Дипломная работа: ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ г.ТАРАЗ
МОЛОДЕЖНАЯ ЗАНЯТОСТЬ
КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1 Сущность категории занятости в современных условиях
В нашей стране к трудовым ресурсам относятся мужчины в возрасте с 16 до 63 лет и женщины с 16 до 58 лет, а многодетные матери до 55 лет [4]. Занятость – важнейшая характеристика экономики, благосостояния народа; уровень занятости – важный макроэкономический показатель. Но занятость не только экономическое явление, она зависит от демографических процес-сов, выступает частью социальной политики, то есть имеет демографическое и социальное содержание.
Как экономическая категория занятость – это совокупность отношений по поводу участия населения в трудовой деятельности, выражает меру его включения в труд, степень удовлетворения общественных потребностей в работниках и личных потребностей, в оплачиваемых рабочих местах, в по-лучении дохода. С этих позиций занятость выступает важнейшей характери-стикой рынка труда [15].
Занятость общественно-полезной деятельностью охватывает широкий круг трудоспособного населения: работающие по трудовому договору; за-нимающиеся предпринимательской деятельностью; самостоятельно обеспе-чивающие себя работой; занятые в подсобных промыслах; выполняющие работы по гражданско-правовым договорам (договорам подряда), а также члены производственных кооперативов (артелей); проходящие военную службу; проходящие очный курс обучения в общеобразовательных и других образовательных учреждениях; временно отсутствующие в связи с нетрудо-способностью, отпуском, повышением квалификации, приостановкой произ-водства, вызванной забастовками или иными причинами.
По роду деятельности всех занятых можно разбить на 3 большие груп-пы:
1. Занятые в экономике оплачиваемой деятельностью.
2. Военнослужащие. Занимаются деятельностью, не приносящей прямого денежного дохода. По мере перехода на контрактную форму службы во-еннослужащие будут приближаться по статусу к занятым в экономике.
3. Учащиеся с отрывом от производства.
По способу вовлечения в трудовую деятельность занятых в экономике можно разделить на 3 подгруппы:
1) наемные работники. К ним относятся занятые на основе продажи сво-ей рабочей силы;
2) работодатели. К ним относятся предприниматели, реализующие свои предпринимательские способности;
3) самозанятые. К ним относятся лица, работающие за свой счет; члены производственных кооперативов, не использующих наемную рабочую силу на постоянный основе.
Достижение полной и эффективной занятости ключевая задача социаль-но-экономической политики, важнейшая проблема экономической науки.
В условиях централизованной планово-распределительной системы полная занятость – это состояние экономики, при котором задействованы все трудовые ресурсы. Однако практика показала, что такой уровень занятости чрезмерный, т.к. наносил ущерб другим важным сторонам жизнедеятельно-сти – здоровью людей, семейному воспитанию детей [18].
При каком уровне вовлеченности в профессиональный (оплачиваемый) труд может быть достигнута полная занятость? Ответ, видимо, следует ис-кать в направлении обеспечения соответствия рабочих мест потребности в них населения. Однако, не каждое рабочее место может удовлетворить по-требность в нем. Об этом говорит наличие в экономике вакантных рабочих мест одновременно с наличием безработных. Поэтому речь должна идти о предлагаемых экономически целесообразных рабочих местах.
Экономически целесообразное рабочее место – это продуктивное рабо-чее место, позволяющее человеку реализовать свой личный интерес, добить-ся высокой производительности труда, используя достижения науки и техни-ки, и иметь достойный заработок, обеспечивающий нормальное воспроиз-водство работника и его семьи. Отвечающее указанным требованиям физиче-ское рабочее место может использоваться в 2-3 смены. В этом случае эконо-мически целесообразным будет 2-3 места. Рабочее место может быть индиви-дуальным и коллективным.
Достижение полной занятости невозможно обеспечить с помощью одно-го рыночного механизма, необходимо постоянное регулирование этого про-цесса со стороны государства, общества. Государственному регулированию в первую очередь подлежат фундаментальные науки, образование, здраво-охранение, экологическая и национальная безопасность, функционирование так называемых естественных монополий.
Полная занятость возможна и при некотором отклонении существую-щих рабочих мест от статуса экономически целесообразных, при несоответ-ствии их профессионально-квалификационному составу, образовательному уровню. В данной ситуации и работники и государство будут нести эконо-мические и социальные потери. Часть работников будет получать низкие за-работки, не обеспечивающие нормальное существование, а государство, об-щество – недополучать ресурсы в бюджет и в социальные фонды.
Поэтому возникает проблема эффективной занятости. По данному во-просу среди экономистов имеется довольно широкий разброс мнений. Мно-гие отечественные экономисты под эффективной занятостью в условиях соци-ально ориентированной рыночной экономики понимают занятость населе-ния, обеспечивающую достойный доход, здоровье, рост образовательного и профессионального уровня для каждого члена общества на основе роста общественной производительности труда [26].
Такое определение эффективной занятости нацелено на всестороннее развитие человека и вполне приемлемо, но оно довольно широкое и его не-возможно измерить с помощью одного показателя. Однако ему можно дать количественную характеристику через систему показателей.
Первый показатель в этой системе – уровень занятости населения про-фессиональным трудом – это частное от деления занятых профессиональным трудом на общую численность населения, выраженное в процентах. Этот ко-эффициент показывает зависимость уровня занятости от демографических факторов, т.е. от коэффициентов рождаемости, смертности и прироста насе-ления, которые исчисляются статистикой. Данный коэффициент одна из ха-рактеристик благосостояния общества.
Второй показатель – уровень занятости трудоспособного населения в общественном хозяйстве. Данный уровень тесно связан с динамикой трудо-способного населения, которая имеет тенденцию к повышению и понижению в связи с изменениями демографических и социально-экономических факто-ров. Уровень занятости трудоспособного населения с экономической точки зрения выражает, с одной стороны, потребность общественного хозяйства в работниках, а с другой, – потребность населения в рабочих местах. Он рас-считывается аналогично первому показателю, т.е. как процентное отношение численности населения, занятого профессиональным трудом, к численности всего трудоспособного населения (трудовых ресурсов).
Третий показатель – это пропорции распределения трудовых ресурсов общества по сферам общественно полезной деятельности. После расчета по-казателя коэффициента занятости профессиональным трудом аналогичным образом можно определить коэффициенты занятости учебой и других видов общественно полезной деятельности. Это позволит выявить необходимые пропорции. Прогрессивность изменения данных пропорций в динамике сле-дует оценивать с учетом общественной производительности труда и уровня занятости в предшествующий период развития экономики, а также с учетом целей общества. При сверхвысокой занятости, чем выше достигаемый уро-вень производительности труда, тем ниже может быть уровень участия тру-доспособного населения в общественном производстве, тем выше доля заня-тых на учебе и в домашнем хозяйстве.
Четвертый показатель – рациональная структура распределения рабо-тающих по отраслям и секторам экономики. Данный показатель, нередко называемый рациональной занятостью, представляет собой пропорции рас-пределения трудового потенциала по видам занятий, отраслям, секторам экономики.
Пятый показатель, связанный с оптимизацией профессионально-квалификационной структуры работающих, позволяет выявить соответствие профессионально-квалификационной структуры работающего населения структуре рабочих мест, а также определить, насколько соответствует систе-ма подготовки кадров потребностям экономики. При выявлении несоответ-ствия следует разработать систему мер по стимулированию сбалансирован-ности структуры рабочих мест и профессионально-квалификационной струк-туры рабочей силы, причем главное внимание в этой системе мер должно уделяться совершенствованию системы подготовки, переподготовки и повы-шения квалификации персонала на предприятиях и в учебных заведениях всех уровней [18].
Многообразие социально-экономических процессов, протекающих в рамках рынка труда, порождает существование различных форм занятости. Формы занятости – это организационно-правовые способы и условия ис-пользования труда. В рамках национального рынка труда труд людей орга-низуется с помощью разнообразных организационно-правовых форм, раз-личающихся нормами правового регулирования продолжительности и ре-жимов рабочего времени, регулярностью трудовой деятельности, местом выполнения работы.
Среди различных форм занятости вторичная занятость занимает особое место. Это связано как со спецификой ее сущности, так и с тем воздействием, которое она оказывает на функционирование рынка труда. Вторичная заня-тость – это дополнительная форма использования рабочей силы, вовлечен-ного в трудовую деятельность работника. В большинстве случаев вторичная занятость приносит трудящемуся дополнительный доход. Причины, подтал-кивающие граждан к поиску дополнительной работы:
1) стремление повысить уровень доходов, возникающее у работников, когда уровень оплаты труда на основном рабочем месте не позволяет обес-печивать его основные материальные и духовные потребности;
2) стремление к повышению собственной конкурентоспособности на внешнем рынке труда, достаточно часто возникающее у людей, охваченных скрытой безработицей, т.е. формально занятых в народном хозяйстве, но ко-торые в связи с кризисным состоянием предприятия могут стать реальными безработными в любой момент [14].
Эта проблема особенно актуальна для молодежи, большая часть кото-рой, вступая в самостоятельную жизнь, не имеет еще твердых устоявшихся жизненных ориентиров, профессии или высокой квалификации, достаточного жизненного опыта. Проблема особенно обостряется в условиях перехода к рыночной экономике, когда происходят коренные изменения во всей соци-ально-экономической системе общества.
1.2 Проблемы молодежной занятости при переходе к рынку
Трудовые отношения как никакие другие определяют основные позиции индивида в обществе и влияют на жизненное самоопределение молодого че-ловека, поэтому безработицу и тенденции формирования рынка труда в ка-захстанском обществе мы рассмотрим более подробно.
Рыночные преобразования трудовой сферы начались с того времени, когда государством был отменен законодательно закрепленный принцип о всеобщей занятости. В сфере труда государство сохранило за собой функции регулирования трудовых отношений и содействия трудоустройству граждан.
Постановлением Совета Министров СССР 1990г. отменяется централи-зованное распределение выпускников учебных заведений. Вследствие чего молодежь утрачивает гарантию трудоустройства и на нее в полном объеме распространяется один из основных принципов рыночной экономики – принцип экономической активности населения (иначе говоря, самозанятость) [12].
Изменившиеся приоритеты государства в трудовой сфере, приватизация государственной собственности, развитие ассоциированной и индивидуаль-ной форм собственности сформировали совершенно новые принципы трудо-вых отношений (рынок труда). Это выразилось в новых критериях спроса на рабочую силу (сегодня, по оценкам экспертов, в структуре спроса преобла-дают две крайности: предлагаются рабочие места либо очень высокой ква-лификации, либо невысокой с низкой оплатой труда), в конкурсных и кон-трактных условиях найма работников, а также в возникновении и законода-тельном закреплении безработицы. Безработица, как принципиально новое явление в трудовых отношениях, экспертами рынка труда оценивается неод-нозначно. Одни утверждают, что угроза безработицы стимулирует у работ-ников мотивацию к труду, способствует необходимости постоянного повы-шения профессиональных навыков, формирует экономическое мышление, способствует самозанятости и т.п. Другие видят в безработице только нега-тивные социально-экономические аспекты, как то: рост девиантного поведе-ния и правового нигилизма, увеличение социальной напряженности, разви-тие теневой экономики и т.д. Так или иначе, но безработица становится ос-новным, постоянным фактором развития казахстанского рынка труда, кото-рый все больше воздействует на формирование системы занятости.
Безработица в переходной экономике проявляется главным образом в семейных формах: институционально-маргинальной и структурно-профес-сиональной. Структурно-циклическую безработицу в основном формируют лица, ранее занятые преимущественно умственным трудом, служащие сред-него звена управления, инженерно-технические и научные сотрудники НИИ и КБ при ВПК, представители редких профессий. Они составили резерв невостребованной на рынках труда высококвалифицированной рабочей си-лы.
Институционально-маргинальная или, как еще ее принято называть, со-циальная безработица, по оценкам экспертов, формируется представителями так называемого неконкурентоспособного населения – лиц в предпенсионном возрасте, женщин и молодежи.
Следствием рыночных преобразований явилось активное развитие тре-тичных и четвертичных секторов экономики – торговли, общественного пи-тания, торгового посредничества, кредитования, финансирования и страхо-вания. В результате чего повысился социально-экономический статус этих отраслей, увеличилось количество занятых в них работников.
Рыночные отношения стали активно проникать в сферу неординарного интеллектуального, творческого труда, в ранее дотационную социальную и строго регламентируемую бюджетную сферу. На эту тенденцию обратили внимание современные исследователи: буквально на глазах возникла пре-дельно коммерционализированная и персонифицированная индустрия ин-формации, культуры, спорта и развлечений [19].
Общие тенденции переходного периода казахстанской экономики при-вели в начальный период к значительному спаду валового внутреннего про-дукта и промышленного производства, в частности. Физический объем вы-пуска промышленной продукции в стране за 1991-1996гг. сократился более чем наполовину. В 1997г. наметились первые признаки экономического ро-ста. Однако в 1998г. рост валового внутреннего продукта приостановился. В 90-е годы произошел резкий спад инвестиций в основной капитал.
Макроэкономическая трансформация повлекла за собой изменения в со-циальной сфере:
- усложнилась социальная структура. Появились новые группы: предпри-ниматели и банкиры, мелкие торговцы и «челноки», «новые казахи» и «новые бедные». Возникли новые тенденции в социальной среде рабочих и крестьян, связанные с отношением к той или иной форме собственности;
- глубокая социальная поляризация, основанная на имущественном рассло-ении и доходах;
- появление так называемых маргиналов, людей выбитых из своей социо-культурной среды и превращающихся в люмпенизированный слой обще-ства. Маргинальные слои формируются в большинстве случаев из быв-ших работников умственного труда (инженеры, работники НИИ и КБ), женщин в возрасте старше 35 лет и молодежи.
Уровень безработицы среди молодежи обычно выше, чем среди старше-го поколения. Это является одной из самых сложных проблем не только ка-захстанского общества и для ее решения необходимо сначала разобраться в причинах и особенностях молодежной безработицы.
1.3 Основные причины и особенности молодежной
безработицы в Республике Казахстан
Молодежная безработица в Казахстане возникла не в связи с демогра-фическими факторами, как в развивающихся странах, кризисом перепроиз-водства, как в развитых странах, и даже не в связи с конкуренцией на рынке труда с более старшим и квалифицированным поколением.
Главная причина – в неэффективной социальной политике, результатом которой явился развал производства, прекращения финансирования многих отраслей, преимущественно тех рабочих мест, которые обеспечивали разви-тие материального производства, традиционно занимаемых молодежью [17].
Все больше среди безработных становится юношей и девушек, ни дня не проработавших по окончании школы или специального учебного заведения. В дореформенные времена перед выпускниками вузов и техникумов вообще проблема трудоустройства по специальности не стояла. Наоборот, имелась проблема, как уклониться от обязательного государственного распределения и устроиться по собственному желанию [10].
Можно выделить несколько особенностей молодежной безработицы в Казахстане. Во-первых, она возникла не просто вследствие падения произ-водства, а в результате прекращения финансирования ряда его основных от-раслей, преимущественного сокращения рабочих мест, обеспечивающих ма-териальное производство и традиционно занимаемых молодыми.
Во-вторых, среди безработных преобладает молодежь, не достигшая 25-летнего возраста (20%). В связи с ухудшением материального положения населения и понижением возраста трудоустройства, подростки до 18 лет, не имеющие по закону статуса безработных, но фактически таковыми являющи-еся, составляют не менее 45% от общей численности безработной молодежи [20]. На эту категорию следует обратить особое внимание, поскольку именно она является источником формирования слоя с «нулевым статусом». Не по-лучив профессионального образования и не будучи включенным ни в какие формы занятости, кроме досуга, этот слой представляет реальную угрозу стабильности общества.
Возникает вопрос о социальных характеристиках последней категории молодежи. В биографиях немалой ее части обнаруживаются и неполные се-мьи, и различные формы социальной девиации, спровоцировавшие их ис-ключение из школ. Вместе с тем в нее попали молодые люди, прежде не ожи-давшие столкновения с проблемой «нулевого статуса». У многих из них бы-ли весьма четкие представления о своем месте в социально-профессиональной структуре. Однако не поддающийся их контролю, не за-висящий от них самих размах структурных преобразований выбрасывает их на обочину общества, отчуждает от прав, дезорганизует и дезориентирует, вынуждая 51% молодых казахстанцев жить сегодняшним днем [53].
В основе процесса социального исключения молодежи посредством без-работицы лежал деструктивный характер социально-экономических реформ в Казахстане на начальном этапе, дисбаланс между всеми социальными эле-ментами, ведущий к деформации интеграционных механизмов в сфере труда, превращению их в блокирующие механизмы. Социальные институты более не справляются с задачей включения и распределения новых членов, напро-тив, становится препятствием для социальной мобильности молодежи.
В кризисном обществе, таким образом, возникает цепь взаимосвязанных явлений, когда социальное бессилие определенных категорий молодежи яв-ляется одновременно следствием трансформации и причиной, продуцирую-щей новые фазы исключения. Так появляются различные социальные катего-рии молодых людей – группы с низким социальным статусом, депривилеги-рованные, социально-отверженные группы – оказавшиеся жертвами глубо-кого системного кризиса.
Опасность дискриминации, отчуждения и маргинализации распростра-няется в условиях стихийного процесса интеграции в трудовые отношения и на высокообразованных молодых специалистов. Подавляющее большинство молодежи живет, таким образом, в условиях непредсказуемости и постоян-ного риска, обусловленного экономическими, политическими и правовыми факторами. Риск нисходящей социально-профессиональной мобильности и риск нереализованных возможностей являются доминирующими и вызывают у молодых чувства отчаяния или, наоборот, безразличия. Каждый пятый молодой респондент опасается остаться без работы, а каждый второй – не справиться с материальными трудностями. Эскалация этих и множество дру-гих типов риска является признаком превращения казахстанского социума в общество риска и индикатором социальной напряженности между молоде-жью и казахстанским истеблишментом. Их результатами является отчужде-ние молодежи от общества, уход от действительности и погружения в мир собственных проблем, разнообразные формы протестного поведения [16].
Таким образом, безработица, как среди мужчин, так и среди женщин является преимущественно молодежной проблемой. Наиболее неблагопо-лучной группой являются выпускники средней школы, не получившие про-фессиональных навыков и знаний. То обстоятельство, что в старших воз-растных группах безработица (особенно среди мужчин) значительно ниже, чем в младших, свидетельствует не только о большей социальной защищен-ности людей предпенсионного возраста, но и нежелание молодежи работать на непрестижных, низкооплачиваемых работах.
Рост безработицы сопровождается в малой среде ростом социальной агрессивности. Можно сделать вывод, что наибольшая напряженная соци-ально-экономическая ситуация наблюдается именно в регионах с более высо-ким уровнем безработицы.
Интересно отметить, что американский ученый Майкл Аргайл, изучаю-щий социальные последствия безработицы, на основе эмпирических исследо-ваний, проведенных в Детройте в 1956г., вывел зависимость между уровнем безработицы и изменением социально-демографических показателей. Так, увеличение уровня безработицы в США на 1% (если он затем не снижается на протяжении 5 последующих лет) дает результаты, отраженные в таблице 1 [47].
Таблица 1
Изменение социально-демографических показателей в связи с ростом
безработицы на 1% в 1956г. в США
Социально-демографические показатели Прирост, %
Самоубийства +4,1
Первичное обращение в клиники для душевноболь-ных +3,3
Тюремное заключение +4,0
Убийства +5,7
Смертность от алкоголизма +1,9
Общий показатель смертности +1,9
Наиболее радикальным способом корректировки девиантного поведения безработной молодежи является экономический подъем, рост занятости и благосостояния населения, явные признаки которых мы наблюдаем в Казах-стане в последние годы.
1.4 Зарубежный опыт решения проблемы молодежной занятости
В решении проблемы молодежной занятости большой интерес для Ка-захстана представляет опыт Западных стран с развитой рыночной экономи-кой. Проблема эта комплексная, многоаспектная и для ее полного освещения требуется специальное исследование. Мы в данном случае ограничиваемся отдельными примерами решения этой проблемы в странах Европы, США, а также трансформациями рынка труда в связи с широким применением ин-формационных и коммуникационных технологий в этих странах. Освоение и развитие новых технологий и пользование их плодами – это, прежде всего, миссия молодежи, поэтому этот вопрос для нас имеет особо важное значение.
В ХХI в. Европа вступает со значительным грузом безработицы. Уже около 10 лет сохраняется положение, когда практически каждый десятый жи-тель государств ЕС не имеет работы. Вместе с тем ни в одной из стран не наблюдается социальной напряженности, не отмечено серьезных забастовок и демонстраций. Подобная ситуация объяснима: социально граждане надеж-но защищены.
В ближайшие 20 лет, по мнению специалистов, европейский рынок тру-да столкнется с дефицитом рабочей силы, обусловленным старением населе-ния.
Прогнозы увеличения безработицы связаны с низкими темпами увели-чения ВВП при более высоких показателях динамики производительности труда, а также с крупномасштабным несоответствием квалификационно-профессиональной структуры спроса и предложения рабочей силы.
Исследователи выделяют три модели решения проблемы занятости в условиях замедления экономического роста:
- американская (представление низкооплачиваемых рабочих мест значи-тельной части рабочей силы с риском создания целого класса бедных ра-ботников);
- скандинавская (гарантия занятости для всех посредством создания рабо-чих мест в государственном секторе);
- европейская (защита доходов и условий труда занятых, предоставление через дорогостоящую систему пособий по безработице достойных дохо-дов значительной части безработных).
Молодежь является одной из наиболее страдающих от безработицы групп населения и в Европе. К 1997г. в странах ЕС более 20% длительно безработных составляли молодые люди (для сравнения: 11% – в США и Ка-наде, 5% – в Японии). Правительства ряда государств субсидируют фирмы, которые берут на работу молодых, проводя одновременно их профподго-товку. Сегодня «молодежными трудовыми контрактами» охвачены 25% юношей и девушек (в возрасте до 25 лет) в Италии, 20% – в Греции, 12% – во Франции и Испании [48]. Подавляющая часть молодежи занята неквали-фицированным или полуквалифицированным трудом, работает на поточных линиях, в сфере услуг. Как правило, безработица среди молодежи значи-тельно превышает средние показатели по стране.....
КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1 Сущность категории занятости в современных условиях
В нашей стране к трудовым ресурсам относятся мужчины в возрасте с 16 до 63 лет и женщины с 16 до 58 лет, а многодетные матери до 55 лет [4]. Занятость – важнейшая характеристика экономики, благосостояния народа; уровень занятости – важный макроэкономический показатель. Но занятость не только экономическое явление, она зависит от демографических процес-сов, выступает частью социальной политики, то есть имеет демографическое и социальное содержание.
Как экономическая категория занятость – это совокупность отношений по поводу участия населения в трудовой деятельности, выражает меру его включения в труд, степень удовлетворения общественных потребностей в работниках и личных потребностей, в оплачиваемых рабочих местах, в по-лучении дохода. С этих позиций занятость выступает важнейшей характери-стикой рынка труда [15].
Занятость общественно-полезной деятельностью охватывает широкий круг трудоспособного населения: работающие по трудовому договору; за-нимающиеся предпринимательской деятельностью; самостоятельно обеспе-чивающие себя работой; занятые в подсобных промыслах; выполняющие работы по гражданско-правовым договорам (договорам подряда), а также члены производственных кооперативов (артелей); проходящие военную службу; проходящие очный курс обучения в общеобразовательных и других образовательных учреждениях; временно отсутствующие в связи с нетрудо-способностью, отпуском, повышением квалификации, приостановкой произ-водства, вызванной забастовками или иными причинами.
По роду деятельности всех занятых можно разбить на 3 большие груп-пы:
1. Занятые в экономике оплачиваемой деятельностью.
2. Военнослужащие. Занимаются деятельностью, не приносящей прямого денежного дохода. По мере перехода на контрактную форму службы во-еннослужащие будут приближаться по статусу к занятым в экономике.
3. Учащиеся с отрывом от производства.
По способу вовлечения в трудовую деятельность занятых в экономике можно разделить на 3 подгруппы:
1) наемные работники. К ним относятся занятые на основе продажи сво-ей рабочей силы;
2) работодатели. К ним относятся предприниматели, реализующие свои предпринимательские способности;
3) самозанятые. К ним относятся лица, работающие за свой счет; члены производственных кооперативов, не использующих наемную рабочую силу на постоянный основе.
Достижение полной и эффективной занятости ключевая задача социаль-но-экономической политики, важнейшая проблема экономической науки.
В условиях централизованной планово-распределительной системы полная занятость – это состояние экономики, при котором задействованы все трудовые ресурсы. Однако практика показала, что такой уровень занятости чрезмерный, т.к. наносил ущерб другим важным сторонам жизнедеятельно-сти – здоровью людей, семейному воспитанию детей [18].
При каком уровне вовлеченности в профессиональный (оплачиваемый) труд может быть достигнута полная занятость? Ответ, видимо, следует ис-кать в направлении обеспечения соответствия рабочих мест потребности в них населения. Однако, не каждое рабочее место может удовлетворить по-требность в нем. Об этом говорит наличие в экономике вакантных рабочих мест одновременно с наличием безработных. Поэтому речь должна идти о предлагаемых экономически целесообразных рабочих местах.
Экономически целесообразное рабочее место – это продуктивное рабо-чее место, позволяющее человеку реализовать свой личный интерес, добить-ся высокой производительности труда, используя достижения науки и техни-ки, и иметь достойный заработок, обеспечивающий нормальное воспроиз-водство работника и его семьи. Отвечающее указанным требованиям физиче-ское рабочее место может использоваться в 2-3 смены. В этом случае эконо-мически целесообразным будет 2-3 места. Рабочее место может быть индиви-дуальным и коллективным.
Достижение полной занятости невозможно обеспечить с помощью одно-го рыночного механизма, необходимо постоянное регулирование этого про-цесса со стороны государства, общества. Государственному регулированию в первую очередь подлежат фундаментальные науки, образование, здраво-охранение, экологическая и национальная безопасность, функционирование так называемых естественных монополий.
Полная занятость возможна и при некотором отклонении существую-щих рабочих мест от статуса экономически целесообразных, при несоответ-ствии их профессионально-квалификационному составу, образовательному уровню. В данной ситуации и работники и государство будут нести эконо-мические и социальные потери. Часть работников будет получать низкие за-работки, не обеспечивающие нормальное существование, а государство, об-щество – недополучать ресурсы в бюджет и в социальные фонды.
Поэтому возникает проблема эффективной занятости. По данному во-просу среди экономистов имеется довольно широкий разброс мнений. Мно-гие отечественные экономисты под эффективной занятостью в условиях соци-ально ориентированной рыночной экономики понимают занятость населе-ния, обеспечивающую достойный доход, здоровье, рост образовательного и профессионального уровня для каждого члена общества на основе роста общественной производительности труда [26].
Такое определение эффективной занятости нацелено на всестороннее развитие человека и вполне приемлемо, но оно довольно широкое и его не-возможно измерить с помощью одного показателя. Однако ему можно дать количественную характеристику через систему показателей.
Первый показатель в этой системе – уровень занятости населения про-фессиональным трудом – это частное от деления занятых профессиональным трудом на общую численность населения, выраженное в процентах. Этот ко-эффициент показывает зависимость уровня занятости от демографических факторов, т.е. от коэффициентов рождаемости, смертности и прироста насе-ления, которые исчисляются статистикой. Данный коэффициент одна из ха-рактеристик благосостояния общества.
Второй показатель – уровень занятости трудоспособного населения в общественном хозяйстве. Данный уровень тесно связан с динамикой трудо-способного населения, которая имеет тенденцию к повышению и понижению в связи с изменениями демографических и социально-экономических факто-ров. Уровень занятости трудоспособного населения с экономической точки зрения выражает, с одной стороны, потребность общественного хозяйства в работниках, а с другой, – потребность населения в рабочих местах. Он рас-считывается аналогично первому показателю, т.е. как процентное отношение численности населения, занятого профессиональным трудом, к численности всего трудоспособного населения (трудовых ресурсов).
Третий показатель – это пропорции распределения трудовых ресурсов общества по сферам общественно полезной деятельности. После расчета по-казателя коэффициента занятости профессиональным трудом аналогичным образом можно определить коэффициенты занятости учебой и других видов общественно полезной деятельности. Это позволит выявить необходимые пропорции. Прогрессивность изменения данных пропорций в динамике сле-дует оценивать с учетом общественной производительности труда и уровня занятости в предшествующий период развития экономики, а также с учетом целей общества. При сверхвысокой занятости, чем выше достигаемый уро-вень производительности труда, тем ниже может быть уровень участия тру-доспособного населения в общественном производстве, тем выше доля заня-тых на учебе и в домашнем хозяйстве.
Четвертый показатель – рациональная структура распределения рабо-тающих по отраслям и секторам экономики. Данный показатель, нередко называемый рациональной занятостью, представляет собой пропорции рас-пределения трудового потенциала по видам занятий, отраслям, секторам экономики.
Пятый показатель, связанный с оптимизацией профессионально-квалификационной структуры работающих, позволяет выявить соответствие профессионально-квалификационной структуры работающего населения структуре рабочих мест, а также определить, насколько соответствует систе-ма подготовки кадров потребностям экономики. При выявлении несоответ-ствия следует разработать систему мер по стимулированию сбалансирован-ности структуры рабочих мест и профессионально-квалификационной струк-туры рабочей силы, причем главное внимание в этой системе мер должно уделяться совершенствованию системы подготовки, переподготовки и повы-шения квалификации персонала на предприятиях и в учебных заведениях всех уровней [18].
Многообразие социально-экономических процессов, протекающих в рамках рынка труда, порождает существование различных форм занятости. Формы занятости – это организационно-правовые способы и условия ис-пользования труда. В рамках национального рынка труда труд людей орга-низуется с помощью разнообразных организационно-правовых форм, раз-личающихся нормами правового регулирования продолжительности и ре-жимов рабочего времени, регулярностью трудовой деятельности, местом выполнения работы.
Среди различных форм занятости вторичная занятость занимает особое место. Это связано как со спецификой ее сущности, так и с тем воздействием, которое она оказывает на функционирование рынка труда. Вторичная заня-тость – это дополнительная форма использования рабочей силы, вовлечен-ного в трудовую деятельность работника. В большинстве случаев вторичная занятость приносит трудящемуся дополнительный доход. Причины, подтал-кивающие граждан к поиску дополнительной работы:
1) стремление повысить уровень доходов, возникающее у работников, когда уровень оплаты труда на основном рабочем месте не позволяет обес-печивать его основные материальные и духовные потребности;
2) стремление к повышению собственной конкурентоспособности на внешнем рынке труда, достаточно часто возникающее у людей, охваченных скрытой безработицей, т.е. формально занятых в народном хозяйстве, но ко-торые в связи с кризисным состоянием предприятия могут стать реальными безработными в любой момент [14].
Эта проблема особенно актуальна для молодежи, большая часть кото-рой, вступая в самостоятельную жизнь, не имеет еще твердых устоявшихся жизненных ориентиров, профессии или высокой квалификации, достаточного жизненного опыта. Проблема особенно обостряется в условиях перехода к рыночной экономике, когда происходят коренные изменения во всей соци-ально-экономической системе общества.
1.2 Проблемы молодежной занятости при переходе к рынку
Трудовые отношения как никакие другие определяют основные позиции индивида в обществе и влияют на жизненное самоопределение молодого че-ловека, поэтому безработицу и тенденции формирования рынка труда в ка-захстанском обществе мы рассмотрим более подробно.
Рыночные преобразования трудовой сферы начались с того времени, когда государством был отменен законодательно закрепленный принцип о всеобщей занятости. В сфере труда государство сохранило за собой функции регулирования трудовых отношений и содействия трудоустройству граждан.
Постановлением Совета Министров СССР 1990г. отменяется централи-зованное распределение выпускников учебных заведений. Вследствие чего молодежь утрачивает гарантию трудоустройства и на нее в полном объеме распространяется один из основных принципов рыночной экономики – принцип экономической активности населения (иначе говоря, самозанятость) [12].
Изменившиеся приоритеты государства в трудовой сфере, приватизация государственной собственности, развитие ассоциированной и индивидуаль-ной форм собственности сформировали совершенно новые принципы трудо-вых отношений (рынок труда). Это выразилось в новых критериях спроса на рабочую силу (сегодня, по оценкам экспертов, в структуре спроса преобла-дают две крайности: предлагаются рабочие места либо очень высокой ква-лификации, либо невысокой с низкой оплатой труда), в конкурсных и кон-трактных условиях найма работников, а также в возникновении и законода-тельном закреплении безработицы. Безработица, как принципиально новое явление в трудовых отношениях, экспертами рынка труда оценивается неод-нозначно. Одни утверждают, что угроза безработицы стимулирует у работ-ников мотивацию к труду, способствует необходимости постоянного повы-шения профессиональных навыков, формирует экономическое мышление, способствует самозанятости и т.п. Другие видят в безработице только нега-тивные социально-экономические аспекты, как то: рост девиантного поведе-ния и правового нигилизма, увеличение социальной напряженности, разви-тие теневой экономики и т.д. Так или иначе, но безработица становится ос-новным, постоянным фактором развития казахстанского рынка труда, кото-рый все больше воздействует на формирование системы занятости.
Безработица в переходной экономике проявляется главным образом в семейных формах: институционально-маргинальной и структурно-профес-сиональной. Структурно-циклическую безработицу в основном формируют лица, ранее занятые преимущественно умственным трудом, служащие сред-него звена управления, инженерно-технические и научные сотрудники НИИ и КБ при ВПК, представители редких профессий. Они составили резерв невостребованной на рынках труда высококвалифицированной рабочей си-лы.
Институционально-маргинальная или, как еще ее принято называть, со-циальная безработица, по оценкам экспертов, формируется представителями так называемого неконкурентоспособного населения – лиц в предпенсионном возрасте, женщин и молодежи.
Следствием рыночных преобразований явилось активное развитие тре-тичных и четвертичных секторов экономики – торговли, общественного пи-тания, торгового посредничества, кредитования, финансирования и страхо-вания. В результате чего повысился социально-экономический статус этих отраслей, увеличилось количество занятых в них работников.
Рыночные отношения стали активно проникать в сферу неординарного интеллектуального, творческого труда, в ранее дотационную социальную и строго регламентируемую бюджетную сферу. На эту тенденцию обратили внимание современные исследователи: буквально на глазах возникла пре-дельно коммерционализированная и персонифицированная индустрия ин-формации, культуры, спорта и развлечений [19].
Общие тенденции переходного периода казахстанской экономики при-вели в начальный период к значительному спаду валового внутреннего про-дукта и промышленного производства, в частности. Физический объем вы-пуска промышленной продукции в стране за 1991-1996гг. сократился более чем наполовину. В 1997г. наметились первые признаки экономического ро-ста. Однако в 1998г. рост валового внутреннего продукта приостановился. В 90-е годы произошел резкий спад инвестиций в основной капитал.
Макроэкономическая трансформация повлекла за собой изменения в со-циальной сфере:
- усложнилась социальная структура. Появились новые группы: предпри-ниматели и банкиры, мелкие торговцы и «челноки», «новые казахи» и «новые бедные». Возникли новые тенденции в социальной среде рабочих и крестьян, связанные с отношением к той или иной форме собственности;
- глубокая социальная поляризация, основанная на имущественном рассло-ении и доходах;
- появление так называемых маргиналов, людей выбитых из своей социо-культурной среды и превращающихся в люмпенизированный слой обще-ства. Маргинальные слои формируются в большинстве случаев из быв-ших работников умственного труда (инженеры, работники НИИ и КБ), женщин в возрасте старше 35 лет и молодежи.
Уровень безработицы среди молодежи обычно выше, чем среди старше-го поколения. Это является одной из самых сложных проблем не только ка-захстанского общества и для ее решения необходимо сначала разобраться в причинах и особенностях молодежной безработицы.
1.3 Основные причины и особенности молодежной
безработицы в Республике Казахстан
Молодежная безработица в Казахстане возникла не в связи с демогра-фическими факторами, как в развивающихся странах, кризисом перепроиз-водства, как в развитых странах, и даже не в связи с конкуренцией на рынке труда с более старшим и квалифицированным поколением.
Главная причина – в неэффективной социальной политике, результатом которой явился развал производства, прекращения финансирования многих отраслей, преимущественно тех рабочих мест, которые обеспечивали разви-тие материального производства, традиционно занимаемых молодежью [17].
Все больше среди безработных становится юношей и девушек, ни дня не проработавших по окончании школы или специального учебного заведения. В дореформенные времена перед выпускниками вузов и техникумов вообще проблема трудоустройства по специальности не стояла. Наоборот, имелась проблема, как уклониться от обязательного государственного распределения и устроиться по собственному желанию [10].
Можно выделить несколько особенностей молодежной безработицы в Казахстане. Во-первых, она возникла не просто вследствие падения произ-водства, а в результате прекращения финансирования ряда его основных от-раслей, преимущественного сокращения рабочих мест, обеспечивающих ма-териальное производство и традиционно занимаемых молодыми.
Во-вторых, среди безработных преобладает молодежь, не достигшая 25-летнего возраста (20%). В связи с ухудшением материального положения населения и понижением возраста трудоустройства, подростки до 18 лет, не имеющие по закону статуса безработных, но фактически таковыми являющи-еся, составляют не менее 45% от общей численности безработной молодежи [20]. На эту категорию следует обратить особое внимание, поскольку именно она является источником формирования слоя с «нулевым статусом». Не по-лучив профессионального образования и не будучи включенным ни в какие формы занятости, кроме досуга, этот слой представляет реальную угрозу стабильности общества.
Возникает вопрос о социальных характеристиках последней категории молодежи. В биографиях немалой ее части обнаруживаются и неполные се-мьи, и различные формы социальной девиации, спровоцировавшие их ис-ключение из школ. Вместе с тем в нее попали молодые люди, прежде не ожи-давшие столкновения с проблемой «нулевого статуса». У многих из них бы-ли весьма четкие представления о своем месте в социально-профессиональной структуре. Однако не поддающийся их контролю, не за-висящий от них самих размах структурных преобразований выбрасывает их на обочину общества, отчуждает от прав, дезорганизует и дезориентирует, вынуждая 51% молодых казахстанцев жить сегодняшним днем [53].
В основе процесса социального исключения молодежи посредством без-работицы лежал деструктивный характер социально-экономических реформ в Казахстане на начальном этапе, дисбаланс между всеми социальными эле-ментами, ведущий к деформации интеграционных механизмов в сфере труда, превращению их в блокирующие механизмы. Социальные институты более не справляются с задачей включения и распределения новых членов, напро-тив, становится препятствием для социальной мобильности молодежи.
В кризисном обществе, таким образом, возникает цепь взаимосвязанных явлений, когда социальное бессилие определенных категорий молодежи яв-ляется одновременно следствием трансформации и причиной, продуцирую-щей новые фазы исключения. Так появляются различные социальные катего-рии молодых людей – группы с низким социальным статусом, депривилеги-рованные, социально-отверженные группы – оказавшиеся жертвами глубо-кого системного кризиса.
Опасность дискриминации, отчуждения и маргинализации распростра-няется в условиях стихийного процесса интеграции в трудовые отношения и на высокообразованных молодых специалистов. Подавляющее большинство молодежи живет, таким образом, в условиях непредсказуемости и постоян-ного риска, обусловленного экономическими, политическими и правовыми факторами. Риск нисходящей социально-профессиональной мобильности и риск нереализованных возможностей являются доминирующими и вызывают у молодых чувства отчаяния или, наоборот, безразличия. Каждый пятый молодой респондент опасается остаться без работы, а каждый второй – не справиться с материальными трудностями. Эскалация этих и множество дру-гих типов риска является признаком превращения казахстанского социума в общество риска и индикатором социальной напряженности между молоде-жью и казахстанским истеблишментом. Их результатами является отчужде-ние молодежи от общества, уход от действительности и погружения в мир собственных проблем, разнообразные формы протестного поведения [16].
Таким образом, безработица, как среди мужчин, так и среди женщин является преимущественно молодежной проблемой. Наиболее неблагопо-лучной группой являются выпускники средней школы, не получившие про-фессиональных навыков и знаний. То обстоятельство, что в старших воз-растных группах безработица (особенно среди мужчин) значительно ниже, чем в младших, свидетельствует не только о большей социальной защищен-ности людей предпенсионного возраста, но и нежелание молодежи работать на непрестижных, низкооплачиваемых работах.
Рост безработицы сопровождается в малой среде ростом социальной агрессивности. Можно сделать вывод, что наибольшая напряженная соци-ально-экономическая ситуация наблюдается именно в регионах с более высо-ким уровнем безработицы.
Интересно отметить, что американский ученый Майкл Аргайл, изучаю-щий социальные последствия безработицы, на основе эмпирических исследо-ваний, проведенных в Детройте в 1956г., вывел зависимость между уровнем безработицы и изменением социально-демографических показателей. Так, увеличение уровня безработицы в США на 1% (если он затем не снижается на протяжении 5 последующих лет) дает результаты, отраженные в таблице 1 [47].
Таблица 1
Изменение социально-демографических показателей в связи с ростом
безработицы на 1% в 1956г. в США
Социально-демографические показатели Прирост, %
Самоубийства +4,1
Первичное обращение в клиники для душевноболь-ных +3,3
Тюремное заключение +4,0
Убийства +5,7
Смертность от алкоголизма +1,9
Общий показатель смертности +1,9
Наиболее радикальным способом корректировки девиантного поведения безработной молодежи является экономический подъем, рост занятости и благосостояния населения, явные признаки которых мы наблюдаем в Казах-стане в последние годы.
1.4 Зарубежный опыт решения проблемы молодежной занятости
В решении проблемы молодежной занятости большой интерес для Ка-захстана представляет опыт Западных стран с развитой рыночной экономи-кой. Проблема эта комплексная, многоаспектная и для ее полного освещения требуется специальное исследование. Мы в данном случае ограничиваемся отдельными примерами решения этой проблемы в странах Европы, США, а также трансформациями рынка труда в связи с широким применением ин-формационных и коммуникационных технологий в этих странах. Освоение и развитие новых технологий и пользование их плодами – это, прежде всего, миссия молодежи, поэтому этот вопрос для нас имеет особо важное значение.
В ХХI в. Европа вступает со значительным грузом безработицы. Уже около 10 лет сохраняется положение, когда практически каждый десятый жи-тель государств ЕС не имеет работы. Вместе с тем ни в одной из стран не наблюдается социальной напряженности, не отмечено серьезных забастовок и демонстраций. Подобная ситуация объяснима: социально граждане надеж-но защищены.
В ближайшие 20 лет, по мнению специалистов, европейский рынок тру-да столкнется с дефицитом рабочей силы, обусловленным старением населе-ния.
Прогнозы увеличения безработицы связаны с низкими темпами увели-чения ВВП при более высоких показателях динамики производительности труда, а также с крупномасштабным несоответствием квалификационно-профессиональной структуры спроса и предложения рабочей силы.
Исследователи выделяют три модели решения проблемы занятости в условиях замедления экономического роста:
- американская (представление низкооплачиваемых рабочих мест значи-тельной части рабочей силы с риском создания целого класса бедных ра-ботников);
- скандинавская (гарантия занятости для всех посредством создания рабо-чих мест в государственном секторе);
- европейская (защита доходов и условий труда занятых, предоставление через дорогостоящую систему пособий по безработице достойных дохо-дов значительной части безработных).
Молодежь является одной из наиболее страдающих от безработицы групп населения и в Европе. К 1997г. в странах ЕС более 20% длительно безработных составляли молодые люди (для сравнения: 11% – в США и Ка-наде, 5% – в Японии). Правительства ряда государств субсидируют фирмы, которые берут на работу молодых, проводя одновременно их профподго-товку. Сегодня «молодежными трудовыми контрактами» охвачены 25% юношей и девушек (в возрасте до 25 лет) в Италии, 20% – в Греции, 12% – во Франции и Испании [48]. Подавляющая часть молодежи занята неквали-фицированным или полуквалифицированным трудом, работает на поточных линиях, в сфере услуг. Как правило, безработица среди молодежи значи-тельно превышает средние показатели по стране.....
Мақала ұнаса, бөлісіңіз:
Ұқсас мақалалар:
» Дипломная работа: Стратегия управления трудовыми ресурсами в условиях рынка Республики Казахстан
» Дипломная работа: Состояние качества жизни в РК
» Дипломная работа: Особенности ресторанного обслуживания (на примере ресторанов Казахстана и Турции)
» Дипломная работа: Анализ производительности труда на предприятии
» Дипломная работа: Развития системы мотивации персонала (на примере ТОО «Glasman»)
» Дипломная работа: Стратегия управления трудовыми ресурсами в условиях рынка Республики Казахстан
» Дипломная работа: Состояние качества жизни в РК
» Дипломная работа: Особенности ресторанного обслуживания (на примере ресторанов Казахстана и Турции)
» Дипломная работа: Анализ производительности труда на предприятии
» Дипломная работа: Развития системы мотивации персонала (на примере ТОО «Glasman»)
Іздеп көріңіз: