Дипломная работа: Политические аспекты формирования национальной идентичности

Дипломная работа: Политические аспекты формирования национальной идентичности

Содержание
ВВЕДЕНИЕ.... 3

1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ
НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ 8
1.1 Концептуальные аспекты проблемы национальной идентичности 8
1.2 Характеристика категории «национальная идентичность» в
политической науке 28

2 ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В
РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 42
2.1 Особенности развития национальной идентичности в Казахстане 42
2.2 Политика государства в решении вопросов национальной
идентичности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

1.1 Концептуальные аспекты проблемы национальной идентичности

Проблема исследования природы и специфики национальной идентично¬сти в сфере межнациональных и межэтнических отношений в последнее время на острие обществоведческой мысли. Межнациональные отношения, отноше¬ния между этническими группами рассматриваются современными исследова¬телями самых разных направлений, как одна из наиболее сложных сфер соци¬альной жизни. Эти отношения не существуют сами по себе, они являются про¬дуктом социально-экономических, политических, культурных, психологиче¬ских факторов, и определяются этим взаимодействием. В этих отношениях, больше, чем в какой-либо иной области общественных отношений, дают о себе знать традиции, взгляды и привычки, унаследованные от исторического про¬шлого.
Рядом ученых в теоретической разработке изучения материалов по этни¬ческим группам, находящихся в спокойной ситуации межнационального взаи¬модействия и обстановке разного уровня напряжений и конфликтов, выделено 7 типов этнонациональной идентификации:
Нормальная идентификация, при которой, образ своего народа, распро¬страняется как положительный и имеет место благоприятное отношение к его культуре, истории, естественный патриотизм не переходящий в фаворитизм, толерантные установки, на общение с другими народами, понимание их вклада в историю. При нормальной идентичности люди могут испытывать разную по¬требность в ассоциированности с этнической группой и разный уровень консолидированности, все это зависит от типа личности и от ситуации. «Отклонения от нормы» может идти в направлении нарастания этничности и в направлении, ее угасания и даже отрицания.
Этническая идентичность представляет собой акцентированное отноше-ние к значимости своего этноса, его некритичные предпочтения. В такой иден-тичности присутствуют элементы неагрессивного этноизоляционизма, замкну-тости. В некоторых культурах элементы замкнутости программируются тради¬ционными нормами, часто связанными с соблюдением религиозных правил. В эмоциональной сфере присутствуют элементы страха беспокойства, напря¬женности. В когнитивной сфере разделяются лозунги типа «Все для нации, ничего против нации». Этноцентризм в каких-то вариантах граничит с этно-эгоизмом или этноизоляционизмом, переходя в них в своих крайних формах
Этнодоминированная идентичность фиксирует такое состояние самосоз-нания и поведения человека, при котором не только этническая идентичность становится первостепенной среди других видов идентичностей (гражданин, представитель профессии, защитник отечества).
Достижение национально ориентированных целей, интересы своего на-рода начинают восприниматься как, безусловно, доминирующие («Мы все клетки одного великого организма по имени нация», «Кто не с нами, тот про-

тив нас»). Такая идентичность обычно сопровождается преувеличенными тре-бованиями к уважению прав народа ставящихся выше прав человека, представ¬лению о превосходстве своего народа, дискриминационными установками в от¬ношении других этнических групп, признанием ее правомерности. «Этнических чисток» осознанных стремлением не «смешиваться» с другими национально¬стями (эксклюзивизм). Данный тип идентичности близок к бытовому представ¬лению о национализме.
При этническом фанатизме доминируют этнические интересы и цели (часто ошибочно понимаемые), которые сопровождаются готовностью идти во имя их на жертвы и действия, вплоть до использования терроризма. Данный тип идентичности представляет собой крайнюю форму агрессивности.
При этнической индифферентности люди практически равнодушны к проблемам этничности и межэтнических отношений, к ценностям своего и дру¬гих народов. Они свободны в своем поведении от строгого следования этниче¬ским нормам и традициям. На поведение в любых сферах деятельности их соб¬ственная этническая принадлежность или этничность других никак не влияет.
Этнонигилизм в форме космополитизма представляет собой полное от-рицание этничности, этнических, этнокультурных ценностей. Декларируется свобода от всего, что связано с этническими феноменами, а этническая и на-циональная идентифицированность квалифицируется как вредные. Провоз-глашается статус «человека мира» и своя приверженность ему. Одним из видов внешне декларируемой этнической индифферентности является этноущемлен-ная идентичность. Обычно она возникает в связи с осознанием низкого статуса своей этнической группы, признанием ее неравноценности с другой. Отсюда избегание демонстрации своей этничности, а иногда и вообще отрицание вся¬кой этничности.
Амбивалентная идентичность невыраженная, а иногда «сдвоенная», или даже «строенная», этот тип идентичности достаточно распространен в этниче-ски смешанной среде
Реальное место этнической идентичности какой-то группы людей, от-дельного гражданина зачастую может определяться не каким-то одним из на-званных типов, а несколькими. Кроме того, самих типов и видов идентичностей людей может быть и больше. Эта типологизация полезна для понимания реаль¬ных отношений в сфере этничности и недопущения разных политических спе¬куляций от гиперболизации значения этничности, этнических чувств человека до попыток вообще убрать даже сами понятия "национальное", "этническое" из обихода системы информации и публикации. В этнических конфликтах межэт¬нической напряженности, в использовании этничности в борьбе за власть "ви¬новата не сама этничность этнонациональное самосознание". В разных ситуа¬циях и для разных групп национальная идентичность может играть то более, то менее существенную роль по сравнению с другими формами групповой иден¬тичности.
Несмотря на то, что еще мало кто всерьез задумывался о происхождении этого понятия и его развитии и возможных изъянах, а также о путанице связан-

ной с его применением, исследователи активно ведут поиск конструктивных способов анализа, механизмов формирования национальной идентичности. По¬литические представления формирования национальной идентификации могут быть найдены во множестве источников в различных формах. Гораздо труднее исследовать роль местного повседневного опыта в механизмах формирования политической и национальной идентичности. Мы полагаем, что это задача дальнейшего изучения политики формирования национальной идентичности в современных условиях развития Казахстана. Но прежде необходимо обратится к истории развития данного понятия.
В XII-XVIII веках в ходу были понятия "национального духа", "гения на¬
ции" и "национального характера" их использовали Шефтсбери, Руссо, Кант. В
XIX веке, когда национализм стал реальной политической силой и впервые в
европейской истории возникли государства, основанные на сознательном
воплощении национальной идеи - Греция, Бельгия - заговорили о "националь¬ном сознании" и "национальном самосознании".
Марксистско-ленинская теория, преобладавшая в общественном созна-нии в советский период и предложенные ими пути достижения свободы и ра-венства, преодоления противоречий капитализма, оказались не соответствую-щими реалиями социальной жизни. Диктатура пролетариата оказалась неосу-ществима, толкала к насилию над действительностью. Феномен антикапита-лизма как романтического истолкования равенства и свободы не теряет своей актуальности и в наши дни. Кроме того, фактором и условием «усредняющим» личностное начало в «я», Маркс относит и такие формы социальной организа¬ции, как семья и государство. Разделение труда, социально- классовая структу¬ра общества осуществляется в условиях национально- культурной определен¬ности [4,254].
Только в XX веке, и особенно после 1945 года, "национальная идентич-ность" утвердилась как самый распространенный термин для обозначения со-циально-культурных аспектов нации, особенно для тех коллективных мнений, убеждений, настроений, которые характеризуют группу людей как нацию. На¬циональная идентичность является важнейшим способом изучения акта созна¬ния этнической границы. Действительно, только если люди (личности) разде¬ляют представления, которые становятся общими, и действуют на их основе, они становятся группой, а этничность может приобретать организационные и институциональные формы. Этнические маркеры могут быть единичными или представлять некий набор, или, может быть, систему. И значение, и набор та¬ких маркеров может меняться.
В своей статье О.М.Зотова «Идея европейского единства и национальная идентичность» замечает следующее: «В понятие коллективной, культурной идентичности входит общая память о прошлом, сознание преемственности, общей судьбы данного единства и его культуры, а также субъективное воспри¬ятие и понимание общего прошлого каждым поколением - этноистория этого коллектива, отличающаяся от суждения историка» [26].
Как мы заметили, понятие национальной идентичности имеет многогран-
ю

ное значение, в котором есть разнообразные горизонтальные и вертикальные связи. Одной из них является этничность, которая в последние два десятилетия становится одной из существенных переменных современного общества, что контрастирует с теоретическими представлениями о современности, описывае¬мой в универсалистских, глобалистских категориях. Рост этнического самосоз¬нания сопровождается ростом культурного плюрализма.
По мнению некоторых ученых, в новых национальных государствах про¬блема идентичности, политической и этнической становится многоуровневым явлением. К примеру, в государствах, где проживают многочисленные этносы, в политическом и этническом спектре представляющие государство, идентифи¬цируют себя с этим национальным государством и с этносом, представителями которых они являются. Другие же этносы, населяющие данное государство (на¬пример, корейцы, украинцы, уйгуры в Казахстане) имеют как бы неантагони¬стическую раздвоенность, в идентификации себя с национальным государст¬вом.
Существуют концепции политического национализма. Здесь основопола¬гающая схема выстроена следующим образом. Согласно таким концепциям, политический национализм представляет собой продукт стремления нацио¬нальной элиты. В большинстве государств национальная элита не является подлинно национальной в политическом смысле, скорее ее следует назвать космополитической. Новые этносоциальные и национально-гражданские иден¬тичности формируются в условиях принципиально новой трансформации об¬щества, характеризующиеся последствиями дезинтеграции и распада единой страны и прежней гражданской идентичности, глубинной перестройкой соци¬ально-экономической системы постсоветских стран, массовой деполитизацией общественного сознания, социальной активностью и инкорпорацией во власти новых этнократических элит и бизнес-элит, социальными реалиями экономиче¬ской ситуации страны [27]. По нашему мнению, главное, что должно интересо¬вать в национальной идентичности, не его происхождение, а его действенность. Почти все идеологии, когда- либо заводившие мир в тупик, были построены на основе идей, которые становились реальностью, если в них верили и внедряли их в жизненную практику. Тогда эти идеи превращались в мифы и обретали грандиозный энергетический потенциал, выражавшийся в кровавых революци¬ях и грандиозных завоевательных походах.
В социальных науках (политологии, этнологии, социальной антрополо-гии, культурологии, социологии) сформировались три основных теоретиче-ских направления в понимании этнического: примордиализм, инструментализм и конструктивизм, которые по-разному понимают и оценивают происходящее в этнической сфере.
Промордиализм (понимаемый, в самом широком значении как обращение к "корням") используется участниками межэтнического взаимодействия для придания смысла и значений своим действиям, а также внешними наблюдате¬лями, исследователями для объяснения происходящего. Это дополитический (внеполитический) национализм, когда подчеркивается родовая идентичность
11

на основе этнокультурных признаков. Исконность, естественность, как этниче¬ской принадлежности, так и этнообразующих признаков, маркирующих грани¬цы этнического, с точки зрения исследователя понимается как трансляция в по¬колениях представления о себе как об исключительной, инаковой группе в сравнении с соседствующими народами. В ситуации нестабильности и неопре¬деленности возникает установка на поиск как бы естественной, исконной, "примордиальной" социокультурной ниши, своеобразного укрытия. Повсе¬дневность превращается в пространство риска, но одновременно именно в по¬вседневности обнаруживаются структуры, способные защитить. Этнокультур¬ная идентичность оказывается одной из немногих значимых социальных идентичностей, выполняющих адаптивную функцию. Возникающая ситуация воспринимается наблюдателями как процесс "этнического возрождения", а самими действующими как "приобщение к корням", обращение к естественным, никогда не подводящим группам '"своих". При этом наблюдается усиление значимости этнической идентичности перед иными солидарностями, происходит процесс этнизации социального пространства.
Ииструментарскии дискурс понимания этничности. В мотивах и ин-тересах действующих присутствует внеэтнический компонент. Внеэтнические контексты этнических отношений довольно разнообразны: этническое лидерст¬во как сублимация психологических, личностных характеристик активистов; этничность как ресурс легитимации власти; этничность как способ борьбы за власть конкретного уровня и т.д. Разделенность социальной реальности на эт¬ническую, и внеэтническую исчезает за счет эмансипации, расширения внеэт-нического контекста на этнические социальные практики. Этничность выступа¬ет инструментом достижения внеэтнических целей. То есть здесь предполагает¬ся, что со временем этническое проблема активизируется как со стороны участ¬ников этнических отношений, так и со стороны представителей власти. Осоз¬нание проблемы неизбежно ведет к активности по ее "разрешению". Наблюда¬ется "забота" властей относительно этноориентированных организаций. Это выражается в признании значимости выдвигаемых требований, а также в ин¬ституциональном представительстве данного этнического сообщества в средст¬вах массовой информации, органах образования, структурах власти и т.д.
В рамках конструктивизма этничность понимается не как некоторая данность, а как результат созидания, как инновационный акт творческого вооб¬ражения. Это ситуация межэтнического взаимодействия в форме нарастания конфликта. При изменении ситуации (или восприятии акторами ситуации как изменившейся) это может быть вызвано возникновением сильного этногосу-дарственного центра, исчерпанием ресурсов власти у политических лидеров, маргинализацией этнической общности, изменением установок и идеологии доминирующего большинства, появлением новой когорты политиков и т. д. происходит переконструирование этнической идентичности путем актуализа¬ции иных этнообразующих признаков. Возникает иное отношение, по-прежнему называемое этничностью. Символическое этническое пространство расширяется, выходя за привычные и принятые другими границы. Это создает
12

условия для пересечения с другими символическими территориями. Возни-кающая референтная тема обладает мобилизующим потенциалом. Например, тема утраты этносом чего-либо мифически легендарного (территории, языка, веры и пр.) или тема обретения (например, государственности). Пересекающие¬ся символические территории можно определить как пограничье, обладающее взрывоопасным потенциалом.
Очень сложным путем и благодаря действию многих механизмов этниче¬ское сознание, однажды зародившись, развивается путем последовательных пе¬реопределений на всех уровнях личности, группы и общества. Со временем оно стремится к проецированию себя на все более обширные социальные простран¬ства. Процесс социального конструирования происходит и на индивидуальном, и на групповом уровнях. В ходе бесчисленного множества взаимодействий в обыденной жизни индивиды участвуют в постоянном процессе определения и переопределения самих себя. Самосознание понимается не как некая "фиксиро¬ванная суть, а как "стратегическое самоутверждение" [28].
Выделенные три этапа представляют собой идеальные типы уровней ме-жэтнических взаимодействий, которые в реальной практике не сменяют друг друга, а существуют одновременно, в каждый конкретный момент времени.
Это заставило ученых по-новому переосмыслить как природу этнично-сти, так и характерологические признаки современности. Но мы предпочитаем видеть в нем отражение реальных трудностей постижения национальной иден¬тичности. В современном мире наряду с процессами глобализации, ростом про¬ницаемости государственных границ для товарно-денежных и людских пото¬ков, повышением экономической и культурной однородности мира, идут па¬раллельные и противоположно направленные процессы обострения и роста на¬циональных чувств, роста фундаментализма, а с ними возрастает значение ка¬тегории национальной идентичности. Это понятие особенно актуализировалось с окончанием холодной войны, с изменением геополитической карты мира, и к нему сразу был применен весь аппарат современной критической теории, в ко¬торой проблеме идентичности уже и ранее принадлежало центральное место. Именно этот акцент на "идентичность" отличает современное понимание свое¬образия отдельных наций.
Кроме того, что исследователи выделяют три основных теоретических направления в понимании этнического, так же при изучении проблем этничности наука выделяет несколько уровней функционирования национальной идентичности. Личностный, групповой и идеологический, который позволяет национальной идентичности стать основой политической мобилизации масс, выдвижению каких-либо актуальных для этнической общности политических требований и таким образом перерастанию нейтральной национальной идентичности в национальную идею. Эта сторона национальной идентичности очень важна для нас с позиции ее политического анализа, так как национальная идентичность показательна тогда, когда, разделяемые в той или иной мере членами данной этнической группы общие представления формируются в процессе взаимодействия с другими народами.
13

Считается, что одной из главных категорий национальной идентичности является этнос как устойчивая совокупность людей, возникающая в процессе этногенеза, и в процессе возникновения этнической общности и ее самоназва¬ния. В этнос людей связывает общность языка, территории, религии, обычаев, этничность является основным объектом идентификационных стратегий, имен¬но она, является центром преломления в восприятии человеком окружающего мира. Особенностью этноса, которое необходимо выделить является этническое сознание позволяющее показать противопоставление своей этнической группы другой этнической группе. Здесь начинает проявляться действие антитезы «Мы-Они», «Свои-Чужие» Распространенной формой организации этноса является этническая группа. Она выступает в виде субэтноса, то есть регио¬нальной части какого-либо этноса, не вполне слившейся с ним и имеющей осо¬бенности разговорного языка (диалект), культуры и быта, а также особое само¬сознание. В другом случае этнической группой называют небольшую часть оп¬ределенного этноса, территориально отделяющуюся в результате миграции (немцы в Казахстане, поляки в Литве), но сохранившую прежнее этническое самосознание, язык, особенности культуры и быта. В этом смысле ее можно рассматривать как национальное меньшинство в структуре этого этноса [29].
Этничность возрастает или ослабевает в соответствии с внешними об-стоятельствами. Поэтому она как зависимая переменная эффективно использу¬ется этническими элитами в борьбе за власть в качестве идеологического мар¬кера этнических границ. Считается, что нация является природным объектом, при этом, человек как носитель признаков нации сохраняет все свойства этнич¬ности. Эта ключевая характеристика этничности явилась еще одной причиной ее рассмотрения в качестве инструмента, с помощью которого можно не только укреплять характер этничности, регулировать проницаемость характера при¬граничья. Служа внутриэтнической интеграции, этничность одновременно ока¬зывает влияние на развитие дезинтеграционных тенденций в полиэтническом обществе в целом.....

Доп      


Мақала ұнаса, бөлісіңіз:


Іздеп көріңіз:
скачать Политические аспекты формирования национальной идентичности бесплатно дипломную работу, база готовых дипломных работ бесплатно, готовые Политология дипломные работы скачать бесплатно, дипломная работа скачать бесплатно казахстан, Политические аспекты формирования национальной идентичности

Пікір жазу

  • [cmxfinput_gallery][cmxfinput_youtube]