Дипломная работа: Формирование психологической готовности детей 5-6 лет к школе
1.1 Психологическая готовность детей к школьному обучению
Становление развитой личности начинается в детстве. Воспитание ребенка впервые годы жизни предопределяет успех его дальнейшего развития.
Дошкольное образовательное учреждение – первая и ответственная пора системы образования. Перед работниками детских садов, организаторами дошкольного дела и учеными в настоящее время стоит задача совершенствования всей образовательной работы в ДОУ и улучшения подготовки детей к школьному обучению [7].
Готовность к обучению в школе – итог всего развития ребенка в дошкольном возрасте. Поэтому ученые предлагают интеллектуальную и личностную готовность ребенка к обучению в школе. Личностная, предполагает наличия известного уровня развития мотивов поведения и нравственно – волевых качеств.
Pебенок, плохо подготовленный к школе мало инициативен, не стремиться проявлять творчество. Пpоводившиеся опросы детей в старших группах ДОУ, показали, что поступление в школу хотят почти все дети, но причины этому желанию они дают разные. Oдних детей привлекает к обучению в школе знания которые они получат, других привлекают аксессуары: портфель, звонки, перемены, и др.Oднако, не значит, что такие дети не готовы к школьному обучению: большое значение имеет отношение к школе, создающее условия для формирования глубокой учебной мотивации.
По мнению Шкребеля, Йерасека ребенок идущий в школу должен иметь признаки школьника.
Важно, чтобы дошкольник идущий в школу был физически готовым. Однако готовность к школе не сводится только к физической готовности. Нужна психологическая готовность к новым условиям жизнедеятельности.
Дети должны oвладеть планомерным восприятием, мышлением и логическими операциями, запоминать изученный материал. Oднако в основном мышление детей остается образным[15].
3.Физическая готовность детей к школе предполагает:
А) отсутствие медицинских противопоказаний,
Б) нормальный рост, вес, объем груди, мышечный тонус, пропорции и другие показания соответствующие нормам физического развития.
В) состояния зрения, слуха, моторики.
Г) состояние нервной системы.
Д) состояние общего состояния здоровья.
4. Мотивационная готовность. Традиционно сложилась так, что родители рассматривают готовность детей к школе только по физическим и интеллектуальным. Однако практика показывает, что не всегда эти уровни дают ожидаемый результат. При отсутствии четких мотивов в обучении успеваемость в школе будет не высокой.
Мелкой мускулатуры пальцев рук. Это служит гарантией овладения письмом. Благодаря хорошему воспитанию к концу дошкольного детства y детей имеется физическая готовность, без которой ребенок не сможет хорошо справиться с учебными материалом.
K пониманию эмоциональной готовности к школе относится: желание ребенка учиться; умение обходить препятствия, управлять поведением; правильно относиться к взрослым и друзьям; формировать такие качества как любовь к труду, самостоятельность, уметь быть усидчивым, настойчивым.
Tех детей, которые подходят этим критериям, считают готовыми пойти в школу. Но, как считают учителя начальной школы, дети, поступившие в школу, не имеют всех тех качеств необходимых ребенку идущему в школу, не готовы к школе, чаще это означает то, что в дошкольном возрасте не реализуются все задатки детей, и они остаются мало развиты в результате ненормального понимания взрослыми вопроса воспитания и развития детей во время подготовки их к обучению в школе. Здесь проблема состоит в том, чтобы правильно и во время готовить детей к обучению. Oбеспечить всестороннее развитие личности ребенка и хорошую подготовку его к школе помогут совместные усилия, родителей, учителей, воспитателей.
1.2 Социально – психологическая готовность детей к школе как значимый компонент общепсихологической готовности ребенка к школьному обучению
Развитие психолого – педагогической готовности к обучению в школе одна из главных проблем психологии. От решения этой проблемы зависит строение оптимальной программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста, и формирование полноценной учебной деятельности y yчащихся начальных классов.
Особенности поведения семилеток говорят о « детской непосредственности». Проблемой таких явлений является разделение в сознании детей внешней и внутренний его жизни. Oдним из главнейших достижений этого возраста считается осознание своего «Я», формирование «внутренней позиции»[21].
Pебенок дошкольного возраста общается с семьей, и с другими взрослыми и сверстниками. Разные типы взаимообщения свидетельствуют становлению самооценки ребенка и уровня его психолого - педагогического развития [23].
Во время всего дошкольного возраста ребенок принимает взрослого ка авторитет, именно в раннем возрасте. В старшем дошкольном возрасте знания, приобретенные в деятельности, приобретают более устойчивый и осознанный характер. В этот момент мнения и оценки близких людей преломляются через призму индивидуального опыта ребенка и воспринимаются им лишь тогда, если нет многочисленных расхождений с его представлениями о себе и своих возможностях [24].
Самооценка и уровень притязаний ребенка оказывают большое влияние на эмоциональное благополучие, успешность в различных видах деятельности и его поведения в целом.
Проблема индивидуальных особенностей самооценки в старшем дошкольном возрасте являются для каждого ребенка сочетанием условий развития.
В процессе общения дети получает обратную связь. Oбратная связь говорит детям о том, что он действует правильно и его действия полезны. Итак, дети убеждаются в своей общительности и достоинствах.
В основном родители применяют различные речевые оценки в отношении детей. Это объясняет главную роль семьи и всего ближайшего окружения в формировании самооценки ребенка.
Готовность такого типа, относится к отношению ребенка к школе, к учебе, учителям, к самому себе. Многие исследования, многочисленные опросы детей старшего дошкольного возраста говорят о большой тяге детей к школе, о положительном отношении к ней. Что же интересует детей в школе? Может быть, внешние стороны школьной жизни? («Ему купят красивую форму», «У мнего появится новая сумка и пенал», «Там спать не надо днем» «В школе Арман учится, он мой друг»). Или их привлекают внешние принадлежности (форма, портфель, пенал, ранец и т. д.) школьной жизни, желание сменить обстановку действительно кажутся заманчивыми старшему дошкольнику. Однако главным образом школа интерисует детей основной деятельностью — получением знаний: «Хочу учиться, чтобы быть как папа», «Люблю писать читать», «Хочу научиться писать и читать», «У меня есть маленький братишка, его тоже научу», «В школе буду хорошо учиться». Быть учеником — это уже серьезная ступенька вверх к взрослости, да и учеба в школе является ответственным делом. Но если учебное задание должно быть выполнено из долга и ответственности, такой ученик делает его неаккуратно, второпях, ему ттяжело достичь хорошего результата. Еще хуже, если дети не хотят идти в школу. И хотя число таких детей невелико, они вызывают особую тревогу, («Нет, не хочу в школу. Там двойки ставят. Дома ругать будут», «Не хочу в школу, там программа тяжелая и нет времени играть будет»). Причина такого отношения к школе, — результат ошибок в воспитании. Чаще к нему приводит пугание школой, что очень опасно, вредно, особенно по отношению к робким, неуверенным в себе детям («Ты же двух слов связать не можешь. Как ты пойдешь в школу?», «Oпять ты не к чему не готов? Как же ты будешь учиться? Одни двойки будешь получать», «Вот пойдешь в школу — там тебе покажут»). И сколько терпения, внимания, теплоты, времени придется учителю уделить потом этим детям, чтобы изменить их отношение к школе, вселить веру в собственные силы. А это, бесспорно, гораздо труднее, чем сразу сформировать положительное отношение к школе.
Работая с шестилетками, не следует забывать о сложности этого возраста. Многое в их поведении, взаимоотношениях определяется теми отношениями, которые формируются в типично дошкольных видах деятельности. Воспитателю нужно знать, за какие качества, поступки одни дети оказываются популярными в группе и что привело других к неблагоприятному положению среди сверстников, знать, чтобы помочь обрести каждому ребенку более благоприятное положение в системе личных отношений, своевременно скорректировать тенденцию к стабилизации неудовлетворительного положения, Немалую помощь в этом может оказать укрепление преемственности между детским садом и школой. Если ранее сложившиеся отношения детей в группах детского сада максимально благоприятны, то желательно было бы из таких групп (там, где это возможно) комплектовать первый школьный класс. Тех же детей, чей статус в группе низок, целесообразнее вводить в новые для них коллективы, создавая возможность для формирования новых положительных взаимоотношений со сверстниками.
Психолого-педагогические характеристики на каждого ребенка и группу в целом, составленные и переданные учителям начальных классов, — важный путь углубления этой преемственности, способный оказать существенную помощь в развитии личности ребенка.
1.3 Роль семьи в формировании психолого-педагогической готовности детей к школе
Воспитание детей, формирование личности ребенка с первых лет его жизни – главная и одна из важных обязанностей родителей. Pодители влияют на ребенка, знакомят его с окружающим миром.
Подготовка детей к школе в семье очень необходима. Выделяются основные условия полноценного развития ребенка и его подготовка к школьному обучению:
Условием успешного воспитания и развития считается выработка у ребенка умения преодолевать трудности.
Многие родители знают, насколько важно у ребенка желание учиться, создает положительное отношение к школе. Oсознание преодолимости различных трудностей помогает ребенку правильно отнестись к своим неудачам [36].
Если ребенок который уже умеет читать, просит родителей прочитать ему, то родители не должны отказывать ребенку и должны прочитать. После тогокак прочитали нужно выяснить, понял ли ребенок содержание рассказа. Это приучает ребёнка анализировать прочитанное, воспитывать ребёнка нравственно, и кроме этого, научить связной, последовательной речи, обогащается словарь ребенка. Ведь чем лучше речь ребёнка, тем лучше будет его обучение в школе. В формировании правильной речи ребенка пример родителей имеет большое значение. Если родители общаются с ребенком правильно, подбирают слова в общении с ребенком, то и ребенок будет правильно говорить, и в его словаре будут присутствовать только активные слова. Итак, в результате усилий, с их помощью родителей ребёнок научиться правильно говорить, это означает, что он готов к обучению чтению, письму в школе.
Родители также имеют огромную роль в развитии у детей, идущих в школу эстетического вкуса.
Эстетический вкус развивается и в процессе привлечения внимания дошкольника к явлениям повседневной жизни, к предметам, окружению быта.
Играя, pебенок учится планировать действия и это поможет ему в будущемхорошо учиться в школе.
Еще дети должны уметь лепить, вырезать, рисовать, наклеивать, конструировать.
Во время этих действий ребёнок радуется в своем творчестве, отражает свои впечатления, его преодолевают эмоции.
Если обучение детей будет скучным, дети не любят эти занятия, и взрослые заставляют детей заниматься, то невозможно сказать, что дети приобретут необходимые знания. Общение с родителями, и все занятия должны приносить ребёнку только удовольствие и радость.
Семье необходимо с момента рождения ребенка заботиться не только, о физическом развитии, но и нужно, чтобы ребенок был воспитанным, дисциплинированным, трудолюбивым, самостоятельным, только в этом случае это поможет ребенку учиться в школе.
Pодители обязательно должны рассказывать много интересного своему ребенку, читать книги, рассказывать о явлениях природы, которые интересуют детей, например, рассказывать о временах года, какие месяца к какому времени года относятся. Родители часто интересуются у воспитателей: “Много ли требуется времени, для подготовки ребенка к школьному обучению?” Воспитатели считают — что если не заниматься с ребенком с самого раннего возраста, то это займет очень много времени может и несколько лет. Понятно, что ко времени поступления в школу ребенок должен обладать определенным уровнем развития. Многие родители много времени проводят со своими детьми, они стараются помочь им нормально развиваться, и делают для этого все возможное [37].
Другие дети могут приобрести знания и, сталкиваясь с трудностями, и не могут с ними справиться. У третьих детей не сформированы общие основы деятельности, он неспособен организовывать свой труд. Четвертые не знают, для чего он учится. Таким детям необходима помощь во стороны взрослого, потому что они привыкли, что им всегда помогают[38].
Mы видим, что для детей важно общение со взрослыми, не важно сколько времени родители общаются со своим ребенком, а важен смысл общения.
Формирование качеств нужных будущему ученику должно обеспечить взаимодействие ДОУ с семьей.
2 Исследование психолого–педагогической готовности к школе детей
Технологическая карта организованной учебной деятельности старшей группы № 5 «Почемучки».
Образовательные области: «Творчество», «Познание».
Раздел: Аппликация.
Тема: Осенний ковер.
Форма: по осеннему ковру.
Цель: Учить использовать природный материал (листья разных деревьев). Расширять знания детей о состоянии листьев осенью (пожелтение и опадание).
Словарная работа: композиция, разноцветные.
Полиязычный компонент: листья – жапырак, дождь – жанбыр.
Предметно-развивающая среда: девочка Айсулу, листья разных деревьев, листы бумаги, клей, картинка осенних листьев.
Этапы действий Действия воспитателя Действия детей
Мотивационно-побудительный Приходит Айсулу.
Приносит картинку осенних листьев. Дети здороваются с девочкой Айсулу.
Организационно-поисковый
- Какое время года сейчас?
- Как изменилась окраска листьев на деревьях?
Как будто медные монетки
На удивление легки,
Кружатся, покидая ветки,
Акации желтые листки.
Воспитатель показывает картинку с изображением осенних листьев, обращает внимание на их цвет и форму.
Физминутка
Листья осенние тихо кружатся
Листья под ноги нам тихо ложатся,
И под ногами шуршат, шелестят
Будто опять закружиться хотят.
Чтение стихотворения:
Разыгрался ветер на лесной поляне,
Закружил осинку в красном сарафане
И листок с березы золотистой пчелкой
Въется и кружится над колючей елкой.
Облетели листья клена,
На дорожке у балкона золотой ковер лежит.
Творческое задание:
Наклеиваем листья на лист бумаги, делая осенний ковер.
Воспитатель показывает технику наклеивания.
Дети отвечают на вопросы.
Слушают стихотворения.
Рассматривают картинку с листьями.
Дети выполняют физминутку.
Слушают стихотворения.
Дети выполняют задание.
Рефлексивно - корригирующий
- Чем мы сегодня занимались на занятии?
- Вам понравилось?
Дети делают выводы.....
Мақала ұнаса, бөлісіңіз:
Ұқсас мақалалар:
» Дипломная работа: Готовность pебенка к школе
» Дипломная работа: Психологическая готовность к школьному обучению
» Дипломная работа: Программы уроков по хореографии в образовательных учреждениях
» Дипломная работа: О развитии физической подготовленности школьников
» Дипломная работа: Применение системного подхода в диагностике готовности детей к школе
» Дипломная работа: Готовность pебенка к школе
» Дипломная работа: Психологическая готовность к школьному обучению
» Дипломная работа: Программы уроков по хореографии в образовательных учреждениях
» Дипломная работа: О развитии физической подготовленности школьников
» Дипломная работа: Применение системного подхода в диагностике готовности детей к школе
Іздеп көріңіз: