Дипломная работа: Казахстанско - Турецкие отношения состояния и перспективы
Содержание
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3 Глава I. Средний Восток в контексте внешней политики
Казахстана . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.1 Первый секретарь Посольства РК в ТР Козыбаев . . .
1.2 Чрезвычайный и Полномоченный Посол
РК в ТР К.Ш. Сарыбай . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава II. Развитие отношении Казахстана с Турцией . . . . . .
2.1 Становление и развитие Казахстанско-турецких
отношении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.2 Дипломатические отношения. . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.3 Культурно-гуманитарное сотрудничество. . . . . . .
Глава III. Основные направления внешней политики
правительства РК и ТР на современном этапе. . . . . . . . . .
3.1 Модели экономического развития РК иТР . . . . . . . .
3.2 Сотрудничество Казахстана и Турции по противодействию терроризму и экстремизму . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.3 Политическая модернизация в РК и ТР как фактор вхождения в мировое сообщество . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава I. Средний Восток в контексте внешней политики Казахстана.
1.1. Первый секретарь Посольства РК в ТР Козыбаев.
Турция стала первой мусульманской страной, которая признала независимость Казахстана, сделав это 16 декабря 1991 года в день подписания закона «О государственной независимости РК». И уже весной 1992 года к нам в страну с официальным визитом прибыл премьер-министр Турции Сулейман Демирель. В ходе встречи оба лидера высоко оценили развитие многоразных связей между Турцией и Казахстаном и выразили стремление к их дальнейшему совершенствованию. По итогам этого визита были подписаны важнейшие соглашения в сфере экономики, ставшие основой долгосрочного экономического сотрудничества. На уровне министерств были достигнуты договоренности о развитии двустороннего взаимодействия в банковской сфере и содействии турецких фирм в нефтяных разработках на западе Казахстана. Кроме того, было принято решение о сооружении электростанции на газе в Актюбинске, строительстве нефтеперерабатывающего завода на Мангышлаке и реконструкции порта Актау. В следующем 1993 году была создана межправительственная комиссия по экономическому сотрудничеству, и введен безвизовый режим между нашими странами. Тогда же был дан старт широкомасштабной образовательной программе в рамках которой тысяча казахстанцев выехали на обучение в турецкие университеты.
Первый визит Н.Назарбаева в Турцию состоялся в 1990 году по приглашению президента Тургута Озала. Декларация установила, что Казахстан является самостоятельным субъектом международных отношении. Самостоятельно определяет внешнюю политику в своих интересах, обменивается дипломатическими и консульскими представительствами, участвует в деятельности международных организаций. Подготовка и принятие Декларации проходила в сложной обстановке. Противников суверенитета было достаточно как в Москве, так и в Казахстане, в том числе и среди депутатов Верховного Совета. Обсуждение длилось несколько дней. Все заседания проходили с моим участием Казахстанцы по праву признают этот день как главный национальный праздник- День Независимости. Тогда это был смелый шаг. Думаю, что именно принятие этого документа повлияло на характер нашей делегации в Турции. Нас поселили в специальной резиденции, где в свое время жил основатель Турецкой Республики Кемаль Ататюрк. Это был мой первый опыт ведения переговоров как главы суверенного государства. Именно тогда мы заложили основы дальнейших взаимоотношении с Турцией.
Конечно, меня тогда поразили реальная жизнь в Турции, прогрессивное развитие ее экономики и общества вопреки официально распространяемой в СССР информации об этом государстве. Но самое яркое впечатление на меня произвело знакомство, которое впоследствии переросло в дружбу, ,с двумя выдающимися людьми этого государства – Тургутом Озалом и Сулейманом Демирелем.
Я знал очень много о деятельности Тургута Озала как реформатора, прогрессивного деятеля, поднявшего экономику страны из руин. Это был человек в высшей степени обаятельный, обладающий огромным знанием. Учился в Стамбульском Техническом Университете, стажировался В США, получил степень магистра в области электротехники. Работал в международном банке реконструкции и развития, где занимался проблемами развивающихся стран. Практический Тургут Озал прошел все степени государственной службы и частного бизнеса. Общепризнано; если Мустафа Кемаль Ататюрк создал Турцию как современное государство, то таким образом вывел ее из нищеты и сделал современной страной в экономическом отношении.
Казахстанско-турецкие отношения динамично развиваются. Сейчас трудно назвать сферу экономики, культуры, образования, где бы не осуществлялись совместные проекты. Наши народы становятся не просто равноправными партнерами, близкими по духу и этническим корням. Между ними большая дружба, которой казахстанцы дорожат и гордятся.1
Восточное направление казахской дипломатии имеет свою давнюю и богатую традицию. Основание для подобного утверждения дает не столько пятилетний срок существования суверенного Казахстана, отмеченный интенсивными и результативными внешнеполитическими инициативами стран данного региона, сколько история дипломатии.
Как известно, казахский народ и его предки жили отнюдь не в замкнутом мире. По своему геополитическому положению Казахстан является срединной территорией между Европой и Азией, звеном между славянскими и тюркскими народами и Китаем.
Таким образом, восточный вектор казахстанской дипломатии обозначился давно, что обусловило наличие достаточной критической массы для перехода ее на новый, более содержательный и адекватной эпохе диалог. В этом ряду особое место занимает регион Среднего Востока, куда традиционно относят Турецкую Республику, Исламское государство Афганистан и Исламскую Республику Иран (ИРИ). Зададимся вопросом о значимости и месте перечисленных во внешнеполитической доктрине Казахстана настоящим и будущем этих взаимоотношений.
Рассматриваемый регион одновременно близок и во многом понятен нам, казахстанцам, но, с другой стороны, кажущееся сходство многократно осложнено спецификой каждой страны и населяющих народов, внешними влияниями, значение которых возрастает в век новых технологий и коммуникаций. Проиллюстрируем сказанное конкретными примерами из жизни стран Среднего Востока, являющихся в свое время родиной величайших цивилизаций, религий и культур.
Турецкая Республика характеризуется сильным светским началом, заложенным ее первым президентом Мустафой Кемалем Ататюрком. Однако в последние годы исламский компонент самоидентификации набирает силу. В этой связи сошлемся на рост так называемого ислама, представленного Партией благоденствия (РП). Последняя является одной из наиболее влиятельных сил на политической арене страны, и, опираясь на широкие маргинальные городские слои, выдвигает популистские лозунги исламского видения справедливого общества. На парламентских выборах в декабре 1995 года РП завоевала наибольшее количество голосов среди других политических партий, а в июне следующего года возглавила коалиционное правительство. По инициативе бывшего Премьер-министра Н. Эрбакана Турция предпринимает усилия по созданию экономического союза Д-8 крупнейших мусульманских государств, включая Египет, Нигерию, Иран, Пакистан, Индонезию, Малайзию и Бангладеш, что следует расценивать как стремление Анкары стать своего рода центром притяжения исламского мира, выполняя роль посредника между нами и Западом. Кроме того, успешно функционируют другие региональные объединения на аналогичной основе, включая страны Среднего Востока, такие, как Организация экономического сотрудничества, Организации Исламская Конференция, Исламский банк развития.
Внешняя политика суверенного Казахстана направлена на обеспечение региональной безопасности, где близки или практически совпадают позиции стран региона.
Турция была одной из первых стран, которая безоговорочно поддержала инициативу Казахстана по созыву Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА).
Она с полным пониманием относится к стремлению Казахстана создать на европейском пространстве структуру, обеспечивающие надлежащие безопасность и уровень доверия для всех участников процесса. Созыв СВМДА является важным элементом в укреплении независимости и суверенитета Казахстана, как проявление дальновидной внешней политики Президента Н. Назарбаева. Наиболее значительным моментом СВМДА является круг вовлекаемых государств, прежде всего региональных сверхдержав, такие как Россия, Китай, Индия и Иран, а также те цели и задачи, которые преследует создаваемая структура. Турция, имеющая длительный опыт пребывания в ООН, ОБСЕ и других международных организациях по поддержанию мира, готова внести свой вклад в создание и деятельность СВМДА. К активизации переговорного процесса со странами Среднего Востока обязывают и интересы скорейшего урегулирования конфликтов в Афганистане и Таджикистане, где Казахстан выступает за скорейшее окончание гражданской войны и начало процесса национального примирения.
От позиции стран региона во многом зависит решение таких жизненно важных для Казахстана проблем, как статус Каспия, альтернативные выходы на мировые рынки, транспортировка каспийской нефти. Первостепенным индикатором двусторонних отношений является уровень взаимной торговли и экономической связей. По объему товарооборота Турции со странами СНГ, Казахстан занимает третье место после России и Азербайджана. Совокупный объем двустороннего торгово-экономического сотрудничества, включая турецкие инвестиции в экономику Казахстана, достиг 2 млрд. долларов. К настоящему моменту подписано свыше 40 документов, охватывающих практически все сферы торгово-экономического сотрудничества Казахстана и Ирана. Важной чертой для развития двусторонних отношений стали встречи лидеров государств, которые дают возможность обменяться мнениями по актуальным двусторонним и международным проблемам, наметить планы совместных действий в области экономики. Политика Казахстана в странах Ближнего и Среднего Востока углубление политических и экономических отношений со странами Ближнего и Среднего Востока вызывает практический интерес с точки зрения обеспечения сбалансированности внешней политики Казахстана. При этом приходится учитывать, что данный регион представляет собой клубок сложных политических, этнических и религиозных проблем, глубоких противоречий современного мира, взаимоотношений мировых религий.
В сфере регионального сотрудничества одной из важнейших задач является работа в Организации экономического сотрудничества (ОЭС), которая в перспективе может стать авторитетной региональной экономической организацией, объединяющей потенциал стран Центральной Азии и Среднего Востока.
1.2 Эволюция понятия «Евразия» во внешней политике Турции.
Чрезвычайный и Уполномоченный Посол Республики Казахстан в Турецкой Республике К.Ш. Сарыбай
Президентом Н.А. Назарбаевым в его концепции создания Евразийского союза, где с одной стороны было отражено значение географического расположения Казахстана и бывших советских республик, а с другой геополитическое определения обширного субрегиона. «Евразийство» в понятийном аппарате Президента Казахстана точка отчета фундаментальная база концепции многовекторности внешней политики и транзитности нашей страны как в сугубо-политических и социально-экономических институтов Казахстана. Поэтому анализ различных интерпретаций понятия «Евразия» является для Казахстана одной из весьма актуальных задач в рамках определения дальнейшего развития концепции внешней политики нашей страны. В теории и практике международных отношении немало копий сломано в определении физических и политических границ субрегиона, и стремительно меняющаяся политическая и экономическая конъюнктура в этой обширной сфере делает относительными любые попытки очертить четкую границу. Вместе с тем следует подчеркнуть, что государственные и политические деятели, а также международные обозреватели едины во мнении: Евразия - скорее политический феномен, нежели сугубо географический, образовавшийся вследствие распада СССР и в целом, «социалистической системы» в конце 80-х и начале 90-х годов.
Во внешнеполитической доктрине Турции понятие «Евразия» столь же было подвержено модификациями, как и сама динамика развития политической ситуации в субрегионе. Настоящий очерк представляет собой попытку кратко обрисовать эволюцию понятия в системе координат внешней политики Турции, являющимся одной из важных партнеров Казахстана, как в международных отношениях, так и с точки зрения уровня развития двустороннего сотрудничества.
В Турции, являющейся историческим наследником Османской империи, отношения к бывшему СССР эволюционировало параллельно с динамикой международных отношений в целом. Известно, что в период становления Турецкой Республики Советское руководство придавало важное значение сотрудничеству с Анкарой, что выражалось как в военной помощи национально-освободительному движению в Турцию под руководством Мустафы Кемаля, так и в дальнейшем развитии двусторонних отношений. Вместе с тем после Второй мировой войны и с образованием в мире двух противостоящих систем во внешнеполитических приоритетах, в Турции укрепился курс на евроатлантизм, что выражалось в развитии турецко-американского диалога и во вступлении Анкары в НАТО. На протяжении 50-70-х годов осуществление ряда крупных совместных экономических проектов (строительство платин, металлургических комплексов и иных объектов инфраструктуры), политические отношения Турции и СССР остановились подверженными влиянию американо-советских отношений.
С учетом географического расположения на стыке Ближнего и Среднего Востока, Советского Закавказья, а также геополитического значения Турции рассматривалось западом, как «стратегический форпост» на южном фланге НАТО. Это приобрело особую значимость после падения шахского режима в Иране и введение советских войск в Афганистан в конце 70-х в начале 80-х годов. Вместе с тем следует отметить относительную справедливость тезисов советских политологов о «следовании Анкары в форватаре внешней политики Вашингтона», поскольку, несмотря на значительную помощь и влияние США и стран НАТО, в турецкой политической элите и общественности периодически возникали антиамериканские и антизападные настроения. Поэтому в определенной степени способствовала популярности идеи социализма в турецком обществе 60-70х годов, а особенно в среде рабочих и мелких чиновников, а также среди студенчества.
Социальные и политические потрясения конца 70х и начала 80х послужили причиной военного переворота 12 сентября 1980 года, что в последствии привело к установлению стабильной политической и гражданской власти в 1983 году. Тогда к руководству Турции пришел Тургут Озал — один из разработчиков комплекса мер оздоровления экономики. Фундаментальные реформы экономического режима либерализации внешней торговли, поощрение отечественных и зарубежных инвестиции и курс на интеграцию и мировую экономику вывели Турцию со второй половины 80х годов в ряд динамично развивающихся стран мира. Значительный процесс промышленного производства, адаптация турецкого капитала к условиям международной конкуренции, рост экспортного потенциала объективно способствовали диверсификации экономических связей Турции, что влекло за собой и расширение активности турецкой дипломатии.
На рубеже 80-90х годов политические процессы в СССР, а также потепление глобальной международной обстановки позволили турецкому руководству в большей степени обратить внимание к обширному рынку советского союза. Находясь в зените темпов экономического развития, Турция приступила к налаживанию экономического сотрудничества с СССР, а также с учетом либерализации политического климата непосредственно с советскими республиками.
Однако не только экономические аспекты были решающим в оживлении диалога. Период «железного занавеса» не смог стереть в исторической памяти турецкого народа родственные отношения к тюркским народам СССР. Правоцентристские партии, исповедующие в своих программных установках элементы национализма и идеи общетюркского единства, использовали процесс дезинтеграции СССР для установления прямых контактов с советскими республиками Центральной Азии и Закавказья, что поощрялось турецким руководством.
Анкара внимательно наблюдала за процессами, происходящими в СССР, направлялись делегации экспертов, дипломатов, выезжали видные политики и члены кабинета. В марте 1991 года Президент Тургут Озал совершил первый визит в СССР, в рамках которого он посетил Москву, Киев, Алма-Ату и Баку. Осенью того же года с официальными визитами Турцию посетили руководители Казахстана, Узбекистана, Туркмении, Азербайджана и Киргизии. В книге «На пороге XXI века» Президент Н.Назарбаев вспоминает «В Анкаре, несмотря на то, что ещё существует советский союз, нашу делегацию встретили по полному протоколу. Дело в том, что 25 октября 1990 года мы приняли декларацию о государственном суверенитете Казахской ССР. Думаю, что принятие этого документа повлияло на характер приема нашей делегации в Турции».
Фантастическим на момент высказывания предположениям Мустафы Кемаля Ататюрка в 1933 году в вероятном распаде Советского Союза и возможном обретении независимости братскими тюркскими народами суждено было сбыться в начале 90х годов. Именно после распада Советского Союза в политическую лексику турецких государств и политических деятелей вошло понятие «Евразия». Однако в тот период его смысл в большей степени ограничивался новыми тюркскими государствами Центральной Азии и Закавказья, или по образному выражению Султана Демиреля «от Адреацкой до Великой Китайской Стены». Дезинтеграция СССР и новая ситуация в международной политике ускорили формирование концепции Турции в отношении постсоветского пространства. Президент Тургут Озал одним из первых в турецкой политической элите смог оценит стратегическое значение образования новых независимых государств субрегиона с точки зрения национальных интересов Турции. Концепция, к сожалению, не отраженная в каком-либо открытом документе, схематически представляла с собой следующее: Турция — оптимальный мозг для новых независимых тюркских государств (ННГ) в процессе интеграции мировое сообщество, и прежде всего налаживание отношении со странами запада. Модель Турции — светская республика со значительным мусульманским населением и развитыми демократическими институтами, тесно интегрированная с политическими, экономическими и военно-политическими институтами Запада (член НАТО, ассоциированный член ЗЕС, партнер со странами ЕЭС), развитая рыночная инфраструктура может представлять с собой пример для тюркских ННГ в процессе государственного строительства. Используя вышеперечисленные характеристики, Анкара намеревалась установить своё влияние на тюркские ННГ с тем, чтобы в свою очередь продемонстрировать Западу возросшую роль и новое значение Турции. Таким образом, в глазах Запада Турция, в дополнение своей роли «стратегического форпоста» на южном фланге НАТО и интересов Запада на Ближнем и Среднем Востоке — заметно возросши в ходе кризиса в Персидском заливе после агрессии Саддама Хусейна против Кувейта, - приобретало статус региональной державы с обширной географией влияния.
Другим горячим сторонником развития отношений с тюркскими ННГ был видный турецкий государственный и политический деятель С.Демирель возглавлявший правительство Турции на момент приобретения независимости бывшими советскими республиками. Именно «Конкуренция» двух лидеров Турции, отчасти обусловленная внутриполитическими причинами, стала субъективным «катализатором» прорыва Анкары в новое геополитическое пространство.
Внешнеполитические инициативы Турции, персональное авторство которых не возможно установить, сменялись одна за другой. В частности активизировались контакты на высшем уровне, причем как на двусторонней, так и на многосторонней основе. Анкара инициатировала и провела первую встречу глав тюркоязычных государств, активно лоббировала вступлению тюркских ННГ и организацию экономического сотрудничества, организацию Исламская Конференция, способствовала вступлению стран Центральной Азии и Азербайджана в СБСЕ (позднее преобразованная в ОБСЕ) с последующим тесным сотрудничеством в рамках различных институтов этой организации (в частности в парламентской Ассамблее).
В 1992 году правительства Турции приняло безпроцедурное решение о выделении торговых и инвестиционных кредитов правительством тюркских ННГ на общую сумму более 1,2 млрд. долларов из ресурсов турецкого «Эксимбанка». До этого банк выступал реципиентом иностранных кредитов и по признанию генерального директора в тот период А. Эртугрула, «Эксимбанк» на ходу перестраивал свою работу для внедрения практики выделения кредитов иностранным правительствам. В структуре МИД Турции было создано Турецкое агентство международного сотрудничества (ТИКА) для оказания технической помощи ННГ со значительными бюджетными ресурсами.
Большое внимание уделялось решению транспортных и коммуникационных вопросов, было налажено авиасообщение в рамках ОЭС приоритетной задачей ставилось скорейшая стыковка железной дороги между Туркменистаном и Ираном, что наряду с открытием перехода Достык (Казахстан)-Аламанькоу (КНР) по сути являлось реализацией проекта Трансазиатской железнодорожной магистрали. В сфере коммуникаций был реализован проект по производству телефонных станций в Казахстане, для обеспечения телевещание на турецком языке на территории тюркских ННГ. В рамках государственного телерадиоконцерна ТРТ был образован специальный канал TRT-Avrasya.....
Мақала ұнаса, бөлісіңіз:
Ұқсас мақалалар:
» Дипломная работа: Внешняя и внутренняя политика Румынии на современном этапе
» Дипломная работа: Политика Республики Казахстан в транскаспийском регионе
» Дипломная работа: Европейский союз проблемы и перспективы в XXI веке
» Дипломная работа: Внешняя политика Прибалтийских государств
» Дипломная работа: Развития внешнеэкономической политики Республики Казахстан
» Дипломная работа: Внешняя и внутренняя политика Румынии на современном этапе
» Дипломная работа: Политика Республики Казахстан в транскаспийском регионе
» Дипломная работа: Европейский союз проблемы и перспективы в XXI веке
» Дипломная работа: Внешняя политика Прибалтийских государств
» Дипломная работа: Развития внешнеэкономической политики Республики Казахстан
Іздеп көріңіз: