Курсовая работа: Государственное регулирование привлечения иностранных инвестиций

Курсовая работа: Государственное регулирование привлечения иностранных инвестиций

Содержание
Введение ……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Роль инвестиций в макроэкономическом развитии
национальной экономики…………………………………………………….. 4
1.1 Инвестиционный климат в Республике Казахстан………………………4
1.2 Иностранные инвесторы в Казахстане – правовое положение………… 7
Глава 2. Инвестиционная политика РК и основные направления ее реализации…………………………………………… 11
2.1. Основные положения, принципы и приоритеты государственной инвестиционной политики РК……………………………………………… 11
2.2. Привлечение и использование иностранных инвестиций в РК…….. 16
Глава 3. Пути совершенствования инвестиционной деятельности в РК… 22
3.1 Формирование условий и стимулов оживления инвестиционной деятельности…………………………………………………………………. 22
3.2 Совершенствование механизма привлечения и использования иностранных инвестиций…………………………………………………… 26
Заключение………………………………………………………………….. 30
Список использованной литературы………………………………………. 32

Введение
Характерной чертой казахстанской экономики современ¬ного периода явилось сужение процессов воспроизводства основного капитала, когда текущее выбытие не возмещается притоком инвестиционных ресурсов, а обновление производ¬ственного аппарата осуществляется такими масштабами, что не обеспечивает сколько-нибудь заметных технико-техноло¬гических и структурных изменений. Происходило постепен¬ное разрушение производственного потенциала страны, было допущено резкое снижение объемов капитальных вложений в жизнеобеспечивающие отрасли и сферы. Население утеряло возможность капитализации своих доходов. Экономика стра¬ны как совокупность хозяйствующих субъектов развивалась вопреки собственным долгосрочным интересам: потребле¬ние предпочиталось инвестициям, а сбережения в инвести¬циях были менее предпочтительными, чем другие формы сбережений.
Инвестиции становятся фактором экономического роста только при условии тесного взаимодействия финансовой си¬стемы и реального сектора экономики, когда финансовые потоки накопительного, спекулятивного, краткосрочного ха¬рактера постепенно превращаются в долгосрочные произ¬водственные инвестиции. Такое взаимодействие усиливается при наличии особых предпосылок совместимости финансово-промышленных интересов: четкого определения роли госу¬дарства; разумного сочетания зарубежных и национальных капитальных вложений в структурную перестройку,. новые технологии; развития частного предпринимательства и увели¬чении удельного веса сбережений населения в инвестицион-ной сфере. Реализация этих предпосылок становится воз¬можной только через механизм фондового рынка. Другими словами, приток инвестиций в производство будет зависеть от степени развития институтов фондового рынка, его спо¬собности аккумулировать внутренние и внешние свободные финансовые ресурсы и трансформировать их в инвестиции реального сектора экономики, обеспечивая свободный ме¬жотраслевой и межрегиональный перелив капитала. Чем мас¬штабнее рынок капитала, сложнее и много образнее его инст¬рументы, тем большее значение приобретает анализ эффек¬тивности, доходности и риска инвестиционных вложений, в том числе и в ценные бумаги. Последние понятия неразрыв¬но связаны с инвестиционным климатом страны, а также с экономическим механизмом создания благоприятных условий для привлечения и эффективного использования внут¬ренних и внешних источников инвестиций.
Республика Казахстан последовательно осуществляет поворот к активному участию во внешнеэкономическом обмене с учетом генеральных тенденций миро¬вого развития, установлению взаимовыгодного экономического сотрудничества с зарубежными странами.
Одним из основных направлений такого сотрудничества становится привлечение иностранных инвестиций в экономику республики, несмотря па весьма противоречивую их оценку. Одни экономисты считают, что инвестиции приведут к утрате экономической независимости, другие видят в них чуть ли не единственный источник спасения и подъема национальной экономики. Первые утверждают: про¬изойдет распродажа отечества, неизбежен экономический крах. Вторые видят в них возможность опереться на международную мобильность факторов производства, трансферт знаний, технологий, опыта управления.
При противоположности взглядов они едины в одном - иностранные инвестиции окажут существенное воздействие на ход экономических преобразований и предлагают объективно оценить возможные негативные и позитивные последствия привлечения внешних факторов производственного развития, выработать инвести¬ционную политику, отвечающую интересам Казахстана, его народа, обеспечиваю¬щую преодоление кризисных явлений и достижение перспективных целей.
Основной целью политики привлечения иностранных инвестиции является преодоление экономической отсталости, обеспечение высокого качества жизни на¬селения страны на основе использования зарубежных капиталов и модернизации и структурных преобразований национальной экономики.
Глава 1. Роль инвестиций в макроэкономическом развитии национальной экономики.
1.1. Инвестиционный климат в Республике Казахстан;
Приток иностранных инвестиций в любую страну , а также их эф¬фективность определяется наличием благоприятного инвестиционного климата.
Моделирование инвестиционного климата является важным звеном выработки государственной политики привлечения и использования иностранных инвестиций, так как она, во-первых, дает системное пред¬ставление факторов, воздействующих на иностранного инвестора, во-вторых, предоставляет возможность глубже оценить ситуацию в стране, в-третьих, позволяет осознать мотивацию поведения иностранного партнера.
Создание благоприятного инвестиционного климата в стране - это целый комплекс различных мер, составляющих целую систему показа¬телей, являющейся основой сравнительного анализа оценки инвестици¬онного климата в Казахстане на данный период:
1) характеристика потенциала рынка страны;
2) обеспеченность природными и трудовыми ресурсами;
3) состояние и продвижение экономических реформ;
4) законодательная база для инвестиционной деятельности;
5) упорядочение принятия управленческих решений в государст¬венных органах;
6) развитие рыночной инфраструктуры и валютного рынка;
7) устойчивость банковской системы;
8) устойчивость и направленность политического климата. Иностранные инвесторы изучают и оценивают каждую из вышепе¬речисленных составляющих, и решение об инвестировании приводится к некоему общему знаменателю, которым выступает показатель инве¬стиционного риска.
Инвестиционный климат и инвестиционный риск тесно взаимосвя¬заны. Чем благоприятнее инвестиционный климат, тем ниже инвестици¬онный риск. И, наоборот, чем хуже инвестиционный климат, тем выше инвестиционный риск.
Потенциал рынка страны характеризуют такие показатели, как численность населения, ВНП и величина ВНП на душу населения. Во время существования СССР потенциал единого рынка долгое время рас¬сматривался как огромный и был основным толчком для инвесторов. Но в результате распада Советского Союза, дезинтеграции государств во многом утратилось это преимущество единого и необычно емкого рынка. В этих условиях потенциальный инвестор вынужден ориентиро¬ваться на рынки отдельных государств - бывших союзных республик, лучшие пропорции среди которых по количеству потребителей имеют Россия, Украина, Казахстан и Узбекистан. По уровню ВНП на душу на¬селения - Россия, Белоруссия, Казахстан и Туркменистан. Из этого сле¬дует, что по обоим признакам рынок Казахстана оказывается наиболее привлекательным для потенциальных инвесторов.
Многие инвесторы считают важным преимуществом Казахстана его близость к крупнейшему азиатскому рынку сбыта, что увеличивает по¬тенциал его собственного рынка.
Казахстан подписал с ЕС соглашение о партнерстве и сотрудниче¬стве, в котором содержится обязательство обеих сторон предоставить друг другу режим наибольшего благоприятствования движения товаров и капиталов, исключить в дальнейшем двойное налогообложение. По¬этому иностранные инвесторы могут получить ощутимые преимущест-ва, вложив свои инвестиции в Казахстан, дающий лучшие налоговые стимулы.
Казахстан хорошо обеспечен собственными естественными богат¬ствами - сырьем и энергией. Его территория (2,7 млн кв. км) превосхо¬дит территорию, которую занимают все страны ЕЭС (2,3 млн кв. км). -В то же время интенсивность использования территории сравнительно невелика.
Казахстан является одним из крупнейших производителей сырой нефти и природного газа, но существуют огромные неосвоенные терри¬тории, которые при наличии необходимых инвестиций могут быть ис¬пользованы. Наша республика является второй в мире по добыче бурого и третьей по добыче каменного угля. Казахстан также обладает значи¬тельными минеральными ресурсами - железной рудой (основными про¬изводителями являются Казахстан, Украина и Россия), медью, алюминием, серебром, никелем и фосфатным сырьем. Республика занимает третье место в мире по добыче золота и олова.
Потенциальная ценность месторождений благородных, цветных и черных металлов, которые будут разрабатываться в ближайшие 15-20 лет, оценивается в 245,7 млрд долл США или 2,4 млрд долл США в год. При этом эксплуатационные затраты оцениваются в 160-180 млрд долл, а потенциальная валовая прибыль - в 50-67 млрд долл при условии, что в горнодобывающую отрасль будет привлечен необходимый объем инве¬стиций.
Потенциальная извлекаемая ценность месторождений топливно-энергетического комплекса составляет: по углю - 685,6 млрд. нефти -222,5 млрд долл. США.
По своим трудовым ресурсам Казахстан (около 7 млн человек) занимает четвертое место среди государств бывшего Советского Союза, и привлекает иностранных инвесторов (включая обилие, дешевизну и достаточно высокую квалификацию). Средний уровень заработной пла¬ты в Казахстане составляет около 100 долларов США, что в среднем почти в 11 раз меньше, чем в США. В связи с этим издержки на зара¬ботную плату у иностранных инвесторов не будут играть большой роли. И в настоящее время иностранные инвесторы выдвигают одним из усло¬вий вливания своих инвестиций наличие количественно и качественно достаточной рабочей силы, которая стоила бы меньше, чем в Западной Европе и США, но они также признают, что по мере роста производи¬тельности труда это различие может исчезнуть.
Экономическая система Республики Казахстан переживает трудный период перехода от централизованно-командной к рыночной. Результа¬тами экономических преобразований явились макроэкономическая ста¬билизация, значительное снижение темпов падения производства, сни¬жение уровня инфляции, укрепление национальной валюты и уменьшение дефицита бюджета. Вместе с тем макроэкономическая стабилизация на первоначальной стадии не может сопровождаться ростом производ¬ства. Необходимо прежде всего восстановить нарушенный воспроизвод¬ственный процесс, создать институты рынка, обеспечить реально дейст¬вующий частный сектор экономики и конкурентную среду.
В начале 2001 года была принята «Программа действий Правительства по углублению реформ в 2001 - 2003 гг.», главной задачей этой программы является закрепление достигнутых в 1994 - 2002 гг. макроэкономической стабилизации и структурно-институциональных преоб¬разований. Дальнейшее развитие экономических реформ намечено в Послании Президента «Казахстан - 2030», а также конкретизировано в "Плане социально-экономического развития Республики Казахстан на 2003 -2005гг.", цель их состоит в прекращении спада производства, в обеспечении экономического роста и повышении уровня жизни населе¬ния.
Немаловажным фактором улучшения инвестиционного климата в Казахстане является совершенствование законодательной базы инве¬стиционной деятельности. Парламентом республики в 2002 году был принят ряд новых Законов: «О государственной поддержке прямых инвестиций», «О рынке ценных бумаг», «Об инвестиционных фондах», «О дополнениях и изменениях в Закон «Об иностранных инвестициях».
Принятие Закона «О рынке ценных бумаг» вызвано необходимо¬стью дальнейшего развития отношений на фондовом рынке республики. В нем впервые определены не только формы государственного регули¬рования, но и механизмы саморегулирования. Особое внимание в законе уделено регламентированию принципов деятельности самих профес¬сиональных участников. Они допускаются к осуществлению операций на рынке ценных бумаг, если обладают достаточным собственным капи¬талом, являющимся гарантией их ответственности. При этом работу нельзя сочетать с другими видами предпринимательской деятельности.
В законе подробно регламентирована деятельность фондовой бир¬жи как основного элемента инфраструктуры рынка ценных бумаг. Бир¬жа является некоммерческой саморегулируемой организацией, незави¬симой в своей деятельности от государственных органов.
С выходом Закона «Об инвестиционных фондах в Республике Ка¬захстан» можно говорить о появлении новых финансовых институтов -инвестиционных фондов. Они являются одним из видов институцио¬нальных инвесторов, осуществляющих перераспределение средств меж¬ду населением, предпринимателями и государством.
В зависимости от отношений с акционерами инвестиционные фонды делятся на два типа:
• взаимный фонд - открытый инвестиционный фонд, он обязан выкупать выпущенные им акции у акционеров фонда по цене, рассчитанной исходя из стоимости чистых активов;
• инвестиционная компания - закрытый инвестиционный фонд, не обязанный выкупать выпущенные им акции у своих акционеров.
Деятельность по привлечению денежных средств инвестиционный фонд осуществляет посредством выпуска и открытого размещения собственных акций с целью последующего диверсифицированного инве¬стирования привлеченных средств в ценные бумаги.
Законодательной базой государственной поддержки и стимулирова¬ния прямых отечественных и иностранных инвестиций служит Закон Республики Казахстан «О государственной поддержке прямых инвести¬ций» от 28 февраля 2002 года (см. параграф 3.2).
Упорядочение принятия управленческих решений в государствен¬ных органах происходит в Государственном комитете по инвестициям. Нужно признать, что сами инвесторы были заинтересованы в создании специального единственного органа, непосредственно работающего с ними, поскольку хождение по многочисленным ведомствам зачастую не способствовало стремлению частных инвесторов к разработке и реали¬зации в Казахстане инвестиционных проектов. В этих условиях с учетом перспектив стратегического развития республики и нарастающей меж¬дународной конкуренции за свободные капиталы Президентом Респуб¬лики Казахстан было принято решение о создании специального Госу-дарственного Комитета по инвестициям 8 ноября 2001 года. Развитие рыночной инфраструктуры и валютного рынка, ус¬тойчивость банковской системы играют немаловажную роль в улучше¬нии инвестиционного климата. Большое значение в вопросе об инвести¬циях ;имеют также устойчивость и направленность политического кли¬мата, инвесторы просто не будут рисковать и вкладывать свой капитал в политически нестабильные страны, так как риск потерять капитал слишком высок. Политическая стабильность - важнейший положитель¬ный фактор в Казахстане. Гарантом инвестиций должно выступать Пра¬вительство, причем гарантом наследственным, вне зависимости от сме¬ны Правительства.
В Республике Казахстан сложился достаточно благоприятный инвестиционный климат, об этом говорит оценка привлекательности казах¬станского рынка иностранными инвесторами.
В 2001 году респондентами осуществлялось 47 проектов, а в 2002 году с учетом продолжающихся - 52, а в перспективе намечается 47. Наибольшее количество проектов относится к группе менее 50 тыс. дол¬ларов США, а самое малое - к группе от 100 до 200 млн долл.
Самыми привлекательными секторами экономики для инвестирова¬ния, по мнению иностранных инвесторов, являются: производство по¬требительских товаров, нефтяная и газовая промышленность, торговля, перерабатывающие отрасли АПК и сельское хозяйство.
Привлекательными являются сфера услуг и банковская деятель¬ность. Удовлетворительной привлекательности - строительство, добыча полезных ископаемых, нефтеперерабатывающая промышленность и геологоразведочная деятельность. Слабой привлекательности - произ¬водственная инфраструктура, социальная инфраструктура, металлурги¬ческая, химическая и нефтехимическая промышленность,
Наиболее часто инвестируются проекты нового строительства, рас¬ширения и реконструкции, создание СП, открытие дочерних предпри¬ятий, предоставление займов и кредитов, покупка недвижимости, по¬ставка оборудования, передача технологий, лицензий, ноу-хау.
Факторы, оказывающие тормозящее воздействие на приток инве¬стиций в Республику Казахстан, делятся на три категории. Первая - сильные факторы сдерживания, вторая - умеренные, третья - слабые.
К сильным факторам, тормозящим приток инвестиций в Республику Казахстан, по мнению иностранных инвесторов, относятся: несовершен¬ство действующего налогового режима, отсутствие стабильной законо¬дательной базы.
К средним - неразвитая производственная и социальная инфраструктура, недостаток рыночных специалистов.
К слабым - геополитическое положение государства, недоступность информации, политическая нестабильность, культурный и языковый барьер.
И все же Республика Казахстан привлекательна для иностранных инвесторов. В 2002 году в экономику нашей республики было привле¬чено иностранных инвестиций на сумму 5153,280 млн долл. США. При этом доля прямых инвестиций возросла по сравнению с 2001 годом в 2,7 pазa и составила 1904,527 млн доля, или 79,2% к общему их объему против 74,5%. В 2002 году было привлечено займов на сумму 577,920 млн долл., т.е. в 2,5 раза больше по сравнению с 2001 годом, (удельный вес в общем объеме привлеченных иностранных инвестиций составил соответственно 9.6% и 12,3% ).
Сократилась доля кредитов в общем объеме привлеченных иностранных инвестиций с 13,2% в 2001 году до 9,6% в 2002 году, что составило соответственно 495,5 млн долл и 242,0 млн долл.
Наибольший объем иностранных инвестиций был привлечен в нефтегазовую отрасль (удельный вес их в общем объеме составил 65%).
В целях достижения сбалансированного развития экономики в Государственной инвестиционной программе на 2001 - 2003гг. были определены следующие приоритетные отрасли: сельское хозяйство, легкая промышленность, машиностроение, электроника, нефтеперерабатывающая промышленность и строительство. Указом Президента Респуб¬лики Казахстан от 5 апреля 2002 года был утвержден перечень приори¬тетных секторов экономики для привлечения прямых иностранных ин¬вестиций до 2005 года.
1.2. Иностранные инвесторы в Казахстане – правовое положение;
В Законе Республики Казахстан "Об иностранных инвестициях" предпринята попытка дать новое расширительное определение "инвестиций" и таким образом разграничить это понятие с понятием капитальных вложений. Так, в нем записано: "Инвестиции - все виды имущественных ценностей и прав на них, а также прав на интеллектуальную собственность, вкладываемых инвесторами в объекты предпринимательской деятельности в цепях получения прибыли (дохода)". Однако, данное определение не совсем конкретно и может быть истолковано неоднозначно. Кроме, того, это определение охватывает только те вложения, которые направляются в объекты предпринимательской деятельности и приносят коммерческий доход. Между тем, как известно, в зарубежной теории и практике при оценке эффективности инвестиций определяется не только финансовый (коммерческий) эффект, но и экономический, который учитывает общенациональные цели общества, включая общественные ценности нематериального характера и затраты на них (например, экономические издержки на здравоохранение, образование, повышение квалификации и переподготовку кадров, улучшение экологии, рост качества жизни и прочее). Следовательно, определение инвестициям, данное в Законе РК "Об иностранных инвестициях", также недостаточно полно, так как отражает не все виды инвестиций.
Становление рыночной экономики в Казахстане стимули¬ровало активный приток в республику иностранных инве¬стиций. Достаточно сказать, что в 2003 году объем прямых иностранных инвестиций на душу населения составил 500 дол¬ларов США, а общий объем контрактов, заключенных Казах¬станом с иностранными компаниями на ближайшие 15 лет, оценивается в 40 миллиардов долларов США.
В этих условиях Казахстану потребовалось экстренное соз¬дание необходимой правовой базы и изменение внешне¬экономической политики в сторону ее либерализации. Приня¬тыми мерами на сегодня удалось создать достаточно гибкую общегосударственную систему по поддержке и привлечению иностранных инвестиций. Законодательной основой такой системы стали Конституция РК, законы РК: "Об иностранных инвестициях", "О государственной поддержке прямых инвес¬тиций", "О рынке ценных бумаг", "О валютном регулировании" и целый ряд других нормативных правовых актов.
Следует сказать, что образованный в феврале 2002 года Госкомитет РК по инвестициям (Указом Президента РК от 22 января 2004 года он преобразован в Агентство Респуб¬лики Казахстан по инвестициям) проделал значительную ра¬боту по привлечению в Казахстан иностранных инвесторов. Об этом можно судить и по активности Казахстана в разра¬ботке Соглашения стран СНГ "О сотрудничестве в области инвестиционной деятельности" и Конвенции "О защите прав инвестора", целью которых является активное привлечение капиталов и обеспечение соответствующими правами инвесторов, вкладывающих капитал в экономику стран СНГ.
В сентябре 2002 года на состоявшейся в Женеве второй кон¬ференции Всемирной ассоциации агентств по поощрению привлечения инвестиций Госкоминвест РК принят ее 93-м чле¬ном. Макроэкономическая и политическая стабильность, за¬интересованность государственной власти Казахстана в при¬влечении иностранных инвестиций, а также льготный режим для иностранных инвесторов способствовали тому, что Рес¬публика Казахстан по абсолютному размеру привлечения ин¬вестиций вышла на пятое место в пост социалистическом мире, пропустив вперед из стран СНГ только Россию. Только в 2003 поду Госкоминвестом было рассмотрено более 50 контрактов на реализацию инвестиционных проектов в приоритетных секторах экономики, из которых 25 - на сумму около 81 миллиона долларов США - было одобрено, а затем утверждено Прави¬тельством РК. Однако надо сказать и о том, что скорость накоп¬ления капитала и эффективность инвестиций (объем инвести¬ций составил всего 4,3% к ВИ) в Казахстане, как и в других странах СНГ, на сегодняшний день явно недостаточны для быстрого и долговременного экономического роста.
Законом Республики Казахстан "О государственной под¬держке прямых инвестиций" предусмотрены следующие меры стимулирования инвесторов для реализации инвести-ционных проектов:
1) государственные натурные гранты;
2) понижение ставки подоходного налога, земельного налога и налога на имущество до 100% основной ставки на срок до 5 лет с момента заключения контракта, а также понижение став¬ки этих налогов на последующий период до 5 лет в пределах не более 50% основной ставки;
3) полное или частичное освобождение от обложения тамо¬женными пошлинами импорта оборудования, сырья и матери¬алов, необходимых для реализации инвестиционного проекта. Кроме того. Республика Казахстан гарантирует иностранным инвесторам:
.....

Доп      


Мақала ұнаса, бөлісіңіз:


Іздеп көріңіз:
скачать бесплатно Государственное регулирование привлечения иностранных инвестиций курсовую работу, база готовых курсовых работ бесплатно, готовые курсовые работы Государственное регулирование привлечения иностранных инвестиций скачать бесплатно, курсовая работа экономика скачать бесплатно

Пікір жазу

  • [cmxfinput_gallery][cmxfinput_youtube]