Курсовая работа: Конституция в системе истории права
Содержание
ВВЕДЕНИЕГЛАВА 1. ПРЕДПОСЫЛКИ ПРИНЯТИЯ КОНСТИТУЦИИ РК 1995г.
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИИ РК
2.1 Конституционные права и свободы
2.2 Структура государственных органов
2.3 Изменения в Конституции в 1998 году.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В ДЕКАБРЕ 1991 Г. РАСПАЛСЯ СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК. ВХОДИВШИЕ В ЕГО СОСТАВ СОЮЗНЫЕ РЕСПУБЛИКИ ОБРАЗОВАЛИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ, НЕЗАВИСИМЫЕ, СУВЕРЕННЫЕ ГОСУДАРСТВА. КАЗАХСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА ПЕРЕСТАЛА СУЩЕСТВОВАТЬ. НА ЕЕ ТЕРРИТОРИИ ВОЗНИКЛО НОВОЕ ГОСУДАРСТВО, КОТОРОЕ НАЗЫВАЕТСЯ РЕСПУБЛИКОЙ КАЗАХСТАН.
С момента образования Республики Казахстан принят ряд правовых актов, которые заложили юридическую основу нового государства. К ним относятся: Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР, Закон о государственной независимости Республики Казахстан, Конституция Республики Казахстан 1993 г., Конституция Республики Казахстан 1995 г. Указанные конституционные акты провозгласили независимость, самостоятельность Казахстана, выдвинули идею создания демократического правового государства.
Основным правовым документом является Конституция Республики Казахстан 1995 г. Она обобщила основные положения конституционных законов, принятых в республике за годы независимости.
КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВНЫМ ЗАКОНОМ ГОСУДАРСТВА. ОНА ЮРИДИЧЕСКИ ОФОРМЛЯЕТ ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ЖИЗНИ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА: ОСНОВНЫЕ ПРАВА, СВОБОДЫ И ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА, УСТРОЙСТВА ГОСУДАРСТВА, А ТАКЖЕ ЗАКРЕПЛЯЕТ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ОСНОВУ ОБЩЕСТВА. КОНСТИТУЦИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВНЫМ ИСТОЧНИКОМ ЗАКОНОВ И ДР. НОРМАТИВНЫХ АКТОВ, ПРИНИМАЕМЫХ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВА.
ТРЕБОВАНИЯ СОБЛЮДЕНИЯ НОРМ, ПОЛОЖЕНИЙ КОНСТИТУЦИИ ОТНОСЯТСЯ НЕ ТОЛЬКО К ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОРГАНАМ, ДОЛЖНОСТНЫМ ЛИЦАМ, НО И ГРАЖДАНАМ, ОБЪЕДИНЕНИЯМ. В УСЛОВИЯХ СТРОИТЕЛЬСТВА ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА ОСОБО ВАЖНЫМ СТАНОВИТЬСЯ ИЗУЧЕНИЕ И СТРОГОЕ СОБЛЮДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА, ДАЛЬНЕЙШЕЕ СБЛИЖЕНИЕ ИНТЕРЕСОВ ЛИЧНОСТИ И ГОСУДАРСТВА.
Основной задачей данной работы является рассмотрение нынешней Конституции РК как составной части истории права республики, анализ роли Конституции права в жизни человека, его взаимоотношения с обществом и государством. В работе кратко характеризуется государственное устройство РК.
Курсовая работа состоит из Введения, двух глав, Заключения и Списка использованной литературы. Общий её объём составляет – 25 машинописных страниц.
ГЛАВА 1. ПРЕДПОСЫЛКИ ПРИНЯТИЯ КОНСТИТУЦИИ РК 1995г.
Хотя с момента провозглашения независимости Казахстана в историческом масштабе прошло весьма мало времени, есть достаточно оснований для подведения некоторых итогов конституционного развития нового государства. Эта проблема будет всегда актуальной для науки государствоведения и для практики государственного строительства, поскольку речь идет об истоках образования государственности. В 1995 году была принята новая Конституция РК, основываясь на достаточно солидную правовую и законодательную базу. Предпосылками принятия Конституции 1995 года были те изменения, которые произошли в экономическом и политическом положении республики, новые реалии жизни в условиях становления рыночной системы.
История становления нового конституционного законодательства Казахстана берет начало с момента внесения изменений в Конституцию Казахской ССР Законом Казахской ССР «Об учреждении поста Президента» от 24 апреля 1990 г. Этот закон не относится к разряду обычных изменений Конституции, каких было немало раньше. Данный закон внес существенное изменение в систему управления государством. Пост Президента учреждается в целях обеспечения глубоких политических и экономических преобразований, осуществляемых в республике, укрепления конституционного строя. Как показали дальнейшие события, формирование президентской системы правления независимого государства Казахстан начинается с этого закона.
Важной предпосылкой настоящей Конституции, важным актом конституционного характера этапа является Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР от 25 октября 1990 г. Она была не просто «Декларацией намерений», а имела нормативный правовой характер.
В Декларации впервые провозглашалось, что Казахская ССР является суверенным государством, которое добровольно объединяется с другими республиками в СССР и строит взаимоотношения а ними на договорной основе. В Конституции 1937 г. говорилось, что Казахская ССР добровольно объединилась с другими равноправными республиками в СССР. А в Конституции Казахской ССР 1978 г. лишь в преамбуле отмечалось, что Казахская ССР – равноправная республика в составе СССР. В Декларации провозглашались не только суверенность Казахстана, но и конституционная идея о необходимости договора между союзными республиками.
Также впервые в Декларации было заявлено о национальной государственности: «Казахская ССР принимает меры по защите, охране и укреплению национальной государственности» (статья 2). В ней утверждалось, что возрождение и развитие казахской нации и других национальностей, проживающих в Казахстане, являются одной из важнейших задач государственности Казахской ССР» Разумеется, понятия «национальная государственность» и «государственность Казахской ССР» – не синонимы. Эти понятия – отражение двух подходов к характеру государственности в Казахстане. В их основе лежало различное понимание права на политическое самоопределение в условиях многонационального Казахстана. Как увидим в дальнейшем, вначале был конституирован первый подход, а в Конституции Республики Казахстан 1995 г. – второй.
Декларация – первый акт Казахской ССР, в котором был провозглашен принцип разделения власти, прежде категорически отвергаемый как буржуазный политический институт. Конституция Казахской ССР 1978 г. закрепляла всевластие Верховного Совета, хотя общеизвестно, что никакого всевластия этого органа не существовало.
Законодательная власть предоставлялась Верховному Совету. Президент являлся главой республики и обладал высшей распорядительно-исполнительной властью, т.е. в ведении Президента находилась и исполнительная власть. Высшая судебная власть принадлежала Верховному Суду.
В Декларации Казахской ССР было закреплено суверенное право, которого не было раньше, – приостанавливать на своей территории действие законов и других актов высших органов Союза, нарушающих суверенные права и Конституцию республики.
Объявлялось также, что в исключительной собственности Казахской ССР находятся все природные ресурсы, весь экономический и научно-технический потенциал, имеющийся на ее территории, т. е. экономика Казахстана в основном обособлялась от экономики СССР и переставала быть составной частью единого народнохозяйственного комплекса Союза.
В Декларации отсутствует классовый подход к определению социальной основы государства. Понятия «рабочие», «крестьяне», «интеллигенция», содержавшиеся в статье 1 (пункт 19) Конституции Казахской ССР, исключены из норм законов. Народ провозглашался единственным носителем суверенитета и источником государственной власти. Это положение было закреплено в обеих Конституциях Республики Казахстан.
Казахская ССР наделялась правом выступать самостоятельным субъектом международных отношений. По Конституции СССР и Конституции Казахской ССР 1978 г. Казахстан не был самостоятельным субъектом международных отношений. Хотя в Казахской ССР имелось Министерство иностранных дел, Казахстан самостоятельно не выходил на международную арену, не заключал международные договоры. В соответствии со статьей 28 Конституции Казахской ССР во внешнеполитической деятельности республика руководствовалась целями, задачами и принципами внешней политики, определенными Конституцией СССР.
Итак, более чем за год до провозглашения независимости в Казахстане были приняты акты конституционного характера, которые приостановили действие основных норм Конституции СССР и положили начало самостоятельному, независимому развитию. Был принят ряд законов, которые внесли существенные изменения в Конституцию Казахской ССР 1978 г. Эго Закон «О совершенствовании структуры государственной власти и управления» от 20 ноября 1990 г. В Конституцию были внесены положения о том, что Президент является главой исполнительной и распорядительной власти, Совет Министров преобразуется в Кабинет Министров, учреждается пост Премьер-министра. Президенту было предоставлено право формировать Кабинет Министров, который утверждался Верховным Советом. Конституция была дополнена положением о том, что Казахская ССР участвует в решении вопросов, отнесенных к ведению СССР, во всех его высших органах власти. Это был еще один шаг в сторону расширения суверенных прав Казахской ССР.
Важное конституционное значение имел Закон «О местном самоуправлении и местных Советах народных депутатов Казахской ССР» от 15 февраля 1991 г., в соответствии с которым были внесены существенные изменения в Конституцию Казахской ССР 1978 г. Впервые давались понятия местного самоуправления, его системы. Этот вопрос имеет важное значение и был решен по-разному в Конституциях 1993 г. и 1995 г.
Закон включал в систему местного самоуправления местные Советы народных депутатов, органы территориального общественного самоуправления, а также местные референдумы, собрания (сходы), конференции граждан и действовал по существу до роспуска Советов.
Следующей предпосылкой современной Конституции РК был Закон Республики Казахстан «Об изменении наименования Казахской Советской Социалистической Республики» от 10 декабря 1991 г. Хотя закон не назывался конституционным, он фактически был таковым, поскольку вносил изменения в Конституцию Казахской ССР и Декларацию о государственном суверенитете. Значение этого закона в том, что с наименования Республика была снята идеологическая основа государственной организации.
Другое значение этого закона состоит в признании политического самоопределения всего народа: Казахская ССР переименовывается в Республику Казахстан, «исходя из стремления многонационального народа Республики к построению демократического, независимого, миролюбивого, правового государства, основанного на принципах самоопределения». Здесь не говорится о самоопределении нации. Но как ни странно, эта идея не была учтена в полной мере в Законе «О государственной независимости», принятом 16 декабря 1991 г., т. е. спустя всего шесть дней. В Законе «О государственной независимости» говорилось, что Верховный Совет, «выражая волю народа Казахстана, подтверждая право казахской нации на самоопределение..., провозглашает независимость Республики Казахстан».
В этом конституционном законе впервые провозглашалась независимость, в нем получили закрепление элементы, присущие независимому государству: единое гражданство, территориальная обособленность, самостоятельная система государственных органов, самостоятельная экономическая система, соответствующая статусу независимого государства, наличие собственных Вооруженных Сил. Этим самым Казахстан входил в мировое сообщество как самостоятельное государство.
Одна из особенностей второго этапа становления конституционного законодательства заключалась в том, что продолжали действовать нормы.....
Мақала ұнаса, бөлісіңіз:
Ұқсас мақалалар:
» Курсовая работа: Конституционно- правовой статус парламента РК
» Курсовая работа: Конституционное право РК как отрасль национального права
» Курсовая работа: Конституция РК и понятие предпринимателя по ГК РК
» Курсовая работа: Вещные права
» Об определении начала, продолжительности и каникулярных периодов 2020 - 2021 учебного года в организациях среднего образования
» Курсовая работа: Конституционно- правовой статус парламента РК
» Курсовая работа: Конституционное право РК как отрасль национального права
» Курсовая работа: Конституция РК и понятие предпринимателя по ГК РК
» Курсовая работа: Вещные права
» Об определении начала, продолжительности и каникулярных периодов 2020 - 2021 учебного года в организациях среднего образования
Іздеп көріңіз: