Дипломная работа: Жанровая проблематика исторического цикла Н.П. Задорнова Аргонавты
Содержание
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………..……………….…….1 ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ СОВРЕМЕННОГО ИСТОРИЧЕСКОГО РОМАНА И ТВОРЧЕСТВО Н.П. ЗАДОРНОВА .……………………………..…
2 ЖАНРОВЫЕ АСПЕКТЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ЦИКЛА «АРГОНАВТЫ»
Н.П. ЗАДОРНОВА ...................................................................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………….…...
1 ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ СОВРЕМЕННОГО ИСТОРИЧЕСКОГО РОМАНА И ТВОРЧЕСТВО Н.П. ЗАДОРНОВА
Исторический роман - особый литературный жанр. В таком романе целью является не просто передача фактов, но и увлекательное их изложение. «Историческая проза допускает некоторую вольность в обращении с фактами, свободный их отбор, а также введение – для поддержания интереса к повествованию – вымышленных персонажей». Основная задача исторической прозы – изобразить цепь реальных событий со всем возможным драматизмом (т. е. вычленив в последовательности событий завязку, кульминацию и развязку), объединив их при этом некой исторической концепцией. Произведение исторической прозы может быть посвящено одному событию, какому-либо периоду в истории, а также представлять собой тематический обзор [4; 115].
Исторический роман, возникая на стыке научного и эстетического мышления, требует сочетания в авторском лице художественного дарования и пытливости ученого, его способности погружаться в архивную пыль, производить анализ и отбор документальных свидетельств, создавать свою научно-эстетическую концепцию эпохи и героев, учитывая существующие в науке точки зрения, а порой критически их переосмысляя. Вся масса отобранного, изученного и переработанного материала воплощается в художественную ткань романа, полностью трансформируясь по законам образа творчества. Закрепляя в тексте созданную модель прошлого, автор обычно скрывается за объективным образным слоем повествования, не пытаясь обнаружить свое присутствие. Такая форма рассказа была доминирующей вплоть до 60-х годов. В дальнейшем "единовластие объективного стиля расшатывается в силу широкого распространения произведений, синтезирующих объективно-образную и субъективно-публицистическую формы изложения" [5; 94].
Признанный мастер исторического романа А.Н. Толстой, говоря о специфике работы над жанром, считал обязательным условием "вхождение в историю через современность" [6; 203], то есть выявление в прошлом проблем и ситуаций, злободневных в свете текущей жизни. Причем, автор "Петра Первого" понимал этот ставший хрестоматийным тезис в духе господствовавшего тогда объективного стиля, в котором была возможна только "потаенная" перекличка времен. Суть толстовского призыва не утратила значения и в наши дни. Однако, в связи со значительными изменениями в исторической романистике, современные художники помимо традиционных применяют и новые, необычные формы актуализации истории.
Вопрос об отношении писателя к прошлому и о его взаимоотношениях с исторической наукой постоянно присутствует в работах ученых-литературоведов (труды Ю.А. Андреева, Г.М. Ленобля, М.Н. Нестерова, В. Д. Оскоцкого, С.М. Петрова, А.И. Пауткина). Причем часто это сводится к выяснению проблемы, что должно превалировать в историческом романе: историческая достоверность или художественный вымысел писателя. Одни выдвигают тезис важности документальности, другие – художественности. Отвечая по-разному на эти вопросы, исследователи едины во мнении, что главным критерием исторического романа является историческая правда. Исходя из положений, содержащихся в статьях и монографиях этих ученных, можно заключить, что существует специфическая в жанровом отношении литература, которую называют "исторической прозой" и что отличительными особенностями ее являются:
1. Изображение реальных исторических лиц и событий.
2. Наличие временной дистанции между автором и объектом художественного изображения.
3. Документальность художественной основы.
Что касается собственно исторического романа, то необходимо учесть следующее положение: "Исторический роман как жанр, совпадая в основных чертах с романом о современности, характеризуется в то же время и специфическими особенностями: прежде всего это повествование о прошлом, причем об отошедшем прошлом, по сравнению с которым современная эпоха представляется как исторически иной период. Кроме того, обязательным качеством исторического романа является большая степень документальности событий и лиц, изображаемых писателем" [7; 289 ].
Вопрос об определении исторического романа как жанра относится к числу спорных в истории и теории литературы [8;19]. Отмечая отличительные качества исторического романа, некоторые ученые не выделяют его как особый жанр, а рассматривают как жанровую разновидность большой эпической формы, т.е. романа [9;28].
В монографических трудах 1970-х - 1980-х гг.: С.М. Петрова, И.Т. Изотова, А.И. Пауткина, Г.В. Макаровской, Л.П. Александровой, И.П. Варфоломеева, Л.М. Чмыхова и др. - исторический роман советского периода исследуется как самостоятельная жанровая структура (в частности, прослеживаются этапы становления теории исторического романа, обобщаются и систематизируются жанрообразующие признаки), а также изучаются отдельные аспекты поэтики исторического романа, рассматриваются вопросы его типологии и классификации, выявляются тенденции развития жанра.
Как справедливо считает Л. Чмыхов, большинство исследователей в определении специфики жанра исходят из специфики объекта познания, часть учитывает отношение автора к материалу и лишь немногие рассматривают его своеобразие, как это и необходимо, «в системе воспроизводящих элементов, в принципах моделирования и типизации, в семиотической системе, в поэтике романа». Можно согласиться с Чмыховым, что главным признаком исторического романа является «особое решение проблемы времени в романе и признак временной отдаленности объекта изображения». [10; с.6,12] Подобное суждение во многом основывается на классическом определении жанра исторического романа. [11; 15]
Дополняя определение Л.Чмыхова, В. Оскоцкий пишет о том, что исторический роман – это повествование, «в котором история, понимаемая как непрерывное движение, как сложный диалектический процесс, становится главным и непосредственным объектом исследования». [12; 178]
В исторических романах усиливается исследовательское начало: авторы, переосмысливая историческое прошлое, стремятся показать свое видение истории. Писатели пытаются осознать связь времен, познать историческую судьбу своего народа, оценить роль личности в истории.
Заметный подъем общественного интереса к историческому наследию народа, государства, вызванный “хрущевской оттепелью”, наблюдается уже с 60-70-х годов прошлого столетия. Именно тогда, по словам А. Пауткина, происходит “оживление” исторического жанра. “В отечественной литературе значительно раздвигаются тематические горизонты жанра. Исторический роман охватывает действительность самых разных хронологических ступеней от античной древности до первых десятилетий нынешнего XX столетия” [5; 344].
Историческая проза характеризуется множеством жанровых модификаций, что ведет к многочисленным попыткам выявить их критерии. Одним из первых исследователей в этом плане жанра исторической романистики является О. Немировская. Начиная с 30-х годов 20 века, было сделано еще несколько попыток создания классификаций жанров исторической романистики. Появились работы: А. Кашинцева, который идет к решению проблем через типологию стилей; А. Цырлина, положившего в основу дифференциации субъективный творческий мир художника; А.Алпатова, который разделяет исторические жанры по их идейной направленности и художественным достоинствам конкретных произведений; М.Серебрянского, следующего в своих определениях из идейно-тематического принципа изображения прошлого. Обозначенные им жанры исторической романистики -«историко-биографический», «историко-бытовой», «социально-исторический романы» - нашли признание сегодня в современной критике. Ю.Андреев подразделяет исторический роман по объекту изображения на «собственно-исторический роман», «историко-биографический роман», «военно-исторический роман». Работа С.Петрова в классификации жанров исторической прозы является исключением, так как он разделяет этот тип жанра на три самостоятельные группы: дидактическую, романическую, реалистическую [3;120]. В исследованиях Л.Александровой прослеживается иная тенденция, она делит прозу о прошлом на «собственно-исторический роман» и «историко-художественный роман». К первому относит произведения, в основу которых легли события прошлого, периоды, сыгравшие важную роль в истории народа. Ко второму - произведения, содержание которых раскрывается через судьбы вымышленных героев[1;130].
Сегодня теоретики исторической романистики подходят к проблеме типологии жанров этого рода с разных позиций.
В современном литературоведении нет единой точки зрения по поводу того, какие произведения должны быть отнесены к жанру исторического романа. Классификация исторической романистики нужна хотя бы потому, что четкое решение этой проблемы снимает с повестки дня ряд спорных вопросов. Например, отпадет нужда вести извечные споры о том, может ли быть в историческом романе главный герой вымышленным лицом или обязательно в центре повествования должна быть выдающаяся историческая личность; имеют ли право на жизнь в сюжете исторического романа вымышленные факты, или роман (повесть) должен основываться только на реальных событиях прошлого; нужно ли свободное вторжение вымысла в историю при создании художественного произведения об историческом прошлом или писатель обязан строго следовать за фактами истории. Традиционное осмысление жанровой природы исторической романистики этих особенностей не раскрывает, что и мешает устранить противоречия. Подобного рода споры можно разрешить путем жанровой типологии и четкой классификации вида.
В монографии «История русского советского романа» дается следующее определение жанра. «Обязательным качеством исторического романа является большая степень документальности событий и лиц, изображаемых писателем» [3; 69]. С этой точкой зрения можно поспорить, поскольку сложно определить, когда степень документальности достаточна, и к какому жанру относить романы об эпохах и событиях, о которых не сохранилось большого количества документальных источников.
Ю. Андреев выделяет три признака жанра исторического романа: историзм, повествование о прошлом и документальность [13; 72].
М. Кузнецов, говоря о жанре исторического романа, выделяет как определяющее качество несовпадение времени героя и автора произведения. Это означает, что автор должен находиться на определенном историческом расстоянии от тех событий, о которых говорится в произведении [14; 39].
Из всего вышесказанного следует, что ни один из перечисленных признаков не является определяющим для жанра «исторический роман», хотя каждый из них в той или иной степени присутствует в историческом романе. Чтобы все же найти такой определяющий признак, следует обратиться к понятию «литературный жанр».
М. Бахтин так определяет данное понятие: «Литературный жанр по самой своей природе отражает наиболее устойчивые, «вековечные» тенденции развития литературы. В жанре всегда сохраняются неумирающие элементы архаики. Правда, эта архаика сохраняется в нем только благодаря постоянному ее обновлению, так сказать осовремениваю… Жанр – представитель творческой памяти в процессе литературного развития. Именно поэтому жанр и способен обеспечить единство и непрерывность этого развития» [15; 143].
Опираясь на это определение, можно сказать, что жанр представляет собой сложную изменяющую систему, на основе которой формируется целостность литературного произведения. Поэтому все разграничения литературного жанра следует основывать на их постоянных признаках.
Говоря о специфике исторического романа, необходимо отметить его типовые особенности. Объективную и весьма интересную концепцию типологии исторического романа предлагает Б. Толмачев в книге «Человек и история». В эту концепцию стройно укладывается все многообразие исторической художественной прозы. Она позволяет не только с высокой степенью точности классифицировать то или иное произведение, но и осмыслить его содержание.
Данный подход не страдает прямолинейностью и односторонностью, что присуще почти любой классификации. Напротив, он дает возможность отразить полноту и неоднозначность исторического романа в любой из трех категорий, включая произведения различные как по мировоззренческим, так и по эстетическим критериям.
Обосновывая свой подход, автор пишет: «Различие в способах и приемах художественного освоения действительности былого в современной исторической романистике, прежде всего, основывается на своеобразии реализации авторской позиции в повествовании, поскольку жанр романа всегда дифференцировался в зависимости от того, чему больше внимания уделяет автор: изображению личности или воссозданию общественной среды» [16; 144].
Опираясь на этот вывод, автор концепции предлагает классифицировать исторический роман следующим образом:
• Событийный роман – отражает ход истории во всех ее сложных взаимосвязях и проникновениях. В таком произведении авторы чаще всего стремятся показать, как объективный исторический процесс влияет на конкретные человеческие судьбы, как он формирует, а часто и ломает их. Но это не означает, что человек в таком романе играет второстепенную роль. Хорошо известно, что любое социально-историческое событие, независимо от масштабов, может быть оценено через конкретные судьбы и действия. Нет человека – нет события, и для истории это аксиома. Поэтому, какую бы позицию не занимал автор романа, человек всегда остается центральной фигурой повествования. Другое дело, что в событийном романе человек – звено в цепи истории, но звено ключевое.
• Социально-психологический роман – отражает больше то, как исторический процесс проходит через души людей, отражается в их сознании и формирует духовный мир и систему ценностей личности. Здесь главное место занимает не только интерес к причинам, следствиям и закономерностям исторического процесса, отражающимся в судьбах личности и народа, сколько то, как этот процесс преломляется в глубинах сознания личности, как формируется в истории человеческая сущность личности, ее духовные «нравственные и идейные качества».
• Философский роман – включает героя в мировоззренческий контекст. Прежде всего, автор такого романа ставит своей задачей высветить философские категории, такие как добро и зло, нравственная ответственность перед потомками, деяние и возмездие и т.д. Герой такого романа чаще всего служит для того, чтобы автор мог доказать на примере его личности и судьбы свою концепцию [16; 145].
Обращение литературы к истории, вторжение истории в литературу, свидетельствует об обогащении современного реализма содержательным качеством историзма. Создавая философию истории, литература извлекает из прошлого актуальные нравственные уроки, преломляет в своих идеях и образах множество общественных и эстетических проблем современности.
Литература не просто обогащает современников историческим знанием, но и развивает в них историческое чувство.
Литературный процесс в историческом аспекте неделим, так же как прошлое и настоящее: нельзя рассматривать творчество того или иного писателя в отрыве от его времени, от исторической судьбы народа, от веками складывающихся тенденций в развитии национальной литературы. Поэтому, говоря о творчестве Н.П. Задорнова, нельзя не сделать небольшой экскурс в историю зарождения и развития русского исторического романа.
У истоков русской исторической литературы стоял А.С. Пушкин, завещавший всем идущим за ним познание и отражение народной души как главный предмет устремлений и помыслов литературы. И в тоже время каждое новое поколение несет в себе свое мироощущение, свою психологию, свои конфликты и противоречия, свой нравственный идеал.
Без учета преемственности демократических традиций русской классической литературы нельзя понять суть и современного литературного процесса, в том числе и русской романистики [17, 268].
Исторический роман отчетливо заявил о себе уже в первом десятилетии после Октябрьской революции, что было обусловлено разбуженной социальной активностью масс и необходимостью осмыслить пройденный народом исторический путь. Главной темой исторической прозы в первом десятилетии советской власти становится освободительная борьба народов за счастливое будущее.
Один из первых значимых исторических романов - «Разин Степан» А. Чапыгина. Несмотря на отдельные недостатки, проявившиеся в основном в излишней модернизации образа Степана Разина, этот роман является как бы прямым предшественником «Петра Первого» А. Толстого и «Емельяна Пугачева» В. Шишкова.
Вслед за романом Чапыгина свое законное место в ряду советской исторической романистики обрели такие произведения советских писателей, как «Салават Юлаев» С.Злобина, «Одеты камнем» О. Форш, «Кюхля» Ю.Тынянова.
Первые советские исторические романисты овладели историзмом художественного мышления, искусством лепки характеров сложных, противоречивых, сформированных законами социально-классовой борьбы. Роман выходит на принципиально новую дорогу в осмысливании роли народных масс в ходе истории.
По мере ухода в прошлое эпохи первых лет революции, наступала пора более объективного, более глубокого осмысления важнейших исторических событий, роли в них личности и народных масс.
Тридцатые годы явились порой больших свершений в развитии именно эпического жанра в советской литературе. «Тихий Дон», «Жизнь Клима Самгина», «Хождение по мукам», «Последний из Удэге»… Крупные социальные движения народных масс, становление русской государственности продолжают оставаться в центре внимания и советской исторической романистики.
В подлинно классических традициях развиваются судьбы главных героев трилогии А.Толстого «Хождение по мукам» - многоплановой эпопеи о судьбах русской интеллигенции в революции, о потерянной и обретенной Родине. Главными открытиями А. Толстого как исторического писателя было освещение прихода русской интеллигенции к осознанию своей нераздельной слитности с народом, а также утверждение несокрушимости основ русского национального характера [18; 35].
Новаторство романа А.Фадеева «Последний из Удэге» (к сожалению, незавершенного) заключается в том, что впервые в советской литературе судьбы малых народностей ставятся в прямую связь с революционными преобразованиями в России.
Советские исторические писатели все увереннее овладевали эпической формой как наиболее отвечающей задаче глубокого осмысления исторического прошлого. Продолжая развивать тенденции, уже намеченные советской исторической прозой в двадцатые годы, в отличие от классического русского исторического романа, в котором, как правило, сюжет организовывался вокруг вымышленного персонажа, романисты тридцатых годов (например, В. Шишков в «Емельяне Пугачеве») ставят в центр повествования подлинную историческую личность. У Шишкова народ широко представлен казачеством, раскольниками, крестьянством, а также образами татар, башкир, киргизов и т.д.
Живописуя более близкие события русско-японской войны 1904-1905гг., А.Новиков-Прибой в своем романе «Цусима» показывает нарастание революционной активности масс, изображает загнивание правящей верхушки, приведшее к трагедии русского флота. В то же время и «Цусима» А.Новикова-Прибоя, и «Севастопольская страда С. Сергеева-Ценского, и «Порт-Артур» А.Степанова являются не историческими хрониками, а полнокровными художественными произведениями, созданными по законам художественной типизации.
Необходимо отметить заслугу А.Н.Толстого («Петр Первый»), чрезвычайно талантливо, всеми художественными средствами показавшего, что деятельность Петра явилась общенациональным делом, активно поддержанным творческим гением русского народа.
Дальнейшее развитие в исторической прозе тридцатых годов получает и жанр биографического романа, несмотря на разность художественного почерка и масштабов дарований несущий, как правило, большую познавательную информацию. В этом ряду безукоризненным знанием эпохи, достоверностью исторических характеристик, богатством языка выделяется незавершенный роман Ю. Тынянова «Пушкин».
Значительным событием пятидесятых годов явился роман С.Злобина «Степан Разин». Если у Чапыгина Разин с самого первого своего появления - личность выдающаяся, исключительная, то у Злобина Разин развивается в гуще народа, как его типичный представитель; характер этот сформирован и обусловлен требованиями и противоречиями эпохи.....
Мақала ұнаса, бөлісіңіз:
Ұқсас мақалалар:
» Дипломная работа: Человек и история в историческом романе С. Бородина «звезды над Самаркандом»
» Дипломная работа: Поэтика русского постмодернистского романа
» Дипломная работа: Художественное своеобразие рассказов А. П. Чехова
» Дипломная работа: Художественное своеобразие рассказов Л. Петрушевской
» Дипломная работа: Поэтики эпиграфа в романах Булгакова
» Дипломная работа: Человек и история в историческом романе С. Бородина «звезды над Самаркандом»
» Дипломная работа: Поэтика русского постмодернистского романа
» Дипломная работа: Художественное своеобразие рассказов А. П. Чехова
» Дипломная работа: Художественное своеобразие рассказов Л. Петрушевской
» Дипломная работа: Поэтики эпиграфа в романах Булгакова
Іздеп көріңіз: