Курсовая работа: Дипломатия Европы в средние века 12-14 в

Курсовая работа: Дипломатия Европы в средние века 12-14 в

Содержание
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Византия в системе международных отношений во второй половине XIII-XV вв. Византийская дипломатия.
ГЛАВА 2. ДИПЛОМАТИЯ В ЭПОХУ ВЕЛИКИХ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ
ТУРЕЦКИЕ ВОЙНЫ НА БАЛКАНСКОМ ПОЛУОСТРОВЕ ОТЛИЧАЛИСЬ НЕ¬ОБЫЧАЙНОЙ ЖЕСТОКОСТЬЮ. ОНИ СОПРОВОЖДАЛИСЬ ГРАБЕЖАМИ И УБИЙ¬СТВАМИ МИРНОГО НАСЕЛЕНИЯ. БОЛЬШОЕ ЧИСЛО ЖИТЕЛЕЙ ОБРАЩАЛОСЬ В РАБСТВО И ПРОДАВАЛОСЬ НА ВОСТОЧНЫХ НЕВОЛЬНИЧЬИХ РЫНКАХ. ЗАХВАТ ДРЕВНЕЙ ПЛОДОРОДНОЙ ФРАКИИ ДАВАЛ ВОЗМОЖНОСТЬ СУЛТА¬НУ РАСШИРЯТЬ ДАЛЕЕ ВОЕННО-ФЕОДАЛЬНОЕ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕ. ФЕОДА-ЛАМИ-ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦАМИ СТАНОВИЛИСЬ КАК САМИ ТУРКИ, ТАК И РАЗ¬ЛИЧНЫЕ ТУРКИЗИРОВАННЫЕ ИЛИ ПРИНЯВШИЕ ИСЛАМ ПРЕДСТАВИТЕЛИ НЕТУРЕЦКИХ НАРОДНОСТЕЙ. ЭТО БЫЛИ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ФЕОДАЛЫ-РЕНЕГАТЫ ИЗ РАЗНЫХ СТРАН САМОГО БАЛКАНСКОГО ПОЛУОСТРОВА, ПЕ¬РЕШЕДШИЕ НА СТОРОНУ ЗАВОЕВАТЕЛЕЙ.
Большое количество турецких крестьян было также пересе¬лено из Малой Азии; им были даны на Балканском полуострове земельные наделы, отобранные у местного покоренного насе¬ления.
С перемещением центра тяжести на Балканский полуостров в политической жизни турок ведущую роль стала играть осед¬лая землевладельческая знать.
Эта новая феодальная оседлая знать оттеснила на второй план кочевую полуфеодальную, полуродовую знать в Малой Азии. К этому времени изменился и самый быт турецких верхов. Султан со своим двором в Адрианополе усвоил роскошный об¬раз жизни. Старые, до известной степени еще патриархальные отношения, характерные для малоазийского периода, быстро изживались и уступали место новым, отчетливо выраженным чертам вполне оформившегося феодального строя. Захват Ад¬рианополя и всей Адрианопольской области (или Румелии, как ее стали называть турки) открыл путь к дальнейшим завое¬ваниям на полуострове. В стратегическом отношении Румелия имела исключительно важное значение. Захватив этот район, турки как бы вбивали клин в массив Балканского полуострова. Сам Константинополь был отрезан теперь полностью от осталь¬ной части Балканского полуострова. В 1371 г. коалиция сербов, болгар, валахов и венгров пыталась оказать сопротивление Мураду. Но союзники были разбиты в битве на р. Марице. После этого Южная Сербия перешла под власть султана. Визан¬тийский император стал его данником.
Битва на Косовом поле. Конец Сербского королевства. В 1389 г. 15 июня на Косовом поле (в Южной Сербии) произо¬шло новое большое сражение. Сербский король Лазарь, одер-жавший перед этим частичную победу над турками, собрал большое войско и количестве 80 000 человек, в котором, кроме сербов, были также боснийцы и венгры. Турки во главе с султа¬ном Мурадом двинулись и Сербию в количестве, превышавшем силы Лазаря более чем в три раза. Один юный серб-патриот ценой своей жизни пробрался в палатку султана и убил его. Но это не изменило положения. Сын Мурада — царевич Баязид был провозглашен новым султаном и принял на себя командование громадной турецкой армией. В результате большого перевеса сил на стороне турок сербы, несмотря на проявленную ими и их союзниками храбрость, были разбиты. Король Лазарь был взят в плен и казнен в отместку за смерть султана Мурада. После этого большая часть территории Сербии была присоединена к Турции. Оставшаяся небольшая часть Северной Придунайской Сербии (так называемая Подунавия) управлялась еще неко¬торое время сербскими князьями на правах вассалов султана. Но в 1459 г. и эта последняя сербская территория была завоева¬на турками и включена в турецкие владения.
Битва на Косовом поле нашла яркое отражение в сербском народном эпосе. Многочисленные песни, посвященные этой теме, восхваляют беззаветную храбрость героев, участников сражения, и оплакивают участь Сербии, вынужденной на долгое время оставаться в порабощении у турок. Характерно объяснение эпо¬сом причин поражения на Косовом поле тем обстоятельством, что среди сербских воевод не было достаточного единодушия и даже имелись предатели (Вук Бранкович).
ГЛАВА 1. ВИЗАНТИЯ В XIII-XV вв. ПАДЕНИЕ КОНСТАНТИНОПОЛЯ.
Восстановление греческой Византийской империи в 1261 г. не означало восстановления былой мощи Византии как великой державы. Владения Михаила VIII Палеолога состояли лишь из северо-западного угла Малой Азии, Фракии и Македо¬нии на Балканском полуострове, части Морги и некоторых ост¬ровов в северной части Эгейского моря. Константинополь был разграблен и частично разрушен. Торговое значение его пало. Венецианцы и генуэзцы захватили в свои руки торговлю, как на Эгейском море, так и в самом Босфоре, а также и на Черном море. Владычество латинян разрушило прежние торговые связи Византии. Но оно одновременно разрушило и старый механизм ее государственного управления. Восстановленная Византия пред¬ставляла собой совокупность провинций, все более распадавших¬ся на самодовлеющие округа, не связанные ни в экономическом, ни в политическом отношении друг с другом и слабо подчинен¬ные центру. Феодалы Малой Азии вели “самостоятельную поли¬тику” на Востоке, заключая самовольно договоры и соглашения с турецкими эмирами. На Балканском полуострове с Палеолгами соперничали аристократические фамилии Дуков, Ангелов, Кантакузенов. Последним (Кантакузенам) удалось в XIV в. на довольно большой срок отстранить Палеологов от престола и самим захватить императорскую власть. Феодальные усобицы, характеризующие последний период истории Византии, дезор¬ганизовали ее политическую жизнь, свидетельствуя косвенно об ослаблении ее внутренних экономических связей. В поздней Ви¬зантии обнаруживался явный регресс, возвращение к натураль¬ному хозяйству и отработочной ренте. Обедневшее насе¬ление было не в состоянии уплачивать тяжелых налогов, требуемых государством, сохранившим, несмотря на сокращение территории, непропорционально большой бюрократический аппа-рат. Не только крепостные крестьяне (парики), но и городские плебейские элементы находились в самом отчаянном положении. Упадок промышленности, торговли, мореходства создавал для городской бедноты и даже для средних городских слоев печаль¬ную перспективу безработицы, голода и полной нищеты. Соци¬альные отношения все более обострялись. В 40-х годах XIV в. по империи прокатилась волна необычайно бурных городских дви¬жений. Они происходили в Адрианополе, Солуни (Фессалониках), Гераклее и других городах. Особенно сильным движением, продолжавшимся в течение семи лет (1342—1349), было движе¬ние в Солуни. Это движение, известное под именем восстания зилотов, сопровождалось массовыми казнями восставшими представителей местной патрицианской знати, конфискацией ее имущества, провозглашением независимой Солунскои (Фессалоникской) республики по типу итальянских городских республик.
Победы турок на р. Марице (1371 г.) и на Косовом поле (1389 г.), а также разгром европейских крестоносцев под Нико¬полем (1396 г.) делали неизбежным падение Константинополя. Султан Баязид I (1389—1402) нс скрывал своих планов ско¬рого завоевания Византии. Византийский император Мануил II в 1399—1402 гг. уехал в Западную Европу, где тщетно пытался найти помощь у различных итальянских правительств, а также у королей Англии и Франции. Когда Мануил был в Париже, до него дошла весть о разгроме Баязида монголами. Император вернулся в Константинополь, окрыленный надеждами на окон-чательное избавление от страшного противника. Гибель Визан¬тии действительно была отсрочена благодаря “ангорской ката¬строфе” на одно пятидесятилетие.
Кризис Турецкою государства в начале XV в. Столкновение с монголами. Расширение Турецкого государства было временно приостановлено Тимура. Тимур, или Тамерлан, соз-давший громадную империю в Средней Азии, подчинил также и Ближний Восток. Летом 1402 г. Тимур с громадным войском вступил в Малую Азию. Баязид имел также большие военные силы (до 120 тыс. человек), но часть малоазиатских турецких эмиров изменила султану и перешла на сторону Тимура. Реши¬тельная битва произошла 28 июля 1402 г. при г. Ангоре (совре¬менная Анкара), и турки потерпели полное поражение. Баязид был захвачен во время бегства, посажен в железную клетку и вскоре умер в плену.
Тамерлан не уничтожил Турецкого государства. Не имея флота, он не пошел в Европу, а вернулся в Среднюю Азию. В 1405 г. он умер, после чего его империя стала быстро распа-даться.
Ангорское поражение повлекло за собой длительную усобицу в лагере турецких феодалов. Единой власти султана долгое время не существовало. Между сыновьями Баязида происходила вооруженная борьба за султанский престол. В 1415—1418 IT. it Малой Азии (Анатолии) происходили восстания турецких кре¬стьян. Все это отвлекало внимание турок от Византии. Но поли¬тический кризис Турецкого государства был временным. Како¬го-либо нового серьезного внешнего неприятеля у турок не было. Византия оставалась по-прежнему бессильной. В 20-е годы XV с. турки снова окрепли. Их внутренние раздоры прекратились. Крестьянское малоазиатское движение было подавлено. Турец¬кая военная организация была еще более усилена, в частности турки в это время висли в свою военную систему артиллерию. Султан Мурад II (1421—1451), победивший своих соперников, возобновил завоевания в начале 20-х годов. В 1422 г. он триж¬ды осаждал Константинополь, хотя взять его не смог. В 1430 г. им был взят Солунь, все население которого было обращено в рабство.
Владения Византии теперь ограничива¬лись исключительно городом Константинополем с небольшой прилегавшей к нему округой. Турецкие владения плотным коль¬цом окружали гибнувшую империю. Византийское правительст¬во настойчиво искало помощи против турок у Европы. Императоры готовы были подчинить греческую церковь пап¬ской власти. Папы ухватились за это предложение. На Флорентийском соборе была провозглашена уния восточной и западной церквей под властью папы. Но уния среди самих греков встретила резкое сопротивление. Начальник греческого флота Лука Нотара открыто заявил, что он предпо¬читает видеть в Константинополе турецкую чалму, чем папскую тиару. И его мнение разделяли многие как среди высших клас¬сов, так и в массе низшего греческого населения, хранившего не¬нависть к западноевропейским феодалам еще со времен кресто¬вых походов и Латинской империи.
В 1444 г. против турок был организован новый крестовый поход, в котором опять участвовали польские, чешские, немецкие, частью французские и другие западноевропей¬ские рыцари. Но поход крестоносцев и на этот раз оказался не¬удачным. В битве под Варной (10 ноября 1444 г.) рыцари были разбиты. Тем самым гибель Константинополя была предрешена.
ПАДЕНИЕ КОНСТАНТИНОПОЛЯ. КОНСТАНТИНОПОЛЬ ПАЛ 29 МАЯ 1453 Г. ПОСЛЕДНИМ ВИЗАНТИЙСКИМ ИМПЕРАТОРОМ БЫЛ КОНСТАН-ТИН XI (1448—1453). ЗАВОЕВАТЕЛЕМ КОНСТАНТИНОПОЛЯ БЫЛ ПРЕЕМ¬НИК МУРАДА II — СУЛТАН МЕХМЕД II (1451—1481). В РАСПО-РЯЖЕНИИ КОНСТАНТИНА XI БЫЛИ НИЧТОЖНЫЕ ВОЕННЫЕ СИЛЫ— НЕ БОЛЕЕ 10 ТЫС. ЧЕЛОВЕК, СОСТОЯВШИХ ПРИТОМ ИЗ НАЕМНЫХ, ПРЕИМУ¬ЩЕСТВЕННО ГЕНУЭЗСКИХ, СОЛДАТ. У МЕХМЕДА БЫЛО 200 ТЫС. ВОЙСКА, ИЗ НИХ 15 ТЫС. ОТБОРНЫХ ЯНЫЧАР. ОСАДА КОНСТАНТИНОПОЛЯ ПРО¬ДОЛЖАЛАСЬ ОКОЛО ДВУХ МЕСЯЦЕВ. НЕКОТОРОЕ ВРЕМЯ ОСАЖДЕННЫЕ ПОЛУЧАЛИ ПОДКРЕПЛЕНИЕ ЛЮДЬМИ, ОРУЖИЕМ И ПРОДОВОЛЬСТВИЕМ С МОРЯ. ЧТОБЫ БЛОКИРОВАТЬ ПОЛНОСТЬЮ КОНСТАНТИНОПОЛЬ И С СУШИ И С МОРЯ, МЕХМЕД II ПРИ ПОМОЩИ ОСОБЫХ ДЕРЕВЯННЫХ НАСТИЛОВ, СМАЗАННЫХ САЛОМ, ПРИКАЗАЛ ПЕРЕТАЩИТЬ В ЗОЛОТОЙ РОГ ТУРЕЦКИЕ КОРАБЛИ, КОТОРЫЕ НЕ МОГЛИ ДРУГИМ ПУТЕМ ПРОНИКНУТЬ В ГАВАНЬ, ТАК КАК ВХОД В НЕЕ БЫЛ ПРЕГРАЖДЕН ГРОМАДНЫМИ ЦЕПЯМИ. ИМПЕ¬РАТОР КОНСТАНТИН БЫЛ УБИТ, БОЛЬШИНСТВО ЗАЩИТНИКОВ ГОРОДА ПЕРЕБИТО. СТОЛИЦА ВИЗАНТИИ ПОДВЕРГЛАСЬ БЕСПОЩАДНОМУ ГРАБЕ¬ЖУ СО СТОРОНЫ ЗАВОЕВАТЕЛЕЙ. НО СУЛТАН ПРИКАЗАЛ НЕ ТРОГАТЬ ГО¬РОДСКИХ ЗДАНИЙ, ТАК КАК КОНСТАНТИНОПОЛЬ РЕШЕНО БЫЛО СДЕЛАТЬ СТОЛИЦЕЙ ТУРЕЦКОЙ ИМПЕРИИ. ЗНАМЕНИТЫЙ ПАМЯТНИК ВРЕМЕН ЮСТИ¬НИАНА СОБОР СВ. СОФИИ БЫЛ СОХРАНЕН, НО ПРЕВРАЩЕН В СУЛТАН¬СКУЮ ГЛАВНУЮ МЕЧЕТЬ ПОД НАЗВАНИЕМ “АЯ СУФИЯ”. КОНСТАНТИНО¬ПОЛЬ ПОЛУЧИЛ НОВОЕ НАЗВАНИЕ—СТАМБУЛ.
Так спустя тысячу лет после падения старого Рима пал и второй (Новый Рим) — Константинополь. В Юго-Восточной Ев¬ропе на долгое время установился режим неприкрытого деспо¬тического военно-феодального гнета и тягчайшего национально¬го угнетения.
Завоевание Византии турками имело громадные по¬следствия для народов Европы. С падением Константинополя пришла в упадок левантийская торговля. Условия торговли со странами, захваченными турками, резко ухудшились. Турки взи¬мали огромные поборы с азиатских и европейских купцов. Пути торговли стали опасными. Непрекращавшиеся войны турок дела¬ли невозможным регулярную торговлю в Средиземном море. Как увидим дальше, турецкое завоевание толкнуло европейских купцов и моряков ни усиленные поиски новых морских путей на Восток, и Индию, минуя турецкие владения. Завоевание Константинополя турками имело особенно боль¬шое политическое значение для Центральной и Восточной Евро¬пы, и в частности для славянских стран.
В XVI в. турецкая агрессия была направлена против Поль¬ши, Чехии, Венгрии, Австрии, Украины. После новой победы турок над западноевропейскими крестоносцами в битве при Мохаче в 1526 г. Турция завладела большей частью Венгрии и угрожала непосредственно владениям Габсбургов. Турецкая опасность, в конечном счете, способствовала созданию многона¬ционального Австрийского государства из народов, живших в бассейне Среднего Дуная, под верховенством Габсбургов. Но турецкая опасность угрожала и Западной Европе.
Образование громадного агрессивного государства на стыке Европы и Азии, включавшей в свой состав в начале XVI в. и все североафриканское побережье—от Египта до Испании, ста¬вило всю Европу перед серьезной угрозой турецких вторжений.
Но Европа оказалась не единодушной в турецком вопросе. Часть европейских правительств открыто выступила на стороне турок. Турецкая империя стала рассматриваться некоторыми западноевропейскими правительствами как новый союзник про¬тив своих соперников — других государств — в Европе. Такую дружественную позицию в отношении Турции в Европе заняла, прежде всего, Франция, которая нуждалась в Турции как союз¬нике в борьбе против Габсбургов. Во второй половине XVI в. с Турцией старалась сблизиться также и Англия, стремившая¬ся к захвату ближневосточных рынков.
ГЛАВА 2. ДИПЛОМАТИЯ В ЭПОХУ ВЕЛИКИХ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ.
Развившаяся во время крестовых походов левантийская торговля получила к концу средневековья характер постоянных торговых связей. Различ¬ные восточные товары—пряности (перец, корица, гвоздика, им¬бирь, мускатный орех и т. д.), сахар, ювелирные, парфюмерные товары, всякого рода восточные ткани и т, д._ входили все более в употребление высших и средних классов Западной Ев¬ропы. Купечество южноитальянских, южнофранцузских и восточноиспанских (каталонских) городов накопляло на торговле с Востоком крупнейшие состояния. Но во второй половине XV в. средиземноморская торговля стала переживать острый кризис. Ряд причин и раньше тормозил развитие левантийской торговли. Обилие посредников—арабы, византийцы, итальянцы и др.— чрезвычайно удорожало стоимость восточных товаров. Купцам западных и северо-западных европейских стран отдаленные вос¬точные рынки были совершенно недоступны. Завоевание турка ми Ближнего Востока еще более ухудшило положение левантийской торговли. Турецкие грабежи, пиратство, всякого рода поборы с торговых судов, караванов и рынков делали торговлю с восточной частью Средиземного моря опасной, менее регуляр¬ной и менее выгодной. Единственный путь в Индию, остававший¬ся еще не захваченным турками, был путь через Египет и Крас¬ное морс. По этот путь был полностью монополизирован араба¬ми. Даже венецианцы могли проникать на Восток только до Александрии, где их встречали с пряностями арабские купцы. Мысль найти новый морской путь в Индию, в обход арабов и минуя турецкие владения, начала все более занимать купцов и моряков различных стран Западной Европы.
К поискам сказочной Индии побуждала европейцев и другая причина. Развившееся товарное хозяйство в Европе требовало большего количества драгоценных металлов. Золото и серебро становились все более необходимыми в хозяйственных целях для феодалов и растущей буржуазии Европы. Между тем до¬быча драгоценных металлов в Западной Европе прогрессировала слабо. Торговля с Востоком создавала добавочные затруднения с золотом и серебром. Торговый баланс в левантийской торговле был невыгоден для Европы. В обмен на дорогие экзотические товары Востока Европа могла дать продукты сельского и лес¬ного хозяйства, медь, олово, частью сукна и некоторые другие промышленные изделия, ценившиеся, в общем, все же намного дешевле по сравнению с товарами Востока и поэтому не покры¬вавшие стоимости всего того, что покупалось на Востоке. Европейцам приходилось ежегодно доплачивать известные суммы дра¬гоценными металлами, в результате чего вместо притока золота и серебра получался отлив их из Европы в восточные страны.
“Проблема золота”, таким образом, превращалась в острую экономическую проблему, требовавшую также быстрейшего раз¬решения. Разыскивая новый морской путь в Индию, европейцы одновременно лихорадочно искали золото. “Золото искали пор¬тугальцы на африканском берегу, в Индии, на всем Дальнем Востоке; золото было тем магическим словом, которое гнало испанцев через Атлантический океан в Америку; золото—вот чего первым делом требовал белый, как только он ступал на вновь открытый берег” .
В поисках пути в Индию оказались наиболее заинтересован¬ными не итальянские купцы, которым левантийская торговля все-таки продолжала давать большие прибыли.....

Доп      


Мақала ұнаса, бөлісіңіз:


Іздеп көріңіз:
скачать бесплатно Дипломатия Европы в средние века 12-14 в курсовую работу, база готовых курсовых работ бесплатно, готовые курсовые работы Дипломатия Европы в средние века 12-14 в скачать бесплатно, курсовая работа история скачать бесплатно

Пікір жазу

  • [cmxfinput_gallery][cmxfinput_youtube]