Дипломная работа: Приемы комического в рассказах М. Зощенко
Содержание
Введение………………………………………………………………………..21 Комическое в художественной литературе………………………………5
2 Юмор в творчестве М. М. Зощенко
2.1 Характеристика творческого метода М. М. Зощенко…………………..19
2. 2 Приемы комического в рассказах М. М. Зощенко……………………...23
Методическая часть. Разработка урока: «Сатира Михаила Зощенко» (11 класс)……………………………………………………………………………39
Заключение……………………………………………………………………44
Список использованной литературы………………………………………48
1 Комическое в художественной литературе
Комическое нашло отражение в концептуальных трудах Л.В. Карасева [24], Л.И. Тимофеева [25], Ю. Борева [26], В.Я. Проппа [27] и др.
Комическое обычно рассматривается в научной и философской литературе как общественно значимое жизненное противоречие (цели - средствам, формы - содержанию, действия - обстоятельствам, сущности - ее проявлению).
О комическом существует огромная литература. Еще Аристотель занимался анализом этой сложной эстетической категории.
Но несмотря на огромное количество трудов о комическом, доныне существует трудность с исчерпывающим его определением.
Это объясняется прежде всего масштабностью, универсальностью феномена смешного: оно пронизывает едва ли не все проявления духовной жизни человека. Ибо комическое есть форма оценки человеком себя самого, других людей, того, что существует в обществе и мире.
Вторая причина затруднительности исчерпывающего определения комического заключается в подвижности и вариабельности самой природы комического: оно способно воплощаться в различные эмоциональные и эстетические формы.
Тем не менее, представляется целесообразным определить основные теоретические позиции, на базе которых можно будет предпринять педагогически ориентированный анализ смехового мира литературных произведений.
Опираясь на наиболее авторитетные труды о комическом, мы попытаемся классифицировать частные источники комического эффекта.
Экскурс в историю комического необходим для последующего корректного анализа его частных приемов в творчестве писателей-сатириков, принадлежавших к разным эстетическим системам.
Творчество Д.И. Фонвизина развивалось в рамках эстетики классицизма, а комедия А.С. Грибоедова "Горе от ума" характеризуется большинством историков литературы как, в основе своей, произведение критического реализма.
Но, хотя комические приемы имеют свои особенности в творчестве разных писателей, есть все основания обнаружить то, что объединяет писателей-сатириков, поскольку разнообразие характеров и художественных приемов имеет, однако, свои границы.
Осмеяние как форма критики играло большую роль уже в жизни первобытных народов. Автор труда о комическом, польский исследователь Б. Дземидок писал: "... публичное осмеяние как выражение неодобрения не сводилось к одному лишь стыду. Оно становилось ... действенной санкцией, гарантирующей его подчинение общим нормам" [34, 156].
Б. Дземидок приводит ряд примеров, свидетельствующих о воспитательной роли осмеяния в жизни первобытных народов.
Одно из практикуемых наказаний на острове Тасмания заключалось в том, что провинившийся человек усаживался на нижнем суку дерева и выслушивал шутки и насмешки соплеменников.
Среди индейцев пуэбло существовал специальный институт "священных клоунов", которые осуществляли карательно-полицейские функции посредством шуток и насмешек. Разумеется, осмеянию подвергались нарушители установившихся в социуме общих норм.
Миф - это серьезная попытка раннего человечества составить свое представление о себе и о мире. Но уже и в мифе четко выражено смеховое начало. Смех выступает в рамках мифа как средство познания и оценки человеком реального мира. В мифе тема смеха связана со множеством символических звеньев.
"Смех и свет здесь - метафоры рождения и роста: начало дня, восход солнца обозначает рождение и начало жизни, вечер и ночь - смерть и темноту, которые преодолеваются при помощи магического смеха - умерщвляющего, рождающего и возрождающего" [24, 69]. Светлый, радостный смех, свет-смех в мифе тесно связывается с земледельческой тематикой. Рождение и возрождение встречаются радостным смехом. Утро, свет, солнце означают начало жизни, поэтому человек, радостно смеясь, встречает звенья возрождения как начало нового дня.
Как видим, с древнейших времен смех в истории культуры имеет две основные функции: воспитательную и мировоззренческую. Обе функции смеха позволили раннему человечеству постепенно утверждать новые идеалы и новые нормы.
Комическое в этом плане занимало существенное место в культуре античного общества. Аристотель в "Поэтике" возводит истоки комедии, главной формы художественного проявления комического, к запевалам фаллических песен. "Фаллическими песнями" называются песни, посвященные богам плодородия. В процессии при исполнении песен несли фаллос, символизировавший плодородие.
Термин "комедия" в переводе с древнегреческого языка обозначает "песню комоса". Комос - это шумная толпа веселых людей, которые распевали озорные и насмешливые песни. В то же время в древнегреческом быту комос иногда служил средством народного протеста против каких-либо притеснений, превращался в своего рода демонстрацию".
Оформившись на основе древнегреческой обрядности, комедия постепенно приобретает идеологическую направленность. Так, великий комедиограф античности Аристофан посредством комического критикует идейные и эстетические позиции ряда деятелей античной культуры.
В комедии "Облака" Аристофан высмеял оторванную от жизни, по его мнению, книжную премудрость. В этой комедии стал мишенью сатиры Аристофана Сократ.
В другой своей комедии - "Лягушки" - Аристофан избрал предметом критического изображения некоторые стороны творчества Еврипида. Очевидно, что смех в комедиях Аристофана носил мировоззренческий характер.
Другие писатели античности посредством обращения к комическому также утверждали свои и эстетические позиции. Среди них - Лукиан, Менандр, Теренций, Марциал, Ювенал и др.
В эпоху средневековья и Возрождения "... необозримый мир смеховых форм и проявлений противостоял официальной и серьезной (по своему тону) культуре церковного и феодального средневековья" [35, 8].
М.М. Бахтин рассматривает в своем фундаментальном исследовании смеховой культуры эпохи средневековья и Возрождения творчество Рабле как вершину ее художественного развития. Франсуа Рабле с позиций комического беспощадно критиковал консерватизм, ограниченность, догматизм официальной культуры.
Посредством смеха Рабле утверждал новое, энергичное, жизнерадостное мироощущение и разрушал косную, скучную официальную картину мира эпохи средневековья.
Проблемам смехового мира Древней Руси посвящена книга Д.С.Лихачева и А.М.Панченко. Книга содержит интереснейшие и ценнейшие размышления о мировоззренческой сути смеха, о его функции, о специфике смеховой культуры в Древней Руси.
Весьма существенно, в частности, определение функции смеха, которая, согласно концепции авторов, заключается в том, чтобы "обнажать, обнаруживать правду, раздевать реальность от покровов этикета, искусственного неравенства, от всей сложной знаковой системы данного общества" [35, 20].
Особенное значение для понимания природы комического может иметь положение о деструктивно-конструктивной природе смеха. Отношение к истине в смехе двойственно. В той своей части, где смех создает свой "смеховой мир", где он стремится к законченности, - он внешне не стремится к истине.
Напротив, смех разрушает мир, нарочито его искажает. Но обнаруживается, что в скрытом и глубинном плане смех активно заботится об истине, не разрушает мир, а экспериментирует над миром и тем самым деятельно его "исследует".
Негативные общественные явления были особенным объектом сатиры в древнерусской литературе. Развитие сатиры в древнерусской литературе было тесно связано как с национальным фольклором, так и с традициями византийского учительного слова.
Социальная острота, антифеодальная направленность литературной сатиры сближали ее с народной устно-поэтической сатирой: сатирическими сказками о животных, сказками о неправедных судьях и антипоповскими сказками. Христианская литература поднимала специфичные для нее дидактические темы - текстов Священного писания, основных христианских догматов, разъяснение сущности христианских праздников и морали.
Здесь находили для себя место и смеховые элементы. В состав учительной литературы как особая жанровая разновидность входили так называемые обличительные слова", в которых осуждались рецидивы языческих верований и нравственные пороки людей: гордость, тщеславие, корыстолюбие, стяжание, пьянство".
Однако не только индивидуальные пороки людей были в центре внимания древнерусской сатиры.
Имела место также политическая и социальная направленность комического. В качестве примера политической сатиры можно привести ироничные и насмешливые отписки осажденных в Троице-Сергиевом монастыре гетманам Сапеге и Лисовскому, включенные в "Сказание" Авраамия Палицына, и донских казаков в Азове турецким пашам ("Повесть об азовском осадном сидении донских казаков").
С точки зрения классической риторики в этих отписках присутствуют все необходимые качества смешного, которые, по Цицерону, могут быть сведены к остроумию, иронии, колкости и юмору.
Одним из самых примечательных явлений литературы второй половины XVII века является оформление сатиры как литературного жанра.
Демократической сатире XVII века присуща богатая тематика. Сатирически высмеивают неправедный суд, судебные тяжбы ("Повесть о Шемякином суде", "Повесть о Ерше Ершовиче"), тунеядство и неспособность трудиться ("Повесть о Фоме и Ереме", "Сказание о крестьянском сыне"), распущенность духовенства и купечества ("Повесть о Карпе Сутулове"), ревность ("Слово о мужьях ревнивых").
Тематика сатирических произведений демократической литературы XVII века свидетельствовала о том, что сатира обличала конкретные социальные пороки и явления, была тесно связана с исторической действительностью.
В XVIII веке в русской литературе имеет место расширение общественного статуса и усиление эффективности различных приемов и форм комического. Русские классицисты разрабатывают жанры с ярко выраженным комическим аспектом: басню, журнальную сатиру, комедию.
В сатирических жанрах наблюдается отклик не только на идейные, но и эстетические запросы общества. Установка на публицистическую декларативность стихотворной сатиры Кантемира сменяется аналитической всеохватностью басен Сумарокова, которая, в свою очередь уступает место просветительскому демократизму журнальной прозы Новикова.
В произведениях классицистов комическое воплощалось на основе специфичных идейных и эстетических установок авторов. Писатели этого направления в своем творчестве рассматривали человека с точки зрения его соответствия нормативному идеалу. Добродетельным, истинно благородным человеком мог быть только тот, кто действовал не под влиянием душевных волнений или "страстей", а руководствовался в своем поведении требованиями разума, исходил из того, что принято было считать добром.
Идеалом был человек, способный приносить общественную пользу. В своих комедиях, сатирах и баснях классицисты осмеивали различные формы несоответствия данному идеалу.
Кризис просветительства в конце XVIII века значительно ослабил позиции сатирического изображения действительности. В творчестве русских сентименталистов позиции комического не были так сильны, как в литературной практике классицистов.
Сентименталисты не писали комедий, басня в их творчестве утратила сатирическую направленность и трансформировалась в назидательное стихотворение. Слезы, а не смех - вот что лежало в основе художественной реакции сентименталистов на суровые проявления внешнего мира.
Новый этап в развитии комического ознаменовал романтизм. В своем творчестве романтики отвергали бесцветную прозаическую жизнь современного им цивилизованного общества и стремились к необычному.
Их интересовал сильный человек, не знающий разлада между словом и делом; в художественном мире писателей - романтиков видное место занимали бунтари-одиночки, разочарованные в людях и в жизни современного им общества.
Романтики с необычайным энтузиазмом верили во всемогущество человеческого духа, страстно желали общественного обновления. Важнейшим принципом эстетики романтизма стала идея самоценности личности. С позиций этих идеалов они остро критиковали несовершенства человека.
Они подвергали осмеянию обывателей, людей, неспособных мечтать, одним словом, - тех, кто был доволен размеренным течением прозаической серой действительности.
Романтики противопоставляли действительности мечту. Антитеза "мечта-действительность" становится у романтиков конструктивной, она организует художественный мир романтика.
Таким образом, комическое в творчестве романтиков преимущественно направлено на неспособность и нежелание людей вырваться за пределы ограниченного пространства с размеренным ритмом существования.
Объектом комического в литературной практике романтиков стал пространственный детерминизм жизни современного им человека и все связанные с этим человеческие свойства (инертность, пассивность, конформизм).
Принципиально новый шаг в художественной интерпретации комического был сделан литературой критического реализма. Последовательное и настойчивое исследование писателями-реалистами действительности, их стремление найти, насколько это возможно, адекватные формы художественного отражения основ внешнего бытия, - все это, несомненно, обогатило и разнообразило средства комического.
Параллельное сосуществование в комическом двух аспектов - познания и оценки, а не одной только оценки, как то наблюдалось в произведениях классицистов и романтиков, - чрезвычайно обогатило литературу реализма, значительно расширив ее этико-эстетические возможности.
В художественных взглядах и настроениях романтиков и классицистов преобладала тенденция не познавать мир в его текущем, развивающемся состоянии; они предпочитали проецировать свои эстетические и мировоззренческие представления на систему образов, проблематику и другие аспекты произведений, включая и комическое начало.
Такой подход предопределил "фиксирующий", жестко оценочный характер комического; смешное обрело однозначность и назидательность, особенно ярко указанные свойства проявились в литературной практике классицистов.
В результате характеры комических персонажей получались скорее однолинейными, односторонними, чем многокомпонентными, многоаспектными.
Если для литературы классицизма и романтизма пафосная устремленность от несовершенной реальности обернулась известной неполнотой их творчества, то антропотопный универсализм литературы критического реализма, стремящейся к сосредоточенному рационально-художественному постижению человека в его многообразных связях с окружающим внешним пространством, несомненно, способствовал становлению и развитию многомерности, многогранности эстетических поисков реалистов.
В реалистической литературе наблюдается параллельное художественное изображение комического, драматического и даже трагического аспектов реального бытия. Следуя логике объективной действительности, где все взаимосвязано, писатели реалисты постоянно соединяют в своих произведениях комическое, драматическое и трагическое.
Оформляются и развиваются новые подходы к созданию характеров комических персонажей, которые становятся более психологизированными, сложными, неоднозначными.
Но эта многозначность образов комических персонажей не означала отказа от сатирических подходов. Напротив, сатирики-реалисты стремились разнообразить приемы комического. Отметим, например, что в комедии А.С. Грибоедова, где доминирует реалистическая установка, большое количество источников комического эффекта.
Историко-литературный экскурс позволяет углубить понимание функции смеха. Функция комического определяется его содержанием, сутью, направленностью.
Л.В.Карасев замечает, что наиболее значительные теории комического (Гоббса, Канта, Гегеля, Стерна, Шопенгауэра, Бергсона, Фрейда) сходятся в одном: в основе комизма и смеха лежит отклик на какую-то отрицательную ценность.
Эту мысль можно проиллюстрировать тем, что в комедиях "Бригадир" и "Недоросль" Д.И. Фонвизина, как и в "Горе от ума" А.С. Грибоедова, сатирическая оценка определяется преимущественно откликом на негативные общественные явления и ложные ценности.
Сатира направлена против безобразного, неприемлемого в жизни. В этом основное содержание сатирического образа.
В то же время учтем также, что помимо сатиры, комическое может воплощаться и в более мягкую форму - юмор. Юмор не содержит в себе жестких, суровых оценок. Юмору свойственно иное эмоциональное содержание. Юмористический смех не основывается на сопоставлении объекта осмеяния и идеальных представлений о человеке, что характерно скорее для сатиры.
Отношение юмора к сатире определяется уже тем, что источником сатирического смеха служат пороки, недостатки как таковые, а юмор исходит из той истины, что наши недостатки и слабости - это чаще всего продолжение, утрировка или изнанка наших же достоинств.
В сатире преобладает резкая критическая направленность против носителей пороков, а юмор предполагает добродушное, не столь отрицательное отношение к тем человеческим недостаткам, которые не приносят никому вреда, зла. В нашей работе мы также ориентируемся на подобную трактовку юмора и сатиры.
Проблема классификации конкретных источников создания комического эффекта - это серьезная проблема. Персонажная комика распространяется на те комические средства, которые создают эффект комизма характеров высмеиваемых персонажей.
Составляющими компонентами персонажной комики являются:
- речевая комика (этот термин предлагается нами, так как, изучая комедию, нужно помнить о том, что в ней речь героев является главным источником информации об их внутреннем мире);
- комизм имени и фамилии;
- комизм внешности;
- комизм внутреннего состояния персонажей (наш термин).
В свою очередь, эти основные четыре группы комических средств, создающих комизм характеров действующих лиц, можно подразделить на более частные элементы.
Речевая комика - явление многогранное. Средства достижения комического эффекта на уровне речи смешных персонажей многочисленны. Функция речевой комики заключается в снижении образа высмеиваемых персонажей.
Комизм речи достигается присутствием в ней каламбуров, иронии, алогизмов, канцеляритов, вульгаризмов, чрезмерного количества междометий.
Злоупотребление книжной лексикой и архаизмами в речи персонажей способно также вызвать комический эффект....
Мақала ұнаса, бөлісіңіз:
Ұқсас мақалалар:
» Дипломная работа: Неполные предложения и их место в художественной системе произведения
» Дипломная работа: Неполные предложения и их место в художественной системе произведения
» Дипломная работа: Художественное своеобразие рассказов А. П. Чехова
» Дипломная работа: Художественное своеобразие рассказов Л. Петрушевской
» Дипломная работа: Поэтика русского постмодернистского романа
» Дипломная работа: Неполные предложения и их место в художественной системе произведения
» Дипломная работа: Неполные предложения и их место в художественной системе произведения
» Дипломная работа: Художественное своеобразие рассказов А. П. Чехова
» Дипломная работа: Художественное своеобразие рассказов Л. Петрушевской
» Дипломная работа: Поэтика русского постмодернистского романа
Іздеп көріңіз: