Курсовая работа: Китай как арена политической борьбы между заподом и советским союзом
Содержание
ВВЕДЕНИЕГЛАВА 1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КНР.
1.1. Китайское государство до образования Китайской Народной Республики Синьхайская революция 1911 г. и падение монархии.
1.2. Государственный строй гоминьдановского Китая.
1.3. Образование и развитие Китайской Народной Республики.
1.4. Деформация государственного строя КНР в период “большого скачка” и “культурной революции” (1958- 1976 гг.).
ГЛАВА 2. РАВНОВЕСИЕ В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОМ ТРЕУГОЛЬНИКЕ СССР США КИТАЙ
2.1. СССР - КНР: от договора о дружбе 49 года до конфронтации 60-х годов.
2.2. Антисоветский китайско-американский альянс.
ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПОЗИЦИИ КИТАЯ США И СТРАН СНГ.
3.1. Влияние Китая на Азиатско-тихоакеанский регион.
3.2. Принципы геополитики КНР.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной работы. Наполеон Бонапарт сказал о Китае: "Там лежит гигант. Пусть спит! Когда он проснется, он потрясет мир" . Похоже, этот дракон начинает просыпаться. Китай уже вошел в круг держав, которые определяют основополагающие векторы развития геополитических полей и сил. Он превращается в один из главных полюсов мировой экономики. Есть все признаки формирования "Большого Китая" - Китайского общего рынка, куда войдут кроме него Тайвань, Гонконг, Сингапур, Макао. Ощутимый прогресс наблюдается и в военной сфере. На мировую арену выходит мощная супердержава с четвертью населения земного шара на стратегически важном геополитическом пространстве. Тезис о "Китайской угрозе" сейчас почти так же популярен, как в свое время боязнь "руки Москвы". Ни один из стратегов в мировых центрах власти не может игнорировать китайский фактор, разрабатывая и осуществляя политические проекты по проблемам безопасности.
Центральноазиатские государства бассейна Каспия (для древних и средневековых китайцев "Западный край") - часть "Большой" Центральной Азии. В свое время ООН приняла географическое деление Азии с запада на восток на Западную, Центральную и Восточную, исходя из геополитической традиции. В 1904 г. британский геополитик Х.Макиндер определил внутреннюю Евразию от Волги примерно до Лены и от Ледовитого океана почти до Персидского залива как "Осевой регион", а впоследствии (1919) как "Хартлэнд" (Сердце Земли). Он труднодоступен с акваторий Мирового океана, но контролирует подступы ко всем важнейшим регионам современного мира. На Х. Макиндера непосредственно оказал теоретическое (и, главное, практическое; но это особая тема) влияние классик русской геополитики ген. А.Е.Снесарев. Тот включил в состав Средней Азии российский Туркестан, Синьцзян (Китайский Туркестан), Индию, Афганистан, Иран и Тибет. Генерал Снесарев определил Большую "Среднюю Азию" как "ключ к мировой политике" (на карте она и впрямь напоминает ключ к английскому замку). Он еще в 1906 г. предвидел, что Англия утратит свои позиции как сверхдержава, а Китай, напротив, приобретет.
Возможности современного Китая на мировой арене превосходят возможности всех прежних китайских империй. Со второй половины ХХ в. Китай все шире использует противоречия сверхдержав, а их собственные взаимоотношения стали зависеть от отношений с КНР. На первый и поверхностный взгляд, соперничать со сверхдержавами и их блоками КНР не могла и не может. Сверхдержавы должны активно присутствовать как центры силы во всех основных регионах мира (их девять). Но если учитывать не самый высокий уровень экономического, научно-технического и военного развития КНР, то можно понять, почему КНР на Западе склонны считать если и сверхдержавой, то "региональной". Однако вдумчивые геополитики находят такой подход несерьезным. Причина расхожих ошибок в оценке возможностей Китая - оценка элементов его потенциала разрозненно и по формальным показателям. Но оценить Китай и его возможности можно только в их едином комплексе и только в глобальном контексте.
Во-первых, Азия - крупнейшая часть света по территории, населению и ресурсам. Экономически Азия менее развита, чем Запад (хотя положение стремительно меняется в ее пользу), но без ее населения и ресурсов развитость Запада немыслима в принципе. "Эпицентр" третьего мира, обозначенный в свое время "дугой нестабильности" (очертившей бассейн Индийского океана) на 2/3 - Азия. Пресловутые "всего три региона" Азии, где Китай непосредственно и активно присутствует, - это Дальний Восток, Юго-Восточная Азия, Средний Восток. Через Синьцзян и Тибет Китай имеет доступ и в Южную Азию. Если установить геополитический циркуль в Синьцзяне, то его ножки найдут опору в Юго-Восточной Азии и на Среднем Востоке, параллельно давно и хорошо известной кризисной "дуге Бжезинского" .
Хронологические рамки. На юге Азии Китай с 60-х гг. поддерживает все более крепнущие отношения с Пакистаном - теперь, как и Китай, ядерным государством (КНР оказала определенное содействие если не разработке, то испытанию пакистанского ядерного оружия). Через Пакистан Китай получил доступ в регион Среднего Востока. Там с середины 70-х гг. КНР поддерживает отношения со странами - членами Организации Экономического Сотрудничества (ОЭС) на месте бывшего Багдадского пакта (СЕНТО) - Турцией, Ираном и Пакистаном. В 1992 г. к ОЭС присоединились пять среднеазиатских республик СНГ и Афганистан. В последнее время при участии Пакистана Китай пошел и на установление отношений с руководством талибан в Кабуле. После перехода США к "гуамской доктрине" Р.Никсона и роспуска существовавших ранее проамериканских военных блоков Китай начал углублять двусторонние соглашения с бывшими членами этих блоков, выстраивая из этих отношения своего рода "цепь" или "кольцо".
Отношения Китая со странами сопредельных регионов для него приоритетны прежде всего потому, что это его геополитический "шельф" в мировом "океане". Известно, сколь ревниво относится КНР к разделу сфер влияния на нефтеносном континентальном шельфе в Юго-Восточной Азии и зоне южных морей. Но за много веков до возникновения экономического интереса к ресурсам морского дна Китай осознавал значение "шельфа" сухопутного. Центральная и Южная Азия - обширная зона некогда знаменитого Великого Шелкового пути - Западный край (Сиюй). Ближним Западным краем считались территории современных Синьцзяна и Тибета, позднее (в ХУШ в.) присоединенных к Китаю. Более отдаленный Западный край включал территории государств вплоть до берегов Каспийского и Аравийского морей - Среднюю Азию, Иран, Индостан. Это территории современных государств ОЭС образца 1992 г. С древнейших времен до конца ХХ в. отношения Китая с дальним "Западным краем" были как минимум слабыми и едва прослеживались. Однако ускорившееся развитие КНР в последнее двадцатилетие и выход ее в мировые лидеры изменили здесь положение вещей. Теперь из трех крупнейших и сильнейших центров развития мировой экономики (американского, европейского и восточноазиатского) именно последний в лице Китая (и в меньшей мере его соседей) интенсивно осваивает эту часть света.
Библиография, источники, монографии, работы общетеоретического характера. СССР первым в мире признал существование этой новой страны и установил с ней дипломатические отношения 3-го октября 1949 г. Советское государство с первых дней оказывало широкую помощь молодой республике в экономической и культурной областях. Первостепенную роль в упрочении международного положения КНР и развитии советско-китайских отношений сыграл Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи, подписанный 14 февраля 1950 г. С тех пор отношения между двумя великими странами развивались очень быстро. Даже в Конституции КНР в 1954 г. тезис о дружбе с СССР был утвержден как один из основных.
Во многих центральных и местных издательствах СССР началось широкое издание переводной китайской литературы. Переводились не только хорошо известные современные писатели-классики (Лу Синь “Родное село”, Дин Лин “Солнце над рекой Сангань”, Лао Шэ “Рассказы”, Мао Дунь “Перед рассветом”, Го Мо-Жо “Рассказы”), но и писатели, творчество которых было еще мало представлено в зарубежных переводах: Чжао Шу-ли “Регистрация брака”, Ма Фын и Си Жун “В горах Люйляна”, Цао Мин “Движущая сила” и др. Издавались не только художественная литература, но и произведения политической, научной литературы, а также книги самой разнообразной тематики (Мао Цзе-дун “О диктатуре народной демократии”, Лю Да-нянь “История американской агрессии в Китае”, У Чжуан-да “Тайвань”, Хуан Бо-цинь “Основные черты тектонического строения Китая” и др.).
Период 1950 – начало 1960-х гг. был расцветом дипломатических и культурных отношений СССР и КНР. Развитие культурных связей двух великих стран также достигло больших успехов. Книга, как и другие средства массовой пропаганды, сыграла важную роль в упрочении двусторонних культурных связей между СССР и КНР.
Данный период, представлявший собой расцвет издания китайской книги в СССР, ознакомил советского читателя с многовековой историей народа КНР. По данным “Ежегодника книги СССР”, в общей сложности в 1949–1990 гг. в СССР было издано 1133 названия китайских книг, отражавших почти три десятка тематических направлений.
В 1950 – начале 1960-х гг., т.е. в период расцвета дружбы между двумя странами, было выпущено 877 названий китайских книг по 23 тематическим разделам. Китайские книги, изданные в этот период, составляют 77% от общего числа изданной китайской литературы в СССР в 1949–1990 гг. Они представляли наибольшее количество тематических направлений литературы за 42 года.
К сожалению, советско-китайские отношения в 60-х гг. постепенно ухудшались. Культурное сотрудничество между СССР и КНР прекратилось в 1967 г. Об этом красноречиво свидетельствует статистика издания китайской книги в эти годы. Эти цифры свидетельствуют о неуклонном ухудшении отношений между двумя странами, следствием чего стало и резкое падение китайского книгоиздания в СССР. Улучшение отношений между двумя странами началось с 80-х годов, и это дало новый импульс развитию культурных книгоиздательских отношений между СССР и КНР. В работе использовалось множество монографий, в частности, Масленников В. «Китай: политико-экономический очерк.» М., 1946 , Овсиенко И.Х. Китай: экономико-географический обзор. М., 1959 , Гудошников Л.М. Политический механизм Китайской Народной Республики. М., 1974 ,Софронов М.В. Китайский язык и китайское общество. М., 1979 40 лет КНР. М., 1989 и многие другие. Хотелось бы отметить монографию Кравцовой М.Е. «История культуры Китая.» С-Питербург 2000, которая довольно полно и интересно освещает вопросы культуры Китая. Из источников которые опубликованы на русском языке в самом Китае это энциклопедия Нового Китая. М., 1989, Китай после культурной революции М.1979, История культуры Китая СПб Лань 1999. Из западных авторов это- Фицджеральд.С.П. Китай. Краткая история культуры. 1998. Настоящая публикация (кн.1и 2) - новое, существенно дополненное издание избранных трудов академика В.М.Алексеева, в котором представлены работы, посвященные истории китайской литературы, проблемам перевода, а также образцы научно-художественных переводов конфуцианской классики, поэзии и прозы.
Самую свежую html-версию антологии, содержащую полный текст с китайскими оригиналами, фонетической транскрипцией, гиперссылками, комментариями, биографическими сведениями об авторах, литературоведческими статьями о китайской классической поэзии, образцами каллиграфии и еще многим другим, можно найти на интернет-сайте по адресу: http://baruchim.narod.ru.
ГЛАВА 1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КНР.
1.1 Китайское государство до образования Китайской Народной Республики Синьхайская революция 1911 г. и падение монархии
После подавления восстания ихэтуаней количество подпольных революционных организаций продолжало расти, не прекращались и стихийные выступления крестьян. В 1905 г. произошло объединение революционных организаций страны в Союзную лигу (Тунмын хуэй), ядром которой явилось Общество возрождения Китая. Программой Союзной лиги стали три принципа, разработанные великим китайским революционером Сунь Ятсеном: национализм (свержение Цинской династии и восстановление независимости Китая), народовластие (учреждение республики) и народное благоденствие (осуществление уравнительного землепользования).
1906-1908 гг. были периодом революционного подъема, в ходе которого Союзная лига усилила свое влияние среди народных масс. В революционное движение были вовлечены солдаты и офицеры новых, т. е. по-европейски обученных войск. Революция началась восстанием революционных солдат и офицеров в Учане в октябре 1911 г. Восстание быстро перекинулось во все провинции Южного и Центрального Китая. На севере страны, менее развитом в промышленном отношении, власть осталась в руках цинского правительства. Цины обратились за помощью к генералу Юань Шикаю, бывшему губернатору столичной провинции Чжили, беспринципному политикану и карьеристу, находившемуся в то время не у дел. Юань Шикай был назначен главнокомандующим всеми императорскими вооруженными силами, а в начале ноября стал премьер-министром императорского правительства.
В то же время на юге сформировалось временное революционное правительство, а в декабре 1911 г. на конференции представителей 17 революционных провинций временным президентом республики был избран вернувшийся в Китай из эмиграции Сунь Ятсен.
В результате ряда политических маневров был достигнут компромисс, финалом которого было отречение Цинов. Однако и Сунь Ятсен был вынужден уступить Юань Шикаю президентский пост.
10 марта 1912 г. собрание представителей провинций, объявившее себя Национальным собранием, приняло Временную конституцию республики, предложенную Сунь Ятсеном. Для полуфеодального Китая эта конституция была прогрессивным документом. Она провозглашала принципы равноправия всего населения и неприкосновенности личности, свободы собраний, печати, вероисповедания, тайны переписки, права принесения жалоб на действие чиновников и т. д. В качестве высшего органа законодательной власти Конституцией предусматривался парламент в составе нижней палаты и сената. Сунь Ятсен полагал, что конституция будет ограничивать диктаторские поползновения Юань Шикая. Однако этот расчет не оправдался.
На выборах в парламент в декабре 1912 - феврале 1913 гг. большинство мест получил Гоминьдан (Национальная партия), созданный в результате преобразования Союзной лиги. Лидер новой партии Сун Цзяожэнь готовился стать премьер-министром.
Для того чтобы свести на нет Сияние парламента, Юань Шикай прибегнул к политическому террору. По его распоряжению за три недели до открытия парламента был убит Сун Цзяожэнь. Юань Шикай, подавив восстание, принял меры для укрепления личной власти. Путем угроз и подкупов он провел через парламент свою кандидатуру в качестве постоянного президента. Парламент был распущен, 14 мая 1914 г. была объявлена новая Временная конституция, предоставившая президенту диктаторские полномочия. Кабинет министров становился ответственным уже не перед парламентом, а перед президентом. Отменялись многие демократические институты. В конце 1915 г. было официально объявлено о восстановлении монархии. Накануне этого акта диктатор принял так называемое “21 требование” Японии, направленное на превращение Китая в японскую колонию. Все это усилило оппозицию диктатуре Юань Шикая. На юге началось новое антиюаньшикайское восстание.
Диктатор был вынужден сделать заявление об отказе от монархии, но это не остановило восстания. Вскоре после смерти Юань Шикая в 1916 г. власть оказалась в руках северокитайских милитаристов - генералов, установивших военную диктатуру на подвластных им территориях. Но революционный Юг не признал власти северных генералов. В сентябре 1917 г. в Гуанчжоу (Кантон) сформировалось военное правительство защиты республики во главе с Сунь Ятсеном. Октябрьская революция в России придала новый импульс борьбе китайского народа за национальное освобождение и социальную справедливость.
В Китае она отозвалась “движением 4 мая”, положившим начало новому этапу освободительной борьбы. 4 мая 1919 г. в Пекине состоялись многолюдные демонстрации против политики капиталистических держав в отношении Китая и, в частности, против решения Парижской мирной конференции, санкционировавшей захват Японией провинции Шаньдун.
В 1921 году с помощью Коминтерна была создана Коммунистическая партия Китая. С целью объединения всех антиимпериалистических сил страны коммунисты в 1923 г. приняли решение о вступлении в партию Сунь Ятсена (возрожденный Гоминьдан) при условии сохранения организационной и идейной самостоятельности. Это вступление было оформлено в январе 1924 г. на 1 съезде Гоминьдана, ставшего, таким образом, организационной формой единого национального антиимпериалистического фронта.
В апреле 1924 г. Сунь Ятсен выступил с “Общей программой строительства государства”, в которой изложил свои конституционные взгляды, выразившиеся в идеях о “трех периодах” и “пяти властях”. Строительство государства он разделил на три периода: военное правление, политическая опека и конституционное правление. В первый из этих периодов, по мысли Сунь Ятсена, все государственные учреждения должны контролироваться военной администрацией, одновременно военную силу намечалось использовать для объединения страны. В период политической опеки население под руководством правительства организует самоуправление. Конституционное правление наступает с организацией самоуправления во всех уездах страны созданием правительства “пяти властей” , после чего следует созыв Национального собрания.
Выдвигая идею “пяти властей”, Сунь Ятсен выступил поборником принципа разделения властей, но при этом к законодательной, исполнительной и судебной властям он добавил экзаменационную и контрольную власти. Введение этих видов властей он не связывал только с китайской традицией - системой экзаменов для поступления на государственную службу и институтом цензората. Он считал, что экзаменационная система “восполняет пробелы, свойственные избирательной системе” для отбора наиболее достойных кандидатов на государственные посты.
В 1926 году начался поход революционных сил Юга против северных милитаристов. Доход закончился победой южан и взятием Пекина. Однако в 1927 г. произошел разрыв Гоминьдана с компартией. Ставший после смерти Сунь Ятсена фактическим лидером Гоминьдана, Чан Кайши совершил 22 апреля антикоммунистический переворот.
1.2. Государственный строй гоминьдановского Китая.
В феврале 1928 г. на четвертом пленуме ЦИК Гоминьдана было образовано новое Национальное правительство, считавшееся общекитайским. “Органический закон Национального правительства” 1925 г. оставался в силе, в него были внесены лишь некоторые изменения. В том же году были приняты законы об организации палат (юаней) правительства, воплощавших суньятсеновскую схему пяти властей, которые, однако, не были созданы единовременно, а учреждались постепенно. Так, в 1928 г. была учреждена законодательная палата, в 1930 г. - экзаменационная, а в 1931 г. - контрольная.
В 1931 году функции политической опеки Гоминьдана были оформлены государственным документом, названным Временной конституцией периода политической опеки. В соответствии с этой Конституцией национальному съезду Гоминьдана предоставлялось право осуществлять власть от имени Национального собрания. Все другие высшие органы государства были поставлены под контроль ЦИК Гоминьдана, которому было предоставлено право назначать национальное правительство. Чан Кайши не удалось добиться учреждения для себя поста президента республики, он стал председателем национального правительства.
Введение конституционного правления являлось в период антияпонской войны одним из важнейших демократических требований различных слоев населения страны. Стремясь ослабить политический нажим, гоминьдановцы назначали новые и новые даты введения конституционного правления. Наконец.....
Мақала ұнаса, бөлісіңіз:
Ұқсас мақалалар:
» Курсовая работа: Китайское государство до образования Китайской Народной Республике
» Курсовая работа: Внутренняя политика Мао Цзэдуна
» Курсовая работа: Китайское государство до и после образования КНР
» Курсовая работа: Китай и Индия современное положение проблемы совместной границы
» Курсовая работа: Китай
» Курсовая работа: Китайское государство до образования Китайской Народной Республике
» Курсовая работа: Внутренняя политика Мао Цзэдуна
» Курсовая работа: Китайское государство до и после образования КНР
» Курсовая работа: Китай и Индия современное положение проблемы совместной границы
» Курсовая работа: Китай
Іздеп көріңіз: