Курсовая работа: Государственное регулирование привлечения иностранных инвестиций
Содержание
Введение ……………………………………………………………………… 3Глава 1. Роль инвестиций в макроэкономическом развитии
национальной экономики…………………………………………………….. 4
1.1 Инвестиционный климат в Республике Казахстан………………………4
1.2 Иностранные инвесторы в Казахстане – правовое положение………… 7
Глава 2. Инвестиционная политика РК и основные направления ее реализации…………………………………………… 11
2.1. Основные положения, принципы и приоритеты государственной инвестиционной политики РК……………………………………………… 11
2.2. Привлечение и использование иностранных инвестиций в РК…….. 16
Глава 3. Пути совершенствования инвестиционной деятельности в РК… 22
3.1 Формирование условий и стимулов оживления инвестиционной деятельности…………………………………………………………………. 22
3.2 Совершенствование механизма привлечения и использования иностранных инвестиций…………………………………………………… 26
Заключение………………………………………………………………….. 30
Список использованной литературы………………………………………. 32
Введение
Характерной чертой казахстанской экономики современ¬ного периода явилось сужение процессов воспроизводства основного капитала, когда текущее выбытие не возмещается притоком инвестиционных ресурсов, а обновление производ¬ственного аппарата осуществляется такими масштабами, что не обеспечивает сколько-нибудь заметных технико-техноло¬гических и структурных изменений. Происходило постепен¬ное разрушение производственного потенциала страны, было допущено резкое снижение объемов капитальных вложений в жизнеобеспечивающие отрасли и сферы. Население утеряло возможность капитализации своих доходов. Экономика стра¬ны как совокупность хозяйствующих субъектов развивалась вопреки собственным долгосрочным интересам: потребле¬ние предпочиталось инвестициям, а сбережения в инвести¬циях были менее предпочтительными, чем другие формы сбережений.
Инвестиции становятся фактором экономического роста только при условии тесного взаимодействия финансовой си¬стемы и реального сектора экономики, когда финансовые потоки накопительного, спекулятивного, краткосрочного ха¬рактера постепенно превращаются в долгосрочные произ¬водственные инвестиции. Такое взаимодействие усиливается при наличии особых предпосылок совместимости финансово-промышленных интересов: четкого определения роли госу¬дарства; разумного сочетания зарубежных и национальных капитальных вложений в структурную перестройку,. новые технологии; развития частного предпринимательства и увели¬чении удельного веса сбережений населения в инвестицион-ной сфере. Реализация этих предпосылок становится воз¬можной только через механизм фондового рынка. Другими словами, приток инвестиций в производство будет зависеть от степени развития институтов фондового рынка, его спо¬собности аккумулировать внутренние и внешние свободные финансовые ресурсы и трансформировать их в инвестиции реального сектора экономики, обеспечивая свободный ме¬жотраслевой и межрегиональный перелив капитала. Чем мас¬штабнее рынок капитала, сложнее и много образнее его инст¬рументы, тем большее значение приобретает анализ эффек¬тивности, доходности и риска инвестиционных вложений, в том числе и в ценные бумаги. Последние понятия неразрыв¬но связаны с инвестиционным климатом страны, а также с экономическим механизмом создания благоприятных условий для привлечения и эффективного использования внут¬ренних и внешних источников инвестиций.
Республика Казахстан последовательно осуществляет поворот к активному участию во внешнеэкономическом обмене с учетом генеральных тенденций миро¬вого развития, установлению взаимовыгодного экономического сотрудничества с зарубежными странами.
Одним из основных направлений такого сотрудничества становится привлечение иностранных инвестиций в экономику республики, несмотря па весьма противоречивую их оценку. Одни экономисты считают, что инвестиции приведут к утрате экономической независимости, другие видят в них чуть ли не единственный источник спасения и подъема национальной экономики. Первые утверждают: про¬изойдет распродажа отечества, неизбежен экономический крах. Вторые видят в них возможность опереться на международную мобильность факторов производства, трансферт знаний, технологий, опыта управления.
При противоположности взглядов они едины в одном - иностранные инвестиции окажут существенное воздействие на ход экономических преобразований и предлагают объективно оценить возможные негативные и позитивные последствия привлечения внешних факторов производственного развития, выработать инвести¬ционную политику, отвечающую интересам Казахстана, его народа, обеспечиваю¬щую преодоление кризисных явлений и достижение перспективных целей.
Основной целью политики привлечения иностранных инвестиции является преодоление экономической отсталости, обеспечение высокого качества жизни на¬селения страны на основе использования зарубежных капиталов и модернизации и структурных преобразований национальной экономики.
Глава 1. Роль инвестиций в макроэкономическом развитии национальной экономики.
1.1. Инвестиционный климат в Республике Казахстан;
Приток иностранных инвестиций в любую страну , а также их эф¬фективность определяется наличием благоприятного инвестиционного климата.
Моделирование инвестиционного климата является важным звеном выработки государственной политики привлечения и использования иностранных инвестиций, так как она, во-первых, дает системное пред¬ставление факторов, воздействующих на иностранного инвестора, во-вторых, предоставляет возможность глубже оценить ситуацию в стране, в-третьих, позволяет осознать мотивацию поведения иностранного партнера.
Создание благоприятного инвестиционного климата в стране - это целый комплекс различных мер, составляющих целую систему показа¬телей, являющейся основой сравнительного анализа оценки инвестици¬онного климата в Казахстане на данный период:
1) характеристика потенциала рынка страны;
2) обеспеченность природными и трудовыми ресурсами;
3) состояние и продвижение экономических реформ;
4) законодательная база для инвестиционной деятельности;
5) упорядочение принятия управленческих решений в государст¬венных органах;
6) развитие рыночной инфраструктуры и валютного рынка;
7) устойчивость банковской системы;
8) устойчивость и направленность политического климата. Иностранные инвесторы изучают и оценивают каждую из вышепе¬речисленных составляющих, и решение об инвестировании приводится к некоему общему знаменателю, которым выступает показатель инве¬стиционного риска.
Инвестиционный климат и инвестиционный риск тесно взаимосвя¬заны. Чем благоприятнее инвестиционный климат, тем ниже инвестици¬онный риск. И, наоборот, чем хуже инвестиционный климат, тем выше инвестиционный риск.
Потенциал рынка страны характеризуют такие показатели, как численность населения, ВНП и величина ВНП на душу населения. Во время существования СССР потенциал единого рынка долгое время рас¬сматривался как огромный и был основным толчком для инвесторов. Но в результате распада Советского Союза, дезинтеграции государств во многом утратилось это преимущество единого и необычно емкого рынка. В этих условиях потенциальный инвестор вынужден ориентиро¬ваться на рынки отдельных государств - бывших союзных республик, лучшие пропорции среди которых по количеству потребителей имеют Россия, Украина, Казахстан и Узбекистан. По уровню ВНП на душу на¬селения - Россия, Белоруссия, Казахстан и Туркменистан. Из этого сле¬дует, что по обоим признакам рынок Казахстана оказывается наиболее привлекательным для потенциальных инвесторов.
Многие инвесторы считают важным преимуществом Казахстана его близость к крупнейшему азиатскому рынку сбыта, что увеличивает по¬тенциал его собственного рынка.
Казахстан подписал с ЕС соглашение о партнерстве и сотрудниче¬стве, в котором содержится обязательство обеих сторон предоставить друг другу режим наибольшего благоприятствования движения товаров и капиталов, исключить в дальнейшем двойное налогообложение. По¬этому иностранные инвесторы могут получить ощутимые преимущест-ва, вложив свои инвестиции в Казахстан, дающий лучшие налоговые стимулы.
Казахстан хорошо обеспечен собственными естественными богат¬ствами - сырьем и энергией. Его территория (2,7 млн кв. км) превосхо¬дит территорию, которую занимают все страны ЕЭС (2,3 млн кв. км). -В то же время интенсивность использования территории сравнительно невелика.
Казахстан является одним из крупнейших производителей сырой нефти и природного газа, но существуют огромные неосвоенные терри¬тории, которые при наличии необходимых инвестиций могут быть ис¬пользованы. Наша республика является второй в мире по добыче бурого и третьей по добыче каменного угля. Казахстан также обладает значи¬тельными минеральными ресурсами - железной рудой (основными про¬изводителями являются Казахстан, Украина и Россия), медью, алюминием, серебром, никелем и фосфатным сырьем. Республика занимает третье место в мире по добыче золота и олова.
Потенциальная ценность месторождений благородных, цветных и черных металлов, которые будут разрабатываться в ближайшие 15-20 лет, оценивается в 245,7 млрд долл США или 2,4 млрд долл США в год. При этом эксплуатационные затраты оцениваются в 160-180 млрд долл, а потенциальная валовая прибыль - в 50-67 млрд долл при условии, что в горнодобывающую отрасль будет привлечен необходимый объем инве¬стиций.
Потенциальная извлекаемая ценность месторождений топливно-энергетического комплекса составляет: по углю - 685,6 млрд. нефти -222,5 млрд долл. США.
По своим трудовым ресурсам Казахстан (около 7 млн человек) занимает четвертое место среди государств бывшего Советского Союза, и привлекает иностранных инвесторов (включая обилие, дешевизну и достаточно высокую квалификацию). Средний уровень заработной пла¬ты в Казахстане составляет около 100 долларов США, что в среднем почти в 11 раз меньше, чем в США. В связи с этим издержки на зара¬ботную плату у иностранных инвесторов не будут играть большой роли. И в настоящее время иностранные инвесторы выдвигают одним из усло¬вий вливания своих инвестиций наличие количественно и качественно достаточной рабочей силы, которая стоила бы меньше, чем в Западной Европе и США, но они также признают, что по мере роста производи¬тельности труда это различие может исчезнуть.
Экономическая система Республики Казахстан переживает трудный период перехода от централизованно-командной к рыночной. Результа¬тами экономических преобразований явились макроэкономическая ста¬билизация, значительное снижение темпов падения производства, сни¬жение уровня инфляции, укрепление национальной валюты и уменьшение дефицита бюджета. Вместе с тем макроэкономическая стабилизация на первоначальной стадии не может сопровождаться ростом производ¬ства. Необходимо прежде всего восстановить нарушенный воспроизвод¬ственный процесс, создать институты рынка, обеспечить реально дейст¬вующий частный сектор экономики и конкурентную среду.
В начале 2001 года была принята «Программа действий Правительства по углублению реформ в 2001 - 2003 гг.», главной задачей этой программы является закрепление достигнутых в 1994 - 2002 гг. макроэкономической стабилизации и структурно-институциональных преоб¬разований. Дальнейшее развитие экономических реформ намечено в Послании Президента «Казахстан - 2030», а также конкретизировано в "Плане социально-экономического развития Республики Казахстан на 2003 -2005гг.", цель их состоит в прекращении спада производства, в обеспечении экономического роста и повышении уровня жизни населе¬ния.
Немаловажным фактором улучшения инвестиционного климата в Казахстане является совершенствование законодательной базы инве¬стиционной деятельности. Парламентом республики в 2002 году был принят ряд новых Законов: «О государственной поддержке прямых инвестиций», «О рынке ценных бумаг», «Об инвестиционных фондах», «О дополнениях и изменениях в Закон «Об иностранных инвестициях».
Принятие Закона «О рынке ценных бумаг» вызвано необходимо¬стью дальнейшего развития отношений на фондовом рынке республики. В нем впервые определены не только формы государственного регули¬рования, но и механизмы саморегулирования. Особое внимание в законе уделено регламентированию принципов деятельности самих профес¬сиональных участников. Они допускаются к осуществлению операций на рынке ценных бумаг, если обладают достаточным собственным капи¬талом, являющимся гарантией их ответственности. При этом работу нельзя сочетать с другими видами предпринимательской деятельности.
В законе подробно регламентирована деятельность фондовой бир¬жи как основного элемента инфраструктуры рынка ценных бумаг. Бир¬жа является некоммерческой саморегулируемой организацией, незави¬симой в своей деятельности от государственных органов.
С выходом Закона «Об инвестиционных фондах в Республике Ка¬захстан» можно говорить о появлении новых финансовых институтов -инвестиционных фондов. Они являются одним из видов институцио¬нальных инвесторов, осуществляющих перераспределение средств меж¬ду населением, предпринимателями и государством.
В зависимости от отношений с акционерами инвестиционные фонды делятся на два типа:
• взаимный фонд - открытый инвестиционный фонд, он обязан выкупать выпущенные им акции у акционеров фонда по цене, рассчитанной исходя из стоимости чистых активов;
• инвестиционная компания - закрытый инвестиционный фонд, не обязанный выкупать выпущенные им акции у своих акционеров.
Деятельность по привлечению денежных средств инвестиционный фонд осуществляет посредством выпуска и открытого размещения собственных акций с целью последующего диверсифицированного инве¬стирования привлеченных средств в ценные бумаги.
Законодательной базой государственной поддержки и стимулирова¬ния прямых отечественных и иностранных инвестиций служит Закон Республики Казахстан «О государственной поддержке прямых инвести¬ций» от 28 февраля 2002 года (см. параграф 3.2).
Упорядочение принятия управленческих решений в государствен¬ных органах происходит в Государственном комитете по инвестициям. Нужно признать, что сами инвесторы были заинтересованы в создании специального единственного органа, непосредственно работающего с ними, поскольку хождение по многочисленным ведомствам зачастую не способствовало стремлению частных инвесторов к разработке и реали¬зации в Казахстане инвестиционных проектов. В этих условиях с учетом перспектив стратегического развития республики и нарастающей меж¬дународной конкуренции за свободные капиталы Президентом Респуб¬лики Казахстан было принято решение о создании специального Госу-дарственного Комитета по инвестициям 8 ноября 2001 года. Развитие рыночной инфраструктуры и валютного рынка, ус¬тойчивость банковской системы играют немаловажную роль в улучше¬нии инвестиционного климата. Большое значение в вопросе об инвести¬циях ;имеют также устойчивость и направленность политического кли¬мата, инвесторы просто не будут рисковать и вкладывать свой капитал в политически нестабильные страны, так как риск потерять капитал слишком высок. Политическая стабильность - важнейший положитель¬ный фактор в Казахстане. Гарантом инвестиций должно выступать Пра¬вительство, причем гарантом наследственным, вне зависимости от сме¬ны Правительства.
В Республике Казахстан сложился достаточно благоприятный инвестиционный климат, об этом говорит оценка привлекательности казах¬станского рынка иностранными инвесторами.
В 2001 году респондентами осуществлялось 47 проектов, а в 2002 году с учетом продолжающихся - 52, а в перспективе намечается 47. Наибольшее количество проектов относится к группе менее 50 тыс. дол¬ларов США, а самое малое - к группе от 100 до 200 млн долл.
Самыми привлекательными секторами экономики для инвестирова¬ния, по мнению иностранных инвесторов, являются: производство по¬требительских товаров, нефтяная и газовая промышленность, торговля, перерабатывающие отрасли АПК и сельское хозяйство.
Привлекательными являются сфера услуг и банковская деятель¬ность. Удовлетворительной привлекательности - строительство, добыча полезных ископаемых, нефтеперерабатывающая промышленность и геологоразведочная деятельность. Слабой привлекательности - произ¬водственная инфраструктура, социальная инфраструктура, металлурги¬ческая, химическая и нефтехимическая промышленность,
Наиболее часто инвестируются проекты нового строительства, рас¬ширения и реконструкции, создание СП, открытие дочерних предпри¬ятий, предоставление займов и кредитов, покупка недвижимости, по¬ставка оборудования, передача технологий, лицензий, ноу-хау.
Факторы, оказывающие тормозящее воздействие на приток инве¬стиций в Республику Казахстан, делятся на три категории. Первая - сильные факторы сдерживания, вторая - умеренные, третья - слабые.
К сильным факторам, тормозящим приток инвестиций в Республику Казахстан, по мнению иностранных инвесторов, относятся: несовершен¬ство действующего налогового режима, отсутствие стабильной законо¬дательной базы.
К средним - неразвитая производственная и социальная инфраструктура, недостаток рыночных специалистов.
К слабым - геополитическое положение государства, недоступность информации, политическая нестабильность, культурный и языковый барьер.
И все же Республика Казахстан привлекательна для иностранных инвесторов. В 2002 году в экономику нашей республики было привле¬чено иностранных инвестиций на сумму 5153,280 млн долл. США. При этом доля прямых инвестиций возросла по сравнению с 2001 годом в 2,7 pазa и составила 1904,527 млн доля, или 79,2% к общему их объему против 74,5%. В 2002 году было привлечено займов на сумму 577,920 млн долл., т.е. в 2,5 раза больше по сравнению с 2001 годом, (удельный вес в общем объеме привлеченных иностранных инвестиций составил соответственно 9.6% и 12,3% ).
Сократилась доля кредитов в общем объеме привлеченных иностранных инвестиций с 13,2% в 2001 году до 9,6% в 2002 году, что составило соответственно 495,5 млн долл и 242,0 млн долл.
Наибольший объем иностранных инвестиций был привлечен в нефтегазовую отрасль (удельный вес их в общем объеме составил 65%).
В целях достижения сбалансированного развития экономики в Государственной инвестиционной программе на 2001 - 2003гг. были определены следующие приоритетные отрасли: сельское хозяйство, легкая промышленность, машиностроение, электроника, нефтеперерабатывающая промышленность и строительство. Указом Президента Респуб¬лики Казахстан от 5 апреля 2002 года был утвержден перечень приори¬тетных секторов экономики для привлечения прямых иностранных ин¬вестиций до 2005 года.
1.2. Иностранные инвесторы в Казахстане – правовое положение;
В Законе Республики Казахстан "Об иностранных инвестициях" предпринята попытка дать новое расширительное определение "инвестиций" и таким образом разграничить это понятие с понятием капитальных вложений. Так, в нем записано: "Инвестиции - все виды имущественных ценностей и прав на них, а также прав на интеллектуальную собственность, вкладываемых инвесторами в объекты предпринимательской деятельности в цепях получения прибыли (дохода)". Однако, данное определение не совсем конкретно и может быть истолковано неоднозначно. Кроме, того, это определение охватывает только те вложения, которые направляются в объекты предпринимательской деятельности и приносят коммерческий доход. Между тем, как известно, в зарубежной теории и практике при оценке эффективности инвестиций определяется не только финансовый (коммерческий) эффект, но и экономический, который учитывает общенациональные цели общества, включая общественные ценности нематериального характера и затраты на них (например, экономические издержки на здравоохранение, образование, повышение квалификации и переподготовку кадров, улучшение экологии, рост качества жизни и прочее). Следовательно, определение инвестициям, данное в Законе РК "Об иностранных инвестициях", также недостаточно полно, так как отражает не все виды инвестиций.
Становление рыночной экономики в Казахстане стимули¬ровало активный приток в республику иностранных инве¬стиций. Достаточно сказать, что в 2003 году объем прямых иностранных инвестиций на душу населения составил 500 дол¬ларов США, а общий объем контрактов, заключенных Казах¬станом с иностранными компаниями на ближайшие 15 лет, оценивается в 40 миллиардов долларов США.
В этих условиях Казахстану потребовалось экстренное соз¬дание необходимой правовой базы и изменение внешне¬экономической политики в сторону ее либерализации. Приня¬тыми мерами на сегодня удалось создать достаточно гибкую общегосударственную систему по поддержке и привлечению иностранных инвестиций. Законодательной основой такой системы стали Конституция РК, законы РК: "Об иностранных инвестициях", "О государственной поддержке прямых инвес¬тиций", "О рынке ценных бумаг", "О валютном регулировании" и целый ряд других нормативных правовых актов.
Следует сказать, что образованный в феврале 2002 года Госкомитет РК по инвестициям (Указом Президента РК от 22 января 2004 года он преобразован в Агентство Респуб¬лики Казахстан по инвестициям) проделал значительную ра¬боту по привлечению в Казахстан иностранных инвесторов. Об этом можно судить и по активности Казахстана в разра¬ботке Соглашения стран СНГ "О сотрудничестве в области инвестиционной деятельности" и Конвенции "О защите прав инвестора", целью которых является активное привлечение капиталов и обеспечение соответствующими правами инвесторов, вкладывающих капитал в экономику стран СНГ.
В сентябре 2002 года на состоявшейся в Женеве второй кон¬ференции Всемирной ассоциации агентств по поощрению привлечения инвестиций Госкоминвест РК принят ее 93-м чле¬ном. Макроэкономическая и политическая стабильность, за¬интересованность государственной власти Казахстана в при¬влечении иностранных инвестиций, а также льготный режим для иностранных инвесторов способствовали тому, что Рес¬публика Казахстан по абсолютному размеру привлечения ин¬вестиций вышла на пятое место в пост социалистическом мире, пропустив вперед из стран СНГ только Россию. Только в 2003 поду Госкоминвестом было рассмотрено более 50 контрактов на реализацию инвестиционных проектов в приоритетных секторах экономики, из которых 25 - на сумму около 81 миллиона долларов США - было одобрено, а затем утверждено Прави¬тельством РК. Однако надо сказать и о том, что скорость накоп¬ления капитала и эффективность инвестиций (объем инвести¬ций составил всего 4,3% к ВИ) в Казахстане, как и в других странах СНГ, на сегодняшний день явно недостаточны для быстрого и долговременного экономического роста.
Законом Республики Казахстан "О государственной под¬держке прямых инвестиций" предусмотрены следующие меры стимулирования инвесторов для реализации инвести-ционных проектов:
1) государственные натурные гранты;
2) понижение ставки подоходного налога, земельного налога и налога на имущество до 100% основной ставки на срок до 5 лет с момента заключения контракта, а также понижение став¬ки этих налогов на последующий период до 5 лет в пределах не более 50% основной ставки;
3) полное или частичное освобождение от обложения тамо¬женными пошлинами импорта оборудования, сырья и матери¬алов, необходимых для реализации инвестиционного проекта. Кроме того. Республика Казахстан гарантирует иностранным инвесторам:
.....
Мақала ұнаса, бөлісіңіз:
Ұқсас мақалалар:
» Курсовая работа: Деятельность предприятий с иностранными и отечественными инвестициями
» Курсовая работа: Экономические отношения Казахстана и Турции
» Курсовая работа: Теоритические аспекты планирование долгосрочных инвестиций.
» Курсовая работа: Дефицит бюджета и проблемы государственного долга №2
» Дипломная работа: Совершенствование инвестиционного процесса на современном этапе в РК
» Курсовая работа: Деятельность предприятий с иностранными и отечественными инвестициями
» Курсовая работа: Экономические отношения Казахстана и Турции
» Курсовая работа: Теоритические аспекты планирование долгосрочных инвестиций.
» Курсовая работа: Дефицит бюджета и проблемы государственного долга №2
» Дипломная работа: Совершенствование инвестиционного процесса на современном этапе в РК
Іздеп көріңіз: