Дипломная работа: Становление налоговой системы Республики Казахстан
Содержание
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН1.1 Становление налоговой системы Республики Казахстан
1.2 Виды налогов и их классификация
1.3. Проблемы налоговой системы РК
ГЛАВА 2. ЭТАПЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ
НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
2.1 Становление и этапы реформирование налоговой системы Республики Казахстан
2.2. Особенности налогообложения на современном этапе.
ГЛАВА 3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
3.1. Основные этапы изменений в налоговом законодательстве.
3.2. Основные моменты изменений в налоговом кодексе.
Цель дипломной работы – раскрыть понятие налоговой системы и рассмотреть этапы реформирования налоговой системы и классификацию налогов.
Задача данной дипломной работы – проанализировать теоретические основы налогового обложения и пронаблюдать их практическую реализацию в налоговой системе Республики Казахстан.
В Государственное регулирование в любой стране основывается на таких инструментах воздействия, как государственные заказы, предпринимательстве, кредитно-денежная регулирование и бюджетно-налоговое воздействие на экономику.
Возводя налоговую политику в ранг национального регулирования, государство с ее помощью смягчает циклические колебания в экономическом развитии, ведет борьбу с инфляцией, развивает производственную и социальную структуру. Ставка на усиление налоговой политики оправдывается стремлением преодолеть инфляцию и дефицит государственного бюджета.
Однако при этом упускается из виду один принципиальный момент: при наличии некоторых общих черт с экономическими кризисами в западных странах кризис в экономике Казахстана имеет существенные особенности.
И главная из них - причиной нашего кризиса является отнюдь не перепроизводство, а наоборот, дефицитность экономики, носящая хронический характер.
Даже если уровень инфляции, дефицитность бюджета удастся снизить, без позитивных изменений в производстве - это окажется кратковременным и обязательно за счет ухудшения социальной политики.
Существует главный принцип построения налоговой системы – введение технически простейших форм налогообложения.
Источниками исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам налоговой реформы; материалы международных и республиканских научно-практических конференций.
В качестве правового и информационного обеспечения дипломной работы послужили законодательные и нормативные акты Республики Казахстан, регулирующие деятельность налоговой системы, статистические материалы Агентства по статистике Республики Казахстан.
Следовательно, среди экономических инструментов государственного регулирования важное значение имеет налоговая система.
Механизм налогообложения - один из самых сложных в любой экономической системе. Налогообложение выступает важнейшим методом государственного регулирования, от его эффективности зависит успех социальной и экономической политики.
После образования с 1991года налоговый системы Республики Казахстан у Казахстана не было и нет времени для длительной эволюции создания налоговый системы. Для этого необходимо было скорейшее становление и развитие национальной экономики. Но Казахстан не сможет за один период перейти к полностью удовлетворительной и современной налоговой системе.
Продвижение к этой цели в Казахстане осуществлялось по этапно, с тем что дать время, как налогоплательщикам, так и налоговым организациям осмыслить изменения, по мере того как они вносится . Поскольку не возможно один раз внести все желанные изменения должна быть определенная очередность. Совокупность налогов и других обязательных платежей в бюджет, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему.
С 1 января 2002 года действует новый налоговый кодекс Республики Казахстан ( принято от 12.06.01г.). Важными моментами налогового кодекса являются систематизация основных налоговых положений, объединение всех норм налогового законодательства. Его действие рассчитано не на одну пятилетку. Также впервые заложена норма о возможности введения в действие только с 1 января календарного года законов, предусматривающих внесение изменений и дополнении в налоговый кодекс Республики Казахстан в части установления новых налогов и других обязательных платежей в бюджет, изменения ставок или отмены действующих налогов и других обязательных платежей в бюджет. Это своего рода гарантия стабильности для всех налогоплательщиков.
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
1.1 Становление налоговой системы Республики Казахстан
Налоговые системы многих стран мира развивались постепенно, в течение многих лет. У Казахстана же не было и нет времени для длительной эволюции создания налоговой системы, необходимо скорейшее становление и развитие национальной экономики. Но Казахстан не сможет за один период перейти к полностью удовлетворительной и современной налоговой системе. Продвижение к этой цели должно осуществляться поэтапно с тем, чтобы дать время, как налогоплательщикам, так и налоговым организациям осмыслить изменения, по мере того как они вносятся. Поскольку невозможно за один раз внести все желанные изменения должна быть определенная очередность.
Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему".
Формирование налоговой системы Республики Казахстан можно разделить на следующие периоды:
Период 1994-95 г. - первый этап, 1996 -98 г. - второй, создание новой налоговой системы.
На первом этапе 1994-95 - разработан и введен в действие налоговый кодекс, закладывающий базовую основу новой системы.
Перед принятием, в апреле 1995г., нового налогового законодательства положение в Казахстане было крайне тяжелое. Не работали вовсе, либо функционировали с неполной неделей или с большими перерывами до 60% промышленных предприятий. В списке кандидатов в банкроты 12 крупнейших предприятий. Всеобщие неплатежи, огромный дефицит государственного бюджета (т.к. налогов в казну практически никто не платит). Сколько налогов в республике толком никто не знал. По одним данным их всего 43 (из них 16 общегосударственных, 10 обязательных местных, 17 разрешенных местных), по другим 47 налогов (и 8 видов отчислений во всякого рода фонды). Схемы налогообложения ставили в более выгодное положение не производителя благ, а того, кто этими товарами торговал или распределял финансирование инвестиций под товары.
Правительство, принимая новый налоговый кодекс, ставило перед собой следующие цели:
Упрощение, устранение противоречий;
Превращение его в единое целое на всей территории республики Казахстан;
Предполагалось сократить количество налогов до 40-45%, а подоходного налога с граждан до 40%, чтобы не ослаблять стимулы деловой активности, уточнить ставки всех налогов: земельного, на имущество, физических лиц, рентные платежи и т.д. Главное должна быть прекращена практика ведения новых неэффективных налогов. По заданию Правительства республики, Минфина и других государственных структур было разработано несколько альтернативных проектов “Кодекс о налогах”. Принципы “правительственного проекта” по утверждению разработчиков, практиков и ученых следующие: справедливость, то есть исключение льготирования одних налогоплательщиков за счет других, простота и экономическая нейтральность, сопоставимость налоговых ставок, чтобы на одни и те же товары не было бы большого развития в налогах республики и у партнеров в других странах. Продумывалась также прогрессивно-регрессивная форма налогообложения, ужесточающая ответственности, как налогоплательщика, так и налоговых служб за нарушение закона, создание налоговой милиции.
Налоговые отношения укрепились практикой. С 1 июля 1995 г. В Казахстане действует новый Налоговый Кодекс. Он основан на правовых параметрах принятых в пространстве всего мира, и способствует созданию внутренней правовой базы, позволяющей нашей экономике быстрей переориентироваться на рыночные отношения, и отвечает интересам государства в целом. Включение механизмов принципиально новых налоговых отношений - важная страница в сравнительно короткой истории рыночных реформ в Казахстане. Между законом и его реализацией путь бывает долгий, но это когда закон не воспринимается жизнью. Государственная налоговая служба Казахстана была еще создана в 1991 г. по Назарбаева в целях дальнейшего совершенствования системы контроля за соблюдением налогового законодательства. 1995 год стал самым революционным в первом пятилетии - год больших экспериментов радикального реформирования налоговой системы республики Казахстан.
Итак, с 1995 г. - “года перелома” в налоговой политике - началась меняться налоговая система, хотя до совершенства еще нужно много и много изменять. Изменения налогообложения вызваны реальным состоянием экономики, которое и в 1996 году сложное. Только за январь недоимка в целом по всем налогам и платежам возросла на 4,8 млрд. тенге, но с 1 июля 1995 года появилась возможность расширить налоговую базу (новые поступления в бюджет), уточнить стратегию и оптимизировать тактику работы во всех подразделениях налоговых служб. Активизировать сотрудничество с правоохранительными и другими экономическими ведомствами. Механизм реализации Налогового кодекса начал действовать. Тем не менее, его вхождение в жизнь, внедрение в повседневную практику не будет простым и быстрым, любое положение должно вводится постепенно. Поэтому налоговая служба вначале 1996 года подготовила 4 проекта указов Президента, 18 проектов постановлений Правительства, 10 инструкций, направленных на подержание и развитие налоговой реформы. Основные ее идеи: формирование доходов в бюджет, экономическая нейтральность, справедливость и простота самой системы. Скажем, введена единая ставка подоходного налога для физических и юридических лиц (ранее взимался налог на прибыль), что соответствует общемировой практике.
Появилось понятие совокупного годового дохода, из которого вычисляются все расходы, связанные с его получением. Значительно упростили порядок амортизационных отчислений основных средств. Промышленники, предприниматели, финансисты и аграрии получили возможность для более стабильной деятельности: разрешен перенос убытков от предпринимательства на срок до пяти лет. Короче говоря, внесены существенные изменения во все части налогового законодательства. На очереди переход к оздоровлению экономики и социального положения в стране. Важная роль здесь у налоговых организаций изменение режима налогообложения направлено на стимулирование инвестиций в специально экономические зоны, их создание и расширение. Например, для юридических лиц, осуществляющих деятельность на таких территориях, установленная льготная ставка налога - 20%. Дополнительно введена льгота по подоходному налогу, и на Н.Д.С. импортных товаров приобретенных за счет госбюджета, по иностранным кредит линиям, которые обеспечены гарантией государства. Органы налоговой службы используют в работе различные формы и методы решения проблем, возникающих в этот сложный переходный период. В частности, подержанная идея обращения государственных казначейских обязательств выпущенных Министерством Финансов для погашения задолженности государству 700 крупнейших предприятий Казахстана. В 1996 году продолжена работа по заключению двухсторонних налоговых конвенций со странами СНГ об избежании двойного налогообложения. В ноябре 1996 г. - распоряжение Президента «О декларировании государственными служащими доходов и имущества, подлежащих налогообложению». Насколько действительным окажется президентское распоряжение - ведь известно умение наших чиновников обходить закон и общепринятые нормы. Как разъяснила служба законодательства и правовой экспертизы администрации Президента, принимаемые меры - лишь начало разворачивающейся работы. А пока происходит только сбор сведений, а не само декларирование, которое будет иметь место в последующем, когда по истечении определенного времени налоговыми органами станет проводиться сопоставление уровня доходов госслужащих с их расходами. Именно тогда появится возможность определить реальный уровень их расходов, осуществлять контроль за ними и полной уплаты налогов чиновниками.
Но в любом случае распоряжение Президента - один из примеров той деятельности главы государства, в русле которой он принимает меры по повышению ответственности органов власти перед нардом. В соответствии с этим распоряжением правительству дано задание в десятидневный срок разработать и внести в парламент законопроект представляющий обязательное ежегодное декларирование доходов и имущества всеми без исключения. Так что, налоги все-таки платить придется. В конце 1997 г. поступление налогов в бюджет плохое и все попытки фискальных служб изменить ситуацию малоэффективны. Об этом говорилось на заседании правительства страны, на котором обсуждался доклад о поступлении налогов и обязательных платежей в бюджет, пенсионный и другие фонды, а также отчет о работе налоговой полиции за 10 месяцев текущего 1997 г., представленный Государственным налоговым комитетом.
Было доложено, что на 1 ноября 1997 г. в целом по республике собрано налогов и других платежей 89% от прогнозируемой цифры, недополучено 13,5 млрд. тенге. В основном за счет недобора подоходного налога с юридических и физических лиц, акцизов. Причинами этого явления ясны: кризис неплатежей, представление возможности налогоплательщикам погашать убытки за счет совокупного расхода, рост числа несостоятельных предприятий. Конечно, налоговая служба не сидела, сложа руки. Только налоговой полицией с начала 1997 г. проверено 22311 объекта, при этом выявлены были 18 тыс. Различных нарушений налогового законодательства. За короткий срок управлением налоговой полиции по городу Алматы вскрыта глубоко законсервированная, разветвленная сеть предприятий, через которые нелегально производились обороты денежных средств на миллиарды тенге. Еще буде принят ряд мер: создание акцизных постов на предприятиях, выпускающих подакцизную продукцию, ужесточение правил открытия новых счетов (расчетных и ссудных). В декабре 1996 г. перешли на новый образец акцизной марки, отпечатанной на придисцентной бумаге с улучшенной степенью защиты. Продолжается работа по совершенствованию правовой базы.
К концу 2002 г. завершилась работа (второй этап построения налоговой системы республики Казахстан 1996-2002) по созданию налоговой системы отвечающей в полном объеме условиям рыночной экономики. Однако, несмотря на определенные достижения, налоговую систему еще долго придется усовершенствовать, внося все новые и новые изменения. Мы только-только вступили на тернистый путь создания усовершенствованной налоговой системы.
1.2 Виды налогов и их классификация
В Республике Казахстан действуют 9 видов налогов, 13 сборов,9 плат, государственная пошлина и таможенные платежи.
НАЛОГИ
1) Корпоративный подоходный налог
2) Индивидуальный подоходный налог
3) Налог на добавленную стоимость;
4) Акцизы;
5) Налоги и специальные платежи недропользователей
6) Социальный налог
7) Земельный налог
8) Налог на транспортные средства
9) Налог на имущество.
СБОРЫ
1) Сбор за государственную регистрацию юридических лиц.
2) Сбор за государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей.
3) Сбор за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
4) Сбор за государственную регистрацию радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств.
5) Сбор за государственную регистрацию механических транспортных средств и прицепов.
6) Сбор за государственную регистрацию морских, речных и маломерных судов.
7) Сбор за государственную регистрацию гражданских воздушных судов.
8) Сбор за государственную регистрацию лекарственных средств.
9) Сбор за проезд автотранспортных средств по территории Республики Казахстан.
10) Сбор с аукционов.
11) Гербовый сбор.
12) Лицензионный сбор за право занятия отдельными видами деятельности.
13) Сбор за выдачу разрешения на использование радиочастотного спектра телевизионным и радиовещательным организациям.
ПЛАТЫ
1) Плата за пользование земельными участками.
2) Плата за пользование водными ресурсами поверхностных источников.
3) Плата за загрязнение окружающей среды.
4) Плата за пользование животным миром.
5) Плата за лесные пользование.
6) Плата за использование особо охраняемых природных территорий.
7) Плата за использование радиочастотного спектра.
8) Плата за судоходными водными путями.
9) Плата за размещение наружной (визуальной) рекламы.
Государственная пошлина
Государственная пошлина
Таможенные платежи
1) Таможенная пошлина
2) Таможенные сборы
3) Плата
4) Сборы
Налоги классифицируются по различным основаниям.
В зависимости от носителя налогового бремени налоги могут быть прямыми и косвенными. Прямые налоги платятся непосредственно субъектами налога (индивидуальный подоходный налог, налог на недвижимость) и прямо пропорциональны платежеспособности. Примером таких налогов, помимо налогов на доходы, выступают налоги на имущество. Последние правильней было бы назвать вещными налогами, поскольку, с точки зрения гражданского законодательства Республики Казахстан, деньги, которые являются объектом обложения индивидуальным подоходным налогом, являются разновидностью имущества. Налоговое же законодательство под имуществом понимает то, что гражданское именует вещами, т. е. имущество в материально-вещественной форме.
Косвенные налоги - это налоги на определенные товары и услуги. Т.е. косвенный налог – налог, где субъект налогообложения перекладывает бремя налогообложения на другое лицо, выступающее фактическим его плательщиком (носителем налога). Примерами таких налогов выступают налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы и таможенные пошлины. Хотя юридическим плательщиком НДС и акцизов выступает продавец товара, в конечном итоге они оплачиваются потребителем товара, поскольку суммы данных налогов включаются в его цену. Поэтому эти налоги иногда называют налогами на потребление, в то время как прямые налоги – налогами на потребление.
«Критерием деления на прямые и косвенные, - пишет А. И. Кочетков, - является установление окончательного плательщика налога. Если окончательным плательщиком налога является владелец обложенной собственности или получатель обложенного дохода, то такой налог является прямым. Окончательным плательщиком косвенного налога является потребитель, на которого налог перекладывается через надбавку».
В качестве преимуществ прямых налогов Г. Карагусова отмечает следующее:
• прямые налоги дают государству верный и определенный по величине налог;
• прямые налоги могут точнее учитывать реальную платежеспособность плательщика, чем косвенные налоги;
• при платеже прямых налогов государство непосредственно вступает в контакт с носителями налога и точно может определить их обязанности;
- прямые налоги в основном взимаются с дохода самого налогоплательщика.
Косвенные налоги опасны непредсказуемостью своего влияния на различные сферы экономики.
В зависимости от формы уплаты налоги подразделяются на натуральные и денежные.
Денежная форма, как уже отмечалось выше, является преобладающей формой уплаты налога. Однако, как в прошлом, так и в настоящем известны и натуральные налоги. Так, указ о налогах допускает натуральную форму уплаты налога недропользователями в виде доли добываемой продукции в размере, определяемым контрактом на недропользование. Впрочем, конструкцию раздела продукции, вряд ли вообще можно считать формой налогообложения.
По субъектам можно выделить налоги с юридических лиц и налоги с физических лиц.
Надо сказать, что в последнее время наше налоговое законодательство пошло по пути конструирования общих налогов, которые распространяются одновременно как на юридических, так и на физических лиц. Эти налоги установлены общими для тех и других субъектов нормативными актами и совпадают по основным элементам. Однако в силу объективных различий между этими субъектами даже в рамках одного акта всегда прослеживаются особенности налогообложения тех и других. Поэтому в точном юридическом смысле (как впрочем, и в экономическом) мы объективно наблюдаем в рамках общего налога два во многом различных налога, взимаемых с организаций и с граждан.
В налоговой практике встречаются названия индивидуальный налог, субъектом которого являются физические лица и корпоративный налог, субъектом которого выступают физические лица. Последнее название является примером неразборчивого заимствования зарубежной терминологии, так как гражданское законодательство Казахстана подобного термина не знает.
Как правильно, на наш взгляд, отмечается в юридической литературе «выявление круга платежей по субъектам имеет важное практическое значение в характеристике правового статуса соответствующего юридического или физического лица, определений перспектив их деятельности, организации контроля за уплатой налогов».
В качестве инструмента бюджетного регулирования налоги подразделяются на закрепленные и регулирующие.
Бюджетное регулирование – это процесс сбалансирования бюджета, т.е. обеспечения равенства его доходной и расходной статей.
Закрепленные налоги – это те, которые в соответствии с законодательством закреплены как доходный источник за определенным видом бюджета.
Регулирующие налоги – это те, которые в процессе ежегодного утверждения бюджетов передаются из вышестоящего в нижестоящий в целях сбалансирования последнего.
Таким образом, налог, являющийся закрепленным для вышестоящего бюджета, может выступать в качестве регулирующего для местного. В результате доходы республиканского бюджета состоят только из закрепленных источников (включая закрепленные налоги), доходы местных бюджетов, так и из регулирующих доходов.
Определение налога, в качестве регулирующего производится при утверждении соответствующего бюджета.
В зависимости от характера использования налоги могут быть общего значения и целевыми.
Налоги общего значения зачисляются в бюджет соответствующего уровня как общий денежный фонд соответствующей территории и используются при исполнении бюджета без привязки к конкретным мероприятиям.
Целевые налоги обычно зачисляют во внебюджетные целевые фонды или выделяют в бюджете отдельной строкой.
Характеризуя целевые налоги и отмечая их положительные качества, С.Г. Пепеляев указывает, что во-первых с психологической точки зрения, налогоплательщик с большей готовностью уплачивает налог; во-вторых, эти налоги могут вводиться с целью придания большей независимости конкретному государственному органу, в-третьих, целевой характер налога может оправдываться тем, что необходимость затрат вызвана получением доходов.
1.3. Проблемы налоговой системы РК
Наше молодое суверенное государство делает первые шаги в фискальной политике. От четкого осознания того, какой должна быть налоговая система зависит успех налогового законодательства государства. Налоговая система должна отвечать следующим требованиям:
Стабильность налоговой системы;
Упорядоченность механизма сбора налогов (что упростит контроль за своевременностью и полнотой уплаты налогов);
Льготирования конечной продукции, а не факторов производства (с предоставлением льгот после подтверждения наличия практического эффекта льготируемых величин). Проблема налоговой реформы тесно связана с проблемой стимулирования производственных инвестиций. Такая связь обусловлена тем, что в рамках налоговой и кредитной политики формируется система льгот и других экономических мер, которые направлены на стимулирование инвестиций в производство;
Субординация местных и общегосударственных налогов. (Разграничение сфер общегосударственных и местных налогов исключительный произвол в формировании ресурсов всех уровней административной иерархии, является гарантом их самостоятельного самоуправления развития);
Равенство перед законом всех налогоплательщиков, единообразие налоговой политики (Достижение большого единообразия облегчит удовлетворение других критериев удачной налоговой политики, оно способствует упрощению налогов и в это является вкладом в их нейтральность);
Законодательное право налогоплательщика на информацию (Система налогообложения должна показывать населению, сколько стоят различные мероприятия государства, которые совершаются в разных масштабах, с тем чтобы решение политиков, как и на что, тратить деньги, подкреплялось бы готовностью налогоплательщиков платить за эти практические действия);
Простота налоговой системы (Способ реального упрощения - значительная переориентировка налоговой политики от потребностей относительного положения каждого отдельного налогоплательщика в строну широких и общих правил, которые охватывают большую часть экономического поведения и сделок);
Нейтральность системы налогообложения (Совершенно нейтральная налоговая система оставляет неизменными все стоимостные или ценовые отношения имеющиеся на эффективно действующем частном рынке не испытывающем влияния со стороны государства). В 1985 г. профессорами Р. Холмсом и А. Рабушка из института Гувера разработан нейтральный пропорциональный налог, который является инструментом достижения нейтральности системы налогообложения и способствует формированию гибкой налоговой системы, которая является действенным механизмом проведения экономической политики государства.
Разработанная правительством Казахстана система налогообложения, к сожалению недостаточно эффективна, так как она отрицательно сказывается на развитии предпринимательства, что значительно сокращает внутренний потребительский рынок.
Нечеткость механизма налогообложения, некорректность деятельности многих работников приводит к развитию спекуляции (в самом негативном смысле этого слова), уклонение от налогов, коррупции и взяточничеству.
В этой связи налоговая система требует комплексного совершенствования, причем следует в корне изменить подход к налогообложению, как к методу государственного регулирования, с тем, чтобы она выполняла все необходимые для рыночной экономики функции. Именно, исходя из сложившегося на сегодняшний день экономической, политической и социальной ситуации в Казахстане концепция налогообложения в первую очередь должна решить следующие основные задачи:
- устойчивость и сбалансированность государственного бюджета
- формирование антиинфляционного механизма и обеспечения стабильности собственной валюты
• обеспечение широко масштабных инвестиции
• всемерное стимулирование деловой активности всех субъектов хозяйствования независимо от форм собственности.
При современной сложившейся экономической конъюнктуре обеспечить ощутимое снижение налогового бремени невозможно экономически и не рационально политически.
Несмотря на наличие многочисленных теорий, согласно которым налог есть продукт договора между нацией (населением, гражданами в их совокупности) и государством, т.е. согласованного волеизъявления двух сторон, совершенно очевидно, что в юридическом смысле государство, устанавливая налог, не согласовывает этот вопрос ни с каждым налогоплательщиком в отдельности, ни с отдельными их группами, ни с представителями народа, имеются специальные оговорки о том, что по налоговым законам референдум не проводится.
Такой же порядок установлен и в Казахстане. Идею договорного характера налогов (хотя бы в смысле «общественного договора») не спасает, на наш взгляд, и конструкция, предложенная П.М. Годме, по мнению которого, согласие на установление налога дает парламент, являющийся представителем нации в целом.
Безусловно, парламент, в силу его формирования, является тем местом, где голос народа звучит громче всего. И неслучайно в большинстве демократических стран законы о введении налогов принимает именно он. Но парламент – это не общественное формирование граждан, это государственный орган, т.е. часть государства. При этом необходимо иметь ввиду, что субъектом установления налога выступает государство в целом, а не какой-нибудь его орган (хотя, бесспорно, что правовой акт, устанавливающий налог, будет принят конкретным органом). Поэтому налог не является продуктом договора между, скажем, правительством и парламентом, хотя в реальной жизни именно правительство (с подачи финансового ведомства) может выступать с инициативой введения нового налога, а парламентарии, прислушиваясь к голосу своих избирателей, могут проголосовать против него.
Но в тоже время крайне необходимо упорядочить и логически систематизировать все виды налогов.
При исчислении доходов, облагаемых налогом, важно обеспечить политику ускоренной амортизации, так как имеющееся разрешение на увеличение амортизационных отчислений по старым фондам в два раза не решает проблемы восстановления действующего оборудования.
Инфляция, обуславливающая опережающие темпы роста цен по сравнению с нормой амортизации, требует возмещения этих потерь из прибыли.
Принципы (от латинского principium - основа, первоначало) - это основополагающие и руководящие идеи, ведущие положения, определяющие начало чего-либо. Применительно к налогообложению принципами следует считать базовые идеи и положения, существующие в налоговой сфере.
Условно можно выделить три системы принципов:
- экономические принципы налогообложения
- юридические принципы налогообложения (принцип налогового права)
- организационные принципы налоговой системы.
Экономические принципы налогообложения:
1- принцип справедливости
2- принцип соразмерности
3- принцип максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков
4- принцип экономичности (эффективности).
Рассмотрим каждый принцип в отдельности.
1. Нравственная категория справедливости как понятие о должном, как соответствие между деянием и воздаянием является основополагающей идеей, на которой строится любая система правового регулирования. Уже в течении 200 лет она является главным ориентиром любой цивилизованной системы налогообложения.
В экономическом плане принцип справедливости означает, что государственные налоги и расходы должны влиять на распределение доходов, возлагая бремя на одних людей и представляя привилегии другим.
Принцип горизонтальной справедливости предполагает, что плательщики, находящиеся в равном экономическом положении, должны находится в равной налоговой позиции, т.е. каждый должен выплачивать налог одинаковой величины (принцип платежеспособности).
В основе этого принципа лежит идея о том, что сумма взимаемых налогов должна определяться в зависимости от величины доходов плательщика.
А согласно принципу вертикальной справедливости, лица которые находятся в неравном положении, должны находится в неравной налоговой позиции; иными словами, кто получает больше от государства тех или иных благ, тот должен больше платить в виде налогов (принцип выгод).
Следует отметить, что выделение " вертикальной" и " горизонтальной" справедливости все же не решает одну из главных проблем, существующих в налоговой сфере сегодня: как определить степень справедливости налогообложения?
Действия принципа справедливости можно продемонстрировать на примере кривой Лоренца (см. приложение 1).
Кривая Лоренца показывает, что прогрессивные налоги делают распределение после налоговых доходов (сплошная линия) более равномерным, чем распределение предналоговых доходов (точечная линия).
Кривая Лоренца подтверждает, что прогрессивное налогообложение более справедлива, так как обеспечивает большее равенство.
С юридической точки зрения, принцип справедливости исходит из того, как законодатель урегулирует порядок изъятия собственности у плательщиков, а также каким образом соотносятся между собой государства, собирающие налоги, и лица обязанные их платить.
2. Принцип соразмерности заключается в соотношении наполняемости бюджета и неблагоприятных для налогоплательщика последствии налогообложения.
Данный принцип можно также сформулировать как принцип экономической сбалансированности интересов налогоплательщика и государственной казны.
Принцип соразмерности ярко иллюстрируется кривой Лэффера (см. приложение 2).
Артур Лэффер - американский экономист, профессор Калифорнийского университета при построении своей кривой показал зависимость налоговой базы от повышения ставок налога, а также зависимость бюджетных доходов от налогового бремени.
Повышение ставки налога (ось Т) увеличивает, хотя все более замедляющимися темпами, сумму доходов в бюджет (ось Д). Поскольку уменьшение базы (ось В) происходит медленнее, чем увеличение ставки, в целом доходы бюджета возрастают.
Однако при достижении определенного предела (Т1) уплата налога приводит к тому, что чистого дохода практически не остается.
Так как люди не могут работать только для того, чтобы заплатить налоги, начинается спад экономической активности, а уклонение от налогов приобретает массовый характер.
Происходит перемещение валового национального продукта в сферу теневой экономики.
Следовательно, задача законодателя - на основе экономически обоснованных предложений установить такой режим налогообложения, который не подавлял бы экономическую активность налогоплательщика и в то же время обеспечивал необходимый уровень налоговых поступлений в бюджет.
Налогообложение - как экономическая категория имеет свои пределы, определенные в соответствии с принципом соразмерности.
Сдвиг условной точки в ту или иную сторону порождает противоречивую ситуацию, проявлениями, которых являются политические конфликты, не подчинение налогоплательщиков налоговым властям, бегство капитала, массовое уклонение от налогов, миграция населения и другие.
Налоговый предел - условная точка в налогообложении, в которой достигается оптимальная для плательщиков и государственной казны доля валового национального продукта, перераспределяемого через бюджетную систему.
3. Принцип максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков.
В соответствии данным принципам налогообложение должно характеризоваться определенностью и удобством для налогоплательщика. Другим проявлением этого принципа является информированность налогоплательщика - обо всех изменениях налогового законодательства.
Налогоплательщик должен быть проинформирован заранее, - а также простота исчисления уплаты налога
4. Принцип экономичности (эффективности).
Он означает, что суммы сборов по каждому отдельному налогу должны превышать затраты на его сбор и обслуживание. Не случайно некоторыми специалистами выдвигалось предложение установить в налоговом или бюджетном законодательстве норму, согласно которой при установлении нового налога должно быть обоснованно, что доходы от его сборов будут превышать расходы десятикратно.
ГЛАВА 2. ЭТАПЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ
налоговой СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
2.1 Становление и этапы реформирование налоговой системы Республики Казахстан
Для начала рассмотрим историю возникновения налогов, а также развитие налогообложения в некоторых зарубежных странах.
Организации формой налогообложения можно считать жертвоприношение, которое далеко не всегда было добровольным, а являлось неким неписаным законом.
Еще в Пятикнижии Моисея сказано: «... и всякая десятина на земле из семени земли и из плодов принадлежит Господу». Видно, что процентная ставка данного «налога» четко определена.
По мере развития государства возникла «светская» десятина, которая взималась в пользу влиятельных князей наряду с церковной десятиной.
Данная практика существовала в течении многих столетий : от Древнего Египта до средневековой Европы.
И так, едва можно точно определить дату возникновения первых налогов.
Одно не вызывает сомнений – прототипы налогов появились вместе с первыми организационными формами управления человеческим обществом.
В. Пушкарева в развитии налогообложения выделяет три периода, каждый из которых характеризуется теми или иными признаками и особенностями.
Первый период развития налогообложения, включающий в себя хозяйственные системы древнего мира и средних веков, отличается неразвитостью и случайным характером.
Именно на этом этапе в зачаточном состоянии появляются налоги и механизмы их взимания. Возникновение налогов относят к периоду становления первых государственных образований, когда появляется товарное производство, формируется государственный аппарат – чиновники, армия, суды. Первоначально налоги существовали в виде бессистемных платежей, носящих преимущественно натуральную форму.
Необходимостью содержания государства и его институтов и было обусловлено возникновение налогообложения.
Поданные несли повинности личного характера (барщина, участие в походах), а также уплачивали налоги продовольствием, фуражом, снаряжением для армии.
В Римской империи и Афинах в мирное время налогов не было и их введение и взимание обуславливалось поступлением военного времени.
По свидетельствам историков персидский царь Дарий (IV век до нашей эры) брал налоги, даже евнухами.
Иными словами, формы налогообложения определялись общественной потребностью.
По мере развития и укрепления товарно-денежных отношений налоги постепенно принимают почти повсеместно исключительную денежную форму.
Если прежде налоги взимались в основном на содержание дворцов и армии, на возведение укреплении вокруг городов, на строительство храмов и дорог, то со временем они становятся основным источником доходов для денежного содержания государства.
Обязательные платежи древнего мира отдаленно напоминают ныне существующие налоги.
Это были скорее квазиналоги наряду с другими источниками государственных доходов: военная добыча, домены (доходы от государственного имущества), регамии (отдельные отрасли производства и виды деятельности, изъятые в пользу государства)
Квазиналоги представляли собой переходную ступень к налогам.
Одной из первых организованных налоговых систем, многие стороны которой находят отражение и в современном налогообложении, является налоговая система Древнего Рима. На ранних этапах развития Римского государства налоговые механизмы использовались исключительно для финансирования военных действий.
Граждане Рима облагались налогами в соответствии со своим достатком и семейным положением (прообраз декларации о доходах).
Определение суммы налога (ценза) проводилось специально избранными чиновниками.
В IV-III вв. до нашей эры развитие налоговой системы привело к возникновению как общегосударственных, так и местных (коммунальных) налогов.
Однако единой налоговой системы в тот период не существовало, и налогообложение отдельных местностей определялось лояльностью местного населения к метрополии, а также успехами в военных мероприятиях государства.
В случае победоносных войн налоги уменьшались, а порой совсем отменялись. Необходимые средства же обеспечивались контрибуцией завоеванных земель.
Развитие государственных институтов Рима объективно привело к проведению императором Октавианом Августом (63 г. до н. э. - 14 г. н. э.) кардинальной налоговой реформы, в результате которой появился самый первый всеобщий денежный налог, так называемый трибут контроль за налогообложением стали осуществлять специально созданные финансовые учреждения.
Основным налогом государства выступил поземельный налог.
Налогами облагались также недвижимость, рабы, скот и иные объекты.
Кроме прямых, появились и косвенные налоги, например: налог с оборота -1 %, налог с оборота при торговле рабами -4 %.
Уже в Римской Империи налоги выполняли не только фискальную функцию, но и функцию регулятора техники или иных экономических отношений. Общее же количество налоговых платежей в Древнем Риме достигало более двухсот. Последующие налоговые системы в основном повторяли в измененном виде налоговые системы древности.
Интересно отметить, что многие принципы определения объектов налогообложения и подходы по установлению тех или иных налоговых сборов сохранились до наших дней.
Если сравнивать налоговые системы Древнего Рима и Республики Казахстан, то ряд платежей поражают своей схожестью (см. приложение 3).
Римские сборы на содержание сборщиков налогов и на содержание тюрьмы для недоимщиков в современных условиях очень напоминают видоизмененное формирование фонда социального развития налоговой службы.
Наша республика не унаследовала такие экзотические римские налоги, как сбор на золотой венок в качестве выражения Цезарю верноподданнических чувств, сбор за ярлык для ослов или сбор за прикладывание печати.
Известный афоризм " Деньги не пахнут" также связан с налогами. Эту фразу произнес римский император Тит Флавий Веспасиан (9 - 79 г.г.), который ввел налог на отхожие места.
Так император ответил на вопрос - " Зачем ты берешь налог за это?"
В Европе XVI-XVII в.в. развитые налоговые системы отсутствовали.
Повсеместно налоговые платежи имели характер разовых изъятий, причем периодически парламенты государств предоставляли правителям полномочия, в основном чрезвычайные, по взиманию тех или иных видов налогов. Сбором налогов занимались так называемые откупщики, которые выкупали установленные налоги у государства, внося сумму налога в казну полностью. Далее, заручившись государственными полномочиями и применяя принуждение через помощников и суботкупщиков, откупщик осуществлял сбор налогов с населения, учитывая, естественно и свою прибыль, которая достигала иной раз одной четвертой цены откупа. Однако развитие европейской государственности объективно требовало замены " случайных" налогов и института откупщиков стройной, рациональной и обоснованной системой налогообложения.
Именно в конце XVII -начале XVIII.в. наступает второй период развития налогообложения, когда налоги становятся ведущим источником доходной части бюджетного устройства.
В этот период происходит формирование первых налоговых систем, включающих прямые и косвенные налоги.
Особую роль играли акцизы, взимавшиеся, как правило, у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров, а также подушный и подоходный налоги.
Развитие демократических процессов в Европейских странах нашло свое отражение в вопросах установления и введения налогов.
Так, в Англии в 1215 году в " Великой хартии вольностей" было впервые установлено, что налоги вводятся только с согласия нации.
Во Франции парламент стал утверждать бюджет и налоги только в 1791 году после Великой французской революции.
Одновременно с развитием государственного налогообложения начинает формироваться научная теория налогообложения, основоположником которой является шотландский экономист и философ Адам Смит (1722 - 1790 г.г.).
В своей работе " Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776 год), он впервые сформулировал принципы налогообложения, дал определение налоговым платежам, обозначил их место в финансовой системе государства, а также определил, что налоги для плательщика есть показатель свободы, а не рабства.
Третий период развития налогообложения начавший свою историю в XIX веке, отличается уменьшением числа налогов и большим значением права при их установлении и взимании. Постепенно в обществе наряду с развитием финансовой науки происходит становление научно-теоретических воззрений на природу, проблемы и методики налогообложения.
Ни одна экономическая школа, ни одна финансовая теория не обошли своим вниманием вопросы фискалитета.
Во второй половине Х1Х века многие государства предприняли попытки воплотить научные воззрения на практике.
Однако, как отмечает В. Пушкарева, венцом финансовой науки явились налоговые реформы, проведенные после Первой мировой войны, полностью обоснованные научными принципами налогообложения.
Именно тогда была заложена конструкция современной налоговой системы, в которой прямые налоги и, прежде всего индивидуальный подоходно- прогрессивный налог, заняли ведущее место.
В то же время следует признать, что человечество до сих пор не придумало идеальной налоговой системы.
Финансовая наука и поныне не может однозначно ответить на многие налоговые вопросы, а постоянные налоговые реформы почти всех развитых стран свидетельствуют о справедливой, соразмерной и обоснованной системе налогообложения.
Налоговые системы многих стран мира развивались постепенно, в течение многих лет. У Казахстана же не было и нет времени для длительной эволюции создания налоговой системы, необходимо скорейшее становление и развитие национальной экономики. Но Казахстан не сможет за один период перейти к полностью удовлетворительной и современной налоговой системе. Продвижение к этой цели должно осуществляться поэтапно с тем, чтобы дать время, как налогоплательщикам, так и налоговым организациям осмыслить изменения, по мере того как они вносятся. Поскольку невозможно за один раз внести все желанные изменения должна быть определенная очередность.
Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему".
Формирование налоговой системы Республики Казахстан можно разделить на следующие периоды:
Период 1994-95 г. - первый этап, 1996 -98 г. – второй этап, создание новой налоговой системы, 2002г. третьи этап, систематизация основных налоговых положений, объединение всех норм налогового законодательства.
На первом этапе 1994-95 - разработан и введен в действие налоговый кодекс, закладывающий базовую основу новой системы.
Перед принятием, в апреле 1995г., нового налогового законодательства положение в Казахстане было крайне тяжелое.
Правительство, принимая новый налоговый кодекс, ставило перед собой следующие цели:
Упрощение, устранение противоречий;
Превращение его в единое целое на всей территории республики Казахстан;
Предполагалось сократить количество налогов до 40-45%, а подоходного налога с граждан до 40%, чтобы не ослаблять стимулы деловой активности, уточнить ставки всех налогов: земельного, на имущество, физических лиц, рентные платежи и т.д. Главное должна быть прекращена практика ведения новых неэффективных налогов.
Налоговые отношения укрепились практикой. С 1 июля 1995 г. в Казахстане действовал новый Налоговый Кодекс. Он основан на правовых параметрах принятых в пространстве всего мира, и способствует созданию внутренней правовой базы, позволяющей нашей экономике быстрей переориентироваться на рыночные отношения, и отвечает интересам государства в целом. Включение механизмов принципиально новых налоговых отношений - важная страница в сравнительно короткой истории рыночных реформ в Казахстане. Между законом и его реализацией путь бывает долгий, но это когда закон не воспринимается жизнью. Государственная налоговая служба Казахстана была еще создана в 1991 г. в целях дальнейшего совершенствования системы контроля за соблюдением налогового законодательства. 1995 год стал самым революционным в первом пятилетии - год больших экспериментов радикального реформирования налоговой системы республики Казахстан.
И так, с 1995 г. - “года перелома” в налоговой политике - началась меняться налоговая система, хотя до совершенства еще нужно много и много изменять. Изменения налогообложения вызваны реальным состоянием экономики, которое и в 1996 году сложное. Только за январь недоимка в целом по всем налогам и платежам возросла на 4,8 млрд. тенге, но с 1 июля 1995 года появилась возможность расширить налоговую базу (новые поступления в бюджет), уточнить стратегию и оптимизировать тактику работы во всех подразделениях налоговых служб. Активизировать сотрудничество с правоохранительными и другими экономическими ведомствами. Механизм реализации Налогового кодекса начал действовать. Тем не менее, его вхождение в жизнь, внедрение в повседневную практику не будет простым и быстрым, любое положение должно вводится постепенно. Поэтому налоговая служба в начале 1996 года подготовила 4 проекта указов Президента, 18 проектов постановлений Правительства, 10 инструкций, направленных на подержание и развитие налоговой реформы. Основные ее идеи: формирование доходов в бюджет, экономическая нейтральность, справедливость и простота самой системы. Скажем, введена единая ставка подоходного налога для физических и юридических лиц (ранее взимался налог на прибыль), что соответствует общемировой практике.
Появилось понятие совокупного годового дохода, из которого вычисляются все расходы, связанные с его получением. Значительно упростили порядок амортизационных отчислений основных средств. Промышленники, предприниматели, финансисты и аграрии получили возможность для более стабильной деятельности: разрешен перенос убытков от предпринимательства на срок до пяти лет. Тем самым , внесены существенные изменения во все части налогового законодательства.
К концу 1998 г. завершилась работа (второй этап построения налоговой системы республики Казахстан 1996-1998) по созданию налоговой системы отвечающей в полном объеме условиям рыночной экономики. Со времени принятия Указа Президента Республики Казахстан , имеющего силу закона " О налогах " прошло более 5 лет . За это время экономика , структура экономических отношений , структура собственности ,взаимоотношения между государством и налогоплательшиком и даже менталитет людей серьезно изменились. С одной стороны, государство глубже осознало задачи , функции и цели налоговой политики , с другой многие экономические отношения оказались не охваченными действующим законодательством. На этой тонкой переломной границе и возникла необходимость разработки нового налогового законодательства действующей с 1 января 2002 года принято от 12.06.2001г.№ 209 – 11 Кодекс РК "О налогах и других обязательных платежах в бюджет". Принципиально ,новыми положениями Налогового Кодекса явилось, во первых, все, что с связано налогами и платежами в бюджет , объединено и регулируется одним документом. Во- вторых, четко изложены основные нормы налогового законодательства, четко исключает возможность их двойственного толкования. В- третьих, мы достигли главного – выравнивания налоговой нагрузки по различным отраслям народного хозяйства. Уровень налоговой нагрузки между различными сферами выравнивается- это самое важное. Созданы более благоприятные условия для всего социального сектора, для его самовыживания и самообеспечения, улучшился налоговой режим для производителей сельскохозяйственной продукции, что будет способствовать выходу из кризиса в ближайшие 5 лет .Есть два важных момента ,которые значительно влияют на налоговую нагрузку это все виды налогов на заработную плату плюс НДС. Существенно снижений налоговой нагрузки на выплачиваемую заработную плату через снижение ставки социального налога. Таким образом, снижении ставки социального и индивидуального подоходного налога. Важными моментами Налогового Кодекса являются систематизация основных налоговых положений, объединение всех норм налогового законодательства. Снижены ставки на НДС. Что, касается принципов налогообложения, взимания НДС, имущественных отношений, то здесь мы как никогда близки к международном стандартам. И это очень важно, поскольку дальнейшее благоприятное развитие Казахстана может осуществляться только через открытость экономики, интеграцию в мировые рынки на основе экономических отношений, устанавливающихся в мировой цивлизованной экономике. Однако, несмотря на определенные достижения, налоговую систему еще придется усовершенствовать, внося новые изменения..
2.2. Особенности налогообложения на современном этапе.
В Казахстане в настоящее время введена упрощенная система определения налоговой базы и введения налогового учета.
Важное значение в системе налогообложения приобретает четкая организация налогового и бухгалтерского учета, в основе которых лежит их взаимосвязь, связанная с доходом. В условиях развития рыночных отношений предприимчивые люди стараются создать свой бизнес. Успешно работать в своем деле, получать прибыль и избегать санкций со стороны налоговых органов непросто, надо много знать и уметь.
В разделе 3 "Общие положения" Главы 2 Налогового Кодекса РК "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" от 12 июня 2001года № 209-11 с учетом изменений и дополнений по состоянию 1 января 2004 года указано, что в качестве налогов уплачивается следующее:
Корпоративный подоходный налог
Корпоративный подоходный налог устанавливает, что налогооблагаемый доход налогоплательщика подлежит в общем случае обложению налогам по ставке 30 %. Налогооблагаемый доход определяется как разница между совокупным годовым доходам и вычетами.
В совокупный годовой доход включается все виды доходов налогоплательщика , а именно : доход от реализации товаров ( работ, услуг) , доходы от аренду имущества; безвозмездно полученное имушество ; выполненные работы ;предаставленные услуги ; дивиденды; положительная курсовая разница; выигрыши; превышение доходов над расходами, полученные при эксплуатации обьектов социалной сферы , и другие.
Вычеты – это расходы налогаплательщика связанные с получением совокуного годогово дохода и подлежащие вычету из суммы совокупного годового дохода при определении налогооблагаемого дохода. Так, при служебных командировках к вычетам относят: фактические произведенные расходы на проезд к месту командировки и обратно, включая оплату расходов на броню; фактически произведенные расходы на наем жилого помещения , включая оплату расходов за броню; суточные, выплачиваемые за время нахождения в пределах Республики Казахстан в командировке, в размере не более двух месячных расчетных показателей (МРП) в сутки (2*919). К вычетам относят представительские расходы по приему и обслуживанию лиц, производимые в целях установление или поддержания взаимного сотрудничества, а также для проведения собрания акционеров. К представительским расходом не относятся и не подлежат вычету расходы на организацию банкетов, досуга, развличений или отдыха. Представительские расходы относятся на вычеты в предалах норм, установленных Правителством РК.
Подлежат вычету также расходы, начисленные налогоплательщиком по оплате временной нетрудоспособности работников, отпуска по беременности и родам, по возмещению вреда, причененного работнику увечьем или иным повреждением здоровия в связи с исполнением им своих служебных обязанностей. Не подлежат вычету расходы капитального характера, штрафы и пени.
Вычеты по фиксированным активам (основным средствам и нематериальным активам предприятия ) рассчитываются путем исчисления амортизационным подгруппам. Амортизационные отчисление по каждой подгруппе подсчитоваются путем применения нормы амортизации (но не выше предельной ) к стоимосному балансу подгруппы . Стоимостный баланс подгруппы фиксированных активов – это итоговая сумма стоимости на начало налогового периода, полученая как итоговая сумма на конец предыдушего налогового периода и уменьшенная на сумму амортизационных отчислений.
Для корпоративного подоходного налога налоговым периодом является календарный год, а если организация была создана после начала календарного года, то первым налоговым периодом для нее является период со дня ее государственной регистрации до конца каледарного года. Плательщики не позднее 31 марта года , следуюшего года, за отчетным периодом, представляют налоговым органам декларацию и приложения к ней по раскрытию информации об объектах налогооблажения по корпоративному подходному налогу.
Индивидуальный подоходный налог
Индивидуальный подоходный налог уплачивают физические лица, имеющие доходы, облагаемые у источника выплаты и доходы, не облагаемые у источника выплаты. Некоторые виды доходов физических лиц не подлежат налогообложению, например, алименты полученные на детей и иждивенцев, выигрышей по лотереям в пределах пяти МРП , единовременные выплаты для оплаты медицинских услуг , при рождении ребенка , на погребение , подтвержденные документально, в пределах 50-кратного МРП в течение налогового года , пенсионные выплаты из Государственного центра по выплате пенсий и др.
Не облагаются индивидуальным подоходным налогам (налоговыми вычетами) сумма в размере МРП за каждый месяц в течение налогового года, сумма в размере МРП на каждого члена семьи, состоящего на иждивений работника , а также обязательные пенсионные взносы в накопительные пенсионные фонды в размере 10 % от минимальной заработной платы установленном законодательством РК.....
Мақала ұнаса, бөлісіңіз:
Ұқсас мақалалар:
» Дипломная работа: Структура и понятие налоговой службы
» Дипломная работа: Технико-экономическая характеристика организации
» Дипломная работа: Налог на собственность физических лиц - как источник дохода местных бюджетов
» Дипломная работа: Организация таможенного дела в Республике Казахстан
» Дипломная работа: Бухгалтерский учет расчетов с бюджетом
» Дипломная работа: Структура и понятие налоговой службы
» Дипломная работа: Технико-экономическая характеристика организации
» Дипломная работа: Налог на собственность физических лиц - как источник дохода местных бюджетов
» Дипломная работа: Организация таможенного дела в Республике Казахстан
» Дипломная работа: Бухгалтерский учет расчетов с бюджетом
Іздеп көріңіз: