Дипломная работа: Основные принципы международной торговли в рамках
Содержание
1 . Организационно- теоретические основы формирования современной международной торговой системы......................................................................................................51.1 Основные принципы международной торговли в рамках ГАТТ.................................................................................................................5
1.2 Итоги «Уругвайского раунда» переговоров и проблемы
международной торговли 14
2. Всемирная торговая организация и Республика Казахстан............18
2.1 Всемирная торговая организация, как основной итог
деятельности ГАТТ. 18
2.2 Анализ состояния условий внешней торговли
Республики Казахстан на современном этапе. 26
3 . Перспективы вступления Казахстана во Всемирную торговую организацию..................................................................................................30
3.1. Глобализация экономики Казахстана и перспективы
вступления в ВТО..........................................................................................30
3.2 Положительные и отрицательные аспекты присоединения
Казахстана к ВТО 32
Заключение 43
Актуальность темы исследования. В условиях глобализации современного мира ведущее место в системе мирохозяйственных связей занимает международная торговля.
Важная роль в усилиях стран-участниц международной торговли, отводится заключаемым ими договорам и соглашениям, созданию международных организаций, которые призваны регулировать торгово-политические отношения на межгосударственном уровне и координировать внешнеторговую политику. Так появились международные экономические организации, регулирующие международную торговлю, примером которых яваляются: Конференция ООН по Торговле и Развитию (ЮНКТАД), Генеральное Соглашение по Тарифам и Торговле (ГАТТ), переросшее позже во Всемирную Торговую Организацию (ВТО), Международные Соглашения по Сырьевым Товарам, Всемирная Таможенная Организация, Международная Торговая Палата (МТП), международные организации производителей и экспортеров и множество других. Особую роль в регулировании международной торговли занимает Всемирная Торговая Организация, которая регулирует не только международную торговлю товарами и международную торговлю услугами, но и защиту прав интеллектуальной собственности. В частности, она регулирует международные торговые споры, играет значительную роль в формировании мировой торговой политики. В рамках ВТО проходят многосторонние переговоры, консультации, неформальные встречи стран-участниц международной торговли.
В основе деятельности ВТО положены многосторонние переговоры, «раунды», на которых вырабатываются нормы и правила мировой торговли. Деятельность организации направлена в основном на либерализацию внешней торговли и снижение таможенных пошлин. ВТО помогает странам вырабатывать совместную торговую политику, которая отвечает как национальным интересам стран, так и всеобщим интересам мирового сообщества.
Республика Казахстан должна определить и придерживаться важнейших направлений в экономическом развитии, которые состоят в улучшении конкурентоспособности отечественных товаров, развитии экспортоориентированных производств, рационализации структуры экспорта и импорта, оптимизации платежного и торгового балансов страны, совершенствовании системы налогообложения и экспортно-импортного контроля со стороны государства, в совершенствовании нормативно-правовой базы страны. Все эти задачи могут быть реализованы только при наличии четкой и рациональной внешнеторговой политики.
Важно отметить, что вступление Казахстана в ВТО процесс длительный и сложный, к которому необходимо подходить осторожно и обдуманно. Членство в этой организации предлагает вступающей стране, как большие возможности, так и требует выполнения целого ряда обязательств.
Интеграция в международную торговую систему гарантирует Казахстану получение режима наибольшего благоприятствования на мировых рынках, эффективно использовать все возможности международного разделения труда, все большее привлечение инвестиции в свою открытую экономику и получить справедливый и открытый доступ казахстанского экспорта товаров и услуг в открытой и предсказуемой среде.
Казахстану необходимо добиться таких условий членства в ВТО, которые бы не ущемляли его права в международной торговле, а наоборот содействовали экономическому росту, занятости, привлечению инвестиций и позволили бы стать равноправным участником международной торговли. Для этого Казахстану необходимо продолжать реформы в институциональной и правовой среде, изучать опыт других стран, грамотно вести переговоры и отстаивать свою позицию по вступлению в ВТО.
Степень разработанности темы. Теории международной торговли имеют
длительную историю, являясь неотъемлемой частью экономической теории в целом. Регулирование международной торговли со стороны национальных правительств также опираются на богатый практический опыт. Однако проблема вступления Казахстана в ВТО воспринимаются как в научной среде, так и у хозяйственных субъектов Республики Казахстан. Поэтому эта проблема требует дальнейшего изучения.
Цель и задачи исследования. Целью дипломной работы является изучение закономерностей и механизмов включения стран в интеграционные процессы в области международной торговли, анализ позитивных и негативных сторон вступления Казахстана к ВТО и предложений по вступлению. Исходя из поставленной цели, решаются следующие задачи:
- исследование глобализационых процессов мировой экономики и их влияния на национальные экономики, и мировое торговое сообщество;
- оценка закономерностей становления и развития современной международной торговой системы;
- изучение структуры, принципов деятельности и сфер влияния ВТО в условиях глобализации мировой экономики
- выявление особенностей и проблем внешней торговли РК и путей их совершенствования;
- анализ проблем и перспектив присоединения Казахстана к ВТО;
- выработка рекомендаций по вопросам вступления РК в ВТО.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Содержит 55 страницы машинописного текста, приложений А, В и две таблицы.
1. Теоретические основы формирования современной международной торговой системы
1.1 Основные принципы международной торговли в рамках ГАТТ
Для лучшего представления современной ситуации, сложившейся в сфере международных торговых отношений, необходимо обратиться к истокам многосторонней торговой системы ГАТТ.
Кризис 1929-1933гг. наглядно выявил необходимость координации вопросов макроэкономической политики на многостороннем уровне. В качестве примеров успешных попыток международного регулирования торговых отношений до второй мировой войны, можно назвать Конвенции об упрощении таможенных формальностей в Женеве, 1923г., о Международном Торговом Арбитраже 1924г., об охране промышленной собственности и многие другие.
Послевоенный период отмечен усилиями, направленными на создание универсальной Международной Торговой Организации (МТО). На конференции проходившей в Женеве, в августе - октябре 1947г., в ходе работы над Уставом МТО- 23 страны, представленные на конференции, в том числе США, Канада, Великобритания, Франция, Индия, Бразилия и другие менее развитые страны, начали переговоры о взаимном снижении довоенного уровня таможенных тарифов. Итогом первого раунда переговоров стали 45 тысяч тарифных уступок, затронувших около 20% мировой торговли, в сумме представляющих 10 млрд. долларов. Действенность этих уступок обеспечивалась целым рядом торгово-политических статей Гаванской хартии, содержавших правила по взаимной торговле, которые участвовавшие страны обязались соблюдать. Свод этих правил с приложенным к нему списком согласованных тарифных уступок получил название Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) и на временной основе вошел в силу в январе 1948г.. Важно отметить, что первоначально текст Соглашения включал в себя три раздела.
Раздел I, состоящий из двух статей, содержал в себе основные положения о режиме наибольшего благоприятствования (РНБ) или наиболее благоприятствуемой нации, и списка взаимных уступок. Статья I ГАТТ, провозглашает, что страны-участницы должны предоставлять друг другу режим наибольшего благоприятствования. Это положение распространяется на экспортные, импортные и транзитные торговые операции, а также на международные платежи по экспортным и импортным операциям. Режим наибольшего благоприятствования действует также в отношении таможенных пошлин и любых сборов, взимаемых в связи с внешнеторговыми операциями, а также всех правил и формальностей, с ними связанных. Кроме того, положение о режиме наибольшего благоприятствования вместе с национальным режимом распространяется на внутренние налоги и сборы и на внутренние правила и законы, регулирующие покупку и продажу товаров на внутренних территориях стран-участниц. Статья II в общей форме говорит о том, что страны-участницы должны согласовывать списки тарифных уступок /1/.
Раздел II был посвящен торговой политике и представлял собой своеобразный кодекс правил международной торговли.
Наряду с принципом наибольшего благоприятствования в соглашении широко применяется «национальный режим». Данный принцип сформулирован в Статье III ГАТТ, которая устанавливают равные условия конкуренции импортных и национальных товаров, требуя от стран-участниц предоставления товарам иностранного происхождения того же режима, что и национальным товарам в области внутренних налогов и сборов, а также в отношении национальных законов, распоряжений и правил, регулирующих внутреннюю торговлю.
В Разделе III указаны положения о таможенных союзах, зонах свободной торговли и о применении Соглашения в их отношении и какими конкретно принципами должны руководствоваться страны-участницы, создавая таможенные союзы и зоны свободной торговли, содержалось в Статья XXIV ГАТТ. Данная статья определяет таможенный союз как замену нескольких таможенных территорий одной при полной отмене таможенных пошлин внутри таможенного союза и создании единого внешнего таможенного барьера. Зона свободной торговли определяется как группа стран, взаимно отменивших таможенные пошлины на все или часть товаров. Статья также содержит важное положение, говорящее о том, что целью создания таможенного союза или зоны свободной торговли “должно быть облегчение торговли между их территориями, а не создание барьеров в торговле для других стран-участниц. За время существования ГАТТ статьи, касающиеся таможенно-тарифных вопросов, значительно расширились за счет многочисленных дополнений и поправок. Наиболее важные изменения связаны с включением новых статей XXXVI и XXXVII, в которых признается право развивающихся стран повышать таможенные пошлины для защиты своей экономики, а также фиксируется обязательство развитых государств снижать пошлины на товары развивающихся государств. Сессия ГАТТ на уровне министров в ноябре 1982г. рекомендовала всем странам-участницам принять меры для скорейшего применения Гармонизированной системы описания и кодирования товаров для тарифных и статистических целей /2/.
Особенно подробно в этой статье регламентируется использование в торгово-политических целях внутренних налогов и сборов.
Позднее в 1965г. текст ГАТТ был дополнен Разделом IV “Торговля и развитие”, который был внесен в Соглашение по требованию развивающихся стран. Несмотря на то, что Генеральное Соглашение содержало в себе основные положения, во многом схожие с положениями раздела Устава МТО, посвященного вопросам торговой политики, постоянным институтом должна была стать МТО. Устав МТО включал в себя детально разработанные положения о конференциях МТО, исполнительном органе, комиссиях, Генеральном директоре и об оплачиваемом персонале. Кроме того, Устав предусматривал продуманную процедуру разрешения споров в отличие от Генерального Соглашения, которое не обладало тогда учредительными положениями ни в отношении постоянных органов, ни в отношении урегулирования разногласий. В последствии усилия по созданию МТО не увенчались успехом, что подтвердилось отказом США в 1950г. ратифицировать Гаванскую хартию. В рамках ГАТТ были созданы практически все предусмотренные Уставом органы и разработан механизм разрешения споров. При создании ГАТТ также предполагалось, что основным, а в перспективе единственным инструментом регулирования экспорта и импорта стран-участниц будут таможенно - тарифные средства.
Статья V провозглашает свободу транзита через территорию каждой из участвующих в Соглашении стран и освобождает транзитные товары от таможенных пошлин и транзитных сборов.
Статья VI ГАТТ определяет демпинг как торговую операцию, состоящую в том, что товары одной страны поступают на рынок другой страны по цене ниже нормальной стоимости этих товаров. Соглашения о толковании этой статьи, а также статей XVI, XXIII, посвященных субсидиям, были подписаны в ходе “токийского” раунда ГАТТ. Смысл рассматриваемой статьи заключается в создании юридических оснований для принятия странами-участницами защитных мер против “нечестной конкуренции” компаний или правительств стран экспортеров. В целях устранения демпинга, который “причиняет или угрожает причинить материальный ущерб промышленности Договаривающейся Стороны” /4/, любая страна-участница, осуществив предварительное расследование факта демпинга, может налагать на любой поступающий в порядке демпинга товар антидемпинговую пошлину в размере, не превышающем демпинговую разницу. Демпинговая разница определяется как разница между демпинговой ценой товара и его “нормальной ценой”, которая рассчитывается в соответствии с положениями Антидемпингового Кодекса.
В результате “токийского” раунда ГАТТ появилось Соглашение о применении Статьи VII ГАТТ - Кодекс по таможенной оценке, положения которого широко применяются в международной торговле. Статья VII касается оценки товаров для взимания таможенных пошлин. Она устанавливает общие для всех стран-участниц принципы определения таможенной стоимости товаров, которая должна основываться на его фактической стоимости и не может определяться на базе произвольных или фиктивных оценок или стоимости товара отечественного происхождения. Под фактической стоимостью понимается цена, по которой этот или аналогичный товар продается или предлагается к продаже в такое время и в таком месте, которое определяется законами страны импортера. В эту цену может включаться ряд дополнительных расходов покупателя связанный с комиссионными, брокерскими расходы и другими видами расходов. В случае невозможности определения цены сделки для таможенных целей могут последовательно применяться четыре других способа: 1) цена идентичного товара; 2) цена аналогичного товара; 3) цена за единицу идентичного или аналогичного товара, везенного в то же время; 4) расчетная цена товара.
Статья IX Соглашения указывает на необходимость использования курса валют, опубликованного компетентными органами страны-импортера, который должен реально отражать соотношение паритетов валют по текущим коммерческим операциям.
Статья XI ГАТТ оговаривает, что “ни одна из стран-участниц не должна устанавливать на ввоз любого товара с территории другой страны-участницы или на ввоз или продажу для экспорта любого товара, предназначаемого для территории другой страны-участницы, никаких запрещений или ограничений, будь то в форме квот, импортных или экспортных лицензий или других мер./3/. Однако содержаться также и исключения, такие как таможенные пошлины, налоги и другие сборы”/5/. Однако правило сопровождается целым рядом исключений и оговорок, разрешающих применение количественных ограничений в случае:
1) ограничения экспорта в целях предотвращения нехватки продовольствия;
2) ограничений в связи с применением стандартов и правил о классификации, сортировке и реализации товаров, обращающихся в международной торговле;
3) ограничений на импорт любого сельскохозяйственного товара или продукта рыболовства, необходимых для проведения правительственных мероприятий по корректировке положения на соответствующих рынках отечественных товаров (в целях устранения перепроизводства);
4) ограничений в целях равновесия платежного баланса. /6/
Рассматривая политику субсидирования можно выявить, что в правилах ГАТТ не содержится прямого запрета на применение субсидий, но оно увязано со следующими определенными требованиями:
Во-первых, каждая страна-участница обязана письменно уведомлять о любых субсидиях, которые оказывают воздействие на масштабы торговли прямо (субсидирование экспорта) или косвенно (субсидирование производства), а также консультироваться по вопросам применения субсидий, если того требуют другие участники Соглашения.
Во-вторых, страны не должны применять субсидии на экспорт сырьевых товаров.
Как было отмечено выше, что Соглашение о толковании и применении статей VI, XVI и XXIII ГАТТ, Кодекс о субсидиях, II часть которого целиком посвящена субсидиям. В частности, конкретизированы критерии, дающие основания договаривающимся сторонам требовать отмены субсидий, применяемых одной из них, более подробно разработана процедура консультаций, урегулирования споров и применения, ответных мер в случае, когда доказано, что субсидия не соответствует положениям Статьи XVI. Вопросы субсидирования являются наиболеее остро потавленной проблемой между странами- членами.
Следует отметить также общие исключения, которые закреплены в Статьях XX и XXI ГАТТ. Они образуют группу исключений общего характера для всех стран-участниц, применяя которые страны обязуются соблюдать два условия: во-первых, такие меры должны применяться на недискриминационной основе, и, во-вторых, они не должны иметь характер скрытых ограничений торговли.
Таким образом, ГАТТ стал многосторонним договором, определяющим права и обязанности, участвующих в нем стран в области внешней торговли.
Как уже было отмечено одним из основных механизмов деятельности ГАТТ являются многосторонние торговые переговоры (МТП) в форме «раундов», в ходе которых пересматриваются старые и вырабатываются новые нормы государственного регулирования международной торговли. Как показано в таблице 1, за время существования ГАТТ было проведено девять раундов /7. 51-52/. «Уругвайский раунд» является особо важным раундом, в ходе которого и произошло преобразование ГАТТ в ВТО (см. Приложение В, где расписаны все девять раундов прошедших за период существования ГАТТ и заканчивая раундом ВТО).
В основополагающих документах ГАТТ не содержится отказа во вступлении в эту организацию любой стране мирового сообщества. Статья XXXIII Соглашения гласит: «Правительство, не участвующее в этом Соглашении, или правительство, действующее от имени отдельной таможенной территории, обладающей полной автономией в ведении своих внешних коммерческих связей или других дел, предусмотренных этим Соглашением, может вступить в это Соглашение от своего имени или от имени той территории на условиях, которые будут согласованы между таким правительством и договаривающимися сторонами» /8/. Причем решение о вступлении может быть принято большинством в две трети стран-участниц
Соглашения. Для вне членов ГАТТ предполагает предоставления Статуса Наблюдателя. В число международных организаций, имеющих статус наблюдателя на сессиях ГАТТ, входят ЮНКТАД, ФАО, МОТ, МВФ, МБРР, все региональные комиссии ООН, а также ряд региональных организаций развитых и развивающихся стран. Наблюдатели могут присутствовать на сессиях ГАТТ, а при определенных условиях на заседаниях органов ГАТТ. Они могут делать заявления и участвовать в дискуссиях. Правительства стран-наблюдателей на регулярной основе получают основные документы и материалы ГАТТ. Положения Генерального соглашения не распространяются на страны-наблюдатели, они не несут каких-либо обязательств перед Договаривающимися Сторонами.
В ГАТТ различаются несколько категорий наблюдателей:
- Статус наблюдателя может быть предоставлен для участия в связи с определенной сессией ГАТТ, для участия только в этой сессии;
- Статус наблюдателя может быть предоставлен для участия на регулярной основе в ежегодных сессиях ГАТТ. В этом случае наблюдатели приглашаются и присутствуют на этих сессиях, получают интересующие их документы ГАТТ;
- Статус наблюдателя может быть предоставлен для участия в ежегодных сессиях ГАТТ, на сессиях Совета ГАТТ и на сессиях других открытых органов ГАТТ.
Существует также статус наблюдателя в комитетах, созданных на основе соглашений «Токийского раунда» завершившийся в 1979г., который предоставляется на основе решения Совета ГАТТ, принятого в сентябре 1960г.. Это решение определило, что в качестве наблюдателей на Совете ГАТТ могут быть приглашены «страны-члены ГАТТ и правительства, которые присоединились к ГАТТ на временной основе и которые не являются членами Совета; правительства, участвующие в работе Договаривающихся Сторон; правительства, находящиеся в процессе присоединения к ГАТТ или связанные с работой Договаривающихся Сторон иным образом» /9/.
Для получения статуса наблюдателя страна должна направить официальное письмо правительства на имя Генерального директора ГАТТ, изложить причины, по которым данная страна желает присоединиться к Соглашению.
В рамках ГАТТ образуется рабочая группа из представителей заинтересованных стран-участниц, которой поручается ведение переговоров об условиях присоединения к ГАТТ страны-кандидата. Заинтересованная сторона должна представить рабочей группе так называемый меморандум о механизме своей внешней торговли, к которому должны быть приложены основные национальные акты в области регулирования внешней торговли.
Как правило, в меморандуме раскрываются следующие вопросы:
- общая характеристика национальной внешнеторговой политики;
- характеристика основных инструментов регулирования внешнеторговой деятельности (например, таможенный тариф, лицензионная система, валютное регулирование и т.д.);
- анализ национальной внешнеторговой статистики;
- перечень основных органов государственного управления внешней торговли и официальных изданий по вопросам внешней торговли (правительственные бюллетени, газеты, статистические сборники и т.д.).
После представления меморандума участники рабочей группы задают стране-кандидату целую серию вопросов, на которые страна-кандидат обязана представить исчерпывающую информацию по всем поставленным вопросам. Вся процедура в ряде случаев может занимать несколько лет интенсивных переговоров, после чего, рабочая группа разрабатывает протокол о присоединении заинтересованной страны к ГАТТ, в котором отражены основные условия присоединения, включая, как правило, списки так называемых тарифных уступок (снижение таможенных пошлин на ряд согласованных товаров) со стороны, вступающей страны. Переговоры по тарифным уступкам проходят параллельно с деятельностью рабочей группы.
Протокол об условиях присоединения заинтересованной страны принимается большинством в две трети голосов стран-участниц ГАТТ. Присоединяющаяся страна подписывает протокол и оформляет вступление в ГАТТ в соответствии с внутренними законодательными процедурами.
С момента создания и по настоящее время в рамках ГАТТ было проведено девять тарифных конференций, на которых была выполнена значительная работа по снижению таможенных тарифов странами- участницами.
На первых пяти конференциях согласовывалось снижение тарифов по принципу «уступка за уступку»; тем самым было согласовано 67 тысяч взаимных уступок, затрагивающих более чем 21 миллиард долларов годового экспорта в мировой торговле /10/.
В 1964-1967гг. была проведена шестая тарифная конференция, известная под названием «Раунд Кеннеди». В ходе этой конференции велись переговоры о линейном снижении тарифов. Первоначально имелось намерение добиться снижения тарифов в среднем на 50%. Переговоры длились три года и позже были приняты все меры со стороны ведущих стран-участниц ГАТТ к тому, чтобы не допустить провала этих переговоров, так как они, кроме того, являлись средством активизации деятельности в рамках ГАТТ в противовес ЮНКТАД, которая начала свою деятельность в 1964г. В результате «Раунда Кеннеди» была достигнута договоренность о линейном снижении тарифов до конца 1971г. в среднем на 35% /10/.
В сентябре 1973г. на совещании министров стран-участниц ГАТТ, проходившем в Токио, было официально провозглашено открытие нового, седьмого раунда торговых переговоров в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле.
Эти многосторонние торговые переговоры, называемые иногда «Токио раунд», были самыми представительными по числу участников и продолжительными по времени проведения (1973-1979гг.). В них участвовало 99 государств, из которых 26 не являлись участниками ГАТТ.
Цели данных МТП:
- Дальнейшее снижение ставок таможенных тарифов;
- Снижение или устранение нетарифных ограничений в мировой торговле и сведение этих мер под более эффективный международный контроль;
- Рассмотрение возможностей согласованного снижения или взаимного устранения основных препятствий на пути торговли продукцией отдельных отраслей хозяйственной деятельности , в практике именуемый секторальным или отраслевым подходом;
- Ослабление аграрного протекционизма;
- Совершенствование многосторонней системы защитных мер для ограждения внутренних рынков от чрезмерного импорта;
- Устранение барьеров в торговле тропическими товарами. Конкретные переговоры велись в семи рабочих группах: «Тарифы», «Нетарифные барьеры», «Секторальный (отраслевой) подход», «Защитные оговорки», «Сельскохозяйственные товары», «Тропические товары», «Совершенствование организационной структуры международной торговли», которые в организационном плане контролировались комитетом по переговорам.
Итогом «Токио раунда» явилось принятие ряда соглашений и договоренностей, которые помимо снижения таможенных пошлин касались таких вопросов, как толкование и применение отдельных статей ГАТТ, в частности по антидемпинговым и компенсационным пошлинам, субсидиям и методам таможенной оценки.
Для осуществления функций ГАТТ были созданы организационные структуры, которые включают в себя:
- Сессию Договаривающихся Сторон;
- Совет представителей;
- Комитеты, рабочие группы, органы по урегулированию споров;
- Секретариат.
Сессия Договаривающихся Сторон была определена Высшим органом ГАТТ. Собрание Сессии проходило ежегодно, каждая страна-участница имела на них один голос, однако решения обычно принимались на основе консенсуса, а не путем голосования. Первая Сессия была созвана в марте 1948г. Генеральным Секретарем ООН; в дальнейшем с 1949г., право созывать Сессии, руководить их работой получил Председатель (Ответственный Секретарь) Сессии Договаривающихся Сторон, избираемый странами-участницами. Сессия Договаривающихся Сторон осуществляет нормотворческие функции, а обладает исключительной компетенцией давать авторитетные толкования положений Соглашения. В компетенцию этого органа входит также предоставление странам-участницам права “временно и в исключительных случаях” приостанавливать то или иное обязательство по Генеральному Соглашению.
В 1954г. Временная Комиссия МТО, действовавшая с марта 1948г. и осуществлявшая организационно-техническое обслуживание деятельности ГАТТ была окончательно оформлена и преобразована в Секретариат. В первые годы Секретариат состоял лишь из трех-четырех специалистов, но со временем превратился в крупный орган, имеющий структурные подразделения (юридический, экономический отделы, аналитические подразделения и др.). На него была возложена подготовительная работа, распространение среди стран-участниц всей необходимой информации, изучение и прогнозирование экономического развития и торговой политики стран-участниц.
В 1951г. был создан Межсессионный Комитет, в функции которого входило обсуждение и составление повестки дня для Сессии Договаривающихся Сторон, рассмотрение срочных и непредвиденных вопросов, проведение консультаций по платежно-балансовым проблемам. В связи с растущей нагрузкой в 1958г. третья функция Межсессионного Комитета была передана специально созданному Комитету по платежному балансу. Однако, несмотря на существование Межсессионного Комитета, определенный межсессионный “вакуум” в ГАТТ в тот период еще сохранялся. Поэтому, в соответствии с решением Договаривающихся Сторон от 4 июня 1960г., вместо Межсессионного Комитета был создан Совет Представителей ГАТТ. Совет стал оперативно-представительным органом, который собирался около девяти раз в год в период между Сессиями для решения неотложных задач и выполнения всей текущей работы. Совет состоял из представителей всех стран-участниц Соглашения, а его председатель избирался на 1 год на Сессии Договаривающихся Сторон.
В 1965г. вместо существовавшей до этого должности Ответственного Секретаря была учреждена новая должность Генерального Директора ГАТТ. Генеральный директор стоит во главе Секретариата и руководит работой этого органа. Он является главным должностным лицом, назначаемым Договаривающимися Сторонами, выступает своеобразным арбитром в спорах между сторонами, в случае неуспешных переговоров по мирному урегулированию возникших споров.
Таким образом, Генеральное соглашение по торговле и тарифам, являясь многосторонним межправительственным договором, как международно-правовой инструмент включает первоначальный текст Соглашения вместе с приложениями и списками тарифных уступок; многочисленные протоколы и решения договаривающихся сторон, изменяющие, дополняющие и уточняющие первоначальный текст Соглашения; кроме того, ряд соглашений, появившихся в 1979г. в итоге многосторонних торговых переговоров “токийского” раунда, интерпретируют его отдельные статьи, распространяют действие положений ГАТТ на новые области или конкретизируют их.
Как уже было отмечено большую роль в развитии правовой системы ГАТТ играет практика прецедентов. Заметным явлением в деятельности ГАТТ явилось проведение в ноябре 1982г. 38-й сессии стран-участниц. Официальной целью сессии являлось обсуждение и реализация итогов «Токио-раунда», определение рабочей программы ГАТТ на 80-е годы, обсуждение состояния и перспектив развития мировой торговли и мировой торговой системы, а также положения развивающихся стран в международной торговле.
Инициатором данного созыва сессии выступили США, которые хотели добиться расширения сферы действия ГАТТ и распространения ее на те области международных экономических отношений, в которых США были особенно заинтересованы. Сюда можно отнести: торговля услугами, инвестиционная деятельность, торговля товарами высокой технологии, а также пересмотр процедуры принятия решений в ГАТТ, для усиление роли США в этих процессах. Кроме того, США выдвинули идею проведения нового тура многосторонних торговых переговоров в рамках ГАТТ в сфере услуг, а также между развитыми и развивающимися странами.
Страны ЕЭС выступили на этой сессии с довольно жесткой критикой, особенно по вопросам касающиеся практики субсидирования сельскохозяйственного экспорта, против которой выступили США, по вопросам новых многосторонних торговых переговоров, по вопросам инвестиционной политики, связанной с торговлей, а также по ряду других конкретных направлений, включая проблему торговых барьеров.
Развивающиеся страны выступили на сессии с общих позиций, поставив вопрос о том, что существующая мировая торговая система, включая Генеральное соглашение по тарифам и торговле, не отражает их интересы и нуждается в существенной реформе. Групповой подход стран, предпринятый еще на заключительных этапах «Токио раунд», по существу, был закреплен на этой сессии ГАТТ. Характерно, что в «группе 77» развивающихся стран была введена должность координатора по вопросам деятельности ГАТТ, который должен выступать с изложением коллективной позиции этих стран.
Таким образом, на сессии ярко проявились противоречия, обострившиеся между ведущими индустриальными странами, между развитыми и развивающимися странами. Это отчетливо проявилось в 1984г. при обсуждении отчета о деятельности так называемой «Группы 18», в задачи которой входило наблюдение за состоянием и развитием международной торговли и торговой политики, предотвращение серьезных нарушений в мировой торговле, разработки важнейших проблем к сессиям ГАТТ.
1.2. Итоги «Уругвайского раунда» переговоров и проблемы
международной торговли
В конце сентября 1986г. в Пунта-дель-Эсте (Уругвай) завершилась специальная сессия ГАТТ на уровне министров /11/. Была принята итоговая декларация, в которой официально провозглашено открытие нового, восьмого по счету, «Уругвайского раунда» многосторонних торговых переговоров под эгидой ГАТТ. Переговоры начались в Женеве в октябре 1986г., и в итоге Уругвайского раунда претерпело значительные изменения. Это отмечено в Соглашении об учреждении ВТО, где ГАТТ, действовавшее в период с 1948 по 1993гг., именуется, как «ГАТТ-1947», а генеральное Соглашение по тарифам и торговле, вошедшее в состав ВТО, стало называться «ГАТТ-1994». Причем ГАТТ-1947 и ГАТТ-1994 - это разные в правовом плане документы (см. Приложение В, таблица 2) /12/
Генеральное Соглашение по Тарифам и Торговле содержала 28 статей, и 123 государства- участника. Первая часть являлась обязательной для всех, а втор представляла свод правил мировой торговли и должна была применяться в степени, максимально совместимой с действующими национальными законами.
Действующий текст ГАТТ (ГАТТ-1947) со всеми поправками, со сложившейся в период 1947-1993гг. системой прецедентов, толкований и изменений. Все положения и правовые нормы обязательны для стран-членов ВТО, Национальные законы должны полностью им соответствовать.
Соглашения, поясняющие статьи ГАТТ, стали более четкими, простыми и однозначными в формулировках прав и обязанностей. Из них были изъяты положения, придававшие им автономность, фактически они становятся полноправной частью ГАТТ-1994.
В отличие от предыдущих раундов главной задачей этих переговоров была выработка новых правил регулирования международной торговли, подготовка соглашений, которые не только интерпретируют отдельные положения ГАТТ, но и существенно расширяют сферу его деятельности.
Задачи нового раунда переговоров заключались в попытке распространить компетенцию ГАТТ на ряд совершенно новых областей -торговлю услугами, торговые аспекты прав интеллектуальной собственности и инвестиционные меры в области торговли, а также в усилиях по включению в систему ГАТТ ряда традиционных вопросов, касающихся торговли сельскохозяйственной продукцией и текстильными изделиями.
Вплоть до 70-80-х годов рынок услуг (за исключением финансов) представлял собой поле деятельности мелких и средних фирм. С появлением ТНК, которые смогли поставить себе на службу современные средства телекоммуникаций, создав глобальную систему передачи информации, ситуация кардинально изменилась.
Превращение услуг в составной элемент международной деятельности ТНК поставило на повестку дня вопрос о необходимости регулирования рынка услуг на международном, региональном и отраслевом уровнях.
На отраслевом уровне регулированием услуг занимаются специализированные межправительственные организации как, например, ИКАО - Международная организация гражданской авиации, ВТО - Всемирная туристическая организация, ИМО - Международная морская организация. Если, например, в рамках ИКАО осуществляется унификация правил полетов и эксплуатации воздушного транспорта, аэродромов, аэронавигационных средств, то Всемирная туристическая организация определяет нормы и стандарты содержания гостиниц, ресторанов и т.д.
Регулирование рынка услуг на региональном уровне, как правило, осуществляется в рамках интеграционных региональных соглашений. К примеру, в ЕС сняты ограничения на взаимную торговлю товарами и услугами.
На международном уровне регулированием рынка услуг не занималась ни одна организация. И только Генеральное соглашение по тарифам и торговле расширила свою деятельность, рассматривая вопросы торговли товарами, услугами, а также торговыми аспектами прав интеллектуальной собственности.
Усилия, предпринимавшиеся по либерализации торговли текстильными изделиями, долго регулировалась Международным соглашением по текстилю (МСТ), не давали ощутимых результатов. МСТ представлял собой свод двусторонних квот на экспорт одежды и текстильных изделий из развивающихся стран в развитые. Наибольшие квоты были предоставлены развивающимся странам Азии. Большинство развивающихся стран с низким и средним уровнем дохода выступали за ликвидацию МСТ и распространение на торговлю текстильными изделиями и одеждой правил ГАТТ.
Для Казахстана, который собирается присоединиться к Соглашениям ВТО, вопросы регулирования торговли сельскохозяйственной продукцией и текстилем являются наиболее важными. Казахстан заинтересован в привлечении инвестиций в сельское хозяйство, легкую промышленность, реальный сектор экономики в целом. Как было отмечено, в соответствии с правилами ВТО субсидии считаются нечестной конкуренцией и вообще запрещены. США, как один из важных игроков на мировом рынке, настаивали на специфических обязательствах раздельно по трем основным видам аграрного протекционизма: производственным субсидиям, экспортным субсидиям и ограничениям импорта, в том числе - на 75%-ном сокращении всех внутренних субсидий и 90%-ном сокращении экспортных субсидий в течение 10 лет. В поддержку США активно выступили 14 стран- крупных экспортеров сельскохозяйственных товаров. ЕЭС, к примеру, было готово пойти лишь на общее 30%-ное сокращение мер поддержки и защиты сельскохозяйственного производства и экспорта /11/.
На заседании Комитета по торговым переговорам 26 ноября 1992г. была утверждена текущая программа работы «Уругвайского раунда» по четырем направлениям. Первое направление деятельности предусматривало активное обсуждение на двустороннем и многостороннем уровнях вопросов доступа на рынки. Второе направление предусматривало проведение активных переговоров по выработке первоначальных обязательств в сфере услуг. Третье направление деятельности - это обеспечение правовой сопоставимости и внутренней последовательности различных соглашений, составляющих проект заключительного акта. Наконец, четвертое направление предусматривало работу на уровне Комитета по торговым переговорам с целью скорректировать результаты в конкретных областях, не нарушая целостности всего пакета. Окончательные результаты «Уругвайского раунда» сведены в документ, состоящий из двух частей: Заключительного акта и графиков постепенного снижения барьеров (на пути доступа на рынок и в области услуг). «Уругвайский раунд» был всесторонним и наиболее амбициозным из всех девяти международных торговых раундов, проводившихся в рамках ГАТТ.
“Уругвайский раунд ГАТТ стал крупнейшим с точки зрения количества правительств, принимающих участие в многосторонних торговых переговорах. Заключительный Акт “уругвайского” раунда, принятый 15 апреля 1994г., содержит 28 соглашений (по торговле сельскохозяйственными товарами, услугами, текстилем и одеждой, по субсидиям и компенсационным пошлинам, по вопросам прав интеллектуальной собственности), а также договоренности стран-членов, касающиеся сокращения тарифных и нетарифных ограничений в международной торговле. Кроме того, Акт включает около 27 положений, которые разъясняют, дополняют или изменяют предшествующие соглашения и договоренности в рамках ГАТТ.
Таким образом, результаты “уругвайского” раунда переговоров в рамках ГАТТ являются отражением значительных достижений в области многостороннего регулирования международных торговых отношений и либерализации внешней торговли. Заключение многосторонних соглашений по сельскохозяйственным товарам, субсидиям, торговым аспектам прав интеллектуальной собственности и торговле услугами должно стать прочной базой для дальнейшего развития внешней торговли в условиях открытой глобальной экономики. Некоторые из этих соглашений по своей природе являются экспериментальными, а поэтому потребуют продолжения переговорного процесса и дополнительного прояснения. Действительно, опыт может показать, что какие-то соглашения недостаточно эффективны в решении возлагаемых на них задач, однако, уже сейчас они имеют большое значение, так как с одной стороны формируют основу для решения острых, давно назревших проблем, таких как торговля, сельскохозяйственными товарами и субсидии, а с другой стороны устанавливают общие принципы недискриминации и свободы торговли в новых быстро развивающихся областях как международный обмен услугами и правами интеллектуальной собственности. Еще одним важным достижением переговоров следует считать укрепление системы ГАТТ. Особого внимания заслуживает тот факт, что именно на “уругвайском” раунде переговоров развивающиеся страны впервые приняли на себя значительные обязательства.
Таким образом, несмотря на некоторые неудачи, завершение в многосторонних торговых переговоров “уругвайского” раунда в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле стало одним из наиболее значительных международных событий, основным результатом, которого стало создание прочной основы для существенного обновления и расширения системы многосторонних торговых отношений.
Однако очевидно, что достигнутые договоренности являются лишь юридическим закреплением новой системы международной торговли. Поэтому при всей значимости результатов “уругвайского” раунда не меньшее значение приобретает их практическое применение. В этой связи отдельного рассмотрения заслуживает вопрос о превращении ГАТТ во Всемирную Торговую Организацию (ВТО).
2. Всемирная торговая организация и Республика Казахстан
2.1 Всемирная торговая организация, как основной итог деятельности ГАТТ.
Всемирная торговая организация представляет собой организационно-правовую основу системы международной торговли, которая вступила в силу 1 января 1995г. после завершения Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986г.- 1994г.) и подписанного 15 апреля 1994г. ВТО является приемником Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) в связи с чем, соглашение об учреждении ВТО определяет то, что организация должна руководствоваться решениями, процедурами и обычной практикой ГАТТ, а Секретариат ГАТТ становится Секретариатом ВТО. Однако ВТО отличается от ГАТТ не только тем, что в ней представлено больше государств, чем в ГАТТ, но и более широкими масштабами той деятельности, в которой она задействована. ГАТТ действовало исключительно в сфере торговли товарами; ВТО охватывает торговлю товарами и услугами, а также защиту прав интеллектуальной собственности. Кроме того, она является тем форумом, где формируются торговые отношения между странами в процессе переговоров и решения разногласий.
ВТО также является международной экономической организацией и одновременно комплексом правовых документов, многосторонним торговым договором, определяющим права и обязанности в сфере международной торговли товарами и услугами и прав интеллектуальной собственности.
Юридически система ВТО зафиксирована Соглашением об учреждении ВТО, известным как Марракешское соглашение, и 4 приложениями к этому соглашению, каждое из которых включает в себя международно-правовые договоренности по отдельным вопросам международной торговли. Соглашение об учреждении ВТО содержит 29 соглашений, 17 из них и связанные с ними правовые документы включены в Приложения 1, 2 и 3 (именуемые Многосторонние Торговые Соглашения), составляют неотъемлемую часть данного Соглашения и являются обязательными для всех членов ВТО. Остальные Соглашения и связанные с ними правовые документы, включены в Приложения 4 (именуемые Торговые Соглашения с Ограниченным числом участников) являются обязательными для членов ВТО, которые их приняли и не создают обязательств для членов, которые их не приняли. Все соглашения определяют те ключевые договорные обязательства, которыми должны руководствоваться правительства при создании и практическом применении национальных законодательных и нормативных актов в сфере торговли.
ВТО основывается на двух основополагающих принципах, которые, в свою очередь, в международно-правовой практике проявляются в качестве четырех основных элементов.
Два основополагающих принципа - это отказ от дискриминации и рыночная эффективность, или предсказуемый, открытый, безопасный взаимный доступ на рынки, а четырьмя основными элементами являются:
1. режим наиболее благоприятствуемой нации (РНБ);
2. национальный режим;
3. применение тарифов как единственного или предпочтительного инструмента защиты на границе;
4. транспорентность, или прозрачность.
Как уже было упомянуто в первой главе, режим наиболее благоприятствуемой нации означает, что члены ВТО одинаковым образом относятся к импортируемым товарам и услугам из других стран-членов, т.е. к товарам и услугам из стран-членов ВТО при пересечении таможенной границы применяются такие же правила, как и к наиболее благоприятствуемому среди них. Принятие РНБ означает отказ от дискриминации на границе, исключением являются региональные таможенные союзы и зоны свободной торговли, к которым ВТО предъявляет целый ряд требований: например, нельзя устанавливать новые барьеры в торговле с третьими странами. Национальный режим означает, что ко всем импортируемым товарам и услугам, как только установлено их соответствие всем требованиям какого-либо пограничного режима, и они появились на внутреннем (национальном) рынке страны, относятся не менее благоприятно, чем к национальным товарам и услугам на национальном рынке, т.е. внутренние налоги не могут быть выше, чем для отечественных товаров на внутреннем рынке. Это отказ от дискриминации на внутреннем (национальном) рынке. /41/. Для полного представления о Всемирной торговой организации следует отметить следующие данные:
Место расположения: Женева, Швейцария
Основана: 1 января 1995г.
Создана: по результатам переговоров Уругвайского раунда (1986-94) Членство: 149 стран (по состоянию на май 2006г..)
Бюджет: 169 млн. швейцарских франков на 2005г. (примерно 130 млн. долларов США)
Штат Секретариата: 500 сотрудников
Генеральный директор: Лами Паскаль
ВТО обладает следующими важнейшими функциями: контроль выполнения соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда; проведение многосторонних торговых переговоров и консультаций между заинтересованными странами-членами; разрешение торговых споров; мониторинг национальной торговой политики стран-членов; техническое содействие развивающимся государствам по вопросам, касающимся компетенции ВТО; сотрудничество с международными специализированными организациями.
Всемирная торговая организация имеет организационную структуру и органы управления, состоящие из трех иерархических уровня.
Высшим руководящим органом ВТО является Конференция министров, объединяющая представителей всех участников организации. Сессии конференции проходят не реже одного раза в два года, в ходе которых обсуждаются и принимаются решения по принципиальным вопросам, связанных с пакетом соглашений Уругвайского раунда. Конференция министров созывается, как правило, на уровне министров торговли или иностранных дел стран-участниц ВТО и имеет полномочия принимать решения по всем вопросам, входящим в сферу действия любого из Многосторонних торговых соглашений, если об этом попросит какой- либо член, в соответствии с конкретными требованиями в отношении принятия решений в рамках настоящего Соглашения и соответствующего Многостороннего торгового соглашения.
ВТО, став приеемницей ГАТТ, также сохранила практику принятия решений методом консенсуса, но если консенсус невозможен, то соглашение о ВТО предусматривает проведение голосования. В этом случае решения принимаются большинством голосов, по принципу «одна страна - один голос».
Конференция министров назначает Генерального директора Организации. Начиная с сентября 2002г. им стал Супачай Паничпакди, бывший вице-премьер Таиланда, но уже с 1 сентября 2005г. на пост Генерального директора вступил Лами Паскаль.
Условно Конференции министров можно представить следующим образом: Первая конференция состоялась в декабре 1996г. в Сингапуре. В ходе конференции было принято Соглашение по либерализации торговли в области информационных технологий (ИТА). Вторая конференция проводилась в мае 1998г. в Женеве, где подводились основные итоги пятидесятилетней деятельности ГАТТ/ВТО, и было принято решение о подготовке к новому раунду многосторонних торговых переговоров. Третья Конференция министров состоялась в ноябре-декабре 1999г. в Сиэтле (США) и была посвящена анализу выполнения странами-членами соглашений Уругвайского раунда, а также открытию нового раунда МТП. В рамках очередного раунда планировалось начать переговоры, прежде всего по тем вопросам, которые не удалось решить в ходе Уругвайского раунда, рассмотрение которых было отложено до следующих этапов.
Четвертая Конференция министров проводилась с 9 по 13 ноября 2001г. в г. Доха (Катар), в ходе которой было принято решение начать новый раунд многосторонних торговых переговоров. «Доха- раунд» являлся первым раундом, действующим в рамках ВТО, что являлось его отличительной особенностью. Он получил официальное название «Раунд развития». В программу переговоров были включены вопросы, связанные с развитием, уточнением и дополнением действующих Соглашений ВТО, а также традиционные вопросы снижения торговых барьеров. Особое место в программе переговоров заняли вопросы снижения и поддержки сельского хозяйства в развитых странах.
Пятая Министерская конференция состоялась 10-14 сентября 2003г. в г. Канкун (Мексика). На ней предполагалось подвести промежуточные итоги МТП и определить формат их дальнейшего продолжения. Однако из-за наличия глубоких разногласий, возникших между различными группами государств, прежде всего по проблемам сельского хозяйства и по вопросам первой конференции, проводившейся в Сингапуре (правила конкуренции, инвестирование, транспарентность в правительственных закупках, упрощение торговли) конференция закончилась практически безрезультатно. Неудача конференции в Канкуне нарушила первоначально установленные сроки окончания переговоров Доха раунда – 1 января 2005г. В июле 2004г. в Женеве между членами ВТО было достигнуто рамочное соглашение о продолжении переговоров Доха раунда, в частности, было зафиксировано общее согласие относительно ликвидации экспортных субсидий в сельском хозяйстве.
Очередная шестая Конференция министров стран-членов ВТО проводилась в декабре 2005г. в Гонконге.
Между сессиями по мере необходимости (8-10 раз в год) для решения текущих и процедурных вопросов созывается Генеральный совет, который включает в себя представителей всех участников ВТО. В ведение Генерального совета также находятся два специальных органа: по анализу торговой политики и по разрешению споров. Кроме того, Генеральному совету подотчетны комитеты по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам. Генеральный совет контролирует деятельность подчиненных органов:
– Совета по торговле товарами, который осуществляет наблюдение за выполнением Генерального соглашения о торговле товарами;
– Совета по торговле услугами, который осуществляет наблюдение за выполнением Генерального соглашения о торговле услугами;
– Совета по интеллектуальной собственности, который осуществляет наблюдение за выполнением Соглашения о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности.
Совет по торговле товарами руководит деятельностью специализированных комитетов, осуществляющих контроль за соблюдением принципов ВТО и выполнением соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами.
Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам.
Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля за выполнением соглашения ТРИПС, также занимается проблемами, связанных с международной торговлей поддельными товарами. Толкование положений соглашений по товарам, услугам, ТРИПС, а также освобождение от принятых обязательств (вейвер) принимаются 3/4 голосов.
Следующим органом управления является Секретариат ВТО, который базируется в Женеве и имеет около 500 штатных сотрудников, возглавляемый Генеральным Директором и его четырьмя заместителями. Секретариат ВТО, в отличие от подобных органов других международных организаций, не принимает самостоятельных решений, так как эта функция возлагается на сами страны-члены. Основные обязанности Секретариата – обеспечивать техническую поддержку различным советам и комитетам, а также Конференции министров, оказывать техническое содействие развивающимся странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства стран, желающих стать членами ВТО. Главной задачей Секретариата ВТО является содействие беспрепятственной международной торговле. Официальными языками Секретариата ВТО являются английский, французский и испанский.
Казахстану как будущему члену ВТО необходимо учитывать все структурные особенности управления организации, а также грамотно и дипломатично проводить переговоры со стуктурными органами ВТО. Всвязи с этим важно отразить текущее состояние вступительного процесса.
Переговоры по вступлению Казахстана в ВТО в основном проводятся в Секретариате ВТО в городе Женеве, с участием заинтересованных стран-членов Рабочей Группы в многостороннем формате - по системным вопросам, сельскому хозяйству и в двустороннем - по доступу на рынок товаров и услуг. Переговоры ведутся по четырем основным направлениям:
Переговоры по доступу на рынок товаров включают определение и согласование со странами - членами ВТО максимальных уровней связывания импортных таможенных пошлин, по которым Казахстан получит право их применения после присоединения к ВТО. Из 36 стран-членов ВТО, входящих в состав Рабочей Группы по вступлению Казахстана в ВТО, 15 стран, наиболее важными из которых являются США, ЕС, Япония, Канада, Австралия и Швейцария проводят детальные двусторонние переговоры по доступу на рынок товаров. Тарифные предложения Казахстана строятся с учетом следующих принципов:
Первый принцип - необходимость обеспечения эффективной степени защиты национальной экономики на среднесрочную и долгосрочную перспективу, на основе приоритетов, определенных Государственной программой индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003- 2015гг. и Государственной агропродовольственной программой на 2003- 2005гг. Важно подчеркнуть, что Стратегия индустриально- инновационного развития Республики Казахстан на 2003- 2015гг. была утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 17 мая 2003г. В стратегии индустриально- инновационного развития Республики Казахстан пункт 5.2. рассматривает следующие положительные моменты вступления в ВТО:
Вхождение Казахстан в ВТО является актуальной необходимостью и преследует цель создания благоприятных условий для устойчивого экономического роста за счет осуществления внешней торговли и коренной перестройки внутренних условий производства товара и услуг правилами, нормами, механизмами, принятыми в этой организации.
В рамках ВТО Казахстану предстоит решать посредством торговой политики, следующие основные задачи:
• предотвращение дискриминации казахстанского экспорта;
• укрепление международного имиджа как страны с открытой рыночной экономикой, принимающей правила и принципы цивилизованной международной торговли;
• развитие региональных интеграционных процессов в рамках ЕврАзЭС и СНГ;
• продвижение к созданию реального Таможенного союза и единого рынка. Активное противодействие применению специальных защитных мер во взаимной торговле;
• разработка и реализация действенных мер по стимулированию экспорта, в том числе за счет страхования рисков при осществлении экспортных операций.
Решение этих задач мерами и механизмами ВТО становится актуальным, особенно при переходе к росту экспорта готовой продукции, так как мировой рынок перенасыщен и развивается в условиях жеской конкуренции.
Второй принцип - в максимальной степени учитывать условия членства Казахстана в ЕврАзЭС. На заседании Межгоссовета ЕврАзЭС 13 мая 2003г. главами государств ЕврАзЭС принято Решение продолжить консультации Сторон для обсуждения хода переговоров о присоединении к ВТО. На основании данного Решения Стороны осуществляют координацию в рамках специально созданного при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС института - Консультаций руководителей правительственных делегаций на переговорах по вступлению в ВТО, а также рабочих групп экспертов Сторон, которые проводятся на регулярной основе. Более глубокий характер носят переговоры по доступу на рынки товаров, предусматривает координацию переговоров по доступу на рынки услуг, гармонизацию законодательства, регулирующую сферу услуг, в том числе, вопросы перемещения рабочей силы. В настоящее время переговоры по условиям доступа на казахстанский рынок услуг ведутся с 8-ю странами-членами Рабочей Группы: - Австралией, ЕС, Канадой, Латвией, Польшей, США, Швейцарией, Японией. В настоящее время Казахстан ведет переговоры по доступу на рынок услуг по 76 секторам, это 49% от общего количества 155 секторов услуг Классификатора ООН. Наиболее чувствительными для казахстанской экономики секторами услуг, требующими разумного уровня защиты, являются финансовые, правовые, коммерческие, транспортные, телекоммуникационные, туристские, строительные. Многосторонние специальные переговоры по....
Мақала ұнаса, бөлісіңіз:
Ұқсас мақалалар:
» Дипломная работа: Внешнеторговая политика Казахстана
» Дипломная работа: Организация таможенного дела в Республике Казахстан
» Дипломная работа: Исследование международных сотрудничеств в таможенной сфере
» Дипломная работа: Развития внешнеэкономической политики Республики Казахстан
» Дипломная работа: Таможенные платежи
» Дипломная работа: Внешнеторговая политика Казахстана
» Дипломная работа: Организация таможенного дела в Республике Казахстан
» Дипломная работа: Исследование международных сотрудничеств в таможенной сфере
» Дипломная работа: Развития внешнеэкономической политики Республики Казахстан
» Дипломная работа: Таможенные платежи
Іздеп көріңіз: