Дипломная работа: Политические репрессии в Казахстане 1956-1953 гг

Дипломная работа: Политические  репрессии в Казахстане 1956-1953 гг

Содержание
Введение ……………………………………………………………………

Глава I. Политические репрессии, трагедия народов.
1.1 Политическая обстановка в стране 30-40 -е гг. ХХ века …….
1.2 Казахстан филиал ГУЛАГа ……………………………………..

Глава II. Начало политических репрессии казахского народа в 1937-1938 гг.
2.1 Репрессии руководители государство, партии, ученых,
писателей и хозяйственных деятелей…………………………….
2.2 Судьбы А.Байтурсынова, М.Тайшибаева …………………….

Заключение ………………………………………………………………..
Список использованной литературы …………………………………
Приложение …………………………………………………………… .

Политические репрессии, трагедия народов.

1.1 Политическая обстановка в стране 30-40-х годах ХХ века.

История репрессий в годы «большого террора» прошла ряд этапов в своем развитии. Первый хронологически связан непосредственно с самими драматическими событиями 1937-1938 гг, когда выдвинула в качестве основной концептуальной версии, необходимость очищения общества от «врагов народа», «шпионов, предателей» и других антисоветских элементов. Одновременно с этим формировалось оппозиционная точка зрения Н.Бухарина, Ф.Раскольникова и др., согласно которой репрессии второй половины 1930-х гг. объяснялись личными амбициями и претензиями Сталина на место главного теоретика в эпоху «построения социализма в одной стране», его вероломством и коварством, и попытками расправится с верными ленинцами. При этом, этими авторами совершенно не подвергалась сомнению необходимость террора в ходе революции, гражданской войны и интервенции, ликвидации эксплуататорских классов на рубеже 1920-1930-х гг в СССР.
Сегодня исследование истории возникновения доклада Хрущева о культе личности на ХХ съезде КПСС имеет большое значение не только для выяснения позиций отдельных членов президиума ЦК и понимания мотивов, которыми они руководствовались, но и для исторической оценки значения доклада, намерений руководителей партии извлечь уроки из прошлого, последовательности их действий после съезда. Официальная версия появления секретного доклада Хрущева нашла широкое отражение в публицистике и научной литературе. Суть ее состоит в следующем: к осени 1995 г. президиуму ЦК стало ясно, что репрессии в отношении партийных кадров имели массовой характер.
В подавляющем большинстве случаев обвинения, которые служили основанием для суровых приговоров, были фальсифицированы. Хрущев выдвигал предложение информировать о преступлениях, совершенных Сталиным, делегатов предстоящего съезда партии. Во время обсуждения подготовительных материалов к съезду, как утверждал Хрущев, против его предложения активно выступами Молотов, Маленков, Наганович. Дело представлялось таким образом, что так называемая «антипартийная группа» сложилась уже в 1955 г., во время подготовки ХХ съезда. Остальные члены президиума ЦК активно не поддерживали Хрущева, но и не возражали против тщательной проверки документов прокуратуры и органов госбезопасности. Как и Хрущев, они считали необходимым информировать о проделанной работе съезда партии на одном из его заседаний. Ввиду того, что вопрос о выступлении против культа личности был окончательно решен только на завершающей стадии работы съезда, спешно подготовленный доклад был поставлен в повестку дня заключительного 20-го заседания.
Однако, официальная версия «гремит» полуправдой. Доклад открывался разделом «Приказы НКВД СССР по проведению массовых репрессий». Комиссия привела наиболее важные документы, на основании которых во второй половине 30-х годов развернулись массовые репрессий. Проверка следственных дел, изучение других документов позволили ей сделать вывод, что дела об антисоветских организациях, блоках и различного рода центрах, якобы раскрытых НКВД, были сфабрикованы следователями, применявшими истязания и пытки заключенных. Грубейшие нарушения законности стали повседневной практикой работы следственных и судебных органов, в частности Военной коллегии Верховного Суда СССР. Комиссия отметила, что «т.Сталину и некоторым членам Политбюро систематически направлялись протоколы допроса арестованных, по показаниям которых проходили работавшие еще члены и кандидаты в члены ЦК КПСС, секретари нацкомпартий, крайкомов и обкомов… Проводя массу необоснованных арестов, Ежов на совещаниях открыто заявили, что действует по указаниями сверху».
В докладе комиссии были приведены документы, свидетельствующие о том, что пытки и истязания заключенных были санкционированы лично Сталиным, что он заранее планировал массовые репрессии против партийного актива и членов ЦК партии, а основные кадры троцкистов и правых были репрессированы в 1935, 1936 и первой половине 1937 г. Затем террор обрушился на партийно-советские кадры, которые вели борьбу против троцкистов, зиновьевцев, правых. Комиссия сделала вывод: «Таким образом, самые позорные нарушения социалистической законности, самые зверские пытки, приводившие к массовым оговорам невинных людей. В полувековой истории нашей партии были страницы тяжелых испытаний, но не было более тяжелой и горькой страницы, чем массовые репрессии 1937-1938 годов, которые нельзя ничем оправдать».
О событиях 1930-х гг. откровенно высказывает свою точку зрения на репрессии ближайший сподвижник Сталина Молотов. В книге «Сто сорок бесед с Молотовым. Из дневников Ф.Чуева» в концентрированной форме выражена мировоззренческая позиция «сталинской команды». «1937 год был необходим7 Если учесть что мы после революции рубили направо-налево, одержали победу, но остатки врагов разных направлений существовали, и перед лицом грозящей опасности фашисткой агрессии они могли объединиться. Мы обязаны 37-му году тем, что у нас во время войны не было пятой колонны. Ведь даже среди большевиков были и есть такие, которые хороши и преданны, когда все хорошо, когда стране и партии не грозит опасность, но, если начнется что-нибудь, они дрогнут, переметнутся. Я не считаю, что реабилитация многих военных, репрессированных в 37-м, была правильной… Вряд ли эти люди были шпионами, но с разведками связаны были, а самое главное, что в решающий момент на них надежды не было».
Массовые репрессии, террор, депортация народов были неотъемлемой частью советской системы. Их пиком стали 30-е годы, когда создавались внесудебные органы, так называемые «тройки», «особые совещания». К проявлением репрессии нужно относить не только создание лагерей и расстрелы, но и социальные эксперименты, в ходе которых гибли миллионы людей.
Поэт, гражданин А.Твардовский в свое время сильно переживал за политику сталинского руководства, при котором «И стал народ врагом народа». Одной из нераскрытых страниц советской, в том числе казахской истории, является «борьбы партии и советского государства против собственного народа», превращение Казахстана в сплошной концентрационный лагерь . Трагедия заключается в том, что данная борьба ведется параллельно с борьбой против немецко-фашистских захватчиков в самые суровые периоды Великой Отечественной войн, когда фронт так нуждался в пополнении людьми и буквально истекал кровью.
Вообще, политика переселения народов в истории имеет глубокие корни. Вот несколько примеров. В летописи империи Инь имевший место в Китае ХII-XI века до н.э., легендарный царь Пань Гэн, приказывал народу переселятся в другую область, говорит: «Вы все являетесь моим скотом и людьми». Следовательно, политика переселения было не новой для Советской власти, она унаследовала ее от царской России, а то в свою очередь из предыдущих тоталитарных систем Практически все пятьдесят лет с начала социалистического строительства шел процесс заселения Казахстана другими народами депортированными, ссыльными со всех концов страны. Вспомним прошлое. В начале века, во времена столыпинский реформы, из западных и центральных областей сюда было переселено более миллиона русских и украинских крестьян. В 1916 г. из Китая переселились дунганы.
В самый разгар войны в 1941 г. в Казахстан были переселены с Поволжья, Украины, Северного Кавказа почти полмиллиона немцев. В 1937 году в Дальнего Востока переселено 95 тысяч корейцев, чуть позже с Кавказа переселено более полумиллиона чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкарцев, калмыков, в том же году – 4,5 тыс. крымских татар, а в 1948 г. с южных границ прибыли 27,7 тыс турков -месхетинцев. Впоследствии из рядов Советской Армии и с мест заключения были освобождены и направлены спец эшелонами еще 23997 человек, в том числе – 7976 новорожденных. Получается страшная картина: умирают на фронте, умирают в тылу. Так, по данным НКВД, во время переселения погибли 104632 человек. А что случилось с ними в дальнейшем представить трудно.
Уже в 1950 году Таджикистана было переброшено около тысячи бывших участников движения басмачество. Только в одном Карлаге находилось 2 миллиона человек. Как метко заметил публицист К.Смаилов, Казахстан превратился в «Казэкстан».
Конечно, несмотря на тяжелое военное время, казахи и другие народы, населяющее эту землю, постлались максимально помочь переселенцам. Но возможности были ограниченные, время было суровое, многие не спасли. Казахская земля по вине и прямому указанию руководителей партии и правительство наполнилась слезами и трагедией народов. Поскольку история Казахстана – есть история и тех народов, которые живут, трудятся и строит суверенную республику, есть необходимость вкратце осветить историю этих народов в той последовательности, в которой они поселялись в Казахстане.
Чосон (Корея) – Страна Утренней Свежести, - так называют корейцы свою историческую Родину.
Хотя миграционные процессы имеют непрерывный характер, все же можно определить несколько основные его этапов.
Первый этап. Середина ХIX века. После отмены крепостного право в России, с целью улучшения своего положения корейцы – труженики бежали от своих угнетателей (янбанов) и поселились на Дальнем Востоке.
Второй этап. 1919 г. После поражения национально-освободительного восстания корейского народа против японских колонизаторов его участкики вынуждены были бежать в Приморский край.
Третий этап. Вследствие войны 1950-1953 гг. в Корее усиливаются миграционные процессы.
Трагедию переселенческой политики сталинизма первыми испытали на себе корейцы. «Пробный эксперимент» этой страшной политики состоялся в 1935 году. Готовясь к войне, японские власти переселили приграничных корейцы внутрь страны, проявляли к ним недоверия. Ответным актом Советского правительство было переселение советских корейцев в глубь страны. Формальные обвинения? Возсожность представителей корейского народа выполнять роль лазутчиков японской армии. Опыт этот удался. Мировая общественность, отвлеченная подготовкой к очередной войне, проглядело это событие. Поэтому не было международного шума . Внутри страны шли мощные волны репрессий, так что некому было заступиться.
Переселенцев 1935 года ждала тяжелейшая судьба. Они практически отдельными семьями попадали в интернациональную среду, растворились ней и потеряли самобытность. Часть из них попала в Казахстан.
Вторая волна переселений корейцев приходилась на 1937 год. При всей трагичности ситуации им относительно повезло, по сравнению переселенцами первой волны. Они расселялись в основном, по Средней Азии и Казахстану небольшими, но достаточно устойчивыми компактными группами. Это дело им возможность сохранить язык, культуру, традиции и обычаи. Они также имели возможность развивать традиционные виды культуры -рисоводством, выращивание джута, кенафа, заниматься бахчеводством.
Однако, все же незнакомая среда, влияния различных культур и традиций, отсутствие школ, культурных учреждений, ограниченность приема в высшие учебные заведения привели к упадку корейской культуры.
Вот малая часть той огромной трагедии, которую пережили и продолжают переживать многие народы, о некоторых просто не было возможности рассказать. И все это не могло пройти бесследно для общества. Драматический исход не заставил долго ждать этнический состав СССР за полвека уменьшился почти вдвое.

1.2 Казахстан – филиал ГУЛАГа.

Известно. Что в царское время Казахстан был превращен в место ссылки вольнодумцев революционеров и различных буйных людей. И в сталинскую эпоху данная трагедия получила свое драматическое продолжение. Не было такого места в Казахстане, где бы не стояли сторожевые вышки, не простирались запретные зоны, обтянутые колючей проволокой. Помимо известных Карлага, Жезказганлага, Степлага, Озерлага, Актюблага Песчанлага, непосредственно подчинявшихся ГУЛАГу МВД СССР, на территории республики существовало еще одно самостоятельное управление исправительно-трудовых лагерей и колоний, сокращено УИТЛК. Последнее подчинялось местному МВД и в состав которого входили в ту пору семьдесят лагерных отделений и колоний. Особняком стоял, конечно, АЛЖИР Акмолинский лагерь жен изменников Родины. Одним словом, не было областного центра, ни одного сравнительно небольшого поселка или городка, где бы ни располагались эти Богом проклятые заведения.
Народу содержалось в зонах огромное количество, платность заселения бараков было настолько высоко, что людям на нарах приходилось спать по очереди. А те, до которых не доходила очередь, ложились спать прима на сырую землю, просто в проходах. Но, несмотря на это, этапы с осужденными преимущественно с Украины, Белоруссии и западных областей Союза продолжали беспрерывно поступать.
Рассмотрим вкратце, что из себя представляли эти ГУЛАГи.
Карлаг. Карагандинский лагерь организован в 1930 году на территории Тельманского, Жанааркинского и Нуринского районов одноименной области. На отведенной под лагерь территории существовало несколько казахских аулов и семь поселков с европейским населением в 21979 человек. С организацией лагеря все население было переселено в другие районы области. Все территория лагеря была разграничена на 19 отделений запасной фонд и сельскохозяйственную опытную станцию. Помимо этого как административное отделение существовали Балхашское отделение, Карабасское отделение. Лагерь обслуживался двумя железнодорожными линиями. Караганда –Балхаш и Жарык. Жезказган, Кантингент заключенных вначале был равен 37000 человек.
Удивительно то , что лагерное сельское хозяйство оказалось более эффективным, чем вольное колхозное. Это объясняется тем, что в Карлаг привезли самых трудолюбивых крестьян – кулаков, хороших специалистов сельского хозяйства, ученых. Здесь в заключении, был известный специалист – селекционер, в последующем – академик и дважды Герой Социалистического Труда В.Пустовойт. За успехи в животноводстве по выведению новой породы крупного рогатого скота заключенная А.Лапина стала, по представлению Берии, лауреатам Сталинской премии, хотя и после ее из лагеря не освободили.
Уже после войны в лагере было 45 тысяч заключенных. С ними рядом работали десятки тысяч спецпереселенцев и местных колхозников. Чем же отличались колхозы от лагерей. Лишь отсутствием колючей проволоки. Жизнь в них порой, была хуже чем в лагерях.
За свои труд они почти ничего не получали. Поэтому в Караганде, Балхаше и Жезказгане в магазинах было все и цены снижались. Заключенные же называли всю страну «Большой зоной».
В разные годы в Карлаге томились поэт Николай Заволоцкий, жена члена ВЦИК А.Б.Серебровского, расстрелянного в 1938 году, Евгения Серебровская, жена и дочь А.С.Енукидзе, крупнейшего партийного и советского деятеля, расстрелянного в 1937 году, жена члена ВЦИК К.П.Мехоношина, сестра Маршала Советского Союза. М.Н.Тухачевского, расстрелянного в 1937 году, Елизавета Арватова – Тухачевская, жена начальника НКСХ РСФСР Г.И. Колдамасова, сестры начальника Глав ПУРа Я.Гамарника, покончившего жизнь самоубийством, Файна и Зоя Гамарник, жена и сын члена Коминтерна И.Пятницкого, расстрелянного в 1937 году.
Анализирия действия репрессированного аппарата зарубежные историк отметили «Сюзеренно-вассальная система положенная в основу партии привела к тому, что арест крупного партийного руководителя повлекло за собой пленения людей по геометрической прогрессий»
Судьбу большинства арестованных определял не суд, а особые тройки или особые совещания, которые нередко выносили решение и приговоры по спискам, не интересуясь действиями личности. Отсюда необычайно широкий круг лиц, приговоренных к расстрелу. Считается, что в стране примерно 10-12 процентов репрессированных были приговорены расстрелу. А в Карагандинской области эта цифра в 3 раза выше. Здесь смертный приговор получили 38 процентов всех осужденных .
Среди репрессированных в Карагандинской области были люди 48 национальностей. Преобладали русские 37 процентов, немцы 20,2 процента, казахи 19 процентов, украинцы 10,1 процента, евреи 1,9 процента, поляки 1,8 процента, белорусы – 1,7 процента.
Представители этих семи национальностей составляли 92,1 процента всех репрессированных. Характерно, что карательные органы не оставляли без внимание ни одну группу населения, сосланного или депортированного в область.
По социальному составу среди расстрелянных наибольшая доля – 39 процентов приходится на служащих и интеллигенцию. Второй по численности категорий расстрелянных были рабочие – 30,5 процента, далее шли крестьяне – 17,2%-та.
По национальному составу высшей мере наказания подверглись представители 34 национальностей. Из них русские составляли 35%-ов, немцы – 28,7%-та, казахи – 18%-ов, украинцы- 7,2%-та.
В то время, когда тысячи людей страдали в застенках НКВД или уже были расстреляны, в стране в строжайшей тайне развертывается чудовищная компания по принятию местными партийными органами “встречных планов” уничтожения людей. Ее массовый и единовременный характер наводит на мысль о том, что она была инспирирована высшими партийными органами.
В ноябре 1937 года ЦК КП(б) Казахстана обращается в ЦК ВКП(б) с предложением увеличить количество репрессированных по Казахстану на 600 человек по первой категорий, т.е. подлежащих к расстрелу, и 1000 человек по второй категорий, т.е. осужденных на 10 и более лет. Политбюро ЦК ВКП(б) 3 декабря утверждает это преступное предложение. В республике контингент, подлежащий уничтожению, развертывается по областям. На проведение этой операции отводится всего 45 дней. Согласно решению Политбюро в восьми областях были особые тройки, которые заменили суд и выносили только осуждающие приговоры. Причем решения по первой категории требовалось “приводить в исполнение немедленно”.
А это означало расстрел без следствия, суда и без права на просьбу сохранить жизнь. Именно эти внесудебные органы, решали судьбу большинства репрессированных в 1937-1938 гг. не случайно на время их действия в указанные годы в Карагандинской области из общего числа приговоренных к расстрелу за 1920-1953 гг. пришлось 90 процентов.
По указанию ЦК ВКП(б) Бюро ЦК КВ(б) Казахстана 10 сентября 1937 года принимает постановление “Об организации показательных процессов над участниками контрреволюционных групп, вредивших в области сельского хозяйства.
При всей трагичности, изложенное представляет лишь часть того, что было пережито многими народами за годы Советской власти. В октябре 1989 года Верховный Совет СССР принял декларацию о незаконности переселения народов и о защите их прав. Подобные документы приняты и Парламента Республики Казахстан. Но масштабы народного горя таковы, что требуются годы, чтобы вернуть честное имя целым народам, их представителям.
С образованием в сентябре 1987 года комиссии Политбюро ЦК КПСС по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями, имевшими место в период 30-40-х и начале 50-х годов, процесс реабилитации возобновился.
Таким образом, политики борьбы против собственного народа превратила Казахстан в сплошной лагерь переселенцев, страну ГУПАГов и концлагерей. Казахский народ трудности борьбы против фашизма сочетал с заботой и вниманием о представителях тех народов, которые стали жертвой политики сталинизма. Делился теплом очага и скудным продовольствием, разделял горе и печали. И недаром в 1954 годы на съезде писателей Казахстана М.Шолохов искренне отметил: “За приют и заботу о моей семье во время войны выражаю благодарность милосердному и великодушному казахскому народу”.
Как отметил Президент Н.Назарбаев, выступал на IV сессии Ассамблей народов Казахстана, “нет ни одной нации, ни одного народа, которым тоталитаризм не причинил бы сокрушительного и, к сожалении. В чем непоправимого ущерба”. Так, согласно подсчитали известного российского историка Р.Медведева, с 1927 по 1953 годы в СССР было репрессировано около 40 миллионов человек. Но, как бы ни варьировали цифры, такого масштаба репрессий история человечества же знала.
Пройденный путь – это наше общее прошлое с его победами и поражениями, радостями и трагедиями. Потому из репрессии, депортации мы должны извлечь уроки. Память о прошлом нам нужна не только для того, чтобы исполнить долг перед жертвами режима и осознать, почему так сложно проводить формированную реформу. Она необходима для того, чтобы избежать повторения ошибок....

Доп      


Мақала ұнаса, бөлісіңіз:


Іздеп көріңіз:
скачать Политические репрессии в Казахстане 1956-1953 гг бесплатно дипломную работу, база готовых дипломных работ бесплатно, готовые История дипломные работы скачать бесплатно, дипломная работа скачать бесплатно казахстан, Политические репрессии в Казахстане 1956-1953 гг

Пікір жазу

  • [cmxfinput_gallery][cmxfinput_youtube]