Курсовая работа: Германские племена и формирование германского феодального княжества
Содержание
ВВЕДЕНИЕ………….………………………………………………………стр.2ГЛАВА 1. ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ ГЕРМАНСКИХ ПЛЕМЕН……………………………………………………………...…… стр.7
1.1.Германцы в I в. до н.э…………...………………………………………стр.7
1.2 Изменения в общественной жизни германцев во II-V вв…………. стр.16
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС РАЗЛОЖЕНИЯ РОДОВОГО СТРОЯ И ПУТИ
РАЗВИТИЯ ФЕОДАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ………………….……… стр.18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….стр.28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……….………………стр.30
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования
Проблема происхождения германских племен чрезвычайно сложна. Их ранняя история еще менее ясна, чем история их соседей - кельтов. Дело прежде всего в том, что германцы намного позже кельтов попали в поле зрения античной письменной традиции, и, следовательно, у нас гораздо меньше возможностей увязать археологический материал с более или менее достоверными сообщениями древних авторов.
Если кельтские племена уже в V в. до н. э. обратили на себя вни¬мание греков, то подробные описания германцев появились лишь, через несколько столетий. Правда, в IV п. Пифей (его сведениями во II-I вв. пользовались Посидоний, Полибий и другие авторы) отмечал, что во время своего путешествия столкнулся на юго-восточном побережье Северного моря с племенем тевтонии, но этом, собственно, вся информа¬ция и исчерпывается; о более раннем времени и других районах герман¬ского мира письменные источники не сообщают ничего. Таким образом, для данного периода единственным источником становится, археология.
Грозное нашествие кимвров и тевтонов (114—101 гг.), встревожившее саму Италию, отразилось в сочинениях Посидония, Тита Ливия и других авторов. Однако лишь в первом веке до нашей эры появляются сочинения, авторы которых непосредственно знакомы с жизнью германских племен. Юлий Цезарь, сражавшийся в Галлии против свева Ариовиста, совершил затем походы за Рейн {ставший потом грани¬цей империи) и включил в свои «Записки» ряд сведений о быте и куль¬туре германских племен. Достаточно надежной информацией пользовался греческий географ Страбон, а также — во II веке. н.э.— Птолемей, распо¬лагавший важными и не дошедшими до нашего времени источниками. Среди них — обширное описание германских войн I в. н..э., принадлежа¬щее Плинию Старшему. В конце 40-х годов первого века нашей эры Плиний служил в войсках, расположенных вдоль германской границы, и лично принимал участие в походах против племен хавков и фризов. Рассказ об этих собы¬тиях сохранился лишь в извлечениях более поздних латинских авторов.
Однако «Естественная история» Плиния также включает немало сведений о германцах, особенно ценных благодаря хорошей осведомленности автора.
Не меньшее значение имеет посвященное Германии сочинение Тацита (конец первого века нашей эры). Тацит не был в германских землях, но имел возможность пользоваться рядом важных письменных источников, а также многое почерпнул из рассказов посещавших эти края торговцев и военных.
Тацит писал о многочисленных племенах, живших на северных границах Римской империи и на территориях, завоеванных римлянами. Утонченным римлянам эти племена казались дикими и неуправляемыми. Городов у них не было, сельское хозяйство находилось на самом примитивном уровне.
Как же соотносили античные авторы германцев с другими, известными с более раннего времени народами, в частности с кельтами? Этноним «германцы» (этимология его пока еще остается неясной) впервые встречается в начале I в.. до н. э. у Посидония. Его употребляет Фронтин, говоря о восстании рабов в 72 г. до н.э. Через некоторое время Цезарь сталкивается с вторжением в Галлию племен узипитов и тенктеров, которые под давлением свевов желали занять принадлежащие левобережным менапиям земли. Цезарь дает попять, что эти племени могли быть мирно приглашены на левобережные территории, тем не менее, поскольку пришли они с правого берега Рейна, он не может называть их иначе, как германцами.
Более поздние римские авторы, и в частности Тацит, тоже колебались, когда речь шла о прирейнских народах, и отдавали себе отчет в том, что этноним «германцы» сравнительно недавнего происхождения. Тацит прямо пишет о том, что германцами поначалу называлось лишь небольшое племя и лишь «недавно» стали обозначать целый конгломерат народов.
Смешение представлений о кельтах и германцах видно и на примере обитавших на северо-востоке Галлии племен белгов. Цезарь сообщает в записках, что они с гордостью называли себя потомками германцев, в то же время приводит слова некоего Амбиорикса (V, 27), который, оправдываясь в своем участии в антиримских действиях, говорит, что галлам трудно отказать другим галлам, когда речь идет об общей свободе. Эти и ряд других моментов заставляли многих исследователей прийти к выводу, что этноним «германцы» явно кельтского происхождения и первоначально принадлежал какому-то прирейнскому кельтскому племени. Лишь потом, по их мнению, галлы стали называть так всех своих соседей с правого берега Рейна, этническую близость к которым они прекрасно осознавали. Подобные соображения вовсе не безосновательны, однако, безусловно, неверно отрицать за германцами этого и более раннего времени какую-либо этническую самостоятельность вообще.
В настоящий момент трудно сказать, какова была мера обособленности западногерманских племен по отношению к другим германским общностям, вполне возможно, что они достаточно широко контактировали со своими северными соседями по ту сторону пролива.
Еще в прошлом столетии считалось, что доподлинно известно, когда началась германская история: в 9 году н. э. В тот год Арминий, князь из германского племени херусков, одержал победу в Тевтобургском Лесу над тремя римскими легионами. Арминий, о котором нет подробных сведений, считался первым германским национальным героем. В 1838-1875 гг. в Детмольде ему был сооружен огромный памятник.
Сегодня на эти вещи смотрят уже не так просто. Немецкая народность формировалась веками. Слово «немецкий», появилось, вероятно, лишь в VIII веке и подразумевало вначале только язык, на котором разговаривали люди в восточной части франкского государства. В это государство, которое при Карле Великом стало наиболее могущественным, входили народности, говорившие частично на германских, а частично на романских диалектах. Вскоре после смерти Карла Великого (814) империя распалась. В ходе различных дележей наследства возникли Западная и Восточная империи, причем политическая граница примерно совпадала с границей немецкого и французского языка. Лишь постепенно у жителей Восточной империи выработалось чувство общности. Название «немецкий» (или «германский») с языка было перенесено на говорящих на нем и, наконец, на область их проживания «Германия»
Германская западная граница была определена сравнительно давно и оставалась довольно стабильной. Восточная граница, напротив, веками была непостоянной. Около 900 г. она проходила приблизительно по рекам Эльбе и Заале. В последующие столетия область германских поселений распространилась далеко на восток. Это движение было приостановлено только в середине XIV века. Сложившиеся к тому времени границы между народами, между немцами и славянами, сохранялись до второй мировой войны.
Цель и задачи исследования
Целью исследования, проведенного в данной работе, является изучение общественного строя германских племен, историческое значение синтеза позднеримских и первобыт¬нообщинных отношений варваров на развитие фео-дальных отношений в Западной Европе.
Для достижения поставленной цели выдвигаются следующие задачи:
1.Рассмотреть предпосылки образования германских княжеств
2.Проанализировать изменения произошедшие в общественной жизни германцев во II-V вв.
3. Раскрыть роль германских племен в процессе разложения родового строя и развития феодальных отношений в Западной Европе.
Состояние научной разработанности темы исследования
Средневековье отделено от нашего времени многими столетиями развития общества и рядом революций. Казалось бы, в современном мире история средних веков представляет лишь чисто академический интерес. Однако и в наши дни изучение этой эпохи имеет большое теоретическое и практическое значение. Не зная того, как именно сложились исторически все эти социальные и политические отношения, невозможно глубоко понять настоящее и перспективы развития страны.
Источник базы исследования.
История германских племен отражена в многочисленных источниках, которые дают обильный материал по истории хозяйства, социальных и правовых отношениях. В странах Западной Европы с YI в. появились «истории» отдельных германских племен, расселившихся в провинциях бывшей Римской империи. В них содержатся предания о предках, о переселениях, о первых герцогах и королях, известия о первых веках истории отдельных германских народов. Изучению вопросов данной темы посвящены работы «О происхождении и деянии готов» Иордана, «История готов» Исидора Севильского, «История франков» Григория Турского, «История лангобардов» Павла Дьякона, «История крестьянства в Европе» А.Д. Удальцева, «Общественный строй древних Германцев», А.И. Неусыхина.
Структура работы
Согласно поставленной цели и соответствующим задачам работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Общественный строй германских племен.
1.1 Германцы в I в. до н.э.
Германские племена принято делить на три основные группы: северогерманские, западногерманские и восточногерманские. Этим группам соответствуют основные диалектные ареалы германских языков.
Западноногерманское объединение племен, в свою очередь, делится на три груп¬пы, названия которых приводится у Плиния и Тацита: истевоны, ингвеоны и эрминоны. Первые обитали в районах Рейна и Везера, вторые — у североморского побережья и третьи — у Эльбы. Среди эрминонов Пли¬ний (IV, 99) перечисляет свевов, эрмундуров, хаттов, херусков, а среди ингвеонов названы кимвры, тевтоны и хавки.
Кроме этих трех групп западных германцев, Плиний выделяет вандалов (т. е. восточных германцев), перечисляя здесь бургундионов, варинов, харинов и гутонов, а также пятую группу — пеукинов и бастарнов. Германское происхождение последних, правда, не доказано и сегодня, но, во всяком случае, эти племена, появившиеся в конце III в. до н. э. в придунайских степях, уже ушли со своей родины. В другом месте «Естественной истории» (IV, 96) Плиний говорит и о скандинавских гиллевионах, которые, по его сведениям, насчитывают до 500 племен.1
Тацит в «Германии» тоже дает трехчленную, несколько иную по форме, но по существу близкую к Плиниевой, классификацию известных ему племен. У океана помещает он ингвеонов, «средними» называет он эрминонов и «остальными» — истевонов. Среди этих остальных» западных племен Тацит перечисляет батавов, маттиаков, хаттов, танктеров, бруктеров, хамавов, хазуариев и пр. Эрминонов Тацит считает целиком свевскими племенами; более того, он специально не выделяет северную и во¬сточную группы германцев, ибо и их относит к свевам, но живущим.....
Мақала ұнаса, бөлісіңіз:
Іздеп көріңіз: