Курсовая работа: Дефицит бюджета и проблемы государственного долга №2
Содержание
ВВЕДЕНИЕГЛАВА 1. ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА
1.1 Политика государства в области государственного долга
1.2 Государственный бюджет – основной закон республики Казахстан.
1.3 Поступления в республиканский бюджет
1.4 Дефицит бюджета
Глава 2. Государственное заимствование и государственный долг
2.1.Государственное заимствование
2.2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ
Глава 3. Проблема государственного долга Республики Казахстан.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
ВВЕДЕНИЕ
Рассматриваемая тема: «Проблемы государственного долга» являются актуальными для любой страны мира. Любое государство осуществляет свою хозяйственную жизнь на основе своего бюджета. Однако не всегда доходы страны могут покрыть те расходы, которые необходимо сделать именно в данный период времени, т. е. данные необходимо произвести именно в данный период. Это расходы здравоохранения, обороны, содержание правоохранительных органов и ряд других мероприятий. В случае превышения предполагаемых расходов над доходами приводят к дефициту бюджета, который необходимо покрыть денежными средствами. В проекте закона о бюджете любого государства указываются суммы всех поступлений, предельные расходы с указанием размера дефицита бюджета, источники его покрытия. Основным источником покрытия является заимствование у иностранных государств. В отдельных случаях средства для покрытия доходов над расходами за счет заимствования внутри страны.
Данное заимствование является государственным долгом. Согласно международных договоров государственный долг должен быть погашен своевременно и в полном объеме. Республика Казахстан не является исключением и также пользуется займами для покрытия дефицита бюджета. В связи с этим возникают определенные проблемы, которые необходимо решать своевременно и полно. Основными проблемами являются то, что формирование бюджета возложена на основе консолидации внешних займов, доходов от привлечения ресурсов внутри страны институциональных инвесторов.
Приоритетными остаются развитие и укрепление сотрудничества с международными финансовыми организациями и развитыми странами, оказывающие нашей стране официальную помощь.
Однако основной целью является не только получение займа, но и улучшение структуры внешнего заимствования, сокращения коротких займов и ориентация на льготные и долгосрочные займы, предназначенные для инвестиционных целей, а не на текущие расходы.
Для эффективной реализации государственной инвестиционной политики необходима государственная кредитная ориентация. Прямое участие государства в инвестициях обеспечивается главным образом за счет бюджета.
Экономические и политические реформы, проводимые в Казахстане с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.
Государственное регулирование рыночной экономики можно условно подразделить на две формы: прямое воздействие на экономику через огосударствление, когда государство регулирует рыночные отношения путем участия в процессе производства, и косвенное, опосредованное, когда госу-дарство воздействует на воспроизводственный процесс путем использова¬ния финансового механизма. При прямом воздействии государства субъек¬ты экономики вынуждены приходить к решениям, основанным не на само-стоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. Мето¬ды косвенного воздействия проявляются в том, что государство лишь соз¬дает предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе экономиче¬ских решений субъекты тяготели к тем вариантам, которые соответствуют целям экономической политики.
Основными финансовыми методами косвенного влияния государства на рыночный механизм являются бюджетные и кредитные рычаги. Основой финансовой базы государства является бюджет, состоящий из бюджета центрального правительства и бюджетов местных органов власти всех уровней.
Роль бюджета в развитии национальной экономики неоднозначна в различные периоды истории. В эпоху классического капитализма государство не вмешивалось активно в хозяйственную деятельность: в ведущих за¬падных странах через государственный бюджет перераспределялось 9-19% национального дохода. До Дж.М. Кейнса экономисты считали, что государ-ственный бюджет должен балансироваться ежегодно. Кейнсианцы обосно¬вали принцип балансирования бюджета на протяжении цикла. В период рецессий бюджет сводился с дефицитом, в период подъема - с избытком до¬ходов над расходами. Но в течение цикла бюджет должен быть сбалансиро¬ван. В конце 80-х годов идея сбалансированности бюджета на протяжении цикла была признана ошибочной, создающей угрозу инфляции. Экономи¬сты вновь признали важность ежегодного балансирования бюджета. Во второй половине XX в. бюджет превратился в мощный регулятор макро¬экономики. Об этом свидетельствует тот факт, что через бюджет ныне пе¬рераспределяется в западных странах от 1/3 до 1/2 ВНП.
ГЛАВА 1. ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА.
1.1.Политика государства в области государственного долга.
Любая политика - это цели и задачи, преследуемые и решаемые людьми в связи с их конкретными интересами, а также методы, средства и институты, с помощью которых данные интересы формируются, отстаиваются и защищаются.
Политика - это интересы в действии. Одним из основополагающих, по заявлению Президента Республики Казахстан Назарбаева Н. А. Является выход из необходимости перехода от стабилизационного этапа развития к этапу устойчивого экономического роста, который невозможен без крупномасштабного привлечения как отечественных, так и зарубежных инвестиций, а также стимулирования внутренних сбережений.
В течение последних лет (1999 – 2001) в целях инвестиционной деятельности государства происходит серьезная переориентация. Если в первой половине 80-х годов и даже в первые годы «перестройки», как известно, ставилась задача форсированного наращивания производственного потенциала за счет высоких темпов капитальных вложений, в 1992 –1997 годах, то в 2000 году задачи выхода из кризиса и прекращения спада производства в РК все более стала вытесняться идеей экономического роста, которая по – существу, превратилась в официальную идеологию развития.
Как известно, в монетарной концепции макроэкономическая политика сводится к проблемам государственного долга, инфляции, реинвестирования, валютного курса национальной денежной единицы и т. д.
Главная цель – экономический рост при динамичном изменении структуры и повышении эффективности производства и конкурентоспособности продукции.
Для выполнения этой цели одним из вариантов является привлечение иностранного капитала. Активное привлечение иностранного капитала в экономику Казахстана началась с 1992 года в форме экспортных кредитов на двухсторонней основе. Кредитные соглашения с МВФ способствовали доступу республики к источникам внешнего финансирования, и международные финансовые организации могли давать кредитные ресурсы по линии официальной помощи развитию, а займы от иностранных частных кредиторов предназначались предприятия и фирмам.
Привлечение иностранного капитала началось с покупки валютных средств у МВФ и получения займов на льготных условиях. Покупка валюты обеспечивалась под соответствующую сумму денег и позволила Казахстану сформировать официальные золотовалютные авуары. Они послужили материальной основой для поступления кредитных ресурсов, льготных займов от банков стран – кредиторов, международных финансовых организаций и других источников финансирования.
Американский неправительственный фонд «Наследие» выделил восемь факторов и определяющих скорость при выборе страны – объекта для инвестиций и определяющих скорость продвижения этой страны к экономической свободе.
1. уровень экономического роста.
2. политическая стабильность.
3. размеры рынка
4. зависимость от иностранной помощи.
5. конвертируемость валюты.
6. сила валюты.
7. уровень внутренних накоплений.
Казахстан, как и любая другая национальная экономика, не сможет выжить на новейшие технологические и экономические разработки и без четкой ориентации в современном геологоэкономическом пространстве инвестиций.
Для этого издан Закон РК «О внешнем заимствовании и управлении внешним долгом» от 10 апреля 1997 года. Данный Закон в своей статье № 1 раскрывается « процесс, включающий в себя принятие решения о необходимости привлечения заемных средств, проведение переговоров с иностранными кредиторами, подписание соответствующих документов по займу, ратификацию договора, займа (при государственном внешнем заимствовании), получение, учет и использование займа, а также обслуживание и погашение полученных средств».
От инвестиций государственные внешние займы отличаются, на первый взгляд, прежде всего по целям: статья №6 упомянутого закона определяет, что внешние займы « привлекаются для поддержки платежного баланса и финансирования дефицита республиканского бюджета». Однако далее в статье № 11 и 12 Закона разъясняется, что средства, полученные по государственным внешним займам, могут направляться непосредственно для безвозмездного использования или представляться на возвратной основе (по кредитным договорам) внутренним заемщикам, в том числе предпринимательским структурам.
Помимо государственного может осуществляться и негосударственное внешнее заимствование, по которому заемщиками выступают резиденты РК, заключающие договоры от своего имени (кроме государственных предприятий и учреждений). При этом договоры о внешних займах, имеющие государственные гарантии, регистрируются в Министерстве Финансов Республики Казахстан, а не имеющие государственных гарантий - в Национальном банке Республики Казахстан. Таким образом, «инвестиции» в практическом плане рассматриваются с позиции их многоуровневости образования, использования и целей.
Следовательно, государственное заимствование, государственный долг в основном рассматриваются в Законе «О бюджетной системе РК». Рассмотрим основные его черты.
1.2. Государственный бюджет – основной закон Республики Казахстан.
Прежде чем рассматривать вопрос о государственном долге, необходимо уточнить основные понятия, отраженные в Законе Республики Казахстан «О бюджетной системе».
Закон Республики Казахстан «О бюджетной системе» регулирует финансовые отношения, складывающиеся в процессе формирования бюджетов республики различных уровней, определяет процесс разработки, рассмотрения, утверждения и контроля за исполнением республиканского и местного бюджетов.
В данном законе используются следующие понятия:
Бюджет - централизованный денежный фонд, предназначенный для осуществления государством своих функций и создаваемый за счет налогов и других доходных источников и поступлений, установленных законодательством.
Государственный бюджет – совокупность республиканского и местного бюджетов, без учета взаимно погашающих операций между ними.
Государственные гарантии – обязательства Правительства республики Казахстан частично или полностью погасить задолженность перед кредитором в случае неуплаты заемщиком причитающийся с него суммы в установленный срок.
Государственные займы – отношения займа, в котором заемщиком выступает Республика Казахстан в лице Правительства или Национального Банка Республики Казахстан.
Государственное заимствование – процесс привлечения, освоения и погашения государственных займов, выраженных в форме договора или государственных ценных бумаг.
Государственный долг – сумма освоенных и не погашенных государственных займов на определенную дату.
Государственный гарантированный долг – сумма освоенных и непогашенных займов на определенную дату, по которым имеются гарантии Правительства Республики Казахстан.
Дефицит бюджета – превышение объема расходов и выделенных на возвратной основе кредитов их бюджета над суммой поступления над суммой.....
Мақала ұнаса, бөлісіңіз:
Іздеп көріңіз: