Дипломная работа: Внешняя и внутренная политика Ирана на современном этапе

Дипломная работа: Внешняя и внутренная политика Ирана на современном этапе

Содержание
Введение……………………………………………………………….2-5

Глава 1 Внутренняя и внешняя политика Ирана на современном этапе
………………………………………………………………………….6-42
1.1 Некоторые аспекты исламской демократии – противоборство либералов и консерваторов в Иране
………………………………………………………………………….6-26
1.2 Некоторые аспекты политики Ирана в регионе Каспийского моря……………………………………………………………………27-36
1.3 Казахстанско-иранское сотрудничество в нефтегазовой сфере на современном этапе…………………………………………………..37-42

Глава 2 Иранский фактор во внешней политике США, России и Евросоюза
………………………………………………………………………….43-70
2.1. Внешнеполитические подходы США, ЕС, России к иранской проблеме
………………………………………………………………………….43-53
2.2. Иран и российско-американские отношения
…………………………………………………………………………….54-70
Заключение…………………………………………………………...71-75
Список использованной литературы……………………………..76-80

Глава 1 Внутренняя и внешняя политика Ирана на современном этапе
1.1 Некоторые аспекты исламской демократии – противоборство либералов и консерваторов в Иране
В наши дни уже мало кто сомневается, что исламский ренес¬санс - это состоявшееся явление, которое будет во многом опреде¬лять судьбы мировой политики в наступающем столетии. Однако всего каких-нибудь 20 лет назад никто не осмелился бы прогнозиро¬вать приход к власти в таких странах, как Иран или Турция, происламских правительств и, тем более что ислам заменит собой комму¬низм в противостоянии с Западом. Сегодня - это свершившиеся фак¬ты, и ничто не говорит о том, что сложившаяся ситуация будет быст¬ро меняться. Время от времени на Западе появляются отдельные благосклонные публикации, позитивно оценивающие некоторые стороны социально-политической деятельности ряда исламских го¬сударств. Прежде всего, это касается ближневосточных монархий, что можно рассматривать как поиск альтернативы иракскому, ливийско¬му или суданскому вариантам развития, Однако по-прежнему резко негативное отношение проявляется к политическому исламу в таких странах, как Иран и Турция. А между тем, исламский режим в Иране отпраздновал свое 25-летие, турецкие исламисты превратились во влиятельную политическую силу, которая ведет успешную парла¬ментскую борьбу за власть. Поэтому, несмотря на устойчивые запад-ные "клише", обвиняющие исламистов этих стран в экстремизме, терроризме и фундаментализме, а также во многих других грехах, необходимо сегодня разобраться, в чем сила исламистов и привлека¬тельность их идей для многомиллионных масс в этих странах. Откуда у Запада стойкое неприятие к исламскому феномену, действительно ли политический ислам угрожает устоям западной цивилизации?
Для ответа на эти и некоторые другие вопросы необходимо об¬ратиться к.
теории и практике политического ислама в этих странах. Наибольший интерес, естественно, представляет Исламская Респуб¬лика Иран (ИРИ), где уже в течение более 25 лет достаточно успешно осуществляется исламское правление. Шиитское видение экономи¬ческого и общественного развития этой страны можно проследить по официальным документам ИРИ, а также исследуя творчество такого неоспоримого авторитета мусульманского мира, как имам Р.Хомейни. Известно, что Р.Хомейни предпринял попытку реализа-ции в своей стране разработанной им концепции исламского правле¬ния, которая входит в противоречие с шиитским догматом о невоз¬можности справедливого правления в исламском государстве до при¬хода сокрытого 12-го имама Махди. Р.Хомейни порвал с этим схолас¬тическим подходом, заявив о возможности осуществления третьего, исламского, пути развития на принципах справедливости и улучше¬ния благосостояния всего населения в результате правильного управ¬ления страной со стороны духовного лидера - факиха. Этим он вы¬звал большое недовольство практически всех высших религиозных авторитетов в иранском государстве, которые отстаивают принцип невмешательства духовенства в непосредственное управление госу-дарственными делами. Примирения не состоялось до сих пор, и все великие аятоллы проживают вдали от столичного Тегерана — в Куме, Мешхеде и даже за пределами Ирана в Кербелле и Неджефе. Поэтому сказать, что исламское правление в Иране осуществляется от имени всего духовенства, можно лишь с большой оговоркой.
В целом, суть последовавших за революцией реформ Р.Хомейни сводилась не столько к возврату к традиционным духов¬ным и культурным ценностям шиизма, сколько к выходу ислама за рамки средневековых догматов, которые долгие годы не позволяли духовенству приспособиться к происходившим в стране и в мире в целом общественно-экономическим переменам. Уже поэтому обви¬нения в адрес Р.Хомейни в ретроградстве и покушении на основы современной цивилизации выглядят безосновательными. Р.Хомейни еще задолго до революции неоднократно подчеркивал, что его теория не бросает вызова современному научно-техническому прогрессу и тем более частной собственности, на которой базируется рыночная экономика. Она лишь призывает положить конец западному засилью в политической и экономической жизни иранского государства, по¬кончить с коррупцией и несправедливым распределением нацио¬нального богатства между отдельными слоями иранского общества, заменить западную "порочную" мораль мусульманской нравственно¬стью. Как показала последующая практика исламского правления, эти заявления не были голословными. Так, в ст.ст. 46 и 47 Конститу¬ции ИРИ четко зафиксировано право каждого на личную и частную собственность, что, как известно, лежит в основе капиталистического способа производства и отношений в целом. В то же время имам Р.Хомейни в своем завещании написал, что ислам не приемлет коммунизм и марксизм-ленинизм из-за того, что они выступают против частной собственности и за обобществление, но одновременно ислам осуждает капитализм, рассматривая его как противоречащий соци¬альной справедливости. Год от года иранское руководство становится все более компетентным и сведущим в проведении внутренней и внешней политики. Этому, безусловно, способствует та программа подготовки кадров, которая обеспечивает страну специалистами са¬мых разных квалификаций.
Естественно, что в первую очередь пра¬вящее духовенство заботится о подготовке кадров в религиозных цен¬трах страны в Тегеране, Куме, Мешхеде и других городах, где талибы - слушатели религиозных училищ занимаются в классах, осна¬щенных компьютерами и другими видами оргтехники, имеют вели¬колепные библиотеки, содержащие далеко не только религиозную литературу, но также книги и документы по всем областям знаний. Таким образом, несмотря на известные трудности, исламский режим в Иране сумел за прошедшие годы подготовить довольно прочную базу для дальнейшего проведения своей политики.
Что же касается так называемого экстремизма исламских фун¬даменталистов, то во многом он провоцируется необдуманными дей¬ствиями самих западных стран, пытающихся любой ценой поддер¬жать секуляристские и антиисламские силы и тенденции в мусуль¬манском мире. При этом применяются как раз те методы, которые в наибольшей степени отвергаются исламским менталитетом, т.е. - шантаж, диктант и запугивания, отказ идти на диалог со своими оп¬понентами, нежелание развивать равноправные отношения с мусуль¬манскими странами, непризнание самоценности и самодостаточнос¬ти ислама для исповедующих его народов. Там, где, по тем или иным причинам, Запад вынужден ограничить свое вмешательство в дела исламских стран и идет с ними на конструктивное сотрудничество, ислам ведет себя вполне респектабельно, а сами эти страны развива¬ются стабильно и без видимых социальных потрясений. Примером могут служить такие государства Персидского залива, как Саудовская Аравия, Бахрейн, Объединенные Арабские Эмираты и др. Следует отметить, что, например, в лице населения Саудовской Аравии Запад имеет апологетов самого крайнего течения в исламском фундамента¬лизме - вахаббизма, сторонники которого в других мусульманских странах часто формируют наиболее агрессивные и последовательные антизападные группировки, а в самой Саудовской Аравии доставляют находящимся там американцам и европейцам не больше неприятнос¬тей, чем какие-нибудь "зеленые" на их собственной родине, если они, конечно, не забывают, что находятся в гостях, а не у себя дома и соблюдают все предписанные им правила поведения.
Таким образом, исламский ренессанс наших дней - это по¬пытка традиционных восточных обществ использовать исторические и культурные особенности и традиции мусульманских народов для ускорения их социального и экономического развития. Удастся ли им это сделать, покажет время. Но уже сегодня ясно, что в обозримом будущем Запад, если он не хочет быть втянутым в глобальную кон¬фронтацию с мусульманским миром и Востоком в целом, должен будет предпринять шаги для окончательного решения колониального вопроса, - вслед за предоставлением политической независимости признать за этими странами право осуществлять независимую эко¬номическую и социальную политику. Только тогда появятся реаль¬ные предпосылки для успешного саморазвития восточных государств и быстрого втягивания населяющих их народов в современные эко¬номические процессы. После этого можно будет с уверенностью прогнозировать, что ислам для западной цивилизации станет не более опасным, чем японский синтоизм или таиландский буддизм.
То, что случилось в Иране в 1979 году, по своей сути и результатам было действительно рево¬люцией: произошла коренная ломка прежней политической системы, соци¬альных отношений, институтов соб¬ственности. Исчезли старые элиты, а на их место к власти пришли новые. На авансцену вышли новые социальные группы и слои со своими интересами и требованиями. Эти требования озву¬чил Хомейни и созданный им исламс¬кий режим. После этих бурных событий про¬шло четверть века, целая эра. Отшумела война Ирана с Ираком, рас¬пался СССР, начинает успокаиваться Афганистан, появились Интернет и глобализация. И только в Иране вре¬мя как будто остановилось. Все те же тотальные запреты в духе своеобраз¬ных трактовок муллами канонов исла¬ма, все та же конфронтация со «все¬мирным дьяволом» - США. В этой об¬становке выросли целые поколения. Конечно, иранское общество не статич¬но. Второй срок на выборах побежда¬ет президент-реформатор Мухаммад Хатами, а либерализация настойчиво стучит в двери иранской политики. Это чувствуют те политические деятели и избиратели, которые поддерживают Хатами и его курс. Но об этом знают и те, кто хочет, чтобы Иран всегда жил по заветам Хомейни, как бы ни менял¬ся мир вокруг них.
Примерно с середины 1990-х годов считается, что на иранской политической сцене сформи¬ровались два основных лаге¬ря - либералы и консерваторы. Первые группи¬ровались вокруг нового прези¬дента М. Хата¬ми, сменившего в 1997-м Рафсанджани, имевшего репутацию «умеренного».
Им противостоят «консерваторы» - ве¬тераны исламской революции и сорат-ники аятоллы Хомейни - люди, в ру¬ках которых находится реальная власть и контроль над армией и силовыми структурами. Но эта наиболее влиятель¬ная часть иранской политической эли¬ты неоднородна. Ее ядро составляют духовные лица (аятоллы, имамы, шей¬хи), то есть высший слой шиитского «духовенства». Они регулируют всю систему религиозного (читай, идеологи-ческого) контроля над обществом, а также над меджлисом и ходреганом -Собранием депутатов (верховный ис¬ламский комитет в рамках парламента).
Их власть в обществе поддерживает другой слой - члены правительства (но теперь не все), высшие государ¬ственные чиновники и губернаторы. К ним примыкают официально отошед¬шие от дел политики, но сохранившие влияние в неформальных группировках и выступающие посредниками между режимом и широкими слоями обще¬ства. Эти группы можно считать верх¬ней политической прослойкой. Своеоб¬разным политическим фундаментом исламского режима является достаточ¬но обширный круг лиц, в руках кото¬рых находится повседневный контроль над объектами экономики и управле¬ние ими, а также так называемыми «ре¬волюционными фондами», ведомствен¬ными силовыми структурами, средства¬ми массовой информации.
Вся политическая и идеологичес¬кая борьба в Иране разворачивается в рамках, заданных конституцией ИРИ, согласно которой основу всей жизни Ирана составляет ислам. Со¬ответственно, верховная и окончательная власть в стране принадлежит духовным лицам. Таким образом, осуществляется созданный Хомейни режим велаият-и факих - правление справедливости (или целесообразно¬сти). Этот удивительный политичес¬кий гибрид, созданный в ходе ислам¬ской революции, отличается от дру¬гих теократических, тоталитарных и авторитарных режимов в истории человечества. Для классического те¬ократического государства иранский режим слишком «мягок». Духовный руководитель Ирана (после смерти основателя ИРИ Хомейни - это Али Хаменеи) является высшим авторите¬том и располагает чрезвычайными полномочиями (право назначать ре¬ферендумы, осуществлять верховное командование, отстранять от власти президента, распускать парламент и т. д.) вплоть до отмены любого ре¬шения всех институтов власти. С дру¬гой стороны, в Иране проводятся де¬мократические президентские и пар-
ламентские выборы с сохранением всех процедур и требований свобод¬ного волеизъявления.
Президент ИРИ представляет со¬бой вторую фигуру в государстве, именно в его руках сосредоточена вся полнота исполнительной власти, то есть повседневное руководство рабо¬той правительства. Существует в Ира¬не и законодательная власть, принад¬лежащая Национальному консульта¬тивному собранию (Меджлис-и-шура-и-мелли). Парламент помимо непос¬редственных законодательных функ¬ций имеет право выражать недоверие (с последующей отставкой) как отдель¬ным министрам, так и всему прави¬тельству. Все силовые структуры в ИРИ объединены под эгидой Высше¬го совета национальной безопасности под председательством президента, но последнее слово остается за верхов¬ным аятоллой Хаменеи.
Управление страной на региональ¬ном и административном уровне (про-винциями и щахристанами) осуществ¬ляется через МВД, которое назначает светских губернаторов, и исламские структуры, представляющие собой па-раллельную систему власти и подчиня¬ющиеся опять же Хаменеи. Частичная выборность существует только па уровне шахристапов - городов и по¬селков, чьи руководители или выбира¬ются местным населением, или назна¬чаются центром.
Представляет интерес политическая сцена Ирана, на которой, несмотря на теократию, уже давно существует, раз¬вивается и создается множество раз-личных объединений, движений, со¬юзов и комитетов, в которых реально отражается сложная внутриполитичес¬кая палитра иранского общества.
После победы исламской револю¬ции правящей партией стала Исламс¬кая республиканская партия (термин «республиканский» в политическом жаргоне ИРИ следует понимать не в традиционном для Запада светском или левом значении, а как антоним прежне¬му монархическому правлению). Но она просуществовала только до 1987 года, а затем вследствие борьбы меж¬ду левым и правым крыльями была распущена ее основателями - Рафсанджани и Хаменеи - при молчаливом согласии Хомейни. Из пепла ИРП воз¬никли сразу два объединения клерика¬лов: Общество сражающегося духовен¬ства (маджма-и руханиюп-и мобарез), представлявшее левый фланг воинству-ющего духовенства, и Воинствующая духовная ассоциация (джаме-и рухани-ят-и мобарез), стоявшая на правом фланге. Представителей этих течений среди последователей Хомейни на За¬паде называют соответственно левыми и правыми традиционалистами. Харак¬терно, что в названиях обеих органи-заций фигурирует слово «воинствую¬щий»; они обе апеллируют тем самым к недавнему революционному прошло¬му. По мере развития политической борьбы в Иране и расслоения прежне¬го монолитного исламского общества на арене выявились три основных те¬чения, которые по стратификации за-падных политологов представляют так называемых «правых традиционалис-тов, правых модернистов и левых ис¬ламистов». При этом любопытно, что это деление не обязательно совпадает с делением на либеральный и консер-вативный политические лагеря. Пред¬ставители тех или иных течений име-ются в каждом из лагерей.
Левые исламисты потому и причис¬ляются к левому крылу, что выступа¬ют за сохранение социалистических, дирижистских начал в экономике стра¬ны, то есть за сохранение ведущей роли государства. Это уже упоминав¬шееся Общество сражающегося духо¬венства, а также Исламская революци¬онная организация моджахедов, кото¬рые в последнее время начинают под-держивать либеральный (буржуазный) курс Хатами. Ближе к центру распола¬гается еще неоформившаяся в какую-то политическую организацию группи¬ровка так называемых «правых модер¬нистов». Это представители малого и среднего бизнеса, либеральной интеллигенции, функционеры. То есть пред¬ставители тех классов и групп, которые непосредственно заинтересованы в ре¬формировании иранской экономики и либерализации общественных отноше¬ний. Вместе с тем эти слои располага¬ют сильным влиянием в официальных СМИ, то есть оказывают непосред¬ственное воздействие на формирование общественного мнения.
Форпостом исламского режима в его самых ортодоксальных формах яв-ляются правые традиционалисты. Фак¬тически именно они через Попечитель-ский совет и Собрание депутатов обес¬печивают соответствие любого прини-маемого в стране закона исламским нормам и канонам. От «левых» правые традиционалисты отличаются тем, что твердо выступают па страже частной собственности и предпринимательства. В свое время именно эта группировка не допустила широкого распростране¬ния революционных экспериментов и эксцессов со стороны левых исламис¬тов по проведению земельной рефор¬мы (полная экспроприация помещичь¬ей собственности). Это означает, что высшее духовное руководство Ирана, а именно оно стоит за этой группиров-кой, своей социальной опорой видит крупное землевладение (сам Рафсанджани - магнат-землевладелец и круп¬нейший в стране производитель фиста¬шек). В то же время «правые» поддер¬жали в свое время такие чисто попу¬листские и левосоциальные мероприя¬тия, как субсидирование наиболее бед¬ных слоев населения с целью недопу¬щения социального взрыва.
Таким образом, политический спектр Ирана чрезвычайно разнообразен. Тс или иные группировки на разных эта¬пах и в разных ситуациях могут выс-тупать как с либеральных, так и с кон¬сервативных позиций. Очевидно, что в Иране существуют мощные и влиятель¬ные силы, заинтересованные в сохра-нении существующего режима. В то же время необходимость реформ, их на-сущная потребность для дальнейшего развития иранского общества и выхо-да из стагнационной «исламской ло¬вушки» с его консервацией существу-ющих отношений понимается все бо¬лее широкими слоями населения. Имен¬но они уже второй раз голосуют за Ха¬тами, видя в нем символ либерализа¬ции своей страны.
Дело не только в раскладе полити¬ческих сил и интересах тех или иных устоявшихся групп влияния и центров силы. В последние десятилетия Иран переживает подлинную демографичес¬кую революцию - четверть 60-милли-онного населения страны составляет молодежь, родившаяся уже после ис-ламской революции. Именно моло¬дежь и особенно студенчество являют¬ся в настоящее время главной социаль¬ной опорой президента Хатами. Они же являются первыми жертвами растущей безработицы в стране, которая в настоящее время перевалила за 18 процентов.
В целом экономическая ситуация в Иране непростая. Население страдает от инфляции. Дефицит бюджета в Иране за пос¬леднее десятилетие стал нормой. Ката¬строфически не хватает инвестиций для обновления основных фондов, внедре¬ния новых технологий и даже разра¬ботки новых месторождений. Ситуа¬цию с инвестициями усугубляет эмбар¬го США и сложные отношения с За¬падом, а также тот факт, что иранская валюта не является конвертируемой. Кроме того, на шее у государства ви¬сит огромный и малоэффективный го-сударственный сектор экономики плод социалистических экспериментов с исламской спецификой. Под эту же статью подпадают гигантские соци¬альные субсидии. На повестке дня в качестве первоочередной задачи стоит проблема либерализации цен. Картина, знакомая нам до слез со времен совет¬ской перестройки.
Не все так плохо в Иране в плане экономики. Иран по-прежнему являет¬ся одним из крупнейших в мире про¬изводителей нефти и обладает сравнимыми по величине запасами газа. «Не¬фтяная подушка» может в принципе смягчить любой экономический кри¬зис, как это уже было не раз в совре-менной истории Ирана. Рост цен на нефть в последние годы также оказал благоприятное воздействие. За годы правления Хатами на 3 млн. выросла занятость, а уровень бедности снизил¬ся на две трети. Основные показатели промышленного производства растут, хотя и не такими быстрыми темпами, как в первой половине 1990-х годов.
Сложная социально-экономическая ситуация является главным козырем в руках реформаторов и либералов в борьбе с консерваторами и реакционе-рами. Хатами и его сторонники пре¬красно понимают, что без либерализа¬ции общественных отношений и ре¬формирования экономики, то есть по-степенного отказа от наследия Хомейни, невозможны движение вперед, нор-мализация отношений с Западом, вы¬ход из экономической изоляции и по-лучение на внешнем рынке инвестиций и технологий для проведения реформ. Такими настроениями пронизаны ши¬рокие общественные слои, интеллиген-ция и молодежь.....

Доп      


Мақала ұнаса, бөлісіңіз:


Іздеп көріңіз:
скачать Внешняя и внутренная политика Ирана на современном этапе бесплатно дипломную работу, база готовых дипломных работ бесплатно, готовые дипломные работы скачать бесплатно, дипломная работа скачать бесплатно казахстан, Внешняя и внутренная политика Ирана на современном этапе

Пікір жазу

  • [cmxfinput_gallery][cmxfinput_youtube]