Дипломная работа: Школьная библиотека

Дипломная работа: Школьная библиотека

Содержание
Введение…………………………………………....………………......................

Глава 1. Сущность и педагогическая значимость библиотечного
краеведения………………………………………..................…......................…

Глава 2. Формирование и организация фонда краеведческой
литературы ………………................……………………............................……
2.1 Основные понятия работы с краеведческой литературой............................
2.1. Состав фонда……………………………….......…………...................……

Глава 3. Справочно-библиографический аппарат……..........................….
3.1. Систематическая краеведческая картотека………...........................…...…
3.2. Отбор газетных статей………………………………..........................…….
3.3. Оформление материала………………………………..........................…....
3.4. Схема классификации………………………………..........................….….
3.5. Размещение массива карточек………………….........................……….....
3.6. Фонд справочно-библиографических пособий………..............................

Глава 4. Массовые формы работы с читателями…..........................……...
4.1. Особенности организации массовых мероприятий …..........................….
4.2. Формы работы с младшими школьниками и
учащимися среднего школьного возраста…………...................................…...
4.3. Формы работы со старшими школьниками …………...........................….
4.4. Краеведческие кружки…………………………...........................…………
4.5. Организация краеведческого музея………………...........................……...

Выводы…………………............................……………………………………..
Заключение…………………………....…………….........................…………..
Приложение….……………………………………….…...............................….
Список использованной литературы……………............................….……

Глава 1. Сущность и педагогическая значимость библиотечного краеведения

Любовь к Отечеству, чувство причастности к судьбе род¬ного села, района, города не возникают сами по себе, а вос¬питываются. Расширение знаний о крае, его истории, развитие интереса к прошлому - ступенька в дальнейшем осознании своей причастности к Родине, ее истории, культуре. Ведь прошлое нашей страны прочными нитями связано с днем сегодняшним, потому библиотека и самоценна как центр памяти народа, интел¬лектуального общения. Без нее невозможно обеспечить преемствен-ность в развитии, сохранить традиции, воспитать подлинных пат¬риотов.
Воспитание любви к своему району, городу, селу, понима¬ние ценности культурного наследия, созданного народом за ве¬ка, начинается с уважения памяти предков, гордости за своих талантливых соотечественников. Желание познать славное прош¬лое родных мест дает импульс для развития патриотизма.
Изменение социально-политической ситуации должно повлечь за собой смещение акцентов в работе библиотек. Одним из глав¬ных ее направлений должно стать краеведение, позволяющее при¬обрести библиотеке свой облик, сделать ее непохожей на дру¬гие. Казалось бы, краеведческий аспект традиционен в работе библиотек, но рост национального самосознания объективно потребовал оживить библиотечное краеведение, обогатить его содержание.
Краеведение - надежный помощник в познании мира для каждого любознательного человека - находится ныне на новом подъеме. Повсеместно изыскиваются его оптимальные организационные формы, адекватные современному развитию и потребнос¬тям общества, расширяется проблематика.
Традиционно выполняя воспитательные и просветительские функции, краеведение все активнее содействует научной и производственной деятельности. Оно приобрело отчетливо выраженный социальный характер, что особенно важно в связи с обострением межнациональных отношений, экономическими катак¬лизмами. При высокой политизации общества тяга к краеведению закономерна и легко объяснима, ибо ответа на многие сложные вопросы наших дней сокрыты в прошлом.
Содержание краеведения определяется целями и задачами, стоящими перед обществом в тот или иной отрезок времени. Каждый из нас в силу разных обстоятельств постоянно использу¬ет знания, накопленные человечеством в этой области.
Библиотечное краеведение способно помочь восполнить в общественном сознании тот нравственный вакуум, о котором сей¬час много говорят, ибо нравственность прививается вместе с любовью к отчему дому. Оно призвано соединить искусственно ра¬зорванную связь времен, стать действенным средством оздоров¬ления социальной памяти, изучения культурного наследия.
Библиотечные краеведческие фонды становятся ценным информационным ресурсом экономического развития каждого края. Сегодня, на наш взгляд, библиотека не может довольствоваться предоставлением читателям информация о том, что опубликовано о каждом конкретном регионе, ей нужно вести поисковую, исследовательскую работу. Конкретизировать, научно обосновать направления, формы и методы биолиотечно - краеведческой работы в новых условиях призваны библиотековеды в содружестве с краеведами - практиками. Краеведческая работа в большой степени способствует осуществлению связи деятельности библиотек с жизнью.
Понятие "край" совпадает с административным делением страны на области. Но так как территория области состоит из более мелких административных делений и населенных пунктов, то под понятие "край" (применительно к краеведению) можно подвести несколько ареалов:


I) собственно область или ее часть;
2) район или часть района;
3) населенный пункт или его часть (например, микрорайон города);
4) отдельный производственный объект или отдельная общественная организация (например, за¬вод, фабрика, хозяйство и т.д.).
Сужение территориальных границ до пределов одного города, района, села, предприятия, отдельного географического объекта является основным объектом внимания библиотеки и определяет в этом случае содержание понятия "край" и, соответственно, территориальные признаки краеведческой литературы.
Какова же педагогическая значимость ведения краеведческой работы в библиотеке школы?
1. Краеведческий материал с успехом используется в массовой работе библиотеки при проведении краеведческих конференций, вечеров, встреч со знатными людьми района, для подготовки олим¬пиад по истории, географии, викторин, выпуска стенных газет и т.п. В этой работе находят решение такие важные принципы воспи¬тания подрастающего поколения, как осуществление связи обучения на уроках с жизнью, задатки профессиональной ориентации, воспи¬тание гражданственности, любви к родному краю.
2. Принимая участие в изучении края во всех формах (работа
в экспедициях, походах, библиотеках, архивах, оформление краеведческих кабинетов, школьных музеев, комнат боевой, трудовой
славы и т.д.), учащиеся развивают имеющиеся и приобретают новые умения и навыки интеллектуальной и оформительской работы,
учатся коллективизму, ответственности за порученное дело, развивают свой эстетический вкус.
3. В процессе краеведческой работы учащиеся приобщаются к
посильному общественно-полезному труду. Они могут выполнять
задания краеведческих музеев, общественных организаций района (например, военкоматов по сбору сведений о героях-земляках для создающихся "Книг памяти" и т.д.).
4. В результате изысканий школьников под руководством опытного наставника, в отдельных случаях могут быть выявлены новые данные о тех или иных событиях (учас¬тие в реставрации памятников истории и культуры).
5. В ходе изучения края библиотеке предоставляется соб¬ранный учащимися разнообразный краеведческий материал, который может находить широкое применение в учебной работе на уроках, что вызывает у учащихся повышенный интерес к изучению предмета, содействует активизации их познавательной деятельности.

Глава 2. Формирование и организация фонда краеведческой литературы

2.1 Основные понятия работы с краеведческой литературой

Работа с краеведческой литературой связана со всеми биб-лиотечными процессами - комплектованием и пропагандой библиотечного фонда, руководством чтением, информационно-библиогра¬фической работой.
Краеведческой литературой являются все произведения печа¬ти, относящиеся к краю по содержанию, независимо от места издания и языка.
В случаях, когда основное содержание книги ила статьи не связано с определенной территорией, а район, город, село упоминаются в связи с проблематикой общего характера, такая книга или статья не может быть названа краеведческой.
Краеведческая литература является многоотраслевой. Она представлена книгами и статьями по различным отраслям знаний и темам, необходимым для изучения местного края: физическая и экономическая география, геология, история, этнография, искусствоведение и т.д. Сведения о районе, городе, селе могут присутствовать в изданиях различного типа - в научной, научно-популярной и справочной литературе. Нельзя забывать и о произ¬ведениях художественной литературы, посвященных краю.
По видам печатной продукции краеведческая литература пред-ставлена:
1) отдельно изданными произведениями (книгами, периодическими
изданиями, брошюрами, листовками, плакатами, нотами, картогра-фическими материалами, печатной графикой);
2) материалами, опубликованными в сборниках, журналах, газетах.
Краеведческий фонд не является самостоятельной единицей, но в составе основного фонда книги и другие издания, посвящен¬ные краю, выделяются на отдельные полки или стеллажи.
При выявлении новой литературы следует иметь в виду, что основной массив краеведческой литературы издается на местах. Это книги и брошюры об области в целом, об отдельных районах, городах и селах, о промышленных и сельскохозяйственных пред¬приятиях.
Источниками выявления новых изданий о крае являются также библиографические указатели текущей литературы, выпускаемые Национальной библиотекой Республики Казахстан: "Ежегодник книги", "Летопись журнальных статей", "Летопись газетных статей", "Летопись рецензий", различные тематические указатели, например, "Новая литература о культуре и искусстве Казахстана" и другие, а также ежеквартальный библиографический указатель "Казахстаника". Библиографические пособия издаются на казах¬ском и русском языках, некоторые из них снабжены географически¬ми указателями, что значительно облегчит просмотр я отбор ли¬тературы краеведческой тематики.
С целью выявления и отбора изданий, полностью или частично относящихся к краю, систематически просматриваются новые поступления в фонд областной библиотеки, в том числе централь¬ная и местная периодическая печать - журналы и газеты.
Выявление краеведческих изданий прошлых лет требует обращения к широкому кругу источников. Среди них на первом мес¬те ретроспективные библиографические указатели, собственный фонд библиотеки, его изучение, непосредственный просмотр лите¬ратуры, а также каталоги и картотеки областных, районных биб¬лиотек.
Просмотр фонда и отбор источников краеведческой темати¬ки следует включать в перспективные планы работы библиотеки, рассчитанные на 3-5 лет, где намечается очередность просмотра данных источников. При просмотре литературы следует пользовать¬ся географическими вспомогательными указателями, имеющимися в очень многих изданиях.
Выявление печатных материалов, относящихся к краю, предполагает тщательное изучение "Трудов", "Ученых записок", "Сбор¬ников трудов" местных научных учреждений (областных, зональных). Статьи, публикуемые в этих изданиях, как правило, создаются на местном материале, нередко являются итогом исследования яв¬лений, событий, происходящих в масштабах небольших территорий.
Важно самостоятельное разыскание материала (помимо библиографических указателей), использование прикнижных, пристатейных, внутрижурнальных библиографических материалов.
Необходимо вести систематический учет просмотренных ис¬точников. С этой целью ведется "Картотека источников" с раз¬делами "Каталоги", "Книжные фонды", "Сборники", "Журналы и га¬зеты", "Библиографические указатели". Внутри каждого из раз¬делов выделяются рубрики "Просмотрены", "Подлежат просмотру". На карточках фиксируются основные сведения об источнике: его название, выходные данные. В разделах "Каталоги", "Книжные фонды" на карточках указывают название библиотеки, фонды которой просмотрены или подлежат просмотру и разделы фонда, каталога.
Выявленные книги, брошюры, статьи и другие виды изданий (печатная графика, альбомы, карта и др.) сверяются с фондом библиотеки. Отсутствующие материалы по возможности приобретаются через обычные каналы комплектования - библиотечный кол¬лектор, магазины, обменно-резервные фонды. При формировании фонда краеведческой литературы следует активнее использовать возможности копирования отдельных изданий.
Таким образом, краеведческий фонд библиотеки состоит из:
- книг и брошюр;
- материалов изобразительного искусства, фотографий, атласов, карт, нотных изданий и грампластинок;
- машинописных и рукописных материалов;
- тематических папок газетных вырезок, альбомов и книжек-само¬делок, составленных работниками библиотек, читателями-крае¬ведами.
2.2 Состав фонда

При определении состава краеведческого фонда следует иметь в виду особенности решения вопросов об освобождении его от ус¬таревшей литературы. Определившаяся в отношении всего фонда зависимость активности использования от года издания не может в полной мере относиться к краеведческим изданиям. Устанавли¬вая степень их устарелости, нельзя не учитывать того, что эта литература относится к обслуживаемой библиотекой территории, отражает ее специфику, что такой литературы еще очень мало, она не оперативно переиздается, а, следовательно, должна приоб¬ретаться и храниться в фонде библиотеки независимо от года издания.
На папки с краеведческой литературой не отбираются издания, содержание которых не ограничено определенной территорией, а город, район, село только упоминаются в связи с раскрытием научных проблем, тем и вопросов, выходящих за пределы краеведения.
Произведения местных писателей, поэтов в полном реперту¬аре, независимо от того, посвящены или не посвящены эти произ¬ведения местной жизни, должны быть собраны в фонд библиотеки.
В краеведческих фондах должны быть Представлены основные справочные и библиографические пособия краеведческого содер¬жания, научно-популярная литература о крае.
Как уже отмечалось, в краеведческий фонд включаются папки газетных вырезок. Их значение особенно возрастает в библиоте¬ках, обслуживающих небольшие территории, о которых книг изда¬ется мало. Количество тем, по которым оформляются папки, дос¬тигает нескольких десятков. Правильное оформление газетного материала, отбираемого для тематической папки, обеспечивает возможность его учета, оперативного разыскания и удобства в использовании читателями.
Составляется сводный нумерованный перечень тем, по которым ведутся папки газетных вырезок. По некоторым темам накапливает¬ся очень много материала, и в этих случаях оформляется несколь¬ко папок, каждая из которых имеет свое буквенное или цифровое обозначение.
Вырезанные из газет заметки и статьи наклеиваются на плотные листы бумаги одинакового формата. На полях каждого листа проставляются номер темы, буквенное или цифровое обозначение папки и порядковый для данной папки номер листа (например, 15.А.8 или 15.1.8).
Если фонд краеведческих изданий велик, то в читальном за¬ле оставляется только наиболее значимая и часто спрашиваемая литература, и литература в единственном экземпляре. На абоне¬менте в фонде выделяется раздел "Литература о крае", в кото¬ром представлены все имевшиеся основные и пользующиеся спросом издания об области и районе, о городе в целом: работы о приро¬де, народном хозяйстве, общественной жизни, истории, художест¬венная литература о крае.
В тех библиотеках, где нет читального зала, краеведческие издания выделяются на полках абонемента. В этом случае на або¬нементе краеведческая литература может быть представлена на постоянно действующей выставке "Наш район", "Наш город".
Рукописные материалы хранятся отдельно у библиотекаря и выдаются читателям, углубленно изучающим край.
Краеведческие издания классифицируются и шифруются в соот-ветствии с общими правилами выполнения этих работ.
Расстановка фонда краеведческой литературы производится также в соответствии с общими требованиями расстановки фонда в соответствии с принятой схемой классификации.
Дополнительную информацию о краеведческом фонде библиоте¬ки читатели должны получать из тематических выставок, представляющих книги, статьи и другие краеведческие материалы, имею¬щиеся в библиотеке. А также организуются внутриполочные выстав¬ки краеведческой тематики. Это поможет читателям получить пол¬ное представление об имеющейся литературе краеведческой тема¬тики, обеспечит более активное использование краеведческих изданий во взаимосвязи с отраслевой литературой, будет способ¬ствовать пропаганде знаний о крае.
Обязательным условием создания активно функционирующего фонда является его пропаганда, информация о краеведческой ли¬тературе, имеющейся в библиотеке, а также постоянное изуче¬ние его использования. Общие методы изучения фонда примени¬мы в отношении краеведческого фонда.....

Доп      


Мақала ұнаса, бөлісіңіз:


Іздеп көріңіз:
скачать Школьная библиотека бесплатно дипломную работу, база готовых дипломных работ бесплатно, готовые Библиография дипломные работы скачать бесплатно, дипломная работа скачать бесплатно казахстан, Школьная библиотека

Пікір жазу

  • [cmxfinput_gallery][cmxfinput_youtube]