Дипломная работа: Эпитет в творчестве М. Цветаевой
Содержание
Введение____________________________________________________ 31 Эпитет в системе тропов __________________________________6
2 Комплекс эпитетов в лирике М.Цветаевой
2.1 Творчество М.Цветаевой
в контексте поэзии серебреного века ____________________________ 13
2.2. Типы комплексов эпитетов
в лирике М. Цветаевой ______________________________________ 20
2.3 Метонимические эпитеты в лирике М.И.Цветаевой________ 25
Методическая часть________________________________________ 37
Заключение_________________________________________________43
Список источников__________________________________________46
РАЗДЕЛ I. ЭПИТЕТ В СИСТЕМЕ ТРОПОВ
Целью данной главы является определение эпитета как языкового поэтического средства.
Проблемой функционирования тропов и стилистических фигур в художественном тексте (не последнее место в ряду этих проблем занимает проблема понимания эпитета) издавна интересовались ведущие лингвисты и литературоведы, а именно: В.В. Виноградов, Г.О.Винокур, В.П. Григорьев, В.М.Жирмунский, А.А.Потебня, Л.И.Тимофеев, Б.В.Томашевский, В.К.Харченко и др. [2 – 9].
Издавна известные ученые с интересом относились к тропам (аллегория, ирония, гипербола, литота, метафора, метонимия, оксюморон, перифраз, сравнение, синекдоха, эпитет), к их стилистическим функциям. Начиная со средних веков, многие из тропов были достаточно хорошо изучены, но к эпитету как одному из изобразительно-выразительных средств русского языка всегда было приковано внимание.
В круге проблем эпитета, изобразительно-выразительных средств есть мало спорных, неоднозначно решаемых.
Начиная с античных времен поэтика (представленная в Энциклопедическом словаре юного литературоведа и в Поэтическом словаре Квятковского) определяет троп как особую поэтическую фигуру «переосмысления слов»:
Поэтические фигуры
фигуры
мысли фигуры
прибавления
слов фигуры
убавления слов фигуры
перемещения слов фигуры
переосмысления слов
1. антитеза
2. олицетворение
3. риторический вопрос
4. риторическое восклицание
5. риторическое обращение 1. удвоение
2. анафора
3. эпифора
4. стык
5. кольцо
6. симплока 1. эллипс
2. зевгма
3. бессоюзие 1. инверсия
2. параллелизм 1. метафора
2. метонимия
3. синекдоха
4. ирония
5. гипербола
6. литота
7. перифраз
В современной теоретической поэтике тропы и фигуры как средства и приемы выразительности разграничены:
Тропы___________________________________Фигуры
¯
метафора удвоение
метонимия анафора
синекдоха эпифора
эпитет стык
сравнение кольцо
гипербола градация
литота эллипс
ирония инверсия
олицетворение параллелизм
оксюморон антитеза
Между тем представленные определения тропа сводятся к единому: троп есть употребление слова в переносном, образном смысле.
Будучи тропом, эпитет понимается как образное определение предмета или явления.
Одной из наиболее нерешенных проблем является проблема разграничения логического «определения» и «эпитета».
Приведем определения эпитета в лингвистических и энциклопедических словарях:
МАС [10] «определение, прибавленное к названию предмета с целью подчеркнуть характерное свойство предмета, придать ему художественную выразительность, поэтическую яркость»
Большой энциклопедический словарь [11]. «простейшая форма поэтического тропа, представляющая собой определение, которое характеризует какое-либо свойство, особенность предмета, понятия, явления»
Общим местом является утверждение о «прибавленности» эпитета к определяемому слову, что характеризует его с синтаксической точки зрения и с позиции подчиненности целям характеристики основного понятия; обращается внимание на простоту, даже своего рода «элементарность» эпитета как первичного поэтического тропа, что верно с исторической (см. выше), но не с функциональной стороны, поскольку эпитет, сочетаясь с другими образными средствами (метафорой, метонимией, сравнением), выступает уже в отнюдь не элементарной форме.
Приведем определения эпитета из литературоведческих словарей:
Кратком словаре литературоведческих терминов (под редакцией Л.И.Тимофеева, С.В.Тураева) [12]. эпитет понимается как «определение, придающее выражению образность и эмоциональность, подчеркивающее один из признаков предмета или одно из впечатлений о предмете»
Квятковский А.
Поэтический словарь [13]. А.П.Квятковский определяет эпитет как «образную характеристику какого-либо лица, явления, предмета посредством выразительного метафорического прилагательного».
В литературоведческих справочниках обращается внимание на образность эпитета.
Во всех приведенных определениях отмечаются формальные особенности эпитета, его морфологическая выраженность и образность как главная его функция, способствующая наглядности, семантической двуплановости.
Кроме того, интересна точка зрения В.И.Корольковой [14, с. 921-922] на данную проблему:
Критерий разграничения Логическое определение Эпитет
Познавательный добавляет к содержанию понятия признак, который ограничивает его объем, то есть осуществляет логическую классификацию. выделяет, усиливает типичный признак, выступая в качестве экономичного средства создания художественного образа.
Коммуникативный определение отрешено от всех сторон личности, кроме чисто интеллектуальных. обычно выявляет целостное отношение субъекта, осуществляет ценностную, аксиологическую квалификацию объекта.
Лингвистический определение и определяемое – двухсловное обозначение, относящееся к бытовой номенклатуре, к научной терминологии … Эпитет и характеризуемое представляет собой «свободное словосочетание, в идеале – свежее «речение», отличающееся оригинальностью»
Таким образом, В.И.Королькова попыталась разграничить функции логического определения и эпитета. Она на одном из примеров приводит следующие рассуждения, разграничивая определение и эпитета.
Например, имя прилагательное в выражении каменное сердце может выступать как определением, так и эпитетом. Все это зависит от того контекста, в котором оно функционирует. Сравним два примера: слово «каменный» имеет узуальное значение «сделанный из камня». В переносном значении это слово приобретает переносное значение «холодное». Данное слово передают разные ситуативные, эмоциональные ассоциации. Кроме того В.И.Королькова считает, что эпитет может возникать не только в художественной речи, но и бытовой речи образные оригинальные выражения возможны. Примером этому она служит выражение, например, «породистый автобус».
Эпитет как разновидность определения может характеризоваться субъективной маркированностью в художественном произведении.
Все приведенные определения тропа – эпитета - сводятся к одному: троп - это употребление слова, прежде всего, в переносном, образном смысле.
Таким образом, эпитет понимается как образное определение предмета или явления; эпитет обладает вторичным значением.
На данное утверждение можно привести некоторые записи, сделанные В.П.Москвиным. Он попытался охарактеризовать тот художественный эффект, который производиться эпитетом, приводя строки из стихотворения М.Волошина: Гряды синеющих холмов // И груды белых облаков // На фоне мраморного неба. М. Москвин приводит следующее рассуждение о том, что «если из этой стихотворной надписи… убрать все цветовые эпитеты и звуковую анафору (гряды-груды), стихотворение превратится в простую надпись (название акварели): «Холмы и облака на фоне неба», то есть перестанет быть художественным текстом» [15, с. 28–34.]. «Этот пример показывает, насколько велика роль образных определений в художественной, в частности, поэтической речи», – замечает исследователь [15, с.28].
Роль, стилистические функции эпитета как художественного определения по сей день является одной из важных проблем в современной теоретической стилистике, которая до сих пор не имеет окончательного решения.
Проанализировав и сопоставив функции эпитета и определения, мы пришли к следующим выводам:
1. Эпитет и определение – два разных, но имеющих некоторые различия. Эпитет является частной разновидностью определения.
2. Место функционирования определения-эпитета – художественное произведение; «логическое» определение - научная и деловая речь.
3. Эпитет как разновидность определения в рамках художественного целого осложняется особыми субъективными отношениями.
4. Эпитет, функционирующий в художественном тексте, как правило, обладает выразительность, образностью и экспрессивностью. Определение же всего используется за рамками художественного произведения, хотя, не исключается его экспрессивности.
Таким образом, в формальном плане эпитет-атрибут имеет свою специфику и в семантическом отношении обладает экспрессивно-стилистической функцией, тем самым выделяясь от других тропов.
Рассмотрим историю формирования понятия «эпитет» в лингвопоэтической научной мысли.
Термин «эпитет» в переводе с греческого означает «приложенный» к имени. Интерес к данному тропу возник еще в Древней Греции. Для античных риторов и теоретиков речи центральным было имя, а потому эпитет долгое время понимался как второе имя, приложенное к первому, в котором давалась дополнительная характеристика первому имени. В средневековых трактатах эпитет был сугубо формульным; не допускалось вольное наделение свойством имени в силу соблюдения каноничности священного текста. Лишь со временем, когда сформировалось светское государство, эпитет стал средством выражения субъективного отношения к предмету речи.
К современным исследованиям истории изучения эпитета относятся работы А.П.Лободанова «К исторической теории эпитета», а также работы В.М.Жирмунского и А.Н.Веселовского, А.А.Зеленецкого. Нельзя не отметить и работу выдающего филолога А.А.Потебни, где подробно разработана теория эпитета [16].
Исходя из обычного понимания эпитета как приложения определительного прилагательного к определяемому существительному, А.А. Потебня отмечает, что «всякое определительное, уменьшая объем и увеличивая содержание понятия, приближает это понятие к конкретности» [16, с.165]. Вместе с тем ученый обращает внимание на то, что уже древние различают эпитет риторический и эпитет поэтический, иначе – прозаическое определительное и поэтическое определительное.
«Прозаические», то есть такие, звуковая форма которых служит только знаком известного понятия или представления и не вызывает никакого образа, и «поэтические» - такие, произнесение которых вызывает образ, отличный от того, который составляет лексическое значение слова. Примером прозаических слов являются обыденные слова (море). Поэтические слова – слова с внутренней формой (подснежник, светляк, перекати-поле). Ученый утверждает, что все прозаические слова когда-то были поэтическими, но впоследствии образы, заключенные в них, были забыты. Таким образом, согласно данной теории, все номинации предметов в далеком прошлом были эпитетами.
Ученые встречались с трудностями при определении дефиниции эпитету как категория поэтики и стилистики, так как обнаруживается вся его сложность и неоднозначность. Определений эпитета в современной лингвистике и поэтике достаточно много; в каждом из них подчеркивается та или иная его сторона: образность, выразительность, закрепленность за художественным контекстом как сферой функционирования.
Приведем наиболее известные дефиниции эпитета из словарей:
Дефиниция примеры
Эпитет - (греч., epi на, tithemi помещаю). Меткое определение, в интересах изобразительности, присоединяемому к какому-нибудь слову и указывающее на существенный его признак. • Напр. море синее, леса темные. Словарь иностранных слов, вошедших в состав… … [17].
Эпитет - муж. (греч. epitheton, букв. приложенное). Одно из изобразительных поэтических средств определение, прилагаемое к названию предмета для большей образности (лит.). Постоянные эпитеты народной поэзии (напр. синее море, чистое поле) … [18, с. 28].
Эпитет - (греческое epitheton, буквально приложенное), троп, образное определение (выраженное преимущественно прилагательным, но также наречием, существительным, числительным, глаголом), дающее дополнительную художественную характеристику предмета Уединенные поля
[19, с. 124].
Эпитет - В поэтике: образное, художественное определение. Постоянный э. (в народной словесности, напр. синее море, златы кудри). Нелестный э. (перен.: о неодобрительной характеристике кого чего н.). сумрачная дуброва
[20]
Эпитет - а; м. [греч. epitheton приложенное] Определение, прибавляемое к названию предмета или лица для большей художественной выразительности. • Лестный э. Язвительный э. Давать эпитеты. Наделить кого л. метким эпитетом. Постоянный э. (лит.; определение) [21].
• Эпитет - (греч. epitheton – приложение), стилистический приём, образное определение, не только указывающее на признак определяемого явления, но и сообщающее этому признаку дополнительное значение – переносное или символическое [].
крутой берег, «молодая молодица»,
[22].
Приведем несколько дефиниций эпитета из работ известных ученых:
Персоналия Характеристика
А.П.Евгеньева в работе «О некоторых поэтических особенностях русского устного эпоса» понимает эпитет как «определение, подчиненное задаче художественного описания объекта» [23]. Понятие художественного очень емкое, требующее, в свою очередь, конкретизации, включающее в себя такие свойства речи, как образность, выразительность, оценочность, экспрессивность, эмоциональность, поэтому является точным определением сферы функционирования эпитета.
И.Р.Гальперин понимает эпитет как «слово, сочетание слов, предложение в атрибутивном употреблении, которое выражает субъективно-оценочное отношение говорящего к предмету мысли» [24]. Перед нами самая широкая трактовка эпитета, которая исходит из субъективно-оценочного фактора. Такое понимание эпитета сближает его с нехудожественным употреблением слова или нечленимого предложения (типа Молодец!).
Л.И.Тимофеев [12].
Согласно Л.И.Тимофееву, эпитетом может быть «всякое значащее слово, поскольку оно выступает как определяющее по отношению к другому: существительное (дева-роза), прилагательное (великий, могучий, правдивый и свободный русский язык), наречие и деепричастие (в том случае, если определяемым словом является глагол: волны несутся, гремя и сверкая)
Данный широкий подход к пониманию эпитета представлен в вышеприведенной таблице, трактующий его в качестве поэтического приема. Даны различные варианты дефиниций художественного определения, приведены наиболее типологические черты явления.
В лингвистике узкого понимания эпитета придерживается ряд ученых: А.Н.Веселовский, В.М.Жирмунский, А.П. Квятковский, В.В.Краснянский, Б.В.Томашевский.
Узкого понимания придерживается А.Н.Веселовский на двух основаниях:
1) эпитет как определяющее слово, имеет ярко выраженную маркированность, при этом нарицательное значение слово подавляется;
- в литературоведении отмечаются различные этапы историко-литературного процесса, в которых присутствует эпитет [25, с. 59].
Еще один видный ученый В.М.Жирмунский тоже рассматривал эпитет в узком смысле, то есть понимал его как поэтическое определение, обозначающее наиболее типичный признак слова. Отличие эпитета от определения, по наблюдениям В.М.Журмунского, состоит в получении словом вторичного значения, образованный в сиюминутном контексте или выражающий индивидуальное восприятие мира и передача его [26, с. 55].
Таким образом, в теории эпитета существует масса спорных вопросов. ....
Мақала ұнаса, бөлісіңіз:
Ұқсас мақалалар:
» Зима в поэзии С. А. Есенина
» Дипломная работа: Художественный мир поэзии Сергея Есенина
» Стихотворение С. А. Есенина Письмо матери
» Қазақ әдебиетінен сабақ жоспары: «Керқұла атты Кендебай» ертегісі 2-сабақ (5 сынып, I тоқсан )
» Дипломная работа: Неполные предложения и их место в художественной системе произведения
» Зима в поэзии С. А. Есенина
» Дипломная работа: Художественный мир поэзии Сергея Есенина
» Стихотворение С. А. Есенина Письмо матери
» Қазақ әдебиетінен сабақ жоспары: «Керқұла атты Кендебай» ертегісі 2-сабақ (5 сынып, I тоқсан )
» Дипломная работа: Неполные предложения и их место в художественной системе произведения
Іздеп көріңіз: