Дипломная работа: Общая характеристика бега на 110 м с барьерами
Содержание
1 СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ БАРЬЕРИСТОВ НА 110 М С/Б НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОГОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В ГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ………………8
1.1 Общая характеристика бега на 110 м с барьерами…...............................8
1.2 Задачи обучения бегунов на 110 м с барьерами…….............................13
1.3 Модельные характеристики физической и технической……………...18
2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ………………..22
2.1 Методы исследования …...………….......................................................22
2.2 Организация исследования……………………………………………...23
3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ ГОДИЧНОГО ЦИКЛА БАРЬЕРИСТОВ НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ…………………………………………...25
3.1 Распределение годового объема тренировочных и соревновательных нагрузок…………………………………………………………………..25
3.2 Методы и средства тренировки в барьерном беге на этапе спортивного совершенствования………………..……………………...29
3.3 Планирование тренировочного процесса по периодам подготовки
3.4 в годичном цикле………………………………………………………..39
3.5 Особенности восстановления спортсменов бегунов………………….51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………..………...………………...…………..53
СПИСОК ИСКОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…............……..55
Актуальность темы: Барьерный бег требует определенной подготовленности опорно-двигательного аппарата спортсмена, достаточной силы, быстроты, подвижности в суставах. Это является одним из предварительных условий обучения технике вида.
К упражнениям, развивающим группы мышц, которые непосредственно участвуют в барьерном беге, следует отнести упражнения, способствующие развитию мышц передней и задней поверхности бедра, голени, стопы, туловища. В работе выделил упражнения, увеличивающие степень подвижности в тазобедренных суставах. Недостаток подвижности в суставах приводит к появлению многих ошибок в технике. Развитие силы мышц, окружающих тазобедренный сустав, от которых зависит величина амплитуды движений и мощность усилий при преодолении барьеров, также составляет часть специальной подготовки барьериста. Средства такой подготовки – специальные подводящие упражнения, которые можно выполнять на месте и в движении, с барьерами и без них.
Объект исследования: учебный –тренировочный процесс в беге на 110 метров с барьеров в годичном цикле
Предмет исследования: оценка эффективности средств и методов подготовки барьеристов на этапе спортивного совершенствования.
Цель исследования: Особенность подготовки бегунов на 110 метров с барьерами на этапе спортивного совершенствования.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования
2. Определить методы и средства в подготовке барьеристов на 110 м с барьерами в годичном цикле
3. Разработать практические рекомендации по методике и организации педагогического контроля барьеристов на 110 м с барьерами на этапе спортивного совершенствования
Практическая значимость заключается в том, может быть использована тренерами-преподавателями для обучения и совершенствования техники барьерного бега в годичном цикле.
Теоретическая значимость работы является систематизации научной литературы по вопросу технической подготовки барьеристов на 110 м с/б.
Структура и объем работы: работа состоит из трех разделов обсуждения результатов исследования, заключения, списка литературы. Всего страниц дипломной работы, 59 включает в себя 4 таблицы. Список литературы содержит 31 источников.
1 ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ БАРЬЕРИСТОВ НА 110 М С/Б НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В ГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ
1.1. Общая характеристика бега на 110 м с барьерами
Принято считать, что бег с препятствиями появился впервые в Англии. В
864 г. были проведены первые соревнования по бегу с препятствиями на 120 ярдов. В то время на дистанции расставлялось 10 барьеров через 10 ярдов (9,14 м) – это расстояние сохранилось и до наших дней. Высота барьеров была 1 ярд, после барьер был поднят до 1 м, а затем до 106,7 см.
Сначала барьеры были из сплошных изгородей, как на конных скачках. Потом появились деревянные барьеры, которые вбивались в землю, затем – переносные барьеры, напоминающие козлы для пилки дров, а после 1900 г. появились барьеры в форме перевернутой буквы Т. Все эти барьеры были неудобны и приводили к многочисленным травмам. Лишь в 1935 г. по предложению Б. Хиллмена появились барьеры типа буквы L с утяжеленным основанием, которые падали при силе удара в 8 фунтов. В настоящее время опрокидывающая сила должна быть не более 4,0 кг. Конструкция такого барьера позволила спортсменам избежать многих травм. [1]
На технику барьерного бега и ее совершенствование во многом повлияло изменение в правилах соревнований. Раньше необходимо было преодолеть почти все барьеры, не сбивая их.
До 1934 г. результат не засчитывался при трех сбитых барьерах, а рекорд не считался даже при одном сбитом барьере. Потом это правило отменили, так как исследования показали, что сбивание барьера приводит к потере времени и отрицательно сказывается на общем результате спортсмена.
Барьерный бег – это один из сложных технических видов легкой атлетики, предъявляющих высокие требования к физической и технической подготовке спортсмена. Сочетание скорости спринтера, прыгучести, гибкости, высокой координации движений дает возможность спортсмену достичь высоких результатов на этой дистанции.[3]
Мастер спорта В. Балахничев провел исследование и выделил по технике движений барьеристов три стиля: маховый, беговой и толчковый.
Маховый стиль барьерного бега – это стиль бега, когда маховая нога в момент пересечения плоскости барьера согнута в коленном суставе.
Высокие и быстрые барьеристы выполняют движения маховой ногой максимально активно, чему способствует относительно большой и акцентированный наклон туловища в фазе атаки.
Спортсмены с оптимальными морфофункциональными качествами выполняют менее акцентированные, более размеренные движения маховой ногой. Маховая нога выпрямляется полностью в момент, когда стопа спортсмена пересекает плоскость барьера. Наклон туловища больше приближается к беговому положению, чем у спортсменов, использующих маховый стиль.
Беговой стиль барьерного бега – это стиль бега, когда движение маховой ноги спортсмена внешне выглядит как естественное продолжение предыдущего шага межбарьерного бега.
Бегуны с низкими морфологическими, но с высокими функциональными показателями меньше испытывают внешнее сопротивление движения маховой ноги, чем спортсмены предыдущих стилей. Времени движения маховой ноги у них больше, поэтому это движение они выполняют полностью до барьера – маховая нога у них разогнута и фиксируется в этом положении.
Толчковый стиль барьерного бега – это стиль бега, в котором акцентируется отталкивание на барьер, наклон туловища незначительно отличается от бегового, носок маховой ноги взят «на себя».
Обычно маховый стиль проявляется у спортсменов, обладающих скоростью на 100 м – 10,5 с и быстрее, при росте 187 см и выше. Беговой стиль наблюдается у спортсменов ростом 186–177 см при такой же скорости или у спортсменов более высокого роста, но имеющих меньшую скорость бега. Толчковый стиль наблюдается у спортсменов ростом 176 см и ниже, но имеющих скорость до 10,5 с на 100 м.[4]
Технику барьерного бега можно условно разделить на: старт и стартовый разгон с преодолением первого барьера; бег по дистанции; финиширование.
Барьерный бег делиться на следующие части.
Старт и стартовый разбег. Бег начинается с низкого старта с применением стартовых колодок. Низкий старт в барьерном беге значительно сложнее, чем в гладком: барьерист должен на ограниченном пространстве (13,72 м) набрать максимально возможную скорость бега и эффективно преодолеть 1-й барьер. На первых метрах стартового разбега барьерист выпрямляется значительно быстрее, чем спринтер: уже к 8–10-му метру дистанции он должен иметь такое беговое положение, из которого удобно атаковать 1-й барьер.
Существует два варианта стартового разбега: первый выполняется в 7 шагов, второй – в 8.
Стартовый разгон в 7 беговых шагов обычно используют высокорослые и физически сильные спортсмены. При таком старте вперед ставится маховая нога. Передняя колодка располагается в 25–35 см от линии старта, задняя колодка – приблизительно в 40–50 см от передней. При этом варианте стартового разбега барьерист быстрее достигает максимальной скорости бега, более естественно у него нарастает длина беговых шагов, но отмечаются некоторые затруднения при переходе от стартового разбега к бегу по дистанции из-за различий ритма бега.
При 8-шаговом разбеге на старте впереди располагается колодка для толчковой ноги (40–60 см от линии старта), расстояние между передней и задней колодками 20–40 см. При таком стартовом разбеге спортсменам приходится специально сокращать естественную длину беговых шагов, но они легче переходят на оптимальный ритм бега по дистанции. [5]
Бег по дистанции: состоит из преодоления 9 «барьерных блоков», каждый из которых включает 3 беговых шага, выполняемых в определенном темпе и ритме, и преодоление барьера. [6]
Преодоление препятствия – наиболее сложный элемент техники барьерного бега. Оно начинается с отталкивания, при котором толчковая нога ставится на грунт с носка несколько быстрее, чем в предыдущих шагах. Это позволит атаковать барьер при высоком положении ОЦМТ и наименьшей потере скорости. Угол отталкивания должен быть 65–70°. Все действия барьериста, начиная с отталкивания, называют «атакой» барьера. Одним из важных элементов при «атаке» барьера является движение маховой ноги. Оно осуществляется согнутой в колене ногой достаточно быстро и направлено вперед-вверх. К моменту окончания атаки маховая нога должна выпрямиться за счет хлестообразного движения голени. Такое движение маховой ноги способствует созданию наиболее высокой горизонтальной скорости ОЦМТ при входе на барьер.
Во время атаки (в момент выпрямления маховой ноги) барьерист выполняет энергичный наклон туловища вперед.
Рука, противоположная маховой ноге, в начале атаки должна быть согнута в локтевом суставе. По мере выпрямления маховой ноги рука распрямляющим движением посылается вперед и несколько внутрь, ладонь направлена вниз. Некоторые бегуны в атаке выполняют движение двумя руками вперед.
Толчковая нога, сгибаясь в колене после отталкивания, отводится в сторону и быстро движется вверх-вперед. Рука, противоположная маховой ноге, должна отводиться в сторону-назад-вниз. Рука, одноименная маховой ноге, должна быть согнута, как при обычном беге, и двигаться вперед. При этом необходимо сохранять оптимальный наклон туловища.
Движения барьериста после прохождения его ОЦМТ над барьером называют сходом с барьера.
Место постановки маховой ноги за барьером должно быть достаточно близким к проекции ОЦМТ. Приземление осуществляется упруго на переднюю часть стопы выпрямленной ноги. Толчковая нога при сходе движется ускоренно коленом вперед.
При сходе с барьера также очень важно сохранить наклон туловища – он должен быть примерно таким же, как и в момент атаки.
Руки при сходе с барьера также совершают активные движения, перестраиваясь для работы, как в обычном беге. При этом рука, одноименная маховой ноге, быстро выводится вперед, способствуя быстрому движению толчковой ноги. Рука, разноименная маховой ноге, при отведении в крайнее заднее положение сгибается в локтевом суставе и далее совершает движение, как в обычном беге.
Такие действия барьериста при преодолении препятствия способствуют меньшей потере скорости и создают оптимальные условия для быстрого бега между барьерами.
Бег между барьерами совершается в 3 шага. Соотношения параметров беговых шагов остаются практически постоянными в беге по дистанции и характеризуют специфику ритма барьерного бега. Так, первый шаг самый короткий, второй – самый большой, третий – на 15–25 см короче второго. Укорочение последнего шага дает возможность для более эффективной атаки следующего барьера. [7]
В таблице 1 - представлена примерная, приближена к более оптимальной скорости преодоления барьеров в каждом из “барьерных блоков” по всей дистанции включая финиш. Время преодоления каждого барьера бегунами по метрам различной квалификации показано в секундах. [8]
Финиширование начинается после преодоления последнего барьера и является, по сути, спринтерским бегом. Барьерист на этом участке дистанции (14,02 м) должен акцентировать внимание на частоте и длине шагов, которые имеют здесь важное значение для достижения высокой скорости бега. Следует избегать преждевременного и чрезмерного наклона туловища на финишном отрезке, что может ухудшить результат. [9]
1.2 Задачи обучения бегунов на 110 м с барьерами
Барьерный бег требует определённой подготовленности опорно-двигательного аппарата спортсмена, достаточной силы, быстроты, подвижности в суставах с учётом специфики бега на различные дистанции. Это является одним из предварительных условий обучения технике вида. К упражнениям, развивающим группы мышц, которые непосредственно участвуют в барьерном беге, следует отнести упражнения, способствующие развитию мышц передней и задней поверхности бедра, голени, стопы, туловища. Особо необходимо выделить упражнения, увеличивающие степень подвижности в тазобедренных суставах. Недостаток подвижности в суставах приводит к появлению многих ошибок в технике. Развитие силы мышц, окружающих тазобедренный сустав, от которых зависит величина амплитуды движений и мощность усилий при преодолении барьеров, также составляет часть специальной подготовки барьериста. Средства такой подготовки – подводящие упражнения, которые можно выполнять на месте и в движении, с барьерами и без них.
Основные задачи обучения технике бега на 110 метров с барьерами.
Задача 1. Создать у занимающихся представление о правильной технике барьерного бега.
Средства:
1.Сообщения о главных характеристиках барьерного бега.
2.Показ барьерного бега в целом или его части на разной скорости.
3.Опробование бега с препятствиями.
Методические указания. Преподаватель должен обратить внимание на самые важные моменты; высокую скорость и динамичность бега между барьерами, т. е. на шаговое движение через барьер, общую координацию движений. [10]
Задача 2. Научить правильному переходу через барьер.
Рис. 1 - Специальные упражнения барьериста
Средства. Специальные упражнения барьериста на месте (рис. 1) и в движении на дорожке для преодоления барьеров.
1. Стоя на толчковой ноге перед барьером на расстоянии 30 – 40 см, поднять бедро маховой ноги до горизонтального положения, подняться на носок опорной ноги и, выпрямляя маховую ногу, опустить её за барьер. Одновременно быстро перенести согнутую в колене толчковую ногу через барьер параллельно его планке и, сразу же выведя колено вперёд, сделать шаг за барьером.
2. Пройти через 4 – 5 барьеров, удалённых друг от друга на 2 – 3 м, и выполнить это упражнение в ходьбе и беге с высоким подниманием бедра, перенося толчковую ногу через барьер, как и в первом упражнении. Высота барьеров подбирается индивидуально.
3. Атака маховой ногой барьера поставленного около гимнастической стенки.
4. Преодоление барьеров легким бегом.
Методические указания. Следить за синхронностью действий маховой и толчковой ноги, за активным продвижением таза вперёд. Акцентировать внимание на выполнении загребающего движения при опускании маховой ноги. Руки работают, как при обычном беге.
При опускании маховой и выносе вперёд толчковой ноги выводится вперёд противоположная рука, согнутая так, чтобы локоть её приблизился к колену толчковой ноги. Это действие приучает к правильному выносу вперёд толчковой ноги и в то же время к сохранению наклона туловища. [11]
Задача 3. Обучить движению рук при преодолении барьеров
Средства.
1. Имитация движения рук стоя на месте и в движении ходьбой.
2. Бег с препятствиями с правильными рук.
Методические указания. Соблюдать перекрестную координцаию в работе рук и ног, сочетать движения руками с работой корпуса. [12]
Задача 4. Научить ритмичному бегу с барьерами.
Средства.
1. Бег с барьерами в 3 шага при их сближенной расстановке – для бегунов на 110. Высота барьера занижена, расстояние между барьерами подбирается индивидуально.
2. Выполнить то же упражнение с 7 – 8 шагов разбега через 4 – 5 барьеров с постепенным их повышением до стандартной высоты и увеличением расстояния между ними.
3. Бег с барьерами в три шага через 3-4 препятствия после ускорения в ¾ силы.
4. То же, но с высокой скоростью и с нормальной расстановкой барьеров
Методические указания. Важно следить за тем, чтобы спортсмены не отталкивались близко к барьеру, не прыгали высоко через них, естественно соединяли пробегание через барьеры и бег между ними. Необходимо своевременно изменять расстояние между барьерами, уменьшая его для слабых и неуверенных спортсменов и увеличивая для более сильных и смелых.
Далее необходимо последовательно обращать их внимание и основные моменты техники: активный вход на барьер без раннего наклона туловища; полное выталкивание на барьер без раннего распрямления маховой ноги; недопустимость поспешного подтягивания толчковой ноги; непрерывность перехода в бег после схода с барьера без откидывания плеч назад; отсутствие прыжкообразного бега между барьерами.
Как только будут хорошо усвоены основы барьерного бега, почти все занятия надо проводить на высокой скорости. [13]
Задача 5. Научить бегу со старта.
Средства.
1. Бег с высокого и низкого старта через 2 – 3 барьера 30-40 м
2. То же, с 7-8 шагов
3. Стартовый разбег по отметкам
Методические указания. Чтобы не было близкого подхода к 1-му барьеру, рекомендуется положить отметку у места отталкивания и добиться убыстрения последних шагов перед отталкиванием (можно с помощью подсчёта для ускорения темпа бега). С возрастанием скоростно-силовой подготовленности следует постепенно приблизиться к обычной линии старта.
Задача 6. Научить технике барьерного бега в целом и совершенствовать её.
Средства. Выполнить разные варианты бега с барьерами на сокращённой, стандартной и увеличенной дистанциях.
1. Бег с низкого старта через 2 – 4 барьера на сближенном и нормальном расстоянии для отработки старта и стартового разбега. Высота барьеров может быть пониженной или стандартной.
2. Бег с высокого старта с 18 – 22 м разбега через 5 – 6 барьеров для освоения более быстрого стартового разбега и ритма на повышенной скорости (для бегунов на 110 и 100 м).
3. Бег с высокого или низкого старта (13, 13,72 м) через 7 – 12 барьеров нормальной или пониженной высоты с несколько приближёнными последними барьерами для развития специальной выносливости (для бегунов на 110, 100 м).
4. Различные эстафеты с включением барьерного бега.
5. Групповые старты барьеристов.
6. Групповые старты барьеристов со спринтерами.
7. Участие в соревнованиях.
Методические указания. На каждом занятии следует выполнять специальные упражнения барьериста с целью более точной отработки деталей техники.
При обучении технике барьерного бега значительно увеличивается объем специальной барьерной подготовки с использованием широкого арсенала упражнений барьерной школы, выполняемых на более высокой скорости, чем на предыдущем этапе, приближенной к соревновательной скорости. Возрастает использование высокоинтенсивной средств подготовки – выполнение упражнений на время, дальность, максимальный темп движений, в структуре соревновательного упражнения. [14]
1.3. Модельные характеристики физической и технической подготовленности бегунов на 110 м с барьерами
В каждом виде легкой атлетики существует набор качеств, который отвечает определенным факторам, оптимально влияющим на спортивный результат в избранном виде. Например, для спринтерского бега наиболее информативны тесты, оценивающие быстроту реакции на старте, способность к ускорению, максимальную скорость бега, скоростную выносливость, техническое мастерство бегуна; у барьеристов к вышеперечисленным факторам добавляются показатели темпо-ритмовой структуры преодоления барьеров.
Одним из наиболее существенных компонентов модельных характеристик является специальная физическая подготовленность. Определено, что для достижения результатов в барьерном беге первостепенное значение имеет уровень развития скоростных качеств. Хорошо известно, что барьерист высокого класса всегда и отличный спринтер.
В спринтерском и барьерном беге быстрота проявляется в трех основных компонентах: во времени двигательной реакции, в способности к максимально быстрому началу движений (способность к ускорению) и в способности совершать движения с максимальной скоростью. Причем указанные характеристики слабо коррелируются между собой и представляют относительно обособленные качества, в различной мере подверженные тренировке. Именно поэтому при отборе барьеристов для определения скоростных качеств рекомендуется применять два вида тестов: 1 — определяющих способность быстро набирать скорость и 2 — определяющих способность совершать движения с максимальной скоростью.
Спортивный результат в барьерном беге имеет тесную связь с уровнем силовой подготовленности спортсменов. Наиболее информативными следует считать показатели статической мышечной силы подошвенных сгибателей стопы, сгибателей бедра и туловища. Это объясняется тем, что скорость бега по дистанции определяется в значительной степени частотой беговых шагов, так как длина шагов стабильна и обусловлена стандартной расстановкой барьеров.
Исследования показали, что спринтерская подготовленность характеризуется двумя основными факторами: первый связан с показателями относительной силы разгибателей ног и туловища и влияет, главным образом, на длину беговых шагов; второй — с силой сгибателей и влияет в основном на частоту шагов.
Для оценки силовой и скоростно-силовой подготовленности барьеристов рекомендуется использовать прыжковые тесты. При этом «короткие» прыжковые упражнения (прыжки в длину с/м, вверх с махом рук, тройной прыжок с/м) отражают преимущественно способность к ускорению. «Длинные» прыжковые упражнения (десятикратный прыжок с/м и с/p, прыжки с ноги на ногу на отрезках до 100 м), выполняемые с оптимальной мощностью отталкивания, отражают максимальную скорость бега и отчасти скоростную выносливость. Высокую взаимосвязь с результативностью барьериста имеют также двойной прыжок на маховой ноге с/м и прыжок в длину с 15-метрового разбега, ибо эти упражнения моделируют фазу «схода» и атаки барьера.
Специальная выносливость в барьерном беге определяется удержанием скорости в беге между барьерами и временем преодоления барьеров на второй половине дистанции. Скорость между барьерами определяется частотой беговых движений и рациональным соотношением длины шагов, а эффективность преодоления барьера — временем опоры при атаке барьера и скоростью движения толчковой ноги.
Удержание этих параметров на второй половине дистанции и границах, характерных для максимальной скорости, будет характеризовать специальную выносливость.
При определении физической подготовленности спортсменов во время их отбора в группы спортивного совершенствования, а также при комплектации разного рода сборных команд следует применять сквозные тесты, которые прошли проверку на надежность, информативность и долговременность. К таким тестам у барьеристов относятся: бег на 20 -60 м с ходу, на 30 - 60 м со старта; прыжки в длину с места и вверх, тройной и десятерной прыжки с места; бросок ядра двумя руками снизу - вперед, снизу -назад через голову.[15]
В таблице 2 представлены данные модельных характеристик и физической подготовленности квалифицированных барьеристов на этапе спортивного совершенствования.
2.1 Методы исследования
В исследовании были использованы следующие методы:
1. Анализ научно-методической литературы;
2. Педагогические наблюдения
3. Контрольные испытания.
4. Педагогический эксперимент.
Для исследования тренировочного процесса барьеристов в течение всего периода эксперимента осуществлялось педагогическое наблюдение на тренировках группы бегунов-разрядников. Эксперимент проводился в рамках текущих учебно-тренировочных занятий.
Педагогические контрольные испытания проводились с целью разработки структуры специальной физической подготовленности бегунов на 110 м с барьерами, основное внимание уделялось скоростно-силовой подготовке. В испытаниях приняли участие 8 бегунов- разрядников.
Контрольные тестовые упражнения подбирались с учетом следующих методических положений: тестовые задания должны быть информативными и надежными, соответствовать соревновательному упражнению по отдельным кинематическим и динамическим параметрам, упражнения должны быть простыми в техническом плане.
Контрольные упражнения отбирались на основе анализов результатов анкетирования бегунов по вопросам использования тестов для оценки скоростно-силовой подготовленности барьеристов.
Скоростно-силовая подготовка прыгунов оценивалась с помощью контрольных упражнений:
1. Пятерной прыжок с 6 шагов;
2. Пятерной прыжок с места;
3. Бег 40м со старта;
4. Бег 30м с ходу;
5. Бег 80м со старта;
6. Пять быстрых вставаний с 100% веса (для оценки силовой подготовленности)
На заключительном этапе было проведено сравнение данных тестов с модельными показателями информативности и надежности.
Педагогический эксперимент.
В педагогическом эксперименте спортсмены проходили тестирование, включавшее определенные контрольные упражнения, выявленные в процессе работы. В ходе тестирования определялся уровень скоростной выносливости, полученные результаты сопоставлялись с модельными характеристиками. Исходя из этого, подбирался состав средств специальной физической подготовки, наиболее соответствующий индивидуальным особенностям подготовленности спортсмена и упражнения, позволяющие моделировать ключевые моменты скоростно-силовой подготовки.
2.2 Организация исследования
Исследование проводилось в период 2016-2017гг. в тренировочном процессе легкоатлетов-барьеристов на этапе спортивного совершенствования. В эксперименте приняли участие 8 спортсмена
На первом этапе работы изучалась научно-методическая литература с целью обобщения педагогического и научно-методического опыта. Анализировались модельные характеристики специальной физической подготовленности бегунов на 110м с барьерами.
На втором этапе были определены контрольные упражнения, используемые в практической деятельности, для определения специальной физической подготовленности. Из числа используемых тестов было отобрано 6 наиболее информативных показателя, характеризующих специальную физическую подготовленность прыгунов. В условиях тренировочных занятий регистрировались результаты основных физических показателей специальной подготовленности бегунов для сравнения их с модельными характеристиками и определения структуры специальной физической подготовленности в беге на 110 м с барьерами.
На третьем этапе работы для определения структуры скоростно-силовой подготовленности бегунов в условиях соревновательной деятельности, регистрировались показатели скоростной и силовой подготовленности бегунов. Были зафиксированы 6 наиболее информативных параметров, которые отображают скоростно-силовую подготовленность бегунов на 110 м с барьерами. Выбор параметров бега на 110 м с барьерами был основан на изучении исследований соревновательной деятельности, проведенных различными авторами. Была определена структура скоростно-силовой подготовки и сравнение полученных результатов с модельными характеристиками.
На заключительном этапе проводился педагогический эксперимент, в ходе которого были получены результаты скоростно-силовой подготовленности барьеристов на основе специальных тестов. Они были сопоставлены с модельными характеристиками специальной подготовленности бегунов на 110 м с барьерами.
Завершающий этап работы над дипломом, предусматривал на основе полученной информации создать практические рекомендации по методике и организации педагогического контроля за специальной подготовленностью барьеристов на 110 м с барьерами.
3 ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ ГОДИЧНОГО ЦИКЛА БАРЬЕРИСТОВ НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
3.1 Распределение годового объема тренировочных и соревновательных нагрузок. Подготовка квалифицированных барьеристов на этапе спортивного совершенствования строится с учетом того, что атлеты прежде всего стремятся к высшему спортивному совершенствованию, имеют солидный опыт участия в соревнованиях, высокий уровень общей и специальной физической подготовленности, психологической устойчивости и надежности, владеют эффективной техникой барьерного бега, демонстрируют высокие спортивные результаты на внутренних и международных соревнованиях.
Основное внимание в подготовке спортсменов на этом этапе уделяется совершенствованию специальной беговой (барьерной) подготовленности за счет поддержания и дальнейшего развития скоростно-силовых качеств, повышения уровня специальной выносливости и технического мастерства. С этой целью значительно увеличивается объем тренировочной работы, связанной непосредственно с барьерным бегом, а также объем высокоинтенсивных форм тренировки. Тренировка квалифицированных спортсменов на этом этапе строго индивидуализирована.
Особое внимание в подготовке квалифицированных барьеристов уделяется спортивным соревнованиям (в гладком и барьерном беге), которые следует рассматривать с двух позиций:
1) соревнования- цель подготовки;
2) соревнования - средство подготовки. Практика бега с барьерами показывает, что спортсмены, как правило, не в состоянии в тренировке достичь тех скоростей, которые они демонстрируют в соревнованиях Поэтому соревнования, рассматриваемые как средство подготовки, весьма актуальны в подготовке барьеристов на этом этапе: особую важность приобретает структура соревновательной подготовки квалифицированных бегунов на 110м с барьерами (табл. 3).
Таблица 3 - Структура соревновательной подготовки бегунов на 110м с/б в годичном цикле.
Вид соревнований Количество
соревнований стартов
Главные 3-4 8-10
Контрольные (прикидки):
110м с/б 5-6 8-10
гладкий бег 4-5 7-10
Отборочные 2-3 5-6
Тренировочные и подводящие:
110 м (100 м) с/б 6-8 10-15
гладкий бег 5-6 10 - 12
Всего: 26-30 50-60
Годичный цикл подготовки квалифицированных бегунов на 110м с барьерами строится по принципу двухпикового планирования. Он включает зимний и летний соревновательные периоды, каждому из которых предшествует подготовительный период. Каждый период подготовки состоит из ряда этапов, на которых решаются специфические задачи и которые характеризуются строго определенной направленностью тренировочного процесса на этапе спортивного совершенствования.[17]
Продолжительность различных этапов годичной подготовки квалифицированных спортсменов может несколько изменяться в зависимости от календаря спортивных соревнований, но в целом структура и содержание этапов в подготовительных и соревновательных периодах сохраняются. Подготовительные периоды (осенне-зимний и весенний) включают общие (базовый и развивающие) и специальные этапы. Последовательность решения основных задач подготовки такова: общий (базовый) этап - развитие силовых и скоростно-силовых качеств; общий (развивающий) этап - развитие быстроты и скоростно-силовых качеств; специальный этап - развитие скорости и специальной выносливости.
На всех этапах подготовительного периода проводится работа по ОФП и повышению уровня СФП, формированию эффективной техники бега с барьерами и совершенствованию технического мастерства спортсменов. В связи с такой направленностью тренировочного процесса на различных этапах подготовительного периода в схему недельного цикла тренировки вводятся специфические тренировочные средства, а именно: на общем (развивающем) этапе - спринтерский бег с ходу и со старта, бег с барьерами (6-7) на отрезках; на специальном этапе -бег с барьерами (10-12) на отрезках.
Тренировка квалифицированных бегунов на 110м с барьерами в соревновательном периоде также носит строго индивидуализированный характер.
На этапе развития спортивной формы объем специальных тренировочных средств больше, чем на этапе высшей соревновательной готовности. Это обусловлено спецификой целей и задач подготовки и участием барьеристов в соревнованиях на разных этапах соревновательного периода. На этом этапе подготовки бегуны на 110м с барьерами много соревнуются. Они стартуют на гладких (100, 200 м, эстафета 4х100 м) и барьерных дистанциях в контрольных, тренировочных, отборочных и других соревнованиях; на этапе высшей соревновательной готовности - в главных (кульминационных) и контрольных стартах, в основном на барьерных дистанциях.
В подготовке бегунов на 110м с барьерами на этапе спортивного совершенствования целесообразно ориентироваться на модельные характеристики, отражающие различные (основные) стороны подготовленности квалифицированных барьеристов (табл. 4).
Таблица 4 - Примерное распределение годового объема тренировочных и соревновательных нагрузок (в %) бегунов на 110 м с/б на этапе спортивного совершенствования.
Средства тренировки Месяцы Всего за год
X XI XII I II III IV V VI VII VIII IX
Кол-во тренировочных занятий (включая соревнования) 6,0 7,0 9,0 7,0 6,5 10,0 10,6 10,8 9,6 8,5 8,0 7,0 360±20
Бег с барьерами в 3 шага (кол-во барьеров) 3,0 6,0 8,2 7,8 7,0 8,0 10,0 12,0 10,5 10,5 9,6 7,4 5000±400 барьеров
Спринтерский бег (без барьеров, скорость 91-100%) 2,0 4,0 7,5 7,8 6,2 8,6 11,4 13,5 13,0 10,0 10,0 6,0 80±10 км
ОФП 5,2 10,8 10,0 6,4 5,6 13,3 12,7 10,1 7,9 6,8 6,0 5,2 180±20 ч
Кол-во соревнований (стартов в барьерном беге) - - - 5 4 - 2 6 5-6 3 6-8 3-4 33—38
Кол-во стартов в соревнованиях на смежных дистанциях 2 1 4 4 4 2 1 18
Целесообразное планирование тренировок должно обеспечить: неуклонный рост функциональных возможностей спортсмена, повышение технического мастерства и достижение наиболее высокой тренированности в сроки, определяемые календарем основных соревнований сезона.[18]
3.2 Методы и средства тренировки в барьерном беге на этапе спортивного совершенствования
Данный этап проходит в группах высшего спортивного мастерства в СДЮШОР и ШВСМ (19 лет и старше). В зависимости от возраста начала специализации в барьерном беге соответственно изменяется и возрастная зона показа наивысших достижений. Как правило, она колеблется в диапазоне 22-28 лет. Объем специализированных средств барьериста, выполняемых с высокой интенсивностью, возрастает, достигая на этом этапе индивидуального максимума.
Отметим, что чем выше квалификация барьериста, тем больше тренировочная нагрузка должна соответствовать соревновательной, тем строже должен соблюдаться принцип адекватности. Это приводит к повышению объема специальных тренировочных средств, выполняемых с высокой интенсивностью и скоростной выносливостью. Именно поэтому тренеру необходимо особенно тщательно регулировать соотношение объема и интенсивности тренировочной нагрузки.
Основные направления интенсификации тренировочного процесса взрослых барьеристов.
Преодоление возрастных ограничений и расширение адаптационных возможностей позволяет интенсифицировать тренировочный процесс взрослых спортсменов по ряду направлений:
1. Дальнейшее развитие, начатое в предыдущие годы, неспецифических (для барьерной подготовки) скоростно-силовых возможностей более интенсивными методами (атлетическая гимнастика, тяжелая атлетика, прыжковая подготовка в усложненных условиях, специальные беговые программы в усложненных условиях и т.д.).
2.Специфические методы скоростно-силовой подготовки, направленные на развитие локальных мышечных групп, определяющих технику барьерного бега (специальные упражнения со штангой, специальные прыжковые упражнения, комплексы упражнений с резиновыми амортизаторами и утяжелительными манжетами, программы упражнений на специальных тренажерах). При этом выбираются такие режимы тренировочных воздействий, которые в наибольшей степени корректируют с соревновательными режимами рекрутирования тех или иных локальных мышечных групп в различных фазах барьерного бега.
3.Методы тренировочных воздействий, направленные на проявление максимальной мощности и создания необходимого ритма в стартовом разгоне в начале барьерной дистанции. При этом учитывается, а при необходимости изменяется, количество беговых шагов от стартовых колодок до первого барьера, используемое спортсменом (семь или восемь шагов), что в значительной степени влияет на выбор и сочетание тренировочных упражнений (беговые упражнения с большими отягощениями, бег с тягой, стартовые разгоны на крутой лестнице, специальные упражнения со штангой и на тренажерах и т. д.). [19]
Методы тренировочных воздействий, направленные на повышение максимальной скорости барьерного бега. При выборе тренировочных методов и средств учитывается, что длина бегового шага при стандартной расстановке барьеров не должна превышать у мужчин 205-210 см, что на 20-30 см. меньше, чем в гладком спринтерском беге. Следовательно, необходимо опираться на тренировочные средства, повышающие частому беговых шагов при подавлении тенденций к их удлинению (прыжковые упражнения на отрезках 30-60 м на скорость продвижения, барьерный бег на нестандартных расстановках, спринтерский бег по отметкам, специальные комплексы упражнений для развития в определенных режимах мышц задней поверхности бедра, стопы, таза и т.д.). Планомерное и целенаправленное применение способов и методов, указанных выше, как правило, дает возможность трансформировать барьерный бег в единое техническое действие, сформировать оптимальный “беговой” стиль, что позволяет в многолетнем аспекте улучшать личные достижения спортсменов до международного уровня. Комплексные методики тренировочных воздействий, направленные на ускоренное формирование специальной барьерной выносливости. Дополнительным усложнением этих методов является то, что специальная барьерная выносливость должна развиваться при тренировочной скорости барьерного бега близкой или превышающей моделируемый уровень достижений (специальные методы расширения энергетической емкости локальных мышечных групп, определяющих барьерные действия на базе всестороннего развития силовой, прыжковой и беговой выносливости).
Интенсификация тренировочного процесса приводит к некоторому сужению средств тренировки. В связи с этим возрастает роль вариативного метода использования упражнений скоростной направленности, при котором должны меняться условия тренировки: смена грунта беговых дорожек, замена партнеров в тренировочной работе и т. д. Дальнейшая интенсификация подготовки барьеристов может быть достигнута лишь в случае улучшения реабилитационных мер и технической оснащенности тренировочного процесса.
Особое значение на данном этапе приобретает комплексный контроль за ходом учебно-тренировочного процесса. Эффективное управление подготовкой высококвалифицированного спортсмена становится возможным лишь при наличии объективной информации о различных сторонах подготовленности спортсмена. Система контроля дает возможность тренеру определить состояние запланированного развития функциональных возможностей спортсмена, внести коррективы и наметить пути дальнейшей подготовки. При этом первостепенное значение имеют количественные данные о соревновательной деятельности барьериста (динамика скорости бега, соотношение длины и частоты беговых шагов). Информация об обобщенной модели соревновательной деятельности, направленной на достижение определенного спортивного результата дает возможность тренеру определить недостатки своего ученика и яснее представить пути достижения более высоких спортивных результатов. Зачастую недостатки в соревновательной деятельности спортсменов вызваны упущениями в специальной физической и технической подготовленности.
Увеличивается объем тренировочной нагрузки (прежде всего специальной физической подготовки), повышается значимость восстановительных мероприятий, полноценного питания. Все более заметную роль приобретает реализация принципа индивидуализации в тренировочном процессе - учет соревновательной структуры бега. Особенностей технической и физической подготовленности, антропометрических данных и психологических черт личности, особенностей восстановления и адаптации к физическим нагрузкам и т. д. (А. Левченко, 1988). [20]
Приступая к планированию тренировочных нагрузок, необходимо проанализировать и выявить слабые и сильные стороны соревновательной деятельности спортсменов, лимитирующие звенья в физической и технической подготовленности, тренировочные нагрузки на различных этапах годичного цикла. Данная информация должна служить исходной для принятия решения и планирования. Затем тренеру необходимо четко представлять индивидуальную модель бега спортсмена в соревновательных условиях на планируемый результат, а также необходимый уровень физической и тактической подготовленности. Все эти данные позволят тренеру более тщательно выбирать тренировочные средства (для коррекции тех или иных недостатков), объем и интенсивность нагрузки в годичном цикле подготовки.
На этапе спортивного совершенствования большую роль приобретает рациональное распределение тренировочных нагрузок по мезо- и микроциклам. Анализ практического опыта построения тренировки позволил выделить следующие положения, характеризующие организацию тренировочного процесса барьеристов высокой квалификации (А. В. Левченко, 1982): [21]
Основной объем средств специальной силовой подготовки выполняется на обще-подготовительных этапах. На специально-подготовительных этапах и в соревновательном периоде специальная силовая подготовка ведется в поддерживающем режиме.
Работа над повышением скоростных возможностей барьеристов ведется на протяжении всех этапов подготовки (кроме переходного). Однако на базовых этапах, когда выполняется значительный объем силовой нагрузки, бег на короткие отрезки с максимальной скоростью используется в небольшом объеме.
Основной объем беговой нагрузки для повышения максимальной скорости бега, скоростной выносливости и совершенствования старта и стартового разгона (на фоне высокого уровня скоростно-силовой подготовленности) на специально-подготовительных этапах. Во время целенаправленной работы над скоростными возможностями барьериста вся тренировочная нагрузка, не связанная с совершенствованием скоростных возможностей, выполняется в небольшом объеме и не приводит к значительному утомлению организма. Этим обеспечивается повышение скорости бега и эффективное совершенствование способностей, преимущественно определяющих спортивный результат барьериста.
Основной объем беговой нагрузки аэробно-анаэробной направленности (бег на отрезках свыше 100 м со скоростью 81-90%) выполняется на базовых этапах параллельно с доминирующей специальной силовой подготовкой.
Учитывая, что в начальной фазе адаптация к физическим нагрузкам происходит главным образом за счет вегетативных функций, участвующих в аэробном обеспечении мышечной деятельности, каждый новый годичный цикл начинается с серьезной беговой подготовки в аэробном режиме энергообеспечения (этапы: переходный, втягивающий).
Весьма важно после завершения базового этапа снизить нагрузку и дать спортсмену отдых в течение 1-2 недель. В этом случае обеспечиваются долговременные адаптационные перестройки, вызванные скоростно-силовой нагрузкой предыдущего этапа. Последующая специальная беговая нагрузка выполняется на фоне высокого уровня скоростно-силовой подготовленности.
Втягивающий этап. Основные задачи: повышение ОФП; укрепление опорно-двигательного аппарата; улучшение подвижности в суставах, координации движений.
Для повышения ОФП применяются комплексы общеразвивающих упражнений, спортивные игры, плавание и т. д. Для повышения аэробной производительности организма эффективным тренировочным средством служит длительный бег. Для укрепления мышечного и опорно-связочного аппарата хороший тренировочный эффект дают прыжковые упражнения, выполняемые на мягком грунте на отрезках 30-80 м. Общий объем прыжковых упражнений рекомендуется распределять таким образом, чтобы нагрузка постепенно возрастала к концу этапа. Если продолжительность этапа 3 недели, то распределение нагрузки в процентах к общему объему на этапе может быть следующим: 25:35:40%. Упражнения с отягощением выполняются с небольшим весом (30-40 кг), в относительно невысоком темпе, при большом количестве повторений. [22]
Осенне-зимний и весенне-летний этапы.
Основная задача этих этапов - повышение уровня специальной силовой подготовленности. Уровень силовой подготовки во многом определяется рациональным режимом в скоростно-силовой подготовке на каждом этапе годичного цикла. В настоящее время выявлены три принципиальные формы взаимосвязи состояния спортсмена (уровня скоростно-силовой подготовленности) и объема выполняемой силовой нагрузки:
1. При умеренном объеме нагрузки (5-8% в месяц от годового объема) уровень скоростно-силовой подготовленности удерживается на достигнутом уровне. Таким образом, данный режим в специальной силовой подготовке является поддерживающим.
2. При среднем объеме силовой нагрузки (12-18% в месяц) уровень скоростно-силовой подготовленности повышается параллельно с выполняемой нагрузкой. Данный режим в силовой подготовке спринтеров является развивающим.
3. При выполнении большого объема силовой нагрузки (свыше 20% в месяц) наблюдается снижение показателей скоростно-силовой подготовленности. После снижения объема нагрузки наблюдается интенсивный прирост показателей скоростно-силовой подготовленности. Данный режим в специальной силовой подготовке является развивающим с отставленным (по времени проявления) тренировочным эффектом.
На первом базовом этапе рекомендуется выполнять большой объем силовой нагрузки (развивающий режим с отставленным проявлением тренировочного эффекта), специальные упражнения барьериста. На весенне-летнем базовом этапе более эффективным будет развивающий режим в специальной силовой подготовке. В этом случае выполнение среднего объема нагрузки позволяет повысить скоростно-силовую подготовленность, и, что весьма важно, уровень специальной беговой подготовленности, достигнутый зимой, снижается незначительно.
Нагрузку на базовых этапах необходимо планировать таким образом, чтобы объем силовой нагрузки был большим в течение 3-2 недель со значительным снижением на четвертой (третьей) для правильного протекания восстановительных и адаптационных процессов. В недельном микроцикле на специальную силовую подготовку отводится 2-3 тренировки (при 5-6 занятиях в неделю), в остальные дни применяют режимы, обеспечивающие разностороннюю подготовленность и рост технического мастерства.
Беговая нагрузка преимущественно аэробно-анаэробной направленности выполняется на отрезках свыше 80 м со скоростью 90-81%. Бег на короткие отрезки выполняется в основном со скоростью 90-95%. Однако на этих этапах необходимо широко использовать и специальные, и имитационные упражнения, выполняемые в полную силу (бег в упоре в максимальном темпе, имитация движений рук в барьерном беге, бег с высоким подниманием бедра и др.). Бег с максимальной скоростью на короткие отрезки выполняется, как правило, после дня отдыха или разгрузочной тренировки, в дни контрольных тестирований на осенне-зимнем базовом этапе 1 раз в 2 недели (начало и середина этапа) и 1 раз в неделю (конец этапа). На весенне-летнем базовом этапе работа над скоростью ведется более целенаправленно и практически еженедельно (одна тренировка в неделю). Раз в две недели в программу тренировки включается работа умеренного объема для повышения скоростной выносливости.
Зимний специально-подготовительный этап. Основная задача этапа: совершенствование скоростных способностей и технического мастерства, применение специализированных упражнений на гибкость, ловкость и координацию. Для этого используется бег на отрезках до 80 м с ходу и со старта, выполняемый на максимальной (субмаксимальной) скорости сериями по 3-4 повторения в каждой.
На протяжении этапа в дни, не занятые работой над скоростью (в неделю выполняется 2-3 тренировки, всего на этапе планируется 8-9 тренировок), применяются режимы, обеспечивающие разностороннюю подготовку и рост технического мастерства. Для поддерживания на высоком уровне скоростно-силовой подготовленности выполняются в небольшом объеме прыжковые упражнения (100-120 отталкиваний в неделю) и упражнения с отягощением (1-1,5 т).
Зимний соревновательный этап. Основные задачи этапа: достижение запланированных результатов в соревновании; совершенствование технического мастерства и скоростных возможностей.
Подготовка барьериста на данном этапе отличается большой индивидуализацией. Как правило, каждую неделю спортсмен принимает участие в соревнованиях, число которых за этап достигает 6-8. До начала этапа важно составить календарь соревнований, распределить их на подводящие, основные и в полной мере использовать первые в качестве эффективного средства интегральной тренировки.
В начале соревновательного микроцикла рекомендуется проводить втягивающую тренировку, в середине микроцикла ведется техническая и скоростная работа. Тонизирующая скоростно-силовая нагрузка умеренного объема (до 100 отталкиваний в прыжковых упражнениях или упражнения с отягощением-1-1,2т) выполняется за два дня до соревнований. За день до старта и после него рекомендуется проводить легкую тренировку.
Весенний специально-подготовительный этап. Основные задачи этапа: совершенствование скоростных способностей и технического мастерства; повышение уровня общей и скоростной выносливости.[23]
Организация беговой и скоростно-силовой подготовки в целом соответствует описанному выше зимнему специально-подготовительному этапу. Отличие заключается в незначительном увеличении объема нагрузки, направленной на повышение скоростных возможностей (400-450 м и выше за тренировку), и выполнении большого объема нагрузки гликолитической анаэробной направленности. В первой половине этапа в тренировке доминирует работа над повышением скорости (2-3 тренировки в неделю). После 8-9 тренировок объем такой работы снижается (1 тренировка в неделю), но 1-2 раза в неделю включается работа над повышением скоростной выносливости. Объем беговой нагрузки в тренировке и количество тренировок, направленных на развитие скоростной выносливости, определяются индивидуально.
Первый и второй соревновательный этапы решают задачи достижения высокого уровня специальной подготовленности и реализации его в наиболее ответственных соревнованиях. Важной задачей этапов является воспитание необходимых морально-волевых качеств: настойчивости, решительности, воли к победе и др. Для развития специальной выносливости барьериста следует применять повторный бег со старта через 8-10 барьеров.
На втором этапе спортсмены участвуют в главных соревнованиях. При подведении к ним важно проявить индивидуальный подход, учитывать личностные качества атлета и опыт подготовки к ответственным соревнованиям в предыдущие годы. Современные требования к организации тренировочного процесса требуют не менее 6 недель целенаправленной подготовки к главным соревнованиям. Построение тренировки на этапе непосредственной подготовки (ЭНП) должно способствовать дальнейшему повышению технического и тактического мастерства, СФП атлета и специально технической подготовки.
Структура первых в уменьшенном варианте повторяет весенне-летний базовый и специально-подготовительный этапы. В этом случае в тренировке последовательно доминируют специальная силовая подготовка (1,5-2 недели, 1-й микроцикл); работа над скоростью (1-1,5 недели, 2-й микроцикл) и скоростной выносливостью (0,5-1 неделя, 3-й микроцикл). Содержание нагрузки тренировочных микроциклов должно способствовать дальнейшему повышению технического мастерства и специальной физической подготовленности барьеристов (в этой связи выполнение большого объема силовой нагрузки на ЭНП нецелесообразно).
В модельно-соревновательных микроциклах в основных чертах воспроизводятся особенности предстоящих соревнований (чередование нагрузки и отдыха в предварительных и основных соревнованиях), совершенствуется техническое и тактическое мастерство спортсмена. Учитывая, что оптимальная пауза между контрольными соревнованиями составляет 2-3 недели, на ЭНП могут быть проведены 1-2 модельно-соревновательных микроцикла.
Последняя неделя перед соревнованием является разгрузочной, за два дня до соревнований планируется отдых, за день - легкая разминка.
Переходный этап. Основные задачи этапа: изменение условий тренировки, снижение нагрузки, активный отдых и лечение (в случае необходимости). На этапе недопустимы перерывы в тренировке; должны быть созданы условия для сохранения тренированности, чтобы начать новый большой цикл с уровня, превышающего предыдущий. [24]
3.3 Планирование тренировочного процесса по периодам подготовки в годичном цикле
Целесообразное планирование тренировок должно обеспечить: неуклонный рост функциональных возможностей спортсмена, повышение технического мастерства и достижение наиболее высокой тренированности в сроки, определяемые календарем основных соревнований сезона.
В подготовительном периоде нагрузка должна повышаться в большей степени за счет объема. В соревновательном зимнем периоде для развития тренированности необходима вариативная, периодически повышающаяся интенсивность нагрузки при значительном снижении объема тренировочной работы.
Тренировочная нагрузка из месяца в месяц увеличивается и достигает своего максимума к февралю. В это время главное внимание уделяется расширению функциональных возможностей организма, развитию общих и специальных двигательных качеств спортсмена. Интенсивность упражнений постепенно возрастает, при этом рост интенсивности средств общей физической подготовки в начале зимы опережает рост интенсивности в специальных упражнениях. К концу зимы и особенно в весенние месяцы, чтобы обеспечить высокую специальную работоспособность организма спортсмена, интенсивность тренировки значительно увеличивается за счет специальных упражнений.
Вместе с тем если в начале подготовительного периода делался упор на базовую и силовую подготовку, весной большое внимание уделяется развитию скорости движений, особенно при обучении наиболее эффективной структуре двигательных действий.
В начале весеннего подготовительного периода с профилактической целью тренировочная нагрузка должна снижаться. Уменьшается объем и интенсивность специальных упражнений, что способствует улучшению функционального состояния организма спортсмена и повышению его работоспособности на последующем этапе тренировки.
В последующие недели нагрузка вновь повышается, однако по объему она, несомненно, ниже, чем в зимние месяцы. На этом этапе тренировки принимают еще более специализированный характер, увеличивается объем специальных средств со скоростной направленностью. Особое внимание уделяется формированию и опробованию на высокой скорости технических установок, направленных на создание наиболее эффективной техники преодоления барьера и бега между барьерами на отрезках более длинных, чем во время зимнего подготовительного периода.
Далее, в последние 3 — 4 недели весеннего подготовительного периода объем тренировочной работы уменьшается, но интенсивность, особенно в беге с барьерами, значительно повышается путем введения средств специальной физической подготовки.....
Мақала ұнаса, бөлісіңіз:
Ұқсас мақалалар:
» Дипломная работа: Тренировка в барьерном беге
» Дипломная работа: История развития и современные тенденции бега на 400 м
» Дипломная работа: ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В СЕКЦИЯХ ПО ПЛАВАНИЮ
» Дипломная работа: Характеристика сравенительной деятельности мини-футбольной команды
» Дипломная работа: Характеристика сравенительной деятельности мини-футбольной команды
» Дипломная работа: Тренировка в барьерном беге
» Дипломная работа: История развития и современные тенденции бега на 400 м
» Дипломная работа: ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В СЕКЦИЯХ ПО ПЛАВАНИЮ
» Дипломная работа: Характеристика сравенительной деятельности мини-футбольной команды
» Дипломная работа: Характеристика сравенительной деятельности мини-футбольной команды
Іздеп көріңіз: