Дипломная работа: Социальная перцепция и ее особенности у дезадаптированных личностей
Содержание
Глава I. Теоретические основы социальной перцепции.................................. 1.1 История изучения социальной перцепции........................................................
1.2 Место перцепции в системе социальной психологии ..…………………….
1.3 Особенности перцепции лиц с социальной дезадаптацией............................
Глава II. Экспериментальное исследование социальной перцепции..............
2.1 Процедура и методы исследования ………………………………………....
2.2 Анализ к интерпретация результатов ............................................................
Заключение…………………………………….…………………………………….
Список использованной литературы……………………………………………
Социальная психология является относительно молодой гуманитарной наукой, динамично развивающейся в последнее время. Социально-психологические знания имеют богатейшую и интереснейшую историю и широкое прикладное значение в самых различных областях жизни современного общества.
Социальная психология - наука, изучающая механизмы и закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включенностью в социальные группы и общности, а также психологические особенности этих групп и общностей.
Психология обычно понимается как наука о человеческом поведении, а социальная психология - как раздел этой науки, имеющий дело с человеческим взаимодействием. Первостепенной задачей науки полагается установление общих ' законов путем систематического наблюдения. Социальными психологами такие общие законы разрабатываются для описания и объяснения человеческого взаимодействия. Это традиционное видение научного закона повторяется в том или ином виде во всех фундаментальных трактовках целей и задач психологической науки. DiRenzo (1966) пишет, что "полное объяснение" в поведенческих науках - это такое объяснение, которое наделено статусом неизменного закона». Кгесһ, Сгutchfild и Ваllасһеу (1962) подчеркивают, что «вне зависимости от того, интересует нас социология психология как фундаментальная или прикладная наука, она основывается на определенном наборе научных принципов». Jones и Gerard (1967) вторят этой точке зрения: «Наука стремится понять факторы, которые определяют стабильные связи между явлениями», По выражению Миллса (Міlls, 1969), «социальные психологи хотят раскрыть причинные связи с тем, чтобы установить основные принципы, который объяснят социально-психологические феномены» /8/.
Само сочетание слов «социальная психология» указывает на специфическое место, которое занимает эта дисциплина в системе научного знания. Возникнув на стыке наук - - психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет свой особый статус, который приводит к тому. что каждая из «родительских» дисциплин довольно охотно включает ее в себя в качестве составной части. Такая неоднозначность положения научной дисциплины имеет много различных причин. Главной из них является объективное существование такого класса фактов общественной жизни, которые сами по себе могут быть исследованы лишь при помощи объединенных усилий двух наук: психологии и социологии. С одной стороны, любое общественное явление имеет свой «психологический» аспект, поскольку общественные закономерности проявляются не иначе как через деятельность людей, а люди действуют, будучи наделенными сознанием и волей. С другой стороны. в ситуациях совместной деятельности людей возникают совершенно особые типы связей между ними, связей общения и взаимодействия, и анализ их невозможен вне системы психологического знания.
Актуальность темы. Социальная психология анализирует закономерности человеческого поведения и деятельности, которые обусловлены фактором включения людей в реальные социальные группы, и первый эмпирический факт, с которым сталкивается эта наука - факт общения и взаимодействия людей. По каким законам складываются эти процессы, чем детерминированы их различные формы, какова их структура, какое место они занимают в сложной системе человеческих отношений? Содержание, уровень отношений человека с миром различны: каждый индивид вступает в отношения, но и целые группы также вступают в отношения между собой, и, таким образом, человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений.
Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений: их важнейшая специфическая черта эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического «климата» группы. Эмоциональная основа межличностных отношений включает все виды эмоциональных проявлений личности: аффекты, эмоции и чувства. В социальной психологии обычно характеризуются чувства, причем термин употребляется не в самом строгом смысле. Естественно, что «набор» этих чувств безграничен. Их можно свести в две большие группы /5/:
1) конъюнктивные - сближающие людей, объединяющие их чувства. В каждом случае такого отношения другая сторона выступает как желаемый объект, демонстрируется готовность к сотрудничеству, к совместным действиям и т.д.
2) дизъюнктивные - сюда относятся разъединяющие людей чувства, когда другая сторона выступает как неприемлемая, может быть, даже как фрустирующий объект, по отношению к которому не возникает желания к сотрудничеству и т.д. Интенсивность и того и другого родов чувств может быть различной.
В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Само взаимопонимание можно истолковывать по-разному; или как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но и приятие, разделение этих целей, мотивов, установок, что позволяет не просто «согласовывать действия», но и устанавливать особого рода отношения: близости, привязанности, выражающиеся в чувствах дружбы, симпатии, любви. Две эти стороны взаимопонимания дают основу двум направлениям исследования общения и взаимодействия людей: в первом случае в плане анализа взаимодействия, во втором - в плане анализа так называемой «аттракции».
Предмет исследования: социальная перцепция.
Объект исследования: анализ сущности к характеристик социальной перцепции.
Гипотеза. Развития социальной перцепции складывается в процессе познания личности самой собой, отражения личностной действительности, познании окружающего мира через личностные характеристики.
Теоретическая значимость данной работы состоит в том, что она содержит в себе теоретико-методологические основы проблемы социальной перцепции, рассмотренные в трудах российских, казахстанских и зарубежных ученых, а также содержит собственные выводы автора.
Практическая значимость работы состоит в том, что она может быть использована в качестве методического пособия по чтению спецкурса, а также в дальнейшем развита в диссертацию.
Научная гипотеза. Внутри личностный конфликт часто связан с девиантным поведением.
Частные гипотезы:
1) внутри личностный конфликт связан с проявлением депрессии;
2) связь девиантного поведения с какой-либо наркотической зависимость.
Цель исследования: проанализировать сущность, основные характеристики социальной перцепции.
Задачи:
1. Изучить теоретико-методологические основы социальной психологии.
2. Рассмотреть основные характеристики социальной перцепции.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава I. Теоретические основы социальной перцепции.
1.1 История изучения социальной перцепции
Процесс восприятия одним человеком другого выступает, как обязательная составная часть общения и условно может быть назван персептивной стороной общения.
Часто восприятие человека человеком обозначают как «социальная перцепция». Термин социальная перцепция впервые был введен Дж. Брунером в 1947 году в ходе разработки так называемого «нового взгляда» на восприятие. Вначале под социальной перцепцией понималась социальная детерминация персептивных процессов. Позднее исследователи придали понятию несколько иной смысл: социальной перцепцией стали называть процесс восприятия так называемых «социальных объектов», под которыми подразумевались другие люди, социальные группы, большие социальные общности. Именно в этом употреблении термин закрепился в социально-психологической литературе. Поэтому восприятие человека человеком относится к области социальной перцепции, но не исчерпывает ее. В полном объеме процессы социальной перцепции - это сложная и разветвленная схема. Она включает в себя различные варианты не только объекта, но и субъекта восприятия. Когда субъектом восприятия выступает индивид, то он может воспринимать другого индивида, принадлежащего к «своей» группе; другого индивида, принадлежащего к «чужой» группе; свою собственную группу; «чужую» группу. Если даже не включать в перечень большие социальные общности, которые в принципе так же могут восприниматься, то и в этом случае получаются четыре разных процесса, каждый из которых обладает своими специфическими особенностями. Еще сложнее обстоит дело, когда в качестве субъекта восприятия выступает целая группа. Тогда к составленному перечню процессов социальной перцепции следует добавить: восприятие группой своего собственного члена, восприятие группой представителя другой группы, восприятие группой самой себя, восприятие группой в целом другой группы.
В нашей работе целесообразно говорить не вообще о социальной перцепции, а о межличностной перцепции, или межличностном восприятии (или - как вариант - о восприятии человека человеком). Но и сам термин «восприятие» некоторые исследователи считают не совсем точным. Поэтому в социально-психологической литературе продолжается поиск наиболее точного понятия для характеристики описываемого процесса. Цель поиска состоит в том, чтобы включить в процесс восприятия другого человека в более полном объеме некоторые другие когнитивные процессы, например процесс осознания другого человека и т.д. Многие исследователи в этом случае предпочитают использовать выражение «познание». В отечественной литературе, например в исследованиях А.А.Бодалева часто употребляется в качестве синонима «восприятие другого человека» выражение «познание другого человека» /3/.
Это более широкое понимание термина обусловлено исследованиями специфических черт восприятия социальных объектов, к которым относится восприятие не только физических характеристик объекта, но и «поведенческих» его характеристик, т.е. формирование представления об его намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках и т.д. Кроме того, в содержание этого понятия включается формирование представления о тех отношениях, которые связывают субъект и объект восприятия. Упоминаемый выше Дж. Брунер сформулировал мысль о том, что при восприятии социальный объектов велико значение ряда дополнительных факторов, которые не играют столь существенной роли при персептивных процессах вообще. Так, например, такая характерная черта, как селективность восприятия здесь проявляется своеобразно, поскольку в процесс селекции включается значимость целей познающего субъекта, его прошлый опыт и т.д. Тот факт, что новые впечатления об объекте восприятия категоризируются на основе сходства с прежними впечатлениями, дает основание для возникновения стерео типизации. Другой подход к проблемам восприятия, который так же был использован в социально-психологических исследованиях по межличностной перцепции, связан со школой «транзактной психологии» (Кентрил, Ительсон, Килпатрик), Здесь была подчеркнута мысль о том, что всякая перцепция есть обмен или взаимодействие (транзакция) между воспринимающим и воспринимаемым. Фиксируя активное участие субъекта восприятия в транзакции, авторы этой идеи подчеркивают роль ожиданий, желаний, намерений, прошлого опыта субъекта как специфический детерминант перцептуальной ситуации. именно этот ряд аргументов наряду с идеями Брунера был использован в социальной психологии при характеристике особенностей межличностного восприятия. Учет всех этих обстоятельств представляется особенно важным, когда познание другого человека рассматривается как составная часть процесса общения, как основание не только для понимания партнера, но и для установления с ним согласованных действий, а также установления особого рода отношений близости, привязанности и пр.
Таким образом, в социальной психологии термин «социальная перцепция», или, в узком смысле слова, «межличностная перцепция», «восприятие другого человека», употребляется в несколько вольном смысле, хотя последние исследования и в общей психологии восприятия характеризуются известным сближением восприятия и других познавательных процессов. В самом общем плане можно сказать, что восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков. Но интерпретация другого человека или группы всегда зависит от предшествующего социального опыта воспринимающего, от поведения объекта восприятия в данный момент, от системы ценностных ориентаций воспринимающего и от многих факторов как субъективного так и объективного порядка.
Выделяют механизмы социальной перцепции способы, посредством которых люди интерпретируют, понимают и оценивают другого человека. Наиболее распространенными механизмами являются следующие: эмпатия, аттракция, каузальная атрибуция, идентификация, социальная рефлексия.
Особый круг проблем межличностной перцепции возникает в связи с включением в этот процесс специфических эмоциональных регуляторов. Люди не просто воспринимают друг друга, и формируют друг по отношению к другу определенные отношения. На основе сделанных оценок рождается разнообразная гамма чувств от неприятия того или иного человека до симпатии, даже любви к нему. Область исследований, связанная с выяснением механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку, получила название исследования аттракции. Буквально аттракция - привлечение, но специфический оттенок в значении этого слова в русском языке не передает всего содержания понятия «аттракция». Аттракция - это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т.е. некоторое качество отношения. Эту многозначность термина особенно важно подчеркнуть и иметь в виду, когда аттракция исследуется не сама по себе, а в контексте третьей, персептивной, стороны общения. С одной стороны встает вопрос о том, каков механизм формирования привязанностей, дружеских чувств или наоборот, неприязни при восприятии другого человека, а с другой стороны, какова роль этого явления (и процесса, и «продукта» его) в структуре общения в целом, в развитии его как определенной системы, включающей в себя и обмен информацией, и взаимодействие, и установление взаимопонимания.
Включение аттракции в процесс межличностного восприятия с особой четкостью раскрывает ту характеристику человеческого общения, которая уже отмечалась выше, а именно тот факт, что общение всегда есть реализация определенных отношений (как общественных, так и межличностных). Аттракция связана преимущественно с этим вторым типом отношений, реализуемых в общении.
Долгое время считалось, что сфера изучения таких феноменов, как дружба, симпатия, любовь, не может быть областью научного анализа, скорее, это область искусства, литературы и т.д. До сих пор встречается точка зрения, что рассмотрение этих явлений наукой наталкивается на непреодолимые препятствия не только вследствие сложности изучаемых явлений, но и вследствие различных, возникающих здесь этических затруднений.
Однако логика углубления в изучение межличностного восприятия заставила социальную психологию «принять» и эту проблематику, и в настоящее время насчитывается довольно большое количество экспериментальных работ и теоретических обобщений в этой области.
Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент, когда этот «другой» оценивается преимущественно в категориях, свойственных аффективным оценкам. Эмпирические (в том числе экспериментальные) исследования главным образом и посвящены выяснению тех факторов, которые приводят к появлению положительных эмоциональных отношений между людьми. Изучается, в частности, вопрос о роли сходства характеристик субъекта и объекта восприятия в процессе формирования аттракции, о роли «экологических» характеристик, процесса общения (близость партнеров по общению, частота встреч и т.п.). Во многих работах выявлялась связь между аттракцией и особым типом взаимодействия, складывающимся между партнерами, например в условиях «помогающего» поведения. Если весь процесс межличностной перцепции не может быть рассмотрен вне возникающего при этом определенного отношения, то процесс аттракции есть как раз возникновение положительного эмоционального отношения при восприятии другого человека. Теоретические интерпретации, которые даются полученным данным, не позволяют говорить о том, что уже создана удовлетворительная теория аттракции. В исследованиях западных социальных психологов объяснение феномена дается преимущественно в методологически узких рамках бихевиористичсского подхода (аттракция возникает при условии «подкрепления»).
Исследование аттракции в контексте групповой деятельности открывает широкую перспективу для новой интерпретации функций аттракции, в частности функции эмоциональной регуляции межличностных отношений в группе. Такого рода работы занимают значительное место в общей логике социальной психологии. Естественное развитие идеи о специфике человеческого общения как единстве его трех сторон позволяет наметить пути изучения аттракции именно в контексте общения индивидов в группе. Таким образом, «аттракция особая форма восприятия и познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства» /2/ Благодаря положительным чувствам симпатии, привязанности, любви, дружбы и т.д. между людьми возникают определенные отношения, позволяющие более глубоко познать друг друга. По образному выражению представителя гуманистической психологии А.Маслоу, такие чувства позволяют увидеть человека «под знаком вечности», то есть увидеть и понять самое лучшее и достойное, что в нем есть. Аттракция как механизм социальной перцепции рассматривается обычно в трех аспектах: процесс формирования привлекательности другого человека; результат данного процесса; качество отношений. Результатом действия этого механизма является особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент. Аттракция может существовать только на уровне индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующихся взаимной привязанностью их субъектов. Вероятно, существуют различные причины того, что к одним людям мы относимся с большой симпатией, чем к другим. Эмоциональная привязанность может возникнуть на основании общих взглядов, интересов, ценностных ориентаций или как избирательное отношение к особой внешности человека, его поведению, чертам характера и т.д. Любопытным является то, что такие отношения позволяют лучше понимать другого человека. С известной долей условности можно сказать, что чем больше человек нам нравится, тем больше мы его знаем и лучше понимаем его поступки (если, конечно, речь не идет о патологических формах привязанности). Аттракция значима также и в деловых отношениях. Поэтому большинство психологов, работающих в сфере бизнеса, рекомендуют профессионалам, связанным с межличностными коммуникациями, выражать к клиентам самое позитивное отношение даже в том случае, если на самом деле они не испытывают к ним симпатии. Внешне выраженная доброжелательность имеет обратное действие отношение действительно может измениться на позитивное. Таким образом, специалист формирует у себя дополнительный механизм социальной перцепции, позволяющий получить большую информацию о человеке. Однако следует помнить, что чрезмерное и искусственное выражение радости не столько формирует аттракцию, сколько разрушает доверие людей. Доброжелательное отношение далеко не всегда можно выразить посредством улыб-Ки, особенно если она выглядит фальшивой и слишком устойчивой.
1.2 Место перцепции в системе социальной психологии.
Возникновение и успешное развитие межличностного общения возможно лишь в том случае, если между его участниками существует взаимопонимание. То, в какой мере люди отражают черты и чувства друг друга, воспринимают и понимают других, а через них и самих себя, во многом определяет процесс общения, отношения, складывающиеся между партнерами, и способы, с помощью которых они осуществляют совместную деятельность. Таким образом, процесс познания и понимания одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения, условно она может быть названа персептивной стороной общения. Социальная перцепция – одно из наиболее сложных и важных понятий социальной психологии, Можно даже утверждать, что оно является одним самых значительных вкладов социальной психологии в современную и перспективную психологию Человека /3/.Его близость к общепсихологическому понятию "перцепция" ограничивается названием, самыми общими житейскими смыслами и тем, что и то и другое имеет отношение к механизмам и феноменам восприятия человеком различных явлений. На этом сходство исчерпывается. Перцепция теоретическое понятие, характеризующее искусственно выделенный фрагмент целостного процесса познания и субъективного осмысления человеком Мира. Социальная перцепция сложное, многосоставное понятие, пытающееся объяснить уникальное явление познания и понимания людьми друг друга. Понятие "социальная перцепция" включает все то, что в общепсихологическом подходе принято обозначать различными терминами и изучать отдельно, пытаясь затем из кусочков слепить целостную картину психического мира человека: - собственный процесс восприятия наблюдаемого поведения; - интерпретацию воспринимаемых в терминах причин поведения и ожидаемых последствий; - эмоциональную оценку; - построение стратегии собственного поведения. Это положение вещей давно осмыслено социальными психологами, и сегодня принято считать, что термины "социальная перцепция" и "перцепция" соотносятся друг с другом приблизительно как метафора с реальным явлением: "Тот факт, что за восприятием внешнего облика другого человека стоит формирование представления о его психологических характеристиках, о поведенческом облике, заставляет согласиться с тем, что понятие "перцепции" употребляется в ....
Мақала ұнаса, бөлісіңіз:
Ұқсас мақалалар:
» Дипломная работа: Адаптация молодых офицеров в условиях воинской деятельности в современной армии
» Дипломная работа: Диагностика ценностных ориентаций тревожных подростков
» Дипломная работа: Генезис развития беспризорности и безнадзорности в Казахстане
» Дипломная работа: Социальная работа с детьми девиантного поведения
» Дипломная работа: Изменения учебного положения в сфере подготовки журналистских кадров Китая
» Дипломная работа: Адаптация молодых офицеров в условиях воинской деятельности в современной армии
» Дипломная работа: Диагностика ценностных ориентаций тревожных подростков
» Дипломная работа: Генезис развития беспризорности и безнадзорности в Казахстане
» Дипломная работа: Социальная работа с детьми девиантного поведения
» Дипломная работа: Изменения учебного положения в сфере подготовки журналистских кадров Китая
Іздеп көріңіз: