Дипломная работа: Индивидуализация в процессе воспитания- старшеклассников
Содержание
Глава I. Психолого-педагогические основы индивидуализации в воспитании 51.1. Сущность и особенности индивидуализации в процессе
воспитания 5
1.2. Пути и средства реализации индивидуализации воспитательного процесса 15
1.3. Индивидуальная работа в классном коллективе 20
Глава II. Проблемы индивидуализации в воспитательной работе со школьниками 32
2.1. Особенности индивидуализации в работе с трудными
подростками 32
2.2. Анализ опытной работы по индивидуализации воспитания
старшеклассников 41
Заключение 47
Библиографический список
Прежде чем пытаться раскрыть сущность таких сложных понятий, как «индивидуализация», необходимо знать суть понятия «индивидуальность» и «личность», поскольку каждая личность является индивидом и без знания того, что такое индивидуальность невозможно раскрывать суть понятия «индивидуализация».
Личность – человек в его социальных связях и отношениях; субъект творчества во всех его формах, рефлексии принятия решений, деятельности, воспроизводящей культуру, всю систему человеческих отношений, саму человеческую деятельность, самое себя; человек как представитель общества, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других.[25]
Личность представляет собой онтогенетическое приобретение человека, результат сложного процесса его социального развития. Такое понимание личности определяет главный принцип в рассмотрении и решении проблем ее становления – принцип развития.
Развитие личности – процесс закономерных диалектических изменений, формирование и преобразование субъекта деятельности, его сознания, системы мотивов и потребностей, взаимоотношений.[30]
Понимание развития как сложного процесса, имеющего различные стадии, периоды, этапы, фазы, стороны, уровни, совершаемого спиралевидно и многоступенчато, дискретно и непрерывно, дифференцированно и интегрировано, как переход количества в качество и обратно, при тенденции движения от низшего к высшему, при повторяемости, в единстве и борьбе противоположностей имеет важнейшее значение не только для глубинного исследования в системе различных наук, но и для практического овладения и сознательного управления процессами развития в природе и обществе.
Наибольшие возможности для определения условий становления человека как личности представляет изучение подросткового периода развития. Переход от детства к взрослости протекает, как правило, остро и порой драматично, в нем наиболее выпукло переплетены противоречивые тенденции социального развития. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность личности, свертывание и изменение установившихся интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и массой положительных факторов – возрастает самостоятельность ребенка, более многообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется и существенно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственное отношение к себе и к другим людям и т.д. Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой реально формируется его сознательное отношение к себе как члену общества.
Индивидуальность – совокупность психических свойств, особенностей и опыта каждого человека, отличающих его от других; своеобразие психики личности индивида, ее неповторимость; неповторимое своеобразие человеческой личности, высшая ступень развития ее способности воссоздавать и совершенствовать общечеловеческие ценности; человек как уникальная, самобытная личность, реализующая себя в творческой деятельности.[25]
Психолог Ананьев Б.Г. писал: «Если личность – «вершина» всей структуры человеческих свойств, то индивидуальность – это «глубина» личности и субъекта деятельности» [24]. С этой точки зрения, понятие личности фиксирует социально значимые качества человека, описывает включенность индивида в систему социальных связей и отношений в группах и сообществах. Личность есть персонификация, олицетворение общественных отношений.
Индивидуальность – это не только и не столько включенность индивида в систему общественных отношений, интеграция их как личностно значимых, сколь его выделенность из этих отношений. Понятие индивидуальности указывает на то, что человек из всего многообразия социальных ролей и функций, совокупности связей и отношений с другими выделяет свое, собственное; делает их абсолютно ценным содержанием своего подлинного Я.
На определенном этапе своей жизни человек должен ответить на вопрос: «Кто я?», «Что я собой представляю?», «Что есть мое в этом мире?», «Кто я есть сам по себе, а не только в глазах других?». Ответы типа: «Я школьник, отличник, лидер группы, член сборной команды, участник общественного движения» и т.п. – неудовлетворительны по той простой причине, что школьников, лидеров, спортсменов и др. много. Необходимо ответить себе прямо и честно: «Это есть мое собственное, отличное от других в этих моих ролях, связях и отношениях». В исполняемые социальные роли, в общественное поведение, в осуществляемую деятельность человек должен вложить что-то свое – уникальное, неповторимое, самобытное (единственное в своем роде).
Если личность – это определенность позиции человека в отношениях с другими, то индивидуальность – это определение собственной позиции в жизни, сама определенность внутри самой своей жизни. Если личность возникает во встрече человека с другими людьми, то индивидуальность – это встреча с самим собой, с собой как Другим, несовпадающим теперь уже ни с собой, ни с другими по основному содержанию былой жизни. Поэтому индивидуальность предполагает тотальную рефлексию всей своей жизни, обращение, инверсию вглубь себя, выработку критического отношения к способу своей жизни. Поэтому индивидуальность – это всегда внутренний диалог человека с самим собой, выход в уникальную подлинность самого себя.
Рубинштейн С.Л. отмечал, что человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, единичных, неповторимых свойств.[24]
Индивидуальный подход в воспитании – реализация в процессе воспитания единства уникального и социально необходимого каждым из его участников, ориентация на поиск индивидуальных моделей социализации, позволяющих использовать и развивать внутренние сущностные силы и возможности конкретного человека, учитывая его интересы, потребности.[25]
Индивидуальный подход определяется своеобразием каждой конкретной личности: сочетанием интегративных качеств, задатками, дарованиями, способности, сильными сторонами характера, типом темперамента, самоуправлением, поведением и деятельностью, отношением к себе. По мнению В.М. Коротова, индивидуальный подход должен учитывать интересы каждого ребенка, особенности характера и темперамента, уровень физического и психического развития, условия его воспитания и развития в семье, отношения с окружающими, в частности со сверстниками в коллективе. Его невозможно считать ни целью, ни задачей, ни содержанием воспитательной работы. Также он не может являться методом или организационной формой воспитания, т.к. формы и методы меняются в зависимости от изменения задач и содержания воспитательной работы, в то время как действует учет индивидуальных особенностей школьника в эффективном воспитательной процессе присутствует всегда. Таким образом, наиболее правильно относить индивидуальный подход к принципам воспитания.
Индивидуальный подход к школьникам – важнейший принцип воспитания. Его реализация предполагает частичное, временное изменение ближайших задач и отдельных сторон содержания воспитательной работы, постоянное варьирование ее методов и организационных форм с учетом общего и особенного в личности каждого ученика для обеспечения всестороннего, целостного ее развития.
Важнейшими признаками индивидуального подхода являются следующие:
1) индивидуальный подход является гуманным воспитательным принципом.
2) индивидуальный подход способствует формированию класса как единого целого.
3) индивидуальный подход, как и любой общепедагогический принцип, является формирующим, развивающим принципом.
4) в индивидуальном подходе нуждается каждый ученик без исключения.
5) индивидуальный подход динамичен.
6) индивидуальный подход осуществляется различными путями.
Чтобы осуществить принцип индивидуального подхода в воспитании необходимо совершать какие–то действия, т.е. находиться в педагогической деятельности, которая обеспечивает процессы индивидуализации человека.
Необходимо охарактеризовать, что же такое индивидуализация.
Индивидуализация – есть деятельность взрослого (педагога) и самого учащегося по поддержке и развитию этого единичного, особого, своеобразного, того, что заложено в данном индивиде от природы или что он приобрел в индивидуальном опыте. Педагог О.С. Газман считает, что индивидуализация предполагает:
- во – первых, индивидуально ориентированную помощь детям в реализации первичных базовых потребностей, без чего невозможно ощущение природной «самости» и человеческого достоинства;
- во – вторых, создание условий для максимально свободной реализации заданных природой (наследственных) физических, интеллектуальных, эмоциональных способностей и возможностей, характерных именно для данного индивида;
- третья – стержневая черта индивидуализации – поддержка человека в автономном, духовном самостроительстве, в творческом самовоплощении («неадекватной активности», по В. Петровскому), в развитии способности к жизненному самоопределению (экзистенциональному выбору).[29]
Настоятельная необходимость индивидуализации воспитания обусловлена большими индивидуальными различиями тех качеств учащихся, от которых зависит результат. У учащихся имеются различные свойства и состояния, которые постоянно или временно влияют именно на этого ученика и которые учитываются в индивидуальных случаях. Индивидуализация воспитания создает предпосылки для развития интересов и специальных способностей ребенка, при этом стараются учитывать имеющиеся познавательные интересы и побуждать новые. Индивидуализация обладает дополнительными возможностями – вызывать у учащихся положительные эмоции, благотворно влиять на их учебную мотивацию и отношение к учебной работе.
Кроме того, целью индивидуализации является одновременно сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую личность.
При индивидуализации можно и нужно учитывать уже имеющуюся индивидуальность ребенка, поскольку учащиеся, в особенности старших классов, не labuba rasa, а личность, у которой за спиной уже довольно сложное онтогенетическое развитие, а впереди – потенциальные возможности дальнейшего развития. Формирование индивидуальности предполагает, чтобы учитель признавал право ребенка «быть самим собой».
Цели индивидуализации воспитания можно рассматривать еще с одного ракурса – с точки зрения воспитательной роли семьи и школы в деле формирования личности. Семья – важный фактор развития: у детей , растущих в благоприятных воспитательных условиях, имеются преимущества для развития своих способностей и формирования благоприятной мотивации самовоспитания. Родители целенаправленно используют возможности получения дифференцированного воспитания. Целенаправленная индивидуализированная воспитательная работа особенно необходима тем ученикам, которые растут в неблагоприятных с точки зрения воспитания домашних условиях. В отношении таких детей перед школой стоит особенно ответственная задача – направлять ход их воспитания. Этим школа могла бы смягчить недостатки домашнего воспитания, и в этом смысле на индивидуализацию ложится миссия большого социального значения.
При использовании нами понятия «индивидуализация» необходимо иметь в виду, что при его практическом использовании речь идет не об абсолютной, а об относительной индивидуализации. В реальной школьной практике индивидуализация всегда относительна по следующим причинам: 1) обычно учитываются индивидуальные особенности не каждого отдельного учащегося, а группы учащихся, обладающих примерно сходными особенностями; 2) учитываются лишь известные особенности или их комплексы и именно такие, которые важны с точки зрения воспитания (например, свойства характера или темперамента); наряду с этим может выступать ряд особенностей, учет которых в конкретной форме индивидуализации невозможен или даже не так уж и необходим (например, общие умственные способности); 3) иногда происходит учет некоторых свойств или состояний лишь в том случае, если именно это важно для данного ученика (например, талантливость в какой-либо области, расстройство здоровья); 4) индивидуализация реализуется не во всем объеме воспитательной деятельности, а эпизодически или в каком-либо виде воспитательной работы и интегрирована с не индивидуализированной работой.
Далее попытаемся дать краткий обзор организационных возможностей индивидуализации воспитательной работы. Для этого, как и в России, так и за рубежом на практике использовались многие варианты индивидуализации. Все они могут быть подведены под три основных:
1. дифференциация воспитания, т.е. группировка учащихся на основе их отдельных особенностей или комплексов этих особенностей для проведения воспитательной работы. Таким образом, создаются так называемые гомогенные группы. Их разделяют на два типа:
- созданные на базе специальных способностей, интересов и профессиональных намерений;
- сформированные на базе уровня общего умственного развития и состояния здоровья;
2. внутриклассная (внутригрупповая) индивидуализация воспитательной работы;
3. прохождение курса в индивидуально различном темпе: акселерация или ретардация.[29]
Возрастные и индивидуальные различия школьников
Чрезвычайно актуален сложный вопрос о единстве, различие и взаимоотношениях возрастных и индивидуальных особенностей детей, подростков и юношей.
Учет возрастных особенностей чрезвычайно важен в воспитании вообще и в реализации индивидуализации в частности.
Во – первых, через определенные возрастные стадии неизбежно проходит развитие любого человека; особенности возрастного развития оставляют нередко заметный след на всю жизнь в индивидуальном обмене личности; более того, сама специфика возрастного развития частично обуславливается ее индивидуальными особенностями.
Во – вторых, в воспитании возрастная дифференциация учащихся является доминирующей, и учитель никак не может не учитывать возрастные особенности своих учеников.
Возрастные различия, так же как индивидуальные особенности, необходимо учитывать, не допуская их игнорирование. Возрастные особенности изменяются под влиянием воспитания и общественной среды. Возрастные особенности психики проявляются по–разному, в зависимости от условий воспитания. Возрастные показатели психического развития, в отличие от показателей физического развития, чрезвычайно изменчивы, колеблются в очень широких пределах.
Возрастные особенности находятся в нерасторжимом единстве с индивидуальными особенностями. Вместе с тем возрастные и индивидуальные особенности не тождественны и не относятся друг к другу, как род и вид.
По – видимому, главных различий между этими особенностями два: различие по степени постоянства той или иной особенности и различие по степени распределения ее среди учащихся.
Во – первых, возрастные особенности переходящи, индивидуальные особенности более стабильны. Во – вторых, возрастная особенность обладает тенденцией к проявлению в поведении всех без исключения представителей того или иного возрастного этапа в развитие. Индивидуальная же особенность распределяется в гораздо меньшем круге представителей данного возраста. Как предлагают Д.Б. Эльконин и Т.В. Драгунова, «возрастные особенности всегда существуют в форме индивидуальных вариантов развития».[23]
Для того, чтобы полностью раскрыть тему работы, необходимо рассмотреть, как связаны индивидуальные особенности и особенности подросткового возраста, т.к. опытная работа проводилась в подростковых классах. Стало своеобразной модой считать подростковый возраст трудным.[9] Думается, что это не только неправильно, но и вредно. Считая трудности неизбежными, взрослые иной раз оправдывают неблаговидные поступки подростков и прощают там, где надо наказывать, заискивают перед учащимися, оправдывают свое педагогическое бессилие трудностями возраста, тем самым, облегчая свой труд, лавируя между подводными камнями воспитания. Конечно, есть серьезные трудности в воспитании подростков. Они достаточно серьезны, своеобразны, но и обусловлены во многом психологическими особенностями возраста: повышенной возбудимостью и относительной неустойчивостью нервной системы, быстро протекающими изменениями организма, повышенными притязаниями к окружающему, переоценкой своих возможностей, своей самостоятельности, самоуверенностью. При неблагоприятных условиях воспитания возрастные особенности становятся своеобразными «катализаторами» существенных недостатков личности. Повышенная возбудимость нервной системы приводит к нервному заболеванию. Чрезмерные притязания, вовремя не скорректированные, перерастают в наглость. Самоуверенность лишает человека возможности правильно оценивать ситуацию и себя самого и т.д. Поэтому при анализе поведения учащегося надо серьезно разобраться в причинах его недостатков и не сводить их лишь к возрастным особенностям.
Но нужно отметить и достоинства этого возраста: острый и пытливый ум, интенсивно протекающую социализацию, повышенное внимание и интерес к социальным, нравственным, эстетическим проблемам, острый интерес к человеку, к его сущности, к смыслу жизни. Все эти качества исключительно благоприятствуют воспитанию. Если педагог знает особенности этого возраста, не стремится «давить» на подростка, подчинить его себе, видит в нем не только объект воспитания, но и личность, уважает ее, сотрудничает с ним, то для такого педагога этот возраст не является трудным.
К шестнадцати-семнадцати годам умственные способности человека получают значительное развитие. Закладывается основа активной самостоятельной умственной деятельности. Поэтому идет ли речь о разработке какого-то технологического процесса, или о математической задаче, или об образе литературного героя – надо дать учащемуся возможность самостоятельно провести необходимый анализ и обобщения, сравнения и сопоставления, сделать выводы. Крайне опасны попытки некоторых преподавателей втискивать мысль учащегося в привычное стандартное русло («так считают старшие, более опытные люди, так написано в учебнике»), тянуть его на поводу логики педагога. Старшим подросткам присущи импульсивность, излишняя запальчивость, самоуверенность. Игнорирование этого педагогами, отсутствие должной коррекции поведения учащихся может привести к формированию самоуверенности как качества личности, своеволию, породить анархический подход к жизненным явлениям, наконец, к порочным установкам. Окрик, запрет, авторитарность – не выход из положения. Более того, как известно, они вызывают негативизм подростка, отрицательное отношение к людям, пытающимся оказывать на него давление, приводят к конфликтам. В чем же выход? Думается, разрешение указанного противоречия возможно при реальном сотрудничестве педагога (воспитателя) с подростком, которое проявляется в следующем:
безусловное уважение к личности подростка, его праву на самостоятельное мышление и действие (конечно, в рамках установленных обществом правил и законов, что подросток должен хорошо понимать), соблюдение должного такта;
терпимость к мнению подростка, умение выслушать человека до конца;
апелляция к коллективу, сопоставление мнения подростка с мнением его товарищей;
умение в споре с подростками признать свою ошибку, если она допущена, или аргументировано, логично, убедительно доказать свою правоту;
наконец, обращение к авторитетам.
На последнем надо остановиться особо. Обращение к авторитетам – это не авторитарность. Авторитетным может быть мнение уважаемого людьми человека, высококвалифицированного специалиста. Авторитарным оно становится, если его навязывают, если запрещают критический подход к нему, если его считают вечно истинным и неизменным.
1.2. Пути и средства реализации индивидуализации воспитательного процесса
Необходимость учета индивидуальных особенностей учащихся влечет за собой вопрос: как все это осуществить организационно? В современной школе, где один учитель одновременно занимается с большой группой учащихся, это и является узловой проблемой индивидуализации в воспитании. В аристократической системе домашнего обучения и воспитания (классический пример – воспитание Эмиля у Ж.-Ж. Руссо), где воспитание было индивидуальным, эта проблема могла возникнуть только в том смысле, способен ли учитель понимать индивидуальные особенности своего ученика. Среди учителей распространено мнение о том, что уменьшение коллектива учащихся в классе улучшает возможности индивидуализации. Однако и относительно малое количество учащихся само по себе автоматически не обеспечивает учета индивидуальных особенностей учащихся. В повседневной практике довольно часто встречаются случаи, когда в классе с относительно малым числом учащихся возможности индивидуализации не используются. Вместе с тем имеются учителя, которые и в условиях больших классов сумели весьма успешно осуществить индивидуализацию в процессе воспитания учащихся, в особенности, когда они находят поддержку в виде организационных и материальных средств. Разумеется, и у этих учителей открылись бы более благоприятные условия, если количество учащихся в классе было бы меньше.[29]
На первом этапе индивидуализации необходима диагностика изучения учащихся, их индивидуальных особенностей. Для этого используются специальные психолого-педагогические методы. Самые распространенные в практике – наблюдение, анкетирование, беседа и изучение продуктов деятельности учащихся.
Наблюдение – планомерное целенаправленное восприятие педагогических процессов, явлений и фактов с целью их изучения.[25] Педагоги чаще всего используют так называемое включенное наблюдение, ....
Мақала ұнаса, бөлісіңіз:
Ұқсас мақалалар:
» Дипломная работа: Особенности инструментальной подготовки учителя музыки в вузе
» Дипломная работа: Развитие индивидуальности – педагогическая задача
» Дипломная работа: Формирование вторичной языковой личности при преподавании русского как второго
» Дипломная работа: Адаптация молодых офицеров в условиях воинской деятельности в современной армии
» Дипломная работа: Понятие вторичной языковой личности
» Дипломная работа: Особенности инструментальной подготовки учителя музыки в вузе
» Дипломная работа: Развитие индивидуальности – педагогическая задача
» Дипломная работа: Формирование вторичной языковой личности при преподавании русского как второго
» Дипломная работа: Адаптация молодых офицеров в условиях воинской деятельности в современной армии
» Дипломная работа: Понятие вторичной языковой личности
Іздеп көріңіз: