Курсовая работа: Конституционный строй РК
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РК И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ………………………………………………………………………….5
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РК……………………………………………………………………………………..8
ГЛАВА 3. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РК……………………14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….26
ВВЕДЕНИЕ
Уже в 70-е и в начале 80-х годов старая советская социалистическая экономическая и политическая система, основанная на плановой государственно-распределительной экономической системе, базирующейся на государственной собственности и тоталитарной, антидемократической политической системе, оказалась в глубочайшем экономическом и политическом кризисе. Господствовавшая партийно-государственная номенклатура, полностью оторвавшаяся от народа, тратившая ог¬ромные средства на содержание -гигантского военно-промышленного комплекса, поддержку подобных тоталитарных режимов так называемой "социалистической системы" и многих других стран - Латинской Америки, Африки, Азии и т.д., на привилегированное содержание самой номенклатуры, привела страну к обнищанию, росту общего недовольства, отсутствию какой- либо свободы и критики, к национальным противоречиям. Советская социалистическая система полностью проиг¬рала экономическое и социальное соревнование с так называемым "западным империализмом", развитыми странами Европы, Америки и Японии.
В 1985 году это стало ясным даже для высшего партийного и политического руководства СССР. С ап¬реля 1986 года в СССР началась перестройка, целью которой являлась, тем не менее, модернизация, обновле-ние все той же советской социалистической системы. Достижениями перестройки были: отмена цензуры в средствах массовой информации (СМИ), отмена моно¬польного положения КПСС, которая, как говорится в Преамбуле Указа Президента Российской Федерации « О деятельности КПСС и КП РФ» от 6 ноября 1991 года, «никогда не была партией. Это был особый механизм формирования и реализации политической власти путем сращивания с государственными структурами или их прямым подчинением КПСС» (1), возникновение новых партийных и других общественных движений, частичное расширение суверенитета союзных республик. Политическое руководство СССР практически признало свое поражение в "холодной войне" с капиталистическим миром. Уже в конце 80-х годов распалась система Bapшавского договора. От Советского Союза отошли Польша, Венгрия, Чехословакия и другие европейские страны. Вскоре ГДР воссоединилась с ФРГ. Почти Bed союзные и даже некоторые автономные республики стали требовать для себя укрепления государственного суверенитета и независимости от Москвы. Патриотические движения в Алма-Ате, а затем в Тбилиси, Баку, Вильнюсе и других городах бывшего СССР жестоко подавлялись московским правительством. Экономические, социальные, политические, национальные противоречия с каждым годом нарастали. О своей независимости первоначально заявили прибалтийские республики. А в 1990 году объявила о своем государственном суверенитете по отношению к Союзу Россия, затем другие союзные республики и, в том числе, Казахстан. 25 октября 1990 г. Верховный Совет КазССР принял Декла¬рацию о государственном суверенитете.
Однако, «многочисленные оценки правовых аспектов жизни и деятельности СНГ, высказанные в последнее время государственными деятелями и учеными стран Содружества, показывают, что более 500 подписанных в рамках СНГ многосторонних договоров и соглашений не смогли решить проблему создания добротной правовой базы сотрудничества. Главная причина этого кроется в декларативности и расплывчатости многих докумен-тов...»
По мнению В.С.Нерсесянца, "утвердившаяся в условиях социализма тоталитарная система как тип и форма организации коммунистической партийно-политической власти- это не этатизм, не чрезмерное развитие государ¬ственного начала, как нередко считают, а нечто прямо противоположное -- тот крайний этатизм и антиюридизм, который подменил надлежащие государственно-правовые формы и принципы организации и осуществления публичной власти и препятствовал их возникновению» Постсоветский период был отмечен принятием новых нормативных актов, установлением начал многопартий¬ности, формированием системы разделения властей, прове¬дения приватизации, введением института частной собственности.
Очевидным последствием того времени является столкновение новых правовых норм со старыми право¬выми нормами, приведшее к принятию новой Конституции Республики Казахстан в 1993 году. С этого момента процесс построения новой правовой системы в Казахстане приобрел необходимые критерии и конституционную основу.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РК И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ
Ныне действующая Конституция Республики Казахстан 1995 года во главу угла поставила интересы личности, соблюдение прав и свобод человека и гражданина.
Мы согласны с мнением американского правоведа Ло-уренса Фридмэна о том, что «правовая система нечто большее, нежели просто набор норм». Правовая система не является неким постоянным образованием; она находится в изменении и развитии. Сущность правовой системы в качестве составной части системы социального контроля изменяется под воздействием тех или иных обстоятельств.
Республика Казахстан твердо вступила на путь строительства демократического правового государства. Концепция правового государства во всех ее основных аспектах овладела депутатским корпусом законодательных органов всех уровней, политическим руководством республики, сознанием наиболее политически активной части избирателей. В республике действуют многочисленные партийные и общественные организации. Трудно, но все же реализуются демократические законы, закрепляющие гражданские, политические и иные права и свободы граждан.
Однако, в силу многочисленных объективных и субъ¬ективных причин успешное строительство правового го¬сударства тормозится. Вместе с тем на этот процесс влия¬ет и экономический кризис, охвативший все республики бывшего Советского Союза и усилившийся после его распада, результатом которого стало резкое снижение жиз¬ненного уровня населения. Отрицательно также сказыва¬ется на этом строительстве скрытое, а иногда и явное сопротивление и саботаж старых, реакционных, коррумпированных структур прошлого. Не меньшую опасность представляет также для демократических преобразований противозаконная, спекулятивная деятельность представи¬телей «теневой» экономики, мафиозных кланов.
В этих условиях задачей первостепенно¬го значения для законодательных, исполнительных , судебных властей всех уровней, начиная с нового Парламента и Президента республики, является вывод Казахстана на рельсы регулируемой рыночной экономики как единственно возможного пути выхода из экономического кризиса. Руководство многое делает для того, чтобы обеспечить и сохранить социальную стабильность в республике, совме¬стно с другими независимыми государствами Содружества решать назревшие экономические, социальные, военные и другие проблемы. Главное заключается в том, что решение всех этих сложнейших проблем осуществляется одновременно со строительством демократического правового государства.
В результате проведенного анализа пришли к выводу о том, что в настоящее время чрезвычайно актуальной является необходимость разработки на основе Конституции новой правовой системы в качестве важнейшего условия обеспечения нормативной базы создания современной рыночной экономики, совершенствования политической системы, культуры и борьбы с разгулом преступности. В связи с этим на новую высоту поднята проблема проведения второго этапа правовой реформы, которая по своей исторической значимости и масштабности равнозначна реформам социально-экономическим. На современном этапе развития общества правовая реформа приобретает все большую актуальность. В переходный период, который переживает наша страна- Рес¬публика Казахстан- особенно необходимо гибкое и дина¬мичное отражение, точное их закрепление в соответст¬вующих нормативно- правовых актах.
Кроме того, нужно последовательно проводить созидательную работу в различных сферах жизни людей с учетом перспективного нормативного урегулирования.
Осуществление реформы правовой системы в Рес¬публике Казахстан непосредственно связано с разработ¬кой нового нормативного закона, рассчитанного на ре¬гулирование еще не сложившихся общественных отношений.
Проведение правовой реформы включает решение ряда мероприятий, направленных на коренные преобразо¬вания в области правового регулирования. Вместе с тем, как никогда, значительным резервом в деле проведения реформы, создания совершенных законов должна быть высокая профессиональная подготовка и компетентность разработчиков нормативных актов и самого депутатского корпуса, а также ответственность должностных лиц, за¬нимающихся правотворческой деятельностью. Поэтому как никогда актуальной стала проблема оптимизации законотворчества, когда корпус самих законодателей формировался из числа людей, опытных в правотворчестве, высококвалифицированных специалистов различных от-раслей юриспруденции.
Правовая реформа, как и любая общественная реформа, является делом не науки, не законотворчества, а сама выступает как правовая политика. К сожалению, в нашей республике законы и подзаконные акты, зачастую переписанные с российских, страдают многочисленным дублированием, прямыми противоречиями, технико-юридическими изъянами и отсутствием реальных право¬вых механизмов. Более того, разработчиками законопроектов, не говоря уже о заказчиках, чаще всего выступают министерства и ведомства, что не может не привести к законодательному закреплению ведомственных интересов в ущерб общегражданским.
По своему содержанию правовая система республи¬ки и проблемы ее реформы можно отнести к числу сложных явлений, требующих неоднозначного подхода в ее совершенствовании. Касаясь содержательной стороны, следует, прежде всего, определить предмет правовой системы, который состоит из следующих основных элементов: 1. Право; 2. Юридическая практика; 3. Правовая идеология. Эти три явления действительности в совокуп-ности дают не только целостное представление о право¬вой системе, но и выражают ее особенности. Причем право -- один из главных элементов данного явления.
Вся сложность текущего момента состоит в том, что республика переживает процесс переходного периода, который сопровождается ломкой старых и возникновени¬ем новых общественных отношений. Не учитывать это при проведении реформ нельзя. В этой связи и должны быть определены общие направления правовой реформы, которые в решающей степени обусловлены характером экономических отношений.
На данном этапе в короткие сроки необходимо вы¬полнить задачи, относящиеся не только к сфере идеоло¬гии и правовой политики, но и решить проблемы совер¬шенствования текущего законодательства, создания со-временной правовой системы. Если эти вопросы не будут решены, то, безусловно, затормозится сам процесс реформ и соответственно замедлится развитие общества.
Следовательно, реформа включает преобразование, изменение, переустройство существующей и создание новой правовой системы. Причем в ее содержании одним из главных направлений является правотворческая деятельность государства. Безусловно, решение этой про¬блемы зависит от многих причин - экономического, финансового, организационного и иного характера. При этом за данной проблемой стоит задача демократизации нормативно- правовых актов, сущностью которой должно быть отлаженное взаимодействие между личностью и законом, основанное на принципах справедливости и гуманизма.
Процесс реформы особенно активно пошел в по¬следние годы. Острота существующей проблемы подвела к необходимости проведения функциональных исследова¬ний, в основном, на уровне законодательных работ, осу¬ществляемых непосредственно органами высшей госу¬дарственной власти республики. Содержание мероприя¬тий, намеченных в плане законодательных работ, и общих направлений правовой политики в республике, предпо¬лагает", прежде всего, коренное переустройство текущего законодательства и подготовку обозримых перспектив в разработке новых нормативно- правовых актов. В этом плане можно с определенной категоричностью ставить вопрос о неотложной необходимости создания по опыту других стран специального закона о правотворческой деятельности.
Опыт показывает, что дальнейшее совершенствование действующего законодательства путем внесения в него отдельных изменений и дополнений не сможет дать необходимого эффекта. Нужны качественно новые законы, отражающие достижения науки и требования прак¬тики, вобравшие в себя зарубежный опыт правового регулирования и соответствующие международным пра¬вовым актам. Но при этом, несомненно, все полезное из действующего законодательства республики и проведен¬ное многолетней практикой должно быть сохранено.
Таким образом, проведение реформы включает неот¬ложное решение большого числа мероприятий, направ¬ленных на коренные преобразования в сфере права, правовой политики и правового регулирования. При этом центральное место в реформе должен занять правотворческий процесс......
Мақала ұнаса, бөлісіңіз:
Іздеп көріңіз: