Курсовая работа: Культура древней Греции и Рима
Содержание
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………..21. ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ И ДРЕВНЕРИМСКОЙ КУЛЬТУРЫ…..3
2. РЕЛИГИЯ………………………………………………………………………………6
3. ИСКУССТВО…………………………………………………………………………10
4. АРХИТЕКТУРА………………………………………………………………………12
5. ПИСЬМЕННОСТЬ И ЯЗЫК…………………………………………………………16
6. БЫТ……………………………………………………………………………………17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………….19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: …………………………………………20
ВВЕДЕНИЕ
Все большее число людей осознает, что приобщение к историческому прошлому – это не только знакомство с шедеврами мировой цивилизации, уникальными памятниками древнего искусства, не только школа воспитания, но и нравственности и художественного неотъемлемая часть современной жизни, в определённой мере оценка настоящего и даже «открытие» будущего. Это обуславливает необходимость исторических исследований прошлого.
Крупнейшими цивилизациями древнего мира были древнегреческая и древнеримская цивилизации. Они занимали расположенные географически близко друг к другу территории, существовали почти в одно и тоже время, поэтому нет ничего удивительного, что они тесно связаны между собой. Обе цивилизации обладали развитыми культурами, которые развивались взаимодействуя друг с другом. Поэтому для изучения культуры, да и других сторон развития греческой и римской цивилизации очень удобно применять один из наиболее важных методов исторического исследования – сравнение.
Конечно изучение древнего мира проводится не из простого любопытства. Исторические события взаимосвязаны и оказывают большое влияние друг на друга. Цивилизации Древней Греции и Древнего Рима позднее стали основой для возникновения европейской цивилизации, и оказали огромное влияние на развитие средневекового, а, следовательно, и современного мира. «Без того фундамента, который был заложен Грецией и Римом, не было и современной Европы» [1] Исследование культуры и быта этих цивилизаций помогает проследить тенденции развития современной культуры и предсказать её будущее. Актуальность данной темы главным образом и обуславливает выбор данной темы реферата.
Основная задача реферата – описать основные особенности древнегреческой и древнеримской культур, показать их взаимосвязь, выделить основные черты сходства и различия. В каждой главе проводится сравнение какого-то направления культуры, которое базируется на результатах изучения материальных памятников культуры древнего мира, археологических исследований и работах известных ученых.
1. ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ И ДРЕВНЕРИМСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Конечно, греческая и римская культуры очень похожи. «И у греков, и у римлян было свое историческое призвание – они дополняли друг друга, и фундамент современной Европы – их общее дело.» Но в тоже время между этими двумя цивилизациями было очень много существенных различий. В первую очередь это было обусловлено сложностью связи на больших расстояниях, что сильно ограничивало взаимодействие двух культур.
Греция четко делится на три части: северную, охватывающую Фессалию и Эпир; центральную, ограниченную с севера Малийским и Пагасейским заливами, а с юга - Коринфским и Сароническим; наконец, южную, т. е. Пелопоннес. Климат древней Греции мало чем отличается от нынешнего. Средняя температура не претерпела изменений с античных времен. Она колеблется от 16 градусов в Фессалии, где климат ближе к континентальному, до 19 градусов на Кикладах.
Вся история Древней Греции условно делится на несколько периодов: крито-микенский (XXX-XX вв. до н. э.), гомеровский (XI – IX вв. до н. э.), архаический (VIII – VI вв. до н.э.), классический (V – IV вв. до н. э.) и эллинистический (IV – I вв. до н. э.)
В Греции совсем нет золота: его добывали уже за пределами Греции - на острове Тасос, в Македонии и Фракии. Зато меди греки имели вдоволь, находя ее прежде всего на Эвбее, где название города Халкида происходит от греческого слова, обозначающего медь. Также в Древней Греции добывали ряд других черных и цветных металлов. Горнодобывающий промысел находился в Афинах на высоком уровне развития: там умели необыкновенно искусно отыскивать новые залежи ценных металлов, а глубина шахт достигала 120 м. Еще важнее серебра была для греческого искусства глина, из которой делали кирпичи, но прежде всего керамику - в этом греки добились, как известно, высочайших художественных достижений. Наконец, весьма ценился и камень: благодаря ему возникли со временем греческие храмы, другие памятники архитектуры и скульптуры. Камень всегда находился на месте, его не надо было ниоткуда возить. Дома в Афинах строились из твердого известняка, добытого в ближайших окрестностях; дома на Делосе – из камня выломанного прямо из гранитного основания острова. Даже при сооружении храмов обходились без транспортировки материалов. В Олимпе святилище Зевса построили из местного известняка; каменоломни Кара, поставлявшие Афинам излюбленный там в VI в. до н. э. траверин, т. е. мягкий известняк, располагались всего в нескольких километрах от города. На рубеже III-II тысячелетия до н. э. предки поднейших греков, двигаясь из-за Дуная, вторглись на балканский полуостров. Пространство, примыкавшее к Средиземному морю, было заселено людьми, которые говорили на языке, не относящемуся ни к индоевропейской, ни к семитской группам. Позднейшие греки, за исключением дворян, сами считали себя автохтонными населением Греции, однако и у них сохранялось представление о существовании некоторого древнего, догреческого народа, карийцев, лелегов, или пеласгов, первоначально населявших Элладу и прилегающие острова.
Итак, в районе Эгейского моря существовали и взаимодействовали три культурные общности: древнейшая из них критская, или минойская, с центром на Крите (3000 - 1200 гг. до н. э.); кикладская, расцветшая на островах; и элладская - в собственно Греции. Отражением критской культуры в материковой Греции была культура микенская: в формировании ее немалую роль сыграли, очевидно, художники и ремесленники с Крита, привезенные в качестве рабов победителями - ахейцами.
В эпоху архаики складываются основные черты этики древнегрече¬ского общества. Ее отличительной особенностью было соединение рождающегося чувства коллекти¬визма и агонистического (состязaтельного) начала. Формирование полиса как особого типа общины. шедшего на смену рыхлым объединениям «героической» эпохи, вы¬звало к жизни и новую, полисную мораль - коллективистскую в своей основе, поскольку существо¬вание индивида вне рамок полисы было невозможно. Выработке этой морали способствовала также воен¬ная организация полиса. Высшая доблесть гражданина состояла в защите своего полиса: «Сладко ведь жизнь поте¬рять, среди воинов доблестных павши, храброму мужу в бою ради отчизны своей»—эти слова спар¬танского поэта Тиртея как нельзя лучше выражали умонастроения этой эпохи, характеризуя систему господствовавших тогда ценностей [3]. Характер поли¬тических реформ в полисах обусло¬вил сохранение этой морали, пос¬кольку не аристократия лишалась своих прав, а рядовое гражданство поднималось с точки зрения объ¬ема политических прав до уровня аристократии. В силу этого тради¬ционная этика аристократии рас¬пространялась и среди народных масс, хотя уже в измененной фор¬ме: важнейший принцип—кто луч¬ше послужит полису. Определенную трансформацию переживала и религия. Формирова¬ние единого греческого мира при всех локальных особенностях пов¬лекло за собой создание общего для всех греков пантеона.
Общественное устройство Греции - рабовладельческая демократия, и для неё характерно такое явление, как народный суверенитет – признание народа в качестве единственного источника власти. Также существовала система выборных должностей. Прослеживалась тенденция к нивелировке – усреднению доходов между богатыми и бедными. Демократия ставила закон выше власти, а сами законы не считались чем-то данным свыше, они были созданы не богами, а человеком.
Важнейшим центром Средиземноморской империи был город Рим, население которого выросло до 1—1,5 млн. жителей. В отдельных частях огромной державы возникли в I—III вв. н. э. Другие большие города. Наиболее крупными из них были Александрия Египетская с населением около 500 тыс. человек, Антиохия на Оронте — центр управления Сирии, Эфес — центр управления провинцией азия. Круп¬нейшим городом Греции эпохи Империи стал Коринф, восстановлен¬ный Юлием Цезарем. На северном берегу Африки Цезарь же восста¬новил Карфаген, на Пиренейском полуострове выросли порт Терракона и Толето (современный Толедо), в Галлии—Лугудун (современный Лион), в Паннонии—Аквинк (современный Будапешт) и Сирмий, во Фракии—Филиппополь (современный Пловдип) и Сердика (современная София).
Столицу империи и другие большие города украшали великолеп¬ные крупные здания — храмы местных и общеимперских божеств, дворцы, «базилики», портики для прогулок, а также различного вида здания для общественных развлечений, театры, амфитеатры, цирки. В амфитеатрах шли представления — травля зверей, бои гладиаторов, публичные казни. В цирках происходили скачки на запряжен¬ных четверками лошадей колесницах — «квадригах». До настоящего времени, кроме грандиозного римского амфитеатра «Коллосея» (Колизея), построенного в 80 г. н.э. и вмещавшего около 50 тыс. зри¬телей, в различных местах, некогда бывших городами Римской импе¬рии, сохранились остатки амфитеатров (Париж, Арль, Верона, Капуя, Помпеи, Пула, и т. д.). Они были украшены великолепными произведениями искусства, рельефами и статуями. Отличительной чертой городов эпохи 1-III вв. и. э. были каменные мостовые, водопроводы («акведуки»), канализация,
В самом Риме во II—V вв. н. э. работали одиннадцать водопро¬водов, дававших 950 000 куб. литров воды ежесуточно. Водопроводы (акведуки) представляли собою длинные ряды арок , поддерживавших свинцовые или глиняные трубы, по которым вода из горных источ¬ников направлялась за много километров в тот или иной город. В го¬роде трубы уходили под землю и оттуда в разные водоемы, фонтаны на площадях — во дворцы, храмы и дома богатейших лиц. В совре¬менном Риме продолжают подавать воду два древних водопровода. Остатки больших римских водопроводов сохранились подле Рима, в Стамбуле, на юге Франции, в Испании, в различных частях Малой Азии, Африки. Центральные площади городов, называвшиеся агорой (на востоке) или форумом (на западе), были украшены портиками, храмами и базиликами. На площадях воздвигались триумфальные арки, конные статуи.
Особенно роскошны были форумы Рима. К древнейшему форуму времен республики императоры присоединили ряд новых. Наиболее великолепен был форум Траяна. Не менее великолепны были «алтарь мира», воздвигнутый Августом, и мавзолей Августа, большой куполь¬ный храм «всем богам» — «Пантеон», построенный Агриппой и пере¬строенный затем императором Адрианом.
В Риме, а также во многих больших городах провинций, строи¬лись роскошные здания «терм» (общественных бань), в которых были бассейны с теплой и холодной водой для купанья, гимнастиче¬ские залы, комнаты отдыха. Особенно роскошны были термы, по-строенные в Риме Каракаллой.
Большими размерами и богатством отличались многие архитек¬турные сооружения ряда городов провинций: что колоннады порти¬ков сирийского города Пальмиры, храмы солнца в Баальбеке (Сирия) и др. Во II в. н.э. в Империи было 372 мощенные камнем дороги общим протяжением около 80000 км. Через каждую тысячу шагов (миля) стояли каменные столбы с указанием расстояния до ближайших населенных пунктов и до города Рима; в самом Риме, на форуме, стоял столб с позолоченным верхом. Он считался началом всех дорог Римской империи и дал основание для выражения: «Все дороги ве¬дут в Рим !» .
В портовых городах были сооружены каменные причалы, амбары для хранения грузов, защитные каменные стены от прибоя морских волн.
Полы и стены храмов, дворцов, базилик, домов богатых рабовла¬дельцев были украшены тонко выполненными мозаичными орнамен¬тами и даже целыми картинами. В северных провинциях многие дома имели отопление. Из печей горячий воздух направлялся по гли¬няным трубам под полом различных помещений и создавал в них теплую атмосферу.
Однако если общественные здания и дома богачей блистали рос¬кошью отделки и удобствами, то жилища большинства свободного населения были убоги и неудобны. Сельские жители ютились в дере¬вянных а в средиземноморских областях — в кое-как построенных каменных хижинах, крытых черепицей и отапливавшихся очагом, находившимся в середине помещения, В Риме, Эфесе, Александрии строились дома в несколько этажей (в три, четыре и даже шесть), сдававшиеся в наем но квартирам и комнатам.
Постепенно складывалась идеология, система ценностей римских граждан. Её определял в первую очередь патриотизм – представление об особой богоизбранности римского народа и самой судьбой предназначавшихся ему победах, о Риме как о высшей ценности, о долге гражданина служить ему всеми силами, не щадя сил и жизни. Делами, достойными римлянина, особенно из знати, признавались политика, война, земледелие, разработка права. На такой основе складывалась ранняя культура Рима. Иноземные влияния, в первую очередь греческие, воспринимались лишь постольку, поскольку они не противоречили римской системе ценностей и перерабатывались в соответствии с ней.
2. РЕЛИГИЯ
Космогонические представления греков принципиаль¬но не отличались от представлений многих других народов. Считалось, что изначально существовали Ха¬ос, Земля (Гея), подземный мир (Тартар) и Эрос—жизненное нача¬ло. Гея породила звездное небо— Уран, который стал первым вла¬стителем мира и супругом Геи. От Урана и Геи родилось второе поко¬ление богов—титаны. Титан Кронос (бог земледелия) низверг власть Урана. В свою очередь дети Кроноса—Аид, Посейдон, Зевс, Гестия, Деметра и Гера—под во¬дительством Зевса свергли Кроно¬са и захватили власть над Вселен¬ной. Таким образом, олимпийские боги—третье поколение божеств. Верховным божеством стал Зевс - властитель неба, грома и молнии. Посейдон считался богом влаги, орошающей землю и моря, Аид (Плутон)—владыкой подземного мира. Супруга Зевса Гера являлась покровительницей брака, Гестия— богиней домашнего очага. Как покровительницу земледелия почитали Деметру. дочь которой Кора, не¬когда похищенная Аидом, стала его супругой.
От брака Зевса и Геры родились Геба—богиня юности, Арес—бог войны, Гефест, олицетворявший вулканический огонь, скрытый в недрах земли, а также покрови-тельствовавший ремесленникам, особенно кузнецам. Среди потом¬ков Зевса особо выделялся Апол¬лон—бог светлого начала в приро¬де, нередко называвшийся Фебом (Сияющим). Согласно мифам, он поразил дракона Пифона, и на ме¬сте, где он совершил свой подвиг, а было это в Дельфах, греки возвели в честь Аполлона храм. Этот бог считался покровителем искусств, богом-врачевателем, но одновре¬менно и божеством, приносящим смерть, разнося эпидемии; позднее он стал покровителем колонизации. Роль Аполлона с течением времени все более возрастает, и он начина¬ет вытеснять Зевса.
Сестра Аполлона Артемида — богиня охоты и покровительница молодежи. Многосторонние функ¬ции Гермеса, первоначально бога материального достатка, затем тор¬говли, покровителя обманщиков и воров, наконец, патрона ораторов и спортсменов; Гермес отводил так¬же души умерших в подземный мир. Диониса (или Вакха) почитали как божество производящих сил природы, виноградарства и виноде¬лия. Большим почетом пользова¬лась Афина, родившаяся из головы Зевса,—богиня мудрости, всякого рационального начала, но и войны (в отличие от Ареса, который оли¬цетворял безрассудную отвагу). Постоянная спутница Афины— богиня победы Ника. символ муд-рости Афины—сова. Афродите, родившейся из морской пены, пок¬лонялись как богине любви и красоты.
Для греческого религиозного сознания, особенно на этой стадии развития, не характерна идея все¬могущества божества, над миром олимпийских богов царила безли¬кая сила - Судьба (Ананка). Из-за политической раздробленности и отсутствия жреческого сословия у греков не сложилась единая рели¬гия. Возникло большое количество очень близких, но не идентичных религиозных систем. По мере раз¬вития полисного мировоззрения оформлялись представления об особой связи отдельных божеств с тем или иным полисом, покровите¬лями которого они выступали. Так, богиня Афина особенно тесно свя¬зана с городом Афинами, Гера - с Самосом и Аргосом, Аполлон и Артемида—с Делосом, Аполлон— с Дельфами, Зевс—с Олимпией и т. д.
Для греческого мировоззрения характерен не только политеизм, но и представление о всеобщей одушевленности природы. Каждое природное явление, каждая река, гора, роща имели свое божество. С точки зрения грека, не было непре¬одолимой грани между миром лю¬дей и миром богов, посредству¬ющим звеном между ними высту¬пали герои. Такие герои, как Ге¬ракл, за свои подвиги приобщались к миру богов. Боги греков и сами были антропоморфны, они испыты¬вали человеческие страсти и могли страдать, подобно людям.
В повседневной жизни римлян религия играла очень важную роль. Римляне, так же как и все народы древности, обожествляли непонятные им явления природы и общественной жизни. Римская религия зародилась еще в недрах родового строя и к концу республиканского периода прошла длительный путь развития. В римской религии долгое время сохранялись остатки первобытных религиозных представлений: тотемизма, фетишизма, анимизма. Осо¬бенно долго сохранялся в римской религии анимизм, вера в безлич¬ных и абстрактных духов, обитающих во всех окружающих человека материальных предметах, присущих явлениям природы, отвлеченным понятиям и даже отдельным действиям человека.
Длительное сохранение анимистических представлений тормозило развитие антропоморфного взгляда на богов т. е. представление божества в виде человеческого образа.
В силу консервативности мышления и медленного развития, свой¬ственных идеологии города-государства, в религии долгое время со¬хранялись родовые и семейные культы. Каждая семья находилась под покровительством своих божеств, имела свои святыни и свой культ: центром семейного культа был очаг, а его главным жрецом был отец семейства.
О благополучии дома заботились пенаты — божества кладовой и съестных припасов, покровителями же всей семьи и всего хозяй¬ства в целом были лары. Каждый член семьи имел особого духа — покровителя—гения (дух—покровитель женщин назывался Юно¬ной), который появлялся вместе с рождением и исчезал вместе со смертью данного человека. Гений отца семейства был общесемей¬ным божеством и почитался всеми домашними.
Умершие члены семьи превращались в духов, о которых нужно заботиться. Римляне верили, что умершие жили в том месте, где их похоронили, и так же, как и «живые, нуждались в пище. Обычно на могилы регулярно приносили немного пищи и цветы. Умершие предки считались богами покровителями — манами. Но если об умершиx не заботились их потомки, они преследовали живущих, становились злыми и мстительными лемурами Семейный культ был од¬ним важнейших и наиболее почитаемых в римской религии.
Из родовых и семейных культов развился государственный культ богини Весты - хранительницы домашнего очага и священного огня. Веста почиталась как покровительница всего гражданского коллек¬тива и его благополучия, а горевший на ее жертвеннике вечный огонь олицетворял вечность Рима.
Древним и почитаемым был культ богов, олицетворявших разные стороны земледелия, главного занятия римлян. Древнейший римский бог Марс первоначально представлялся как мечущий копья охрани¬тель стад и всего гражданского коллектива от врагов. Богиня Венера считалась покровительницей садов и огородов, божеством обилия и плодородия природы. Существовал бог посевов — Сатурн, жатвы — бог Коне, бог Робиг, отвращающий ржавчину от посевов. С культом земледельческих богов связаны многие религиозные празднества
римлян.
Представления о богах, первоначально как о безликих и абст¬рактных духах, постепенно развивались, и уже в V в. до и, э. рим¬ляне изображали многих своих богов в человеческом образе. На формирование римского пантеона оказала большое влияние этрус¬ская религия. От этрусков римляне заимствовали, например, Юно¬ну — этрусскую Уни, Минерву — этрусскую Менрву, возможно бога Вулкана и др., а также некоторые ритуальные действия, систему гаданий по внутренностям животных. Первый римский храм на Ка¬питолии был построен по этрусскому образцу.
Начиная с III в до н. э, на римскую религию очень сильное влияние стала оказывать греческая религия. Римляне отождествили с греческими богами своих абстрактных богов. Так, Юпитер был отождествлен с Зевсом, Марс с Аресом, Венера с Афродитой, Юнона с Герой, Минерва с Афиной, Церера с Деметрой и др. Среди рим¬ских многочисленных богов выделились под влиянием греческих религиозных представлений главные олимпийские боги: Юпитер-бог неба, грома и молнии, Марс — бог войны, Минерва — богиня мудрости, покровительница ремесел, Венера — богиня любая и пло¬дородия, Вулкан — бог огня и кузнечного ремесла, Церера — богиня растительности, Аполлон — бог солнца и света, Юнона — покрови¬тельница женщин и брака, Меркурий — вестник олимпийских богов, покровитель путников, торговли, Нептун—бог моря, Диана —богиня луны.
Одним из почитаемых чисто италийских божеств был Янус, изображавшийся с двумя лицами, божество входа и выхода, всякого на¬чала. Олимпийские боги считались покровителями римской общины и почитались патрициями. Плебеи же особенно почитали божествен¬ную троицу Цереру, Либеру-Прозерпину — богиню растительности и преисподней и Либера — бога вина и веселья......
Мақала ұнаса, бөлісіңіз:
Іздеп көріңіз: