в единый государственный регистр;
создает условия гласности, так как через регистрирующие орга¬ны всякое заинтересованное лицо вправе ознакомиться со всеми ма¬териалами, характеризующими юридическое лицо (кроме конфиден¬циальных или составляющих коммерческую тайну).
Существует особый порядок регистрации предприятий с иност¬ранным участием, филиалов и представительств иностранных юри¬дических лиц. Данные организации регистрируются непосредственно в Министерстве юстиции РК.
Следует также отметить различные требования законодательства к регистрации и перерегистрации юридического лица.
Государственная регистрация, осуществляемая органами юстиции, является способом придания субъектам статуса юридического лица. Официальным подтверждением обладания субъектом правами юри¬дического лица является свидетельство о государственной регистрации, выдаваемое органами юстиции.
Деятельность незарегистрированного юридического лица, его филиала или представительства запрещается. Доходы, полученные от деятельности без регистрации, изымаются в доход бюджета в соот¬ветствии с законодательством РК.
Перерегистрация означает не создание юридического лица, а при¬ведение в соответствие с требованиями действующего законодатель¬ства уже существующего зарегистрированного юридического лица. Согласно п. 6 ст. 42 ГК, юридическое лицо подлежит перерегистра¬ции в случаях: 1) уменьшения размера уставного капитала и объяв¬ленного уставного капитала акционерного общества; 2) изменения наименования юридического лица; 3) изменения состава участников в хозяйственных товариществах и закрытых акционерных обществах и по другим основаниям./27/
Прекращение деятельности юридического лица происходит в ре¬зультате его реорганизации (кроме случаев выделения из состава юридического лица другой организации) (ст. 45 ГК) и ликвидации (ст. 49 ГК).
Реорганизация юридического лица производится по решению собственника его имущества или уполномоченного собственником органа, учредителей (участников), а также по решению органа, упол¬номоченного учредительными документами юридического лица, либо по решению судебных органов в случаях, предусмотренных законо¬дательными актами.
Законодателем предусматривается пять форм реорганизации юри-дического лица — слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование, хотя п. 1 ст. 45 ГК предусматривается возможность осуществления реорганизации и в других формах./2/
При слиянии происходит прекращение двух и более юридичес¬ких лиц, на базе которых создается одно юридическое лицо, под¬лежащее регистрации. Имущественные права и обязанности каж¬дого из прекративших свою деятельность юридических лиц пере¬ходят к вновь возникшему в соответствии с передаточным актом (п. 1 ст. 46 ГК).
Передаточный акт — это документ, фиксирующий имуществен¬ные права и обязанности, переходящие при слиянии, присоединении и преобразовании юридических лиц к вновь образованному юриди¬ческому лицу — правопреемнику. Передаточный акт должен быть утвержден собственником имущества и представлен при регистрации вновь созданного юридического лица (ст. 47 ГК).
При осуществлении регистрации вновь созданного юридическо¬го лица регистрирующий орган исключает из государственного ре¬гистра юридические лица, прекратившие свою деятельность, на что одновременно должно быть указано в приказе о государственной регистрации образованного юридического лица./32/
При присоединении происходит прекращение деятельности одно¬го и более юридических лиц, укрупнение вновь возникшего на их базе юридического лица, которое является их правопреемником.
При разделении происходит прекращение одного юридического лица, на базе которого создаются два и более юридических лица. Имущественные права и обязанности юридического лица, подлежа¬щие разделу, переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.
При выделении из состава одного юридического лица выделя¬ются два и более юридических лиц, при этом прекращения дея¬тельности первоначального юридического лица не происходит. По¬этому первоначальное юридическое лицо подлежит перерегистрации (изменено имущество), а выделившиеся, вновь возникшие юриди¬ческие лица подлежат государственной регистрации. Переход иму¬щественных прав и обязанностей оформляется также разделитель¬ным балансом./25/
Разделительный баланс — это бухгалтерский документ, оформля¬ющий разделение прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица между правопреемниками при разделении и выделении. Разде¬лительный баланс утверждается собственником имущества юридичес¬кого лица или органом, принявшим решение о его реорганизации, и должен быть представлен при регистрации вновь созданного юриди¬ческого лица.
Представление при регистрации передаточного акта и раздели¬тельного баланса осуществляется прежде всего для защиты инте¬ресов кредиторов реорганизуемых юридических лиц. Поэтому не¬представление с учредительными документами соответственно пе¬редаточного акта и (или) разделительного баланса, а также отсут¬ствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реор¬ганизованного юридического лица влечет отказ в государственной регистрации вновь создаваемых юридических лиц (п. 2 ст. 47 ГК). Кроме того, для обеспечения гарантий прав кредиторов юридичес¬кого лица при его реорганизации предусматривается ряд обязатель¬ных к реализации мер. Так, собственник имущества юридическо¬го лица или орган, принявший решение о его реорганизации, обя¬заны письменно уведомить кредиторов реорганизуемого юридичес¬кого лица. Кредитор реорганизуемого юридического лица при раз-делении и выделении вправе потребовать досрочного прекращения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков. Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юриди¬ческого лица, вновь возникшие юридические лица, а также юри¬дическое лицо, из состава которого выделилось другое юридическое лицо, несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами (ст. 48 ГК)./2/
Отдельно в ГК говорится о реорганизации юридического лица — накопительного пенсионного фонда, которая осуществляется с уче¬том особенностей законодательства о пенсионном обеспечении (п. 1 ст. 45 ГК).
Реорганизация юридического лица может быть проведена добро¬вольно или принудительно (п. 2 ст. 45 ГК). В принудительном по¬рядке реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению судебных органов и в случаях, предусмотренных законо¬дательными актами. Принудительная реорганизация может быть осу¬ществлена только в форме разделения, выделения или преобразова¬ния. Она может быть проведена при нарушении антимонопольного законодательства; при банкротстве; нарушении требований закона, предъявляемых к отдельным видам юридических лиц, в некоторых других случаях./33/
Добровольная реорганизация возможна по решению учредителей (участников) хозяйственного товарищества, акционерного общества, производственного кооператива в соответствии с действующим за-конодательством и учредительными документами данных юридичес¬ких лиц.
Следует отдельно отметить реорганизацию государственных юридических лиц. Реорганизация республиканского государствен¬ного предприятия производится по решению Правительства РК, а коммунального предприятия — по решению главы местной адми¬нистрации. Осуществляет реорганизацию предприятия уполномочен¬ный орган (п. 1 ст. 16 Указа о государственном предприятии). Уполномоченными органами, т. е. государственными органами, осу¬ществляющими по отношению к государственным предприятиям функции субъекта права государственной собственности, для рес¬публиканских предприятий являются министерства, государственные комитеты, ведомства и иные уполномоченные на это Правитель¬ством РК государственные органы, а для коммунальных предпри-ятий — местные исполнительные органы, уполномоченные на это главой местной администрации./17/
При преобразовании происходит смена организационно-правовой формы юридического лица. Например, хозяйственные товарищества одного вида могут преобразовываться в хозяйственные товарищества другого вида либо в производственные кооперативы (п. 1 ст. 62 ГК), товарищество с ограниченной ответственностью вправе преобразовы¬ваться в иное хозяйственное товарищество, акционерное общество или в производственный кооператив (п. 4 ст. 78 ГК, ст. 65 Закона о ТОО), акционерное общество вправе преобразовываться в товарищество с ограниченной ответственностью или производственный кооператив (п. 2 ст. 93 ГК), производственный кооператив может преобразовы¬ваться в хозяйственное товарищество (ст. 101 ГК).
Предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, ка¬зенное предприятие и государственное учреждение могут преобразо¬вываться друг в друга.
Статья 45 Указа о государственном предприятии прямо предус¬матривает преобразование предприятия на праве хозяйственного ве¬дения в казенное.
Решение о преобразовании предприятия на праве хозяйственного ведения и создании на его базе казенного предприятия является обя¬зательным в случаях:
нецелевого использования выделенного предприятию на праве хозяйственного ведения государственного имущества и денег;
отсутствия прибыли по итогам последних двух лет;
распоряжения основными фондами в нарушение правил, установ¬ленных Указом о государственном предприятии (п. 1 ст. 25 Указа о государственном предприятии).
Преобразование государственного юридического лица в частное может быть осуществлено только в процессе приватизации.
Исключение из государственного регистра прекративших свою деятельность юридических лиц в результате реорганизации не тре¬бует соблюдения процедур, предусмотренных ст. 50 ГК для ликви¬дации юридического лица./5/
Ликвидация юридического лица — это прекращение его правоспо-собности и дееспособности путем исключения из государственного регистра юридических лиц. При ликвидации не происходит право¬преемства, как при реорганизации юридического лица.
Ликвидация может быть добровольной и принудительной. В добровольном порядке ликвидация юридического лица происходит по любому основанию по решению собственника его имущества или уполномоченного собственником органа, а также по решению органа юридического лица, уполномоченного на то учредительны¬ми документами. Так, например, ликвидация республиканского го¬сударственного предприятия производится по решению Правитель¬ства РК, коммунального предприятия -- по решению главы мест¬ной администрации (абзац 1 п. 1 ст. 16 Указа о государственном предприятии). Примером ликвидации юридического лица по реше¬нию его органов является добровольная ликвидация акционерного общества, товарищества с ограниченной ответственностью, товари¬щества с дополнительной ответственностью и кооператива (подпункт 4 п. 2 ст. 79; п. 3 ст. 84; подпункт 5 п. 3 ст. 99 ГК, ст. 48 За¬кона об акционерных обществах). Добровольная ликвидация дан¬ных видов юридических лиц производится только по решению общего собрания их участников./2/
Добровольная ликвидация полного и коммандитного товариществ, а также общественного объединения производится по решению об¬щего собрания их участников или уполномоченного им органа, а также по решению органа соответствующего юридического лица, уполно¬моченного на то учредительными документами.
Ликвидация учреждения осуществляется по решению собствен¬ника имущества (п. 1 ст. 204 ГК) или соответствующего уполномо¬ченного государственного органа, если ликвидируется государствен¬ное учреждение.
Особенности ликвидации некоторых видов юридических лиц предусматриваются нормативными правовыми актами об этих видах (например, ликвидация накопительного пенсионного фонда осуще¬ствляется с учетом особенностей законодательства о пенсионном обес¬печении).
Принудительная ликвидация юридических лиц производится по решению суда. По решению суда юридическое лицо, согласно п. 2 ст. 49 ГК может быть ликвидировано в случаях:
банкротства;
признания недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями законодатель¬ства, которые носят неустранимый характер;
систематического осуществления деятельности, противоречащей уставным целям юридического лица;
осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицен¬зии), либо деятельности, запрещенной законодательными актами, либо с неоднократным или грубым нарушением законодательства;
в других случаях, предусмотренных законодательными актами
Таким образом, перечень оснований принудительной ликвидации юридических лиц не является исчерпывающим.
С требованием о принудительной ликвидации юридического лица в суд может обратиться уполномоченный государственный орган (на¬пример, антимонопольный комитет), которому право на предъявле¬ние такого требования предоставлено законодательными актами, а в случае банкротства — также кредитором (п. 3 ст. 49 ГК)./27/
Собственник имущества юридического лица или орган, приняв¬ший решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамед¬лительно письменно сообщить об этом органу юстиции, осуществ¬ляющему регистрацию юридических лиц. Они утверждают членов ликвидационной комиссии, устанавливают в соответствии с ГК по¬рядок и сроки ликвидации (п. п. 1 и 2 ст. 50 ГК).
Назначаемая собственником имущества юридического лица или органом, принявшим решение о его ликвидации, ликвидационная комиссия принимает полномочия по управлению имуществом и делами юридического лица, выступает в суде от имени ликвидиру¬емого юридического лица./37/
К обязанностям ликвидационной комиссии относится публика¬ция в официальном печатном издании Министерства юстиции РК информации о ликвидации юридического лица, порядке и сроке заявления претензий его кредиторами, принятие мер по выявлению этих кредиторов, а также должников юридического лица и полу¬чению задолженности от них. В этих целях ликвидационная ко¬миссия предъявляет претензии к должникам ликвидируемого юри¬дического лица, в случае неудовлетворения претензий подает иски в суд. При недостаточности денег для удовлетворения требований кредиторов ликвидационная комиссия занимается продажей имуще¬ства ликвидируемого юридического лица. Это правило не распро-страняется на учреждения. Учреждения, государственные учрежде¬ния несут ответственность лишь находящимися у них в распоря¬жении деньгами, а при их недостаточности —- ответственность по обязательствам учреждения несет его учредитель, а по обязатель¬ствам государственного учреждения — Правительство или местный исполнительный орган. По договорным обязательствам государствен¬ные учреждения несут ответственность в пределах утвержденной сметы на содержание государственного учреждения в соответствии с законодательством (п. 1 ст. 44 ГК)./27/
Срок заявления претензий не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. По истечении этого срока ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидаци¬онный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень заявленных креди¬торами претензий и результаты их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается собственником имущества ликвидируемого юридического лица или органом, принявшим ре¬шение о его ликвидации.
Несколько иной порядок ликвидации юридического лица при¬меняется в случае его банкротства.
Банкротство — признанная решением суда несостоятельность должника, являющаяся основанием для его ликвидации (ст. 52 ГК). Процесс осуществления банкротства юридических лиц подробно регламентируется Законом о банкротстве. Однако, не все виды юри¬дических лиц подвержены процессу банкротства. В частности, ин¬ститут банкротства неприменим к казенным предприятиям, учреж¬дениям, государственным учреждениям, так как при недостаточно¬сти у этих юридических лиц денежных средств для удовлетворе¬ния требований кредиторов субсидиарную ответственность несет собственник имущества./23/
Удовлетворение требований кредиторов ликвидируемого юриди¬ческого лица производится в порядке, предусмотренном ст. 51 ГК. Удовлетворение требований кредиторов осуществляется в следующей очередности:
1). удовлетворяются требования граждан, перед которыми лик-видируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;
2). удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица в пределах суммы обеспечения;
3). производятся расчеты по оплате труда и выплате выходных пособий с лицами, работающими по трудовому договору, и по вып¬лате вознаграждений по авторским договорам;
4). погашается задолженность по обязательным платежам в бюд¬жет и внебюджетные фонды;
5). производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законодательными актами.
Требования каждой из очередей удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.
Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов иму¬щество юридического лица передается его собственнику или уч¬редителям (участникам), имеющим вещные права на это имуще¬ство или обязательственные права в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено законодательными актами или учредительными документами юридического лица (п. 5 ст. 51 ГК). Например, при ликвидации общественных объединений, об¬щественных фондов и религиозных объединений оставшееся после уплаты долгов имущество не переходит к членам, участникам, учредителям, организаторам, а направляется на цели, определен¬ные уставом юридического лица (п. 4 ст. 36, п. 7 ст. 106, п. 8 ст. 107 ГК).
Претензии кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточнос¬ти имущества ликвидируемого юридического лица, а также не заяв¬ленные до утверждения ликвидационного баланса, считаются пога¬шенными. Требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией и те, в удовлетворении которых решением суда кредито¬ру отказано, также считаются погашенными (п. 6 ст. 51 ГК)./27/
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юри¬дическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в государственный регистр юридических лиц (п.10 ст. 50 ГК).....
Мақала ұнаса, бөлісіңіз:
Ұқсас мақалалар:
» Дипломная работа: Право собственности граждан
» Дипломная работа: Совершенствования таможенного контроля в РК
» Дипломная работа: Система совершенствования таможенного контроля
» Дипломная работа: Таможенный контроль в республике казахстан
» Дипломная работа: Унификация процедур таможенный контроль в Республике Казахстан
» Дипломная работа: Право собственности граждан
» Дипломная работа: Совершенствования таможенного контроля в РК
» Дипломная работа: Система совершенствования таможенного контроля
» Дипломная работа: Таможенный контроль в республике казахстан
» Дипломная работа: Унификация процедур таможенный контроль в Республике Казахстан
Іздеп көріңіз: