Курсовая работа: Германия в современный период
Содержание
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3I. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТРОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА…………..10
II. РЫНОК ТРУДА. ДОХОДЫ И ЦЕНЫ……………………………………………20
III. Жилищное строительство и градостроение. охрана окружающей среды……………………………………………………………25
IV. Наука и научные исследования…………………………………….32
Заключение……………………………………………………………………….35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….38
Введение
2001 год -юбилейный в новейшей германской истории. 3 октября исполнилось 10 лет с тех пор, как ГДР "присоединилась к Конституции ФРГ" и возникла новая объединенная Германия. Этому предшествовал многомесячный переговорный процесс. У нас основные его вехи описаны в мемуарах Михаила Горбачева, тогда генерального секретаря ЦК КПСС и президента СССР. Однако неожиданно нагрянувшее воссоединение, его стремительные темпы и условия воспринимались в руководящих кругах Советского Союза неоднозначно.
В течении более чем четырех десятилетий между двумя германскими государствами шло интенсивное соревнование в сфере экономики. История показала, что сталинская модель социализма в ГДР, как и в СССР, к концу 80-х годов оказалась на грани полного банкротсва. Закономерным итогом "реального социализма" на немецкой земле явилось постановление Народной палаты ГДР от 23 августа 1990 года о вступлении ГДР в ФГР, что произошло 3 октября 1990 года. С этого момента действие законов ФРГ распостранилось на территорию ГДР.
Объединенная Германия - федеративное государство, состоящее из 16 равноправных земель Первые десять земель находятся на территории бывшей ФРГ (старые земли). Земли под N 11 - 15 ранее входили в ГДР (новые земли). Земля Берлин образована в результате слияния бывшей столицы ГДР Берлина с особой политической единицей - Западным Берлином. Столица ФРГ - Берлин. Однако до сих пор парламент и правительство объединенной Германии работают в - Бонне.
ФРГ - страна с одной из наиболее развитых в современном мире систем
парламентской демократии, обеспечивающей гражданам широкие возможности волеизъявления и реализации своих демократических прав, закрепленных Конституцией. В стране реально обеспечено разделение законодательной, исполнительной и судебной властей. Верховным выборным законодательным органом на уровне федерации и земель являются парламенты - бундестаг и ландтаги.
Первые выборы в бундестаг объединенной Германии состоялись 2 декабря 1990 года. В нынешнем бундестаге заседают 662 депутата от пяти партий. Весь парламент избирается сроком на четыре года. Блок Христианско-демократического союза (ХДС) и Христианско-социального союза (ХСС) имеет 319 мандатов, Социал-демократическая партия Германии (СДПГ) - 239, Свободная демократическая партия (СвДП) - 79, Партия демократического социализма (ПДС) - 17 и блок А 90/Зеленые - 8 мандатов.
В целом можно отметить, что для современной ФРГ характерна достаточно сбалансированная партийно-политическая структура, которая обеспечивает стабильность и прогресс в развитии страны. В ФРГ все основные партии, представленные в бундестаге, группируются вокруг центра, создавая тем самым необходимую опору для консолидации общества. ХДС/ХСС и СвДП придерживаются правоцентристской позиции, выражая интересы предпринимательских кругов. СДПГ находится несколько левее центра и выступает за модернизацию капитализма путем соединения политической, экономической и социальной демократии. СДПГ активно защищает интересы и права лиц наемного труда и мелких товаропроизводителей. ПДС образовалась на базе правившей в ГДР Социалистической единой партии Германии (СЕПГ). Она в основном действует в новых землях и по существу, это тоже социал-демократическая партия, находящаяся, правда, несколько левее СДПГ. Блок А 90/Зеленые находится в левой части политического спектра и выступает нередко против частного бизнеса, особенно, если он своими действиями наносит ущерб природной среде.
С бундестагом тесно взаимодействует бундесрат - палата земель, которая состоит из 68 представителей земельных правительств. Каждая земля располагает в бундесрате от трех до шести голосов, в зависимости от численности населения. Бундесрат может потребовать изменения законопроектов бундестага, хотя он реально не в состоянии парализовать деятельность бундестага. Главой государства является избираемый на пять лет федеральный президент, пост которого сейчас занимает Р. фон Вайцзеккер (ХДС). С 1982 года боннское правительство формирует коалиция ХДС/ХСС во главе с федеральным канцлером Г.Колем.
Экономическую систему старых земель ФРГ в стране принято называть "социальным рыночным хозяйством". Этот термин выдвинул в 1947 году известный экономист А. Мюллер-Армак, бывший в первые годы существования ФРГ статс-секретарем министра экономики Л.Эрхарда. По его замыслу традиционное капиталистическое рыночное хозяйство следовало модернизировать путем активной государственной экономической политики, а также создания развитой сетки социальной защиты населения, выравнивания чрезмерных различий в доходах его отдельных слоев, вызывающих напряженность в обществе. Этот замысел в значительной мере удалось претворить в жизнь в старой ФРГ, а в настоящее время предпринимаются активные попытки интегрировать его в новые земли.
С точки зрения механизма государственного регулирования экономики ФРГ принципиально не отличается от других стран. В этом механизме в том или ином виде представлены все известные на Западе средства, методы, направления и формы государственного воздействия на экономику. В ФРГ очень активная социальная политика государства, которая обеспечивает общественную стабильность. ФРГ по степени социальной защищенности лиц наемного труда не уступает Швеции.
До объединения Германии ФРГ имела валовой национальный продукт на душу населения в 14460 долларов. ВНП на душу населения в бывшей ГДР составлял к концу 80-х годов 11400 долларов. Экономика старых земель характеризуется сбалансированным сочетанием крупного, среднего и мелкого бизнеса. Немецкие концерны Bayer, BASF, Siemens, Bosh, Daymler-Benz, Krupp, Masesmann и другие относятся к фирмам мирового класса. Вместе с тем по величине оборота и числу занятых, по качественным показателям производства они не часто превосходят своих японских, американских и даже итальянских конкурентов. Зато средний и мелкий бизнес в старых землях отличается исключительной для этой категории фирм силой, гибкостью и динамикой, во многом обеспечивая экономическое благополучие старых земель. В целом в объединенной Германии 99,8% всех фирм приходится на мелкие и средние предприятия. В бывшей ГДР сейчас создано Попечительское ведомство которому предстоит в ближайшее время приватизировать 7894 государственных предприятий с числом занятых около 6 млн. человек. В ходе приватизации создается множество новых мелких и средних фирм. Например, лишь в первом квартале 1991 года возникли 55 022 экономически активные новые фирмы.
ФРГ принадлежит к числу индустриальных гигантов современного мира. Только в старых землях объем промышленного производства достигает 1 трлн. марок. Важнейшими отраслями индустрии являются автомобилестроение, общее машиностроение, электротехника, металлургия.
Доля сельского хозяйства в производстве ВНП и в занятости в Германии невелика. Но из этого не следует, что народнохозяйственное значение данной отрасли незначительно. Напротив, благодоря своему высокому качеству оно в целом более чем на 90% обеспечивает потребности страны в продовольствии, экспортирует значительное количество мясо, масла, сухого молока, зерна и других продуктов.
После войны в старых и новых землях сельское хозяйство развивалось разными путями, но в обоих случаях продуктивно и интенсивно. В старых землях преобладали частные хозяйства. В ходе технического переворота произошло укрупнение хозяйств и сокращение их числа. В новых землях основными производителями аграрной продукции стали производственные кооперативы различных типов и госхозы. В целом сельскохозяйственное производство в старых землях к моменту объединения Германии оказалось более эффективным, чем в новых. В настоящее время в новых землях происходит процесс приватизации аграрного сектора. В целом можно ожидать, что социальная структура сельского хозяйства в новых землях уже в ближайшее время станет если не идентичной, то очень близкой системе западных земель. Германия будет и впредь обеспечивать себя аграрной продукцией и располагать растущими экспортными возможностями. Но процесс перестройки сельского хозяйства в новых землях будет сопровождаться острыми социальными конфликтами и коллизиями, связанными с ликвидацией кооперативов и госхозов, в результате чего потребуется быстрая переквалификация и трудоустройство сотен тысяч работников.
Удовлетворяет потребности народного хозяйства и такая ключевая отрасль, как энергетика. В абсолютном выражении потребление первичной энергии в 1990 году составило в старых землях 389 млн. тонн условного топлива, в новых землях - 105 млн. тонн. В перспективе обеспечение Германии энергией не является крайне тяжелой, а тем более неразрешимой проблемой.
Большое значение в Германии, особенно в старых землях, придается решению экологической проблемы. Разработаны весьма совершенные технологии утилизации и уничтожения отходов производства. Например, уже несколько лет под Гамбургом функционирует самая современная установка по сжиганию бытовых отходов. Отработанные газы здесь очищаются и поглощаются таким образом, что в атмосферу попадает только теплый воздух. Сложнее экологическая ситуация в новых землях, главным образом из-за широкого применения бурового угля, которое не только загрязняет атмосферу, но и наносит огромный ущерб почве. Поэтому в ближайшее время придется израсходовать десятки миллиардов марок только на рекультивацию земель, особенно в районе Лейпцига, где добывается основная масса бурого угля.
Уже в 50-е годы ФРГ достигла огромных успехов на мировом рынке, сумев правильно использовать складывавшуюся конъюктуру. Уже длительное время западная часть нынешней ФРГ является крупнейшим в мире экспортером изделий машиностроения. Большим внешнеэкономическим потенциалом обладают и новые земли. В целом в 1990 году объем экспорта объединенной Германии составил 680 млрд. марок, импорта - 573 млрд. марок. Доля территории бывшей ГДР составила соответственно 38,1 и 22,9 млрд. марок. Хозяйственная мощь Германии обусловливают высокий уровень жизни населения и насыщение рынка товарами производственного и потребительского значения. Правда, ситуация в старых и новых землях неодинакова.
В настоящее время Германия прочно удерживает ведущее место во внешнеэкономических связях России. Это обусловлено общим историческим фоном российско-германских отношений. Они стали активно развиваться с начала XVIII века, когда Петр I приступил к проведению политики глубоких экономических реформ. Новый импульс экономическому взаимоотношению двух стран был дан процессом индустриализации в России после отмены крепостного права в 1861 году, который потредовал резкого увеличения импорта из стран Запада средств производства. Только в период с 1860 по 1870 год германский экспорт в Россию возрос в 3,7 раза, а российский в Германию - более чем в 3 раза. Бурный процесс расширения и углубления экономических связей продолжался впредь до первой мировой войны. Уже в последние трети XIX века германский капитал основательно внедрился в российскую промышленность, железнодорожный транспорт, торговлю и банковское дело. В период между двумя мировыми войнами развитие экономических связей также протекало достаточно успешно, хотя было осложнено общей политической обстановкой. После второй мировой войны экономические отношения СССР с образовавшимися в 1949 году двумя германскими государствами складывались далеко не одинаково. ГДР быстро выдвинулась на первое место среди торго-экономических партнеров СССР. А отношения СССР с ФРГ были очень сильно осложнены реалиями "холодной войны". Но с подписанием 5 июля 1972 года долгосрочного соглашения о торговле и экономическом сотрудничестве ситуация в корне начинает меняться в положительную сторону. Был выработан целый пакет советско-западногерманских договоров, соглашений и других нормативных актов, создавших довольно прочный фундамент для экономического сотрудничества между СССР и ФРГ. И с начала 70-х годов ФРГ прочно заняла место главного торгового партнера СССР среди государств. Вплоть до 1984 года товарооборот продолжал неуклонно растти, его уменьшение в 1985-1987 годах обусловлено уменьшением импортных возможностей СССР из-за сокращения его валютных поступлений вследствии падения мировых цен на нефть (см. таблицу 3). В настоящее время деловые и правящие круги Германии проявляют ярко выраженный позитивный подход к развитию экономичtского сотрудничества с Россией и другими государствами СНГ. В целом сотрудничество имеет в целом хорошие перспективы. До 1987 года советское руководство по политико-идеологическим мотивам не допускало прямых иностранных инвестиций на своей территории, в том числе в форме совместных предприятий. Но к началу 90-х годов ситуация меняется коренным образом - к началу 1992 года на территории бывшего СССР было зарегистрировано около 800 СП с участием германского капитала.
Экономическое положение бывшей ГДР в результате создания вылютного, экономического и социального союза и объединения с ФРГ оказалось гораздо сложнее, чем ряд политиков предполагал в начале. Переход от жесткой централизованной плановой экономики к социальному рыночному хозяйству привел к глубокому структурному кризису экономики, развалу целых отраслей производства, оттоку наиболее квалифицированных кадров, быстрому росту безработицы, сокращению социальных льгот населения. Чтобы полностью интегрировать экономику бывшей ГДР с западными землями и выравнять развитие двух частей Германии нужно инвестировать в восточные земли примерно 2 трлн. марок; отсюда ясно, что это процесс займет около 8 - 10 лет. Ожидавшегося в середине или к осени 1991 года экономического подъема в новых землях не произошло. Вместе с тем определенное оживление предпринимательской активности в отдельных сферах экономики уже обозначилось: за 11 месяцев было приватизировано около 3400 госпредприятий различного профиля, большая часть из которых была передана в распоряжение средних и мелких фирм.
Практически завершена приватизация розничной торговли и сферы общественного питания, активно она идет в сфере услуг, ремесленном производстве, издательском деле и т.п. Но в целом же к середине 1991 года ситуацию в экономике новых земель следует признать крайне сложной. По оценка ряда экспертов, она достигла критической точки. По-прежнему отсутствует конкурентноспособная продукция, нет современного производственного оборудования, объем инвестиций недостаточен.
Чрезвычайно высок уровень безработицы: из 9 млн. занятых в бывшей ГДР в 1989 году к сентябрю 1991 года имели полный рабочий день лишь 5.5 млн. Значительное сокращение произошло в промышленном производстве: в 1990 году - 32% и в 1991 году - на 58%, а в сельском хозяйстве - соответственно на 38% и 13%. Уровень промышленного производства к середине 1991 года составил только 1/4 по сравнению с 1989 годом. Наибольшее сокращение производства произошло в отраслях, производящих потребительские товары: текстильной, легкой, пищевой промышленности. Резко сократилось производство металлов. Причина такого сокращения - резкое падение на национальные потребительские товары.
Оценивать перспективы развития отдельных отраслей промышленности восточной Германии в 1991 году пока еще сложно, но определенные тенденции можно отметить уже сейчас. С учетом необходимости развития всего хозяйства относительно успешно должы развиваться следующие сферы экономики:
- отрасли, связанные со стройиндустрией, только если они перестроят свое производство в соответствии с требованиями спроса и качества;
- фирмы, которые с открытием границ начали спецализироваться на спрос мирового рынка, например, отдельные фирмы по производствуспециального оборудования, точной механики и оптики.
Как относительно плохие следует рассматривать перспективы развития в следующих отраслях:
- отрасли, производящие крупные серии стандартизированных изделий, где велика доля затрат на заработную плату, такие как текстильная промышленность, производство одежды, обуви, игрушек;
- химическая промышленность, где себестоимость продукции на 30% превышает мировой уроень, так в отрасли сильно устаревшее производственное оборудование;
- производство стали, где были выведены из производства неэффективные доменные печи и которое только с помощью западных инвесторовможет быть модернизировано и конкуретноспособно.
В конце 1991 года пять ведущих экономичеких институтов ФРГ впервые со дня объединения Германии констатировали стабилизацию экономического развития в новых землях. Таким образом, в течении 1992 года экономика Восточной Германии должна была преодолеть низшую точку спада.
Германия признала суверенитет Казахстана почти сразу же после упразднения СССР – 31 декабря 1991 года. А уже на следующий год стал возможен визит лидера нашего молодого государства. Именно в сентябре 1992 года были заложены основы двусторонних отношений и подписаны шесть основополагающих соглашений, в том числе такие важные с политической и экономической точки зрения, как Совместное заявление об основах отношений и Соглашение о создании казахстанско-германского совета по экономическому сотрудничеству. С личностной точки зрения, оба лидера – Н. Назарбаев и Г. Коль, принадлежащие к одному поколению и к одной эпохе и в чем-то схожие в плане менталитета, – нашли общий язык, и в дальнейшем их отношения вошли в дружеское русло. С политической точки зрения, Назарбаева интересовали прежде всего немецкие инвестиции и германская экономическая помощь, а Коля – судьба казахстанских немцев и открытие рынка Казахстана для немецкой продукции.
Своим сегодняшним состоянием Казахстан и Германия в чем-то похожи. Обе страны перенесли свои столицы, пережили период неопределенности и отказа от плановых экономик (Казахстан – период болезненных рыночных реформ и трансформации, Германия – адаптации и интеграции новых земель) и в настоящее время полны планов и уверенно смотрят в будущее. Безусловно, Назарбаеву и Шредеру будет, о чем поговорить......
Мақала ұнаса, бөлісіңіз:
Іздеп көріңіз: