Дипломная работа: Женская пресса опыт сравнительного анализа

Дипломная работа: Женская пресса опыт сравнительного анализа

Содержание
Введение...................................................................................................... 4
I. СТАНОВЛЕНИЕ ЖЕНСКОЙ ПРЕССЫ .....………………..…… .. 8
1.1 История женской журналистики……………………………………. 8
1.2. Женский журнал как тип издания ………………………………….. 15

II. ЖЕНСКИЕ ЖУРНАЛЫ КАЗАХСТАНА: ОПЫТ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ РЫНКА…..…………………………………….. ………. 23
2.1 Женские журналы Казахстана.…………………………………….. 23
2.2 Российский и зарубежный опыт выживания … ……………….. 32
Заключение................................................................................................. 44
Список использованной литературы ...................................................... 4

I. СТАНОВЛЕНИЕ ЖЕНСКОЙ ПРЕССЫ

1.1 История женской журналистики


История женской прессы насчитывает несколько веков. Тематическое содержание женской прессы отличалось своеобразием. Сегодня особое внимание уделяется вопросам морально-этического свойства, истории, религии, искусству, т.е. всему, что связано с духовным развитием человека. Современные издания для женщин чаще всего поднимают такие темы, как охрана материнства и детства, роль женщины в семье, здоровье женщины, ее психологическое самочувствие и нравственное состояние, милосердие, права женщин, социальное положение женщины, ее труд, материальное обеспечение, участие женщин в экономическом развитии страны и управлении государством, женщина в быту, полезные советы и практическая помощь ей, взаимоотношения полов, культура секса, духовный мир женщины, ее эстетические вкусы, женщина в литературе, истории, искусстве; рукоделие, мода. Но так было далеко не всегда.
В постсоветское время этот перечень стал более широким. Хотя тематическая направленность стала больше коммерческой, чем нравственной или духовной. Многие женские издания объявляют себя вне политики, но и эта сфера освещается в них через восприятие женщины. В фокусе внимания находятся и вопросы экономического, правового, религиозного характера. Анализируются опыт и формы организации женского движения, феминистские концепции, международные связи. В наборе обязательных материалов все меньше становится публикаций о так называемых производственных успехах и престижных профессиях. Более важной становится информационная помощь в адаптации женщин к рыночным реалиям. Пришли на страницы изданий и новые герои – женщина-коммерсант, современный государственный деятель. Значительная площадь отводится «семейным страницам» и консультациям психолога.
Как отмечает исследователь истории журналистики Р.П.Овсепян: «Односторонняя, предельно идеологизированная, ограниченная в диапазоне выражения чувств и сложных женских коллизий проблематика вошла в резкое противоречие с тем новым восприятием жизни, которое открывалось перед всем советским обществом в период начавшихся демократических преобразований. Рушилось старое, стандартное мышление, особенно в женской среде. Удовлетворение ее читательских интересов настоятельно требовала ломки психологических барьеров, эволюции характера и содержания женских изданий.
Обновление концепции женской прессы, ее деполитизация вызвали к жизни издания для семейного чтения, издания, возрождавшие национальные традиции, удовлетворявшие духовные, эстетические, эмоциональные запросы читательской аудитории»(1. С.263-264).
В последние годы появились и темы, которые долгое время считались непубличными или второстепенными, например сексуальные отношения. В современных изданиях велика доля публикаций о моде, украшениях, о взаимоотношениях мужчин и женщин, любви и сексе, о светской жизни, женской элите, о содержании квартиры, дизайне и ремонте, сфере обслуживания, торговле и услугах, о финансовом положении семьи.
Родина модных журналов - Франция, но не Париж, «столица мод», а Лион. Именно здесь в 1679 году начал выходить маленький журнал «Mercure galant dedie a Monseigneur Le Dauphin» - в виде книжки в 8-ю долю листа. Привилегия на издание его была выдана 31 декабря 1677 года лично королем Людовиком XIV кавалеру де Визе, который позже передал свои права Томасу Амольри, жившему в Лионе.
Журнал открывался описанием свадьбы принцессы Марии-Луизы Орлеанской с королем Испанским, Карлом II, а к статье была приложена гравюра Трувена, изображающая костюм новобрачной. Это и была первая модная картинка первого модного журнала. В следующем году «Mercure» уже знакомил читателей с парижскими модами. Как долго издавался этот первый модный журнал - неизвестно, так как полностью номера его не сохранились.
В 1785 году в Париже возник модный журнал «Cabinet des modes ou les modes nouvelles», вслед за которым появился и первый немецкий модный журнал «Bertuch'sche Journal des Luxus und der Moden», издававшийся в Веймаре с 1786 по 1827 гг.
В 1786 году в Милане начал выходить и «Journal des dames et des modes en France». Считается, что именно на страницах этого издания родилась женская журналистика - со своей идеологией, со своими положительными сторонами и своими недостатками. И не случайно, что выход этого журнала совпал с «демократизацией» моды — она впервые предлагалась всем социальным слоям.
Женские издания появились в России еще в XVIII веке. Самым первым считается «Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета» - журнал, выходивший в Петербурге, затем в Москве в 1779 году. Издавал его известный просветитель, писатель Н.И.Новиков, который определял его как «литературный журнал для женщин, главная задача которого – дать легкое и нравоучительное чтение».
По мнению авторитетных специалистов, "первым вхождением женщин в журналистику России явилось не просто участие в ней двух выдающихся персон XVIII столетия Екатерины II и Екатерины Дашковой, но и их фактическое руководство журналами в раннюю пору становления журналистики в России" (2. С.8).
Именно этим незаурядным женщинам посвящен ряд статей, опубликованных в многочисленных сборниках, посвященных гендерным проблемам. Ученые отмечают взаимосвязь литературно-политической деятельности Екатерины II и политических задач эпохи. Одновременно Екатерина II и Екатерина Дашкова уже в век Просвещения осознали роль печатного слова не только в формировании общественного мнения, но и в создании собственного имиджа (3. С.12). Кроме того, каждая из них обладала яркой творческой индивидуальностью.
А. Н. Тепляшина пишет о Екатерине II: "Ее внимание сосредоточилось на фальши и аморальности общественного правопорядка, на нравственных болезнях людей. За границей и в России подвергалась сомнению самостоятельность ее литературного творчества. Однако исследования совершенно опровергли этот взгляд. Острый ум и сильный характер императрицы придали ее публицистике особенные черты" (4. С.154).
Регулярно дамские издания стали выходить в начале XIX века. Это журналы «Для милых», «Дамский журнал», «Аглая».
После отмены крепостного права при активизации женского движения пользуются спросом такие издания, как «Женский вестник» и «Женское образование», поднимавшие на своих страницах актуальные проблемы социализации женщин. В конце XIX столетия издаются три десятка новых женских журналов, в том числе «Рассвет» (универсальный, рассчитанный на широкую аудиторию), «Лучи» (для девушек), «Мой журнал» (для девочек), «В помощь матерям». Они распространяются по всей России и за рубежом, имеют огромный отклик. Также издаются журналы, адресованные профессиональным группам: «Вестник моды для портних», «Модный курьер», «Модистка», «Акушерка». Публикуются тематические издания: «Русская хозяйка», «Новый русский базар», «Модный рассвет», «Моды и рукоделие».
Был ли таким образом открыт для российских женщин путь в журналистику? В определенном смысле, конечно, да. Достаточно вспомнить русскую писательницу А. Я. Панаеву, не только принимавшую непосредственное участие в работе журнала "Современник", но и ставшую душой литературного салона, объединившего выдающихся деятелей русской культуры того времени (5. С.158).
В последней трети XIX в. сотрудницы российских газет, прежде всего петербургских, отстаивали свое право на литературный труд, занимаясь переводами иностранных новостей, выступали авторами статей и фельетонов, правда, это случалось гораздо реже. Женщины проявили себя тогда и в качестве тонких проницательных рецензентов и литературных критиков. Но все же в России журналистика оставалась по преимуществу мужской профессией вплоть до начала XX в., когда многие из наших соотечественниц ощутили в себе журналистское призвание.
Многие из них проявили себя как активные участницы освободительного движения, примкнув к разным политическим лагерям. Например, в периодической печати постоянно выступали А. В. Тыркова - убежденный проповедник либеральных ценностей и Е. К. Брешко-Брешковская - авторитетнейший деятель эсеровской партии. Однако, новое распределение профессиональных ролей не пришлось по душе мужчинам-журналистам, считавшим свою монополию на право работать в прессе непоколебимой.
В советский период для пропаганды развернувшегося женского движения были созданы специальные журналы для женщин: «Коммунистка» (1920), «Крестьянка» (1922), возрожден в 1923 году журнал «Работница», первый год издания которого – 1914. Основными женскими изданиями, освещающими участие женщин в общественном производстве и общественной жизни, стали такие журналы как «Делегатка» (1923), «Общественница» (1936), «Советская женщина». Кроме того, выходило 17 республиканских журналов, а также иллюстрированные журналы мод. После войны к ним добавились два международных журнала – орган Международной федерации женщин «Женщины мира» и советско-индийский журнал для женщин «Диалог».
В советские времена основными считались профессиональные функции женщины, и потому именно трудовая жизнь женщин была в центре внимания средств массовой информации: женщина с кайлом и лопатой, женщина у станка и с подойником, в классе и в кабинете поликлиники. Это было связано с тем, что человек воспринимался, прежде всего, как существо общественное.
В то же время и исконные роли продолжательницы рода, воспитательницы детей, хозяйки в доме занимали, судя по исследованиям, важное место не только в жизни, но и в общественном сознании и, следовательно, в женской прессе. Этим вечным ролям женщины печать всегда уделяла и сейчас уделяет большое внимание.
До начала 90-х гг. структура женских изданий была достаточно стабильна. Интенсивное развитие этой группы изданий произошло в связи с переменами в российском обществе, ознаменовавшими последнее десятилетие XIX века. По данным Российской книжной палаты, в 1997 году для женщин издавались 24 газеты с разовым тиражом около 1 млн 200 тыс. экз. и 22 журнала, имеющих разовый тираж свыше 1 млн экз.

Количество Тираж
Газеты 24 1.200.000 экз.
Журналы 22 1млн. экз.

Первое время женские издания были направлены только на определенные слои населения и делились по классовым категориям. Например, журнал о моде был рассчитан исключительно на ту часть населения, которая могла позволить себе те или иные изыски, т.е. заказать фасоны и модели одежды у портного с учетом всех новомодных тенденций. В основном содержание таких изданий делало упор на красочные иллюстрации, на которых модные барышни были изображены во всей своей красе в дорогих украшениях и модных тканях. Советские журналы призывали молодых женщин заниматься рукоделием и собственноручно шить удобную и многофункциональную одежду. Вообще, в такого рода журналах приветствовалось все, что было создано своими руками, именно поэтому всегда много публиковали рецептов приготовления пищи, а также подробно рассказывали, как изготовить подручные бытовые средства и даже мебель. Большим успехом у читательниц пользовались такие рубрики, как «Домоводство», «Приусадебный участок», «Мой ребенок», «Школа воспитания», в то время как подробности из жизни знаменитостей и эстрадных звезд переносились на второй план.
Ситуация изменилась в корне, когда влияние западной культуры стало все больше. Иллюстрации журналов стали более дерзкими и вызывающими, поменялась также и аудитория читательниц, интересоваться женскими секретами стали школьницы и студентки.
Такой переломный момент во второй половине 80-х годов пришелся на журналы «Крестьянка» и «Работница». Многие рубрики были заимствованы из западных журналов, таких как «Bazar» и «Burda». Но тогда о них еще мало кто знал, эти эксклюзивные на тот момент издания привозили из-за рубежа в небольшом количестве.
В начале 90-х годов российские издания пережили своего рода революцию и на постсоветском пространстве огромными тиражами стали выпускаться откровенные яркие журналы, в которых изображения интимного характера стали появляться все чаще. Революция не обошла стороной и женские издания, количество которых резко возросло.
Возникли такие журналы, как «Венера», «Женский калейдоскоп» и «Женские штучки». Рассвет российских глянцевых журналов пришелся на 1996 год, когда в продаже появились первые иностранные журналы на русском языке. Это знаменитые «Cosmopolitan», «Vogue», «Elle».
Появились первые журналы для девочек-подростков: «Cool girl», «Штучка», «Шестнадцать». Такие журналы быстро завоевали популярность у юной аудитории. Копирующие взрослую бульварную прессу, журналы начали публиковать материалы о жизни звезд эстрады и кино, фотокомиксы эротического содержания, гороскопы, предсказания. Такие журналы сделали упор на активный диалог с подростками по интимным проблемам (вопросы -ответы), пытались оказать психологическую помощь, давали многочисленные советы на все интересующие вопросы.
Старший школьный возраст – время непосредственной подготовки юношей и девушек к взрослой жизни. В отечественной психологии его называют возрастом открытия «Я». Старшеклассники пытаются глубже понять себя, сложную область человеческих отношений. В объемных изданиях для этой возрастной группы обращает на себя внимание большое количество рубрик, анализирующих психологические, моральные и нравственные проблемы современного общества. Старшеклассники стремятся к самовыражению, к проявлению индивидуальности. Поэтому в журналах для них большое внимание уделяют стилю жизни современной молодежи: даются практические рекомендации психологов, сексологов, визажистов, дизайнеров, кулинаров, стилистов (особо популярные рубрики «До» и «После») и модельеров. Причем публикуемые материалы обращены к разным слоям населения.
Реклама дорогих моделей одежды известных фирм в них соседствует с рубриками, в которых рассказывается о том, как обновить гардероб, принять гостей, отдохнуть, несмотря на отсутствие денег. Так, в журнале «Штучка» - рубрика «Своими руками, а в «Марусе» - «С миру по нитке», в журнале «Между нами, девочками» - «Второе дыхание».
Сегодня трудно предсказать дальнейшую судьбу таких журналов, но проанализировать положительные и отрицательные стороны их воздействия на подростковую аудиторию можно. Необходимо отметить тот факт, что за короткий срок они стали заметным явлением на российском информационном рынке.
В центре внимания философов, политологов, социологов, политических деятелей оказались также основные тенденции, характеризующие динамику положения женщины в современном мире, тот всемирный диалог, который ведется в целях достижения подлинного гендерного равенства, расширения прав и возможностей женщин, а также их полноценного участия во всех видах человеческой деятельности.
Отмечается необходимость комплексности в изучении гендерной проблематики. Подчеркивалось, что "лишь подобный подход в гендерных исследованиях способен дать то, чего все мы ждем от них - решение женского вопроса" (6. С.48).
Одновременно звучала мысль и о том, что гендерные исследования были бы неполными, если бы замкнулись на рассмотрении только женского вопроса. Существует и так называемый мужской вопрос, который, прежде всего, включает в себя проблему отцовства и совмещение ролей. Поднятие мужского вопроса наряду с женским связано с тем, что видимая беспроблемность существования мужчин в обществе уже стала стереотипом общественного сознания".
Конференции, созванные по инициативе ООН и определившие основные направления деятельности по улучшению положения женщин, немало содействовали выработке новой концепции, согласно которой решение гендерной проблемы требует неуклонного изменения как мужских, так и женских стереотипов.
По мнению профессора Н. А. Васильевой по-новому воспринимается проблема гендера в условиях информационного общества. Автор приходит к следующему заключению: «Если в ранние периоды становления индустриального общества именно гуманизм был формой самоутверждения и самопознания женщины, то в условиях новой информационной среды, он приобретает самый деятельностный характер, тем самым, определяя нравственные и поведенческие нормативы, что связано с трансформацией среды обитания в соответствии с современными понятиями комфортных условий психической, физиологической, производственной и социокультурной деятельности» (7. С.38).
Пожалуй, именно "восточный", осозновая всю условность этого определения, ракурс гендерной проблематики наиболее наглядно демонстрирует всю сложность и противоречивость "феномена женщины". С одной стороны, мы становимся свидетелями того, как подтверждаются самые расхожие стереотипы о женском бесправии, с другой, и прошлое и настоящее содержит множество примеров, опровергающих эти устоявшиеся представления.
Факты показывают, что женщины Востока ведут трудную борьбу за эмансипацию. Ни в коем случае не абсолютизируя различия между цивилизациями, мы, тем не менее, не можем отрицать высокую степень их влияния на положение женщины в обществе. Огромное влияние на этот процесс оказывают издающиеся газеты и журналы для женщин.
Дуализм восприятия женщины в восточной ментальности прослеживается и в статье профессора Г. С. Мельник. Автор, говоря о восточной лирической поэзии, в которой представительницы прекрасного пола ассоциируются с обворожительным цветком, отмечает условность, умозрительность и гиперболичность женских образов в восточной лирике. Сказка поэзии далека от будничной жизни Востока, где и по сей день терпение и смирение - одни из важнейших составляющих понятия женского совершенства (8. С.48).
Политические, экономические и социальные проблемы нашего общества болезненно отразились и на условиях существования женщин, и на их благосостоянии, и на их физическом и духовном самочувствии. Остановимся
лишь на одном понятии, которое все чаще встречается в современных международных документах.
Это показатель равенства возможностей женщин. Он отражает реальный уровень участия женщин в общественной жизни и акцентирует внимание на степени этого участия, замеряя неравенство между полами в ключевых областях жизни социума, особенно в процессе принятия решений. Иначе говоря, он выявляет, как представлены женщины в парламенте, среди администраторов и руководителей, в той или иной сфере социального управления. Что касается участия женщин в парламентах мира, то здесь лидирующее место в 1990-е гг. занимали Швеция, Дания, Финляндия, Норвегия и Нидерланды. Россия в этом перечне находилась на 80-м месте, немного уступая Гвинее-Бисау, Либерии и Украине, но несколько опережая Камбоджу. Казахстана в этом перечне нет.
Исследователи стараются показать, как женщины включены в информационные процессы, развертывающиеся в современном обществе. По мнению Н. Н. Щетининой, "женственность" национального характера образует и некий коммуникативный тип, который реализуется на уровне массовой и межличностной коммуникации и, будучи экспрессивным по своей форме, отличается гармоничным мироощущением, изначальным доверием, любовью к авторитетам, метафизическим оптимизмом, стремлением избегать жестких правил и норм общения (9. С.44-46).
Такова история становления и неоднозначного развития женской журналистики, прошедшей непростые этапы, в корне изменившейся буквально за последние десятилетия. ....

Доп      


Мақала ұнаса, бөлісіңіз:


Іздеп көріңіз:
скачать Женская пресса опыт сравнительного анализа бесплатно дипломную работу, база готовых дипломных работ бесплатно, готовые Журналистика дипломные работы скачать бесплатно, дипломная работа скачать бесплатно казахстан, Женская пресса опыт сравнительного анализа

Пікір жазу

  • [cmxfinput_gallery][cmxfinput_youtube]