Дипломная работа: Геноцид армянского и еврейского народа
Содержание
Введение 1. Понятие «геноцид» в международном праве
2. Геноцид армянского народа
2.1 Истребление армян в Османской империи в конце XIX в.
2.2 Трагедия армянского народа в годы Первой мировой
войны
3. Геноцид еврейского народа
3.1 Нацистская политика Германии против еврейского населения
Европы
3.2 Нацистский оккупационный режим в СССР
3.3 Отношение советского правительства к преследованию евреев
Германией на территории СССР
3.4 Нюрнбергский военный трибунал
Заключение
Список используемой литературы
ПОНЯТИЕ «ГЕНОЦИД» В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ
Вторая Мировая война привела к тому, что в лексикон человечества вошло новое слово «геноцид». Много десятилетий спустя Международный трибунал по Руанде назвал геноцид «преступлением преступлений», а Научная ассоциация исследователей геноцида назвала ХХ век «веком геноцида».
В 1933 году на конференции по унификации международного уголовного законодательства в Мадриде польский юрист еврейского происхождения Рафаэль Лемкин впервые использовал слово «геноцид», которое было образовано из двух слов - греческого genos – «род, племя» и латинского caedo – «убиваю».
Лемкин определял это преступление как «скоординированный план разнообразных действий, направленных на уничтожение главных основ жизни тех или иных групп… Этот план ставит своей целью разрушение социально-политических институтов культуры, языка, национального чувства, религии, экономического существования этих групп, личной безопасности, свободы, здоровья, достоинства и самой жизни индивидуумов, принадлежащим к данным группам» [6,С.12 ].
Лемкин призвал Лигу Наций (предшественницу ООН) создать международную конвенцию для предупреждения военных преступлений и варварства. В 1944 году Лемкин, в 1941 году бежавший в США, опубликовал документальную книгу «Правление государств «Оси» в оккупированной Европе», в которой при описании массовых убийств евреев впервые использован термин «геноцид».
В первую очередь необходимо остановиться на предпосылках появления и укоренения термина «геноцид».
Геноцид относится к категории грубых массовых нарушений прав человека, к преступлению против человечества.
Международная конференция по унификации уголовного законодательства, проходившая в 1927 году в Варшаве, отнесла к международным преступлениям случаи, которые в дальнейшем будут отнесены к преступлениям международного характера (подделка металлических денег и государственных ценных бумаг, торговля наркотиками и др.). Здесь еще не упоминалось о таких международных преступлениях, как агрессия или нарушение законов и обычаев ведения войн, хотя этот список был составлен уже после Первой мировой войны и имел все предпосылки для признания подобных действий преступными 25, С.279 ].
Во время Второй мировой войны в Лондоне была организована Комиссия по расследованию преступлений (London International Assembly-LIA), которая выделила в качестве международного преступления все преступления, совершенные как в самой стране, так и за ее пределами, направленные к уничтожению расы, народа или политической партии.
В 1945 году термин геноцид был использован в юридической практике - на Нюрнбергском процессе над нацистскими военными преступниками. В 1946 году был зафиксирован первый случай применения термина геноцид в юридической практике отдельных государств - в Польше был осужден бывший офицер вермахта, виновный в массовых убийствах мирных граждан.
В Уставе Нюрнбергского Международного Трибунала преступления были разделены на три группы:
- преступления против мира;
- военные преступления;
- преступления против человечности;
К последней категории были отнесены убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны, или преследования по политическим, расовым или религиозным мотивам с целью осуществления или в связи с любым преступлением, подлежащим юрисдикции Трибунала, независимо от того, являлись ли эти действия нарушением внутреннего права страны, где они были совершены, или нет [23, ст.6].
Через год эта классификация почти дословно была воспринята опубликованным в 1946 году в Токио Уставом Международного Военного Трибунала для Дальнего Востока.
Понятия «геноцид» как такового тогда еще не существовало, но состав преступления был описан уже во многих правовых актах и относился к преступлениям против человечности.
По меньшей мере, в семидесяти государствах мира понятие данного состава преступления существует под схожим названием (например, «genocido»- итальянский, португальский и испанский «genozid»- румынский, «gjenozid»- албанский, «геноцид»- русский, украинский, болгарский, сербский, «genocid»- хорватский, «genocida»- чешский), или под названием, образованным из составляющих его слов (например, «Volkermord» - немецкий, «Volkenmoord»- голландский, «Folkedrab»- датский, «Folkemord»- норвежский, «Folkmord»- шведский) [24]. Каждое из этих слов в национальном законодательстве может иметь различное содержание, но разница все же не является большой, так как большинство государств пошли по пути трансформации международного права в национальное. Основой для этого послужило принятие международной Конвенции о геноциде.
На сегодняшний день существует определение состава преступления на международном уровне. Уже в обвинительном заключении Нюрнбергского трибунала и открытых слушаниях на процессе прозвучали слова о том, что обвиняемые осуществляли истребление расовых и национальных групп, истребление гражданского населения части оккупированных территорий с целью уничтожения определенных народов и классов, определенных национальных, этнических и религиозных групп. «Из представленных доказательств явствует,- устанавливает приговор,- что, во всяком случае, на Востоке массовые убийства и зверства совершались не только в целях подавления оппозиции и сопротивления германским оккупационным войскам. В Польше и Советском Союзе эти преступления явились частью плана, заключавшегося в намерении отделаться от всего местного населения путем изгнания и истребления его для того, чтобы колонизировать освободившуюся территорию немцами» [23, Т.7, С.384].
Особая общественная опасность данного состава преступления, названного геноцидом, была очевидна и требовала срочных и чрезвычайных мер по его предупреждению, несмотря на то, что, как было сказано, преступления со схожим составом существовали раньше. Но до этого времени не существовало действенного силового механизма, способного привлечь к ответственности за совершение данных преступлений. Сложность состояла в том, что в международном праве основным принципом является римский постулат «par in parem non habet imperium» (равный над равными власти не имеет) и соответственно не существовало какого-либо надгосударственного аппарата принуждения к соблюдению международных правовых предписаний.
Только после мировых воин человечество задумалось о создании эффективных, действенных систем, которые будут в состоянии предотвратить подобные злодеяния в будущем. Идея «Лиги Наций» не была осуществлена до конца, не все государства проявили готовность к ее реализации. Вторая мировая война, унесшая миллионы жизней, стала дополнительным «толчком» к переходу государств на новую ступень в развитии международных отношений и установлению ответственности за действия, общественная опасность которых неоспоримо признается всем мировым сообществом.
Исходя из этих соображений, на своей Первой сессии 11 декабря 1946 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Резолюцию по борьбе с геноцидом, в которой геноцид был осужден цивилизованным миром, признан преступлением, наказание за которое является вопросом международного значения. Но так как Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН имеют лишь правовую силу рекомендации [26, ст.10,13], то возникла необходимость принятия более действенных мер, а именно в данном случае подготовки Конвенции о геноциде.
Таким образом, своим стремительным взлетом слово обязано Организации Объединенных Наций, которая ввела его в международный правовой лексикон.
«Геноцид — это отрицание права на жизнь целых групп людей, так же, как убийство — отрицание права на жизнь отдельной личности, это отрицание права на жизнь потрясает человеческое сознание, ведет к огромным потерям человечества в целом, потерям вклада этих групп в культуру и другие сферы, оно противоречит моральным нормам, духу и целям Организации Объединенных Наций» [26].
Генеральная Ассамблея уполномочила Экономический и Социальный Совет ООН провести исследования, необходимые для подготовки проекта Конвенции. В Комитете по разработке международной Конвенции по борьбе с геноцидом, образованном 5 апреля 1948 года, обсуждались различные проекты. Был отвергнут проект с расширенным толкованием «объекта» геноцида, где помимо расовых и национальных, упоминались «политические группы». Планировалось создание постоянно действующего международного трибунала (по типу образованного позже Международного уголовного суда), но это вызвало неудовольствие и протест советской стороны, так как подобный суд, став надгосударственным органом, мог ограничить суверенитет государства. Подобный трибунал мог быть использован как орудие реакции, и деятельность его в условиях разделения государств на два непримиримых лагеря была бы политизирована и не смогла бы отвечать интересам правосудия.
Экспертами, которым было поручено дать заключение по проекту, назначались профессор Пелла и профессор Доннедье де Вабр. Согласно их плану к уголовным санкциям против государств должны были относиться дипломатические санкции (предупреждение, разрыв дипломатических и консульских отношений и т.д.), юридические санкции (наложение ареста на имущество граждан государства), экономические санкции (блокада, эмбарго) и другие санкции (порицание, штраф, лишение права представительства в международной организации на определенное время, лишение мандата на управление подопечной территорией, полная или частичная оккупация территории государства, лишение независимости). Но данный проект, был отвергнут.
В подготовке второго проекта активное участие приняли советские специалисты. Предложения с их стороны расширили круг преступных деяний, охватываемых понятием геноцид, для того, чтобы все виды геноцида влекли за собой уголовную ответственность (например, предумышленное создание таких жизненных условий, которые направлены на уничтожение групп населения, национально-культурный геноцид, подготовительные действия, все виды соучастия в нем).
Помимо физического (непосредственное физическое истребление людей) и биологического (борьба с самим появлением на свет новых членов гонимой нации, расы – стерилизация, запрещение браков, принудительные аборты) геноцида, советская делегация предлагала список преступных мероприятий, охватываемых понятием национально-культурного геноцида.
«В понятие геноцида должны быть так же включены мероприятия и действия, направленные против пользования национальным языком, или мероприятия и действия против национальной культуры, как то:
- запрещение или ограничение пользования национальным языком как в общественной, так и в частной жизни; запрещение преподавания в школах на национальных языках;
- уничтожение или запрещение печатания и распространения книг и иных печатных изданий на национальных языках;
- уничтожение исторических или религиозных памятников, музеев, документов, библиотек и других памятников и предметов национальной культуры (или религиозного культа)» [25, С.408].
Основные положения проекта, разработанного советской делегацией, были взяты за основу Комитетом по подготовке Конвенции о геноциде. Отвергнуты были предложения о национально-культурном геноциде, о роспуске организаций, цель которых - разжигание расовой, национальной и религиозной вражды и совершение преступлений геноцида, о наложении на государства прямых обязательств по внесению в национальное законодательство изменений или принятию закона, карающего за геноцид во всех его видах и формах.
После долгого перехода от проекта к окончательному варианту, передвижений между комиссиями и комитетами, бесконечных обсуждений и консультаций текст Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него был одобрен Ассамблеей ООН и предложен для подписания и ратификации или внесения дополнений государствам-членам ООН. 9 декабря 1948 года Генеральной Ассамблеей ООН была одобрена Конвенция предупреждении преступления геноцид и наказании за него [27]. Согласно данному документу:
Статья I.
Договаривающиеся стороны подтверждают, что геноцид, совершаемый как в военное, так и в мирное время, является преступлением, относящимся к юрисдикции международного права и караемым им.
Статья II.
Настоящая конвенция подразумевает под геноцидом любое из следующих действий, направленных на полное или частичное уничтожение национального, этнического, расового или религиозного сообщества:
а) физическое уничтожение членов сообщества;
б) причинение тяжелого физического или психического ущерба членам сообщества;
в) намеренное нанесение урона условиям жизни сообщества с целью его полного или частичного физического уничтожения;
г) применение мер, препятствующих деторождению в данном сообществе;
д) насильственное изъятие детей из данного сообщества и перемещение их в другое.
Статья III.
Караются следующие действия:
а) геноцид;
б) заговор с целью осуществления геноцида;
в) прямое и публичное подстрекательство к геноциду;
г) попытка совершения геноцида;
д) соучастие в геноциде.
Статья IV.
Лица, обвиняемые в геноциде и прочих действиях, перечисленных в статье III, привлекаются к ответственности полномочным судом государства, на территории которого совершались эти действия, или международным судом, обладающим соответствующими полномочиями, делегированными этому суду признающими его юрисдикцию договаривающимися сторонами".
Таким образом, было первое легальное определение геноцида, на основании которого формировались нормы о классификации и установлении ответственности за это преступление.
Но в то же время возник ряд противоречий и расхождений исходной концепции и текста Конвенции. Члены комиссии ООН не смогли придти к общему мнению в формулировании различий между национальной группой и национальным меньшинством и не дали заключения по этому спорному пункту. Подкомиссия, которая должна была это сделать, поручила сформулировать определение своему докладчику. Тот предложил употреблять понятие национального меньшинства применительно к «группе, численно меньшей остального населения государства и не имеющей господствующего положения, члены которой, будучи подданными государства, имеют этнические, религиозные или языковые отличия от прочего населения и обладают — пусть даже активно не проявляя этого — чувством солидарности, направленным на сохранение своей культуры, традиций, религии или языка» [6, С.44].
В окончательном тексте этническая группа представлена как подгруппа народа и включает в себя понятие национальной группы. Не придя к единодушию в определении значения понятий «этнический» и «расовый», признавая произвольность некоторых характеристик понятия «народ», «народность» и трудности научной классификации, члены комиссии пришли к решению, что необходимо различать национальную и этническую группы следующим образом: понятие «этническая группа» включает в себя биологические, культурные и исторические характеристики группы; если употребляется только термин «раса» — со всеми возможными оговорками, он означает лишь природные физические характеристики. Последнее определение, упоминаемое в конвенции — религиозное сообщество — означает «любое сообщество, объединенное общей духовной идеей» [27].
Исключение из Конвенции понятий экономической, социальной и культурной групп сужает сферу ее действия, но облегчает ее реальное существование. Конвенция о геноциде — результат компромисса. Включение в нее положения о политических группах уменьшило бы количество подписавших Конвенцию стран и блокировало бы решение о создании международного суда. Государства, таким образом, отказались наделить ООН правом вмешательства в их внутренние дела. В свою очередь Конвенция негласно оставляла за государством право истребления любой группы — политической, экономической, социальной или культурной — если она не выделяется по национальности, биологическим характеристикам, этнической принадлежности либо религиозным верованиям.
Первыми Конвенцию поддержали Франция и Китай (тогда Тайвань, поскольку коммунистическое правительство Китая заняло место в Совете Безопасности ООН лишь в 1971 году). СССР ратифицировал ее в 1954 году, Великобритания - в 1970, КНР - в 1983, а США - в 1988 году.
Столь длительный процесс признания Конвенции великими державами привел к тому, что на практике это соглашение - самое первое среди ключевых многосторонних договоров, депозитарием которых является Генеральный Секретарь ООН - начало выполняться лишь в 1990-е годы, даже несмотря на то, что несколько десятков стран мира, независимо от этого, добавили в национальные законодательства соответствующие нормативные акты. Однако международное сообщество начало предпринимать реальные попытки остановить геноцид и покарать его виновников лишь немногим более десятилетия назад.
В 1968 г. была принята Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества [28]. Данная Конвенция устанавливала следующие положения:
Статья I.
Никакие сроки давности не применяются к следующим преступлениям, независимо от времени их совершения:
а) военные преступления;
b) преступления против человечества, независимо от того, были ли они совершены во время войны или в мирное время, изгнание в результате вооруженного нападения или оккупации и бесчеловечные действия, являющиеся следствием политики апартеида, а также преступление геноцида, даже если эти действия не представляют собой нарушения внутреннего законодательства той страны, в которой они были совершены.
Статья II.
В случае совершения какого-либо из преступлений, упомянутых в статье I, положения настоящей Конвенции применяются к представителям государственных властей и частным лицам, которые выступают в качестве исполнителей этих преступлений или соучастников таких преступлений, или непосредственно подстрекают других лиц к совершению таких преступлений, или участвуют в заговоре для их совершения, независимо от степени их завершенности, равно как и к представителям государственных властей, допускающим их совершение.
Государства – участники обязались оказывать друг другу содействие в выдаче лиц, совершивших вышеуказанные преступления, а так же принять меры, необходимые для обеспечения того, чтобы срок давности, установленный законом или иным путем, не применялся к судебному преследованию и наказанию за преступления, указанные в статьях I и II Конвенции, и чтобы там, где такой срок применяется к этим преступлениям, он был отменен.
В 1973 г. в качестве дополнения была принята Резолюция ООН под названием Принципы международного сотрудничества в отношении обнаружения, ареста, выдачи и наказания лиц, виновных в военных преступлениях и преступлениях против человечества. В резолюции было определено что:
Военные преступления и преступления против человечества, когда бы и где бы они ни совершались, подлежат расследованию, а лица, в отношении которых имеются доказательства в совершении таких преступлений, — розыску, аресту, привлечению к судебной ответственности и, в случае признания их виновными, наказанию.
Каждое государство обладает правом судить своих собственных граждан за военные преступления или преступления против человечества.
Устанавливалось, что государства должны сотрудничать друг с другом на двусторонней и многосторонней основе; так же государства обязались оказывать друг другу содействие в целях обнаружения, ареста и привлечения к суду лиц, подозреваемых в совершении таких преступлений, и, в случае признания виновными, наказания их; сотрудничать друг с другом при сборе и обмене информации и следственных материалов, способствующих привлечению к судебной ответственности вышеуказанных лиц.
В соответствии со статьей 1 Декларации о территориальном убежище от 14 декабря 1967 года государства не предоставляют убежища никакому лицу, в отношении которого существуют серьезные основания полагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества.
Очень часто геноцидом также называют ситуации, при которых жертвами организованного насилия становились представители меньшинств. Но в международной практике этот термин употребляется редко: общепринято, что геноцидом можно признать события, происходившие в оккупированной нацистами Европе (геноцид евреев и цыган), бывшей Югославии (геноцид хорватов и мусульман) и Руанде (геноцид тутси). Ныне лидеры ООН и многие государства мира обвиняют Судан в организации геноцида населения региона Дарфур (юго-западная часть Судана).
Во многих иных случаях обвинения той или иной страны в геноциде оказываются недостаточными. Этот раздел международной юриспруденции остается «серой зоной» права: от иных тяжких преступлений, связанных с массовыми убийствами, геноцид отличает наличие особого намерения уничтожения какой-либо группы населения. В ряде случаев наличие подобного намерения (его юридическое определение весьма расплывчато) не было доказано, поэтому преступников, организовавших массовое истребление людей, обвиняли в совершении военных преступлений или преступлений против человечности. Кроме того, стороны, противоборствующие в оценках кровавых событий, активно оспаривают доводы противника, приводя свои версии и интерпретации фактов.
В США организации индейцев и ряд историков доказывают, что в отношении коренных обитателей американского континента был осуществлен акт геноцида, поскольку число краснокожих американцев сократилось с 12 млн. в 1500 году до 237 тыс. в 1900-м (впервые эта теория была высказана историком Ричардом Динноном, в 1972 году опубликовавшем исследование «Американский Индеец: Первая Жертва»).
Оппоненты утверждают, что способы подсчета населения Америки, на основе которых был сделан столь страшный вывод, весьма неточны и основаны на предположениях. Кроме того, до 90% индейцев, скорее всего, погибли из-за болезней, занесенных европейскими колонистами. Противники геноцида индейцев утверждают, что вражда и жестокость в отношениях между краснокожими и белыми были обоюдными, причем и индейцы, и белые уничтожали мирное население, принадлежавшее к иной расе. Но в действиях европейских колонистов и властей американских государств не было намерения уничтожить всех индейцев.
В 1932-1933 годы в Украине разразился страшный голод – «Голодомор», в результате которого погибло от 2 млн. до 7 млн. человек. Некоторые историки и политики утверждают, что это был акт геноцида, организованный Россией. Россия парирует эти обвинения, утверждая, что в России никогда не было дискриминации или вражды к украинцам, что виновником голода было советское, а не российское правительство и что зона голода охватила не только Украину. ....
Мақала ұнаса, бөлісіңіз:
Ұқсас мақалалар:
» Дипломная работа: Ближний восток в системе отношений после второй мировой войны
» Дипломная работа: Арабо - Израильский конфликт проблема спорных территорий
» Дипломная работа: Борьба с международным терроризмом в Республике Казахстан
» Дипломная работа: Внешняя политика Франции после президентства Де Голя
» Дипломная работа: Всеобъемлющая концепция азиатской безопасности
» Дипломная работа: Ближний восток в системе отношений после второй мировой войны
» Дипломная работа: Арабо - Израильский конфликт проблема спорных территорий
» Дипломная работа: Борьба с международным терроризмом в Республике Казахстан
» Дипломная работа: Внешняя политика Франции после президентства Де Голя
» Дипломная работа: Всеобъемлющая концепция азиатской безопасности
Іздеп көріңіз: