Дипломная работа: Тактика - как составная часть военного искусства
Содержание
Введение ………………………………………………………………………… Раздел 1.Тактика – цели, задачи , этапы развития……………………….
1.1.Задачи тактики , этапы развития…………………………………………..
1.2.Значение тактической подготовки в обучении подразделений…………
1.3.Силы и средства современного общевойскового боя…………………….
1.4. Основные принципы современного общевойскового боя………………
Выводы по 1 разделу …………………………………………………………
Раздел 2. Методика управление подразделениями в бою………………..
2.1.Сущность управления и требования предъявляемые к нему…………….
2.2.Обязанности командира взвода по управлению подразделениями…….
2.3.Управление взводом в ходе ведения боя………………………………….
2.4.Методика воспитательной работы в боевой обстановке…………………
2.5.Методика ведения боя в особых условиях………………………………..
2.6.Ведение разведки взводом…………………………………………………
2.7. Методика проведения занятий по тактической подготовки…………….
Выводы по 2 разделу …………………………………………………….
Заключение ……………………………………………………………
Список использованной литературы …………………………………….
1 Раздел Тактика- цели, задачи , этапы развития
1.1 Задачи тактики. Этапы развития
Тактика изучает и разрабатывает способы под¬готовки и ведения общевойскового боя. Она включает тактику об¬щевойсковых соединений, частей и подразделений, а также видов Вооруженных Сил РК и входящих в Сухопутные войска родов войск и специальных войск. Она изучает содержание видов боевых действий, роль ударов ядерными, огневыми и другими средствами поражения, разрабатывает формы маневра войск, походные, пред¬боевые и боевые порядки, определяет место и роль соединений, частей и подразделений, каждого рода войск и специальных войск в общевойсковом бою, задачи, которые выполняют в ходе боевых действий, способы их совместного боевого применения и порядок взаимодействия между ними.
Изучая наступательный бой, общая тактика разрабатывает спо¬собы его организации и ведения при прорыве обороны, преследовании отходящего противника, наступлении с преодолением водных пре¬град, способы организации и ведения встречного боя, особенности наступления ночью, в городе, на приморском направлении, в горах, пустынях, северных районах, в лесу и т. д. При изучении оборони¬тельного боя тактика разрабатывает вопросы организации и ведения обороны в тактическом звене, ведения оборонительного боя в осо¬бых условиях, в окружении и при отходе. Общая тактика разраба¬тывает также вопросы передвижения войск и расположения их на месте.
Этапы развития тактики. Определяющее влияние на развитие так¬тики оказывают усовершенствование оружия и военной техники и изменение качества личного состава войск, причем изменения в тактике происходят все быстрее по мере ускорения технического прогресса, совершенствования средств вооруженной борьбы и морально-боевых качеств личного состава.
Тактика зародилась с появлением армий. В войнах рабовладель¬ческих государств она сводилась к прямолинейному движению войск на поле боя и рукопашной схватке воинов. Развитие тактики в этот период шло в направлении совершенствования боевых порядков и
маневрирования ими на поле боя. После сражения при Левктрах в 371 г. до н. э. стал применяться принцип неравномерного распреде¬ления сил и средств по фронту в целях сосредоточения основных усилий в решающем месте.
Дальнейшее совершенствование оружия привело к появлению различных видов пехоты и кавалерии. В войнах феодализма содер¬жание тактики определялось уже господством на полях сражения рыцарской конницы. Бой сводился в основном к сумме поединков рыцарей.
Коренной переворот в тактике произошел в XVII в. в связи с внедрением в армиях европейских государств огнестрельного ору¬жия. Глубокое построение боевых порядков, господствовавшее в XV-XVI вв., сменилось постепенно линейной тактикой, которая окон¬чательно утвердилась в ходе Тридцатилетней войны 1618-1648 гг.
Создание массовых армий в конце XVIII - начале XIX века, дальнейшее совершенствование оружия привели к появлению так¬тики колонн и рассыпного строя, классическим образцом которого является Бородинское сражение 1812 г. Однако такая тактика уже в то время приводила к большим потерям войск от огнестрельного оружия, особенно с появлением во второй половине XIX в. нарез¬ного оружия.
В ходе Крымской войны 1853-1856 гг. начинает зарождаться тактика стрелковых цепей, которая окончательно утвердилась в ходе русско-японской войны 1904-1905 гг.
Первая мировая война 1914-1918 гг. характеризовалась массо¬вым применением пулеметов, скорострельной артиллерии, а также появлением новых средств борьбы: авиации, танков, отравляющих веществ и др. К концу войны появилась тактика группового боя, которая заключалась в том, что стрелковые подразделения группи¬ровались около танков, орудий сопровождения, тяжелых пулеме¬тов.
Развитие обороны шло от очаговой, которая была неглубокой, к подготовленной в инженерном отношении позиционной обороне.
В ходе войны осуществлялся переход к действиям ударными груп-пировками с сосредоточением сил и средств на главных направле¬ниях. В ходе прорыва строились глубокие боевые порядки.
В межвоенный период развитие тактики определялось широким внедрением новой военной техники и моторизацией Вооруженных Сил. В середине 30-х годов в Вооруженных Силах была разработана теория глубокого наступательного боя как составная часть глубокой операции, сущность которой состояла в одновременном воздействии авиации, артиллерии, танков, наступающих на всю тактическую глу¬бину обороны противника, в прорыве ее на избранном направлении с последующим развитием тактического успеха в оперативный.
Всестороннее развитие тактика войск получила в годы Великой Отечественной войны. Тактика подразделений, частей и соединений характеризовалась гибкостью, своевременным изменением боевых по¬рядков войск и способов их действий с учетом происходивших изме¬нений в оснащении оружием и техникой своих войск, войск против¬ника и его тактики. В отличие от шаблонных действий немецко-фашистских войск, старавшихся подогнать каждый бой под парагра¬фы устава, войска творчески использовали положения уставов и на¬ставлений, действуя в соответствии с конкретной обстановкой.
В послевоенный период до начала 50-х годов тактика развивалась на основе опыта Великой Отечественной войны с учетом поступле¬ния в войска новой техники и вооружения.
Коренные изменения в теории тактики произошли в середине 50-х годов в связи с оснащением Вооруженных Сил ядерным ору¬жием, внедрением электроники, а в 80-е годы с появлением высо¬коточного оружия в армиях стран НАТО, существенно изменивши¬ми содержание боя, основу которого стали составлять ядерные и ог¬невые удары в сочетании с маневром и атаками войск.
Важнейшей особенностью общевойскового боя в современных ус¬ловиях стала его динамичность. В связи с огромной мощью ядерно¬го оружия возникла необходимость рассредоточения сил и средств на поле боя, чтобы избежать массовых потерь.
В условиях применения ядерного оружия основным способом на¬ступления на обороняющегося противника стало наступление с ходу с выдвижением войск из глубины.
С внедрением ядерного оружия претерпела значительные изменения и тактика оборонительного боя. У обороняющихся войск появилась возможность не только отразить наступление противника, но и со¬рвать его. Большое насыщение войск бронированной техникой и средствами механизации инженерных работ позволяет подразделе¬ниям, частям и соединениям в короткие сроки подготовить глубо- эшелонированную оборону, способную успешно противостоять наступлению противника, оснащенного современными средствами борьбы.
Современная тактика предусматривает ведение боя с применением как ядерного, так и обычного оружия, в том числе и новейших средств борьбы.
1.2 Значение тактической подготовки в обучении подразделений.
Тактическая подготовка - это обучение личного состава, подразделений, частей и соединений, а также их органов управле¬ния подготовке и ведению боя, а в высших общевойсковых и тан¬ковых училищах, кроме того, обучение курсантов организации боя и управлению подразделениями в ходе его ведения.
Тактическая подготовка является одним из важнейших пред¬метов боевой подготовки войск и ведущей дисциплиной обучения в общевойсковых и танковых училищах Сухопутных войск, посколь¬ку она в наибольшей степени обеспечивает подготовку курсантов к практическим действиям в современном бою, их высокую полевую выучку.
Тактической подготовке подчинено изучение всех других ди¬сциплин, так как она соединяет в единый комплекс знания, умения и навыки, приобретенные воинами в процессе занятий по огневой, технической, специальной, инженерной, строевой, физической под¬готовке и другим дисциплинам обучения. Она является основой по¬левой выучки войск. Это обусловливается тем, что только на такти¬ческих учениях и занятиях возможно максимальное приближение условий обучения к реальной боевой обстановке. В ходе тактичес¬кой подготовки подразделения и их командиры обучаются совер¬шать марши на высоких скоростях и на большие расстояния, стре¬мительно атаковать противника, используя результаты всех средств поражения, вести активную и непрерывную разведку, скрытно со-вершать маневр, решительно и смело действовать в глубине оборо¬ны противника, форсировать водные преграды, преодолевать зоны заражения и заграждения, упорно и стойко обороняться, умело защи¬щаться от оружия массового поражения противника, вести бой в сложной быстроменяющейся обстановке.
Не случайно к войскам в настоящее время предъявляются повы¬шенные требования по совершенствованию тактической подготовки, и прежде всего: готовиться к ведению активных и решительных боевых действий в сложной обстановке в условиях сильного авиаци¬онного и радиоэлектронного противодействия противника на осно¬ве практического освоения требований боевых уставов Сухопутных войск и их творческого применения в бою; совершенствовать спо¬собы прорыва обороны, насыщенной противотанковыми средствами и минно-взрывными заграждениями; максимально использовать ре¬зультаты ядерного и огневого поражения с применением современ¬ных методов ведения огня, атаковать в высоких темпах, в различ¬ном построении боевого порядка; осваивать форсирование водных преград без снижения темпов наступления; учиться вести устой¬чивую и активную оборону, борьбе с крупными массами танков и отражению наступления превосходящих сил противника; повышать подготовку, готовиться к совершению передвижения своим ходом с преодолением участков заражения и разрушений, с сохранением бо¬еспособности и готовности своевременно вступить в бой.
Основным направлением в повышении полевой выучки войск на современном этапе является дальнейшее совершенствование орга¬низации и методики проведения тактических учений, особенно с боевой стрельбой.
По-прежнему высокие требования современный бой предъявля¬ет к одиночной подготовке солдата, к боевому слаживанию подраз¬делений по овладению ими приемами и способами действий на поле боя.
Внедрение в армиях ряда стран нейтронного оружия требует, чтобы в ходе тактических учений и занятий больше отрабатывать вопросы защиты войск от нейтронного потока.
Основное внимание по подготовке курсантов военно-учебных за¬ведений в настоящее время требуется уделять целенаправленному обу¬чению их практической работе по должностному предназначению. При оценке знаний и умений курсантов главным считать практичес¬кие навыки их по организации боя на местности, управлению под¬разделениями, владению оружием и боевой техникой. Задача курсан¬тов состоит в том, чтобы глубоко изучить основные положения так¬тики и научиться умело их применять для быстрого и решительного разгрома вероятного противника. Быть отличным тактиком - зна¬чит идти в ногу с современным развитием военного дела, значит оправдывать высокое доверие, которое оказала Родина командиру.
1.2 Основы современного общевойскового боя
Под сущностью современного общевойскового боя следует пони¬мать его смысл, то главное, что отличает его от других явлений и процессов вооруженной борьбы, и прежде всего отбоев, которые велись в прошлые войны. В сущности боя заложено его внутреннее содержание, выражающееся в единстве всех его слагаемых, состав¬ных частей, элементов.
С древних времен и до появления огнестрельного оружия сущ¬ностью боя являлась рукопашная схватка воинов, вооруженных хо¬лодным оружием.
С развитием и совершенствованием огнестрельного оружия важ¬нейшим существенным элементом боя становится огонь, который
позволил вести противоборство воюющих сторон на расстоянии, не вступая в непосредственный контакт (но не исключая его), и, та¬ким образом, увеличился пространственный размах боя, что также являлось существенным для того периода развития общества и во¬енного дела.
Массовое оснащение войск артиллерией, пулеметами, примене¬ние танков и авиации привели к тому, что успех на поле боя стал достигаться согласованными усилиями подразделений, частей и со¬единений всех родов войск, участвующих в нем. Бой стал приобре¬тать черты общевойскового боя, пространственный размах его еще более увеличился. Сущность его состояла в нанесении огневого по¬ражения противнику и прорыве его позиционной обороны с после¬дующим развитием успеха главным образом за счет ввода конницы (в наступлении) или в нанесении огневого поражения наступающе-му противнику в сочетании с прочным удержанием занимаемых позиций (в обороне).
Разработанная в 30-е годы теория глубокого боя легла в основу тактики Советской Армии в годы Великой Отечественной войны, сущность которой изложена в подразделе "Этапы развития такти¬ки" данного учебника.
В 50-е годы с принятием на вооружение в ряде государств ядер¬ного оружия, а затем и ракет характер общевойскового боя значи¬тельно изменился. Он стал более динамичным, маневренным, еще более увеличился его пространственный размах, в значительной сте¬пени повысились требования к морально-психологическим и физи¬ческим качествам личного состава. Высокая насыщенность войск тех¬никой и оружием повысила требования к организации взаимодей¬ствия между силами и средствами, участвующими в бою, а также к управлению. Бой ведется объединенными усилиями всех участвую¬щих войск с применением танков, боевых машин, артиллерии и минометов, противотанковых управляемых ракет, средств противо¬воздушной обороны, самолетов, вертолетов и другой боевой техни-ки и вооружения.
Нанесение поражения противнику и его разгром могут быть до¬стигнуты лишь мощными ударами всех видов оружия, своевремен¬ным использованием результатов их ударов, а также активными и решительными действиями подразделений, частей и соединений всех родов войск и специальных войск.
Современный общевойсковой бой требует от войск умелого при¬менения всех средств поражения, боевой и специальной техники, вы¬сокой подвижности и организованности, полного напряжения всех моральных и физических сил, непреклонной воли к победе, железной дисциплины и боевой сплоченности. Это достигается высокой боевой выучкой, сознательным выполнением своего воинского дол¬га, стойкостью, храбростью, отвагой и готовностью личного состава в любых условиях добиваться полной победы над врагом; знанием начальниками своих подчиненных, личным общением с ними, вни¬манием к их повседневной боевой жизни и нуждам, высокой требо-вательностью к ним.
Современный общевойсковой бой может вестись как в усло¬виях применения ядерного оружия и других средств поражения, так и с применением только обычного оружия. Наличие у против¬ника ядерного оружия и других средств поражения, находящихся в высокой степени готовности, создание новых видов высокоточного оружия требуют от войск непрерывного выявления и уничтоже¬ния их всеми имеющимися средствами и в то же время осуществ¬ления мероприятий по защите от оружия массового поражения и высокоточных систем обычного оружия, умения вести бой в усло¬виях их применения.
1.3 Силы и средства современного боя
Личный состав и вооружение подразделений, частей и соединений, предназначенные для ведения и обеспечения боя.
Характер боя и способы его ведения зависят главным образом от его материальной основы, т.е. от вооружения, боевой техники и людей, применяющих эти средства вооруженной борьбы.
Большое влияние на изменение характера боя и способы его ведения оказывает и вторая составная часть материальной основы боя - люди, "солдатский материал", их моральный дух.
Несмотря на огромную мощь и возможности новых средств борь¬бы, человек остается той первоосновой, без которой любая техника, любые средства поражения будут бесполезными, а вооруженная борьба попросту немыслима.
Современный период развития военного дела характеризуется появлением и бурным развитием качественно новых средств борьбы, принципиально отличных от тех, которые применялись в годы ми¬нувшей войны, полной моторизацией армии, интенсивной механиза¬цией, а также все увеличивающимся внедрением в войска средств радиоэлектроники.
Ядерное оружие является главным, наиболее мощным средством поражения противника. Умелое его применение позволяет с высокой эффективностью и в короткие сроки уничтожать средства массово¬го поражения противника, наносить ему большие потери, разру¬шать сооружения и другие объекты, создавать зоны радиоактивного
заражения, районы разрушений, завалов, пожаров и затоплений ме¬стности, а также оказывать на личный состав вооруженных сил и население сильное моральное и психологическое воздействие. Оно применяется внезапно, массированно и в сочетании с обычным ору¬жием. Ядерное оружие включает все виды ядерных боеприпасов и средств их доставки до целей. Ядерным оружием могут наноситься массированные, групповые и одиночные удары.
Поражение объектов противника ядерным оружием может осу¬ществляться воздушными, наземными и подземными ядерными взры¬вами.
Основными средствами доставки ядерных боеприпасов до целей являются ракеты различного назначения, артиллерия и самолеты.
Как главное средство поражения ядерное оружие оказывает реша¬ющее влияние на характер боя, придает ему исключительную реши¬тельность, динамичность и невиданный пространственный размах.
Обычное оружие составляют все огневые и ударные средства, применяющие артиллерийские, зенитные, авиационные, стрелковые и инженерные боеприпасы и ракеты в обычном снаряжении, зажига¬тельные боеприпасы и огне смеси. Обычное оружие может приме¬няться самостоятельно и в сочетании с ядерным оружием для пора¬жения живой силы и техники противника, а также для разрушения и уничтожения различных объектов.
Диалектика развития военного дела такова, что наряду с решаю¬щим значением ядерного оружия по-прежнему велика роль мото¬стрелковых войск, танков, артиллерии, самолетов и других обыч¬ных средств борьбы. Это тем более важно иметь в виду, что при определенных условиях боевые действия могут вестись с использо¬ванием лишь обычных средств поражения.
В оснащении войск боевой техникой и вооружением в послево¬енный период отмечается, во-первых, резкий скачок в количестве танков, БМП (БТР), противотанковых средств, средств ПВО, средств управления и т. д. и, во-вторых, несравнимое качественное превос¬ходство современных средств борьбы. Это привело к дальнейшему росту огневой мощи, ударной силы и подвижности войск, к увели¬чению размаха боя.
Значительное влияние на характер боя, способы его ведения, повышение мобильности войск оказывают придаваемые подразделе¬ниям, частям и соединениям силы и средства, особенно артиллерия
и армейская авиация.
Теперь боевые действия ведутся не только с применением тан¬ков, боевых машин пехоты и бронетранспортеров, но и боевых вертолетов. Это прямое следствие научно-технической революции в во¬енном деле и бурного развития техники.
Изменения в оружии и технике оказали существенное влияние на содержание, характер и способы ведения боя.
Характерные черты современного общевойскового боя. Под чертами современного общевойскового боя понимаются важные его свой¬ства и особенности, которые раскрывают характер боя в той или иной войне.
Характер боя - это совокупность общих черт, присущих данному бою и определяющих его свойства и особенности. Черты боя не являются неизменными, совершенствование материальной основы боя влечет за собой и изменение его характерных черт. Сравнитель¬но невысокий уровень развития средств борьбы в период первой мировой войны предопределил исключительную медлительность развития боя, его ограниченный размах и недостаточную решитель¬ность. И наоборот, резкое качественное улучшение средств ведения боя во второй мировой войне и количественное их увеличение при¬дали бою новое содержание, обусловили его высокую маневрен¬ность и динамичност....
Мақала ұнаса, бөлісіңіз:
Ұқсас мақалалар:
» Дипломная работа: Сущность основные задачи ГПП ее роль и место в системе обучения и воспитания военнослужащих
» Дипломная работа: Линейные уравнения второго порядка функция Грина
» Дипломная работа: Методика преподавания и технология обработки женкого нарядного комплекта
» Дипломная работа: Однородные и неоднородные линейные уравнения второго порядка функция Грина
» Дипломная работа: Организация и структура управления предприятием
» Дипломная работа: Сущность основные задачи ГПП ее роль и место в системе обучения и воспитания военнослужащих
» Дипломная работа: Линейные уравнения второго порядка функция Грина
» Дипломная работа: Методика преподавания и технология обработки женкого нарядного комплекта
» Дипломная работа: Однородные и неоднородные линейные уравнения второго порядка функция Грина
» Дипломная работа: Организация и структура управления предприятием
Іздеп көріңіз: