Дипломная работа: Характеристика двигательной деятельности футболиста
Содержание
ГЛАВА I: Обзор литературы1.1 Характеристика двигательной деятельности футболиста
1.2 Характеристика проявлений скоростно-силовых
качеств в спортивной деятельности футболиста
1.3 Сенситивные периоды развития скоростно-силовых
качеств футболистов
1.4 Физиологическая характеристика скоростно-силовых
качеств
1.5 Характеристика современных тренировочных
программ по увеличению уровня развития скоростно-силовых
качеств
ГЛАВА II: Задачи, методы, организация исследования
2.1 Задачи исследования
2.2 Методы исследования
2.3 Организация исследования
ГЛАВА III: Обсуждение результатов исследования
Важным условием успешного выступления сборных национальной, олим¬пийской, молодежной команды Республики Казахстан, на наш взгляд, является оптимизация всего учебно-тренировочного процесса с использованием эффек- тивных средств и методов для воспитания специальных физических качеств-футболистов Для этого необходимо создать возможность совершенствования спортивного мастерства, обеспечить его высокую функциональную и физичесукую подготовленность, необходимую для футболиста высокого класса в со-временных условиях.
Деятельность человека на производстве, спорте требует определенного уровня развития физических качеств. Уровень развития физических качеств человека отражает сочетание врожденных психологических и морфологических возможностей, приобретенными в процессе жизни и тренировки. Чем больше развиты физические качества, тем выше работоспособность человека. Под физическими (двигательными) качествами принято понимать отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека и отдельных действий. Уровень их развития определяется не только физическими факторами, но и психическими факторами, в частности, степенью развития интеллектуальных и волевых качеств. Физические качества необходимо развивать своевременно и всесторонне. Физические (двигательные) качества связаны с типологическим особенностями проявления свойств нервной системы (силой-слабостью; подвижностью-инертностью и т. д.), которые выступают в структуре качеств в виде природных задатков.
Специфика воспитания физических качеств состоит в том, что осознанная информация становится мотивированным побудителем к выполнению физических упражнении, которые способствуют физическому совершенствованию и спортивному мастерству. Конечная цель воспитания высококвалифицирован¬ных спортсменов социально детерминирована, определена интересами общества и государства. Поэтому подготовка и воспитание юных футболистов необхо¬димо считать формой социального воздействия на человека. Футбол, располагающий наибольшим воспитательным потенциалом, естественно может считаться особо значимой формой воспитательного воздействия на подрастающее поколение.
Футбол широко используется как средство физического воспитания детей школьного возраста. Систематические занятия спортивными играми способствует всестороннему развитию школьников, особенно положительно влияют на развитие таких физических, как быстрота, скоростная и силовая выносливость, ловкость. Спортивные игры содействуют воспитанию у учащихся морально-волевых качеств: смелости, настойчивости, дисциплинированности, способности к преодолению трудностей. Игры содействуют и нравственному воспитанию. Уважение к сопернику, честность в спортивной борьбе, стремление к совершенствованию – все эти качества могут успешно формироваться под влиянием спортивных игр. Вот почему спортивные игры, в частности футбол, в школьной программе представлены как основной материал, который широко используется во внеклассной работе.
Современный футбол – это атлетическая игра и требования, предъявляемые к футболистам, самые высокие. Чтобы достичь высокого технико-тактического мастерства, спортсмену, прежде всего, необходим высокий уровень развития физических качеств [10,3,5,26].
Футболист сегодня – это спортсмен подвижный, отлично координированный, быстро мыслящий на поле.
Темой данной работы является сравнительная характеристика показателей скоростно-силовой подготовки футболистов 12-13 лет и школьников, не занимающихся спортом.
Исследования В.В.Варюшина, Е.К.Адамбекова, Р.Р,Аманбаева, Л.И.Орехова , С.И.Касымбековой, Г.Р.Амреновой, Б.К.Каражанова посвящены вопросам теории и методики оптимизации учебно-тренировочного процесса с учетом воз- возрастных особенностей, эффективности распределения соотношения средств физической и технической подготовки юных спортсменов, которая способствует воспитанию у юных спортсменов физических и волевых качеств.
В ряде научных работ К.Д.Ордабаева, В.Д.Баженова, С.Г.Нуржанова, ЖМ.Тулегенова, В.А.Парфенова были рассмотрены вопросы формирования
нравственных отношений в детском коллективе и воспитанию подростков как личности, посредством занятий спортом.
Таким образом, из вышеизложенного очевидна значительная степень раз¬работки исследуемой проблемы. Однако очевидно и то, что проведенные ис¬следования посвящены, в основном, раскрытию отдельных вопросов теории и практики спортивной тренировки юных спортсменов, посредством учета их возрастных психолого-физиологических особенностей, всемерного воспитания двигательных навыков.
В силу сложившихся противоречий между требуемым и реальным уров¬нем воспитания скоростно-силовых качеств юных футболистов, выдвигается проблема выявления педагогических условий, при которых использование не¬традиционных средств и методов будет способствовать совершенствованию спортивного мастерства и физическому развитию юных футболистов.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ является теоретическое обоснование и практическое апробирование эффективных средств и методов, направленных на воспитание скоростно-силовых качеств у футболистов 12-13лет.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - учебно-тренировочный процесс по футболу в общеобразовательных и спортивных учреждениях.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ - средства и методы воспитания скоро- стно-силовых качеств юных футболистов.
ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ - если в системе подготовки юных спортсменов рационально использовать средства и методы воспитания скоростно-силовых качеств, то через формирование мотивированного поведения, основанного на учете возрастных особенностей, можно активно влиять на воспитание основных физических качеств и росту спортивного мастерства.
ВЕДУЩАЯ ИДЕЯ ИССЛЕДОВАНИЯ определяется выявлением теоре- тико-методологических основ совершенствования системы подготовки юных футболистов, которые должны осуществляться на основе методов вос¬питания скоростно-силовых качеств юных спортсменов, выполнением комплек¬са методов, адекватных целям, задачам, специфике предмета исследования, на¬личием статистических данных.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ исследования послужили базо-вые философские и психолого-педагогические положения. При изучении и ха¬рактеристике проблем воспитания физических качеств, мы опирались на мето¬дологические подходы: системно-структурный, целостный, комплексный и др.; принципы объективности, которые обеспечили научную объективность и обос¬нованность изучения процесса формирования футболиста высокого класса.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА заключается в получении новых данных наибо-лее эффективных средств и методов воспитания скоростно-силовых качеств, а также в их соотношении в процессе круглогодичной тренировки юных футбо¬листов 12-13 лет.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ заключается в разработке рекомен-даций по совершенствованию тренировочного процесса.
В частности, данные, полученные в результате исследования позволяют
тренерам, работающим с юными футболистами повысить эффективность процесса физической подготовки с учетом возрастных особенностей для совершенствования определенных физических качеств.
Футбол – одна из самых популярных игр во многих странах. Для нее характерны разнообразные движения: ходьба, бег, остановки, прыжки, ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Такое разнообразие движений способствует укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма футбол является средством активного отдыха для многих трудящихся, особенно для лиц, занятых умственной деятельностью.
Для достижения успеха необходимы согласованные действия всех членов команд, подчинение своих действий общей задачей.
Двигательная деятельность футболистов во время игры сложна и разнообразна. Она включает в себя большое количество различных по структуре, характеру и степени сложности двигательных актов. Среди них основными являются действия с мячом (остановки, передачи, отбор, ведение и обводки, вбрасывание, удары по поворотам) и перемещение по футбольному полю (бег и ходьба). Кроме того, футболист выполняет прыжки, силовые приемы при непосредственной борьбе с противником и т.д. Игровая деятельность футболистов носит повторно-переменный характер. Многочисленные и разнообразные двигательные акты, перемежаясь с другими, многократно повторяются в различных вариантах. Так, бег перемежается с теми или иными действиями с мячом, с ходьбой, остановками, прыжками и т.д. [3]
Очень большое место в двигательной деятельности футболистов занимает бег - основное техническое средство маневренных передвижений по футбольному полю. Он отличается от бега в легкой атлетике. Для бега футболиста характерны пробежки, ускорения и рывки; футболисту приходится начинать бег из различных положений тела; для него характерны переменный ритм и темп, большое разнообразие пробегаемых расстояний. Наряду с переменной скоростью бег, футболиста характеризуется внезапными остановками и резкими изменениями направления, которые часто нельзя предвидеть заранее. Он изобилует кратковременными перемещениями на очень большой скорости /84/.
Распределение игроков по функциям – один из основных принципов игровой деятельности. Отличают игроков по амплуа не только игровые приемы и расположение на поле, но и их психофизиологические особенности.
Результативность игровых действий тесно связана с показателями сенсомоторного реагирования. Наиболее интегративным сенсомоторным показателем является “чувство времени”, которое можно рассматривать как компонент специальных способностей футболистов. В основе развития “чувства времени” лежит деятельность комплекса анализаторов, так как восприятие времени связано с пространственным восприятием. Футболистам разных амплуа необходимо владеть специализированным восприятием временных интервалов. Игроки задней линии, защитники должны хорошо ориентироваться в интервалах 5-10 сек., что связано с организацией игры, центровые – полузащитники в интервале 3 сек., игроки передней линии нападающие– 1 сек., наиболее устойчивом интервале удара.
Команды стремятся достичь преимущества над соперником, маскируя свои замыслы и одновременно пытаясь раскрыть планы противника. Игра протекает при взаимодействии игроков своей команды и сопротивления игроков противника, прилагающих все усилия и умения, чтобы отнять мяч и организовать наступление. В связи с этим на первый план выступают требования к оперативному мышлению игрока. Доказано, что представители спортивных игр имеют существенное преимущество в быстроте принятия решения по сравнению с представителями многих других видов спорта. Быстрота мышления особенно важна при необходимости учета вероятности изменения ситуации, а также при принятии решения в эмоционально напряженных условиях.
Для того чтобы забить мяч в ворота, необходимо преодолеть сопротивление противника, а это возможно, лишь, в том случае, если игроки владеют определенными приемами техники и тактики, умеют быстро передвигаться, внезапно изменять направление и скорость движения.[3]
Деятельность футболиста в игре – не просто сумма отдельных приемов защиты и нападения, а совокупность действий, объединенных общей целью в единую динамическую систему. Правильное взаимодействие игроков команды – основа коллективной деятельности, которая должна быть направлена на достижение общих интересов команды и, опираться на инициативу и творческую активность каждого игрока.
Каждый игрок должен не только уметь нападать, но и активно защищать свои ворота. Чтобы перехватить мяч у соперника или не дать ему возможности произвести удар, необходимо своевременно и правильно реагировать на все его действия, учитывая расположение игроков команды противника, партнеров и местонахождение мяча. Игровая деятельность базируется на устойчивости и вариативности двигательных навыков, уровне развития физических качеств, состоянии здоровья и интеллекта игроков(3).
За последнее время игра значительно интенсифицировалась. Это выражается, прежде всего, в повышении маневренности, подвижности игроков, в стремлении интенсивно бороться за мяч или место на каждом участке поля. Интенсивная физическая деятельность в течение игры требует огромных затрат сил.
Установлено, что энергетическое обеспечение игровой деятельности носит смешанный характер (аэробно-анаэробный). Основной показатель аэробных возможностей - величина максимального потребления кислорода (МПК) у футболистов с ростом квалификации растет и мастеров спорта достигает 5,1 л/мин (примерно 60 мл на 1 кг веса). Во время игры футболисты используют 80-90% максимального энергетического потенциала.
Важный показатель функционального состояния организма – сердечно-сосудистая система. Частота сердечных сокращений (ЧСС) является кардиологическим критерием, отражающим степень физиологической нагрузки. Установлено, что ЧСС у футболистов во время игры достигает 180-210 уд/мин.
Величина тренировочной нагрузки отражает степень воздействия тех или иных упражнений, выполняемых игроком, на его организм. Каждому тренеру важно знать тренирующее воздействие используемых упражнений и их систематизацию по характеру изменений в организме. Исследования показали, что специальные упражнения футболистов существенно различаются по ответной реакции организма. За игру спортсмен теряет в весе 2-5 кг. Энерготраты у спортсменов разного пола и квалификации различны [3]. Так у футболистов перед игрой пульс повышается на 15-27, а иногда и более ударов в минуту по сравнению с покоем. В ряде исследований отмечается, что повышение показателей сердечно-сосудистой функции различно у спортсменов разных спортивных специализаций. Среди футболистов наиболее значительно эти показатели повышаются у вратарей. По-видимому, это связано с тем, что они защищают наиболее ответственную линию игры - свои ворота. О том, что изменения в деятельности сердечно¬сосудистой системы во время стартового периода у спортсменов «есть проявление физиологической подготовки к предстоящей мышечной работе», писал еще А.Н. Крестовников. Однако следует иметь в виду, что эмоциональное возбуждение в спортивной деятельности получает положительное значение только при оптимальной степени интенсивности и при обязательной направленности эмоций на выполнение главных задач деятельности.
При этом эмоции могут оказывать также стимулирующее влияние на успешное выполнение самых сложных и трудных для данного спортсмена спортивных задач и действий. Стимулирующее влияние на спортивную деятельность оказывают активные (астенические) эмоции. Напротив, демобилизующими, задерживающими, тормозящими выполнение действий являются пассивные (астенические) эмоции.
Эмоции футбольной борьбы, возникающие при выполнении спортивных задач (игровое увлечение, спортивная «злость», чувство спортивного соперничества и др.), являются астеническими. Подобные эмоции (и положительные, и отрицательные) помогают спортсмену мобилизовать свои силы и способности на успешное преодоление трудностей, которые возникают в процессе спортивного соревнования и требуют значительных, а часто максимальных усилий.
В свете материалистического учения И.П. Павлова становится ясно, что влияние тех или иных эмоциональных состояний на работоспособность спортсмена- это следствие распространения нервных процессов из коры головного мозга на не желающие отделы центральной нервной системы. Исследования, проведенные П.К. Анохиным (СССР), Г. Мегуном (Италия), Г.Селье (Канада), Вулдриджем (Англия) и другими, показали, что эмоциональный тонус человека зависит от тонизирующего влияния на кору головного «мозга ретикулярной формации» ствола мозга; он зависит также от деятельности таламуса и гипоталамуса.
Повышению работоспособности футболистов при активных эмоциях соответствует оптимальная степень возбуждения нервной системы. Под оптимальной подразумевается степень возбуждения, наиболее благоприятная для успешного выполнения спортивных действий в конкретных условиях. Естественно, в экстремальных условиях это оптимальное возбуждение характеризуется высокой степенью, не переходящей, однако, в перевозбуждение, для которого типично снижение самоконтроля.
Анализ футбольной практики показывает, что переживая подобные эмоции, футболист не может успешно реализовать свои силы и добивается успехов. Таким образом, активный или пассивный характер эмоций, переживаемых спортсменом во время выполнения спортивных действий, влияет на успешность достижения результатов, активизируя и стимулируя действия спортсмена, либо, напротив, тормозя их, подавляет и снижает работоспособность.
Кроме того, в деятельности и, в частности в спортивной, эмоции имеют мотивирующее значение. Об эмоциональной мотивации произвольных действий человека говорил еще И. М. Сеченов, указывая на то, что действия человека управляются не только мыслью, но и чувством.
Чувства часто становятся сильнейшими мотивами, побуждающими футболиста ставить определенные задачи, выбирать определенные цели в жизни, принимать и исполнять решения. Эмоциональными мотивами занятий физической культурой и спортом, выбора спортивной специальности, совершенствования в ней и достижения высоких спортивных результатов могут быть: радость, которую доставляет здоровая физическая активность, удовлетворение высокими результатами, моральное удовлетворение общественным признанием и оценкой показанных спортивных достижений и другие сложные переживания. Высокое развитие этих чувств побуждает спортсмена к борьбе за достижение поставленной цели, служит мотивом к проявлению максимальных усилий в трудную минуту спортивной борьбы.
Нравственные чувства с моральными идеями и понятиями о нормах общественного поведения мотивируют поведение человека. Закрепляясь, они становятся чертами личности и влияют на выбор тех или иных решений при волевых действиях, связываются с развитием интересов и склонностей человека. Сильные и глубокие нравственные чувства побуждают к интересным волевым усилиям, преодолению трудностей и препятствий на пути к поставленной цели [35,36,37]
Сущность игры будет раскрыта неполно, если не учесть большого напряжения нервной системы игроков и необходимости морально-волевых усилий для достижения победы. Знание всех сторон, характеризующих деятельности футболиста, помогает планировать учебно-тренировочный и соревновательный процессы, создавать нормативные основы или модельные характеристики, на достижение которых должен быть направлен учебно-тренировочный процесс.[26,5]
Специалисты отмечают, что футболист за матч владеет мячом всего от полутора до трех минут (от 50 до 100 раз), в то время как мяч в игре находится 65-70 минут. Поэтому действия футболиста без мяча и определяют главным образом исход игры. За 90 минут игры футболист выполняет (количество раз) : борьба за мяч - от 14 до 42, прыжки - от 2 до 15, рывки - от 42 до 78, ускорения - от 42 до 62. В основе этих действий лежат скоростно-силовые качества спортсмена и быстрота их выполнения, предопределяет успех в игре. Кроме того, за игру футболист пробегает (в зависимости от амплуа) от 12 до 14 км. Интенсивность бега часто меняется по ходу решения конкретных тактических задач. На протяжении матча игрокам приходится выполнять работу, относящуюся ко всем 4 зонам интенсивности и 25-30% общего времени матча игроки проводят в условиях кислородного долга.
Скоростно-силовая активность у футболистов колеблется (от 1800 до 2500 м), при этом основные дистанции которые игроки пробегают с максимальной скоростью с мячом и без мяча, составляют отрезки 7-15-20 и 45 м. Поэтому результаты игровых действий футболистов в большинстве случаев запланированы, в которой данному атлету требуется проявить так называемую "скоростную силу". Однако эффективность действий футболиста определяется не только быстротой их выполнения, на основе которых лежит "скоростная" или "взрывная" сила, но и высокой согласованностью, точной дозировкой по времени и величине усилий, что можно объединять под понятием "силовая ловкость".
Кроме того, футболист должен обладать способностью, выполнять дейст¬вия в условиях наступающего утомления, что предъявляет известные требова¬ния также к силовой и скоростной выносливости. Поэтому модно считать, что специальная скоростная сила футболиста - есть производное, включающее в себя в различных соотношениях качества быстроты, "взрывной силы", "силовой" ловкости и "силовой" выносливости. А способность футболиста к скоростно-силовым проявлениям следует понимать не как производное от силы и быстроты, а как самостоятельное качество. Это качество должно быть поставлено в один ряд с быстротой, выносливостью и воспитание которого требует адекватных, присущих только ему средств и методов тренировки. При этом неотъемлемым условием эффективного осуществления воспитания скоростно-силовых качеств футболистов является правильный подбор средств и методов физического воспитания в соответствии с их возрастными особенностями и подготовленностью /42/.
Каждый из нас должен освоить многое, чтобы стать полезным членом общества в условиях современного переустройства экономики и человеческих ценностей. Процесс, в результате которого мы становимся полезными обществу, называется социализацией. Понятие «социализация» чрезвычайно широко, и интерес к нему не ограничивается рамками социальной психологии, а тесно связан с антропологией, социологией и другими прикладными науками, например с педагогикой и физическим воспитанием. Двигательная активность, в частности спорт, является одним из самых эффективных средств социализации подрастающего поколения в условиях интеграции нашего государства в мировое сообщество и развитием рыночной экономики.
1.2. Характеристика проявлений скоростно-силовых качеств в спортивной деятельности футболиста.
В спортивной деятельности футболиста уровень развития быстроты во многом зависит от воспитания скоростно- силовых качеств почти во всех видах спорта и особенно в спортивных играх. Данное двигательное качество, пишет В.Н.Зациорский (16, 17, 18) „способствует увеличению длительности работы и выполнению её на более высоком уровне интенсивности".
Ряд авторов, быстроту движений определяют в первую очередь деятельностью головного мозга, то есть, нервными процессами (особенно подвижно¬стью нервных процессов), координирующими действиями спортсмена. В связи этим, важную роль в быстроте движений и действии играют волевые усилия спортсмена, его психологическая настроенность (1, 20, 21, 22, 23)
Исследованию факторов, влияющих на развитие быстроты движения, по¬наведены исследования специалистов по многим видам спорта (24, 25, 26). Многочисленные исследования ученых показали, что быстрота движений зависит от целого ряда факторов. К главным, решающим факторам они относят следую¬щие: подвижность в суставах (способность мышц-антагонистов к растягиванию), длина шагов, длина ног, сила отталкивания, уровень спортивной техники давильное расположение центра тяжести тела, направления усилий, ускорения рычагов, использование инерции (18)
Результаты исследований (19, 27, 28) факторов быстроты позволили раз¬работать новые методы воспитания быстроты, направленные на повышение уровня скорости движения. Проведение исследований в данном направлении способствовало изучению развития быстроты в различных видах спорта, в том числе и в футболе (29, 30).
В.М Зациорский (16)выделяет элементарные и комплексные формы проявления скоростных качеств. Элементарные формы он подразделяет на: 1) ла¬тентное время двигательной реакции, 2) скорость одиночного движения, 3) частота движений. Результаты исследований ряда авторов (31, 32, 33) указывают на относительную независимость элементарных форм проявления быстроты друг (32, 31). В особенности это касается латентного времени двигательной, которое в большинстве случаев не коррелирует с показателями скорости движения
В практике, пишет К.И.Адамбеков (1), комплексные формы проявления скоростных качеств представлены быстротой самых различных видов спортивных движений. Во многих движениях, выполняемых с максимальными скоро¬стями, различаются две фазы: 1) фаза увеличения скорости (фаза разгона), 2) фаза относительной стабилизации скорости (30).
Регистрируя скорость на дистанции 50 ярдов, у неквалифицированных бе¬гунов специальными контактными устройствами, ряд авторов (34, 35) провели анализ кривой между способностью к набору скорости и уровнем максимальной скорости. Т.М.Нетто (35) провел эксперимент, в котором принимали участие новички и спортсмены высокой квалификации. Определялись способность к ускорению, максимальная скорость и способность противостоять утомлению во время бега (скоростная выносливость). Анализ полученных данных показал, что всe три компонента скоростных способностей независимы и, следовательно, должны совершенствоваться различными средствами. М.А.Годик (25) выделяет четыре формы проявления быстроты: 1) способность быстро реагировать на сигналы, 2) способность к выполнению одиночных локальных движений, 3) способность к быстрому началу движения, 4) максимальная скорость движения. Все они независимы друг от друга и совершенствуются строго определенными средствами.
Р.Р.Аманбаев, Е.К.Адамбеков (6, 7) обнаружили отсутствие взаимосвязи между константой, характеризующей способность бегуна достигать своей мак¬симальной скорости бега, а также выявили структуру динамики скорости в беге на короткие дистанции, которая определяется набором следующих факторов: 1) время стартовой реакции и стартового ускорения, 2) константа, характеризую¬щая способность бегуна быстро достигать максимальную скорость, 3) величина максимальной скорости и способность к её проявлению.
Н.Г.Озолин (37) определил три основных, наиболее характерных части кривой скорости, указывая на то, что такое деление справедливо и для спорт¬сменов высокой квалификации и для новичков: 1) стартовый разгон, который в основном проявляется на отрезке 0-30 метров, 2) бег с максимальной скоростью или незначительном снижении её на 50-70 метров, 3) снижение скорости бега в конце дистанции, которая характеризует, в основном, скоростную выносливость спортсмена.
Так, основываясь на изложенных выше материалах, следует отметить, что скоростные возможности спортсмена включают в себя следующие компоненты: 1) быстрота реакции, 2) скорость к набору скорости в стартовом разгоне, 3) уро¬вень максимальной скорости, 4) способность удерживать максимальную ско¬рость, противостоять утомлению. Эти формы проявления скоростных качеств относительно независимы друг от друга, что обуславливает строго определен¬ный подбор средств и методов для их совершенствования.
Однако следует заметить, что указанные выше способности, кроме быст¬роты реакции, базируются на силе, постоянно связаны с движением и опреде¬ляют его.
Исследования специалистов по футболу (3, 38, 39) показали, что скорость и быстрота в футболе проявляются в следующих формах: 1) время реакции, 2) стартовая (взрывная") скорость, 3) скорость стартового разгона,, 4) скорость, предшествующая выполнению технических приемов, 5) быстрота' мышления, 6) скоростно-рывково-тормозных действий, 7) дистанционная скорость, 6) ско¬рость переключения от одного действия к другому.
В спортивных играх быстрота - комплексное и дифференцированное дви¬гательное качество. Его комплексность заключается в том, что быстрота вклю¬чает ряд компонентов: гибкость, спринтерские способности, способность со¬вершать ускорение, ловкость и маневренность, быстроту действии и реакций (19,36)
Дифференциация быстроты в футболе обуславливается нестандартностью и разнообразием форм её проявления. С мячом и без мяча игрок действует в со¬ответствии с обстановкой на поле. Спринтерские способности проявляются в игре и без мяча, когда игрок меняет позицию или выходит на мяч, при ведении мяча к воротам соперника, при прорыве и обгоне соперника. У игрока обороны эти качества проявляются при преследовании нападающих, при своевременном перехвате передач. Но спринтер не всегда будет самым быстрым на поле. Решающим фактором быстроты в игре является врожденная способность предугадывать намечающуюся ситуацию, быстро на все реагировать и действовать в соответствии с этой ситуацией.
Известно, что скорость двигательных действий у футболистов несколько выше, чем у спортсменов других специальностей. В футболе, в условиях жесткого единоборства, действуя на предельной скорости и продолжительное время, спортсмен должен в самых невероятных позах (подкат, прыжок, одноопорное состояние) эффективно владеть мячом, одновременно решая сложные тактические задачи (38, 39).
Футбол входит в состав группы видов спорта, характеризующихся ком¬плексными проявлениями двигательных качеств, в том числе и быстроты.
Анализ научно-методических источников показывает, что в детском и подростковом возрасте имеются самые благоприятные предпосылки для воспитания быстроты движений (36). Соответствие скоростных напряжений возрастным особенностям организма детей школьного возраста объясняется высокой возбудимостью у них иннервационных механизмов, регулирующих деятельность двигательного аппарата, а также заключительной интенсивностью обмен¬ных процессов. Большая подвижность нервных процессов, свойственная детям этого возраста, обуславливает быстроту смены сокращений и расслабления мышц, максимальный темп движений.
В.П.Филин (38) изучал возрастные изменения максимальной частоты движений, совершаемых с минимальной амплитудой. По её данным, в возрас¬тном периоде от 7 до 16 лет темп движений возрастает в 1, 5 раза. Это увеличе¬ние, однако неравномерное: оно значительно в возрасте 7-9 лет - средний еже¬годный прирост частоты движений достигает 0, 3-0, 6 движений в 1 с, замедля¬ется в 10-11 лет - годовой прирост составляет 0, 1-0, 2 движении в 1 с, вновь усиливается в 12-13 лет - годовой прирост равен 0, 3-0, 4 движений в 1 с, в 14-15 лет происходит резкая задержка возрастного увеличения частоты движений.
К.И.Адамбеков (1) на основании многолетних исследований, проведен¬ных сотрудниками лаборатории, пришел к выводу, что особенно интенсивный рост показателей быстроты движений происходит до 13-14-летнего возраста. Многочисленные исследования были направлены на выявление возрастных из¬менений скорости движения. А.А.Кириллов (39) установил, что в возрасте 8-9 лет наблюдается медленно, а в 10-12 лет быстрое её нарастание. В это время имеются весьма благоприятные предпосылки для повышения скорости. В 13-14 лет она продолжает расти, однако начинают сказываться пубертатные влияния, что проявляется в некотором замедлении темпов развития скоростных движе¬ний, связанных с проявлением сложной координации. В 15-17 лет темп нарас¬тания скорости высокий, особенно в движениях, требующих сложной коорди¬нации. Как указывает И.М.Яблоновский, с возрастом повышается не только скорость, но и амплитуда и экономичность движений. Скорость одиночного движения изменчива. Она зависит от двигательного акта в целом, от задачи и замысла всего комплекса действий.
Исследования специалиста из Германии H.C.Burgez(144) показали, что с возрастом раньше всего и в наибольшей степени начинает снижаться уровень развития быстроты (по результатам в беге на 100 м), затем скоростно-силовых качеств (по результатам в прыжкам в длину и высоту). Значительно позже на¬блюдается резкое снижение уровня развития мышечной силы. Однако система¬тическая тренировка, по мнению автора, в известной мере, может отодвинуть эти границы. Он отмечает, что наиболее благоприятный период для воспитания быстроты движений - возраст между 9-11 и 13-15 годами, и при этом указывает на различия между талантливыми и неталантливыми занимающимися в темпах роста спортивных достижений.
В трудах В.С.Фарфеля "Управление движений у детей школьного возрас¬та" (40, 41 и "Физиология спорта" (42) приведены результаты эксперименталь¬ных исследований движений у детей школьного возраста, на основе чего выяв¬лены важные закономерности возрастной динамики развития основных физиче¬ских качеств. Как бы было установлено, возрастные изменения показателей скорости движений характеризуются сходными типами кривых. Круто возрас¬тают у детей от 7-8 до 13-14 лет скорость однократного движения, высота подпрыгивания, частота постукиваний. Дальнейшие изменения четырех показате¬лей резко замедляются. Все эти показатели характеризуют возрастное развитие быстроты движений у детей школьного возраста.
Это качество, совершенствуется с возрастом, достигает наибольшего уровня развития к 13-14 годам. В дальнейшие годы рост показателей резко за¬медляется или даже совсем прекращается Исследованиями лаборатории, руко¬водимой В.С.Фарфелем (41), показано, что к 13-14 годам в основном заверша¬ется анатомо-физиологическое формирование двигательного анализатора под¬ростка. Это обуславливает необходимость в своевременном формировании у детей соответствующих трудовых и спортивных навыков.
В своих работах А.А.Межов, К.Д.Байбулов (43) отмечают, что в возрасте 10-12 лет бурно развивается быстрота, затем показатели её роста снижаются: в 14-16 лет хорошо развивается сила. Авторы говорят о важности учета благопри¬ятных периодов для эффективного развития тех или иных качеств в подростко¬вом возрасте.
Исследование, направленное на выявление возрастной динамики измене¬ния максимальной скорости в беге на 100 м, провел В.П.Филин (38). По данным автора, у подростков и юношей с 13 до 18 лет происходит неуклонное повыше¬ние максимальной скорости бега. Так, в 14 лет максимальная скорость значи¬тельно выше, чем в-13-лет. Прирост за этот период составляет 24 см/с. В возрас¬те от 14 до 15 лет максимальная скорость увеличивается особенно интенсивно -51 см/с. С 16 лет нарастание её начинает замедляться: годовой прирост в 16 лет составляет 33 см/с, в 17 лет - 24 см/с,, а в 18 лет - всего 15 см/с. Общий прирост максимальной скорости у мальчиков с 13 до 18 лет равен 22% (147 см/с).
А.А.Кирилловым (39) были определены возможности в беге у мальчиков и юношей 12-18 лет. Им выявлено, что с возрастом у школьников, незанимающихся систематически спортом, время бега на 100 м значительно улучшается. Повыше¬ние максимальной скорости достигает на первых 30-40 м. После этого она посте¬пенно снижается, особенно заметно на последних 10 м дистанции 100 м.
Как показали исследования В.П.Филина (118), уровень быстроты у школьников и юных спортсменов постепенно повышается на протяжении всего школьного возраста. Это происходит за счет увеличения длины бегового шага. Наиболее интенсивный рост быстроты отмечается в период 16-18 лет (максимальная скорость ежегодно возрастает в среднем на 0, 65 м/с).
Возрастная динамика развития быстроты в видах спорта, характеризую¬щихся комплексным проявлением физических качеств при различных соотно¬шениях уровней их развития, была выявлена на модели баскетбола. Уровень развития быстроты у юных баскетболистов (табл.1) с возрастом постепенно по¬вышается. Результат в беге на 60 м у 12-17-летних улучшается на 15, 9%.Его из¬менение происходит неравномерно. Так, в период в 12-13 лет он улучшается на 4, 9%, от 13 до 14 лет - на 3, 8%. Наибольшее изменение наблюдается от 14 до 15 лет (5, 7%). В последующие возрастные периоды среднегодовой прирост резко уменьшается (от 15 до 16 лет - 1, 4%, от 16 до 17 лет - 1, 2%). Быстрота у юных баскетболистов повышается на всем протяжении изучаемого возрастного периода, однако в наибольшей степени - в период 12-15 лет. В возрасте 15-17 лет намечается тенденция и стабилизация этого физического качества. Уровень его развития у юных баскетболистов выше, чем у незанимающихся системати¬чески спортом. Так, баскетболисты 13 и 14 лет пробегают 60 м в сред нем за 9, 49 и 9, 13 с, а их сверстники, незанимающиеся систематически спортом, соот¬ветственно, за 10, 2 и 9, 8 с.
Сопоставим уровни развития скорости бега на 15 м и 30 м со старта у спортсменов различных специализаций в возрастном аспекте (рис.1). Как видно на этом рисунке, быстрота у юных спортсменов ежегодно повышается. Уровень её развития неодинаков у представителей различных видов спорта.
Обобщая данные исследований, можно констатировать следующее: для детей школьного возраста, специализирующихся в различных видах спорта, за¬кономерно повышение быстроты движений в онтогенезе. Отдельные показатели этого физического качества уже в детском возрасте достигают величины, при¬ближающейся к показателям взрослых. Бурные темпы развития быстроты у подростков объясняются высокой пластичностью их организма, подвижностью нервных процессов (38).
Под влиянием систематических занятий спортом биологические законо¬мерности развития быстроты в основном не изменяются. Целенаправленное педагогическое воздействие способствует развитию этого физического качества на более высоком уровне. Поэтому возрастная динамика его развития у юных спортсменов в основном аналогична возрастной динамике развития быстроты у их сверстников, незанимающихся систематически спортом. Однако, возрастные изменения происходят на более высоком уровне. Это свидетельствует о том, что при целенаправленном педагогическом воздействии достигается эффективное развитие данного физического качества в наиболее благоприятные возрастные периоды. Кроме того, целенаправленное педагогическое воздействие позволяет в значительной мере уменьшить возрастные задержки в развитии быстроты на отдельных возрастных этапах (44).
Как показывает анализ литературных источников, большинство авторов считает, что с целью развития быстроты у детей среднего школьного возраста следует упражнять занимающихся в скоростных двигательных действиях, со¬вершенствовать быстроту двигательных реакций. Полезны упражнения со ско¬ростью, превышающей обычную, В этом возрасте целесообразно также приме¬нять упражнения скоростно-силового характера. Многие авторы подчеркивают необходимость в процессе воспитания быстроты совершенствовать все формы её проявления.
Наряду с решением главной задачи - обеспечение разносторонней физи¬ческой подготовленности занимающихся, в детско-юношеском возрасте должна решаться задача развития тех физических качеств, которые играют важную роль в избранном виде спорта (38).
По мнению К.И.Адамбекова и С.И.Касымбековой (45) на этапе начальной спортивной специализации большое внимание следует уделять воспитанию бы¬строты, так как в этом возрасте проявляется большая двигательная активность. Дети способны совершать более быстрые движения, чем юноши и девушки. Так, исследования Л.И.Орехова (9) показали, что по частоте беговых шагов, накоротких отрезках дистанции, подростки не уступают взрослым квалифициро ванным спортсменам. Это свидетельствует о том, что кратковременные упражнения скоростного характера соответствуют особенностям сердечно-сосудистой системы подростков и наиболее близки их моторике.
С целью решения начальной спортивной специализации был осуществлен Г. Р.Амреновой (10) двухлетний эксперимент, в котором решались следующие задачи: выявить рациональную преимущественную направленность трениро¬вочного процесса на этапе начальной спортивной специализации, эксперимен¬тально обосновать методику воспитания быстроты и скоростно-силовых качеств на этом этапе. В эксперименте приняли участие 66 мальчиков 11-12 лет, зани¬мающихся в отделении спортивных игр ДЮСШ.
Испытуемые были распределены на три группы, в каждой из них в период эксперимента проведено по 293 учебно-тренировочных занятий. Их методика в первой группе (контрольной) была разработана на основе действующей про¬граммы для детско-юношеской спортивной школы. Занятия второй группы бы¬ли направлены преимущественно на развитие быстроты, скоростно-силовых ка¬честв и мышечной силы с помощью подвижных и спортивных игр, игровых уп¬ражнений, способствующих развитию физических качеств, играющих важную роль в процессе специализации в спорте. Соотношение упражнений, направ¬ленных преимущественно на развитие быстроты, силы и выносливости, было следующим: соответственно 50:25:25% общего времени занятия.
При всех сравниваемых в эксперименте вариантах начальной спортивной специализации имело место повышение уровня развития быстроты, скоростно-силовых качеств, мышечной силы и других физических качеств занимающихся. Однако более значительные сдвиги наблюдались во второй группе. Уровень развития быстроты в этой группе, за два года эксперимента, по результату в бе¬ге на 60 м со старта, повысился на 10, 1%, в беге на 20 м с хода - на 13, 1%, по показателю скорости двигательной реакции - на 32, 1%. За этот же период в контрольной группе, соответственно, на 9, 7, 8, 0; 26, 3%, в третьей группе - со¬ответственно, на 9, 4; 10, 3; 34, 1%.
На этапе начальной спортивной специализации, наряду с различными ви¬дами спорта, подвижными играми, целесообразно широко использовать ком¬плексы специальных подготовительных упражнений, направленных на развитие физических качеств, имеющих важное значение в избранном виде спорта. Особенно важно на этапе начальной спортивной специализации правильно дозиро¬вать физические нагрузки в связи с высоким уровнем двигательной активности детей и подростков с некоторым отставанием в развитии отдельных вегетатив¬ных функций организма.
Основным средством воспитания быстроты являются упражнения, кото¬рые можно выполнить с максимальной скоростью. Эти упражнения должны от¬вечать основным требованиям:
1. Они должны быть хорошо освоены занимающимися,
2. Техника должна быть такой, чтобы их можно было выполнять с макси¬
мальной скоростью.
3. Их продолжительность должна быть такой, чтобы к концу выполнения
скорость не снижалась вследствие утомления.
В числе методов воспитания быстроты основным является метод повтор¬ного упражнения. Суть данного метода - стремление превысить в занятии свою максимальную скорость. Этому требованию подчиняется подбор всех компо¬нентов физической нагрузки: продолжительность бега, интенсивность, интерва¬лы отдыха, число повторений (46, 47, 48). Длина дистанции подбирается (при Формировании «скоростного бега» рекомендуют) такой, чтобы скорость пере¬движения не снижалась к концу попытки. Интервалы отдыха между попытками делают настолько большими, чтобы обеспечить относительно полное восста¬новление. С одной стороны, интервалы отдыха должны быть настолько корот¬кими, чтобы не снизилась возбудимость центральной нервной системы, а с дру¬гой стороны - настолько длинными, чтобы показатели вегетативных функций более или менее успели восстановиться. В связи с этим, критерием достаточно¬го для прекращения работы по воспитанию быстроты в занятии является сни¬жение скорости на дистанции (49, 50).
Важным условием высоких проявлений быстроты служит оптимальное состояние возбудимости центральной нервной системы, которое может быть достигнуто только в том случае, если занимающиеся не утомлены от предшест¬вующей деятельности. Поэтому скоростные упражнения в занятии обычно рас¬полагают ближе к началу; в недельном микроцикле их планируют на первый или второй день после отдыха.
В практике подготовки для совершенствования скорости бега целесообоазнее применять скоростно-силовые упражнения в сочетании с собственно си¬ловыми. При использовании только скоростно-силовых упражнений не удается существенно повысить уровень максимальной силы, так как в быстрых движе¬ниях воздействие на нервно-мышечный аппарат очень кратковременно. Следует, однако, учитывать, что в условиях объемных силовых нагрузок скорость движении временно снижается (51, 52).
Для повышения уровня "взрывной силы", которая является фундаментом скоростно-силовых и скоростных качеств, рекомендуется применять упражне¬ния с сочетанием уступающего и преодолевающего режимов работы мышц (53, 54). Обычно это прыжки в глубину с моментальным выпрыгиванием вверх.
Для воспитания быстроты ряд авторов (55, 56) рекомендуют целесообраз¬нее применять следующие методы:
1. Метод скоростно-силовой подготовки или метод динамических усилий,
2. Повторный метод выполнения упражнении в максимально быстром
темпе;
3. Метод облегчения условий при выполнении скоростных упражнений;
4. Метод затруднения условий при выполнении скоростных упражнений.
В.М.Зациорский (16) и В.П.Филин (38) предложили совершенствовать от¬дельные факторы, определяющие максимальную скорость движения, прежде всего, динамическую силу, под которой понимается проявление большей силы в условиях быстрого выполнения движения.
В вопросе о преимущественной направленности тренировки на этапе на¬чальной спортивной специализации (38, 1) и в начале этапа углубленной трени¬ровки среди тренеров и методистов в последние годы все больше приверженцев находит ту точку зрения, что уже на данных этапах с использованием различ¬ных видов спорта, подвижных и спортивных игр нужно включать в программу специальные комплексы подготовительных занятий, направленных на выполнение физических качеств, которые важное значение имеют в избранном виде спорта (16, 38).
В процессе воспитания быстроты необходимо обращать внимание на рас¬слабление мышц во время выполнения упражнений. Очень важно, чтобы зани- мающиеся почувствовали разницу в мышечных ощущениях между напряжен¬ным и расслабленным состоянием мышц. С этой целью целесообразно приме¬нять метод "контрастных" попыток, предусматривающий выполнение упражне¬ний с дополнительным и предельным расслаблением.
В детско-юношеском возрасте на этапе спортивного совершенствования при воспитании и совершенствовании физических качеств, по мнению многих специалистов, значительное место должно быть отведено воспитанию скоростно-силовых качеств, характеризующихся проявлением усилий максимальной мощности в кратчайший промежуток времени при сохранении оптимальной амплитуды движения.
С целью выявления спортивно-значимых качеств футболистов в их игровой деятельности Аловым В.П. (1992) был проведен анализ специальной литературы и опрос специалистов. Среди 74 опрошенных специалистов были 23 заслуженных тренеров России, 51 тренер ДЮСШ (стаж работы от 10 до 28 лет). В результате установлено, что наиболее значимыми качествами являются скоростные и скоростно-силовые.
Филиным В.П. (1987) установлено, что между скоростно-силовой подготов¬ленностью юных футболистов и суммарным временем владения ими мячом в процессе игры, технической подготовленностью: бег с мячом 30 м., удар по мячу на дальность, вбрасыванием мяча на дальность, суммарным скоростно-силовым показателем, игровой активностью существует прямая корреляционная зависимость. При определении рангового коэффициента корреляции между показателями скоростно-силовой подготовленности и местом, занятым в соревнованиях, ученым выявлено, что первое место по величине корреляции занимает высота выпрыгивании вверх, затем прыжок в длину с места, потом удар по мячу на дальность.
В практике спорта различают множество составляющих проявления скоростно-силовых качеств. Время реакции (ВР) - одна из таких составляющих. В отличие от циклических видов спорта, где специфичны простые реакции в футболе все реакции сложные. Это реакция выбора и реакция на движущийся объект.
Среди форм проявления скоростно-силовых качеств наиболее распро-страненной является прыгучесть. Рядом исследователей установлено, что прыгучесть - это комплексное физическое качество, а сила мышц спортсменов - компонент прыгучести.
Степень проявления скоростно-силовых качеств зависит не только от ве¬личины мышечной силы, но и от усилий мобилизации функциональных воз¬можностей организма, от способности прыгуна к крайне концентрированным волевым усилиям. На основе биодинамического анализа Верхошанский В.В. (1986) приходит к выводу, что в основе прыгучести лежит не только сила спортсмена, но и реактивная способность мышц, характеризующаяся быстрым мышечным сокращением.
Он же отмечает важность не быстроты, как физического качества вообще, а умение или способность к быстроте проявления усилий и перехода от одного режима деятельности к другому. Основными факторами, определяющими Уровень развития скоростно-силовой подготовленности (прыгучести) являются
также пол, возраст, двигательная активность. Совершенствование прыгучести происходит только в том случае, если силу и быстроту воспитывать па¬раллельно. Большинство специалистов считают, что наиболее адекватным от¬ражением уровня развития скоростно-силовых качеств (прыгучести) является результат прыжка в длину и прыжка в высоту с места, отталкиваясь двумя но¬гами /41/.
Прыгучесть в значительной степени зависит от силы ног. Товаровский М.Д. (1994) писал, что сила - главный элемент любого движения, без силы не может быть гибкости, ловкости, быстроты и других качеств. Известно, что сила, как качество, в чистом виде в футболе не встречается. По характеру движений футбол можно отнести к группе, где преимущественную роль играет быстрота перемещений в условиях незначительного сопротивлении. Футболист всегда имеет дело с собственным весом и весом мяча. В связи с этим он использует силу в основном для преодоления инерции собственного тела и мяча.
Возрастная динамика развития специальных скоростно-силовых качеств в системе подготовки юных спортсменов изучение динамики тех или иных показателей возрастных периодов развития физических качеств в возрастном аспекте является одной из основных задач.
В процессе скоростно-силовой подготовки скоростно-силовые нагрузки более разносторонни и эффективны, чем просто скоростные или силовые нагрузки, адаптируют организм к выполнению работы, создавая предпосылки роста не только силы, но и быстроты, являясь мощным стимулом для повышения общего уровня физического развития юного спортсмена, улучшая его функциональные возможности. Используемые при этом средства обеспечивают воспроизведение в тренировочных условиях режимов работы мышц, присущих конкретной соревновательной деятельности. Соревновательная деятельность, как отмечают все без исключения тренеры и специалисты, подводя итоги чемпионатов мира в Америке (1994г) и Франции (1998г) предъявляет жесткие требования к физической подготовке, в которой скоростно-силовые качества определяются как показатель мастерства футболиста высокого класса.
Развития современного футбола направлено на расширение диапазона двигательных действий футболистов за счет увеличения доли бега с макси-мальной скоростью, повышение значимости каждого игрового эпизода, увели¬чение числа единоборств, быстрота решения и выполнения технико-тактических задач и многое другое, что предъявляет требования к высокому уровню развития скоростно-силовых качеств. Это в свою очередь вызывает необходимость нахождения эффективных путей повышения физической подготовленности, в том числе и специальной скоростно-силовой подготовленности.
По мнению ученых и специалистов в области теории и методики спорта значительное место в процессе физического воспитания подрастающего поко¬ления должно быть отведено воспитанию скоростно-силовых качеств (57.58.59).так как высокий уровень развития этих качеств во многом способст¬вует достижению высоких спортивных результатов.
Под термином "скоростно-силовые качества" понимается способность че¬ловека к проявлению усилий максимальной мощности в кратчайший промежу¬ток времени, при сохранении оптимальной амплитуды движений (60, 61). Сте¬пень проявления скоростно-силовых качеств зависит не только от величины мышечной силы, но и от способности спортсмена к высокой концентрации нервно-мышечных усилий, мобилизации функциональных возможностей орга¬низма.
Высокий уровень развития скоростно-силовых качеств положительно сказы¬вается на физической и технической подготовленности занимающихся, на их спо¬собности к концентрации усилий в пространстве и во времени (62, 63). Скоростно-силовые нагрузки более разносторонни и эффективны, чем просто скоростные или силовые нагрузки адаптируют организм к выполнению работы, создавая предпо¬сылки для роста не только силы, но и быстроты. Данные врачебных наблюдений (64, 65) также подтверждают эффективность приспособления юного организма к кратковременным усилиям скоростно-силового характера.
Ю.М.Арестов (66) отмечает, что на базе морфологического и функцио-нального укрепления организма скоростно-силовая подготовка может явиться мощным стимулом для повышения: общего уровня физического развития юно¬го спортсмена, улучшения его функциональных возможностей.
Среди многочисленных форм проявления скоростно-силовых качеств наиболее распространенными считаются прыжковые упражнения.
Ряд зарубежных исследователей отмечают, что скоростно-силовые пока¬затели существенно не зависят от уровня развития силы (128, 129, 130, 131, 132); обнаружили малый факторный вес общей силы в таких скоростно-силовых упражнениях, как прыжок в высоту с места (0, 19) и прыжок в длину с места (0, 29).
К.И. Адамбеков (79) выяснил, что к категории ведущих в составе скорост-
но-силовых способностей человека, влияющих на прыгучесть, относятся абсо¬лютная сила мышц, способность к "взрывному" проявлению динамической силы (заключающая способность, оцениваемая градиентом силы) и лабильность нервно-мышечного аппарата (включающая и его реактивную способность).
Наиболее существенная связь выявлена между результатом в прыжке и способностью спортсмена к "взрывному" проявлению силы. Между абсолютной силой мышц и максимумом динамического усилия, на которые они способны, и достигнутым результатом не отмечается значимой корреляционной связи.
Исследования К.М.Укенова (80) показали, что по уровню скоростно-силовой подготовленности (прыгучести) занимающихся можно в большей мере судить об их общей и специальной физической подготовленности. По его дан¬ным, основными факторами, определяющими уровень развития прыгучести, яв¬ляется пол, возраст, двигательная активность. Прыгучесть в значительной сте¬пени зависит от силы разгибания ног. Однако совершенствование прыгучести происходит только в том случае, если силу и быстроту развивать параллельно.
Большинство авторов считают, что наиболее адекватным отражением уровня развития скоростно-силовых качеств (прыгучести) является результат в прыжке в высоту с места, отталкиваясь двумя ногами (70, 71, 130, 131, 134, 135, 136, 137)
Но Р.М.Рухватулин (80) обнаружил, что у 81 мальчика 10-12 лет прыжок в высоту с места коррелирует с бегом на 50 м и подтягиванием на перекладине.
(16, 18) провели сравнительный анализ трех видов прыжков: из положения упора, присев со свободным движением рук, прыжки в длину с места, прыжок вверх из основной стойки. Авторы пришли к выводу, что по показателям на¬дежности повторного обследования и по объективности результатов лучшим является прыжок из положения упора, присев со свободными движениями рук. Следующим идет прыжок вверх из основной стойки(120, 126, 119, 83, 88, 90, 92, 100,95,101,116)
Возрастная динамика развития скоростно-силовых качеств у школьников была прослежена во многих работах (1, 79). С.В.Каледин (62) показал, что ре¬зультат в прыжке в высоту с разбега у детей школьного возраста непрерывно возрастает и своего максимума достигает в 16-17 лет. В работе А.А.Гушаловского(81) приведены данные, характеризующие уровень развития скоростно-силовых качеств у детей различного возраста. Автор наблюдал рез¬кое повышение этого качества в 12-15 лет.
Для определения возрастной динамики развития скоростно-силовых ка¬честв в видах спорта, характеризующихся комплексным проявлением физиче¬ских качеств при различных соотношениях уровней их развития, были пред¬приняты исследования на моделях баскетбола и футбола. Как видно из табли¬цы, с возрастом уровень развития скоростно-силовых качеств у баскетболистов неуклонно повышается и за период от 12 до 17 лет увеличивается на 48, 11%. Среднегодовой прирост результатов составляет 4, 35 см. Однако рост скорост¬но-силовых качеств происходит неравномерно. Самый значительный прирост наблюдается в возрасте от 12 до 13 лет, то есть на первом этапе занятий баскетбо¬лом. За этот период результат в прыжке в высоту с места увеличивается на 6, 37 см, что составляет 14, 09%. В период от 13 до 14 лет результат повышается на 4, 39 см (8, 52%). В следующем возрастном периоде - с 14 до 15 лет - темп прироста снова повышается - 5, 17 см (9, 32%). В последующие возрастные периоды темпы при¬роста результата снижаются. Наименьшее увеличение результата имеет место с 15 до 16 лет (3,77%).
Во всех возрастных периодах (за исключением периода с 15 до 16 лет) происходит статистически достоверное изменение результата. Это говорит о том, что с возрастом результат в прыжке в высоту с места у юношей в процессе
систематических занятий баскетболом существенно улучшается. Обращает внимание тот факт, что периоды наибольшего прироста результатов как у юных баскетболистов, так и у их сверстников, не занимающихся систематически спортом, во многом совпадают. Уровень развития скоростно-силовых качеств у тех и других в наибольшей степени повышается в 12-13 и 14-15 лет.
Перед нами стоит задача совершенствования методики воспитания скоростно-силовых качеств, именно на этом возрастном этапе (от 10 до 12-13 лет), когда идет наиболее бурный прирост этих качеств.
Анализ научно-методической литературы показал, что в большинстве ви¬дов спорта наиболее интенсивное совершенствование двигательной функции занимающихся происходит до 12-13 лет. Это совпадает с данными многих авто¬ров (1, 16, 145, 146, 147, 148, 149, 150, 151)показавших, что развитие двигатель¬ного анализатора детей подчиняется закономерностям возрастного развития, которое происходит на протяжении ряда лет.
Основными факторами, обуславливающими уровень развития быстроты мышечной силы, скоростно-силовых качеств у детей, подростков и юношей, специализирующихся в различных видах спорта, являются пол: возраст, осо¬бенности избранного вида спорта и методики тренировки.
Путем своевременного и рационального применения средств и методов фи¬зического воспитания можно успешно влиять на развитие и полное проявление то¬го или иного физического качества в наиболее благоприятные для этого периода возрастного развития условия (158, 159, 160, 161, 162,163, 164, 165, 166)
Уровень скоростных и скоростно-силовых качеств у юных спортсменов превышает средний уровень развития этих качеств у детей, подростков и юношей, в двигательном режиме которых физические упражнения применяются только в объеме, предусмотренном программой по физической культуре для общеобразовательных школ. Уровень развития физических качеств неодинаков у представителей различных видов спорта. Это можно объяснить специфиче¬скими требованиями к физической подготовленности занимающихся, предъяв¬ляемыми избранным видом спорта, объемом и характером тренировочных на¬грузок, особенностями методики тренировки.
В научно-методической литературе существует единодушное мнение
специалистов о необходимости оптимизации тренировочного процесса юных футболистов за счет совершенствования скоростной и скоростно-силовой под¬готовки спортсменов в периоды биологического созревания, наиболее благо¬приятные для совершенствования указанных способностей.
Юные спортсмены в значительной степени уступают по уровню разви¬тия скоростных и скоростно-силовых качеств представителям других видов
спорта - легкоатлетам, баскетболистам, волейболистам. Особенно это отстава¬ние существенно в юношеском спорте, что определяется существенной разни¬цей в содержании учебно-тренировочной работы.
В научно-методической литературе существует единодушное мнение
специалистов о необходимости оптимизации тренировочного процесса юных
футболистов за счет совершенствования скоростной и скоростно-силовой под¬
готовки спортсменов в периоды биологического созревания, наиболее благо¬
приятные для совершенствования указанных способностей.
Юные спортсмены в значительной степени уступают по уровню разви¬тия скоростных и скоростно-силовых качеств представителям других видов
спорта - легкоатлетам, баскетболистам, волейболистам. Особенно это отстава¬
ние существенно в юношеском спорте, что определяется существенной разни¬-
цей в содержании учебно-тренировочной работы. Высокий уровень развития скоростно-силовых качеств положительно сказывается на технической и физической подготовленности занимающихся, на их способности концентрировать усилия в пространстве и во времени (82, 83, 84), что во многих видах спорта, в том числе и в футболе, в решающей степени на спортивный результат(85, 86, 87)
Тенденция развития футбола (расширение диапазона и интенсификации ягельных действий футболистов за счет увеличения доли бега с максимальной скоростью, повышение значимости каждого игрового эпизода, увеличение числа единоборств, быстрота решения и выполнения технико-тактических задач и многое другое) предъявляет требования к высокому уровню развития скоростно-силовых качеств и требует нахождения эффективных путей повышения физической подготовленности, в том числе и специальной скоростно-силовой подготовленности (88, 89).
По мнению Л.П.Матвеева специальная скоростно-силовая подготовка – это целенаправленное использование всей совокупности факторов (средств, методов и усилий), позволяющих направленно воздействовать на развитие специ¬альных скоростно-силовых качеств спортсмена и обеспечить степень его готовности к спортивным достижениям (91)
C целью выявления спортивно-значимых качеств футболистов в их игровой
деятельности Аловым В.П. (92) был проведен анализ специальной литературы и опрос специалистов. Среди 74 опрошенных специалистов были 23 за¬служенных тренеров России, 51 тренер ДЮСШ (стаж работы от 10 до 28 лет). В результате установлено, что наиболее значимыми качествами являются скоро¬стные и скоростно-силовые.
Филиным В.П. (38) установлено, что между скоростно-силовой подготов¬ленностью юных футболистов и суммарным временем владения ими мячом в процессе игры, технической подготовленностью: бег с мячом 30 м., удар по мя¬чу на дальность, вбрасыванием мяча на дальность, суммарным скоростно-силовым показателем, игровой активностью существует прямая корреляционная зависимость. При определении рангового коэффициента корреляции между по¬казателями скоростно-силовой подготовленности и местом, занятым в соревно¬ваниях, ученым выявлено, что первое место по величине корреляции занимает высота выпрыгивания вверх, затем прыжок в длину с места, потом удар по мячу на дальность.
В практике спорта различают множество составляющих проявления скоростно-силовых качеств. Время реакции (ВР)- одна из таких составляющих. В отли¬чие от циклических видов спорта, где специфичны простые реакции в футболе все реакции сложные. Это реакция выбора и реакция на движущийся объект (1).
Среди форм проявления скоростно-силовых качеств наиболее распро-страненной является прыгучесть (48, 89, 104, 105). Рядом исследователей уста¬новлено, что прыгучесть - это комплексное физическое качество, а сила мышц спортсменов - компонент прыгучести(36, 16, 3, 4)
- Прыгучесть в значительной степени зависит от силы ног. Товаровский М.Д. (94) писал, что сила - главный элемент любого движения, без силы не может быть гибкости, ловкости, быстроты и других качеств. Известно, что сила, как качество, в чистом виде в футболе не встречается (92, 95) По характе¬ру движений футбол можно отнести к группе, где преимущественную роль иг¬рает быстрота перемещений в условиях незначительного сопротивления (32, 37) Футболист всегда имеет дело с собственным весом и весом мяча. В связи с этим он использует силу в основном для преодоления инерции собственного тела и мяча.
Кроме того, Футболист должен обладать способностью выполнять дейст¬вия в условиях наступающего утомления, что предъявляет известные требова¬ния также к силовой и скоростной выносливости. Поэтому модно считать, что специальная скоростная сила футболиста - есть производное, включающее в се¬бя в различных соотношениях качества быстроты, "взрывной силы", "силовой" ловкости и "силовой" выносливости. А способность футболиста к скоростно-силовым проявлениям следует понимать не как производное от силы и быстро¬ты, а как самостоятельное качество. Это качество должно быть поставлено в один ряд с быстротой, выносливостью и воспитание которого требует адекват¬ных, присущих только ему средств и методов тренировки (133, 134) При этом неотъемлемым условием эффективного осуществления воспитания скоростно-силовых качеств футболистов является правильный подбор средств и методов физического воспитания в соответствии с их возрастными особенностями и подготовленностью.
Методика скоростно-силовой подготовки в настоящее время во многих видах спорта разработана довольно детально. Достижения в науке и практике скоростно-силовой подготовки обобщены и систематизированы в ряде фунда¬ментальных монографических работ (16, 36, 37, 38) и обзорах диссертационных исследований (70, 71, 18) Тем не менее динамика роста современного спортив¬ного мастерства требует изыскания новых, еще более эффективных путей повышения уровня специальной физической подготовки.
Одним из перспективных направлений в подготовке футболистов на эта¬пах углубленной тренировки и спортивного совершенствования, согласн....
Мақала ұнаса, бөлісіңіз:
Ұқсас мақалалар:
» Дипломная работа: Исследование эффективности нападающих ударов в команде волейболистов
» Дипломная работа: История развития и современные тенденции бега на 400 м
» Дипломная работа: Характеристика сравенительной деятельности мини-футбольной команды
» Дипломная работа: Характеристика сравенительной деятельности мини-футбольной команды
» Дипломная работа: Адаптация молодых офицеров в условиях воинской деятельности в современной армии
» Дипломная работа: Исследование эффективности нападающих ударов в команде волейболистов
» Дипломная работа: История развития и современные тенденции бега на 400 м
» Дипломная работа: Характеристика сравенительной деятельности мини-футбольной команды
» Дипломная работа: Характеристика сравенительной деятельности мини-футбольной команды
» Дипломная работа: Адаптация молодых офицеров в условиях воинской деятельности в современной армии
Іздеп көріңіз: