Курсовая работа: Коллективный договор
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..31. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА………………..5
2. СТОРОНЫ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА………………………………...10
3. СОДЕРЖАНИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА…………………………...13
4. ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА……………...16
5. ИСПОЛНЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН………………………………………………….18
6. КОЛЛЕКТИВНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ…………………………………………...21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..30
ВВЕДЕНИЕ
Экономическая реформа и становление рыночных отношении в Рес-публике Казахстан вызывают ряд новых проблем в использовании тру¬довых ресурсов и практическом применении трудового законодатель¬ства. В Послании Президента страны народу Казахстана "Казахстан-2030" отмечается, что ликвидация уравниловки и создание функциони¬рующего рынка труда привели к появлению большого различия между богатыми и бедными .
Сложившаяся экономическая ситуация связана с обострением поло¬жения на рынке труда . Это выражается в полной или частичной оста¬новке предприятий и организаций; переводе работников на режим не¬полного рабочего дня или неполной рабочей недели; вынужденных от¬пусках; частичной безработице и т.п. Появление безработицы как ново¬го социально-экономического явления для республики обусловлено невостребованностью на рынке труда определенной части рабочей силы. В этих условиях борьба с бедностью и безработицей выдвинута в каче¬стве одной из стратегических задач.
Для решения назревших проблем Правительство Республики Казах¬стан с участием представителей трудящихся и работодателей ежегодно на основе стратегических планов развития государства разрабатывает программу занятости населения. Она направлена на снижение напряжен¬ности на рынке труда, обеспечение прав и социальных гарантий граж¬дан, потерявших работу; социальную защиту безработных и содействие занятости населения.
В условиях становления рыночных отношений, наличия различных видов собственности и организационно-правовых форм хозяйствования возрастает роль коллективно-договорного метода регулирования тру¬довых отношений. Отказ от командно-административных методов ру¬ководства экономикой и переход к экономическим методам управления неизбежно ведут к освобождению предприятий от излишнего государ¬ственного диктата. Трудовое законодательство в этих условиях уста¬навливает лишь минимальный уровень государственных гарантий ра¬ботникам наемного труда. При помощи коллективно-договорного ме¬тода регулирования трудовых отношений стороны имеют возможность устанавливать условия труда и его оплату на основе взаимных интере¬сов и справедливого распределения доходов. Основой такого взаимо¬действия сторон выступает система социального партнерства в области трудовых отношений.
1. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА
Трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между работодателями и работниками предприятий определяются кол-лективными договорами. Общие правовые и организационные основы разработки, заключения и выполнения коллективных договоров уста¬новлены Законом Республики Казахстан от 4 июля 1992 г. "О коллек¬тивных договорах" , Законом о труде (гл. 3), постановлением Президен¬та Республики Казахстан от 19 декабря 1994 г. "О социальном партнер¬стве в области социально-экономических и трудовых отношений"2, конвенциями и рекомендациями Международной организации труда (МОТ) и другими нормативными актами.
По трудовому законодательству коллективный договор есть право¬вой акт, оформленный в виде письменного договора, подписанного од¬ним или несколькими работодателями (их представителями) и одним или несколькими профессиональными союзами либо работниками, не явля¬ющимися членами профсоюза, образовавшими свою организацию для ведения переговоров (ст. 1 Закона о труде).
Коллективный договор, оформленный надлежащим образом, явля¬ется локальным (местным) нормативным правовым актом. В отличие от индивидуального трудового договора коллективный договор выступа¬ет соглашением сторон по общим вопросам условий труда, затрагиваю¬щим интересы всего коллектива либо отдельных групп работающих. В этом качестве положения коллективного договора приобретают призна¬ки правовых норм и способны восполнять пробелы в действующем за¬конодательстве о труде. Действительно, по сравнению с трудовым зако¬нодательством и индивидуальными трудовыми договорами коллектив¬ные договоры определяют дополнительные льготы, социальные гаран¬тии и компенсации для работников коллектива в целом или отдельных групп, в связи с чем согласованные нормы становятся общеобязатель¬ными. Соответственно общими становятся и обязательства (ответствен¬ность) сторон по выполнению принятых норм. Следовательно, коллек¬тивный договор, являясь совокупностью общих правил поведения сто¬рон, признается нормативным правовым актом локального регулиро¬вания условий труда, т. е. сфера действия ограничена конкретным пред¬приятием.
Согласно Рекомендации 91, принятой Генеральной конференцией Международной организации труда (1951), под "коллективным догово¬ром" подразумевается всякое письменное соглашение относительно ус¬ловий труда и найма, заключаемое, с одной стороны, между предприни¬мателем, группой предпринимателей или одной или несколькими орга¬низациями предпринимателей и, с другой стороны, одной или несколь¬кими представительными организациями трудящихся или, при отсут¬ствии таких организаций, представителями самих трудящихся, надле¬жащим образом избранными и уполномоченными согласно законода¬тельству страны.
Ничто в настоящем определении не может истолковываться как под-разумевающее признание организации трудящихся, созданной или фи-нансируемой предпринимателями или их представителями или находя¬щейся под их господством . Возникнув в начале XIX в. в Англии и США, коллективные договоры получили распространение в других государ¬ствах (Германия, Франция, Бельгия, Австрия, Канада и др.). В настоя¬щее время коллективные договоры играют важнейшую роль в системе регулирования трудовых отношений между предпринимателями и на¬емными работниками.
Коллективный договор заключается исходя из принципов:
- социального партнерства, взаимного доверия и уважения, разгра-ничения прав и обязанностей сторон;
- широкого участия членов трудового коллектива в разработке усло¬вий договора;
- равноправия сторон в разработке условий договора;
- учета реальных возможностей материального, производственного и финансового обеспечения возлагаемых на стороны обязательств, со-блюдения их законных прав и интересов;
- контроля и ответственности сторон за выполнение обязательств, соблюдения их законных прав и интересов;
- контроля и ответственности сторон за выполнение обязательств, включенных в договор (ст. 2 Закона "О коллективных договорах").
Принцип социального партнерства основывается на сложившейся международной практике сотрудничества между предпринимателями и трудящимися на уровне предприятия и получившей закрепление в ряде рекомендаций Международной организации труда. Речь идет о консуль¬тациях и сотрудничестве между предпринимателями и трудящимися по вопросам, представляющим общий интерес. Это предполагает принятие общих решений, основанных на добровольных соглашениях сторон. Со¬гласно Рекомендации 129 МОТ (1967) предприниматели и их организа¬ции, а также трудящиеся и их организации должны в своих общих инте¬ресах признать важность атмосферы взаимопонимания и доверия на предприятии, которая благотворна как для эффективной деятельности предприятия, так и для чаяний трудящихся. Создание благоприятной атмосферы рекомендуется путем своевременного обмена более полной и объективной информацией по различным аспектам жизни предприятия и социальных условий трудящихся. Эффективная политика связей пред¬полагает достижение такого положения, когда администрация до при¬нятия решения по важнейшим вопросам давала информацию об этом и между заинтересованными сторонами происходили консультации.
Настоящий принцип нашел свое отражение в действующем законо-дательстве о коллективных договорах: коллективный договор служит средством согласования интересов сторон - работодателя и трудового коллектива. Коллективный договор заключается на основе действую¬щего законодательства и включает, с одной стороны, обязательства соб¬ственника по решению трудовых и социально-экономических вопросов трудового коллектива, его членов и их семей, с другой - обязательства трудового коллектива по обеспечению прав и интересов собственника (ст. 1 Закона "О коллективных договорах").
Принцип широкого участия членов трудового коллектива в разра¬ботке условий договора включает требование обязательного предвари¬тельного обсуждения проекта коллективного договора работниками организации. Формы обсуждения проекта договора определяются сами¬ми работниками. Проект коллективного договора с учетом поступивших замечаний, предложений и поправок, внесенных в ходе обсуждения на рабочих собраниях, в цехах, отделах, участках и других производ¬ственных единицах, дорабатывается двусторонней комиссией по пере¬говорам. При достижении соглашения сторон коллективный договор подписывается представителями сторон.
Принцип равноправия сторон в разработке условий договора прояв¬ляется в различных организационных формах. Один или несколько ра¬ботодателей (или их представители) и один или несколько профессио¬нальных союзов либо работников, не являющихся членами профсоюза, образовавшими свою организацию, могут вести переговоры с целью зак¬лючения коллективных договоров. Работодатель проводит переговоры со всеми представителями сторон, заключающими коллективный дого¬вор (п. 1, 2 ст. 32 Закона о труде). Инициатором подготовки проекта коллективного договора и внесения его на рассмотрение комиссии мо¬жет быть любая из сторон. Другой организационной формой является создание совместной комиссии для ведения переговоров. Комиссия на¬деляется полной свободой в выборе и обсуждении трудовых и социаль¬но-экономических вопросов. Стороны обеспечивают комиссию инфор¬мацией, необходимой для ведения переговоров.
Принцип учета реальных возможностей материального, производ-ственного и финансового обеспечения возлагаемых на стороны обяза¬тельств, соблюдения их законных прав и интересов означает, что в кол¬лективный договор могут быть включены лишь обязательства, подкреп¬ленные имеющимися ресурсами. Потребность в таких ресурсах, обосно¬ванность и законность обязательств должны быть определены на основе точных расчетов, анализа статистических данных и т. д. Разработка и принятие предложений по коллективному договору предполагают хо¬рошее знание конъюнктуры рынка, финансового положения предприя¬тия, итогов производственной деятельности за предыдущий год и дру¬гих факторов внутреннего и внешнего порядка.
Принцип контроля и ответственности сторон за выполнение обяза¬тельств, включенных в договор, реализуется путем системы проверок и установления ответственности за выполнение условий коллективного договора в организации. Представители сторон обязаны ознакомить работников с коллективным договором и информировать их о ходе вы¬полнения. Контроль за исполнением коллективного договора осуществ¬ляют комиссия, которая разрабатывала проект договора, а также пред¬ставители сторон коллективного договора. О ходе выполнения взятых обязательств стороны коллективного договора отчитываются перед ра¬ботниками организации в сроки, указанные в договоре. Кроме того, комиссия, представители сторон могут потребовать в порядке контроля от администрации предприятия представления необходимой информа¬ции о выполнении условий коллективного договора.
За неисполнение условий коллективного договора стороны несут от-ветственность в порядке, установленном законодательством.
2. СТОРОНЫ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА
Правомочия сторон коллективного договора определены действующим законодательством. Одной из сторон коллективного договора вы¬ступает работодатель. От имени работодателя вести переговоры и ре¬шать вопросы заключения коллективного договора может его представитель. По законодательству представителем работодателя является физическое или юридическое лицо, уполномоченное на основании учре¬дительных документов представлять интересы работодателя (или груп¬пы работодателей). На государственном предприятии или в ином госу¬дарственном образовании таковым является руководитель предприятия. Если коллективный договор заключается на негосударственном пред¬приятии или в ином негосударственном образовании, то стороной его выступает собственник предприятия или уполномоченный им быть его представителем руководитель предприятия.
К государственным относятся предприятия: основанные на праве хозяйственного ведения, основанные на праве оперативного управления (казенное предприятие). В зависимости от вида государственной собственности предприятия подразделяются на: а) предприятия, находящи¬еся в республиканской собственности, - республиканские государственные предприятия; б) предприятия, находящиеся в коммунальной собственности, - коммунальные государственные предприятия (ст. 1 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, от 19 июня 1995 г. "О государственном предприятии" ). Органом предприятия как юридического лица является его руководитель, который назначается уполномоченным органом и ему подотчетен. В соответствии со своей компетенцией руководитель и выступает в качестве стороны коллектив¬ного договора.
К негосударственным относятся предприятия (частные, совместные, предприятия общественных организаций, производственные кооперативы и .....
Мақала ұнаса, бөлісіңіз:
Іздеп көріңіз: