Дипломная работа: Особенности физической и технической подготовки студенток занимающихся футболом в спортивной группе
Содержание
1 ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОК 1.1 Историческая значимость женского футбола и его развитие……… 10
1.2 Начальный этапа подготовки футболисток и его сущность…….… 16
1.3 Техническая и физическая подготовка в футболе ……………… 19
2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
2.1 Методы исследований…………………………………………….. 23
2.2 Организация исследований………………………………………… 23
3 УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС И ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОК ФУТБОЛИСТОК
3.1 Характеристика прохождения дисциплины Физическая культура – 1 и требования, предъявляемые к студенткам футболисткам. ………
25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………… 33
Актуальность темы исследования. Популярность казахстанского футбола на современном этапе его развития в решающей мере зависит от дальнейшего роста его зрелищности за счет совершенствования спортивного мастерства футболисток, повышения результативности в играх, увеличения скорости перемещения игроков по полю во время выполнения технико-тактических действий, оригинальности тех или иных технических решений. Все это обуславливает дальнейшее совершенствование наиважнейших составляющих спортивного мастерства футболисток.
Одной из тенденций развития современного футбола является выполнение все в большом числе в игровых ситуациях двигательных действий с мячом и без мяча с проявлением максимума мощности, т.е. взрывных действий [1, 2, 3].
Такие действия могут выполняться футболистками только при условии, с одной стороны, умений точно оперировать мячом на высокой скорости перемещения в различных с точки зрения скученности игроков в ситуациях ограниченного пространства, а с другой стороны - способностей многократно по ходу матча выполнять максимально мощно «взрывные» действия [4, 5, 6].
Именно действия, выполняемые с максимальной мощностью, позволяют добиваться высоких результатов командам, которые выступают в соревнованиях самого высокого уровня как Чемпионаты мира, Первенства Европы и европейские Кубки [7, 8].
В последние годы данное проблеме серьезное внимание уделяют казахстанские специалисты и ученые. К числу научных работ можно отнести ряд исследований, рассматривающие проблему подготовки футболисток в различных аспектах:
-воспитание и совершенствование скоростных и скоростно-силовых качеств у юных футболисток [9, 10];
-оптимизация межигровых циклов подготовки высококвалифицированных футболисток [11, 12];
-соотношение технико-тактической подготовки юных футболисток [13];
-программирование технической и тактической подготовки футболисток [14];
-психолого-педагогические условия подготовки футболисток высокого класса [15].
Отмечаемое специалистами отстaвaние в технике владения мячом отечественных футболисток от лучших зарубежных на современном этапе требует внедрения в практику новых, нaучно-обосновaнных подходов к построению тренировки игроков, нaчинaя с нaчaльных этапов многолетней подготовки.
С другой стороны, подготовка юных футболисток - длительный и многогранный процесс, базирующийся нa данных научных исследований и передовом опыте отечественных и зарубежных специалистов. Однако, до настоящего времени проблема взаимосвязи возрастных особенностей физического развития организма и технической подготовленности юных футболисток остается мало изученной. Подобное положение, к сожалению, не способствует расширению путей поиска дальнейших возможностей в плане повышения эффективности технической подготовки футболисток. Отсутствие научных данных о возрастной динамике физического развития оргaнизмa и технической подготовленности юных футболисток особенно сказывается на этaпе углубленной специализации. Вследствие этого, в методике технической подготовки в зависимости от физического развития продолжает оставаться открытым целый ряд вопросов, в частности - о последовательности изучения отдельных элементов техники игры, не изученность которых может стать в дальнейшем фактором, лимитирующим, в определённой степени, уровень технического мaстерствa в целом. В этой связи достаточно актуальной представляется проблема поиска новых методических подходов к техническому совершенствованию футболисток через повышение физической подготовленности.
Гипотеза исследования. На этапе начальной подготовки и специализации физическая подготовка футболисток требует особого подхода Научно-обоснованная физическая и техническая подготовка футболисток на этапе начальной подготовки обеспечит более эффективный прирост физических и специальных качеств. Это позволит создать фундаментальную биологическую базу для достижения более высоких спортивных результатов в будущем.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс физической и технической подготовки футболисток на начальном этапе тренировок.
Предмет исследования - особенности физической и технической подготовки студенток занимающихся футболом в спортивной группе.
Цель исследования – экспериментально обосновать методику физической и технической подготовки футболисток для повышения эффективности тактической игры в футбол.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности физической и технической подготовки футболисток на подготовительном и заключительном этапе.
2. Изучить эффективность специально разработанного комплекса упражнений для повышения уровня физической и технической подготовки футболисток.
3. Дать практические рекомендации по оптимизации учебно-тренировочного процесса (УТП), по методике развития и тренировки уровня физической и технической подготовленности.
Методы исследования. Для реализации поставленной цели и задач в диссертационной работе использовали: анализ педагогической и научно – методической литературы; педагогические исследования (тестирование общей, специальной физической и технической подготовки); статистический анализ с обработкой полученных данных по компьютерной программе MS Excel.
Методологическую основу исследования составили общефилософские принципы познания научности, системности. Общетеоретические исследования базировались на основных положениях специалистов в области теории и методики спорта [Баршай В.М.; Бойченко Б.Ф.; Вихров К.Л.; Воль А.В. Голомазов С.В.; Дьячков В.И.; Кук М.; Новокщенов И.Н.; Платонов В.Н.; Козловский В.И.; Сергеев Г.В.].
Теоретическая значимость работы состояла в обобщении и систематизации научной литературы по вопросам физической и технической подготовки футболисток, в определении особенностей влияния занятий футболом на женский организм, в оценке и анализе закономерностей развития физической подготовленности студенток футболисток от18 до 20 лет в разные периоды обучения.
Проведенные нами исследования позволили рассматривать вопросы физической подготовки юных футболисток с научной точки зрения и внести дополнения в теоретические вопросы выяснения особенностей подготовки юных футболисток. проведенные исследования, обработка и анализ экспериментальных групп показал, что развитие физической и технической подготовки у студенток футболисток заметно улучшилось. Результаты показали, что специально разработанный комплекс упражнений благотворно влияет на развитие скоростно-силовых качеств, но и не только.
Практическая значимость проведенного исследования связаны с научным обоснованием необходимости использования контроля специально физических и технических качеств при занятии футболом в секции института; с внедрением результатов в исследовании учебно-тренировочного эффекта. Разработаны релевантные модельные характеристики физической подготовленности студенток 18-20 лет занимающихся футболом на разных этапах обучения, к чему прилагается акт внедрения (приложение А).
Выявлена взаимосвязь между технической, общей и специальной физической подготовленностью студенток 18-20 лет, что позволило в практическом аспекте доказать необходимость использования контроля уровня подготовки, для:
- соблюдения оптимального соотношения средств и методов развития технической, общефизической подготовки (ОФП), специальной физической подготовки (СФП) в процессе обучения;
- повышения качества планирования, организации и проведения учебно-тренировочного процесса и, как следствие, улучшения результативности процесса обучения;
- разработки оптимального критерия оценки уровня физической и технической подготовленности для студенток основного и подготовительного отделений.
Достоверность результатов исследования обоснована использованием современных информативных методов исследования, соответствующих целям и задачам изучения проблемы; анализом экспериментальных данных, а также использованием статистической обработки полученных результатов экспериментальных исследований с расчетом их достоверности.
Научная новизна работы. До настоящего времени в РК недостаточно уделялось внимания целенаправленной разработке научно-методической литературы по женскому футболу в высших учебных заведениях. Научные исследования автора вносят вклад в теорию и практику процесса обучения в женском футболе, в частности, в области контроля и оценивания уровня видов подготовки.
В ходе написания диссертационной работы были получены следующие результаты:
- В результате педагогического эксперимента выявлена высокая эффективность методики развития физической и технической подготовки у юных футболисток с использованием в ходе занятий специально разработанного комплекса упражнений.
- дан анализ уровня физической и технической подготовленности студенток в различные периоды обучения с расчетом данных среднего времени, количества и точности попаданий;
- разработаны модельные характеристики спортивной подготовки студенток футболисток.
Положения, выносимые на защиту:
1. Выявление особенностей физической и технической подготовки футболисток на подготовительном и заключительном этапе позволит решить конкретные тактические задачи в вариативных условиях игровой деятельности.
2. Изучение специально разработанного комплекса упражнений для повышения уровня физической и технической подготовки футболисток позволит разработать эффективность тренировки.
3. Рекомендации по методике проведения физической и технической подготовленности позволят достигнуть более высоких спортивных результатов и темпов развития физических и технических качеств юных футболистов.
Структура и объём работы: Работа состоит из нормативных ссылок, сокращений и обозначений, определений, введения, 3–х разделов, заключения, списка использованной литературы. Объём работы: 36 страницы, источников литературы.
1 ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОК
1.1 Историческая значимость женского футбола и его развитие.
Отправной точкой развития женского студенческого футбола и мини-футбола в г. Алматы большинством специалистов принято считать 2008 год, когда проводилась зимняя Универсиада РК и местом проведения соревнований по мини-футболу среди студенток ВУЗов была выбрана КазАСТ. Соревнования проводились в начале с 4-11 марта . Это были первые студенческие соревнования, проводимые в г. Алматы и которые собрали участниц с 8 ВУЗов Казахстана. В соревновании приняли участие команды КазАСТ, Университет Кайнар, КазАТК им. Тынышпаева, из других городов Казахстана прибыли для участия в турнире команды: КарГУ(Караганда),ВКГУ им. Аманжолова (г.Усть-Каменогорск), ВКГТУ(г.Усть-Каменогорск) и СКГУ(г.Петропавловск).
Соревнования показали большую разницу в классе команд, укомплектованных игроками команд мастеров и командами, где девушки делали первые шаги в мини-футболе. Так места в турнирной таблице были распределены следующим образом: I- КазАСТ ,II- КарГУ , III- ВКГУ им. Аманжолова, IV- КазЖенПИ, V- СКГУ, VI- КазАТК им. Тынышпаева, VII- Университет Кайнар, VIII- ВКГТУ.
Тройка призеров состояла из игроков, представляющих казахстанские клубы: ВКГУ-«Восток», КарГУ-«Шахтер КарГУ» и КазАСТ -АлмаКТЖ.
Соревнования следующие два года практически не проводились, и основная работа сводилась к проведению товарищеских матчей между командами, принявшими участие в V зимней Универсиаде РК, в которой приняли участие команды 8-ми ВУЗов: ВКГУ, ВКГТУ, КарГУ и 4 Алматинские команды – КазАСТ, КазНУ им Аль-Фараби, КазНМУ им. Асфендиярова, КазГосЖенПИ и Павлодарский государственный университет. Призовая тройка на турнире выглядела следующим образом: I- КазАСТ ,II- ВКГУ им. Аманжолова ,III- КарГУ .
Начиная со следующего учебного года, соревнования в г. Алматы по женскому мини-футболу начинает принимать организованный характер и основными проводящими организациями становятся: Управление физической культуры города Алматы (отдел массового спорта) и КазАСТ. Появляются новые команды среди ВУЗов. Проводятся соревнования, посвященные Дню Независимости, Новому году,8 марта.
Соревнования начинают проводиться не только в залах, но и на открытом воздухе. В соревнованиях в разное время принимают участие команды: КИМЭП, КазНТУ, КазНУ, КазНМУ, АГА, АУЭС, КазАТК, КазУМОиМЯ им. Аблайхана, КазНПУ.
Соревнования начинают проводить Департамент по молодежной политике г. Алматы (Центр по борьбе с ВИЧ и СПИД). Активизируется работа по проведению соревнований по футболу среди женских команд Федерацией футбола города Алматы и Специализированной детско-юношеской школой олимпийского резерва №2, занимающейся подготовкой женских футбольных команд.
История мирового футбола. Футбол (англ. football, от foot — нога и ball — мяч), спортивная игра на травяном поле, в которой участвуют две команды, состоящие из 11 человек каждая. Игра проходит в 2 тайма, по 45 мин. каждый с перерывом между ними 15 мин. Размеры футбольного поля - 90-120x45-90 м. В 1904 году была основана Международная федерация футбольных ассоциаций (ФИФА), в состав которой входит 206 национальных федерации
Еще давным-давно люди с разных стран собирались на городских площадях или пустырях придумывали игры с мячом, которые напоминали действия воинов, стремящихся проникнуть в лагерь противника. Победителем считалась та партия игроков, которая большее число заносила мяч за определенную черту. В таких играх принимали участие по нескольку сотен человек. История рождения футбола передавалась из поколения в поколение. Этот пробел говорит только в пользу самого футбола, что свидетельствует и о древности игры в мяч ногами, и об известности его у многих народов земного шара. Археологические раскопки убедительно доказали, что некий предок футбола жил еще в Древнем Египте, также ученые обнаружили здесь не только изображения играющих в мяч, но и сами мячи[8].
Историки утверждают то, что игра в мяч ногами была любимой игрой для китайских воин за две тысячи лет до нашей эры, и то, что прародителей футбола следует искать в Древнем Риме и в столь же древней Греции. Футбол - одна из самых старейших спортивных игр, которая произошла в далеком прошлом. Игры, которые похожи на современный футбол, существовали довольно давно у разных народов, однако первые записанные правила игры датированы 1848 годом. Датой появления футбола считается 1863 год, когда была организована первая Ассоциация футбола и составлены правила игры, которые похожие на современные требования. История зарождения футбола началась очень давно. Например в Древнем Египте, и в Германии, и в Китае были игры, похожие игры на футбол. Одна из них была самая удачная, которая называлась гарпастум и придумали её итальянцы. Но когда появился современный футбол, гарпастум был забыт. А когда англичане придумали футбол, они сразу стали распространять его во всех странах [9].
С момента появления футбола в нашей стране, которое началось с появления первых футбольных команд в Семипалатинске (ныне Семее) еще в 1913 году. В 1940 году состоялся первый крупный успех казахстанского клуба на всесоюзной арене. Тогда еще алма-атинское “Динамо” в повторном финальном матче Кубка СССР среди коллективов физкультуры выиграло в Таганроге у местного “Торпедо” со счетом 3:1 и завоевало этот трофей. Затем в 1959 году образуется Федерация футбола Казахской ССР, после чего в высшем дивизионе СССР наводит Кайрат из Алма-Аты.
В 1992 году Футбольная ассоциация Казахской ССР, преобразуется в самостоятельную Футбольную ассоциацию Республики Казахстан (ныне Федерация футбола Казахстана). В том же году Казахстан принимается ассоциированным членом Международной федерации футбольных ассоциаций (ФИФА) и Азиатской футбольной конфедерации (АФК). В 1999 году павлодарский “Иртыш” выходит в четвертьфинал ХIХ розыгрыша Кубка Азиатских чемпионов, что по сей день остается лучшим выступлением казахстанских клубов на международной арене. В 2002 году Казахстан, переходит из АФК в УЕФА. Затем сборная провела несколько отборочных циклов к континентальным и мировым чемпионатам, в которых нас ожидала редкая радость победы, чуть более частая радость от ничейных результатов, а также еще более частая горечь поражений.
История женского футбола имеет несколько другое развитие. Самыми ранними свидетельствами его существования считаются фрески, созданные в Китае около 2000 лет назад, где позднее начались и гонения на женский футбол. И в Европе, хотя и много позже, в 20 веке нашлись единомышленники средневековых китайских правителей, потому как национальные футбольные ассоциации Англии, Германии, Голландии также объявили женский футбол вне закона.
Причины, по которым женский футбол отменяли, были самые разные. В том числе социальные, что футбол как будто не соответствует традиционным представлениям о женщине, медицинским – вреден для ее (женщины) здоровья и, в частности, для репродуктивной функции, а также что по зрелищности и спортивной красоте ни в коем случае не может сравниться с футболом мужским. В таких условиях до 1970-х футбол считался сугубо мужским видом спорта.
Тем не менее, со временем во многих странах он получил признание, – в Норвегии, Швеции, Италии, чуть позже – в Германии и США (там, по некоторым данным, девушки и женщины составляют уже около 40 процентов от общего числа игроков, входящих в различные клубы
Но упоминания о женском футболе относятся еще к 17 веку, где говорится о состоявшейся в одном из шотландских городов игре замужних и незамужних женщин.
По информации одной из московских газет, 3 августа 1911 года в Москве в Москве был сыгран футбольный матч между женскими командами Пушкино и Петровско - Разумовского. Причем футболистки первой команды победили со счетом 5:1. Спустя 12 лет, уже после окончания октябрьской революции 1917 года, в газетах снова появились заметки, что на станции Невинномысская (в районе Северо-Кавказской железной дороги), усилиями женщин-железнодорожниц была создана женская команда по футболу, соперниками которой, ввиду отсутствия других женских команд, выступали мужские футбольные дружины.
Также многие знатоки футбола полагают, что первый в истории футбольный матч между женщинами состоялся в пригороде Стокгольма в 1918 году.
Англия - страна-родоначальница не только мужского, но и женского футбола. Здесь в 19 веке, а точнее в 1895 году, был создан "Бритиш Леди Футбол Клаб", который по праву считается первым в истории женским футбольным клубом. В том же, 1895 году, состоялся и первый официальный матч среди футболисток. Английские футболистки разделились по принципу северянки против южанок. Победил Север – 7:1. Известно также, что матчи с участием женских команд собирали достаточно обширную по тем временам зрительскую аудиторию.
Мощным толчком для развития женского футбола послужила Первая Мировая война. Именно в это время он приобрел на Туманном Альбионе массовый характер. Получилось это следующим образом. В 1915-16 годах многие девушки подросткового возраста (14-15 лет) вынуждены были покидать домашний очаг и устраиваться работать на военные заводы. Они окунулись в незнакомый им мир изнурительного труда и жесткой дисциплины. В столь нежном и к тому же переходном возрасте это было чревато серьезной ломкой психологии, и Министерство военной промышленности создало специально для этой категории работниц отдел здравоохранения и социального обеспечения.
Организация досуга стала одной из важнейших его составляющих. Удивительно, но третьей по распространенности формой досуга – после танцев и плавания – стала грубая мужская игра, футбол. "Оборонщицы" с большим удовольствием лупили по кожаному мячу и буквально заполонили футбольные поля, которые остались никому не нужными, так как мужчины ушли воевать.
Постепенно структура дамского футбола усложнялась. Ведь изначально это были игры типа «цех на цех», «квартал на квартал» и т.п. Но постепенно интерес возрастал, стали формироваться команды сначала районного, потом городского типов, матчи которых стали проводиться на стадионах, которые принадлежали профессиональным футбольным мужским клубам.
Но Первая Мировая война закончилась – и европейские дамы, усилиями чиновников и властей, снова оказались вне футбола на самой его обочине.
30 января 1921 года Английская футбольная ассоциация дополнительно в специальном постановлении объявила, что "футбол абсолютно не подходит слабому полу", и запретила клубам выдавать разрешения на организацию женских футбольных команд. Запрещающее постановление 1921 года было лишь одним из множества примеров стремления Английской ассоциации вставить палки в колёса организованному женскому футболу. Примерно столь же прохладным на протяжении многих десятилетий было и отношение к нему ФИФА. Все запреты в отношении женского футбола были сняты только в 1969 году.
Несмотря ни на что, женщины и в Англии, и на континенте совершали попытки время от времени что-то предпринимать, но без особого успеха. В Европе в 1928 году огромный интерес вызвала международная встреча женских команд Бельгии и Франции, которую выиграли бельгийские футболистки со счетом 2:0.
Только в конце 60 г. 20 в. с ростом феминистских движений в демократическом мире наметились по-настоящему качественные сдвиги в развитии женского футбола. В 1966 году в Англии проходил неофициальный чемпионат мира по футболу среди женских команд. И только начиная с этого периода в Англии, Франции, Италии, Чехословакии стали функционировать женские федерации футбола, проводиться национальные чемпионаты.
В 1969 году состоялся первый после долгого перерыва международный матч (итальянки победили датчанок со счетом 3:1) и была создана первая организация, имеющая хотя бы какой-то вес – Международная европейская федерация женского футбола. Найдя себе спонсора, в лице виноторгового итальянского концерна "Мартини и Росси", она провела в 1970 году первый турнир, громко названный чемпионатом мира, а через год состоялся его второй розыгрыш в Мексике.
В начале 70-х в Италии удалось запустить первую профессиональную лигу женского футбола. В Бразилии к судейству матчей высшей лиги впервые в мире была допущена радиообозреватель Леа Кампом. Известный португальский футболист Эйсебио выразил свое мнение об этом следующим образом: «Эта женщина на самом деле весьма прекрасно понимает футбол».
Естественно, что по своей эмоциональной насыщенности, накалу, напряженности матчи женских команд отличаются от мужских игр. В связи с этим члены общества футбольных судей категорически отказались от участия в женских матчах, заявив, что "переговорить" футболисток просто невозможно. Кроме того, они заявили, что женщины ужасно кокетничают при назначении штрафных, указывать на 11-метровую отметку вовсе оказывается почти невозможным - пострадавшие зачастую начинают плакать, а «лексикон футболисток во время игры мало чем отличается от "соленого языка" команд горняков»,- так выразился секретарь общества судей Ф. Харвуд.
Эти и другие события заставили руководство ФИФА засомневаться в своей позиции касательно женского футбола. Она устроила опрос среди национальных федераций на тему: стоит ли дать женскому футболу официальное признание? Но, к удивлению, ответ федераций оказался резко негативным, и ФИФА снова погрузилась в выжидательно-наблюдательное состояние. Однако женский футбол не сдавал своих позиций, продолжая прогрессировать и развиваться – по мере возможности, конечно.
В 1986 году ФИФА создала комитет по женскому футболу, и хотя на протяжении определенного промежутка времени в нём работала всего одна женщина, - наконец-то лед тронулся.
В 1987 году в Китае состоялся первый официальный турнир женских сборных под эгидой ФИФА. 12 команд со всех континентов были разбиты на три группы: "А" – Китай, Канада, Голландия, Берег Слоновой Кости, "В" – Бразилия, Австралия, Норвегия, Таиланд, "С" – Швеция, США, Чехословакия, Япония. Восемь лучших сборных составили четвертьфинальные пары: Китай – Австралия − 7:0, Швеция − Канада − 1:0, Бразилия − Голландия − 2:1, Норвегия − США − 1:0. В полуфинале с одинаковым счетом 2:1 шведки победили китаянок, а норвежки − сборную Бразилии. Финальный матч принес победу футболисткам сборной Норвегии, они выиграли со счетом − 1:0.
В 1984 году Швеция приняла у себя первый Чемпионат Европы по женскому футболу. Они и стали обладательницами этого первого европейского трофея, обыграв в финале англичанок 4:3. Следующий турнир затянулся на целых три года. В финале в1987 году сошлись шведки и норвежки. Так у этого престижного трофея появился второй владелец – сборная Швеции.
Через два года в женском футболе наступила эра сборной Германии. Эта команда не пожалела действующих чемпионок континента, переиграв их – 4:1. В 1991 году в решающем матче встретились те же команды, и снова сильнее оказались немки. В турнире 1991–1993 годов лидировали норвежки. Однако затем немкам все же удалось вернуть себе чемпионский титул. Сегодня они по-прежнему представляют собой грозную силу и удерживают за собой это звание одной из самых титулованных и сильнейших команд Старого Света.
Первый, неофициальный чемпионат мира состоялся в Китае в 1988 году. А в 1991 году, уже после серии пробных турниров в мировом масштабе в Китае был разыгран первый официальный чемпионат мира, в котором принимали участие 12 команд. Титул достался американкам, в решающем матче одолевшим команду Норвегии со счетом 2:1. В 1995 году соревнования проходили в Швеции, где победу отмечали норвежки, в финале обыгравшие Германию – 2:0.
Следующий чемпионат мира проходил уже в США и собрал шестнадцать сборных, среди которых нашлось место сборной России. В целом русский дебют получился неплохим: по итогам турнира россиянки расположились на пятом месте. Победительницами же стали хозяйки: при скоплении рекордного количества болельщиков – 90 тысяч человек – американки сумели добиться успеха и одержать победу в серии послематчевых пенальти.
Пятый по счету чемпионат мира по женскому футболу принимала Поднебесная. И там, сумела проявить себя сильнейшая сборная Европы – немецкая. В решающем матче со счетом 2:0 немки повергли команду Бразилии. В 2011 году первенство мира проходило в Германии, где впервые в своей истории сборная Японии, обыграв в финале по пенальти сборную США, сумела в этом нелегком поединке выиграть дебютный чемпионат мира.
В 1996 году женский футбол наконец-то дебютировал на Олимпийских играх в Атланте. Первыми обладательницами олимпийского золота стали американки, победившие представительниц Китая со счетом 2:1. На сиднейских Играх они дошли до финала, но в дополнительное время уступили норвежкам – 2:3. А на Олимпиаде в Афинах команда США снова добилась своего и во второй раз в своей истории завоевала для своей страны олимпийское золото.
По утверждению экспертов, в настоящее время футбол – самый популярный на планете командный вид спорта среди женщин. Во всем мире насчитывается более 20 миллионов футболисток, при этом 80 процентов от этого числа составляют спортсменки моложе 20 лет. Признанными лидерами мирового женского футбола, как правило, являются – США, Китай, Норвегия, Германия, Швеция. В 1969 году была создана первая организация - Международная европейская федерация женского футбола. В 1987 году в Китае состоялся первый официальный турнир женских сборных команд под эгидой ФИФА, а в 1991 году здесь же прошел первый чемпионат мира по женскому футболу.
Признание женского футбола, как состоявшегося вида спорта, со стороны ФИФА, конечно, привело к самым положительным сдвигам в его развитии.
Сегодня женский футбол является одним из самых популярных женских командных видов спорта. Во всем мире им занимается более 20 (?) миллионов женщин и девушек. Как правило, признанными лидерами женского футбола являются национальные сборные команды Германии, США, Норвегии, Англии и Швеции.
Общая популяризация футбола в мире привела к росту популярности женского футбола в Республике Казахстан. Привлечение большого числа государственных, общественных организаций, а также заинтересованных частных лиц дало толчок к развитию женского студенческого футбола в стране в целом, и женского студенческого футбола в городе Алматы в частности.
1.2 Начальный этапа подготовки футболисток и его сущность
Опыт многих тренеров подсказывает, что за несколько лет до начала учебно-тренировочной работы много времени, чтобы определить спортивную пригодность занимающихся футболом. И за этот срок тренеру необходимо сделать естественный отбор и обеспечить необходимый уровень разносторонней подготовки.
У каждого тренера есть свой определенный стиль и подход к новой группе, и, как правило, несложно определить природную предрасположенность студентки. Ее отличает двигательная одаренность, быстрая приспособленность и приобретение двигательных навыков. Талантливую, очень способную футболистку найти трудно. Такое утверждение резонно. Без генетической одаренности - нельзя стать выдающейся футболисткой. В заключении заложены только возможности, а реализация зависит от человека. Наследственность предопределяет возможности, а тренировочная работа определяет, насколько мы ею воспользуемся. Значит, надо искать студенток, которых природа наградила качествами, позволяющими подняться на высоту спортивное мастерство, а последующее развитие индивидуальности игрока только поможет прогрессу команды [11].
Однако талант - доказательство, но не гарантия успеха. Чтобы был успех, надо тренироваться еще как минимум шесть - восемь лет, хотя может понадобиться и больше. И поэтому хотелось бы этот вопрос рассматривать с более широких позиций. Наблюдая за выдающимися игроками, специалисты отметили основные моменты, способствующие быстрому развитию футбольных качеств (за исключением генетических). Это:
- раннее начало;
- большое время, уделяемое футболу;
- большое время, уделяемое индивидуальной работе.
Предположим, что вся система современного воспитания и многие закономерности становления организма юных футболисток известны широкому кругу тренеров, а количество занимающихся с задатками вероятных футболисток немало, проблема просматривается только одна - педагогическая. Футбольный опыт свидетельствует, что число футболисток, обладающих предостаточными способностями и желающих достичь вершин, становится за время обучения еще меньше.
Нынешний тренер должен знать если не все, то, как можно обеспечить успех и полное раскрытие потенциальных возможностей студентки. Тренировка как педагогический процесс, которая приводит к успехам, только тогда, когда она правильно организована. Чтобы добиться определенных успехов и приобрести прочные навыки, студентка должна проникнуться поставленной задачей. Одна сторона дела - увидеть и найти игрока (тут мы, как правило, не проигрываем), а вторая сторона - это методическая грамотность тренера, способного организовать целенаправленную подготовку игрока[12].
На этапе начальной подготовки необходима многообразная подготовка, которая исключает специфическое воздействие на одно из спортивных качеств. Имея малый запас двигательных навыков, студенткам будет трудно в будущем освоить сложные футбольные движения. Поэтому координационные способности необходимо развивать именно в детском возрасте, в противном случае неуклюжесть движений будет проявляться особенно ярко. Также стоит заметить, что способность к усвоению сложных движений в 12 - 13 лет выше, чем у 15 - 18-летних. В этом возрасте достигается наивысший прирост в быстроте движений, на чем базируется будущая техническая подготовка [13].
В футболе объем движений слишком разнообразен, богат, а специфика футбола предполагает большую изменчивость беговых упражнений. Если охарактеризовать направленность на начальном периоде, то это будет оздоровительная, игровая и общефизическая подготовка.
Если говорить о задачах начальной подготовки, то цели будут следующие:
1. Приучить студенток к постоянному тренировочному режиму с 3-разовыми занятиями в неделю. Студентка должна «заболеть» футболом.
2. Заложить основу разнообразной физической подготовленности и развития координационных способностей.
3. Ознакомить с основными техническими приемами и простейшими игровыми приемами.
Способы подготовки на начальном этапе: широкой круг игр и эстафет. Здесь есть пространство для творчества, есть над, чем задуматься и чем заинтересовать студенток. Предположим так: если студентке удобно и хорошо в команде, то и отдача от нее будет значительно выше. И непременно сам-то футбол придумали дети, играя и гоняя мяч, а потом уже взрослые начали разыгрывать свои первенства[14].
Мотивация и желание тренироваться открывается сначала на эмоциональном уровне, а потом уже на логическом. Поэтому первая задача тренера - привить конкретную потребность детей к двигательной активности и постоянно поддерживать у них интерес к спортивным играм и соревнованиям. Самое главное - игра учит выигрывать, но игра учит, и проигрывать, закаляя веру, волю и характер. Успех или поражение должен восприниматься не как неожиданность, а как обоснованная реакция на проделанную работу. Поражение может дать урок и обосновать слабые места подготовки. Решение этих слабых мест должен в первую очередь решать тренер[15].
Все мы привлечены к стереотипу, и, к сожалению, у немногих тренеров набор и выбор средств небольшой. Они уменьшают объем средств ОФП, но скоростные, силовые и психологические качества могут проявляться не сразу, а в меру формирования двигательных навыков. Примерно, вся система нынешнего физического воспитания сводится к приобретению волевых качеств, умению не только вести себя, но и контролировать для этого требуется воспитанность и интеллигентность. Неспроста же говорят: победа показывает, что человек может, а поражение - чего он стоит. И не забыть бы нам, что каждый человек имеет право на ошибку. Все студентки представляют собой состав сильных и слабых сторон, умения и неспособность, активов и пассивов, исключительности и посредственности. И если студентка начала играть в футбол за компанию, то это только на пользу здоровью, коммуникабельности, закалке характера.
Существует мнение, что дарование, если оно действительно есть, то обязательно проявится и не заметить ее будет просто невозможно. А когда оно проявится, то даст о себе знать, ведь заранее никто сказать не может. Это секрет природы. Поэтому, нужно только набраться терпения и ждать. Мы не коснулись темы отбора, поскольку я считаю, что эта проблема в футболе не актуальна. В тренировке оцениваются внешние признаки новичка, двигательная активность, желание тренироваться, расположение к беговым упражнениям и играм. Если же вы хотите иметь точку отсчета физических данных, то, по данным специалистов в зоне отбора, прыжок в длину с места дает точную информацию о скоростно-силовых возможностях кандидатуры[16].
1.3 Техническая и физическая подготовка в футболе
Длительный процесс физического воспитания и спортивной тренировки может быть благополучным только при доскональном учете возрастных особенностей развития человека, уровня его подготовленности, особенностей развития физических качеств и формирования двигательных навыков, а также специфики в избранном виде спорта.
Несомненното, что физическая подготовка - это долгий процесс, цель которого - приобретения футболистками высокого уровня подготовленности. В нынешнее время не подвергается сомнению понятия о том, что для приобретения высоких спортивных результатов основы двигательной деятельности и функциональной подготовки требуется заложить вовремя в раннем возрасте. Поэтому не просто бывает интерес у специалистов разных отраслей знаний к глобальному исследованию процессов, происходящих в человеческом организме. Проведено большое количество многообразных исследований, которые позволяют рассмотреть анатомо-физиологические, биохимические, психологические и другие процессы, на фундаменте которых сделаны анализы возрастных особенностей физического развития студенток. В количестве исследований со студентками, также рассматривались естественные темпы физического развития при изучении таких движений как бегто, ведение и другое. Эта ступень физической подготовленности должна соответствовать требованиям игры. А именното, если для рентабельной игровой деятельности футболистка должна пробежать в матче 12000метровто, а из них не менее 2000метров с максимальной мощностьюто, то уровни развития всех видов выносливости и скоростно-силовых качеств должны позволять ей делать это в каждой игре[17].
Задачи, решаемые в процессе физической подготовки всевозможные, и точная определение каждой из них зависит от подготовленности и возраста футболистки, период подготовки и т.п[18].
Вдобавок, можно сказать, что планирование процесса физической подготовки футболисток определяется на трех категориях принципа. Во-первых, это общие принципы физической подготовки удобные для всех видов спорта. Во-вторых, это принципы физической подготовки в спортивных играх (баскетболе, волейболе, гандболе и др.). И в-третьих, это специфические принципы физической подготовки футболисток.
Если обобщать все вышеизложенное, то к наиболее основным из них относят следующие:
1. Согласованность общей (неспецифической) и специализированной физической подготовки.
2. Согласованность проявлений физических качеств футболисток в тренировочных занятиях и соревновательных играх.
3. Направление к максимальным проявлениям физических качеств в конкретных тренировках и соревновательных играх.
4. Неизменность процесса физической подготовки.
5. Вариативные изменения тренировочных нагрузок.
6. Разумная индивидулизация средств и методов процесса физической подготовки.
7. Повторяемость процесса физической подготовки и использование в ряде циклов блоков типовых занятий [19].
Разнообразие содержания игровой деятельности в футболе требует комплексного развития основных физических качеств и функционального совершенствования всех систем организма занимающегося. А это возможно лишь в процессе разносторонней физической подготовкито, когдато, наряду с развитием основных физических качествто, уделяется внимание и развитию специальных качеств футбола.
Развитие у начинающих футболисток физических качеств и овладение разнообразными двигательными навыками оказывают непосредственное влияние на все стороны их подготовкито, но более всего способствуют повышению уровня технической и тактической подготовленности. Физически подготовленные будущие спортсменыто, как правилото, обладают и более устойчивой психикой и способностью к преодолению психических напряжений. У них наблюдается большая уверенность в своих силахто, настойчивость в действиях. Высокие функциональные возможности позволяет им легче справляться с утомлениемто, сохранять эффективность деятельности эффектных систем и на этой основе добиваться превосходства в тактической деятельности [20].
Физическая подготовка разделяется на общую и специальную. Общая физическая подготовка (ОФП) служит главным образом для создания общей базы футболиста и является одним из средств, применяемых в период активного отдыха. В основном это такие упражнения, которые по характеру нервно-мышечных усилий соответствует игре в футбол. Специальная физическая подготовка (СФП) служит для создания специального фундамента. Этому служат такие упражнения, которые соответствуют игре в футбол не только по характеру нервно-мышечных усилий, но и по структуре движения. Эти упражнения также развивают ту группу мышц, которая наиболее необходима для игры задачи, решаемые в процессе физической подготовки многообразны, и конкретная формулировка каждой из них зависит от подготовленности и возраста футболистов, период подготовки и т.п. Общая физическая и техническая подготовка обеспечивает полноценное физическое развитие и всестороннюю физическую подготовленность начинающих футболистов. Она представляет собой процессто, направленный на развитие основных физических качеств и совершенствование жизненно необходимых двигательных навыков.
Различают общую (ОФП) и специальную (СФП) физическую подготовку юных футболисток. ОФП представляет собой процесс всестороннего развития физических качеств, не специфических для избранного вида спорта, но так или иначе обуславливающих успех спортивной деятельности. ОФП создает основу для специальной подготовки. Содержание ОФП зависит от спортивной специализации. СФП это процесс развития физических качеств, специфичных для избранного вида спорта.
Существует обратная зависимость между возрастом юных спортсменок и удельным весом средств ОФП в тренировке. Чем младше дети, тем больше должен быть уделен вес ОФП. С ростом квалификации юных спортсменок из года в год увеличивается вес СФП и соответственно уменьшается ОФП[21].
Цель общей физической и технической подготовки - создание у занимающейся двигательной подготовленности,фундамента специальной подготовки. В качестве средств развития физической подготовленности рекомендуется использовать физические упражнения общего воздействия, упражнения из других видов спорта. Такое разнообразие упражнений направлено на расширение у начинающих футболисток двигательных возможностей. При этом нужно учитывать закономерности переноса и взаимодействия различных качеств и навыков. Они могут быть положительными, отрицательными или нейтральными. Например, с увеличением силы у занимающихся увеличивается скорость, улучшается координация движений, точность ударов. Положительный перенос обеспечивают близкие по структуре основным игровым приемам навыки, которые совпадают с игровым режимом мышечной работы. Общая физическая подготовка достигнет своих целей только тогдато, когда в работе тренирующихся соблюдается постоянство и непрерывность. Она вымогается как обязательная составная часть учебно-тренировочных занятий на всех этапах и во все периоды подготовки футболистов. Конечното, наибольший удельный вес общая физическая подготовка занимает на начальных этапах процесса многолетней подготовки. С возрастом и повышением уровня спортивного мастерства ее доля уменьшается и,напротив, доля специальной подготовки увеличивается.
Стратегия тренировочных нагрузок при многолетней подготовки предполагает определенное соотношение средств общей и специальной физической подготовки, особенно на этапах предварительной подготовки и начальной спортивной специализации. В практике начинает все в большей и большей степени проявляется тенденция использования специальных средств для повышения уровня физической и функциональной подготовленности юных спортсменов. Данные многих научных исследования свидетельствуют о том, что путь замены средств общей физической подготовки специальными упражнениями не является достаточно эффективным[22] .
Что же касается подготовки юных спортсменок, то принцип всесторонней подготовленности по-прежнему относится к числу ведущих. Это заключение подкрепляется большим числом исследований. [23].
Кроме того, экспериментально и всем опытом практики доказано, что максимальный прогресс спортсменок требует в качестве самого необходимого условия роста функциональных возможностей организма, постоянного расширения навыков и умений, повышением общей двигательной культуры. Иными словами, применительно к юношескому спорту не должно быть противопоставления спортивной специализации и разносторонней подготовке. Последней задачей является не самоцель, а мощное средство создания прочного фундамента в спортивном мастерстве.
Основываясь на результатах научных исследований, обобщения опыта работы лучших тренеров и спортивной школы, можно рекомендовать следующее соотношение средств общей и специальной физической подготовке на различных этапах. Этап начальной спортивной специализации - ОФП - 75-65 %то, СФП - 25-35 %. Этап углубленной тренировки ОФП - 40-30 %то, СПФ - 60-70 %.
По мере повышения мастерства юных спортсменок заметно меняется направленность общей физической подготовки. По своему содержанию она нацелена на развитие тех «базовых» качеств, которые лежат в основе специальных. Один из действенных путей достижения этого - широкое использование упражнений из других видов спорта, который по своей структуре и не соответствуют основному двигательному навыку, но являются более эффективными для развития отдельных физических качеств, повышение функциональных возможностей юных спортсменов. Применение упражнений с других видов спорта, с одной стороны, обогащает запас двигательных качеств, необходимых спортсмену[25].
Как известно, неспецифические средства разностороннего физического развития могут применяться для решения других задач:
1)для восстановления, переключения, повышения эмоциональности занятий;
2)для поддерживания достигнутого уровня развития отдельных качеств и функциональных показателей;
3)для повышения «базовых» качеств и общей работоспособности.
Таким образом, для повышения мастерства юных спортсменок существенное значение имеет применение разнообразных тренировочных средств. На этапах предварительной подготовки, начальной спортивной специализации эти средства способствуют повышению уровня основных физических качеств и обогащают юных спортсменов широким кругом двигательных навыков. На более поздних этапах специализации содержащей общей физической подготовки в большей мере должно быть приближено по своему воздействию к основному виду спорта и обеспечить развитие специфических качеств[26].
2.1 Методы исследований
Для реализации поставленной цели и задач использовались следующие научные методы исследований:
1.Анализ научных литературных данных;
2. Педагогические методы исследования;
3. Метод матиматической статистики.
Анализ литературных данных. В ходе анализа литературных данных были рассмотрены и проанализированы учебники, методические пособия, диссертации, авторефераты, а также научно-методические статьи и приложения по вопросам физической и технической подготовленности юных футболисток, а также особенности влияния занятий футболом на женский организм.
Анализ литературных источников выявил отсутствие научно-практического материала по вопросам физической подготовленности футболисток 14-15 лет. Было установлено, что на сегодняшний день в Казахстане отсутствует научная литература по вопросам подготовки женских футбольных команд, в частности, физической и технико-тактической подготовки футболисток 14-15 лет на этапе начальной спортивной специализации, а также не проводятся исследования, направленные на разработку научно-методического материала с целью дальнейшего практического применения.
Такое состояние вопроса позволило нам определить цели и задачи нашего исследования, требующего научного подхода к процессу физической подготовленности юных футболисток.
Таким образом, в целях объективности спортсменки сдавали нормативы, уровень подготовленности к которым у всех являлся примерно одинаковым.
Статистические методы исследования. Статистический анализ полученных данных производили в компьютерной программе MS Excel с расчетом X-средней арифметической величины, S-стандартного отклонения, r-коэффициента корреляции и Р – достоверности различий.
2.2 Организация исследования
В исследовании принимали участие 12 студенток Казахстанско – Британского технического университета 1 года обучения. Исследования проводились в 2 этапа: на 8 и 15 неделях обучения. Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе исследования был осуществлен анализ литературных данных по следующим вопросам:
1. Проблемы развития физической подготовленности у юных футболисток;
2. Проблемы технической подготовки юных футболисток;
3. Особенности влияния занятий футболом на женский организм.
На втором этапе осваивалась методика оценки общей и специальной физической подготовленности, а также технической подготовки. Также проводился статистический анализ и обработка полученных данных.
На третьем этапе проводилось обсуждение результатов проведенного исследования, и была опубликована одна статья. Также диссертация была оформлена по всем разделам и проведена ее апробация.
3.1 Характеристика прохождения дисциплины Физическая культура – 1 и требования, предъявляемые к студенткам футболисткам
При разработке тестовых заданий мы отталкивались в первую очередь от требований, предъявляемых к учащимся общеобразовательных школ по дисциплине физическая культура и нормативов Президентских тестов для данной возрастной группы. Поэтому, нормативы промежуточного контроля по дисциплине физическая культура 1 и требования предъявляемые при сдаче самостоятельной работы студентов (СРС№1) разработаны в первую очередь для определения уровня общефизической подготовки. При разработки тестовых заданий, мы старались максимально охватить требования к различным физическим качествам, а также освоение технических действий в упрощённых условиях.
Задания итогового контроля и СРС 2 модуля напротив более ориентированы на определение уровня технической подготовки, но с таким расчётом, чтобы прослеживалась чёткая связь между тестовыми заданиями промежуточного контроля. Бег 30 метров с высокого старта – в промежуточном контроле, ведение мяча 30 метров стопой любым способом в итоговом контроле, удар по мячу на дальность. В промежуточном контроле удар по мячу на дальность и точность в итоговом контроле. По тому же принципу связь между тестовыми заданиями, а следовательно и построением учебного процесса разработаны тесты для прохождения дисциплины физическая культура – 2 с увеличением требований к их выполнению занимающимися обязательным минимальным требованиям для прохождения дисциплины физическая культура – 1, физическая культура – 2 является набор 50% в итоговой сумме баллов набранной студенткой по результатам сдачи тестов промежуточного контроля и итогового контроля.
Следовательно, каждая занимающаяся студентка обязана набрать не менее 20 баллов.
Цель курса - данный курс обеспечивает физическое совершенствование студентов, формирует потребность в здоровом образе жизни. Обучает жизненно важным двигательным умениям и навыкам. Курс использует различные средства физической культуры для развития физических качеств.
Задачи курса - основное и подготовительное отделение определяет уровень физического развития и физической подготовленности по контрольным тестам. Развивает общую физическую подготовленность средствами спортивных игр – мини-футбол. Воспитывает специальные физические качества присущие мини-футболу, а так же технико-тактическую подготовленность в мини-футболе.
Описание оценки
Посещаемость и активность на практических занятиях обязательна и является одной из составляющих Вашего финального балла / оценки. Каждое занятие оценивается дифференцированно от 0 до 4 баллов. Учитывается активность, дисциплина, качество выполнения всех заданий данного занятия.
Контроль по СРС представляет собой оценку показателей О.Ф.П.и С.Ф.П. выраженной в сдаче теста: на 4 неделе СРС №1 (челночный бег 3х10м.) мах 4 балла, на 10 неделе СРС №2 правила игры в мини-футбол( по билетам) мах 3 балла, и на 12 неделе (жонглирование мяча бедром) мах 3 балла. Выполнение заданий по СРС обязательны для всех студентов и должны быть выполнены в установленные сроки. Если Вы пропустили данные занятия без уважительной причины, то Вы лишаетесь права на пересдачу данных тестов.
Промежуточный контроль охватывает темы пройденных практических занятий, домашних заданий и проводится на 8 неделе семестра. Промежуточный контроль представлен в виде 4 тестов по мини-футболу (бег 30 м. (сек), гладкий бег «ёлочка» (сек), удар по мячу на дальность, ведение мяча заданным способом (критерий – экспертная оценка)). Мах 20 баллов.
Зачет проводится в конце семестра (15 неделя) и включает 4 зачетно - переводных теста по мини-футболу (ведение мяча 30 м. внутренней стороной стопы, удар по воротам на точность с 10 м., жонглирование мячом произвольно 15 раз, удар по мячу на дальность в квадраты 3х3). Мах 20 баллов.
Политика выставления оценок.
В конце семестра Вы получаете итоговую оценку, которая является общим показателем Вашей работы в течении всего семестра. Финальная оценка будет выставлена согласно шкале оценок, принятой КБТУ.
Критерии оценки задания по СРС, промежуточного контроля и зачета является показатель контрольного норматива, выраженного в метрах, сантиметрах, минутах, секундах, в количестве раз, согласно утвержденным таблицам оценок по видам спорта, полу, медицинского отделения (основное, подготовительное отделение)
Поурочный план прохождения дисциплины Физическая культура 1
Занятие 1
Тема: Развитие быстроты.
Знакомство с требованиями дисциплины. Техника безопасности на занятиях мини-футболом. ....
Мақала ұнаса, бөлісіңіз:
Ұқсас мақалалар:
» Дипломная работа: Характеристика сравенительной деятельности мини-футбольной команды
» Дипломная работа: Характеристика сравенительной деятельности мини-футбольной команды
» Дипломная работа: Особенности организации методической службы в многоотраслевом колледже ТарГУ
» Дипломная работа: О развитии физической подготовленности школьников
» Дипломная работа: Тренировка в барьерном беге
» Дипломная работа: Характеристика сравенительной деятельности мини-футбольной команды
» Дипломная работа: Характеристика сравенительной деятельности мини-футбольной команды
» Дипломная работа: Особенности организации методической службы в многоотраслевом колледже ТарГУ
» Дипломная работа: О развитии физической подготовленности школьников
» Дипломная работа: Тренировка в барьерном беге
Іздеп көріңіз: