Курсовая работа: Культура современного Китая
Содержание
ВВЕДЕНИЕГЛАВА 1. Общие вопросы культуры современного Китая.
Обычаи, традиции, праздники.
1.1.Общие вопросы культуры современного Китая.
1.2. Религия. Обычаи. Традиции. Праздники.
ГЛАВА 2. ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА ИХ ЗНАЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИИ КИТАЯ.
2.1. Реформа и развитие образования.
2.2. Наука и техника в КНР
ГЛАВА 3. культура и искусство
3.1. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ.
3.2. ЛИТЕРАТУРА. ТЕАТР. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
«Запад есть запад, восток есть восток,
не встретиться им никогда.
Лишь у подножья
Престола Божья, в день страшного суда».
Эти строки, принадлежащие великому английскому писателю Редьярду Киплингу, и по сей день, привлекают внимание. Одни соглашаются с Киплингом, говоря, что Востоку и Западу действительно не понять друг друга. Другие, наоборот, протестуют, указывая на то, что Восток европеизируется, а Запад проявляет все больший интерес к традициям востока (философии, искусствам, медицине).
Под восточной цивилизацией подразумевается, прежде всего, Индия, Китай и Япония на протяжении гигантского временного промежутка: с середины 2 тысячелетия до н.э. - по 17 век н.э. 3000 лет. За это время на Западе успели одна за другой смениться несколько цивилизаций.
В устойчивости Восточной цивилизации и состоит первая особенность Востока. Запад движется вперед как бы рывками. И каждый рывок (Античность, Средневековье и т.д.) сопровождается крушением старой системы ценностей, а также политических и экономических структур. Развитие Востока, напротив, предстает как сплошная линия. Новые веяния здесь не разрушают устои цивилизации. Напротив, они органично вписываются в старое и растворяются в нем. Восток очень гибок, он способен вобрать и переработать многие чуждые себе элементы. Так, по замечанию одного из крупнейших востоковедов, нашествия «варваров» (кочевых племен, живших на границах Китая и переживавших период разложения первобытнообщинного строя) не только не уничтожили китайское государство, но даже не прервали его существования... И даже в северной части страны, где образовались «варварские» королевства, эти королевства очень скоро перестали быть «варварскими», превратившись в те же китайские. Коренное китайское население этой части страны ассимилировало пришельцев и привило им свою цивилизацию.
Кроме того, в отличие от Европы, на Востоке сосуществовало множество религий, и даже ислам, непримиримый в отношении западного христианства, довольно спокойно уживался с традиционными восточными верованиями. Таким образом, какие бы потрясения не происходили, основы цивилизации оставались незыблемыми.
Второй важной особенностью Востока являлось то, что общество здесь не утеряло связи с природой. Любимым доводом европейских колонизаторов в пользу завоеваний было утверждение, что они облагодетельствовали людей Востока тем, что те были неспособны, создать сами (машинами, новейшим оружием и т.д.). Обычно в этом видят лишь примитивную попытку оправдаться. Однако большинство европейцев были в свое время свято в этом убеждены. Так в чем же здесь дело? Разгадка в принципиальной разнице психологии представителей двух цивилизаций.
Европейцы в своем развитии пошли самым простым путем. Свое несовершенство и слабость перед силами природы они начали возмещать созданием громоздких машин. Они резко выделили себя из природы, перестали чувствовать себя ее частью. Более того, природа в их понимании стала чем-то вроде врага. Ее надо было одолеть, победить, поставить себе на службу. Убедив себя, что человек есть венец творения и все в этом мире создано исключительно для него, европейцы принялись перекраивать природу на свой лад и расхищать ее богатства, не считаясь ни с загрязнением окружающей среды, ни с другими потерями еще бы - природа ведь «не храм, а мастерская», как выражался Базаров в романе Тургенева «Отцы и дети». В отличие от европейцев человек Востока никогда не терял связи со средой обитания. Свои помыслы он направил не на создание механизмов, возмещающих собственное несовершенство, а на то, чтобы усовершенствовать свои душу и тело. Мир воспринимался им, как единое целое, и человек в этом целом не господин, а лишь одна из составных частей. А раз так, то цель человека - не вражда, а стремление быть с природой в гармонии и, познав основные ее законы, постараться не противоречить им. Так, философы Востока считали, что народы и государства должны развиваться естественным (природным) образом, беря пример с растений и животных, в жизни которых нет ничего лишнего, случайного.
Стили различных боевых искусств Востока сложились в результате наблюдений за движениями диких зверей (тигра, медведя, обезьяны и т.д.) Досконально изучив окружающую среду, человек Востока знал, как она воздействует на его организм. Например, эффективность ударов (в боевых искусствах) в различные точки тела рассчитывалась в зависимости от времени дня. Люди Востока были убеждены в том, что лишь тогда человек может совершенствовать мир, когда путем совершенствования обретет гармонию и цельность в себе самом. Ибо ему полностью чужды зло и стремление разрушать.
Культура Древнего Китая достигла высокого уровня. Уже в очень давние времена ученые Китая сделали многие важные открытия в области астрономии, математики, медицины и других наук. Во 2 тысячелетии до н.э. в Китае существовала уже иероглифическая письменность. Несколько позднее были изобретены компас, а затем сейсмограф. В середине первого тысячелетия до н. э. был составлен первый в мире звездный каталог, насчитывавший 800 светил.
Третьей особенностью Востока является приверженность традиции. Традиция встречалась и в Европе, однако в цивилизациях Востока была возведена в далеком прошлом, в мифическом «золотом»веке. И все новое получало оправдание только тогда, когда можно было подыскать, что-нибудь подобное в древности.
Все здесь непрестанно повторяется, несколько видоизменяясь, но сохраняя обязательно черты сходства. Человеку европейского Средневековья в голову не могло прийти писать в стиле Гомера. А на Востоке на протяжении 3000 лет можно встретить в стихах одни и те же размеры, мелодии и т.д.
Любое неоправданное нарушение традиций (даже самых незначительных) воспринималось как сущий кошмар. Так, великий китайский философ Конфуций повествует об одном сановнике, устраивавшем «в храме танцы, в которых танцоры выстраивались в восемь рядов». Поскольку в древности такие праздники мог давать только император, Конфуций с возмущением заявляет: «Если это можно вынести, то что же тогда нельзя выносить?!». Он же создал целую теорию (до сих пор имеющую на Востоке огромное влияние) о том, что общество должно жить по раз и навсегда установленному ритуалу поведения. Без ритуала, по его мнению, обесценивается все. «Почтительность без ритуала приводит к суете. Осмотрительность без ритуала превращается в боязнь. Смелость без ритуала выглядит грубостью». Ритуал властвует не только в человеческом обществе, но и в природе. Ему подчинены смена времен года, расцвет и увядание. Свою теорию Конфуций также воспринимал не чем-то новым, а лишь возрождением учений прежних веков. «Излагаю, но не создаю. С любовью и верой отношусь к древности».
Отношение к религии является одним из важнейших показателей в характеристике цивилизации. На Востоке оно весьма отличается от западного. Да и сами религии здесь разнообразны и непохожи на христианство. Вот, к примеру, конфуцианство. Его называют религией, но это скорее набор правил и норм, определяющих жизнь человека в обществе.
Главным в конфуцианстве были вопросы этики, морали и управления государством. Основным принципом конфуцианской этики является понятие жэнь («гуманность») как высший закон взаимоотношений людей в обществе и семье. Жэнь достигается путем нравственного самоусовершенствования на основе соблюдения ли («этикета») - норм поведения, базирующихся на почтительности и уважении к старшим по возрасту и положению, почитании родителей, преданности государю, вежливости и т.д. Согласно конфуцианству, постичь жэнь могут лишь избранные, так называемые цзюнь цзы («благородные мужи»), т.е. представители высших слоев общества; простолюдины же - сяэ жэнь (дословно - "мелкие людишки") не в состоянии постичь жэнь. Это противопоставление «благородных» простолюдинам и утверждение превосходства первых над вторыми, часто встречающиеся у Конфуция и его последователей яркое выражение социальной направленности, классового характера конфуцианства.
Конфуцианство уделяло большое внимание вопросам так называемого гуманного управления, опираясь на идею обожествления власти правителя, существовавшую до конфуцианства, но им развитую и обоснованную. Государь объявлялся «сыном неба» (тяньцзы), правившим по повелению неба и выполнявшим его волю. Власть правителя признавалась конфуцианством священной, дарованной свыше, небом. Считая, что «управлять - значит исправлять», конфуцианство придавало большое значение учению чжэн мин (об «исправлении имен»), которое призывало ставить всех в обществе на свои места, строго и точно определять обязанности каждого, что было выражено словами Конфуция: «Государь должен быть государем, подданный подданным, отец _ отцом, сын _ сыном». Конфуцианство призывало государей управлять народом не на основе законов и наказаний, а при помощи добродетели, примером высоконравственного поведения, на основе обычного права, не обременять народ тяжелыми налогами и повинностями.
Еще одной религией, возникшей на Востоке и ставшей впоследствии мировой, является буддизм. Его основатель Будда одновременно является и неким космическим разумом, с которым стремятся слиться его последователи путем освобождения от суетных желаний и страстей, привязывающих людей к земле, заставляющих рождаться вновь и вновь в разных обликах. Таким образом, достигнув нирваны (просветления), человек переходил в новое качество - неземное. И, наконец, в даосизме, возникшем в Китае, бог как таковой вообще отсутствует. Вместо него имеется дао (путь) - некая первооснова всех вещей, познав законы которой и следуя им, человек становится совершенным.
Религии Востока - это, пути самосовершенствования, а через них и совершенствования окружающего мира.
Существеннейшую часть мировоззрения людей Востока составляла вера в бесконечную цепь смертей и возрождений каждого человека в разных обликах, причем будущий человеческий облик надо было заслужить праведной жизнью. В противном случае можно было возродиться кем угодно. Подобная теория породила представление о вечном движении всего живого в замкнутом цикле (все когда-то уже было и когда-нибудь повторится вновь). Отсюда происходит и знаменитый фатализм Востока - вера в невозможность и ненужность изменения предназначенной судьбы. Вот как рассуждает Конфуций, заехавший в разбойничьи земли. «Если небу угодно погубить мудрость, заключенную во мне - так и будет. А если нет, то что могут сделать мне эти разбойники?».
Полностью отсутствует на Востоке столь ценимое западной цивилизацией понятие свободы. Так же, как и демографический образ правления. Восточный человек не свободен, а обязан. Причем обязанностью этой не тяготится, а признает ее вполне естественной. Обязан соблюдать традиции, ритуалы, системы подчинения (родители - дети, муж - жена, вышестоящий - нижестоящий). Долгом этим связаны все, от государя до самого последнего из его подданных. Человек обязан жить строго определенным образом, в противном случае лучше ему умереть. В этом плане показателен пример японских самураев - военного сословия. При любом нарушении самураем «кодекса чести», он обязан был покончить жизнь самоубийством, сделав себе харакири. Таким образом, человек тут был не волен ни жить, ни умереть иначе, чем по установленному обычаю.
Социальные структуры Востока причудливы и пестры. Здесь и замкнутые касты (в Индии). И возможность перехода из одной социальной группы в другую путем сдачи государственных экзаменов (Китай). Сын крестьянина, таким образом, мог попасть на самую верхушку общества. Перед нами здесь редкий в истории случай, когда повышение образования означало одновременно повышение социального статуса.
Не менее причудливыми были и политико-экономические формы. Так, империю Тан в Китае именуют феодальным государством. Однако со своих земель китайская знать не получала ни гроша. Все доходы поступали в казну, а уж оттуда (в виде жалования) - к феодалам, занимавшим различные посты в государственном аппарате. Этим они низводились фактически до роли простых чиновников.
Подведем итоги: цивилизация Востока была жизнеспособна, пока ей приходилось сталкиваться с варварскими народами. Она защищалась от них пассивно, поглощая и переустраивая на свой лад. Однако, встретившись с цивилизацией Европы, технически более развитой, несущей совершенно иную программу и стремящейся к разрушению всего непохожего на нее, Восток не устоял.
Что касается актуализации вопроса современной культуры Китая, то Китай является государством, которое на прямую граничит с Казахстаном. Поддерживать добрососедские отношения и интересоваться культурой столь древнего государства необходимо.
Дипломатические отношения между Республикой Казах¬стан и Китайской Народной Республикой были установлены 3 января 1992 года. В совместном коммюнике об установле¬нии дипломатических отношений говорилось: "В соответст¬вии с интересами и чаяниями народов двух стран правительство Республики Казахстан и правительство Ки¬тайской Народной Республики решили установить диплома¬тические отношения между двумя государствами на уровне послов с 3 января 1992 года».
Правительства двух стран согласились развивать отноше¬ния дружбы и сотрудничества между двумя странами на ос¬нове принципов взаимного уважения суверенитета и терри¬ториальной целостности, взаимного ненападения, невмеша¬тельства во внутренние дела друг друга, равенства и взаимной выгоды, а также мирного сосуществования.
Основным документом, регулирующим двусторонние культурные и научные связи, является подписанное в Пеки¬не (10.08.92 г.) Соглашение о культурном сотрудничестве, которым была определена основа контактов между мини¬стерствами и ведомствами, имеющими отношение к гумани¬тарной сфере.
В 1993 г. в Китае с гастролями побывали артисты Казах¬ского государственного цирка и балетная труппа Казахского театра оперы и балета. Их выступления широко освещались в, китайских средствах массовой информации, вызвали поло¬жительный отклик у зрителей. В 1994-96 гг. китайские исполнители приняли участие в Международном конкурсе "Азия дауысы".
Довольно динамично развиваются связи по линии об¬ществ дружбы двух стран. Прошли Дни культуры Казахстана в СУАР, в Алматы побывали представители творческой ин¬теллигенции и деятели культуры из Или-Казахской автоном¬ной области Синьцзяна. Ежегодно проходит обмен студентами, стажерами и аспирантами. В июле 1995 г. осу¬ществлен комплекс мероприятий по празднованию 150-ле¬тия Абая в КНР с участием казахстанской делегации во главе с министром культуры. В период празднования юбилея под¬писан План сотрудничества между министерствами культуры двух стран на 1995-97 гг. Издательством национальных лите¬ратур в Пекине выпущен поэтический сборник Абая на ки¬тайском языке.
ГЛАВА 1. Общие вопросы культуры современного Китая.Обычаи, традиции, праздники.
1.1. Общие вопросы культуры современного Китая.
За 50 лет после существования КНР, в стране значительно выросло количество организаций, занимающихся культурно-просветительной деятельностью. К концу 1998 г. в стране насчитывалось 2915 культурных центров, что увеличилось на 2005 против 1949 года; 2731 общественных библиотек, что увеличилось в 50 раз против 1949 года; 1331 музеев, что увеличилось в 62 раза против 1949 года; 69000 кинотеатров, 2653 художественных коллективов. Непрерывно расширяются ряды работников культурно-просветительных и художественных организаций. Количество высших художественных институтов выросло с 18 в 1949 году до 30 в 1998 г.
После создания КНР, особенно со времени реформ и открытости, быстрыми темпами развивалось радиовещание. Строительство и модернизация радиовещании получили непрерывное развитие. К концу 1994 года, в стране открылась сеть цифрового радиовещания и информационного сервиса с помощью передающих спутников. Цифровая информация любой системы и компании может передаваться и распространяться по всему Китаю. В стране было создано более 10 тысяч передающих станций большого диапазона частот. Во всех концах страны расположены передающие станции большой, средней, и малой мощности, которые охватывают 100 процентов больших и средних городов.
Китай - культурная держава с давними культурными традициями. 56 национальностей, проживающих в Китае, создали многообразную и светлую народную культуру. Народная культура, как национально-историческое культурное наследство, распространяется в народе из поколения в поколение в таких формах, как сказка, народная песня, пословица, и т.д. В 50-х годах и 80-х годах в Китае два раза было, разворачивалась широкомасштабная деятельность по сбору народных культурных ценностей. Всего собрано 183 народных сказок, 302 народных песен, 248 народных пословиц, число слов которых достигло 4 млрд. В июне 1994 года Китайское правительство и Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) подписали "Договор о планах на осуществление объектов", посвящённый охране китайских народных культурных наследств. Затем, при финансовой помощи Японского правительства, представительства ЮНЕСКО в Китае, Монголии, КНДР и Китайское общество народных художников организовали встречу китайских и зарубежных художников народной культуры, которые объединили результаты многих экспедиций в области изучения китайской народной культуры. Эксперты на местах производили обследование, собирали и записывали народные сказки и песни, которые широко распространены в провинциях Цзилинь, Хубэй, Сычуань, Юньнан, Хэбэй. Были обнаружены многие старые и новые народные сказки,.....
Мақала ұнаса, бөлісіңіз:
Іздеп көріңіз: