Дипломная работа: Понятие и сущность государственного регулирования импорта
Содержание
Глава I. Теоретические основы внешнеэкономической деятельности таможенных органов6
1.1. Понятие и сущность государственного регулирования импорта 6
1.2 Мировая практика государственного регулирования импорта.
1.2.1 Регулирование импорта в промышленно - развитых странах
1.2.2. Регулирование импорта в условиях развивающихся стран 19
19
24
Глава II. Анализ внешнеэкономической деятельности таможенных органов РК. (на примере ДТК по ЮКО)
32
2.1 Нормативно – правовая база, регламентирующая государственное регулирование импорта 32
2.2 Анализ внешнеэкономической деятельности таможенных органов ДТК по ЮКО. 34
2.3 Проблемы и пути перехода от режима свободной торговли к единой таможенной территории 46
Глава III. Совершенствование внешнеэкономической деятельности таможенных органов РК.
62
3.1 Основные направления совершенствования внешнеэкономической деятельности таможенных органов РК ( на примере ДТК по ЮКО) 62
3.2. Пути повышения эффективности работы таможенных органов. 66
3.3.Стратегические направления повышения эффективности внешнеторговой деятельности Республики Казахстан 72
В новых рыночных условиях, когда казахстанская экономика стала «открытой», а государственные границы «прозрачными» или во многих местах «размытыми», гораздо более сложной и масштабной, чем раньше, стала проблема экономической безопасности Республики Казахстан.
Важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов государства принадлежит таможенному делу одному из базовых институтов экономики и таможенной политике. На современном этапе развития довольно значительная часть поступлений в доходную часть государственного бюджета приходится на таможенные пошлины, таможенные сборы и иные платежи, сбор которых входит в компетенцию таможенных органов. Участвуя в регулировании внешнеторгового оборота и осуществляя фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет государственный бюджет и тем самым способствует решению внешнеэкономических проблем.
Поэтому рассмотрение мировой практики государственного регулирования импорта является одной из актуальных задач, стоящих перед таможенными органами РК, которые направлены на:
• Обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности РК
• Защита внешнеэкономических интересов РК
• Взимание таможенных пошлин и иных таможенных платежей
На современном этапе можно выделить три внешнеэкономические проблемы, решаемые таможенными органами в ходе реализации таможенной политики государства:
• Формирование состава и товарной структуры потребительского рынка РК и создание конкурентной среды.
• Защита отечественных производителей от экспансии мирового рынка и доступа на казахстанский рынок дешевых, некачественных товаров, прежде всего потребительских.
• Обеспечение поступлений средств от взимания таможенных пошлин и налогов в доходную часть государственного бюджета.
Инструменты, которые государство использует для регулирования отношений, делятся на тарифные, основанные на использовании таможенного тарифа и нетарифные, которые включают квотирование, экспортные субсидии, демпинг, экономические санкции и т.д., обеспечивающие эквивалентный уровень защиты.
Таможенно-тарифная система Республики Казахстан основывается на мировом и отечественном опыте таможенно- тарифного регулирования. Особое место в таможенно-тарифном регулировании занимают принципы и условия, положенные в основу международного сотрудничества стран СНГ и членов ЕврАзЭС. Поскольку национальное хозяйство стран в той или иной степени зави¬сит от внешней торговли, которая затрагивает интересы (экономические, финансовые, хозяйственные), то государство в законодательном порядке устанавливает определенные правила и условия внешнеторговой политики.
Отсюда вытекает важность мировой практики государственного регулирования импорта, которая по мере возможности будет изложена в этой работе. В моей работе рассматривается теория, затем мировой опыт и возможность ее использования в наших условиях, определяются основные цели; задачи и направления по совершенствованию деятельности таможенных органов.
Глава I. Теоретические основы внешнеэкономической деятельности таможенных органов
1.1. Понятие и сущность государственного регулирования импорта.
Государственное регулирование ВЭД осуществляется различными методами, которые в зависимости от классификационных признаков подразделяются на экономические и административные, тарифные и нетарифные. Экономические методы регулирования ВЭД базируются на использовании экономических инструментов торговой политики – таможенных пошлин, налогов (НДС, акциза и др.) и таможенных сборов. Используя эти инструменты, государство воздействует на экономические интересы субъектов ВЭД и, следовательно, на их поведение, сохраняя вместе с тем за ними полную оперативную самостоятельность. Они в большей степени соответствуют природе рыночных отношений и потому играют главную роль в регулировании ВЭД в современных условиях.
В рыночной экономике государство осуществляет регулирование ВЭД в целях обеспечения безопасности страны и защиты общенациональных интересов. Деятельность государственных органов по регулированию импорта осуществляется практически во всех странах мира, но ее масштабы, формы и методы, конкретные цели и задачи определяются каждой страной исходя из ее масштабов, положения в современном мире, внешней и внутренней политики государства.
Система таможенных пошлин призвана всемерно содействовать целям и задачам ВЭД. При этом возможны такие ситуации, когда система пошлин, на первый взгляд, по отдельно взятым критериям соответствует интересам страны, но по другим критериям противоречит им и наносит ущерб, а в целом оказывает негативное воздействие на социально-экономическое состояние общества. Политика государства должна быть направлена на получение максимального совокупного дохода от ВЭД и от национального производства. Такая политика допускает возможность сокращения доходов государственной казны от ВЭД, если снижение пошлин или их отмена на определенные товары и услуги способствует росту доходов от национальной экономики и совокупного дохода общества. Но она предполагает и возможность роста ввозных пошлин на определенные товары для ограничения их доступа на казахстанский рынок, если этот импорт подрывает национальное производство и приносит вред экологии, нравственному и физическому здоровью населения.
Экономические интересы государства и их защита имеют различные аспекты: существуют, например, внутриэкономические интересы и внешнеэкономические. При этом внутриэкономические задачи могут быть связаны с развитием промышленного комплекса, транспорта, связи, строительства и др. Понятно, что таможенное дело призвано защищать и охранять названные и вытекающие из них более конкретные интересы государства в целом, а также регионов, предприятий и организаций.
К числу таможенных платежей и налогов относятся: таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, акцизы, сборы за выдачу лицензий таможенными органами, таможенные сборы за таможенное оформление, хранение товаров и другие таможенные платежи.
При разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, таможенные органы участвуют в установлении ограничений на ввоз в Казахстан и вывоз из нее товаров и транспортных средств. Такие ограничения могут включать квотирование, лицензирование, установление минимальных и максимальных цен, а также другие меры регулирования взаимодействия казахстанской экономики с мировым хозяйством. При этом таможенные органы не только участвуют в разработке мер экономической политики, но и практически осуществляют составляющие эти ограничения конкретные меры.
Содействие развитию внешнеэкономических связей субъектов ВЭД – задача не только таможенного дела. Однако роль таможенных органов в этом процессе трудно переоценить. Находясь постоянно на территории субъектов, таможенные органы активно влияют на развитие внешнеэкономических связей, используя присуще таможенному делу средства, формы и методы, таможенного регулирования, способствуя заключению внешнеторговых соглашений между субъектами РК, странами СНГ, а также странами дальнего зарубежья.
На современном этапе можно выделить три финансово-экономические проблемы, решаемые таможенными органами в ходе реализации таможенной политики государства:
• Формирование состава и товарной структуры потребительского рынка РК и создание конкурентной среды.
• Защита отечественных производителей от экспансии мирового рынка и доступа на казахстанский рынок дешевых, некачественных товаров, прежде всего потребительских.
• Обеспечение поступлений средств от взимания таможенных пошлин и налогов в доходную часть государственного бюджета.
Отсюда вытекает важность формирования в стране потребительского рынка, где государство должно принимать действенные меры по его развитию и совершенствованию. Рынок товаров и услуг формируется за счет двух источников.
Первый – отечественное производство (реальный сектор экономики) и материальные запасы и государственные резервы.
Второй – импорт продукции за счет функционирования мирового рынка.
Состояние потребительского рынка затрагивает интересы населения страны, а поэтому региональные власти уделять приоритетное внимание составу и товарной структуре потребительского рынка. Насыщенность потребительского рынка по составу и структуре ведет к созданию конкурентной среды, стабилизации и даже снижению оптовых и розничных цен на потребительские товары.
Основным инструментом регулирования внутреннего рынка страны в процессе взаимодействия с мировым рынком является государственное регулирование импорта. Государственное регулирование импорта осуществляется с помощью двух инструментов:
• Таможенного регулирования, которое реализуется с помощью импортных таможенных пошлин и таможенных льгот (преференций) относящихся к таможенно-тарифным методам, и методам нетарифного регулирования, которое устанавливаются правительством и являются исключительными, применяемыми в отношении ряда товаров. К ним относятся: лицензирование, квотирование, сертификация
• Методами скрытого протекционизма, представляющие барьеры не таможенного характера. К ним относятся: технические барьеры, внутренние налоги и сборы, политика государственных закупок, требование о содержании местных компонентов.
Вторая по приоритетности проблема решается таможенным органом, прежде всего за счет своевременного пересмотра и уточнения уровня таможенных импортных пошлин. Уровень таможенных импортных пошлин должен быть таким, чтобы, во-первых, потребительский рынок Казахстана был насыщен необходимыми для населения потребительскими товарами и продуктами. Во-вторых, конкуренция импорта на казахстанском рынке была нормальной, не позволяющей свертывать отечественное производство. И, наконец, третья проблема решается таможенными органами с помощью набора следующих таможенных инструментов (таможенных платежей): таможенная пошлина, НДС, акцизы, сборы за выдачу лицензий таможенными органами РК и возобновление действий лицензий, сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата, таможенные сборы за таможенное оформление, плата за приятие предварительного решения. Основными приоритетными направлениями внешнеэкономической деятельности таможенных органов в соответствии с таможенной политики является:
• Установление оптимальных размеров импортно-экспортных пошлин
• Своевременный пересмотр установленных тарифов в связи с изменением ситуации на внутреннем и внешнем рынках
• Определение коэффициентов увеличения или снижения уровня таможенных тарифов по каждой номенклатурной группе товаров
• Более активное использование лицензирования, квотирования и сертификации товаров.
В государственном регулировании импорта таможенных органов важное место занимает таможенно-тарифное регулирование, являющейся основным методом экономического регулирования внешней торговли, которое предполагает стоимостное воздействие на экспортно-импортные потоки в процессе пересечения ими государственных границ.
Прежде всего, тарифное регулирование определяет порядок и методологию таможенного обложения товаров, виды тарифов и пошлин, причины установления и взимания таможенных пошлин, режим предоставления таможенных льгот, а так же комплекс тех действий, которые касаются субъектов ВЭД при осуществлении экспортно-импортных операций.
Основным элементом механизма тарифного регулирования служит таможенный тариф, который представляет собой систематизированный перечень ставок, определяющий размер платы по импортным и экспортным товарам, то есть таможенные пошлины.
В зависимости от того, какая сторона торговой политики считается важной, существует несколько дополняющих друг друга определений таможенного тарифа.
Таможенный тариф в зависимости от контекста может определять как:
• Инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком
• Свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности
• Конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывоз или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает таможенной пошлины.
Таможенный тариф любой страны состоит из конкретных ставок таможенных пошлин, которые используются для целей налогообложения ввозимых или вывозимых товаров, где таможенная пошлина – обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.
Таможенные пошлины выполняют три основные функции:
• Фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета
• Протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции
• Балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.
Классификация таможенных пошлин необходима для конкретного применения того или иного вида. По способу взимания:
1. Адвалорные – начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 10% от таможенной стоимости)
2. Специфические – начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 1 долл. За 1 т)
3. Комбинированные – сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 10% от таможенной стоимости, но не более 1 долл. За 1 т)
По объекту обложения:
1. Импортные – пошлины, который накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции
2. Экспортные – пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет
3. Транзитные – пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречается крайне редко и используется преимущественно как средство торговой войны.
По характеру:
1. Сезонные – пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать нескольких месяцев в год, и на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается
2. Антидемпинговые – пошлины, которые применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров
3. Компенсационные – пошлины, накладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.
По происхождению:
1. Автономные – пошлины, вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны. Обычно решение о введении таможенного тарифа принимается в виде закона парламентом государства, а конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются соответствующим ведомством ( обычно министерством торговли, финансов или экономики) и одобряются правительством.
2. Конвенционные (договорные) – пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения, такого как Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), или соглашений о таможенном союзе
3. Преференциальные – пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенном тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Цель преференциальных пошлин – поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта. С 1971 года действует Общая система преференций, предусматривающая значительное снижение импортных тарифов развитых стран на импорт готовой продукции из развивающихся стран. Казахстан, как и многие другие страны, с импорта из развивающихся стран не взимает таможенные пошлины вообще.
По типам ставок:
1. Постоянные – таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств. Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками
2. Переменные – таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных органами государственной власти в случаях ( при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий). Такие тарифы – довольно редкое явление, но используется, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики.
По способу вычисления:
1. Номинальные – тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свои импорт или экспорт
2. Эффективные – реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.
Виды таможенных пошлин суммированы в таблице №1.
Таблица № 1. Виды таможенных пошлин
По способу взимания Специфические Адвалорные Комбинированные
По объекту обложения Импортные Экспортные Транзитные
По характеру Сезонные Антидемпинговые Компенсационные
По происхождению Автономные Конвенционные Преференциальные
По типам ставок Постоянные Переменные
По способу вычисления Номинальные Эффективные
Исторически основной спор между сторонниками и противниками протекционизма концентрировался на обсуждении аргументов «за» и «против» использования тарифов как средство экономической политики. Аргументы, традиционно проводимые сторонниками и противниками тарифов, используется в тех или иных вариантах практически во всех странах, включая Казахстан, и поэтому заслуживает самостоятельного рассмотрения.
Противники тарифов обычно строят свою аргументацию на следующем:
• Тарифы замедляют экономический рост
• Одностороннее введение тарифов нередко приводит к торговым войнам, которые подрывают стабильность международной торговли и международной экономики в целом.
• Тариф приводит к увеличении налогового бремени на потребителей, которые из-за тарифа вынуждены покупать как импортные, так и аналогичные местные товары по более высоким ценам.
• Тариф на импорт товары косвенно подрывает экспорт страны, осложняя проблемы платежного баланса
• Тариф введет к сокращению общего уровня занятости
• Тариф – защита молодых отраслей
• Тариф – средство стимулирования отечественного производства
• Тариф – важный источник бюджетных доходов
• Тариф – защита национальной безопасности, международного престижа страны, ее культуры и традиций.
Итак, существует ряд специфических проблем, связанных с тарифами. Ставка тарифа может оказаться настолько высокой, что перекроет импорт вообще.
Поэтому возникает проблема нахождения оптимального уровня тарифа, обеспечивающего максимизацию уровня национального экономического благосостояния. Страны могут использовать тарифную квоту – разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой сверхквотной ставке тарифа. Сторонники тарифов обосновывают их введение необходимостью защиты неокрепших отраслей национальной промышленности, стимулирования отечественного производства, увеличения доходов бюджета и защиты национальной безопасности.
Система таможенных пошлин призвана всемирно содействовать целям и задачам ВЭД. При этом возможны такие ситуации, когда система пошлин, на первый взгляд, по отдельно взятым критериям соответствует интересам страны, но и по другим критериям противоречит им наносит ущерб, а в целом оказывает негативное воздействие на социально-экономическое состояние общества.
Такая политика государства должна быть направлена на получение максимального совокупного дохода от ВЭД и от национального производства, которая допускает возможность сокращения доход в государственной казны от ВЭД если снижение пошлин или их отмена на определенные товары и услуги способствует росту доходов от национальной экономики и совокупного дохода общества. Но она предполагает и возможность роста ввозных пошлин на определенные товары для ограничения их доступа на казахстанские рынок, если этот импорт подрывает национальное производство и приносит вред экологии, нравственному и физическому здоровью населения.
Изменение ввозных пошлин сказывается на состояние внутреннего производства, поскольку пошлины регулируют импорт товаров. Снижение пошлин усиливает давление иностранных конкурентов на отечественное производство, вытесняет отечественных производителей с внутреннего рынка. Но в месте с тем, оно служит мощным фактором, побуждающим отечественных товаропроизводителей повышать эффективность и конкурентоспособность своего производства, снижать издержки производства и улучшать качество выпускаемых товаров. Противоречивость последствий изменение пошлин очевидна. Проблема состоит в том, чтобы при их пересмотре было найдено оптимальное решение, которое, с одной стороны, поддерживало бы на должном уровне состояние конкуренции на внутреннем рынке, побуждая отечественных товаропроизводителей совершенствовать производство, улучшать качество и снижать издержки производства, а с другой не приводило бы к вытеснению отечественных товаропроизводителей с внутреннего рынка.
С вступлением РК в ВТО дальнейшее снижение импортных пошлин будет диктоваться требованиями этой организации. Но это снижение целесообразно осуществлять поэтапно, давая отечественным товаропроизводителям возможность постепенно адаптироваться к более низким ввозным пошлинам и более жесткой конкуренции со стороны иностранных фирм. Вместе с тем, должна быть исключена возможность консервации технической и организационной отсталости отечественного производства.
Этот подход необходимо соблюдать и в тех случаях, когда возникает необходимость временного повышения ввозных пошлин на некоторые товары для защиты отечественных производителей. Нельзя допускать того, чтобы эта защита стала постоянной. Целесообразно при повышении таможенных ввозных пошлин подчеркивать временный характер этой меры и указывать сроки действие повышенных пошлин.
Пересмотр таможенных пошлин изменяет доходы государства от ВЭД. Фискальная оценка пересмотра пошлин неизбежна: государство должно заранее знать, как повлияет изменение ввозных пошлин на его доходы. К сожалению, фискальный подход зачастую играет решающую роль при оценке качества работы таможенных органов, что не оправдано. Таможенные органы отвечают за полноту сборов таможенных пошлин, НДС и акциза, но не за уровень их ставок. Снижение ставок таможенных пошлин может не перекрывать потери бюджета за счет роста внешнеторгового оборота, поскольку это регулируется сложным комплексом внутренних и внешних факторов, которые не зависят от качества работы таможенных органов.
Ввозные пошлины оказывают прямое влияние на уровень и динамику национальных цен, что между ними существует прямая пропорциональная зависимость: снижение пошлин приводит к снижению внутренних цен, а повышение их к росту цен. На самом деле между таможенными ввозными пошлинами и ценами существуют весьма сложные связи и количественные зависимости.
Во-первых, ввозные пошлины являются тем элементом цены, который служит базой для расчета ряда других элементов цены акциза, НДС, оптово сбытовых и торговых наценок. Эти элементы цены изменяются, как правило, прямо пропорционально изменению ставок ввозных пошлин. Но под влиянием спроса и предложения пропорции между изменением пошлин и изменением этих элементов цены могут быть нарушены: при благоприятном для продавцов соотношением между спросом и предложением рос цен может опередить рост пошлин и прочих элементов цены, базой расчета которых являются пошлины; при превышении предложения над спросом рост внутренних цен может быть минимальным и не обеспечивать роста зависящих от пошлин элементов цены пропорционально росту пошлин. Следовательно, прямая зависимость между изменением пошлин и внутренних цен, несомненно, существует, но она не всегда принимает форму прямой пропорциональности.
Во-вторых, ввозные пошлины влияют на объемы импорта и национального производства, на баланс спроса и предложения. Это влияние зависит от ряда факторов и принимает сложные формы, что может быть обусловлено спецификой производства и реализации товаров.
Например, некоторые товары могут, не производиться в стране и потребность в них обеспечивается исключительно за счет импорта. Уровень пошлин и их изменение влияют на размеры импорта и соответственно на баланс спроса и предложения. Но в большинстве случаев импортируемый товар производится также и на национальных предприятиях внутри страны. Таможенные пошлины влияют на спрос и предложение двояко: они регулируют масштабы ввоза и вместе с тем оказывают влияние на динамику внутреннего производства, при оценке влияния ввозных пошлин на внутреннее производство. При оценке влияния ввозных пошлин на внутренние цены надо принимать во внимание оба эти фактора.
Государственное регулирование импорта, с одной стороны, экономико-тарифными мерами ( в дальнейшем –тарифными), а с другой административно-нетарифными мерами ( в дальнейшем нетарифными). В обоих случаях это регулирование осуществляется путем властной регламентации отношений государства с участниками ВЭД с помощью различных ограничительных, запретительных и разрешительных правил и процедур.
Если остановиться конкретно, то нетарифные ограничения импортных операций это комплекс мер ограничительно – запретительного характера, которые препятствуют проникновению иностранных товаров на внутренние рынки. Цель этих мер – не только усиление конкурентных позиций импортирующей страны, но и защита национальной промышленности. При всем многообразии нетарифных мер, используемых в качестве барьеров, можно выделить административные (эмбарго, лицензирование, квотирование, монополистические меры, использование в протекционистских целях стандартов и технических норм), которые ограничивают доступ импортных товаров за границу. В целом нетарифные методы регулирования оказываются предпочтительнее тарифных, в тех случаях, когда необходимо четко определить максимально допустимое количество ввоза или вывоза конкретного товара. Такая ситуация может возникнуть вследствие его дефицита на внутреннем рынке, также при ввозе товара для специфических целей. Развитие нетарифного регулирования объясняется в современной мировой практике потребностями в надежных, гибких и оперативных средствах обеспечения внутренней экономикой политики в сфере внешней торговли.
Количественные ограничения – административная форма не тарифного государственного регулирования торгового оборота, выделяющего количество и номенклатуру товаров, разрешенных к импорту.
Количественные ограничения могут применяться по решению правительства одной страны или на основе международных соглашений, координирующих торговлю определенны товаром. Количественные ограничения включают квотирование (контингентирование), лицензирование и «добровольное» ограничение экспорта.
Наиболее распространенной формой количественных ограничений является квота или контингент. Два эти понятия имеют практически одно и тоже значение с той разницей, что понятие контингента иногда используется для обозначения квот сезонного характера.
Квота – количественная нетарифная мера ограничения экспорта или импорта товара определенным количеством или суммой на определенный промежуток времени.
По направленности их действия квоты разделяются на:
• Экспортные – вводятся либо в соответствии с международными стабилизационными соглашениями, устанавливающими долю каждой страны в общем экспорте определенного товара (экспорт нефти их стран ОПЕК), либо правительства страны для предотвращения вывоза товаров, дефицитных на внутреннем рынке ( экспорт нефти их России и сахара с Украины в начале 90-х годов)
• Импортные – вводятся национальным правительством для защиты местных производителей, достижение сбалансированности торгового баланса, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, а также как ответ на дискриминационную торговую политику других государств.
По охвату квота делятся на:
• Глобальные – устанавливаются на импорт или экспорт определенного товара на определенный период времени вне зависимости от того, из какой страны он импортируется или в какую страну он экспортируется. Смысл таких квот обычно заключается в обеспечении необходимого уровня внутреннего потребления, и объема их вычисляется как разность внутреннего производства и потребление товара
• Индивидуальные – установленная в рамках глобальной квоты квота каждой страны, экспортирующей или импортирующей товар. Такие квоты обычно устанавливаются на основе двусторонних соглашений, которые дают основные преимущества в экспорте или импорте товара тем странам, с которыми имеются тесные взаимные политические, экономические и иные интересы.
Не менее используемый инструмент при регулировании импорта является лицензирование. Лицензирование- регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые государственным органами на импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени.
Лицензирование может являться составной частью процесса квотирования или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования. В первом случае лицензия является лишь документом, подтверждающим право ввезти или вывезти товар в рамках полученной квоты; во втором приобретает ряд конкретных форм:
• Разовая лицензия – письменное разрешение сроком до 1 года на ввоз, выдаваемое правительством конкретной фирме на осуществление одной внешнеторговой сделки
• Генеральная лицензия – разрешение на ввоз или вывоз того или иного товара в течение года без ограничения количества сделок
• Глобальная лицензия – разрешение ввезти данный товар в любую страну мира за определенный промежуток времени без ограничения количества или стоимости
• Автоматическая лицензия – разрешение, выдаваемое немедленно после получения от импортера заявки, которая не может быть отклонена государственным органом.
Лицензирование используются многими странами мира, прежде всего развивающимися, для целей государственного регулирования импорта. Развитые страны чаще всего используют лицензии как документ, подтверждающий право импортера на ввоз товара в рамках установленной квоты.
Механизмы распределения лицензий, используемые различными странами, весьма разнообразны:
• Аукцион – продажа лицензий на конкурсной основе. Считается самым экономичным эффективным способом распределения лицензий, способным принести доходы государственной казне, сравнимые с доходами от таможенной пошлины на тот же товар. В США, например, с начала 80-х годов стали практиковаться аукционы по конкурсной продаже американских импортных квот, но среди потенциальных американских импортеров, а среди иностранных экспортеров. Лицензия доставалась тому экспортеру, которые предлагал за нее наиболее высокую цену как за право экспортировать товар в США в рамках квоты. Такие аукционы проводились для распределения лицензий на импорт видеомагнитофонов, сахара, автомобилей
• Система явных предпочтений – закрепление правительством лицензий за определенными фирмами пропорционально размерам их импорта за предшествующий период или пропорционально структуре спроса со стороны национальных импортеров
• Распределение лицензий на в неценовой основе – выдача правительством лицензий тем фирмам, которые продемонстрировали свою способность осуществить импорт или экспорт наиболее эффективным образом.
Обычно этот способ требует образования экспертной комиссии, разработки критериев оценки (опыт, наличие производственных мощностей, квалификация персонала и пр.), проведение нескольких туров конкурса, что неминуемо связано с большими затратами и злоупотреблениями.
Страны используют при распределении лицензий какой-либо один из этих методов, начиная обычно с последнего, имеющего наиболее административный характер, и постепенно переходя к первому, наиболее рыночному методу.
Количественное ограничение импорта в страну может быть достигнуто не только за счет действий ее правительства по введению импортного тарифа или импортных квот, но и в результате мер, принятых правительством экспортирующей страны в рамках так называемых «добровольных» ограничений экспорта. «Добровольное» ограничение экспорта вводится правительством обычно под политическим давлением односторонних ограничительных мер на импорт в случае отказа «добровольно» ограничить экспорт, который наносит ущерб ее местным производителям.
Наряду с количественными методами существенную роль среди нетарифных методов торговой политики играют методы скрытого протекционизма, представляющие собой разнообразные барьеры нетаможенного, характера.
По некоторым оценкам, существует несколько сотен видов скрытого протекционизма, с помощью которого страны могут в одностороннем порядке ограничивать импорт или экспорт. В их числе:
• Технические барьеры – скрытые методы торговой политики, возникающие в силу того, что национальные технические, административные и иные нормы и правила построены так, чтобы препятствовать ввозу товаров из-за рубежа. Наиболее распространенные барьеры технического характера – требования о соблюдении национальных стандартов о получении, сертификатов качества импортной продукции, о специфической упаковке и маркировке товаров, о соблюдении определенных санитарно-гигиенических норм, включая проведение мероприятий по охране окружающей среды, о соблюдении усложненных таможенных формальностей и требований законов о защите потребителей и многие другие. Например, правительство Франции, чтобы ограничить импорт японских видеокассет, решило пропустить все их партии через одну тесную таможню в небольшом городе Пуатье, что не позволяло быстро провозить в страну большие партии. Та же Франция запрещала рекламу шотландского виски, а Великобритания накладывает ограничения на показ иностранных фильмов по английскому телевидению. Товары, импортируемые в США, должны быть маркированы на английском языке четкими, не стираемыми и не смываемыми до момента продажи надписи. В Канаде те же требования, но надписи уже должны быть по-английски и по-французски. В Швеции для продовольственных товаров на упаковке должно быть указано название содержимого на шведском и финском языках.
• Технические барьеры далеко не всегда являются методом протекционизма. Во многих случаях их введения продиктовано не сколько желанием оградить внутренний рынок, сколько заботой о защите населения. Например, в странах Европейского союза с 1993 года действует директива о защите потребителей, обязывающая производителей потребительских товаров выпускать на рынок только те товары, которые не представляют угрозы для жизни и здоровья людей. Изготовитель обязан информировать потребителей о всех возможных рисках использования товаров в инструкции, при маркировке, на этикетки.
• Внутренние налоги и сборы – скрытые методы торговой политики, направленные на повышение внутренней цены импортного товара и сокращение тем самым его конкурентоспособности на внутреннем рынке. Могут вводится как центральными, так и местными органами государственной власти. Налоги, накладываемые в основном на импортные товары, весьма разнообразны и могут быть прямыми ( налог на добавленную стоимость, акцизный налог, налог на продажу) или косвенными (сборы за таможенное оформление, регистрацию и выполнение других формальностей, портовые сборы). Внутренние налоги и сборы играют дискриминационную роль только в том случае, если они накладываются только на импортные товары, при этом что товары местных производителей налогообложению не подлежат. Если же правила внутреннего налогообложения одинаковы как для национальных так и для импортных товаров, то такая политика может рассматриваться как политика создания равных страховых условий для конкуренции в цене и качестве.
• Политика в рамках государственных закупок – скрытый метод торговой политики, требующий от государственных органов и предприятий покупать определенные товары только у национальных фирм, даже не смотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных. Наиболее типичным объяснением такой политики являются требования национальной безопасности. Например, американское правительство по закону 1993 года, получившему название Акт «Покупай американское», платило на 12% больше, а для оборотных товаров – на 50% больше американским поставщикам по сравнению с иностранными. В западноевропейских странах, где до недавнего времени средства связи находились в руках государства, практически не было торговли оборудованием связи, поскольку от государственных фирм требовалось покупать такое оборудование только у своих производителей.
• Требование о содержании местных компонентов – скрытый метод торговой политики государства, законодательно устанавливающего долю конечного продукта, которая должна быть произведена национальными производителями, если такой продукт предназначается для продажи на внутреннем рынке. Обычно требования о содержании местных компонентов используется развивающимися странами в рамках политики импорта замещения, которая предполагает создание и наращивание национальной базы производства импортируемых товаров, с тем чтобы в дальнейшем отказаться от их импорта. Правительства развитых стран используют требования о содержании местных компонентов, чтобы избежать перемещения производства в развивающиеся страны с более дешевой рабочей силой и сохранить тем самым уровень занятости.
1.2 Мировая практика государственного регулирования импорта.
1.2.1. Государственное регулирование импорта в промышленно-развитых странах и их актуальность в условиях Казахстана.
Таможенная политика и экономическая деятельность таможенных органов в промышленно развитых странах отличается от импортной политики развивающихся стран.
В связи с недостаточной емкостью внутреннего рынка и с целью достижения высокой степени окупаемости развитые страны стремятся экспортировать свою продукцию. Поэтому данные государства в рамках ВТО стремятся ослабить инструменты таможенной политики, такие, как тарифные и нетарифные ограничения, препятствующие экспорту их продукции.
С целью защиты своего рынка страны-члены ГАТТ/ВТО используются:
• Административные ограничения по неэкономическим соображениям в целях защиты национальной безопасности, охраны окружающей среды
• Административные ограничения в целях выхода из экономического кризиса (серьезный ущерб национальной промышленности, нарушение равновесия платежного баланса, дефицит товаров на внутреннем рынке и др.)
• Меры против недобросовестной конкуренции поставщиков иностранных товаров
• Добровольные ограничения экспорта и импорта по взаимному согласию правительства или фирм стран-экспортеров и импортеров.
При этом важным моментом является то, что ни один из зарубежных стран до настоящего времени не отказалась от применения административных инструментов регулирования импорта товаров. Количественные ограничения составляют почти 30% продовольственных товаров, 13% топлива и около 10% текстильных изделий, импортируемых развитыми странами Запада. Так, Германия устанавливает квоты на импорт угля, Франция – на нефть и нефтепродукты, Австрия – на вино и мясные консервы, Финляндия – на растительные масла, нефть и нефтепродукты.
Государственное регулирование импорта в развитых странах связано с конкретной стратегией, важнейшими принципами и правилами межгосударственных отношений, которые зафиксированы в соглашениях международных экономических организаций. Однако позиции отдельных государств в отношении регулирования ВЭД и использование экономических методов отличаются друг от друга и формируются в зависимости от ряда обстоятельств:
Уровня конкурентоспособности национальных товаров на мировом и внутреннем рынках
Соотношения между объемом экспорта и импорта, т.е. структуры внешнеторгового оборота
Участия в региональных экономических блоках и международных организациях.
Внешняя торговля для США выступает важнейшим фактором обеспечения благосостояния и экономического роста страны, повышения эффективности экономики, обеспечения высокого уровня занятости, реализации производственной продукции и снабжения страны недостающим сырьем и продовольствием, более совершенным, чем произведенные в США, или более дешевыми видами техники, потребительскими товарами широкого ассортимента. Поэтому американское правительство стремиться не только не усложнять процедуру экспортно-импортных операций, но и всячески содействовать ее упрощению.
В большинстве случаев при ввозе в США товаров лицензия или разрешение на импорт не требуется, кроме категории товаров, такие как нефть и сельскохозяйственная продукция.
Особенностью импортной процедуры в США является предъявление властями жестких требований к маркировке импортируемых товаров, особенно текстильных товаров, мехов, контейнеров, содержащих алкогольные напитки, а также стальных труб, ножевых изделий, бритв, микроскопов, хирургических инструментов, часов, лабораторных инструментов, весов, термосов и т.д.
Особенностью таможенной политики развитых стран является обложение таможенными пошлинами только импорт, а экспортные пошлины применяются крайне редко. Например, в США экспортные пошлины полностью запрещены в законодательном порядке. В развитых странах, при всех межгосударственных различиях, структура таможенного тарифа содержит:
• Автономные (максимальные) ставки, применяемые в качестве исключения к товарам тех стран, которым по каким-либо причинам не предоставлен режим наибольшего благоприятствования
• Ставки режима наибольшего благоприятствования (конвенциональные), согласованные в рамках ВТО и применяемые к товарам большинства государств
• Преференциальные ставки, применяемые к товарам развивающихся стран в соответствии с общей системой преференций.
Таким образом, основным средством государственного регулирования импорта США является обложение товаров таможенными пошлинами. Размер такого обложения определяется Таможенным тарифом США. Правила таможенной оценки и процедура таможенного обложения установлены Законом о тарифах 1930 года, в который периодически вносятся изменения. Существует ряд определенных отличий Американского таможенного тарифа от таможенного тарифа ЕС. Таможенный тариф США имеет трехколенчатую структуру, а ЕС –двухколенчатую.
Первая колонка тарифа США – льготный тариф – содержит ставки пошлин, применяемые к товарам, ввозимым из стран, на которые в США распространяется режим наибольшего благоприятствования. Но так как закон не требует заключения с каждой стороной о предоставлении ей режима наибольшего благоприятствования, этим режимом пользуются в США все страны, кроме государств, особо поименованных в законодательстве. Первая колонка таможенного тарифа в ЕС содержит автономные ( законодательно установленные) ставки пошлин. Эти ставки являются максимальными и применяются редко. Пошлины на большинство товаров составляют от 4 до 25%, хотя обложение автотранспортных средств достигает 29%, сахар 80%, табачных изделий 180%. Масличные семена, минеральные продукты (кроме топлива), дерево, резина импортируются беспошлинно.
Вторая колонка таможенного тарифа США содержит преференциальные ставки пошлин, применяемые к товарам развивающихся стран, на которые распространяется действие преференций. Как правило, это нулевые ставки, допускающие беспошлинный ввоз ряда товаров из соответствующих государств.
Третья колонка в США – основной тариф применяется к товарам стран, не пользующихся в США режимом наибольшего благоприятствуя. Во второй колонке таможенного тарифа стран ЕС указаны конвенциональные ставки. Они применяются к государствам, которые пользуются режимом наибольшего благоприятствования, а также к странам-участницам ВТО и государствам, с которыми ЕС заключил соглашение о предоставлении данного режима. Практически ставки режима наибольшего благоприятствования применяются к товарам любого происхождения. Для продуктов питания и сельскохозяйственной продукции эти ставки на 10-30% ниже автономных ставок, и их среднеарифметический уровень равен 12,4%. В отношении остальных товаров ставки режима наибольшего благоприятствования составляют от 25 до 70% автономных, а их средний уровень 6,4%.
Особенностью таможенной политики США является рост импортных таможенных пошлин по мере повышения степени обработки товара, размера вложенного в него капитала и труда. Однако и такое высокоразвитое государство, как США не может обеспечить себя рядом сырьевых товаров, поэтому они ввозятся беспошлинно; уровень пошлин на полуфабрикаты, даже при их обложении по основным ставкам, относительно невысок. Наиболее высокие ставки тарифа применяются к готовым промышленным изделиям. Уровень таможенного обложения машин и оборудования, например, по льготному тарифу составляет от 3 до 8%, по основному 25-35%.
Кроме того, могут иметь место исключения, вызванные особенностями той или иной сферы социально-экономического развития общества. Например, в связи с тяжелым положением американских фермеров, которые ежегодно разоряются, усложняя тем самым решение социальных проблем в американском обществе, в США был принят специальный закон, направленный на поддержку фермеров путем предоставления им возможности беспошлинного ввоза сельскохозяйственных машин и химикатов.
В настоящее время наблюдается тенденция постепенного снижения ставок таможенного тарифа в США, поэтому нетарифные барьеры приобретают все более важную роль в сдерживании конкуренции на американском рынке со стороны иностранных поставщиков. Наиболее известной формой нетарифных ограничений импорта в США являются количественные ограничения. Выделяют два вида квот абсолютные и тарифные.
Сегодня в РК все больше говорят о необходимости регулирования ее внешнеэкономической деятельности, адекватном требованиям рыночной экономики и одновременно учитывающем конкретные казахстанские условия. Возможно, что хорошим результативность зарубежного опыта управления внешнеэкономическими связями, в частности Японии. В том, что за период после второй мировой войны Япония вошла в число лидеров международной торговли, несомненно, важную роль сыграло государство и его экономическая политика. Сообразуясь с внешними и внутренними условиями и руководствуясь национальными интересами, правительство Японии на протяжении послевоенного периода не раз меняло внешнеторговую тактику, умело, сочетая принципы свободной торговли и протекционизма, планирование и преимущества рыночной экономики.
Среди применяемых в Японии различных торгово-политических инструментов государственного регулирования импорта важное место занимает тарифная система.
По сравнению с другими основными участниками международной торговли импортный тариф Японии как барьер на пути поступления иностранных товаров на японский рынок невысок: по итогам Уругвайского раунда средний импортный тариф в развитых странах на промышленные изделия составлял 6,3%, в том числе в США -4,6%, ЕС- 5,7%, Канаде – 9%, в Японии – лишь 3,9%.
Импортным тарифом Японии разрешен беспошлинный ввоз примерно трети товаров ( в основном сырьевых). Из 8519 девятизначных позиций ( определенных в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров) 22,7% облагаются импортными пошлинами в размере менее 5%, 22,7% - от 5 до 10%, 7,7% - от 10 до 15%, 6% - от 5 до 20%, 3,8% - от 20% до 30% и только 2,1% - свыше 30%.
Наиболее высокие ставки в японском импортном тарифе установлены для обуви, одежды и кожевенных изделий, продовольственных товаров и напитков; эти ставки в ряде случаев превышают 100% (например, по отдельным сортам сахарных изделий 124%, а по обуви 170% от стоимости ввозимого товара).
Как и в большинстве развитых стран, в японском импортном тарифе размер ставок пошлин зависит от степени обработки товара. Эта эскалация ставки весьма заметна, в частности, по продовольственным товарам ( средняя ставка пошлины составляет по первично обработанным продуктам 4,8%, по полуфабрикатам 23,5%), текстильным товарам (пошлина по первично обработанным изделиям 0,8%, полуфабрикатам 7,9%, готовым изделиям – 11,3%), цветным металлам ( необработанные 0, полуобработанные – 3,3%, готовые изделия – 4,6%).
Абсолютное большинство пошлин ( свыше 90%) в японском импортном тарифе установлено в стоимости выражении ( т.е. адвалорные) и только 1% - в фиксированном размере с единицы веса, объема, количества ( специфические пошлины).
Таможенный тариф Японии содержит в настоящее время четыре колонии и ставок:
1. Общие
2. ГАТТ/ВТО
3. Преференциальные
4. Временные
Общие (базовые) ставки (адвалорные либо специфические) установлены законом о таможенном тарифе с разработкой всех товаров на 21 группу, 99 секций и 1010 позиций ( в ряде случаев и с разбивкой на позиции).
Базовые ставки практического применения почти не имеют, поскольку в соответствии с Законом о временных тарифных мерах ежегодно или по мере необходимости устанавливаются временные ставки, которые и применяются в случае их расхождения с базовыми. Временные ставки устанавливаются в зависимости от конкретной ситуации на рынке определенного товара и в экономике Японии в целом.
Преференциальные тарифные ставки введены для наименее развитых стран в соответствии с классификацией ЮНКТАД ( ставки устанавливают странами самостоятельно).
При определении ставки импортный пошлины для таможенного обложения используется следующее правило: сначала берется преференциальная ставка таможенного тарифа Японии, а если она отсутствует, то последовательно анализируется ставка ГАТТ/ВТО, временная и базовая (общая) ставка. Если ставка ГАТТ/ВТО превышает другие ставки, используется временная ставка, а в случае ее отсутствия общая ставка.
В целях регулирования ввоза ряда товаров Японии широко использует нетарифные ограничения.
В соответствии с системой тарифных квот товары облагаются пошлиной по первичной ставке до тех пор, пока объем импорта не достигнет определенной величины, после чего вступает в действие более высокая вторичная ставка. Как правило, тарифные квоты ( т.е. количество товара, облагаемого пошлиной по первичной ставке) определяются вычитанием объема внутреннего производства из объема спроса на данный товар внутри страны. Тарифные квоты устанавливаются ежегодно особым постановлением Кабинета импортные квоты на сельскохозяйственные товары ( за исключением риса) тарифными квотами.
В сегодняшней Японии довольно актуальна проблема оптимизации таможенных процедур, в первую очередь сокращения времени таможенной очистки товара. Хотя время прохождения таможенных процедур в Японии за последние годы сократилось, по стандартам промышленно развитых стран оно остается еще достаточно продолжительным.
Основными направлениями работы по совершенствованию процедур таможенной очистки в Японии являются улучшение материально-технической базы, компьютеризация, оптимизация организационно-управленческой деятельности.
Для иностранных экспортеров сбыт на японском рынке в значительной мере затрудняется предъявлением строгих технических и других специальных требований. Речь идет о существующих в Японии особых национальных стандартах, системах сертификации и инспекции качества товаров, требованиях техники безопасности, экологии, санитарно-гигиенических и ветеринарных правилах и т.д.
Стандарты и технические требования остаются по сей день одной из областей наибольших разногласий между Японией и ее торговыми партнерами. Из более чем 8 тыс. японских стандартов на изделия промышленности (индустриальных стандартов) лишь около четверти сравнимы с международными, а полностью соответствуют международным стандартам лишь 2,5%. По данным ВТО, в этой связи значительно затруднен экспорт в Японии медицинского оборудования, измерительных приборов, электротехнических изделий, оборудования связи, автомобилей, судов, железнодорожного подвижного состава и другого оборудования.
1.2.2. Государственное регулирование импорта в развивающихся странах.
Опыт формирования и осуществления таможенной политики развивающихся стран также, как и развитых имеет большое практическое значение для Казахстана, который по уровню экономического развития можно отнести к рассматриваемой группе государств. Следует отметить, что при формировании таможенной политики в отличие от высокоразвитых государств, первостепенными задачами которых являются снятие максимального количества ограничений и проведение политики «свободной торговли», развивающиеся страны в силу отсталости экономики вынуждены в большей степени придерживаться политики протекционизма.
Внешнеэкономическая и внутренняя политика развивающихся стран, в том числе и таможенная, направлены на стимулирование национальной промышленности. Поэтому развитые государства, имея в наличии высокотехнологичное производство и промышленность, отличаются независимостью и неуязвимостью, а также высокой степенью развитости экономики.
С целью стимулирования и поддержания дальнейшего развития своей молодой промышленности развивающиеся страны на начальной стадии придерживаются политики протекционизма и ограждают национальное производство от иностранной конкуренции, предоставляя временную таможенную защиту. При этом используются импортные пошлины и квоты, а также другие тарифные и нетарифные ограничения. Кроме того, во многих развивающихся странах существует специальная правительственная поддержка, направленная на развитие национальной обрабатывающей промышленности.
Следует отметить, что с целью регулирования импорта в развивающихся странах особая роль отводится таможенным тарифам. Средний их уровень на ввозимые товары в такие страны гораздо выше, чем в промышленно развитых государствах. Это объясняется, прежде всего, необходимостью защиты молодых отраслей промышленности. Кроме того, таможенные пошлины в развивающихся странах являются весьма существенным источником поступлений в государственный бюджет.
В зависимости от уровня развитости экономики и места в мировом пространстве развивающиеся страны делятся на три группы по степени защиты национального рынка тарифными барьерами.
Первая группа характеризуется ставками таможенного обложения, не превышающими 50%, а также беспошлинным режимом ввоза многих товаров. К данной группе можно отнести ряд африканских и латиноамериканских государств, в том числе Анголу, Нигерию, Боливию, Чили и другие, а также некоторые страны Азаитско-тихоокеанского региона – Сингапур, Филиппины, Тонга и отдельные государства Персидского залива.
Вторая группа имеет ставки таможенных пошлин в пределах от 50 до 100%. В нее входят страны Африки – Алжир, Ливия, Танзания; Латинская Америка – Аргентина, Бразилия, Мексика; Азаитскотихоокеанского региона – Иран, Индонезия, Корея.
Третья группа стран отличается введением чрезвычайно высоких ставок таможенных пошлин, превышающих 100% причем иногда весьма существенно. К данной группе относятся следующие государства: Египет, Ботсвана, Марокко, Колумбия, Пакистан, Индия, Сирия, Таиланд, Турция. Особенно высоки ставки таможенных пошлин в Египте и Пакистане.
Особый интерес представляет опыт латиноамериканских стран в формировании и проведении таможенной политики. В этих государствах с целью реализации стратегического курса по стимулированию и развитию промышленности применялось множество тарифных и нетарифных мер по защите внутреннего рынка. Причем ставки таможенного обложения импорта в данной группе стран считались одними из самых высоких в мире. Несмотря на отрицательный характер подобных методов, опыт латиноамериканских стран доказывает, что использование жестких тарифных и нетарифных ограничений наряду с другими мерами способствует становлению и развитию различных отраслей промышленности.
Однако следует отметить, что в середине 70-х годов экономический рост в странах Латинской Америки стал замедляться, поскольку потенциал и возможности развития импортозамещающих производств практически были исчерпаны. Реальная потребность и необходимость дальнейшего развития, повышения их эффективности требовали некоторой либерализации внешней торговли и смягчения импортного режима с целью увеличения притока в регион иностранного капитала, новейших технологий и других инвестиционных влияний. Однако проведение политики «свободной торговли» приостановлено в связи с начавшимся в 1982 году долговым кризисом в этом регионе, в результате которого в странах Латинской Америки начался глобальный отток финансовых средств, который не был компенсирован даже за счет всемирного формирования экспорта. В связи с этим государства данного региона были вынуждены вернуться к политике протекционизма.
Бразилия – 40%
Венесуэла и Перу – по 25%
Аргентина – 22%
Мексика – 20%
Чили – 11% ( таможенные пошлины налагаются только на «предметы роскоши)
Боливия – 10%.
Как правило, в странах данного региона наиболее высокими импортными пошлинами облагаются определенные категории ввозимых товаров, к которым относятся промышленные товары длительного пользования, например, легковые автомобили, а также некоторые виды продовольствия, способные успешно конкурировать с продукцией национального производства.
Исходя из вышеприведенных данных, следует отметить, что, например, Бразилия в стремлении защитить внутренний рынок по-прежнему придерживается сравнительно высокого уровня ставки тарифного регулирования. Так, максимальная ставка тарифа в 40% применяется в отношении ввоза электронной вычислительной техники. В перспективе предполагается использование этой ставки при импорте товаров, производство которых будет постепенно создаваться внутри страны. Также в практике данных государств существуют исключения, например, импорт машин и оборудования облагается пошлиной в размере 20%, а товаров инвестиционного назначения – 11-15%.
Кроме того, следует отметить, что иностранные монополии, создающие и имеющие свои филиалы и дочерние компании в странах Латинской Америки, заинтересованы в тарифных мерах защиты внутреннего рынка, что, естественно, гарантирует им определенную степень надежности и защищенности при осуществлении производственной и коммерческой деятельности на территории определенного государства рассматриваемого региона.
При проведении таможенных реформ в латиноамериканских странах процедура взимания таможенных пошлин существенно упрощена. Это подтверждается следующими данными: ранее существовавшие уровни таможенного тарифа от 17-20 и более были сокращены до 3-5 уровней.
Например, в Аргентине с точки зрения таможенного обложения все импортируемые товары подразделяются на 3 группы:
1. Машины, оборудование и транспортные средства, охватывающие 5200 товарных позиций, ввозятся беспошлинно
2. На сырье и полуфабрикаты – 3900 позиций – установлена ставка в 11%
3. Готовые изделия – 3644 позиции – 22%.
Кроме импортных таможенных пошлин, во многих латиноамериканских государствах импорт товаров облагается дополнительными налогами и сборами: статистическими, консульскими, банковскими. Также существуют налоги и сборы, необходимые на расходы по таможенной очистке товаров и их хранению в порту, в фонды содействия экспорту, развитию торгового флота и т.д. Например, в Аргентине общая сумма таких налогов и сборов в некоторых случаях превышает 15%. В ряде стран импорт облагается налогом на добавленную стоимость, т.е. с цены товара плюс таможенные пошлины и сборы. К таким государствам можно отнести Эквадор, где уровень данного налога составляет 10%, Аргентину – 13%, Мексику – 15%, Перу – 16%.
Одной из особенностью таможенной политики латиноамериканских стран является использование специфических инструментов с целью защиты внутреннего рынка и национального производства. Например, в Бразилии таким инструментом можно назвать «Закон и национальном аналоге». В соответствии с ним разрешался импорт только тех товаров, которые не производились или не могли быть выпущены национальным производством. К таким товарам, прежде всего, относились машины и оборудование. С июля 1990 года данный закон и запрет не распространяются на импорт товаров частными лицами, однако до последнего момента все еще действуют в отношении импорта товаров государственными организациями.
В Бразилии и Аргентине в течении длительного времени вплоть до настоящего момента действовали законы «Покупай бразильское», «Покупай аргентинское», регулировавшие все государственные закупки в названных странах. В соответствии с этими законами федеральное правительство, государственные предприятия и организации, а также частные компании, работавшие по государственным контрактам, должны были отдавать приоритет в своей торговой деятельности товарам отечественного производства при условии, если цена этой продукции превышала цену импортных аналогов не более чем на 25%. С целью стимулирования национальной автопромышленности принят закон, в соответствии с которым доля импортных узлов, частей и принадлежностей при сборке готовых автомобилей снижалась с 60% до 10% в течение 5 лет.
Одним из важнейших проблем стоящих перед развивающими странами необходимость перестройки таможенного законодательства и приведения его в соответствие с нормами, заложенными в ВТО.
Перестройка и переработка таможенного законодательства предполагают разработку нового таможенного тарифа, а также в отдельных странах антидемпингового законодательства. Проводимые реформы в области организации таможенного контроля включают в себя две основные цели:
1. Программа содействия экспортно-импортным операциям, предполагающая отмену лицензий на экспорт, а также на большинство товаров при импорте.
2. Программа содействия пассажирскому обороту, в соответствии с которой во многих государствах вводится новая форма декларации.
Также следует отметить, что существуют определенные проблемы и трудности в развитии таможенной службы развивающихся государств:
1. Проблемы, связанные с желанием перенести чужой опыт на собственную ситуацию. Поэтому необходимы переосмысление и анализ чужого опыта с учетом национальных особенностей развития экономике, внедрение способов организации таможенного дела в той или иной стране.
2. Проблема внедрения положений современной таможенной системы, в то время как законодательство зачастую не отвечает ее требованиям
3. Проблема подготовки и подбора кадров.
Страны Центральной Европы: особенности защиты внутреннего рынка.
Действующий в странах Центральной Европы ( Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия, Чехия) порядок защиты внутреннего рынка основан на многосторонней системе правил Всемирной Торговой Организации и соглашениях о создании зон свободной торговли с Европейским Союзом и с ассоциированными с ним странами.
В настоящее время роль таможенного тарифа как инструмента защиты национальных производителей промышленных изделий в государствах Центральной Европы невелика.
С 1 января 2000 г. государства Центрально-Европейского соглашения о свободной торговле (Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия, Чехия) ликвидировали пошлины на взаимопоставляемые промышленные товары. В импорте стран Центральной Европы из Западной Европы, государств Балтии, Израиля, Турции пошлины на промышленные товары были ликвидированы в 2002-2003 гг.
Ставки импортных пошлин на промышленные изделия из стран не членов ВТО также уменьшаются в соответствии с договоренностями Уругвайского раунда переговоров.
Функции тарифного регулирования в странах Центральной Европы реализуются в тесной связи с налоговой системой, которая частично берет на себя элемент тарифа и дополняет его. Налог на добавленную стоимость и акцизный сбор в этих странах значительно выше, чем в государствах ЕС, что позволяет сохранять высокий уровень обложения импорта, несмотря на снижение пошлин и ликвидацию в большинстве из них импортного налога.
Из стран Центральной Европы наиболее часто дополнительными средствами защиты внутреннего рынка пользуется Польша. Такое положение в определенной степени связано с отсутствием развития системы лицензий и контингентов, действующих в других странах.
Повышение странами ЦЕ пошлин, введение количественных ограничений на субсидируемые сельскохозяйственные товары, импортируемые из государств ЕС, вызвало жесткий отпор Европейской Комиссии, стоящей на страже интересов производителей Евросоюза. Из-за опасения замедлить процесс присоединения к ЕС страны Центральной Европы шли на значительные уступки Европейскому Союзу.
В странах ЦЕ растет значение средств защиты внутреннего рынка с помощью технических и других специальных требований – стандартов, сертификации техники безопасности, защиты окружающей среды и др. Переход государства ЕС на более высокие стандарты, нормы и требования стран ЕС, обязательное получение сертификата, подтверждающего качество импортных продуктов, формально одинаково для национальных и иностранных поставщиков, эффективно ограничивают импорт.
Важно отметить, что в последние годы государства ЦЕ для разрешения торговых споров с членами ВТО стремились задействовать созданный в ее рамках защитный механизм. Например, в 2003 г. Чехия обратилась с жалобой по поводу неправомерного введения Венгрией квоты на импорт чешских стальных изделий.
В свете более низкого уровня экономического развития (по сравнению с Западной Европой), принятие рядом стран программ структурной перестройки, давления со стороны иностранных инвесторов, являющихся владельцами многих предприятий, производящих товары массового спроса ( особенно в Венгрии) в ближайшем будущем можно ожидать более широкого использования нетарифных средств защиты внутреннего рынка странами центрально-европейского региона.
Результаты снижения таможенной защиты внутреннего рынка, произведенными странами ЦЕ на основе международных договоренностей, можно оценить как неоднозначные. Позитивным итогом произведенной либерализации является создание благоприятных торгово-политических условий для развития внешнеэкономических связей. Торговая либерализация, соблюдения правил мирового сообщества, контроль за выполнением международных обязательств со стороны Генерального совета ВТО и Комиссии ЕС сделали таможенную систему стран ЦЕ стабильной и повысили ее прозрачность. Это облегчило доступ импортных товаров на внутренний рынок, сняло целый ряд технических барьеров, увеличило привлекательность стран региона для иностранных партнеров и инвесторов. Уменьшение пошлин оказало антиинфляционное воздействие и способствовало росту потребления в странах ЦЕ. Относительно дешевый импорт стимулировал также ввоз Машино-технических средств, что ускорило модернизацию и реконструкцию отдельных производств.
Применение правил мирового сообщества явилось важным элементом подготовки Центральной Европы к вступлению в ЕС стратегической цели всех стран региона.
Наряду с положительными моментами форсированная либерализация импорта промышленных товаров породило серьезные проблемы для экономики стран ЦЕ, и их учет может иметь большое практическое значение для формирования торговой политики Казахстана.
Несмотря на асимметричный характер либерализации по соглашениям с ЕС и ЕАСТ ( в пользу стран ЦЕ) и применение дополнительных средств защиты внутреннего рынка у всех стран ЦЕ ( особенно резко у Польши) возрос внешнеторговый дефицит. Больная его часть приходится на государства Евросоюза.
Рост торгового пассива в 1997 г. привел к дефициту по текущим операциям счета платежного баланса и явился причиной финансовой дестабилизации и девальвации кроны в Чехии, напряженности на валютных рынках Словакии. Огромное для Польши отрицательное сальдо товарооборота, образовавшееся к 1999 г., угрожало, по мнению польских специалистов, экономической безопасности страны.
Либерализация импорта, слабо связанная со структурной перестройкой, привела к усилению конкуренции на внутреннем рынке стран ЦЕ, которая далеко не во всех случаях может рассматриваться как фактор, оказывающий благоприятное воздействие на количество и технический уровень изделий, производимых отечественной промышленностью. При недостаточной поддержки национальных производителей со сторон государства в странах ЦЕ отмечена тенденция к их вытеснению более мощными конкурентами из развитых стран. С этим связаны высокие социальные издержки, в том числе рост безработицы и усиление напряженности в обществе.
Снижение таможенного протекционизма также повлекло уменьшение бюджетных доходов и заставило страны искать новые источники поступлений.
Анализ применения государствами Центральной Европы тарифных и соображения в отношении использования Казахстаном опыта этих стран.
Переходный период для адаптации казахстанской экономики к более низкому уровню таможенного протекционизма должен быть длительным. Опыт стран ЦЕ показал, что менее конкурентоспособная экономика не в состоянии использовать возможности которые создает ликвидация торговых бартеров без структурной перестройки промышленности, реконструкции и модернизации отдельных отраслей. С учетом негативных моментов проведенной странами ЦЕ либерализации и существующих реалий Казахстана в первую очередь должен определиться с приоритетами развития тех или иных производств и промышленных предприятий ( прежде всего с точки зрения экономической безопасности страны), разработать и реализовать программу их государственной поддержки. Меры тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности должны быть подчинены решению основных ....
Мақала ұнаса, бөлісіңіз:
Ұқсас мақалалар:
» Дипломная работа: Экономическая деятельность таможенных органов РК (на примере ДТК по ЮКО)
» Дипломная работа: Особенности выбора таможенных режимов при перемещении товаро
» Дипломная работа: Таможенные платежи Понятие и общая характеристика
» Дипломная работа: Таможенные платежи и их роль
» Дипломная работа: Организация таможенного дела в Республике Казахстан
» Дипломная работа: Экономическая деятельность таможенных органов РК (на примере ДТК по ЮКО)
» Дипломная работа: Особенности выбора таможенных режимов при перемещении товаро
» Дипломная работа: Таможенные платежи Понятие и общая характеристика
» Дипломная работа: Таможенные платежи и их роль
» Дипломная работа: Организация таможенного дела в Республике Казахстан
Іздеп көріңіз: