Дипломная работа: Внешняя и внутренняя политика Румынии на современном этапе
Содержание
ВведениеГлава I Основные направления внешней и внутренней
политики Румынии на современном этапе
1.1 Приоритеты Румынии во внешней полит
1.2 Влияние внешнеполитических концепций
на внешнеэкономические связи
1.3 Особенности влияния внешнеполитических
и внешнеэкономических аспектов на внутреннее положе-ние Румынии
Глава II Формирование и развитие казахстанско-румынских отношений
2.1Принципы и динамика развития казахстанско-румынских
отношений на современном этапе
2.2 Торгово-экономические связи и научно-техническое сотрудничество между Республикой Казахстан и Румыни-ей
2.3 Двустороннее культурно-гуманитарное сотрудничество
Заключение
Список использованной литературы
Глава I. Основные направления внешней и внутренней политики
Румынии на современном этапе
1.1 Приоритеты Румынии во внешней политике
Главным приоритетом внешней политики остается интеграция Румынии в европейские и евро-атлантические политические, экономические структуры и структуры обеспечения безопасности .
22 июня 1995 года Румыния подала заявление о присоединении к ЕС, сопровождаемое Национальной стратегией подготовки Румынии к присо-единению к ЕС. Этот документ был единодушно поддержан представителями основных государственных учреждений и лидеров политических партий – первый национальный консенсус по жизненно важному вопросу страны – и определен как «дело исторического значения для Румынии». Высший совет обороны, правительство и парламент Румынии высказались за интеграцию страны в европейские и евро-атлантические структуры, как решающего средство консолидации и развития демократии и реформы в стране и обес-печения безопасности и стабильности в Центральной Европе .
К 2000 году вместе с другими ассоциированными государствами Румы-ния в основном выполнила основные условия присоединения. Динамика го-товности страны к вступлению в Евросоюз на фоне других стран ЦВЕ пока-зана в таблицах 1 и 2 .
Таблица 1
Динамика готовности стран ЦВЕ к вступлению в ЕС
(индикатор «DekaBank» -100 баллов = средний уровень стран ЕС)
Страны 1995 г. 2001 г. октябрь 2002 г. июнь 2002 г. октябрь
Эстония 52 75 79 79
Чехия 71 74 78 79
Венгрия 34 72 79 76
Словения 56 71 79 76
Латвия 41 66 70 70
Польша 48 70 69 68
Литва 34 60 67 67
Словакия 57 61 69 65
Болгария 21 44 52 52
Румыния 27 35 45 37
Источник: БИКИ. - 2002. - № 135. - С. 4
Войдя с 1 января 2007 г. в Евросоюз вместе с Болгарией, Румыния при-няла на себя массу дополнительных обязательств. Многие болгары и румы-ны пока не знают, радоваться или огорчать¬ся вступлению их стран в ЕС. Поли¬тики и общественность озабочены задуманными Брюсселем проверка¬ми выполнения обязательств Со¬фии и Бухареста по ходу реформ. Предусмот-рен ряд санкций вплоть до урезания странам субсидий из бюджета ЕС.
Таблица 2
Степень готовности по состоянию на 1 октября 2002 г. стран ЦВЕ к вступлению в ЕС
(диапазон оценок от 0 до 100 баллов)
Страны
Общий
индикатор Индикаторы в отдельных областях
Сектор
реальной
экономики Институци-
ональный
сектор Валютно-финансовый
сектор Бюджетный
сектор
Чехия 79 85 75 95 65
Эстония 79 75 80 80 80
Словения 76 100 75 70 65
Венгрия 76 80 80 75 70
Латвия 70 60 65 80 75
Литва 67 40 75 90 65
Польша 68 60 65 85 55
Словакия 65 55 65 75 65
Болгария 52 25 60 70 70
Румыния 37 45 50 10 85
Источник: БИКИ. - 2002. - № 135. - С. 4
Это касается самых узких мест – возможных сбоев в реформирова¬нии судебной реформы, борьбе с коррупцией. С 1 ян¬варя - не без «помощи» Рос-сии вступают в силу ограничения для обеих стран-новичков и в отноше¬нии экспорта мяса и молока на ев¬ропейский рынок. Президент Ру¬мынии Траян Бэсеску предупредил сограждан, что в их жизни резких изменений к лучше-му не произой¬дет, не подскочат зарплаты.
Важные шаги Румы¬ния уже сделала. Законодательство в основных чер-тах приведено в со¬ответствие с европейским. Реализу¬ются проекты и про-граммы ЕС по региональному развитию и инфра¬структуре. Но отрыв, например, в ВВП на душу населения, еще велик. Отставание около 80 лет. Главный смысл предстоящего перехода в том, чтобы «капитализм латино-аме¬риканского или русского типа пере¬оделся в европейские одежды».
До 2013 г. Румыния получит 32 млрд. еврокредитов из евробюджета на структурные реформы. Эти средства надо будет освоить. Пока осваива¬ется от 5 до 15%. Правительство должно предложить проекты, кото¬рые отвечали бы европейским стан¬дартам. Иначе финансирование сре¬жут. Ускорение раз-вития Румынии может произойти и благодаря при¬влечению ею дополни-тельных внешних кредитов.
Румыния отныне должна соблю¬дать жесткие европейские стандар¬ты. В сельском хозяйстве это стандарты гигиены и продовольствен¬ной безопасно-сти. Множество ма¬лых и средних предприятий сразу сойдут с дистанции. Ожидается, что закроются около 40% малых и сред¬них текстильных пред-приятий - де¬ло в качестве.
В Румынии про¬буксовывает принятие закона о Национальном агентстве неподкупно¬сти. Но накануне вступления про¬гремели «показательные» су-дебные процессы против бывшего премье¬ра Адриана Нэстасе и его жены, рас¬следование и арест посредников в приватизации энергетического сек¬тора румынской экономики.
В связи с приемом болгаро-ру¬мынского тандема европейцы боят¬ся наплыва дешевой рабочей силы. Великобритания уже объявила, что примет лишь 20 тыс. неквалифици¬рованных рабочих. Германия до 2009 г. не будет принимать на рабо¬ту «чужаков». Ввели ограничения на «переходный пери-од» в три и более лет Австрия, Бельгия, Голландия, Дания, Ирландия, Люк-сембург, Ита¬лия, Испания. Ожидается, что в бу¬дущем году за границей бу-дет рабо¬тать 12% рабочей силы Румынии. Хотя в самой стране нехватка ра-бо¬чих рук. Нишу в текстильной про¬мышленности уже заполняют кита¬янки.
Румыния имеет одного комиссару в Комиссии ЕС (правительстве Евро-союза) - по языковому многообразию и по за¬щите прав потребителей. Что еще привнесет с собой страна в обще¬европейское достояние? Свою знамени-тую школу спортивной гимнастики, цуйку (сливовую вод¬ку) и миф о Драку-ле и огромный туристический потенциал. Вхождение в Европу потребует от румын среди прочего отказаться от некоторых обычаев - например, больше не закалывать свиней дедовским методом, а умерщвлять их электротоком. Бу¬дут резко сокращены площади под «беспородными» виноградниками, ограничено до 50 литров на семью изготовление цуйки - фруктового самого-на .
Претворение в жизнь стратегического партнерства Румыния – США яв-ляется инициативой, выделяющей Румынию среди центрально- и восточ-ноевропейских стран и основывающейся на признании агрессивно-навязчивой роли США в мире и в своем регионе, а также роли Румынии в южной и восточной зонах Европы. В экономическом плане главным направ-лением действия в рамках партнерства является рост американских инвести-ций в Румынии. Цель: достижение в последующие три года уровня 3 млрд. долларов для этих инвестиций. На переговорах подчеркивалась идея помо-щи Румынии интегрироваться не только в евро-атлантические структуры, но и в экономику континента. Выигрыш США должен был заключаться в силь-ной и стабильной Румынии, которая станет для них ценным союзником в Во-сточной Европе и обретении новых военных баз в Причерноморье.
Другим важным внешнеполитическим приоритетом Румынии являлось ее членство в НАТО. Так, согласно данным Министерства Национальной Обороны, свыше 51% румын высказывались за вступление или присоедине-ние к НАТО в качестве ассоциированного члена. По их мнению, это способ-но гарантировать безопасность страны в случае нападения извне . Такое «преимущество», согласитесь, явно не бесспорно, поскольку Румыния вряд ли кто угрожает в настоящее время. Это попытка «подобраться к НАТОв-скому бесплатному супу». В апреле 2004 года Румыния вошла в состав НАТО. Но в НАТО надо не только вступать, но и что-то вносить. А мнения о надежности Румынии как военного союзника мы уже приводили во введении.
Тем не менее, страна заявляет, что центральным объективом ее внешней политики Румынии являются отношения добрососедства. Так, Программа действий румынского правительства на 1998-2002 гг. предусматривала:
- обогащение конкретного содержания отношений со странами соб-ственного географического пространства. Приоритет будут иметь отношения со странами, с которыми румынское государство разделяет общие ценности и стремления, а также углубление связей с государствами Западной и Цен-тральной Европы.
- углубление специальных отношений партнерства с Венгрией и Поль-шей путем осуществления установленных договоренностей и освоения новых секторов сотрудничества.
- конкретизация договоренностей с Республикой Молдова, с которой Румыния чувствует себя связанной не только простой идентичностью языко-вой и культурной сфер.
- дальнейшее развитие отношений с Украиной.
- особое внимание придается отношениям с Россией, включая заверше-ние основного договора и более интенсивное развитие товарооборота и эко-номического сотрудничества.
- более тесное сотрудничество со странами Кавказа.
- полное использование проекта потенциала региона Верхний Прут и Нижний Дунай, в котором Румыния участвует вместе с Украиной и Респуб-ликой Молдова.
- повышение жизнеспособности и конкретизация форм сотрудничества в рамках трилатеральных, региональных и евро-региональных ассоциаций.
- утверждение естественной роли Румынии как фактора стабильности в Юго-Восточной Европе при проведении собственной стратегии в гармонии с целями международного сообщества.
Как видим, в тот период Казахстан не входил в число приоритетов внешней политики Румынии.
В настоящее время процесс создания новой системы европейского со-трудничества идет по качественно иным координатам по сравнению с уста-новленными бывшей биполярной системой.
На конференции в Риме в 1991 году страны-члены НАТО сделали реши-тельный шаг относительно будущей архитектуры безопасности на континен-те, приняв решение о расширении альянса в результате принятия новых чле-нов Центральной и Восточной Европы. Дух, господствующий в рамках Партнерства во имя мира, основывающееся на диалоге, имеет в виду преда-ние забвению прошлого и сосредоточенность на будущем, которому, по мнению Запада, угрожает нестабильность, как это продемонстрировал юго-славский пример. Однако расширение НАТО за счет стран-рецепиентов име-ет только политические цели – мол, вот какие мы большие и широкие, и слегка военно-технические – всучить новым членам альянса излишки своего устаревшего вооружения взамен советского и российского. Усиления воен-ной мощи блока за счет дезорганизованных в последнее время и слабо обу-ченных армий новоиспеченных членов ждать не приходится.
На бухарестском совещании Североатлантического альянса (октябрь 1997 г.), генеральный секретарь НАТО Хавьер Солана заявил, что «границы евро-атлантического сообщества больше не определяются географически, а определяются совместным желанием вместе развиваться, устанавливать эф-фективные и прочные партнерства, искать безопасность не в конфронтации, а в сотрудничестве» .
В центрально-европейском ареале появилась, таким образом, новая форма сотрудничества – трехсторонние отношения, так называемые тре-угольники – «модули» регионального, неинституционализированного со-трудничества, в которые вовлечена Румыния. Не желая быть ответом ЕС или другим экономическим группировкам на континенте, тройственные союзы объединяют соседние страны, движимые необходимостью межгосудар-ственного сотрудничества. Оно облегчается общими интересами, легкостью сообщения, хорошим взаимным знакомством и плодотворным историческим опытом .
Таковы факторы, стимулирующие и придающие сущность трехсторон-ним отношениям, явным преимуществом которых является обеспече-ние благоприятных рамок для идентификации немедленных решений, вы-годных экономических обменов в области инфраструктуры и связи.
Румыния, в лице ее президента Эмиля Константинеску, явилась одним из инициаторов трехсторонних отношений. На саммите в Янине в 1997 г. он сделал серьезный шаг в пользу этого вида отношений между участниками встречи: Румынией, Болгарией и Грецией. За этим последовало создание еще пяти «трехсторонних блоков».
Так, визит в Варшаву румынского президента явился поводом для со-здания треугольника Румыния – Польша – Венгрия. В Варне были заложены основы треугольника Румыния – Болгария – Турция. Главной целью со-трудничества являются экономические обмены, борьба с организованной преступностью и торговлей наркотиками.
Встреча на высшем уровне в Измаиле создала треугольник Румыния – Молдова – Украина, призванный развивать многоплановое сотрудничество в регионах Нижний Дунай, Верхний Прут и Галац-Рень. Расположение этих стран у устья Дуная – главного речного пути континента – и их экономиче-ские возможности, а также льготы, предоставляемые регионами благодаря их статусу вольных зон торговли, дает треугольнику Румыния – Молдова – Украина большие возможности на благо всех партнеров.
Треугольник Румыния – Венгрия – Австрия является одним из важней-ших для Румынии, благодаря своему расположению в центре Европы, уча-стию в проектах сотрудничества, включая инфраструктуру, торговлю и ду-найский транзит.
Подобное значение, но в другом регионе – на Балканах – имеет тре-угольник Румыния – Хорватия – Венгрия.
В рамках частых встреч с партнерами на различных уровнях, предста-вители Румынии подчеркивали, что треугольники являются «формой, по-средством которой Румыния, как центрально-европейская страна, участвует в реализации сети безопасности, дополняющей усилия других структур ре-гионального и субрегионального сотрудничества на юго-востоке Европы» .
Представленный перечень треугольников иллюстрирует «ареал без-опасности и сотрудничества», в который входит Румыния. Сходную пози-цию имеют и представители партнеров в треугольниках, членом которых яв-ляется Румыния, и которые зачастую отмечали родство, связывающее стра-ны-участницы, роль, которую треугольники могут играть в ослаблении напряженности в зоне, отношения взаимодополняемости, во многих областях преобладающие над конкуренцией. Не в последнюю очередь следует иметь в виду экономические выгоды, столь необходимые странам, находящимся в ходе процесса упрочения и развития на основе свободного рынка .
В 1995 г. в Бухаресте Румыния организовала Форум бизнесменов Чер-номорской зоны экономического сотрудничества. В нем приняли участие более 300 политиков и бизнесменов из-за рубежа и примерно столько же из Румынии. Форум был организован на министерском уровне. Общей харак-теристикой выступлений явилось выявление значения сотрудничества в чер-номорской зоне и роли, которую может играть это сотрудничество в уста-новлении климата стабильности и безопасности, как в этой зоне, так и во всей Европе. В то же время президент Румынии Ион Илиеску отметил высокую степень взаимозависимости между политическими, экономическими планами и безопасностью, что стало основной характеристикой системы современных международных отношений .
Бухарестская встреча в 1995 г. позволила выявить приоритетные обла-сти многостороннего сотрудничества: создание современных инфраструктур в областях связи, энергетики, транспорта и расширение субрегионального сотрудничества в других важнейших областях развития – торговля, про-мышленность, сельское хозяйство, наука и технология, туризм, защита окружающей среды. Открытие Черноморского банка торговли и развития явилось не только важным источником финансирования проектов и конкрет-ных программ регионального сотрудничества, но и гарантом для инвестиций в других зонах мира. Все участники встречи отметили роль черноморского бассейна как моста между Европой, Ближним востоком и – через Закавказье – Центральной Азией и отсюда с Дальним Востоком. Немаловажным стало и сотрудничество между Средиземноморьем и Черноморской зоной, закрытой в то время из-за войны в Югославии.
Бухарестский форум продемонстрировал открытый характер Черно-морской зоны экономического сотрудничества, поощряющий сотрудниче-ство с другими программами регионального сотрудничества, в первую оче-редь с Европейским союзом, с Центрально-европейской инициативой. Сове-том государств Балтийской зоны и со Средиземноморским форумом, а также даже с организациями более отдаленных зон.
Начиная с 1 июля 1997 г. Румыния стала шестой страной-членом Цен-трально-европейского соглашения о свободной торговле (ЧЕФТА). Ее уча-стие в создании зон свободной торговли – в частности в ЧЕФТА – наряду с другими ассоциированными странами ЕС, является одной из главных целей национальной стратегии для подготовки присоединения к ЕС .
Соглашение о присоединении Румынии к ЧЕФТА предполагает приня-тие ею концепции о либерализации, предусмотренной странами-учредителями, и согласование на этой основе двусторонних протоколов для постепенного пре творения в жизнь процесса устранения таможенных по-шлин на промышленные изделия и предоставление концессий в торговле сельхозпродуктами. Создание зоны свободной торговли должно быть за-вершено до 1 января 2002 г. одновременно с зоной свободной торговли между Румынией и ЕС.
В отношениях Румынии с каждой страной-членом ЧЕФТА были дого-ворены как этапы устранения таможенных пошлин на импорт, так и списки изделий для каждого этапа. В этой связи, в торговле промышленными изде-лиями (с каждой страной-участницей ЧЕФТА) было установлено, в основ-ном, следующее:
- с Чехией и Словакией (составляющими таможенный союз) достигнутый протокол имеет в своей основе нынешние положения двусторонних соглаше-ний о свободной торговле, с применением их с 1.1.1995 г. и с июля 1997 г. конкретно предусматривающих срок полного устранения таможенных по-шлин на импорт промышленных изделий (за исключением некоторых видов автомобилей, на которые либерализация завершилась к 2001 г.);
- с Польшей устранение таможенных пошлин на большинство промыш-ленных изделий осуществится постепенно в период 1 июля 1997 г. – 1 января 1999 г. На промышленные изделия, которые считаются обеими сторонами более чувствительными для их рынков, таможенные пошлины будут устра-нены за более долгий период, соответственно до 1 января 2002 г. В то же время на большой список изделий таможенные пошлины будут полностью устранены с момента вступления в силу Соглашения;
- со Словенией была достигнута договоренность о полном устранении, с момента вступления в силу Соглашения, таможенных пошлин на длинный список изделий, а также постепенное устранение пошлин до 2001 г. на чув-ствительные изделия на рынках обеих стран. На большинство промышлен-ных изделий таможенные пошлины будут полностью устранены с момента вступления в силу Соглашения;....
Мақала ұнаса, бөлісіңіз:
Ұқсас мақалалар:
» Курсовая работа: Казахстано- Узбекские отношения
» Курсовая работа: Внутренняя и внешняя политика Греции на современном этапе
» Курсовая работа: Внешнеполитические вопросы безопасности Казахстана
» Курсовая работа: ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА КЫРГЫЗСТАНА
» Курсовая работа: Дипломатические представительства
» Курсовая работа: Казахстано- Узбекские отношения
» Курсовая работа: Внутренняя и внешняя политика Греции на современном этапе
» Курсовая работа: Внешнеполитические вопросы безопасности Казахстана
» Курсовая работа: ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА КЫРГЫЗСТАНА
» Курсовая работа: Дипломатические представительства
Іздеп көріңіз: