Дипломная работа: Управление финансами в отраслях социальной сферы

Дипломная работа: Управление финансами в отраслях социальной сферы

Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ. РОЛЬ ФИНАНСОВ В РЕШЕНИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ 7
1.1. Управление финансами в отраслях социальной сферы 7
1.2 Экономические основы и принципы социального обеспечения 9
1.3 Понятие, основные элементы и принципы управления социальной защиты населения 14
1.4 Роль финансов в улучшении условий труда, активизации трудовых усилий человека 20
1.5 Использование финансов для решения социальных проблем 23

ГЛАВА 2. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 27
2.1 Социальная политика государства в Казахстане 27
2.2 Анализ современного состояния социального обеспечения населения 41
2.3 Анализ влияния источников дохода и социальных программ на снижение бедности в республике Казахстан 48

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ 55
3.1 Предложения по формированию в Казахстане современной системы управления социальной защиты населения 56
3.2 Финансовые методы повышения жизненного уровня населения 60
3.3 Финансовое обеспечение социальных гарантий 64
3.4 Совершенствование использования финансов в решении социальных проблем 66
3.5 Анализ сфер применения финансов в реализации социальных программ 68

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 80

Актуальность темы исследования. Переход к рыночным отношениям заострил внимание на проблеме теоретического и методологического осмысления социальной стороны создаваемой модели рыночного хозяйствования. Поэтому возникает необходимость выделения социальных компонентов современного рыночного хозяйства и определения места и роли системы социальной защиты населения в ее составе. В связи с этим, раскрытие теоретических аспектов формирования социальной защиты населения в рыночных условиях предполагает рассмотрение понятийного аппарата следующих основных категорий: "социальная защита населения", "система социальной защиты населения".
Термин «социальная защищенность» для стран с переходной экономикой является новым понятием. В планово-административной экономике социальная защита населения складывалась как государственное распределение социальных благ, гарантированных каждому члену общества в соответствии с его статусом. Социально-экономическая наука того периода не использовала термин "социальная защита", а применяла понятия "социальное обеспечение", "социальные гарантии", "социальная помощь". Социальное обеспечение – это конституционная обязанность государства по отношению к социально уязвимым слоям населения.
Под социальным обеспечением понималось форма распределения, гарантирующая гражданам при наступлении неблагоприятных ситуаций, государственную поддержку в виде пенсий, пособий, льгот. Социальные гарантии рассматривались как границы, пределы реализации социальных прав, признанные обществом необходимыми и возможными с позиций достигнутого уровня развития, наличия ресурсов для их реализации и зафиксированные в виде норм национального законодательства. Социальная помощь – это признание государством обязанностей обеспечить объекту помощь в поддержании условий существования в необходимых случаях условий развития. Па практике социальная помощь исполняла совокупность мер денежного и иного характера нуждающимся группам населения за счет средств государственного бюджета.
Категория социальной защиты имеет определенные разночтения в научной литературе. Широко распространена точка зрения, согласно которой социальная защита – это "помощь тем частям населения, которые либо совсем не могут принимать участие в рыночном процессе, либо могут принимать ограниченное участие по причине связанной с возрастом, здоровьем, недостаточной возможностью трудоустройства и т.д.".
Социальная сфера охватывает важнейшие стороны че¬ловеческой жизни. Ключевым направлением ее развития яв¬ляется повышение жизненного уровня людей.
Понятие "уровень жизни" употребляется в широком и узком значении. В широком смысле уровень жизни охватыва¬ет объем и структуру потребления, экономические и произ¬водственные условия труда и стимулы к труду, количество и качество свободного времени, изменения в демографичес¬ких процессах, размеры и состав собственности граждан, га¬рантии материального обеспечения членов общества и семей, другие предоставляемые обществом возможности для все¬стороннего развития личности. В узком (конкретном) значе¬нии "уровень жизни" представляет систему количественных (натуральных и стоимостных) показателей, характеризующих объем, степень и качество удовлетворения потребностей че¬ловека (размер душевого потребления продовольствия и дру¬гих товаров, обеспеченность семей товарами длительного пользования культурно-бытового назначения, среднедушевой денежный доход семьи, прожиточный минимум, реальные доходы и другие показатели).
Формирование уровня жизни происходит при непосред¬ственном и активном участии финансов. Объем потребления материальных и нематериальных благ зависит от величины доходов граждан и социальной политики государства. Уро¬вень жизни населения определяют, конечно, не номиналь¬ные, а реальные денежные доходы, объем которых зависит не только от величины оплаты труда, средних размеров пред¬принимательской прибыли, средней доходности ценных бумаг, но и от действующей системы налогов, ценового регулирования, уровня инфляции, размера дотирования и дру¬гих факторов. Реальные доходы граждан образуются в результате многократного финансового распределения и перераспределения стоимости. Они включают наряду с основ¬ными трудовыми доходами также и определенные суммы фи-нансовых надбавок и вычетов. В условиях рыночных отношений роль надбавок и вычетов существенно возрастает, они приобретают характер финансовых регуляторов денежных исходов населения.
Экономика страны как сложный народнохозяйственный комплекс может успешно развиваться, когда ее части и подразделения (отрасли, виды производств, территории и т.д.) подчинены потребностям общества и органично функциони¬руют во взаимодействии друг с другом.
Согласованность разных частей экономики достигается путем ее регулирования, под которым понимается измене¬ние темпов роста отдельных структурных подразделений с помощью перераспределения финансовых ресурсов, благода¬ря которому создаются необходимые финансовые предпосыл¬ки для осуществления структурных сдвигов в соответствии с изменяющимися потребностями общества.
Важная роль в развитии экономики принадлежит систе¬ме финансовых льгот и санкций. Финансовые льготы расши¬ряют возможности эффективного инвестирования денежных ресурсов в производство, благодаря чему создаются более благоприятные условия для его роста и совершенствования. К ним можно отнести, например, освобождение от налогооб¬ложения части прибыли предприятий, направляемой на на¬учно-технические разработки, проведение природоохранных мероприятий и т.п. Санкции же усиливают материальную от¬ветственность субъектов хозяйствования за конечные резуль¬таты деятельности, нарушение требований договорной, рас¬четной и финансовой дисциплины.
В нынешней системе финансовых взаимоотношений как льготы, так и санкции пока слабо задействованы на достиже¬ние лучших результатов хозяйствования. В действующих ныне законодательных актах система льгот не сориентирована на обеспечение приоритетных направлений развития экономи-ки. Недостаточно результативны и применяемые финансо¬вые санкции. Главный их недостаток в том, что они несораз¬мерны с величиной упущенной выгоды, особенно в части сан¬кций за выполнение договоров поставки. Система финансо¬вых льгот и санкций в данном случае нуждается в совершен¬ствовании с тем, чтобы повысить заинтересованность сторон по договору в укреплении их отношений и повышении дву¬сторонней ответственности за выполнение договорных усло¬вий по поставкам продукции.
При написании дипломной работы использованы методы общей теории статистики, системного и сравнительного анализа, научной абстракции, экспертных оценок, типологии и причинно-следственной детерминированности явлений, а также экономико-статистические методы.
Информационную базу исследования составляют справочные, статистические материалы и отчетные данные Агентства Республики Казахстан по статистике, Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан, фактические материалы отдельных региональных органов управления социальной защитой населения и некоторых организаций социального обслуживания. В работе использовались материалы отечественных и зарубежных периодических изданий, научных конференций, а также материалы других исследователей, опубликованные в печати (на все заимствования имеются ссылки).
Научная новизна дипломной работы заключается в том, что предпринята попытка всестороннего, комплексного анализа и решения проблем управления социальной защитой населения в условиях социально-экономических преобразований, осуществляемых в Республике Казахстан.
В ходе исследования сформулированы новые положения, выводы и рекомендации, выносимые на защиту, наиболее существенными из которых являются:
­ углублены и развиты теоретические представления о системе управления социальной защитой населения с учетом специфики ее развития в условиях рыночных преобразований;
­ проведена систематизация основных моделей социальной защиты населения, сравнительный анализ которых позволил выявить наиболее действенный механизм управления социальной защитой населения в рыночных условиях;
­ определены основные этапы формирования и развития системы управления социальной защитой населения, раскрыты их особенности и выявлена взаимосвязь и соотносительность управления социальной защитой населения с социально-экономическими реформами, осуществляемыми в Казахстане;
­ обоснована необходимость усиления регулирующей роли государства в соблюдении транспарентных, единых и равных правил обеспечения социальной защиты населения в условиях рыночных отношений;
­ место и роль частного бизнеса и общественных объединений в системе управления социальной защитой населения и даны рекомендации по их взаимодействию с государственными органами власти при решении социальных проблем;
­ разработаны рекомендации по совершенствованию системы управления социальной защитой населения в контексте ее соответствия требованиям рыночной экономики.
Научно-практическая значимость. Результаты исследования, отраженные в диссертационной работе, могут быть использованы при дальнейшем исследовании вопросов управления социальной защитой населения, в деятельности соответствующих ведомств при принятии научно обоснованных управленческих решений в ходе разработки основных направлений социальной политики государства, программ по социальной защите населения, как макро-, так и на мезоуровне.
Теоретические и практические положения и предложения диссертации могут быть использованы вузами Республики Казахстан при разработке учебных курсов по актуальным проблемам социальной политики государства и социальной защиты населения, а также в системе подготовки и повышения квалификации социальных работников.
Цель дипломной работы состоит в рассмотрении организации управленческого труда и его эффективности.
В соответствии с целью дипломной работы определяющей общую структуру изложения были сформулированы следующие задачи:
­ рассмотреть основы управления финансами, а также роль финансов в решении социальных проблем;
­ изучить современную систему социальной защиты в Республике Казахстан;
­ рассмотреть основные направления совершенствования системы управления социальной защиты населения в Казахстане.
Структура работы. Дипломная работа состоит из: введения, трех глав, заключения и библиографического списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ. РОЛЬ
ФИНАНСОВ В РЕШЕНИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

1.1. Управление финансами в отраслях социальной сферы

Управление финансами в отраслях социальной сферы осложня¬ется нестабильностью социально-экономических и обществен¬но-политических процессов. Современная государственная поли¬тика направлена на оздоровление экономики через усиление хозяйственной самостоятельности субъектов, передачу им компетенции по принятию управленческих решений, жесткую финансовую рег¬ламентацию затрат. В это же время отдельные проблемы в социаль¬ной сфере стали представлять серьезную опасность для социаль¬но-экономической стабильности в обществе. Вот почему при выра¬ботке стратегических решений учитываются их социальные послед¬ствия. Понятие «сфера» все шире входит в практику управления со¬циальными системами, так как они тесно взаимосвязаны друг с дру¬гом, органами управления, экономикой и финансами.
Общие основы управления следует рассматривать через ряд ключевых понятий, способных достаточно емко охарактеризовать содержание и цели управленческой деятельности, механизмы управленческого процесса, ожидаемые результаты. К таким поня¬тиям относятся управление, руководство, менеджмент, функции, взаимоотношения между управляемой и управляющей система¬ми, эффективность управления и т.п. В частности, под социаль¬ным (общественным) управлением понимается воздействие на об¬щество в целом и на его отдельные звенья (экономику, социаль¬но-политическую и духовную жизнь) с тем, чтобы обеспечить со¬хранение их качественной специфики, нормальное функциониро¬вание и развитие, успешное движение системы к заданной цели.
Можно выделить четыре направления совершенствования со¬циального управления, которые напрямую связаны с финансами:
­ разграничение компетенции, полномочий и ответственно¬сти органов управления всех уровней и обеспечение их эф¬фективного взаимодействия;
­ переход от распределительного и директивного к регулирую¬щему управлению;
­ развитие принципов автономности учреждений с одновре¬менным повышением ответственности за конечные результа¬ты деятельности;
­ развитие общественно-государственных форм управления.
Из-за отсутствия достаточного объема финансовых ресурсов при разработке стратегии управления всегда возникает необходи¬мость решения таких задач, как выбор приоритетов; выявление и использование новых источников финансирования, создание ор¬ганизационных и экономических механизмов рационального ис¬пользования имеющихся средств; обоснованное распределение полномочий по распоряжению ресурсами. Задача выбора приори¬тетов, которые необходимо обеспечить государственными финан-совыми ресурсами, на республиканском уровне заключается в том числе и в определении соотношения затрат на различные направления социальной политики.
Правовые нормы призваны установить строгую ответственность органов исполнительной власти за исполнение закона о бюджете, а бюджетных организаций - за целевое и экономное использование средств. Осуществляется это в том числе путем перемещения средств из коммерческих банков на счета органов казначейства в государственных банках, что позволит предотвратить необоснован¬ные расходы. Производится детальная расшифровка бюджетных назначений, постоянно контролируется степень исполнения бюд¬жета со стороны законодательной власти и органов финансового контроля. Здесь необходимо заметить, что контроль является од¬ной из важнейших управленческих функций. В современной ситуа¬ции его значимость возрастает и наполняется новым содержанием.
Цель контроля состоит в проверке выполнения установленных принципов, принятых планов, действующих инструкций. Функ¬ция контроля заключается и в разработке критериев оценки выпол¬нения поставленных задач, промежуточном и итоговом анализе эф¬фективности их решения, общей оценке деятельности, а также эко¬номической целесообразности расходов.
Осуществляются финансовые ревизии и проверки также министерствами и ве¬домствами, Государственными внебюджетными фондами, другими структурами. Для примера приведем новые органы государственно¬го финансового контроля - контрольно-счетные палаты или счет¬ные палаты. Они призваны осуществлять контрольную, экспертно-аналитическую и информационную деятельность, связанную с разработкой, утверждением и исполнением бюджета и смет вне¬бюджетных фондов; производить экономическую экспертизу про¬ектов законов, затрагивающих вопросы финансового характера; го¬товить предложения по совершенствованию деятельности органов исполнительной власти и бюджетного процесса в целом.
Не менее важное значение для эффективности управления име¬ют бюджетные нормы и нормативы, позволяющие объективно оп¬ределить бюджетные потребности регионов и учреждений. В этой связи исключительно актуальным является принятие Бюджетного кодекса РК, регламентирующего механизмы реализации социаль¬ных гарантий населению на основе нормативов минимальной бюд¬жетной обеспеченности, представляющих собой минимально до¬пустимую стоимость государственных и муниципальных услуг в денежном выражении в расчете на душу населения. Другим доми¬нирующим показателем для формирования расходов бюджета признан норматив финансовых затрат в расчете на одну социаль¬ную услугу.
Управление финансами социальной сферы осуществляется и на уровне органов управления, и на уровне учреждения. Основ¬ной задачей органа управления является обеспечение функциони¬рования социальной сферы в соответствии с целью, определен¬ной законами РК, программами развития. Нормальное функционирование социальных услуг не может быть обеспечено без формирования их рынка, без проекти¬рования новых видов учреждений, организации независимого контроля. К числу новых функций следует отнести маркетинг - исследование рынка спроса и предложений социальных услуг, ор-ганизацию пропаганды лучшего опыта работы и возможность ока¬зания платных услуг населению.
Анализ современного состояния социальных систем показыва¬ет, что они находятся в зоне административного (управленческо¬го) воздействия, ведущего не только к разнообразию, но и к упоря¬дочению их деятельности. Подтверждением этого является тенден¬ция к правовой регламентации и разделению финансовых полно¬мочий на уровне: орган управления - учреждение. Приоритетной является процедура делегирования обязанностей, прав и ответст¬венности.
Этот процесс рассматривается как экономический ме¬тод управленческих действий органа управления. Делегирование обязанностей тесно связано с распорядительством финансовыми ресурсами, которое происходит в процессе управления. При этом для выполнения распоряжений необходимо создать определен¬ные условия путем расширения прав руководителей учреждений по использованию выделяемых средств. Предполагается система¬тическое применение стимулов за диверсификацию источников финансирования и более эффективное использование имеющих¬ся ресурсов. Права же тесно связаны с властью, содержательной стороной которой выступают нормативные акты, собственность информация, возможность регулировать финансовые потоки.
Экономические отношения в социальной сфере регламентиру¬ются как государственными документами, так и отраслевыми ин¬структивно-методически¬ми материалами. Их перечень настолько обширен, а содержание так разноречиво, что без знания общих принципов бюджетного финансирования руководителям государ¬ственных и муниципальных учреждений чрезвычайно трудно ори¬ентироваться в действующей нормативно-правовой базе.
Нельзя не отметить также, что документы по финансово-экономическим вопросам постоянно меняются: интенсивно меняется налоговое законодательство; совершенствуется система оплаты труда; разви¬вается процесс становления финансовой самостоятельности учре¬ждений; ужесточаются правила контроля за целевым использова¬нием средств. Все это затрудняет решение стратегических и повсе¬дневных задач, отрицательно сказывается на финансовых взаимо¬отношениях учреждения с учредителем и другими экономически¬ми партнерами. Основными документами, регулирующими ответст¬венность и права учредителя и учреждения, являются договор о взаимоотношениях между ними и Устав учреждения. В них уста-навливается перечень расходов учреждения и указываются усло¬вия, при которых эти расходы могут производиться.
Таким образом, задачи управление финансами социальной сфе¬ры реализуются в первую очередь через бюджетную политику госу¬дарства. Главной проблемой бюджетной политики и государствен¬ного регулирования становится рационализация структуры бюдже¬та и правовая регламентация самого процесса его составления и ис¬полнения.
К числу приоритетных отнесены вопросы: полной про¬зрачности и подконтрольности расходов бюджета; уменьшения чис¬ла бюджетополучателей; сокращения экономически и социально неэффективных дотаций; усиления ответственности за исполнение бюджета перед получателями средств; достоверности отчетных дан¬ных; урегулированное отношений между бюд-жетом и негосудар¬ственными фирмами. Особое значение имеет перевод на полное или частичное самофинансирование социальной сферы.


1.2 Экономические основы и принципы социального обеспечения
Конституция Республики Казахстан каждому гражданину страны гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания де¬тей и в иных случаях, установленных законом.
Как экономическая категория социальное обеспечение пред¬ставляет собой систему распределительных отношений, в про¬цессе которых за счет части национального дохода образуются и используются общественные фонды денежных средств для мате¬риального обеспечения и обслуживания граждан.
В этом широком смысле социальное обеспечение включает соответствующее обеспечение всех членов общества независимо от источников образования фондов и организации обеспечения.
Основные виды расходов по социальному обеспечению - выплаты денежных пенсий и пособий.
Пенсии - это периодические выплаты определенных денеж¬ных сумм для материального обеспечения граждан в связи со старостью, инвалидностью, выслугой лет и смертью кормильца.
Существуют и другие формы социального обеспечения: про¬фессионально-техническое обучение, переобучение безработ¬ных, переобучение и трудоустройство инвалидов, бесплатное со¬держание нетрудоспособных в домах-интернатах для престаре¬лых и инвалидов, протезирование и снабжение инвалидов мото- и велоколясками, автомобилями, организация многих видов помощи на дому и т.д.
Социальное обеспечение - это проявление гуманизма, забота общества, государства о человеке, утратившем полностью или частично способность трудиться.
Содержание категории социального обеспечения. По вопросу содержания категории социального обеспечения среди экономи¬стов нет единого мнения. Ряд авторов конструируют понятие социального обеспечения в широком смысле, в которое включают совокупность определенных социально-экономических ме¬роприятий, связанных с бесплатным обеспечением матери и ре-банка, граждан в старости и в случае нетрудоспособности, с бесплатным медицинским обслуживанием и лечением. Другие рассматривают социальное обеспечение и социальное страхова¬ние как однопорядковые экономические категории. Третьи вво¬дят понятие социального обеспечения в узком смысле, к кото¬рому относят виды обеспечения, не охватываемые социальным страхованием. Наконец, четвертые считают, что существует единое понятие социального обеспечения, включающего различные формы и виды обеспечения нетрудоспособных, в том числе и социальное страхование.
Конституция РК гарантирует гражданам Казахстана право на труд, отдых, охрану здоровья, социальное обес¬печение в старости, в случае болезни, полной или частичной ут¬раты трудоспособности и потери кормильца, право на жилище, нa образование, на пользование достижениями культуры, право участия в управлении государственными и общественными де¬лами и т.д. Если встать на позиции толкования социального обеспечения в широком смысле, то в него следовало бы вклю¬чить не только бесплатное медицинское обслуживание, лечение, но и бесплатное образование, пользование достижениями культуры и другие социально-экономические мероприятия, предусмотренные Конституцией. Но ведь каждое из этих прав преду¬сматривает удовлетворение различных потребностей граждан и обеспечивается соответствующими, предусмотренными Консти¬туцией, мероприятиями и средствами. Так, право на материаль¬ное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или час¬тичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца обеспечивается различными формами социального обеспечения. Специальные формы предусмотрены для обеспечения права на охрану здоровья, т.е. на бесплатное медицинское обслуживание и лечение. Иначе говоря, различные потребности граждан име¬ют свои, специфические формы их удовлетворения. Соответст¬венно этому образуются и фонды денежных средств. Следова¬тельно, для расширительного толкования социального обеспе¬чения достаточных оснований не имеется.
Социальное обеспечение и социальное страхование. Нельзя при¬знать обоснованной точку зрения о параллельном существовании социального обеспечения и социального страхования как само¬стоятельных однопорядковых экономических категорий, согласно которой к социальному обеспечению относятся мероприятия, осуществляемые за счет прямых ассигнований государственного бюджета, а к социальному страхованию - мероприятия за счет средств фонда социального страхования.
В направлениях расходов за счет прямых ассигнований на социальное обеспечение из государственного бюджета, Пенси¬онного фонда и Фонда социального страхования нет различий принципиального характера. Как за счет прямых ассигнований, так и за счет Пенсионного фонда и Фонда социального страхо¬вания выплачиваются пенсии по старости, по инвалидности, по выслуге лет, по случаю потери кормильца, пособия по случаю рождения ребенка и на погребение, пособия по беременности и родам и др. Различия состоят только в контингенте обеспечи¬ваемых. Из средств Пенсионного фонда и Фонда социальною страхования обеспечиваются рабочие и служащие, научные ра¬ботники, непосредственно из бюджета - военнослужащие, на¬чальствующий состав органов Министерства внутренних дел, национальные службы безопасности, таможенных органов и не¬которые другие категории.
Таким образом, нет оснований считать социальное страхова¬ние самостоятельной категорией, существующей параллельно и независимо от социального обеспечения.
Наоборот, социальное страхование относится к социальному обеспечению как частное к целому, является одной из форм социального обеспечения.
Источники социального обеспечения. Важное значение имеет вопрос об экономических источниках социального обеспечения, его связях с прежней трудовой деятельностью граждан. Одни экономисты источником образования общественных фондов потребления, включая выплаты пенсий, считают прибавочный про¬дукт, другие связывают общественные фонды потребления с не¬обходимым продуктом.
Анализ различных фондов социального обеспечения и вы¬плат из них показывает, что источником одних является необхо¬димый продукт, других - прибавочный. Так, выплаты пособий по временной нетрудоспособности, пособий по беременности и ро¬дам, расходы на обучение и трудовое устройство инвалидов, пе¬реобучение безработных своим источником имеют необходимый продукт. Назначение этих выплат - предоставить необходимые жизненные блага работнику в период его временной нетрудо¬способности, безработицы. Эти выплаты непосредственно свя¬заны с затратами на воспроизводство рабочей силы.
Иное положение с выплатой пенсий. Это выплаты нетрудо¬способным гражданам. В настоящее время в нашей стране чис¬ленность лиц, получающих пенсии, составляет свыше 38 млн. человек.
До начала трудовой деятельности каждое молодое поколение нашей страны содержится как за счет необходимого продукта (в форме оплаты труда родителей), так и за счет прибавочного про¬дукта (в форме льгот и услуг из общественных фондов потребле¬ния). С начала трудовой деятельности и до выхода на пенсию (за 35 - 40 лет) это поколение создает общественный продукт (необ¬ходимый и прибавочный) во все увеличивающихся объемах.
Значительно увеличивается часть прибавочного продукта направленная в фонд накопления. В результате быстро растет объем национального богатства. Следовательно, каждое новое поколение передает последующему значительно больший объем национального богатства (включая основные производственные и непроизводственные фонды), чем само получает от своего предшественника. На этой основе каждое новое поколение сво¬им трудом увеличивает производство валового продукта. При этом возрастает как объем необходимого продукта, используе¬мого на удовлетворение личных потребностей работников мате¬риального производства, так и прибавочного продукта, направ¬ляемого на развитие производства и на образование обществен¬ных фондов потребления, в том числе на содержание нетрудо-способных членов общества.
В экономически развитых государствах выплата пенсий осуществляется из пенсионных фондов, создаваемых в тече¬ние многих лет в основном путем вычетов части заработной платы трудящихся. Поэтому там пенсионные фонды пред¬ставляют собой зарезервированную часть необходимого про¬дукта, которую работник получает после выхода на пенсию по старости или инвалидности. До 1990 г. в бывшем СССР основным источником социаль¬ного обеспечения рабочих и служащих являлся бюджет социаль¬ного страхования, а колхозников - централизованный союзный фонд социального обеспечения колхозников и централизованный союзный фонд социального страхования колхозников. Поскольку средств этих фондов, формируемых за счет страховых взносов, было недостаточно для финансирования всех расходов, значи¬тельные дотации в них поступали из государственного бюджета.
С принятием в мае 1990 г. Верховным Советом СССР Закона «О пенсионном обеспечении граждан в СССР» все граждане пен¬сиями стали обеспечиваться по этому закону за счет средств соз¬данного для этой цели Пенсионного фонда. Кроме пенсий из этого Фонда стали выплачиваться пособия по уходу за ребенком до достижения ими возраста, установленного законодательством, пособия на детей малообеспеченным семьям, повышение пенсий в связи с изменением индекса стоимости жизни и ростом зарпла¬ты, содержание органов управления Фондом и некоторые другие. Все остальные затраты по социальному обеспечению населения осуществлялись из Фонда социального страхования.
В целях совершенствования системы управления средствами, направляемыми на социальное обеспечение, гарантированного финансирования выплат пенсий и пособий в условиях перехода к рыночным отношениям,
Значительные ассигнования на социальное обеспечение на¬правляются непосредственно из государственного бюджета. За счет их обеспечиваются пенсиями и пособиями военнослужащие казахстанской армии, железнодо-рожных войск, внутренних войск МВД, лица рядового и на¬чальствующего состава органов МВД, КНБ, службы внешней разведки, налоговой полиции и их семьи и некоторые другие категории граждан.
Бюджетные средства ассигнуются также на обучение и тру¬довое устройство инвалидов, содержание домов-интернатов для престарелых инвалидов, на протезирование и приобретение транспортных средств для инвалидов, оказание им санаторно-курортной помощи, выплату пособий на детей. За счет бюджет¬ных средств содержатся врачебно-трудовые экспертные комис¬сии и органы социальной защиты населения.
Следовательно, за счет бюджетных ассигнований на социальное обеспечение создаются условия для возвращения к труду лиц, по¬терявших трудоспособность, и гарантируется материальное обеспе¬чение отдельных категорий трудящихся при наступлении нетрудо¬способности или других обстоятельств, предусмотренных законом.
Осуществление социального обеспечения возложено на Ми¬нистерства труда и социального развития Республики Казахстан.
Назначение пенсий и пособий офицерам, прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы казахстанской армии, пограничных войск, железнодорожных войск, внутренних войск МВД, лицам рядового и начальствующего состава органов МВД, КНБ, службы внешней раз¬ведки, налоговой полиции и их семьям производится соответст¬вующими ведомствами.
Расходы на пенсии и пособия планируются, исходя из числен¬ности пенсионеров и размеров пенсий в планируемом периоде.
В нашей стране право на материальное обеспечение в ста¬рости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудо¬способности, а также потери кормильца в соответствии с Кон¬ституцией РК гарантируется различными формами социального обеспечения.
Не обра¬зуется заранее пенсионный фонд для будущих пенсионеров и за счет государства. Фонд для обеспечения нетрудоспособных выделяется и используется ежегодно в процессе распределения внутреннего валового продукта и национального дохода.
Поскольку неработающие пенсионеры не создают ни необ¬ходимого, ни прибавочного продукта и в период их трудовой деятельности пенсионный фонд для них не создавался, постоль¬ку источником ежегодно образуемого пенсионного фонда явля¬ется та часть внутреннего валового и национального дохода, ко¬торая создана прибавочным трудом работающего поколения, т.е. прибавочный продукт.
Принципы социального обеспечения. Важной особенностью социального обеспечения являются гуманные принципы его построения.
1. Всеобщность. Принцип заключается в том, что при наступ¬лении нетрудоспособности по возрасту или вследствие инвалид¬ности социальная обеспеченность распространяется на всех тру¬дящихся, без каких-либо исключений и независимо от пола, воз¬раста, национальности, расы, характера и места работы, форм ее оплаты. Социальному обеспечению подлежат все нетрудоспособ¬ные члены семьи умершего кормильца: несовершеннолетние де-ти, братья, сестры, внуки, престарелые или нетрудоспособные жена (муж), отец, дед, бабушка и некоторые другие.
2. Общедоступность - условия, определяющие право на ту или иную пенсию, доступны для всех.
3. Размер и форма обеспечения зависят от прошлого труда: длительности стажа, условий работы, размера заработной платы, других факторов, связанных с трудовой и общественной дея¬тельностью. Этот принцип находит свое отражение в социаль¬ном обеспечении опосредовано, через заработную плату, по¬скольку пенсии и многие виды пособий исчисляются от зара¬ботной платы.
4. Разнообразие предоставляемых форм обеспечения и услуг - это пенсии и пособия, трудоустройство, разнообразные меро¬приятия по укреплению здоровья, предупреждению и снижению заболеваемости, помещение в дома-интернаты для инвалидов и престарелых, обеспечение мото- и велоколясками и автомоби¬лями, протезирование и т.д.
5. Демократический характер организации социального обеспе¬чения и его управления. Особенно велика в этом роль профессио¬нальных союзов, представители которых участвуют в работе ко¬миссий по назначению пенсий и в работе органов медико-социальной экспертизы, принимают непосредственное участие совместно с администрацией в оформлении документов уходя¬щих на пенсию работников через комиссии по пенсионным во¬просам при фабричных, заводских комитетах профсою¬за. Большую работу по социальному обеспечению трудящихся проводят постоянные комиссии по социальному обеспечению и здравоохранению.

1.3 Понятие, основные элементы и принципы управления социальной защитой населения
Система социальной защиты – это комплекс государствен¬ных мер экономического, правового и организационного характера для поддержки населения в случаях наступления социальных рисков. Система социальной защиты должна охватывать весь жизненный путь человека и защищать его права и интересы на протяжении всего жизненного пути. Система социальной защиты населения должна являться стержнем социальной политики государства. В то же время, социальная политика, как часть социально-экономической политики государства, включает такие направления, как выравнивание доходов работников но отраслям и сферам занятости, поднятие уровня доходов отдельных категорий занятых (бюджетная сфера), активные методы регулирования занятости населения и т.д.
Понятие системы социальной защиты населения обозначает определенную целостность, упорядоченность, взаимную связь различных частей такого явления, как "социальная защита населения".
Основным субъектом социальной защиты на протяжении веков остается государство, т.е. институты и организации, реализующие функции социальной защиты.
К субъектам социальной защиты можно отнести и политические партии, которые представляют интересы определенных социальных групп и через свои функции в парламенте участвуют в выработке правовой базы, добиваясь реализации интересов представленной группы.
К объектам социальной защиты населения относятся граждане и члены их семей, на которых непосредственно распространяется социальная защита населения.
Специфика социальной защиты в том, что это форма распределения материальных благ не в обмен на затраченные усилия в процессе трудовой деятельности, а в целях удовлетворения физических, социальных и иных потребностей всех членов общества, а особенно тех, кто самостоятельно не способен обеспечить достойную жизнь себе и своим семьям.
Исходя из данной специфики, выделяются следующие признаки социальной защиты населения:
­ объективные основания, вызывающие необходимость в применении соответствующих механизмов, направленных на поддержание или обеспечение определенного уровня жизни;
­ способы предоставления средств к существованию особо нуждающихся членов общества;
­ закрепление правил в предоставлении социальной защиты.
Основными принципами построения социальной защиты можно считать следующие:
­ адресность мероприятий;
­ дифференцированный подход при определении размеров и видов помощи;
­ комплексность социальной помощи, предполагающая возможность предоставления несколько ее видов;
­ динамичность оказания социальной защиты;
­ ориентация на активный и опережающий тип социальной защиты населения, недопущения социального иждивенчества;
­ доступность и бесплатность информации о порядке и условиях предоставления всех видов социальной помощи;
­ всеобщность социальной защиты населения;
­ социальное партнерство и солидарность всех слоев населения в решении задачи социальной защиты;
­ широкое участие благотворительных и общественных организаций в развитии форм и видов социальной защиты;
­ взаимодействие органов местного самоуправлениям негосударственных организаций с органами государственной власти в сфере социальной защиты на основе социального партнерства.
По нашему мнению, к принципам построения социальной защиты необходимо отнести индивидуальность адресного подхода, путем создания Единой социальной информационной базы.
Важным элементом адресной социальной системы должно быть формирование единых баз данных о получателях социальных услуг, осуществление персонифицированного учета получателей социальных пособий, льгот и выплат. Без этого невозможно повысить эффективность социальной защиты и избежать дублирования затрат.
Система социальной защиты населения рассматривается как совокупность правовых, социальных, организационных и экономических мер, направленных на обеспечение соблюдения важнейших социальных прав и гарантий каждого члена общества, а также – на достижение приемлемого уровня жизни населения, его отдельных групп, слоев и классов.
Социальная защита населения представляет собой сложное явление, отражающее систему отношений по поводу обеспечения условий функционирования социальной среды в условиях рыночных преобразований, при этом она затрагивает интересы всех слоев и категорий населения, влияет на экономическое развитие государства. Основные элементы системы социальной защиты населения представлены на рисунке 1.1.



Рисунок 1.1. Основные элементы системы социальной защиты населения

Эффективность системы социальной защиты всецело зависит от уровня и степени управляемости этой системой. Управление социальной защитой населения следует рассматривать как вид социального управления, который представляет собой сложную, целенаправленную и открытую организационную систему, имеющую интенсивные связи с внешней средой, состоящую из иерархических подсистем и обладающую способностью обретать новые структуры и качества, которые характеризуются элементами неопределенности и непредсказуемости.
Управление социальной защитой населения, на наш взгляд, представляет собой многоуровневую систему, где в качестве объекта (управляемая система) выступает деятельность по социальной защите населения, а субъектом (управляющей системой) является система соответствующих органов управления. Системе управления социальной защитой населения присущи такие свойства, как: взаимосвязь (взаимозависимость) между элементами; взаимозависимость и взаимодействие с внешней средой; целостность, структурность, иерархичность,, устойчивость, автономность системы.
Для эффективного функционирования системы управления социальной защитой населения необходим такой механизм, который отвечал бы императивам рыночной экономики. Механизм управления социальной защитой населения представляет собой определенный порядок регламентации всей совокупности функций, методов, рычагов и стимулов принятия управленческого решения в области социальной защиты населения, направленный на достижение его эффективности в данных конкретно-исторических условиях. Его эффективное функционирование предполагает соблюдение основных (или общих) и специфических принципов управления социальной защитой населения (рис. 1.2).



Рисунок 1.2. Принципы управления социальной защитой населения

Соблюдение принципов управления социальной защитой населения осуществляется через реализацию функций, которые представляют особые виды деятельности, выражающие направления или стадии осуществления целенаправленного воздействия на связи и отношения людей в процессе поддержания на определенном уровне жизнедеятельности общества (как в целом, так и его отдельных членов).
Проблема управления социальной защитой населения относится к числу межфункциональных, межотраслевых и многопрофильных проблем. В связи с этим, ее решение требует комплексного, системного подхода, одновременного учета экономических, организационных, социальных факторов. В этом случае наравне с экономическими, организационными, правовыми, информационными методами управления широко используется программно-целевой метод, сущность которого заключается в формулировании целей развития системы с последующим распределением ресурсов для реализации поставленных целей. При этом заслуживает внимания проблема нахождения оптимальной комбинации взаимосвязанных, и в то же время взаимопротиворечивых целей социальной защиты населения.
На основе комплексного анализа зарубежного опыта предложен критерий – показатель степени государственного вмешательства в социальную сферу, в соответствии с которым проведена систематизация основных зарубежных моделей управления социальной защитой населения и дана их подробная характеристика (таблица 1.1). Обоснована необходимость и целесообразность использования в отечественной практике наиболее прогрессивных элементов этих моделей. При формировании отечественной системы управления социальной защитой населения необходимо осуществить:
­ перенос акцента с наращивания государственных инвестиций в социальную сферу на рационализацию их использования;
­ приватизация социальной сферы или коммерциализация социальных услуг;
­ развитие социальных функций частного бизнеса и неправительственных общественных организаций.
В современных рыночных условиях возрастает роль коммерческих структур и институтов гражданского общества как агентов социальной политики. На долю государства остаются функции координации деятельности других агентов, постановки стратегических задач по достижению социального единения в обществе, что влечет за собой усиление его регулирующей роли.
Характерной чертой советской модели управления социальной защитой населения была система двойного подчинения и контроля, что с одной стороны – усиливало возможности контроля исполнения, а с другой – приводило к ее усложнению и усилению бюрократизации всей системы.
С переходом к рыночным принципам хозяйствования появилась настоятельная необходимость в формировании новой системы управления социальной защитой населений, отвечающей быстро меняющимся условиям. Основные зарубежные модели управления социальной защитой населения приведены в таблице 1.1

Таблица 1.1 - Основные зарубежные модели управления социальной защитой населения
Модель социальной защиты Страна Краткая характеристика модели по степени участия государства в системе управления социальной защитой населения
Социал-демок-рати¬ческая модель Швеция - государство - главный производитель и оператор по предоставлению соц. услуг;
- аккумуляция в руках государства огромных финансовых ресурсов за счет высокого уровня налогообложения доходов граждан и предприятий;
- прямое перераспределение государственных доходов на социальные трансферты;
- всеобщность, общедоступность социальных услуг.
Неолибе-раль¬ная модель США - невмешательство государства в социально-экономические процессы;
- опора каждого отдельного индивида на собственные силы, при развитой системе предоставления различных программ вспомоществования лицам, не способным самостоятельно обеспечить себя;
- дальнейшая индивидуализация ответственности за самообеспечение;
- косвенное перераспределение государственных доходов через рынок труда (высокий уровень занятости)
Неокон-серва¬тив¬-ная мо-дель Германия - плюралистический механизм регулирования социальных процессов: проводниками социальной политики являются, кроме государства, профсоюзы, предприятия, церковь, различные союзы и группы взаимопомощи;
- на государство возложена функция формирования такой экономической среды, которая благоприятствовала бы активной самореализации каждого члена общества в собственно экономической сфере и гарантировала бы ему достаточный уровень стабильности, уверенности в завтраш-нем дне;
- не прямое перераспределение государственного дохода, а создание и поддержание гармонического порядка, в рамках которого должен протекать экономический процесс;
- ориентация мер социальной защиты, прежде всего, на трудоактивное население, т.е. на тех, кто в течение ряда лет трудовой деятельности делает положенные взносы в соответствующие страховые фонды;
- широко развита интеграция рабочих в управление через систему коллективных договоров на всех уровнях.
Модель корпора-тивного патерна-лизма Япония - перенос решения задач социальной защиты работников на плечи различных промышленных корпораций и объединений при использовании принципа пожизненного найма, который гарантирует работнику постоянное место работы чуть ли не на протяжении всей его жизни;
- развитая система коллективных переговоров на уровне предприятий и фирм и ее отсутствие на региональном или национальном уровнях;
- сильная раздробленность системы социальной защиты и многообразие форм социального обеспечения, социального страхования и общественного вспомоществования.


Таблица 1.2. Этапы становления системы управления социальной защитой населения в Республике Казахстан
Этапы Основные изменения в экономике Основные изменения в системе соцзащиты населения Вид государственного управления социальной
защитой населения
1 этап -1991-1993 годы • разрыв хозяйственных связей;
• снижение объемов производства, массовое высвобождение работающих;
• гиперинфляция • применение переходных форм социальной защиты;
• создание новых структур в системе управления социальной защитой населения: лужбы занятости и фонда содействия занятости ПАТЕРНАЛИСТСКИЙ
Исключительное положение государства в управлении соцзащитой населения
2 этап -1994 -1995 годы • создание собственной денежной системы;
• жесткая денежно-кредитная политика;
• рост числа остановок производства;
• развитие частной и других
не государстве иных форм собственности • переход к адресности предоставления социальной помощи;
• постепенный отказ от социальных льгот и замена их на денежные компенсации;
• введение в 1995 г. страховой медицины, образование Фонда обязательного медицинского страхования и др. ДЕФИЦИТНО-ПАТЕРНА-ЛИСТСКИЙ
Крайняя ресурсная ограниченность, остаточный принцип финансирования
социальной сферы
3 этап -1996-1997 годы • регулирование денежного предложения;
• платежный кризис предприятий;
• перевод жилищной сферы в режим безубыточно го функционирования • передача объектов социально-культурного назначения из ведения предприятий на балансы местных органов власти;
• создание новых структур – Центры по выплате жилищных пособий ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ
Преимущественное положение государства и зарождение не государственного социального сек-тора
4 этап -1998 -1999 годы • резкий спад производства;
• резкое снижение поступлений в бюджет;
• введение с 4 апреля 1999 года свободно плавающего курса национальной валюты;
• рост потребительских цен • упразднение внебюджетных социальных фондов и введение единого социального налога;
• введение вместо различных видов льгот и привилегий специального государственного пособия; СМЕШАННЫЙ
Сохранение преимущественного положения государства с одновременным
развитием негосударственного сектора в системе соцзащиты населения
5 этап-2000-2004 годы • устойчивые позитивные тенденции основных макроэкономических показателей;
• развитие частного сектора;
• политика увеличения денежной массы; • разработка и принятие новой Концепции социальной защиты населения РК
• Введение в действие нового закона РК «О труде в РК»
• Реализация Закона «О социальном партнерстве в РК»
• Создание новой структуры MTC3H - Госинспектор труда.
• Реализация Закона «Об оказании адресной соц-ой помощи» СМЕШАННО- КОМПЕНСАЦИОННЫЙ
Придание государству статуса партнера в решении социальных проблем;
формирование рыночных элементов соцзащиты населения
6 этап - с 2005 года • устойчивый экономический рост;
• рентабельное функционирование всех отраслей экономики;
• сбалансированное развитие экономики регионов • Реализация Закона о социальном страховании;
• Принятие и реализация Законов:
о социальной защищенности инвалидов; о социальной защищенности материнства и детства; об обязательном страховании на случай утраты трудоспособности. КОМПЕНСАЦИОННЫЙ Формирование трехуровневой системы соцза-щиты, что основано на компенсацион-ном характере за-щиты от социаль-ных рисков



1.4 Роль финансов в улучшении условий труда, активизации трудовых усилий человека
В понятие уровня жизни органичной составной частью входят производственные и экономические условия труда. Производствен¬ные условия труда включают техническую вооруженность и технологию трудового процесса, профессиональную и общегуманитарную подготовленность кадров, уровень охраны труда и техники безопасно¬сти. Экономические условия труда подразумевают в первую очередь мотивацию человека к активной трудовой деятельности.
Побудительные мотивы к труду выступают в качестве исходной фазы совершения трудовых процессов. В условиях командной эко¬номики общественно полезная деятельность членов общества зижди¬лась, с одной стороны, на административном принуждении, а с другой - на отсутствии реальных альтернативных источников суще¬ствования у подавляющего большинства граждан. Материальную ос¬нову такого способа привлечения к труду составляло безраздельное господство государственной формы собственности.
Многочисленные попытки найти подлинные стимулы человека к труду наталкивались на неразрешаемые в рамках административ¬но-командной системы противоречия, связанные с отчуждением работника от собственности. При переходе на рыночные основы хо¬зяйствования главным инструментом финансового воздействия на стимулирование трудовой активности становится участие работников в распределении чистой прибыли предприятий и управлении произ¬водством исходя из доли владения совместным имуществом.
Конкретные формы распределения конечного дохода между члена¬ми трудовых коллективов или совладельцев имущества находятся в прямой зависимости от формы собственности - акционерной, коо¬перативной, арендной; в условиях частной собственности также возникают отношения финансового распределения, однако, здесь стимулирующую роль играет не деление конечного продукта между членами коллектива, а доля чистого дохода, оставляемая частному предпринимателю государством. Продуманный механизм налоговых и социальных льгот может стать мощным стимулом наращивания частными владельцами своего производственного потенциала, совер¬шенствования техники и технологии, улучшения качества продукции и ус-луг.
Побудительные мотивы к активизации трудовых усилий человека включают не только формы и способы вознаграждения за труд, уча¬стия в управлении производством и распределении дохода, но и ха¬рактер предстоящего трудового процесса, квалифицированность и престижность данной специальности, возможность служебного и про¬фессионального роста, другие производственные условия.
Роль финансов в создании этих условий чрезвычайно важна и мно-гогранна. Прежде всего с помощью финансов создаются условия для подготовки трудовых ресурсов. Для этого необходимо иметь целую систему источников финансирования учебных заведений, обеспечи¬вающих общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное и высшее образование, а также подготовку научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации. Таким источ¬ником могут выступать средства республиканского бюджета, региональных внебюджетных фондов, а также средства заинтересо¬ванных предприятий, объединений и организаций.
В условиях рыночной экономики утрачивается монополия государ¬ства на образование и подготовку кадров, и это не может не ска¬зываться на финансировании обучения специалистов. Появление вневедомственных независимых учебных заведений, функционирую¬щих на принципах самоокупаемости, знаменует отказ от всеобщего бесплатного образования и привлечение в систему подготовки кадров средств населения. Обучение специалистов проводится и за счет по¬требителей кадров путем частичного или полного покрытия ими расходов учебных заведений. Важную роль призваны сыграть также средства благотворительных и других специальных целевых фондов. Финансирование может осуществляться и на спонсорских на¬чалах. Государственное стимулирование спонсорства обеспечивается освобождением от уплаты налогов прибыли (в определенных преде¬лах), направляемой на гуманитарные цели.
Одним из направлений воздействия финансов на улучшение производственных условий труда является обеспечение необходи¬мыми денежными средствами постоянного обновления матери¬ально-технической базы производства, стимулирование внедрения прогрессивных технологий, снижения доли неквалифицированных, тяжелых и вредных для здоровья человека работ. Как правило, свя¬занные с этим мероприятия требуют крупных капитальных затрат, поэтому для их финансирования, помимо собственных средств пред¬приятий и организаций, привлекаются средства новых акционеров, кредиты банков, организаций и частных лиц, а на государственных предприятиях - бюджетные субсидии.
Государство призвано всемерно содействовать развитию производ¬ства на передовой научно-технической основе. Этому способствует новая система налогообложения предприятий, при которой из обла¬гаемой прибыли подлежит исключению часть осуществляемых предприятием затрат на проведение научно-исследовательских ра¬бот, подготовку и освоение новых прогрессивных технологий и видов продукции, опытно-конструкторских работ. Впервые в нашей стране начала применяться практика предоставления инвестиционного на¬логового кредита. В себестоимость продукции разрешается вклю¬чать расходы, связанные с ускоренной амортизацией основных фондов; одновременно прекращено начисление и списание на себе¬стоимость амортизационных отчислений по оборудованию и другим видам основных фондов, если по ним истекли нормативные (паспорт¬ные) сроки эксплуатации.
Помимо крупномасштабных затрат на реконструкцию и техническое перевооружение производства любое предприятие обязано осу¬ществлять постоянные текущие расходы, связанные с охраной труда (и соблюдением техники безопасности работ. Финансовое обеспечение этих расходов выступает еще одним направлением воздействия финансов на улучшение условий труда.
Охрана труда - комплексное понятие, имеющее как широкое, так и конкретное значение. В узком смысле охрана труда предполагает соблюдение санитарных норм и норм безопасности при производст¬ве работ, обеспечение нормального режима трудовой деятельности, недопущение к производству лиц, не соответствующих требованиям данной профессии по состоянию здоровья и уровню квалификации, не прошедших предварительный инструктаж по технике безопас¬ности, и т.д. Расходы, связанные с выполнением этих требований, производятся на основании коллективных договоров между админи¬страцией предприятия и работниками под контролем профсоюзных комитетов. Основная их часть относится на себестоимость продукции в составе общехозяйственных (накладных) расходов. Осуществление отдельных мероприятий обеспечивается за счет фондов социального назначения, формируемых из остающейся у предприятия чистой при¬были. Дополнительные затраты в этой области могут производиться по инициативе профсоюзов за счет имеющихся в их распоряжении денежных средств.
В более широком смысле под охраной труда понимают всю дея¬тельность предприятий, общественных организаций и государства, направленную на сохранение здоровья и трудоспособности работни¬ков. Охрана труда охватывает не только конкретно производствен¬ные, но и многие социальные моменты. Прежде всего речь идет о развитии социальной инфраструктуры предприятий и регионов. Госу¬дарство предоставляет предприятиям и организациям значительные налоговые льготы, связанные с их участием в финансировании соци¬альных нужд. Подлежащая налогообложению прибыль (доход) пред¬приятий уменьшается на величину затрат, связанных с содержанием принадлежащего предприятию жилого фонда, находящихся на его ба¬лансе объектов здравоохранения, народного образования, культуры, спорта, детских дошкольных учреждений, лагерей для летнего и зим¬него отдыха детей и подростков, домов для престарелых и инвалидов. Однако данная налоговая льгота предоставляется предприятиям и ор¬ганизациям в пределах норм социальных расходов.
Другая часть расходов на социальные нужды производится предприятиями за счет прибыли, остающейся после уплаты налогов. Сюда относятся материальная помощь нуждающимся работникам, оплата дополнительно предоставляемых (сверх предусмотренных законода¬тельством) отпусков, включая отпуска женщинам, воспитывающим детей, надбавки к государственным пенсиям и единовременные посо¬бия уходящим на пенсию ветеранам труда, материальное поощре¬ние работников медицинских, детских, культурно-просветительных, учебных, спортивных учреждений, организаций общественного питания и других организаций, обслуживающих трудовые коллективы предприятия и не входящих в их состав.
Эти, а также целый ряд других расходов, осуществляемых пред-приятиями, позволяют значительно улучшить условия труда своих работников, мобилизовать их трудовые усилия на достижение высоких конечных результатов деятельности.

1.5 Использование финансов дня решения социальных проблем
Социальная сфера охватывает важнейшие стороны че¬ловеческой жизни. Ключевым направлением ее развития яв¬ляется повышение жизненного уровня людей.
Понятие "уровень жизни" употребляется в широком и узком значении. В широком смысле уровень жизни охватыва¬ет объем и структуру потребления, экономические и произ¬водственные условия труда и стимулы к труду, количество и качество свободного времени, изменения в демографичес¬ких процессах, размеры и состав собственности граждан, га¬рантии материального обеспечения членов общества и семей, другие предоставляемые обществом возможности для все¬стороннего развития личности. В узком (конкретном) значе¬нии "уровень жизни" представляет систему количественных (натуральных и стоимостных) показателей, характеризующих объем, степень и качество удовлетворения потребностей че¬ловека (размер душевого потребления продовольствия и дру¬гих товаров, обеспеченность семей товарами длительного пользования культурно-бытового назначения, среднедушевой денежный доход семьи, прожиточный минимум, реальные доходы и другие показатели).
Формирование уровня жизни происходит при непосред¬ственном и активном участии финансов. Объем потребления материальных и нематериальных благ зависит от величины доходов граждан и социальной политики государства. Уро¬вень жизни населения определяют, конечно, не номиналь¬ные, а реальные денежные доходы, объем которых зависит не только от величины оплаты труда, средних размеров пред¬принимательской прибыли, средней доходности ценных бумаг, но и от действующей системы налогов, ценового регулирования, уровня инфляции, размера дотирования и дру¬гих факторов. Реальные доходы граждан образуются в результате многократного финансового распределения и перераспределения стоимости. Они включают наряду с основ¬ными трудовыми доходами также и определенные суммы фи-нансовых надбавок и вычетов. В условиях рыночных отношений роль надбавок и вычетов существенно возрастает, они приобретают характер финансовых регуляторов денежных исходов населения.
Независимо от конкретных форм и методов финансовое регулирование денежных доходов населения призвано решать следующие задачи:
­ повышение общего уровня жизни населения;
­ достижение социальной справедливости по отношению к различным категориям и социальным группам граждан;
­ обеспечение прожиточного минимума и конституционных гарантий для всех граждан;
­ стимулирование трудовой и деловой активности населения.
Главными финансовыми инструментами (регуляторами), с помощью которых обеспечивается реализация указан¬ных задач, являются: налоговая система, общественные фонды потребления, благотворительные и близкие к ним по назначению социальные фонды.
Система налогов, конечно, сама по себе не является ис¬точником повышения жизненного уровня населения, однако она, с одной стороны, создает условия для их роста, а с другой - регулирует размеры денежных доходов. Косвенные налоги, и прежде всего налог на добавленную стоимость, обес¬печивают изъятие доходов всех групп населения в бюджет через потребительские цены. Преобладание таких налогов недопустимо, так как приводит к резкому снижению благосостояния граждан, в первую очередь малообеспеченных кате¬горий.
Наиболее эффективно осуществляется воздействие на размеры денежных доходов населения через налогообложе¬ние физических лиц. В нашей стране действует прогрессив¬ная шкала ставок налогообложения с таким расчетом, чтобы предотвратить естественное для большей части граждан стремление к наращиванию своих доходов более быстрыми темпами по сравнению с ростом производительности труда и повышением его качественного уровня. Для этого очень важ¬но определить тот уровень дохода физических лиц, с которо¬го начинает нарастать прогрессия налоговых ставок. Важно также, чтобы под финансовым воздействием находились ди¬виденды, проценты, выигрыши и другие виды поступлений от инвестирования средств в ценные бумаги. Освобождение от уплаты налогов ряда указанных доходов свидетельствует лишь о неразвитости налоговых отношений.
Важным каналом, через который осуществляется учас¬тие финансов в повышении благосостояния граждан, явля¬ются общественные фонды потребления. Они выступают фи¬нансовой базой реализации конституционных прав и гаран¬тий, декларируемых государством в социальной сфере, и ис-пользуются для оказания населению бесплатных услуг, вып¬латы денежных пособий и предоставления различных льгот. Специфика распределения благ через общественные фонды потребления заключается в их целевом характере, т. е. в не¬посредственной связи размеров и видов социального обслу¬живания с удовлетворением конкретных потребностей опре¬деленных групп населения.
Механизм общественных фондов потребления позволяет государству непосредственно воздействовать на структуру потребительских расходов граждан в интересах выравнива¬ния социально-экономического положения различных кате¬горий населения, обеспечивать защиту социально слабоза-щищенных и малообеспеченных категорий граждан.
Состав и объем жизненных благ, предоставляемых через общественные фонды потребления, зависят в первую оче¬редь от структуры расходов государственного бюджета, за счет средств которого формируется основная часть средств этих фондов. В условиях рыночной экономики должна суще-ственно возрастать социальная роль бюджета, выражающаяся в существенном увеличении доли расходов на социально-культурные мероприятия в общем объеме используемых бюд¬жетных ресурсов. В странах с высоким уровнем потребления удельный вес расходов на социальные нужды в государствен¬ном бюджете составляет 45-55%.
Непосредственно с общественными фондами потребле¬ния связаны благотворительные и близкие к ним по назначе¬нию социальные фонды. Роль данного источника в удовлетво¬рении потребностей общества будет увеличиваться, ибо ры¬нок неизбежно порождает социальную дифференциацию граж¬дан, в результате чего образуется нередко значительная по численности группа людей, не обеспечиваемых ни государ¬ственными структурами, ни предприятиями и организация¬ми. Для таких категорий граждан финансовая помощь может поступать в основном в порядке благотворительности.
В понятие уровня жизни составной частью входят произ¬водственные и экономические условия труда. Производствен¬ные условия включают техническую вооруженность и техно¬логию трудового процесса, профессиональную и общегума¬нитарную подготовленность кадров, уровень охраны труда и техники безопасности. Экономические условия труда подра-зумевают в первую очередь мотивацию человека к активной трудовой дея-тельности.
Побудительные мотивы к труду выступают в качестве исходной фазы совершения трудовых процессов. В условиях рыночного хозяйствования главным инструментом финансо¬вого воздействия на стимулирование трудовой активности становится участие работников в распределении чистой при¬были предприятий и в управлении производством исходя из доли владения совместным имуществом.
С помощью финансов создаются условия и для подготов¬ки трудовых ресурсов через систему финансирования учеб¬ных заведений. Источниками финансирования могут высту¬пать средства республиканского бюджета, внебюд¬жетных фондов, а также средства заинтересованных в подготовке кадров предприятий и организаций. Важную роль иг¬рают средства благотворительных и других специальных це¬левых фондов. Финансирование может осуществляться и на спонсорских началах.
Отлаженный механизм налоговых и социальных льгот служит мощным стимулом наращивания частными владель¬цами своего производственного потенциала, совершенство¬вания техники и технологии, улучшения качества продукции и услуг, стимулирования трудовых усилий.
Воздействие финансов на улучшение производственных условий труда осуществляется на основе направления денеж¬ных средств на постоянное обновление материально-техни¬ческой базы производства, стимулирование внедрения про¬грессивных технологий, снижение доли неквалифицирован¬ных, тяжелых и вредных для здоровья человека работ. По¬мимо собственных средств предприятий и организаций, привлекаются средства новых акционеров, кредиты банков, организаций и частных лиц, а на государственных предприя¬тиях - бюджетные субсидии.
Государство содействует развитию производства на пе¬редовой научно-технической основе через систему налогооб¬ложения хозяйствующих субъектов, при которой из облагае¬мой прибыли подлежит исключению часть осуществляемых предприятием затрат на проведение научно-исследовательс-ких работ, подготовку и освоение новых прогрессивных тех¬нологий и видов продукции, опытно-конструкторских работ. Важное значение имеет и практика предоставления инвести¬ционного налогового кредита. В себестоимость продукции мож¬но включать расходы, связанные с ускоренной амортизаци¬ей основных фондов, одновременным прекращением начис¬лений и списанием на себестоимость амортизационных отчис¬лений по оборудованию и другим видам основных фондов, если по ним истекли нормативные сроки эксплуатации.
Для охраны труда и соблюдения техники безопасности работ на предприятиях осуществляются постоянные текущие расходы. Расходы, связанные с обеспечением нормального режима трудовой деятельности (соблюдение техники безо¬пасности, требований соответствия уровню квалификации), обеспечиваются на основе коллективных договоров как за счет средств фондов социального назначения, формируемых из остающейся у предприятия чистой прибыли, так и за счет имеющихся в распоряжении проф-союзов средств.
Непосредственно с охраной труда связано развитие со¬циальной инфраструктуры предприятий и регионов. Государ¬ство при этом предоставляет предприятиям и организациям существенные налоговые льготы, связанные с их участием в финансировании социальных нужд (например, уменьшение подлежащей налогообложению прибыли на величину затрат, связанных с содержанием находящихся на их балансе объек¬тов здравоохранения, образования, культуры и др.). Однако указанная льгота предоставляется в пределах социальных расходов, устанавливаемых органами власти. Дру¬гая часть расходов на социальные нужды зависит от прибы¬ли, остающейся у предприятия после уплаты налогов. Это материальная помощь нуждающимся работникам, оплата до¬полнительных отпусков, в частности жен-щинам, воспитыва¬ющим детей, надбавки к пенсии, поощрения работников уч-реждений социальной инфраструктуры.
Одним из важнейших показателей развития общества и уровня жизни его граждан являются социальные гарантии, охватывающие наиболее существенные стороны материаль¬ного и социального жизнеобеспечения людей. Государство устанавливает в этой области нижние границы, в рамках ко¬торых оно берет на себя соответствующую защиту членов общества. Главными социальными гарантиями в условиях рыночной экономики являются: обеспечение материального содержания работников в случае потери ими работы; мате¬риальное содержание и оказание медицинской помощи не-трудоспособным членам общества; выплата компенсаций в связи с рождением детей и необходимостью ухода за ними - получение бесплатного государствен-ного жилья частью граж¬дан.
Решение указанных задач непосредственно связано с установлением соответствующего финансового механизма. В частности, для этого созданы такие звенья, как государ¬ственный фонд занятости населения, создающий материаль¬ные предпосылки для трудоустройства членов общества, по-терявших работу, специальные целевые фонды, а также фонд обязательного медицинского страхования, выступающие эко¬номической основой для обеспечения выплат соответствую¬щих социальных компенсаций и оказания медицинской помо¬щи; предусматриваются в соответствующих бюджетах сред-ства на предоставление для части граждан бесплатного госу¬дарственного жилья, а также дотаций на содержание жи¬лищного хозяйства.
Новым направлением в области социальных гарантий стала индексация доходов и компенсация потерь населения в связи с инфляцией. Порядок индексации доходов и компенсации потерь населения на территории Республики Казахстан ус¬тановлен соответствующими законами.

ГЛАВА 2. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

«Мы строим социально ориен¬тированное общество, в котором окружены заботой и вниманием люди старшего поколения, материнство и детство, молодежь, общество, кото¬рое обеспечивает высокое качество и передовые социальные стандарты жизни всех слоев населения страны.
Повышая наше экономическое бла¬госостояние, мы не должны забывать о людях, которые в разное время при разных обстоятельствах пожертво¬вали своей жизнью и здоровьем, когда это было нужно для родной им стра¬ны, мы не должны забывать об их се¬мьях и близких».

Из Послания Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира», март 2006 г.


2.1 Социальная политика государства в Казахстане
Критерием оценки социального благополучия общества является качество жизни. Данный критерий отражает эффективность социально-экономической политики. При составлении социально-экономического анализа категория "уровень жизни населения" - одна из базовых. Уровень жизни населения характеризует объем материальных и духовных благ, которые использует индивид, семья, социальная группа, общество в процессе удовлетворения своих насущных потребностей.
Изменения в уровне и структуре доходов населения, и в частности понижение уровня доходов, обостряют проблему бедности (таблица 2.1).
Бедность как социально-экономическое явление является острой проблемой в любой стадии развития общества. В данной ситуации основные причины бедности: дисбаланс спроса и предложения рабочей силы на рынке труда; низкая заработная штата, пенсии, социальные пособия; низкая эффективность адресной социальной помощи; низкий уровень развитости сельской инфраструктуры, в первую очередь, дорог; магистральных водопроводов, влекущие за собой социальное отчуждение бедного населения, живущих в отдаленных районах; сокращение доступности гарантированного объема бесплатной медицинской помощи; недостаточная развитость сети общеобразовательных и профессиональных школ в сельской местности; иждивенческое настроение части населения, его низкая информированность о возможностях трудоустройства.
Бедность – это показатель критически низкого уровня жизни малообеспеченных граждан и категорий населения, недостаточная степень удовлетворения материальных и духовных потребностей.

Таблица 2.1.
Глубина и острота бедности в Республике Казахстан, в процентах


Категорию "бедных" традиционно составляет безработные, пенсионеры, инвалиды, многодетные и неполные семьи. Бедное население не является однородной группой. Бедность как явление имеет различные формы проявления, различные причины и, как следствие разнообразны жертвы бедности. Под влиянием безработицы, в настоящий период возникает новая прослойка бедных, так называемые "новые бедные" - это люди трудоспособного возраста, желающие работать, но не имеющие работы в силу недостатка рабочих мест по определенным квалификациям.
Особо следует выделить следующие негативные последствия бедности:
- сокращение и ослабление генофонда нации;
- рост преступности;
- возрастание угрозы социальной напряженности.
В связи этим государство должно создавать благоприятные условия для ведения бизнеса, включая использование таких государственных методов регулирования, как бюджетно-налоговая, денежно-кредитная политика и обеспечение благоприятного инвестиционного климата. Таким образом, эффективное проведение социальной политики в условиях рынка предполагает государственное регулирование социальных процессов, реализацию комплекса мер по социальной защите населения.
Социальная политика связана с воздействием на условия жизни населения, его основных слоев, групп и категорий. Поскольку социальная политика направлена на поддержание и развитие человека как высшей ценности любого общества, то ее направлениями являются: политика регулирования доходов, цен, занятости, социального обеспечения, политика в области развития социальной инфраструктуры: науки, культуры, образования, здравоохранения; жилищная политикан др.
В основе реализации социальной политики лежит распределение произведенного общественного продукта. Принципы этого распределения различны, и условно их можно свести к:
­ либеральной .модели, главным образом опирающейся на индивида с минимизацией государственного влияния на жизнь населения;
­ социально-демократической модели (вариант – социально-рыночная экономика), предусматривающей определенную роль государства в перераспределении доходов между различными группами населения, учет потребностей социально-слабых групп;
­ советской модели, опирающейся на господство государственной собственности и централизованное регулирование производства и распределения;
­ моделям, принятым в развивающихся странах, где в зависимости от состояния ресурсов социальная политика ставит своей целью борьбу с голодом, бедностью, антисанитарией и эпидемиями, обучение основам ремесла и сельскохозяйственного производства.
Существуют два основных механизма социальной защиты населения –обязатель¬ное социальное страхование и социальная помощь. Социальное страхование охватывает преимущественно занятое население (в этом его и ограниченность), социальная помощь подразумевает услуги и выплаты другим категориям населения. Вместе эти механизмы обеспечивают нормальное воспроизводство населения.
Приоритетным направлением проведения социальных реформ является переход к более эффективной модели, к адресной социальной политике, реализуемой с учетом точно имеющихся у государства ресурсов и возможностей и ориентированной на поддержку наиболее социально уязвимых групп населения.
Осуществление перехода к новой модели социального развития требует создания эффективных механизмов реализации адресной социальной политики. Данные механизмы должны дифференцироваться по регионам в зависимости от географического положения, местных традиций, социальной структуры региона, уровня жизни и особенностей занятости населения в регионе, бюджетных возможностей территорий.
Таким образом, государственное регулирование системы социальной защиты населения и формирование механизма взаимодействия всех уровней государственной власти включает выполнение следующих функций:
На уровне государства:
­ формирование долгосрочной программы социальной защиты населения соответственно средне- и краткосрочных целей и задач при этом;
­ выработка стратегии и тактики;
­ поиск оптимального соотношения либерализма и социальных гарантий;
­ согласованное взаимодействие республиканских и региональных усилий по решению основных проблем с учетом границ взаимной ответственности;
­ активизация деятельности местных органов управления, общественных и благотворительных организаций.
На уровне региона: определение конкретных форм, методов и соответствующих финансовых средств для осуществления активной и пассивной политики в области социальной защиты населения.
Значение института социальной защиты как системы, отвечающей рыночному механизму функционирования экономики, состоит в том, что рыночная система хозяйствования дает большие возможности всем субъектам рыночных отношений определить свое участие в системе социальной защиты. Это относится к работающему населению и неработающему населению, работодателям и государству. Примером тому является функционирование института социальной защиты населения в странах с развитой рыночной экономикой, где наряду с государственными существуют системы частного социального обеспечения на принципах индивидуального или группового социального страхования, а также системы социального страхования от предприятий.
Во избежание роста потенциала бедности, государством должна ставиться новая государственная политика в решении проблем бедности во взаимосвязи с политикой на рынке труда. Возможные механизмы и методы государственного регулирования, на наш взгляд, могут заключаться в следующем:
- Первая группа задач "государство – занятость – предприятие ". Здесь роль государства заключается в создании условий для конкурентоспособной национальной экономики, через обеспечение конкурентоспособности отечественных предприятий.
- Вторая группа задач "государство - бедность - социальная защита населения" .В данном случае роль государства в выявлении действительно бедных семей, поиск и оказание эффективных форм социальной защиты населения.
В процессе эволюционного развития общества социальная защита населения во многих странах была подвержена изменениям, в результате которых возникли три "классические" модели социальной защиты населения, характеризующиеся теми или иными особенностями.
Первая модель социальной защиты населения предполагает широкое использование принципов государственного социального обеспечения, финансируемого из бюджета. С помощью государственной системы социальной защиты населения, возможно, искоренить такие явления, как нужда, болезнь, невежество, вынужденная праздность.
Вторая модель социальной защиты населения – модель личного (коллективного) страхования. Суть ее заключается в том, что единой общенациональной системы социального страхования не существует, а развитая система личного страхования является сферой коммерческой деятельности,
Третья модель социальной защиты населения предполагает защиту трудящихся от резкого снижения уровня доходов (заработка).
Проанализировав мировой опыт функционирования системы социальной защиты населения необходимо отметить, что роль государства остается активной в реализации социальной политики. Несмотря на различные модели, лежащие в основе формирования социальной защиты населения, имеются общие тенденции:
­ формирование социальных фондов за счет взносов работодателей и работников;
­ государственная поддержка семей и семейные пособия;
­ широкое использование частных программ социального страхования;
­ применение критериев, таких, как нуждаемость, при предоставлении социальной помощи;
­ взаимодействие с общественными объединениями в сфере социальной защиты.
В настоящее время, в Казахстане отсутствует целостная концепция социальной политики, не конкретизированы ее ориентиры, перспектива и контуры модели социального государства. Существует необходимость уточнения целей и приоритетов социальной политики, корректировка механизма государственного регулирования социально-трудовых отношений.
Долговременной целью социальной политики государства в Казахстане, на наш взгляд, должна стать социальная политика сфокусированная на предотвращении падения уровня и качества жизни населения, недопущении разрушения стратегических факторов экономического роста - образования и квалификации. Социальная политика должна выстраиваться с учетом вектора движения: от решения текущих неотложных задач к достижению целей более высокого порядка.
В этой связи хотелось бы подчеркнуть, что важнейшая функция государства – это обеспечение четкой согласованности приоритетов и тактики экономических преобразований с приоритетами и темпами проведения социальных реформ, просчет социальных последствий мероприятий, преодоление маловажности в социальной политике, соединение экономических и социальных механизмов, и ориентация на экономический рост Казахстана. В регулировании социальных процессов необходимо поднять роль государства на качественно новый уровень.
Основным рычагом такого усиления является активная социальная политика, важнейшими слагаемыми которой являются политика в области занятости, доходов, развитие отраслей социально-культурной сферы, регулирование трудовых отношений, гарантирования социальной защиты прав граждан. Ядро активной социальной политики образуют политика занятости и политика доходов. Важнейшими приоритетами государственного регулирования в осуществлении активной социальной политики являются:
­ становление эффективного рынка труда, преодоление неоправданно заниженной цены труда, повышение уровня его производительности;
­ содействие расширению занятости, сокращение безработицы как основы повышения уровня жизни населения;
­ формирование системы и уровней социальных гарантий (оплата труда, пенсии, пособия, стипендии);
­ восстановление, развитие и повышение эффективности функциониро-вания отраслей социальной сферы.
Рассмотрим структуру функционирования социальной сферы в Республике Казахстан (в соответствии с рисунком 2.1).....

Доп      


Мақала ұнаса, бөлісіңіз:


Іздеп көріңіз:
скачать Управление финансами в отраслях социальной сферы бесплатно дипломную работу, база готовых дипломных работ бесплатно, готовые дипломные работы скачать бесплатно, дипломная работа скачать бесплатно казахстан, Управление финансами в отраслях социальной сферы

Пікір жазу

  • [cmxfinput_gallery][cmxfinput_youtube]