Курсовая работа: Крестьянские хозяйства, перспективы их развития
Содержание
1. введение…………………………………………………………………………..3ГЛАВА 1. РОЛЬ АГРАРНОГО СЕКТОРА В АПК РК……………………………5
1.1 Социально-экономические вопросы реформирования сельского хозяйства Казахстана………………………………………………………5
1.2 Услуги сельскому хозяйству первой и третьей сфер АПК Казахстана…………………………………………………………………10
ГЛАВА 2. ПРИВАТИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ КРЕСТЬЯНСКИХ ХОЗЯЙСТВ В КАЗАХСТАНЕ…………………………………………………….16
2.1 Принципы и необходимость приватизации……………………………..16
2.2 Приватизация сельскохозяйственных предприятий……………………18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….26
ВВЕДЕНИЕ
В 1993-1995 гг. осуществлялся второй этап разгосу¬дарствления и приватизации, основной целью кото¬рого явилось создание необходимых условий для перехода от централизованно-плановой к рыночной экономике на основе персонификации права соб-ственности в процессе возвращения государством населению национального имущества путем безвоз¬мездной и возмездной передачи производственных объектов, других материальных и нематериальных активов, принадлежащих государству.
Для достижения поставленной цели намечалось создание рыночно ориентированных хозяйственных структур, частных собственников, конкурентной среды и проведение демонополизации производства, раз¬витие малого и среднего бизнеса, осуществление индивидуального преобразования крупных и уни¬кальных объектов народного хозяйства, образова¬ние частных организационно-хозяйственных струк¬тур и привлечение иностранных инвесторов, разви¬тие инвестиционных структур фондового рынка.
Второй этап разгосударствления и приватизации осуществлялся на основе национальной программы , разработанной в соответствии с правительствен-ной Программой неотложных антикризисных мер и углубления социально-экономических реформ (на период стабилизации экономики и перехода к рын-ку). К направлениям второго этапа разгосударствле¬ния и приватизации относились:
1. Массовая приватизация.
2. Приватизация по индивидуальным проектам.
3. Малая приватизация.
Массовая приватизация создавала возможность реализации права населения на собственность; при¬ватизация по индивидуальным проектам - привле¬чения инвестиций, в первую очередь иностранных; малая приватизация - становления и развития ма¬лого и среднего бизнеса.
Критериями отнесения предприятий к направле¬ниям приватизации являлись народнохозяйственное их значение, отраслевая принадлежность, числен¬ность работающих, стоимость основных фондов. В соответствии с численностью работающих предпри¬ятия подразделялись условно на малые с численно¬стью менее 200 чел., средние - от 200 до 5000 чел., крупные - свыше 5 тысяч человек. Крупные и уникальные приватизируемые предприятия намеча-лось приватизировать по индивидуальным проек¬там, средние предприятия - относить к массовой приватизации, малые предприятия торговли, ком-мунального хозяйства, бытового и сервисного об¬служивания - относить к малой приватизации.
ГЛАВА 1. РОЛЬ АГРАРНОГО СЕКТОРА В АПК РК
1.1 Социально-экономические вопросы реформирования сельского хозяйства Казахстана
Приватизация преследует цель создания независимых, экономически самостоятельных товаропроизводителей, формирование новой структуры землепользователей. За годы реформ на базе совхозов и колхозов создано более 30 тысяч крестьянских, фермерских хозяйств, их ассоциаций, часть совхозов преобразована в коллективные предпрятия, акционерные общества. Главный импульс приватиза¬ции был задан сверху, правительством, иногда вопреки тому, что определенная часть сельского населения, имея ввиду не только рядовых работников, но и руководителей и специалистов хозяйств, оказалась не готовой к столь ра¬дикальным переменам и высказывала определенное недо¬вольство ходом приватизации.
Земельные отношения регулируются новым Законом "О земле", в котором фактически введана частная собст¬венность на землю. Она определена термином "право землепользования", но это не меняет существа вопроса. Все сельскохозяйственные земли по закону "О земле" могут быть вовлечены в рыночный оборот по договорным ценам - продажным, арендным, залоговым, а также пере¬даны по наследству, подарены. Землеустроительной служ¬бой в соответствии с предписанием Президента РК вы¬пущена "Временная методика по определению норматив¬ной цены сельскохозяйственных угодий", в которой предлагается порядок определения платы за землю, прода¬ваемую в частную собственность или представляемую в землепользование государством. Все земли получают де¬нежную оценку, примерно равную трехкратной величине нормативного валового продукта, исчисленного в мировых (биржевых) ценах. Таким образом, с 1995-1996 годов ре¬ально начал формироваться рынок земли. В целом прива¬тизация привела к возникновению частной собственности в сельской экономике. А земельные реформы - к форми¬рованию рынка земли. Работники бывших совхозов и кол¬хозов наделены земельными паями, они свободны в рас¬поряжении ими по своему усмотрению, при выходе их из состава крупных хозяйств земельный пай, как и другое принадлежащее ему имущество, полностью остается в их собственности. Земельный кадастр, как и книга учета от¬дельных земельных участков, сейчас повсеместно начина¬ет создаваться.
Вместе с тем, происходящие в течении уже около 5 лет экономические реформы на селе (приватизация, земель¬ная реформа) все еще не привели к каким-нибудь суще¬ственным результатам. Наоборот, продолжает иметь место ухудшение всей социально-экономической жизни на се¬ле. Существенно уменьшились объемы производства, снижаются урожайность, надои, произошло весьма суще¬ственное сокращение поголовья скота, очень мало, в ми¬зерных размерах, внедряется новая техника и технология, ухудшается уровень жизни сельского населения, снижает¬ся плодородие почвы, ухудшается также состояние водохозяйственных объектов.
Все это следствие ошибок и просчетов, допущенных в ходе разгосударствления и приватизации собственности совхозов и колхозов, а также в процессе проведения зе¬мельной реформы.
Во-первых, в процесс приватизации не были заложены тщательно продуманные нормы, позволяющие эффектив¬но функционировать новым хозяйствующим субъектам. Весь процесс приватизации был сведен к простой раздаче земли, скота, техники и другого имущества без продуман¬ных механизмов их эффективного использования в рам¬ках индивидуальных крестьянских хозяйств. То же самое можно сказать о земельной реформе. Принятые правовые нормы, регулирующие платность землепользования, не создали экономическую основу для стимулирования ра¬ционального использования земельных ресурсов, а также не создали предпосылки для рациональной организации территории.
Во-вторых, такое положение еще более усугубилось ошибками, которые были допущены при либерализации цен при отсутствии конкурентной среды, при формиро¬вании налоговой и денежно-кредитной политики. Они привели к подрыву экономических стимулов развития предпринимательства в отрасли. Как следствие этого, сельское хозяйство Казахстана находится сейчас в весьма трудном, а проще сказать, в кризисном состоянии.
В-третьих, поспешность привела к тому, что в ходе приватизации не были учтены социально-экономические особенности сельского хозяйства Казахстана. В частности, существовавшая долгое время государственная собствен¬ность на землю, бесплатный характер ее использования, крупные размеры сельхозпредприятий, особенности сель¬ской инфраструктуры, в частности обособленное от сель¬ских товаропроизводителей функционирование крупных заготовительных, снабженческих, перерабатывающих предприятий и отраслей, диктовали необходимость поиска адекватных реальным условиям Казахстана способов и пу¬тей приватизации, а не слепое копирование чужого опы¬та.
Недостаточно было учтено обстоятельство, что сель¬ское хозяйство находится в очень тесной технологической и экономической зависимости от других отраслей агро¬промышленного комплекса. Процесс приватизации, либе-рализация цен в этих отраслях, недостаточно, а местами и вовсе не учитывающий интересы сельского хозяйства, привели к усилению их монополизма, удушению (путем взвинчивания цен) сельских товаропроизводителей.
Непродуманно, проще говоря ошибочно, под общим лозунгом, была проведена приватизация многих внутрихо¬зяйственных объектов, автотранспорта, объектов производственно-технического обеспечения. Это усилило моно¬польное положение этих вспомогательных отраслей по от-ношению к базовым предприятиям - фермерскому хозяй¬ству. Резко возросли цены на их услуги.
В-четвертых, не был тщательно учтен человеческий фактор. Бесплатный характер наделения землей, уравни¬тельный метод распределения имущества приватизируе¬мых предприятий открыли широкий доступ к фермерству нередко дилетентам, а то и просто жуликам и проходим¬цам. Как результат, наблюдается низкий уровень хозяй¬ствования в таких формированиях. Таким образом, мы можем утверждать, что в определенной степени допущено искажение основной цели приватизации - формирование эффективно хозяйствующего собственника. Вместо этого произошла приватизация ради создания собственника.
Все это вызывает необходимость уточнить и скоррек¬тировать всю нормативно-правовую базу приватизации и земельной реформы в Казахстане.
Либерализация цен привела к резкому росту инфля¬ции, к диспаритету, вздутию монопольно высоких цен. Государство в 1992-1994 годах активно регулировало цены на сельхозпродукцию, только с 1995 года либерализация цен в этой отрасли идет без особых ограничений. Про¬граммы поддержки бедных имеются, в целом программы социальной защиты малоимущих слоев населения мало¬эффективны.
Система управления сельским хозяйством претерпела определенные изменения, хотя ряд административных функций все еще сохранился. Органы управления сель¬ским хозяйством сейчас не занимаются производством, капитальным строительством, материально-техническим обеспечением, как это было раньше. Но тем не менее они сохранились повсеместно, сохранились и административ¬ные методы, которые они выработали за длительный пе¬риод функционирования. Сейчас административный на¬жим на фермеров, руководителей хозяйств в определенной степени усиливается. Безусловно, система управления сельским хозяйством нуждается в дальнейшей децентрали-зации.
Сельские товаропроизводители выплачивают следую¬щие виды налогов и отчислений: земельный налог, акци¬зы, налог на прибыль, подоходный налог, а также отчис¬ления в фонды: инвестиционный, дорожный, поддержки предпринимательства, социального страхования и пенси¬онный фонд. Кроме того, сельхозпредприятия выплачи¬вают налог на добавочную стоимость. Удельный вес на¬логов и отчислений в структуре затрат составляет 13,5-16,5%. Как нами выше уже говорилось, ставка налогов весьма высока, низка их стимулирующая роль. Здесь предстоит внести определенные коррективы в налоговую систему и продумать вопрос о замене многих из них более прогрессивным прямым земельным налогом.
Влияние государства на сельское хозяйство (прямое, административное) все еще велико. Многие экономиче¬ские регуляторы плохо работают, поэтому администра¬тивное вмешательство в хозяйственные дела селян со сто¬роны акимов всех уровней и органов управления сельским хозяйством (также всех уровней) продолжается.
В новых условиях постоянно зарождаются (пока еще в зачаточном состоянии) ассоциации и кооперативы кре¬стьянских хозяйств, отраслевые объединения и ассоциа¬ции. Уточняются и апробируются выполняемые ими функции.
Ситуация с рабочими местами на селе постоянно ухудшается. Свертывание производства, закрытие многих нерентабельно работающих предприятий и хозяйств, пло¬хое состояние объектов инфраструктуры и свертывание их работы, отсутствие инвестиций на строительство объектов на селе резко осложнили ситуацию с рынком труда. Уже явно имеет место безработица на селе, отток определен¬ной части сельской рабочей силы в города.
Все это требует разработки государственной, рассчи¬танной на переходный период, программы создания до¬полнительных рабочих мест на селе с определением их ис¬точников финансирования. Правительство возлагает забо¬ту об этом на региональные органы управления экономи¬кой. Несмотря на неоднократные попытки, каких-либо действенных планов регионального развития тех или иных территорий пока еще не существует. Рабочие места не-сельскохозяйственной сферы деятельности создаются в мизерном количестве из-за отсутствия свободных денеж¬ных средств. Определенные налоговые льготы для под¬держки малых и средних.....
Мақала ұнаса, бөлісіңіз:
Іздеп көріңіз: