Дипломная работа: Военно - политические аспекты доктрины ядерного сдерживания
Содержание
Введение …………………………………………………………………..…..4РАЗДЕЛ 1 СОЗДАНИЕ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ………………………………..…11
1.1 Краткий исторический анализ создания ядерного оружия в США.….11
1.2 Краткий исторический анализ создания ядерного оружия в СССР….14
РАЗДЕЛ 2 ОРГАНИЗАЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ СИЛ……………...17
2.1 США…………………………………………………….……………. .…17
2.2 ФРАНЦИЯ……………………………………………….. .…………. …23
2.3 ВЕЛИКОБРИТАНИЯ………………………………………………. ….25
2.4 РОССИЯ…………………………………………………. ………….… ..28
2.5 КИТАЙ……………………………………………………. ………… ….33
РАЗДЕЛ 3 СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО КОНТРОЛЯ
ЗА ЯДЕРНЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ ЯДЕРНЫХ ДЕРЖАВ
3.1 Договор по ПРО – путь компромиссов и разногласий… …………….36
3.2 СОИ – барьер к ядерному паритету………………………………... 42
3.3 Договор по РСМД – ликвидация ракет средней и меньшой дальности и СНВ……………………………………………………. …………………44
3.4 Договор СНВ-2 – начало новой эры американского превосходства……………………………………….………………………..49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..55
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………..58
I. СОЗДАНИЕ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ
Задача данной главы проследить историю возникновения ядерного оружия, этапы реализации ядерных программ и ядерную политику между США и СССР.
1.2 Краткий исторический анализ создания ядерного оружия в США
В истории навсегда знаменательным останется июль 1945 года, когда в Потсдаме на заседании глав Государств СССР, США и Великобритании была закреплена победа над фашистской Германией и решено создать прочный мир на нашей планете. Однако американский президент Трумэн думал о другом: успешно ли в США пройдут испытания первой в мире атомной бомбы? Сообщение об этом он получил, находясь в Потсдаме.
Пентагон незамедлительно приступил к разработке плана ведения войны с использованием ядерного оружия. В сентябре 1945 года в секретной директиве комитета начальника штабов (КНШ) вооружённых сил США подчёркивалось, что в случае возникновения кризиса Соединенные Штаты должны стремиться к его разрешению дипломатическими средствами, «одновременно производя все нужные мероприятия для нанесения первого удара в случае необходимости». При этом внезапность нападения рассматривалась как единственная гарантия успеха.
Пентагон, анализируя последствия атомных ударов по японским городам Хиросима и Нагасаки, учитывал их при разработке плана, получившего название «Тоталити», в котором Советский Союз значился уже не как союзник, а как враг номер один. Оценивались также стратегическая уязвимость СССР и возможные результаты нанесения по советским городам первого ядерного удара с использованием 20-30 атомных бомб. При этом стратеги Пентагона исходили из того, что Советский Союз не сможет нанести по США ответный ядерный удар в силу отсутствия у него аналогичного оружия.
В соответствии с принятым в 1946 году в США законом об атомной энергии ядерное оружие стало самостоятельным и самым важным элементом в американском военном арсенале. В июне 1946 года была завершена разработка нового плана, получившего условное наименование «Пинчер» («Клещи»). Согласно ему предусматривалось нанесение по СССР атомного удара с применением уже 50 бомб. По оценке КНШ в результате такого удара должно было быть уничтожено 20 крупнейших городов.
В июне 1948г. В Европе разразился так называемый «Берлинский кризис». Администрация США незамедлительно прибегла к политике «эскалации превосходства» с опорой на ядерное оружие и с угрозой его применения против СССР. Трумэн официально заявил представителям прессы в конце июня 1948 года, что он направит в Великобританию 60 бомбардировщиков В-29 – носителей атомных бомб. Пентагон лихорадочно начал подготовку вооружённых сил к возможной агрессии против СССР. Уточнялся принятый в марте 1948 года план, получивший новое название - «Бройлер» («Жаркий день»). Однако с учётом развития событий он вскоре был уточнён и трансформирован в план под названием «Фролик» («Шалость»). Согласно ему намечалось проведение нападения на СССР американских бомбардировщиков с авиабаз Великобритании, Пакистана, Индии и острова Окинава.
С самого начала появления атомной бомбы в арсенале США президент Трумэн неустанно подчёркивал, что «американцы должны быть сильнее всех в области ядерного оружия». Такие заявления Белого дома были восприняты Пентагоном и военно-промышленным комплексом страны как сигнал к увеличению выпуска ядерного вооружения. К концу 1948 года атомный арсенал США разросся. В плане «Сизл» («Испепеляющий жар») были, в частности, спланированы ядерные удары по Москве восемью бомбами и по Ленинграду семью. Всего же намечалось сбросить 133 атомные бомбы на 70 советских городов. Однако и такой удар, по оценке КНШ, в тот период был недостаточным, чтобы обеспечить победу. В случае если война продлится около двух лет, считали пентагоновские стратеги, военно-промышленный комплекс США способен изготовить примерно 200 атомных бомб, применение которых позволит уничтожить не менее 40% промышленности и приведёт к гибели 7 миллионов советских граждан.
Особенно рьяно настаивали на применении атомного оружия в отношении Советского Союза в период «берлинского кризиса» в 1948 году руководители Пентагона – министр обороны Форрестол, генерал ВВС Карл Спаатс и адмирал Джон Тауэр. Последние двое в своей памятной записке Форрестолу отмечали, что «военное ведомство должно быть готово, применить атомное оружие эффективно и без задержки». Причём в Пентагоне настаивали, чтобы именно ему было предоставлено принятие решения об использовании ядерного оружия. В сентябре 1948 года на специальном заседании совета национальной безопасности была принята директива СНБ-30, которая давала право начать атомное нападение только президенту.
Однако осенью 1949 года Советский Союз произвёл испытание своей атомной бомбы – на пять-десять лет раньше, чем предполагали американцы. Президент Трумэн потребовал, чтобы ему доложили, способны ли Соединённые штаты в случае войны решительно подорвать экономический и военный потенциал СССР. Проведённые исследования по этому вопросу и разработанный Пентагоном ещё один план ядерной войны под названием «Троян» свидетельствовал о том, что США не были в состоянии нанести Советскому Союзу решительное поражение. Требовалось, как считал Пентагон, дальнейшее наращивание ядерного оружия и средств его доставки.
К началу 1950 года был разработан и принят новый американский план ведения войны против СССР, получивший условное название «Дропшот» («Моментальный удар»). Только на первом её этапе предусматривалось сбросить 300 атомных бомб на 200 городов Советского Союза. В Пентагоне подсчитали, что к середине 50-х годов СССР сможет иметь достаточно атомных бомб, чтобы нанести небольшой по масштабам, но очень ощутимый ответный удар по Соединённым Штатам. Поэтому американское военное ведомство начало прогнозировать «день А» – последнюю в обозримом будущем благоприятную для США возможность нанесения удара без опасения ответных действий.
Создание в СССР не только ядерного, но и термоядерного оружия вызвало шок у американских сторонников «ядерного блицкрига». Становилось очевидным, что в случае атомной агрессии США против СССР их собственная территория уже не будет неуязвимой. В связи с этим в мае 1954 года КНШ представил на рассмотрение президенту Дуайту Эйзенхауэру, сменившем на этом посту Трумэна, специальное исследование о возможной превентивной войне против СССР. Согласно «Основному плану войны САК» (1954) предусматривалось нанесение массированного упреждающего удара по 1700 советским объектам и 409 аэродромам силами почти 750 американских бомбардировщиков с использованием 600-750 атомных бомб.
В августе 1953 года начальник штаба ВВС США генерал Н.Твининг представил доклад под названием «Приближающийся национальный кризис». Пентагон, встревоженный сообщениями о том, что в СССР произведён взрыв бомбы мощностью 30-400 килотонн, утверждал, что для Соединённых Штатов стремительно нарастает «атомная угроза». В докладе чётко обрисовывалась альтернатива: готовится либо к поражению, либо к «всеобщей войне» с Советским Союзом. При этом подчёркивалось, что в случае любой дальнейшей задержки превентивная война в СССР обернётся для США достаточно эффективным ответным ударом по территории Соединённых Штатов.
Президент Эйзенхауэр не мог дать окончательного ответа на такое предложение руководства Пентагона, так как не был уверен в надёжности противовоздушного щита Соединённых Штатов. В итоге американское военно-политическое руководство пришло к выводу, что ответный удар со стороны СССР по США является реальной действительностью. Идея внезапного превентивного ядерного удара по СССР в первой половине 50-х годов так и осталась в архивах.
Вывод: После первых испытаний атомной бомбы США решили занять господствующее положение в мировом сообществе, но в их планы вмешался Советской Союз, создав собственную атомную бомбу. И с этого момента в США начинаются разрабатываться военные планы по ликвидации СССР с помощью ядерного оружия.
1.2 Краткий исторический анализ создания ядерного оружия в СССР
Первые годы освоения ядерного оружия привели к переоценке опыта времён Второй мировой войны и, главным образом, к приспособлению нового (ядерного) оружия и средств решения конфликтов к старым взглядам и концепциям. Многие советские военные специалисты полагали, что запас ядерного оружия слишком мал для того, чтобы служить решающим средством ведения войны, и, следовательно, быть причиной для проведения коренных преобразований в военном деле. Преобладал взгляд, что ядерная война возможна, но не неизбежна.
В сентябре 1954 года были проведены первые крупномасштабные военные учения со взрывом настоящей атомной бомбы. Среди ядерных испытаний, проводившихся в 1955 году, были взрывы ядерных устройств, доставляемых авиацией, первый советский подводный ядерный взрыв, а также испытание доставляемого авиацией боевого варианта термоядерного устройства, аналогично взорванному 12 августа 1953 года, и испытание первого советского двухступенчатого термоядерного устройства (см. таблицу 1 в Приложении 1).
Обеспокоенность Советского Союза растущими возможностями американской бомбардировочной авиации привела к учреждению в 1954 году самостоятельного рода войск – Войск противовоздушной обороны (ПВО). Советские Военно-воздушные силы и морская авиация были сокращены, и значительное число перехватчиков и истребителей было передано ПВО. В том же году вокруг Москвы начали разворачивать кольцо ракет «земля-воздух» SA-1 Guild, способных нести ядерную боеголовку. В1958 году их дополнили управляемыми ядерными ракетами SA-Guildline. В середине 50-х были начаты исследования по противоракетам.
Рост советского ядерного арсенала сделал необходимым пересмотр основных положений военной науки. После XX съезда КПСС, известного разоблачением Хрущёвым культа личности Сталина, была отвергнута и военная концепция Сталина. Прошли широкие дискуссии о роли ядерного оружия в боевых действиях. Военные специалисты начали переоценку осуществляемых программ разработки вооружений, структуры сил и концепций развития в свете новых возможностей, предоставляемых ядерным оружием.
В конце 1959 года теоретики пришли к выводу, что военная доктрина и стратегия требуют пересмотра. В противоположность первоначальной точке зрения о том, что применение ядерного оружия в боевых действиях не является необходимым, сложилось мнение о неизбежности использования ядерного оружия в будущей войне.
3 августа 1957 года состоялся успешный пуск межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) SS-6 Sapwood . 4 октября с помощью этой ракеты на орбиту был выведен первый искусственный спутник Земли. Новая ракета не развёртывалась до 1960 года, но и затем из-за технических трудностей на вооружение поступили только четыре таких ракеты. Основной причиной недостаточной надёжности SS-6 была нестабильность жидкого топлива. В том же 1957 году была впервые испытана, а в 1959 году поставлена на вооружение ракета SS-4. Именно она была развёрнута в большом количестве – свыше 600 – в середине 60-х годов.
17 декабря 1959 года на основе ракетных и артиллерийских войск Сухопутных сил был образован новый род войск – Ракетные войска стратегического назначения (РВСН), называемые на Западе Стратегическими ракетными войсками (Strategic Rocket Forces, SRF). В 1960 году на вооружение стала поступать новая модификация ракеты FROG (FROG-3), а также SS-N-3 Shaddock, предназначенная для поражения наземных целей и размещаемая на подводных лодках.
14 января 1960 года Н.С. Хрущев сформулировал ключевые положения новой военной доктрины. В её основе лежало утверждение о том, что баллистические ракеты должны занимать центральное место в военной стратегии и стать решающим фактором, как в европейских войнах, так и в войнах с участием сверхдержав.
Считалось, что война начнётся массированным внезапным ударом с применением ядерного оружия. Сформированные ракетные войска стратегического назначения стали важнейшей частью Вооружённых Сил. Новая доктрина представляла собой значительный отход от существовавших ранее концепций, в которых основополагающими считались операции сухопутных войск и взаимодействие родов войск.
В новой доктрине большое внимание уделялось гражданской обороне и готовности к ядерному нападению страны в целом. Для политического и военного руководства были построены укреплённые бункеры. В то же время велись работы по созданию системы противоракетной обороны Москвы. В 1960 году прошли военные учения стран-участниц Варшавского договора, где особое внимание уделялось ядерному оружию и проведению военных действий в условиях его использования.
Несмотря на разнообразие принятых на вооружение систем ядерного оружия, период перестройки и быстрого оснащения Советских Вооружённых Сил ядерным оружием оказался непродолжительным. Уже в 1963 году в военной прессе появились статьи, в которых утверждалось, что Советский Союз должен иметь возможность ответить неядерными средствами на удар, нанесённый обычными вооружениями. Однако «революция в военном деле» шла своим курсом, по крайней мере, в части формирования военной стратегии и структуры армии.
Отставка Хрущева позволила военному руководству открыто критиковать его переоценку роли ядерного оружия. В то время как наличие ядерного оружия продолжало оказывать определяющее влияние на организацию армии и методы ведения войны, в советской доктрине возникло признание того, что войны могут быть разными – глобальными и локальными, молниеносными и затяжными, с применением ядерного оружия и без.
Вывод: ядерная угроза и политика военной конфронтации против Советского Союза со стороны США привели к ускоренному развитию и производству в СССР ядерного оружия для защиты собственной территории и интереса в мировом сообществе.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИЗ СИЛ
2.1. США
Стратегические силы – это часть вооружённых сил в ряде государств, предназначенная в основном для ведения войны с применением оружия массового поражения (ОМП). Их создание и развитие взаимосвязано с появлением и совершенствованием ядерного оружия и других видов ОМП.
Период с 1960 по 1974 год в области стратегических наступательных вооружений (СНВ) характеризовался принципиальным качественным развитием и количественным наращиванием. В 1961 году были созданы стратегические силы США. Их составляли стратегические наступательные силы и стратегические оборонительные силы.
Стратегические наступательные силы явились основой американской военной мощи в целом и ядерного потенциала в частности. Они включают три взаимодополняющих друг друга и взаимосвязанных компонента: межконтинентальные баллистические ракеты (МБР), стратегическую бомбардировочную авиацию и атомные ракетные подводные лодки (ПЛАРБ). Первые два компонента этой триады организационно входят в стратегическое авиационное командование (САК). ПЛАРБ включены в состав подводных сил Атлантического и Тихоокеанского флотов.
Стратегические ракетные силы наземного базирования включали шесть крыльев МБР, развёрнутых на континентальной части США, на вооружении которых, по данным зарубежной прессы, находилось 500 МБР «Минитмен-3», 450 «Минитмен-2» и 50 новых ракет MX, оснащённых разделяющейся головной частью с десятью боеголовками индивидуального наведения мощностью по 600 кт. (См. Таблицу 2 в Приложении 1)
Их совершенствование осуществлялось как за счёт модернизации состоящей на вооружении техники, так и путём развёртывания новых систем оружия.
В частности, как уже отмечалось, продолжалась полномасштабная разработка мобильного варианта ракеты MX и новой высокоточной мобильной МБР «Миджитмен» (представляет собой лёгкую моноблочную ракету в железнодорожном и наземном вариантах базирования).
Стратегическая бомбардировочная авиация, на долю которой приходилось свыше половины суммарной мощности стратегических ядерных боеприпасов, состояла из 22 авиационных крыльев тяжёлых и средних бомбардировщиков. Основная группа стратегической авиационной авиации (свыше 95%) развёрнута на континентальной части США, остальные бомбардировщики базируются на острове Гуам (Марианские острова) в Тихом океане.
Наряду с основным предназначением – участием в нанесении ядерных ударов – американское военно-политическое руководство использует стратегическую авиацию как одно из средств демонстрации силы в мирное время. С этой целью бомбардировщики B-52 регулярно совершают полёты в районы «жизненно важных интересов» США: на Ближний и Средний Восток, в Западную Европу, Австралию и другие регионы. Стратегическая авиация (бомбардировщики, разведчики, заправщики) выделяется в состав объединенного центрального командования, принимает участие в его учениях, в том числе за пределами США, и в частности на Ближнем Востоке (типа «Брайт стар»).
Совершенствование стратегической бомбардировочной авиации осуществлялось путём оснащения самолётов B-52 модификаций G и H крылатыми ракетами и создания бомбардировщиков новых типов. В 1988 году завершена программа строительства и развёртывания 100 самолётов B-1B, вооружённых авиабомбами и управляемыми ракетами СРЭМ, а в перспективе подлежащих перевооружению на крылатые ракеты. В 1990-е годы начато производство новых перспективных бомбардировщиков B-2 с использованием технологии «стелс». ....
Мақала ұнаса, бөлісіңіз:
Ұқсас мақалалар:
» Дипломная работа: Политика Республики Казахстан в транскаспийском регионе
» Дипломная работа: Всеобъемлющая концепция азиатской безопасности
» Дипломная работа: Российско-американские политические отношения
» Дипломная работа: Тактика - как составная часть военного искусства
» Дипломная работа: СОВРЕМЕННАЯ УГРОЗА ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ
» Дипломная работа: Политика Республики Казахстан в транскаспийском регионе
» Дипломная работа: Всеобъемлющая концепция азиатской безопасности
» Дипломная работа: Российско-американские политические отношения
» Дипломная работа: Тактика - как составная часть военного искусства
» Дипломная работа: СОВРЕМЕННАЯ УГРОЗА ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ
Іздеп көріңіз: