Дипломная работа: Внешняя и внутренняя политика Испании на современном этапе
Содержание
Введение………………………………………………………………………2-6Глава 1 Испания в системе международных отношени…………………………………………………………………………………7-31
1.1 Внутриполитические изменения Испании в постфранкисткий период…………………………………………………………………………7-14
1.2 Испания против терроризма, экстремизма и наркобизнеса…………………………………………………………………………………15-22
1.3 Позиция Испании в аграрной и рыболовной политике Е…………………………………………………………………………………23-31
Глава 2 Концепция внешней политики Испании и ее претворение в жизнь………………………………………………………………………….32-63
1. Вступление Испании в Европейское экономическое сообщество………………………………………………………………………………….32-42
2.2 Оборонная политика Испании и участие в военных структурах НАТО и ЕС……………………………………………………………………………43-54
2.3 Европейская политика Испании на современном этапе ………………………………………………………………………………….55-63
Заключение.………………………………………………………………….64-68
Список использованной литературы……………………………………..69-73
Глава 1 Испания в системе международных отношений
1.1 Внутриполитические изменения Испании в постфранкисткий период
Испания является парламентской монархией, функции главы государства возложены на короля. В современной Испании глава государства - король Хуан Карлос I Бурбонский - олицетворяет собой единство нации. В Конституции отмечено, что корона Испании наследуется по линии потомков его Величества Дона Хуана Карлоса I Бурбонского, законного наследника исторической династии, таким образом, было восстановлено правопреемство власти Бурбонов, разорванного генералом Франко. Слияние в фигуре Хуана Карлоса разных типов легитимности стало символом того, что Испания восстановила длительное время отсутствовавшее правопреемство, обрела национальную идентичность. Король превратился в полюс притяжения для самых разнообразных политических сил. Констатируя рост влияния института монархии и изменение представление о ней в общественном сознании в ходе переходного периода, испанские политологи Р. де Агила и Р. Монтеро выделяют следующие фазы этого процесса: «В испанском политическом дискурсе дилемма монархия - республика уступила место дихотомии диктатура -- демократия. Монархия мало-помалу превратилась в арбитра системы, затем в её «стержень», позже в символ единства и равновесия, наконец, в защитника свобод». Формально монархическая форма правления была провозглашена еще в 1947 г., однако вплоть до смерти Франко она не была осуществлена на деле.
Как уже было отмечено, согласно Конституции «политической формой испанского государства является парламентская монархия». В предшествующих конституциях суверенитет и законодательные функции делились между королем и парламентом. В современной Конституции суверенитет находится у народа, а законодательные функции - исключительно у Кортесов.
В соответствии со ст. 56 Конституции, король - «глава государства, символ единства и постоянства, арбитр и примиритель в постоянной деятельности учреждений», осуществляющий высшее представительство Испании в международных делах. Правовое положение короля в значительной степени сконструировано по скандинавскому образцу.
Король санкционирует и утверждает законы, созывает и распускает Генеральные Кортесы, назначает выборы и референдум на условиях, предусмотренных Конституцией, осуществляет верховное командование вооруженными силами, назначает послов и других дипломатических представителей, с предварительного согласия Кортесов объявляет войну и осуществляет мир. Особенность короля в том, что он не интегрирован в ветви власти.
Согласно Конституции личность короля неприкосновенна, и он не подлежит ответственности. Его акты скрепляются подписью председателя правительства и министрами, к компетенции которых они относятся. За акты короля ответственны лица, скрепившие их своими подписями. Король Хуан Карлос не вмешивается в решение политических вопросов, то есть король не может обратиться в правительство с просьбой, только правительство к королю. В испанской Конституции сказано, что политические партии основываются на политическом плюрализме, они принимают участие в формировании и выражении воли народа и являются фундаментальным инструментом политического участия.
Нижняя палата парламента состоит из 350 депутатов, избранных путем всеобщих равных прямых выборов и тайного голосования, на основе системы пропорционального представителя.
Сенат состоит из 256 сенаторов, 208 из которых избираются путем всеобщих прямых выборов (4 представителя от каждой провинции), остальных 48 сенаторов выдвигаются законодательными органами автономных областей. Так как Сенат является палатой территориального представительства, то выборы основываются на мажоритарной системе. Депутаты и сенаторы пользуются неприкосновенностью и парламентским иммунитетом. Испанские кортесы относятся к числу организованных парламентов, депутаты и сенаторы в обеих палатах объединены по признаку партийной принадлежности в парламентские группы (партийные фракции). В перерывах между сессиями палат работают постоянные депутатские комиссии, в которых представлены парламентские группы пропорционально количеству членов каждой. Постоянные депутатские комиссии подотчетны сенату и конгрессу депутатов.
Законодательная деятельность парламента весьма многообразна. Она состоит в обсуждении законопроектов и законодательных предложений, поступающих в конгресс и сенат от правительства, отдельных депутатов, сенаторов, ассамблей автономных областей, а также групп избирателей (до 500 тыс. человек). Все законопроекты ставятся на голосование сначала в нижней, а затем в верхней палатах. В случае разногласий между палатами последнее слово остается за конгрессом. Кортесы могут уполномочить правительство издавать акты, имеющие силу закона. Это позволяет парламенту постоянно контролировать законодательную деятельность правительства. Роспуск парламента может произойти по предложению премьер-министра, право роспуска принадлежит королю.
Были также специально созданы два органа, напрямую подчиненные парламенту, которые согласно Конституции имеют право контролировать правительство. Это - Счетная палата, которая проверяет правильность подсчетов в публичном секторе и в целом экономическое управление страной, и институт Омбудсмана - это верховный комиссар парламента, который следит за соблюдением фундаментальных прав человека. Институт Омбудсмана наблюдает за деятельностью министров, административных властей и сообщает об этом в парламент.
Верховный суд является высшим юрисдикционным органом страны. Председатель Верховного суда назначается королем по представлению Генерального Совета по юриспруденции. В свою очередь Генеральный Совет по юриспруденции является главным управляющим органом всех судей и магистратов. В специальном Органическом законе устанавливаются функции судов и трибуналов, статус судей и их функции. Генеральный Совет состоит из председателя Верховного суда, который одновременно является и председателем Совета и 20 членов, которые утверждаются королем по представлению парламента.
Также есть должность Государственного поверенного, который назначается королем по представлению парламента и после предварительной консультации с Генеральным советом по юриспруденции. Целью деятельности Государственного поверенного является инициирование юридических действий в защиту прав граждан и государственных интересов по инициативе администрации или по просьбе заинтересованных сторон. Также он удостоверяется в независимости судов.
Органический закон о судебной власти указывает на то, что не только суды и трибуналы установленные испанским законом могут быть в роли судебной власти, но также и аналогичные органы, установленные международными договорами. Так, Испания в 1979 г. присоединилась к Римской Конвенции по защите прав человека и фундаментальных свобод. Соответственно испанские граждане могут обращаться в Европейский Трибунал по правам человека, после того, как они пройдут все судебные инстанции в своей стране.
Партийная система Испании отражает идеологическую модернизацию испанского электората обусловленную переходом к демократии. Уровень фрагментации электората Испании был очень высок в начале переходного периода (1977 -1979 гг.) и затем постепенно снизился, и сейчас он является достаточно однородным.
Внутренняя ситуация в Испании в 90гг. характеризовалась как политической кризис, причиной чему были громкие скандалы, связанные с коррупцией в Социалистической партии, углубляющийся экономический кризис в стране, рост безработицы, девальвация песеты. Это был период конца правления социалистов.
Тема Европы становится центральной в политических дебатах, термин «Больше Европы», выдвинутый Ф. Гонсалесом был противовесом критике оппозиционной Народной партии за плохое и неумелое правление внутри страны. Звучала также критика и со стороны членов самой Социалистической партии, участились забастовки на улицах.
Так как Социалистическая партия на выборах 1992 г. не набрала абсолютного большинства в парламенте, то каталонская партия «Конвергенция и Единство» обеспечивала это большинство и поддержку в вопросах экономике -валютного союза ЕС. Для Каталонии большая экономическая независимость была особенна выгодна, поскольку она является одной из развитых автономных сообществ Испании.
В эти годы происходит утверждение Испании в глазах международного сообщества: состоялись в 1992 г. Олимпийские игры в Барселоне, проведена Всемирная выставка в Севильи в том же году, Испании приняла участие в переговорном процессе и подписала соглашения 4+1 о Боснии и Герцеговине в качестве члена Совета безопасности ООН (1993-1994 гг.) Правительство Гонсалеса сконцентрировала свою внешнюю политику на Европе, пытаясь таким образом решить внутренний политический и экономический кризис в самой Испании.
В целом в период 1992-1995 гг. правительство Испании преследовало две основные цели в рамках ЕС. Во- первых, это дальнейшее активное участие в Экономическим и валютном союзе, а именно вхождение в костяк лидеров ЭВС, так как в эти годы ЕС наметил планы на расширение на Восток за счет стран Центральной и Восточной Европы, и Испания боялась остаться на периферии Европы, во-вторых, это распределение ресурсов Фонда сплочения в пользу Испании.
Циклический кризис 1990-1992 гг., а также необходимость выполнения условий Маастрихтского договора вызвали к жизни новую политическую правительственную программу, получившее название программы конвергенции.
План конвергенции стал продолжением ранее приняты национальных экономических программ, призванных нормализовать финансовую и технологическую структуру испанской промышленности, ускорив её интеграцию в западноевропейскую экономику в соответствии с решениями Маастрихтского соглашения.
Положительные результаты плана конвергенции в итоге сказались на величине ВВП страны, возросшей с 486,8 млрд. дол. в 1994 г. до 621,9 млрд. дол. в 1997;. на доле ВВП на душу населения, выросшей с 12.419 дол. США в 1994г. до 15.825; на снижении уровня безработицы с 24,2% до 21%
В 1992-1993 гг. Испания пережила одну из сильнейших депрессий последних десятилетий, произошел большой спад роста ВВП- между вторым кварталом 1992 г. и третьим кварталом 1993 г. он снизился на 3.5%. Причины, которые послужили снижению экономики были следующие -сокращение общей экономической активности, снижение темпов роста инвестиций, сокращение частного потребления, дефицит государственного сектора, сокращение занятости. Восстановление темпов экономического роста наступило в 1994 г. и продолжилось в 1995 г.
Каким же образом Испании удалось достигнуть роста ВВП и восстановить экономику?
Во -первых, в отличие от 1994 г., когда внешний сектор обеспечил экономический рост, в 1995 г. внутренний спрос заменил экспорт в качестве главного фактора прироста ВВП. Это позволило избежать увеличения инфляции в стране.
Во-вторых, значительно возрастает уровень семейных накоплений, что дало возможность финансировать инвестиционный процесс, который и стал основой процесса восстановления экономики.
В-третьих, увеличился национальный уровень сбережений .
Таким образом, благодаря строгому следованию критериям конвергенции ЕС -снижение инфляции и усилия по укреплению бюджета, а также реформа рынка труда, которая дала возможность отменить некоторые ограничения в системе найма рабочей силы- наметились ориентиры более устойчивого и здорового развития экономики Испании во второй половине 90-х гг.
Период 1993-1996 г.г. в пору назвать годами энергичного развития. Однако, как часто бывает, восприятие страны внешним миром и её собственным народом значительно расходятся. Так, за красивым фасадом благополучия в годы правления Социалистической партии под руководством Фелипе Гонсалеса политический олимп сотрясли скандалы, связанные с незаконными операциями против баскских сепаратистов, с коррупцией в высших эшелонах власти. Но все это было лишь отражением незавершенности реформ, трудовых отношений, избыточного присутствия государства в экономике, недооценки роли региональных проблем в развитии страны, а в конечном итоге - низкой конкурентоспособности испанских товаров, а значит и всей экономики в целом. Народная партия сформулировала свою экономическую программу в следующих тезисах: «Либерализация и открытость экономики, сокращение государственного участия, поддержка национального частного предпринимательства», а открытость в экономике -- это, прежде всего, присоединение к Европейскому валютному Союзу.
Так, первым шагом стало сокращение бюджетных расходов в 1996 г. на 200 млрд. песет, а вместе с расходами на социальную сферу - на 250 млрд. песет, что составило 0.4% валового внутреннего продукта. Следующей экономической акцией правительства в этом направлении стало снижение учетной процентной ставки с 7, 75% до 7, 5% .
Министр экономики в правительстве Аскара, г-н Родриго Рато обозначил отрасли, которые оказались в центре внимания либеральной политики нового правительства. К ним он отнес: энергетику, жилищное строительство, транспорт и телекоммуникации. Именно реформы в этих отраслях экономики были названы премьер-министром страны как «самый большой пересмотр государственного сектора» в Испании. Новое правоцентристское правительство связывало реформу государственного сектора прежде всего с процессами приватизации.
В рамках этой программы первую группу компаний подлежащих приватизации, составили энергетические, нефтяные и телекоммуникационные компании: Репсол (Repsol), Эндеса (Endesa), Телефоника (Telefonica).
Поддержку правительству Аснара, которое не формировало абсолютное большинство в парламенте, оказала каталонская партия «Конвергенция и Единство». Каталонская партия потребовало за это от правительства Аснара расширения полномочий (в основном экономических) автономных сообществ Испании, а также неукоснительного следования правилам политике конвергенции.
Одновременно с этим, Испания отказалась от смягченных условий политики конвергенции на чем настаивали другие государства, поскольку экономика Испании в 1996-1997 гг. была на подъеме ( в 1996 г. был самый низкий показатель уровня безработицы с 1982 года - 13.82%, а также низкий уровень инфляции, публичный дефицит-3.2% от ВВП, средние ставки интересов в банках - меньше 6%). Ежегодно с 1996 г. прирост ВВП составляет около 3,5% в год, его называли «аснаристким экономическим чудом» .
В 1997 г. Экофин одобрил план испанского правительства конвергенции испанской экономики, который включал в себя борьбу против дефицита и инфляции в собственной стране, уменьшение социальной помощи, замораживание размера заработной платы чиновников, сокращение внешних инвестиций. Вскоре заметные позитивные результаты экономической политики позволили работодателям и профсоюзам заключить взаимовыгодные соглашения. Позитивная атмосфера в социальной и экономической областях тем не менее столкнулась с отрицательной реакцией некоторых политиков, т.к. отдельные политические партии видели предстоящие трудности и высказывались против конвергенции телекоммуникационного сектора.
В 1999 г. рост ВВП в Испании составил 3.7%, количество созданных рабочих место в Испании было самым высоким в ЕС, но в то же время и уровень безработицы в Испании оставался все ещё самым высоким в Европе -15.7%, при этом инфляция была на уровне 2.9% , тогда как в 1998 г. всего 1.4%. Испания под руководством Аснара и, благодаря проводимой им либеральной экономической политике, показывала положительные результаты роста экономики Испании.
Хосе Мария Аскар и Тони Блэр выступили с совместными предложениями провести саммит для определения основных ориентиров экономической политики на следующие десять лет. В 2000 г. был проведен саммит в Лиссабоне, который был посвящен проблемам реформирования европейской экономики для того, чтобы сделать её более конкурентоспособной, направленной на достижение полной занятости населения ЕС к 2010 г.
Проблема безработицы особенно остро стоит в Испании, поэтому Испания активно поддержала все инициатива в этой области. Программа, принятая в Лиссабоне, предусматривает использование информационных технологий и создания «общества знаний», активное участие стран ЕС в процессе глобализации, предоставление возможностей непрерывного образования большему количеству европейцев. Эта программа основывается на принципах экономического либерализма, поощряет дух предпринимательства, свободной конкуренции, как в частном, так и в государственном секторах, предполагает постепенное сокращение государственных монополий, сохранившихся в некоторых странах ЕС, создание более 20 миллионов новых рабочих мест, сохранение системы социальной защиты ЕС .
Благодаря вступлению в ЕС экономика Испания коренным образом изменилась. Начиная с 1986 г. ситуация характеризовалась постоянным улучшением структуры собственности и результатов бизнеса. Частные предприятия повышали уровень операций, сокращали сроки возмещения инвестиций, повышали функциональность производственного оборудования, увеличивая свои производственные мощности благодаря новым инвестициям. Внешние источники финансирования претерпевали изменения в результате перехода от краткосрочного кредитования к выпуску средне -и долгосрочных ценных бумаг. Все эти меры привели к улучшению условий предпринимательства. Несмотря на сохранение регулирующих финансовых рычагов, заметно снизилась стоимость кредитов, все более приблизившись к уровню экономической рентабельности.
Что ещё важно, со дня вступления Испании в ЕС производство в Испании неуклонно интернационализируется. В Испанию направляются иностранные инвестиции, в свою очередь испанские предприятия экспортируют свой капитал в другие страны. Иностранные инвесторы осваивают в Испании крупное производство, а испанские предприниматели 69вкладывают за границей свои капиталы главным образом в мелкие и средние предприятия.
В сфере финансов достигнутый самый значительный прогресс в деле интернационализации, позволяет утверждать, что Испания пережила настоящую финансовую революцию. Теперь испанские финансовые учреждения и производственные предприятия имеют доступ к международной финансовой сфере, они стали агентами международной финансовой системы.
Банковские структуры играют в Испании все более важную роль в финансировании предпринимательской деятельности. Вместе с тем несмотря на значительную позитивную динамику в возможностях финансирования предприятий, Испания пока находится не в лучшем положении, чем другие страны- конкуренты, но, все же приближается к таким странам, как Великобритания и Франция.
В Испанию пришли и крупные иностранные банки: североамериканские, латиноамериканские, японские. Характерно, что европейские банки не столь широко представлены в испанской финансовой сфере. При этом зарубежные банки скупают значительные пакеты акций национальных банков и устанавливают над ними контроль. Не будет преувеличением сказать, что финансовая интеграция в мировое экономическое сообщество оказалась наиболее успешной: национальная финансовая система если не исчезла совсем, то является в настоящее время второстепенной.
Важным является также и то, что интеграция в ЕС заставила испанские предприятия пойти по пути ускоренного технического прогресса импорта передовых технологий. Испания довольно быстро превратилась в одну их передовых стран - импортеров технологии в рамках ОЭСР.
Возросло число занятых в научно-технической сфере, расширилась научно исследовательская база. Иностранную технологию наиболее широко осваивают автомобилестроение и химическая промышленность. А вот экспорт технологии наиболее активно ведут сфера услуг, химическая отрасль, производство офисного оборудования.
Таким образом, вступление Испании в Евросоюз бесспорно способствовало развитию её экономики ускоренными темпами. За достаточно короткий период времени из развивающейся страны Испания превратилась в развитую, Испания добилась намеченной цели, она вступила в Экономический и валютный союз в 1998 г. наряду с т.н. странами «первой скорости». Для осуществления этой цели Испании пришлось очень жестко следовать критериям политики конвергенции, которые были установлены Европейским Союзом, ....
Мақала ұнаса, бөлісіңіз:
Ұқсас мақалалар:
» Дипломная работа: Европейский союз проблемы и перспективы в XXI веке
» Дипломная работа: Внешняя политика Прибалтийских государств
» Дипломная работа: Внешняя и внутренняя политика Румынии на современном этапе
» Дипломная работа: Внутренняя и внешняя политика Греции на современном этапе
» Дипломная работа: Ближний восток в системе отношений после второй мировой войны
» Дипломная работа: Европейский союз проблемы и перспективы в XXI веке
» Дипломная работа: Внешняя политика Прибалтийских государств
» Дипломная работа: Внешняя и внутренняя политика Румынии на современном этапе
» Дипломная работа: Внутренняя и внешняя политика Греции на современном этапе
» Дипломная работа: Ближний восток в системе отношений после второй мировой войны
Іздеп көріңіз: