Дипломная работа: Американо - Японские отношения на современном этапе
Содержание
Введение…..………………………………………………………………………2
I. ПЕРВЫЕ ПОСЛЕВОЕННЫЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ ОТНОШЕНИЙ……….…...8
1.1. Период американской оккупации…............................................................8
1.2. Подготовка и проведение Сан-францисской мирной конференции…..10
1.3. Договор безопасности между Японией и США………………………...15
II. 1950-1970 ГГ. – ПРОБЛЕМЫ И ВЫЗОВЫ К СОТРУДНИЧЕСТВУ…..…17
2.1. Пересмотр японо-американского договора безопасности……………..17
2.2. Экономический подъем Японии и отношения с США..………………..19
2.3. Качественно новое сотрудничество – 2 пол. 1970-х гг………………....26
III. АМЕРИКАНО-ЯПОНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ПОСЛЕ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ»…………………………………………………………………………30
3.1. Глобальное партнерство 1980-х гг.……………………………………...30
3.2. Охлаждение отношений в начале 1990-х и возвращение к союзу………………………………………………………………………35
3.3. Проблема присутствия американских войск на Окинаве……………...53
3.4. Альянс 21 века…………………………………………………………….55
Заключение……………………………………………………………………….61
Приложение………………………………………………………………………6
I. ПЕРВЫЕ ПОСЛЕВОЕННЫЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ ОТНОШЕНИЙ
1.1. Период американской оккупации.
Главным документом, определяющим основы внешней политики Японии, является Конституция. Именно Конституция была тем основополагающим документом, который на более чем полвека вперед предопределил мирный внешнеполитический курс страны. Автор считает необходимым рассмотреть те условия, в которых принималась Конституция, чтобы понять дальнейшее развитие внешней политики Японии.
Конституция принималась в очень тяжелых условиях. Вторая Мировая война имела катастрофические последствия для Японии: 3 миллиона солдат погибли, страна первая и единственная в мире пострадала от атомных бомбардировок городов Хиросима и Нагасаки, экономика находилась на грани развала. Управление государством фактически осуществлялось оккупационными властями во главе с генералом Макартуром, которые давали директивные указания и японским правительством во главе с Ёсида Сигэру, которое выполняло их под строгим контролем.
Макартур и Ёсида были во многом похожи: практически одного возраста, принадлежали к политической элите, придерживались консервативных взглядов. Уже будучи в отставке, Ёсида писал, что Макартур сделал многое для Японии и называл его «великим благодетелем» (дай ондзин).
Однако действия японского правительства основывались на старой конституции Мейдзи, в которой император имел практически неограниченные полномочия. Поэтому оккупационная администрация сочла необходимым разработать и принять новую конституцию, которая стала бы первым шагом на пути комплексной демократизации страны. Генерал Макартур, вероятно, пришел к выводу о необходимости использования императора в своих целях уже в октябре 1945 г. 4 октября во время второй встречи с Коноэ Фумимаро (одним из принцев) он заявил: "Необходимо изменить конституцию Японии. При изменении конституции следует в достаточной степени либерализировать ее".
К тому же, Макартур был должен каким-то образом реагировать на призывы о признании императора военным преступником. Существовали также и мнения, согласно которым император Сёва должен был принять на себя "моральную ответственность" за войну и покинуть свой пост. Такой точки зрения придерживался, например, ректор Токийского императорского университета и член верхней палаты парламента Минамихара Сигэру, члены Коммунистической партии Японии и даже принц Микаса. В ответ на запрос Объединенного штаба от 29 ноября 1945 г. Макартур отправил телеграмму (25 января 1946 г.), в которой утверждалось, что не существует оснований для привлечения императора к ответственности и что возбуждение дела против императора вызовет огромное недовольство, для подавления которого нужно будет увеличить оккупационную армию до 1 миллиона человек. Высказавшись против судебного преследования императора, Макартур верно оценил ситуацию, предсказывая массовые волнения.
Тем временем, премьер-министр Ёсида был против принятия новой конституции. Однако, будучи мудрым политиком, он не хотел противоречить американской администрации и поддержал главные положения Основного закона во время его прохождения через парламент.
Японская Конституция, вступившая в силу 3 мая 1947 года, хотя и была похожа на Конституцию Мейдзи, носила принципиально новый характер. Хотя институт императора и сохранялся, но он уже не обладал неограниченными полномочиями. Теперь императору отводилась роль символа нации и единства народа, представителя Японии на международной арене. В отличие от Конституции Мейдзи ему не приписывалось божественное происхождение, он не был провозглашен священным и неприкосновенным. Все полномочия императора сводились к созыву парламента, роспуску нижней палаты парламента, промульгации законов, приему иностранных послов, пожалованию наград и амнистий. Отныне все действия император мог осуществлять только с одобрения кабинета министров. Правом принимать и корректировать законы наделялся только двухпалатный парламент.
Новая Конституция гарантировала права и свободы человека, вводила всеобщее избирательное право, неприкосновенность частной собственности, разделение властей, местное самоуправление. Таким образом, можно говорить о переносе британской парламентской демократии на японскую почву.
Наибольший интерес для автора представляет глава 2, озаглавленная «Отказ от войны». В ней утверждается, что: «Искренне стремясь к международному миру, основанному на справедливости и порядке, японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров.
Для достижения цели, указанной в предыдущем абзаце, никогда впредь не будут создаваться сухопутные, морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства войны. Право на ведение государством войны не признается» . На этой главе основывается внешняя политика Японии на протяжении уже полувека.
Существование антивоенной статьи конституции, пользовавшейся широкой поддержкой населения, внутри и внешнеполитическая ситуации подтолкнули правительство Японии к принятию дополнительных законов, ограничивавших возможность повышения военной роли Японии. В июне 1954 года парламент принял решение о запрещении посылки сил самообороны за пределы архипелага. В 1968 году правительство заявило, что отныне будут соблюдаться 3 неядерных принципа: не иметь, не производить и не ввозить ядерное оружие на территорию страны. (Вербицкий с40) В 1976 году Япония ратифицировала договор о нераспространении ядерного оружия. Более того, «Основной закон об атомной энергетике» Японии требует, чтобы атомная энергетика страны была направлена только на мирные цели.
Оккупационные власти взяли курс на демилитаризацию и демократизацию страны, на проведение реформ практически во всех сферах жизни общества. Было необходимо ликвидировать существовавшие политическую и экономическую структуры, прежде всего, разрушить финансово-промышленные монополии (дзайбацу), создать условия для развития свободного предпринимательства. Для этого были проведены кардинальные экономические и политические реформы, что привело к коренным изменениям в политическом устройстве. Необходимым условием для успешного осуществления реформ, ускоренной модернизации и демократизации была политическая стабильность, которая обеспечивалась оккупационной администрацией США.
Чистка кадров открыла путь многим способным людям, кто не смог бы так быстро добраться до вершины. Ликвидация крупных, зачастую проживавших вне своих имений землевладельцев способствовало модернизации сельского хозяйства, оживлению промышленности и торговли. В немалой степени этому способствовала американская помощь, которая в 2 раза превышала взыскания по послевоенным репарациям.
1.2. Подготовка к Сан-францисской конференции.
С конца 40-х годов, фактически с начала «холодной войны», Соединенные Штаты Америки сделали главным мотивом внешней политики курс на «сдерживание коммунизма». Главной стратегической задачей в азиатском регионе было создание системы военно-политических блоков, которая должна была замкнуть цепь военных баз и стратегических плацдармов между американскими вооруженными силами на Востоке и на Западе.
Однако американское правительство полагало, что оккупированная Япония не может по-настоящему и полноценно исполнить эту роль. Оно считало более приемлемым предоставить ей, ограниченную в военно-политическом плане, независимость и дать возможность стать добровольным союзником США на Дальнем Востоке. Для этого необходимо было как можно скорее заключить мирный договор. Исходя из этих соображений, Соединенные Штаты примерно с середины 1949г. начали подготовку мирного договора, которая пошла особенно быстрыми темпами после начала войны в Корее и провозглашения курса на ремилитаризацию Японии.
Официальное заявление о намерении заключить мирный договор, последовало осенью 1949г., после встречи госсекретаря США Д. Ачесона с английским министром иностранных дел Э. Бэвином. В совместном заявлении они указали, что США и Англия пришли к единому мнению о необходимости в кратчайший срок приступить к подготовке мирного договора с Японией. Обе страны были готовы обсуждать проект и в том случае, если Советский Союз не примет в нём участия. 1 декабря 1949г. государственный департамент США сообщил, что в Лондоне и Вашингтоне уже идет обсуждение проекта мирного договора с Японией.
Летом 1950г. вопрос о мирном договоре перешел в стадию конкретной разработки, которой руководил видный деятель республиканской партии, советник госдепартамента Джон Фостер Даллес. В середине июня 1950г. Даллес посетил Японию, где вел переговоры с премьер-министром Японии Ёсида, обсуждал этот вопрос с Макартуром, а также с находившимся в то время в Токио министром обороны США Джонсоном и председателем комитета начальников штабов США генералом Брэдли. В заявлении об итогах поездки 1 июля 1950г. Даллес открыто призвал к подготовке мирного договора с Японией.
Вопрос о договоре с Японией обсуждался во время переговоров Трумэна и Макартура на острове Уэйк в октябре 1950г. В этой беседе, были определены общие положения мирного договора. Решено, что в случае отказа СССР и Китая принять участие в подписании мирного договора, конференция все равно должна состояться. Было принято решение, во что бы то ни стало оставить американские войска на территории Японии ещё на несколько лет.
Разработанные госдепартаментом общие принципы договора с Японией в виде специального меморандума, правительством США в октябре 1950г. были разосланы странам – членам Дальневосточной комиссии. В меморандуме указывалось, что участниками договора должны быть все нации, находящиеся в состоянии войны с Японией. Относительно территориальных вопросов, в меморандуме говорилось, что «Япония а) признает независимость Кореи; б) согласится на опеку ООН, с США в качестве управляющей власти над островами Рюкю и Бонин и в) примет будущее решение Соединенного Королевства, СССР, Китая и США в отношении статуса Формозы, Пескадорских островов, Южного Сахалина и Курильских островов». В случае если никакого решения не будет принято в течение одного года с момента вступления договора в силу, решать будет Генеральная Ассамблея. Будет провозглашено об отказе Японии от специальных прав и интересов в Китае. Предусматривалось так же, что Япония будет принята в ООН. Меморандум подчеркивал сохранение за США контроля над Японией. В нем отмечалось, что до взятия на себя ООН эффективной ответственности «…будет продолжаться совместная ответственность японских органов и американских, а возможно, и других войск за поддержание международного мира и безопасности в районе Японии».
Данный проект мирного договора вызвал недовольства ряда стран, прежде всего СССР и Китая. В частности территориальный вопрос, почему ставился под вопрос статус Южного Сахалина и Курил, которые и так по решению Ялтинской конференции оставались за Советским Союзом. Не рассматривался вопрос о передаче Тайваня и Пэнхуледао Китаю. Все претензии были размещены в «памятной записке», которую 20 ноября 1950г. Я.А. Малик передал Даллесу. В ответной записке большинство поставленных вопросов были оставлены без ответа.
По поручению Трумэна Даллес совершил поездку в Японию, на Филиппины, в Австралию и Новую Зеландию. 25 января 1951г. Даллес прибыл в Токио, где трижды встречался с премьером Ёсида. 2 февраля было предано гласности коммюнике о единстве мнений двух сторон. Даллес заявил в связи с опубликованием коммюнике: «После подписания договора в целях защиты, не имеющей вооруженных сил Японии, между Японией и США будет заключено временное соглашение об обеспечении безопасности. В связи с этим изучается вопрос о заключении соответствующих соглашений об обеспечении региональной или коллективной безопасности». Японское правительство приветствует американское предложение о том, что, «если Япония пожелает, правительство США рассмотрит вопрос о сохранении американских вооруженных сил в Японии и окружающих её районах».
29 марта 1951г. правительство США разослало свой проект мирного договора с Японией членам Дальневосточной комиссии. Новый проект отличался только тем, что Япония обязывалась возвратить СССР южную часть Сахалина и Курильские острова, в отношении Китая положения остались неизменными.
Однако это могло устроить КНР и СССР. 7 мая 1951г. Советское правительство отправило в США и Англию «Замечания по поводу проекта США мирного договора с Японией». В «Замечаниях», прежде всего, отмечался сепаративный характер подготовки мирного договора, недопустимость отстранения СССР, КНР и других стран от подготовки мирного договора, стремление навязать Японии в порядке диктата угодные правительству США условия договора. Против изъятия из под суверенитета Японии островов Рюкю и Бонин. За передачу островов Пэнхуледао и Тайваня Китаю и вывод американских войск из Японии. В ответ правительство США отправило ноту, в которой отвергла предложения СССР.
12 июля 1951г. от имени США и Англии был опубликован «Проект мирного договора с Японией». 20 июля американский и английский послы в Москве Керк и Келли посетили А. А. Громыко, передав ему проект договора и приглашение на конференцию. В совместной ноте, врученной послами, подчеркивалось, что 13 августа будет разослан окончательный проект мирного договора, и сообщалось, что 4 сентября 1951г. созывается конференция для подписания мирного договора. СССР приглашался принять в ней участие. Керк при этом сделал заявление, о том, что правительство США встало на путь подготовки мирного договора в целях быстрейшего урегулирования послевоенных проблем. Оба правительства вели подготовку договора в течение десяти месяцев, поэтому и конференция, будет созвана не для выработки договора, а лишь для того, чтобы подписать англо-американский проект договора.
Сан-францисская конференция. 4 сентября 1951 года в Сан-францисском здании «Опера хауз» открылась конференция, на которой должны были быть обсуждены условия мирного договора с Японией. В этой конференции приняли участие 52 государства, не были приглашены представители Китайской Народной Республики, Монгольской Народной Республики, Корейской Народно-Демократической Республики и Дальне-Восточной Республики. Сами отказались от участия Индия и Бирма, страны, непосредственно участвовавшие в войне с Японией.
Перед конференцией состоялось совещание 11 государств (США, Англии, Франции, Австралии, Новая Зеландии, Филиппин, Пакистана, Цейлона, Нидерландов, Индонезии), где обсуждались правила проведения предстоящей конференции и проект мирного договора с Японией. Согласно принятым правилам принятие решение и руководство полностью принадлежали США. Председателем конференции был избран госсекретарь США Д.Ачесон. По статье 1: «Конференция состоится, и будет протекать согласно условиям приглашения, исходящего от правительства США». В ст. 17 была сформулирована краткая программа работы конференции, которая сводилась к чисто процедурным вопросам, заранее отвергалось обсуждение по существу предложенного проекта мирного договора. Ст. 9 правил процедуры устанавливала жесткие рамки для участвовавших. «Прерогативы участников конференции, - говорилось в ней, - ограничиваются нижеследующим: «право присутствовать на всех заседаниях конференции, право устного заявления на них, в пределах предусмотренных правилами процедуры и решениями конференций, а также право голоса в рамках установленных здесь ограничений».
В ст. 18 устанавливались пределы выступления, не более одного часа. Далее говорилось: «после того, как какая либо делегация сделала такое заявление, этой делегации не предоставят больше слова, по данному вопросу до тех пор, пока всем другим делегациям не будет предоставлена возможность сделать свои заявления». В таких условиях, не могло быть и речи о каком либо деловом обсуждении проекта договора.
Срок работы конференции, устанавливался в пять дней, физически не давая возможности выступить даже большинству делегатов, поскольку из этих пяти дней первый день должен был уйти на церемонию открытия конференции, а последний – на подписание мирного договора. Столь короткий срок американские власти оправдывали просьбой дирекции оперного театра освободить зал к 9 сентября, для того чтобы подготовить его к новому театральному сезону.
Председатель конференции избирался на все время её работы и был наделён большими полномочиями. По ст. 19 ни один делегат не мог выступить без предварительного предоставления ему слова председателем. Ст. 20 заявляла, что решение председателя обсуждению не подлежит и могут быть обжалованы только большинством делегатов. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что Сан-францисская конференция представляла собой лишь церемонию подписания американского проекта договора.
Советская делегация, которую возглавлял А.А.Громыко заявила о своем несогласии с тем, что в конференции не приняли участие представители КНР, МНР, ДВР и КНДР, а также с тем, что главную роль на конференции играли США.
Мирный договор с Японией. Мирный договор с Японией, подписанный 8 сентября 1951 года 48 государствами за исключением СССР, Польши и Чехословакии, состоит из 7 глав и 27 статей.
Согласно положениям 1 главы состояние войны между Японией и союзниками объявлялось законченным с момента вступления в силу договора. Япония отказывалась от всех прав и претензий и признавала независимость Кореи, отказывалась от прав на Курильские острова, южную часть о-ва Сахалин, о-ва Спратли, о-в Формозу и другие острова в Тихом океане. (глава 2)
Статья 5 обязывала Японию действовать согласно положениям Устава ООН (воздерживаться в отношениях с другими государствами от применения силы или угрозы силой, решать все международные споры мирными средствами и т.д.) Статья 6 является, по мнению автора ключевой во всем договоре. Именно статьи 5 и 6 были названы президентом Трумэном «сердцем договора». (Кутаков Л. Н. «Внешняя политика и дипломатия Японии после второй мировой войны» М. 1956 г. 254). Согласно статье 6 все оккупационные войска должны были быть выведены из Японии в 90-дневный срок. Однако это положение не могло воспрепятствовать сохранению иностранных оккупационных войск на территории страны вследствие заключения двустороннего или многостороннего договора.
Одной из наиболее значимых является статья 14, в которой оговаривается вопрос репараций. За Японией признавался долг выплаты репараций за ущерб и страдания, которые она причинила во время войны. Но вслед за этим говорилось, что «в настоящее время ресурсы Японии недостаточны для того, чтобы, сохраняя жизнеспособность своей экономики, она могла выплачивать полностью репарации за весь такой ущерб и страдания и одновременно выполнять свои другие обязательства». Поэтому ущерб предполагалось компенсировать путем предоставления японскими гражданами услуг (подъем затонувших судов и т.п.)
Эта статья вызывала недовольство среди ряда государств. Так, правительство Бирмы заявило, что сумма убытков от разрушений собственности составила 12,7 млн. рупей. Материальные потери Голландии в результате японского нашествия составили около 2 млрд. долларов. Представитель Индонезии сообщил, что потери его страны около 4 млн. человеческих жизней и несколько миллиардов долларов материальных убытков. Советский Союз внес предложение о созыве дополнительно специального собрания для обсуждения этой проблемы, но предложение было отклонено.
Дальнейшие положения касаются материальной собственности Японии, находившейся на оккупированных территориях, которая передавалась властям этих территорий, материальных споров и т.д.
Сан-францисский мирный договор положил официальный конец периоду Второй Мировой войны. Главенствующую роль при его составлении играли США, которые не дали другим странам даже теоретическую возможность внести в него изменения. Вашингтоном были учтены ошибки Версальско-Вашингтонской системы – Япония лишилась значительных территорий, но она не оказалась под непосильным беременем огромных репараций не пострадала от территориального раздела, как Германия. Одно из главных положений договора была в том, что в нем указывалась на возможность сохранения присутствия оккупационных войск в случае заключения двустороннего договора (подразумевался, конечно, договор с США). Процесс нормализации отношений с Японией был главным звеном в цепи усилий, призванных восполнить «потерю Китая».
1.3. Договор безопасности между США и Японией.
Договор безопасности между США и Японией является в своем роде уникальным документом и, прежде всего, для Японии. Япония не заключала подобного рода договоров ни с одной другой страной.* В марте был заключен договор с Австралией.
Японо-американский договор безопасности от 8 сентября 1951 года был заключен сразу после сан-францисского мирного договора в Сан-францисском клубе сержантского состава американской армии.....
Мақала ұнаса, бөлісіңіз:
Ұқсас мақалалар:
» Дипломная работа: НАТО - глобальная универсальная международная организация
» Дипломная работа: Российско-американские политические отношения
» Дипломная работа: Всеобъемлющая концепция азиатской безопасности
» Дипломная работа: Проблема Тайваня в контексте безопасности АТР
» Дипломная работа: Ближний восток в системе отношений после второй мировой войны
» Дипломная работа: НАТО - глобальная универсальная международная организация
» Дипломная работа: Российско-американские политические отношения
» Дипломная работа: Всеобъемлющая концепция азиатской безопасности
» Дипломная работа: Проблема Тайваня в контексте безопасности АТР
» Дипломная работа: Ближний восток в системе отношений после второй мировой войны
Іздеп көріңіз: