Курсовая работа: Выявить возможности развития воображения учащихся 8 класса при работе с компьютерной анимаций
Содержание
Введение1. Психологические основы процесса развития школьников
1.1 Особенности развития воображения подростков
1.2 Создание анимации в Macromedia Flash MX
2. Компьютерная анимация как средство развития воображения школьников на уроках информатики
2.1 Определение уровня развития воображения у учащихся 8 класса
2.2 Развитие воображения в процессе создания компьютерной анимации в Macromedia Flash MX
Заключение
Библиография
Введение
Еще великий А. Эйнштейн утверждал, что "фантазия важнее знания". Способность к воображению, фантазии присуща только человеку и отличает его от всех других существ. Воображение (фантазия) с английского imagination - универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта.
Воображение - психический процесс, сущностью которого является отражение реальной действительности в непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. С помощью воображения создаются образы таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше.
Различают воображение воссоздающее и творческое. Основу воссоздающего воображения составляет создание образа предмета по его описанию, рисунку, рассказу и т.д. Этот вид воображения особенно важен в учебной деятельности, поскольку позволяет учащимся (по рассказу учителя, тексту учебника и пр.) создавать правильное и достаточно полное представление о новом учебном материале.
Творческим воображением называют самостоятельное создание новых образов. Такое воображение составляет основу всякой творческой деятельности, которая открывает возможность самовыражения, позволяет учащемуся реализовать его личностный потенциал.
Чаще всего воображение возникает в проблемной ситуации, то есть в тех случаях, когда необходимо отыскать новое решение.
Подчеркивая значение воображения в познавательной деятельности, еще В.И. Ленин писал: "Напрасно думают, что она (фантазия) нужна только поэтам. Это глупый предрассудок! Даже в математике она нужна, даже открытие дифференциального и интегрального исчислений невозможно было бы без фантазии". В.И. Ленин здесь подчеркивает то обстоятельство, на которое указывал К. Маркс, когда писал, что "в конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека... ". Основное значение воображения и состоит в том, что без него был бы невозможен любой труд школьника, так как невозможно трудиться, не представляя себе промежуточного и конечного результатов.
Именно технология Macromedia Flash MX предоставляет учащемуся возможность создавать подконтрольные приложения, которые он уже мысленно представляет с помощью своего воображения. Именно представление промежуточного и конечного результата является целью, к которой ученик стремится, направляет свои усилия.
Итак, воображение играет важную роль в жизни школьника. Благодаря воображению он в процессе своего развития может придумывать что-то новое, совершенствовать и создавать различные предметы. Именно воображение позволяет ученику находить множество выходов из различных ситуаций.
Исходя из вышесказанного, мы считаем, что тема нашего исследования актуальна.
Проблема исследования: как развить воображение учащихся на уроках информатики.
Объект исследования: процесс развития воображения на уроках информатики в 8 классе.
Предмет исследования: приемы развития воображения на уроках информатики с помощью Macromedia Flаsh MX.
Цель: выявить возможности развития воображения учащихся 8 класса при работе с компьютерной анимацией в программе Macromedia Flash MX.
Задачи исследования:
Проанализировать учебно-методическую литературу по изучению Macromedia Flаsh MX.
Изучить психологические основы развития воображения подростков.
Выявить возможности развития воображения учащихся 8 класса на практических занятиях при изучении Macromedia Flаsh MX.
Методы исследования:
Анализ учебной и методической литературы.
Тестирование.
Математическая обработка результатов.
Гипотеза: если использовать компьютерную анимацию в среде Macromedia Flash MX на уроках информатики, то это будет способствовать развитию воображения у учащихся 8 класса, т.к это открывает перед ними возможность самовыражения, позволяет человеку реализовать его личностный потенциал.
1. Психологические основы процесса развития школьников
1.1 Особенности развития воображения подростков
Интересующая школьника информация не всегда представлена именно в том виде, в котором она ему необходима и непосредственно воспринимается его органами чувств. Поэтому информацию о мире необходимо не только воспринимать, но и перерабатывать, выделяя в ней то, что скрыто от прямого восприятия. Иногда ему приходится решать довольно сложные задачи, непростым путем извлекая из полученной информации самые нужные сведения. Для этого существуют такие психологические познавательные процессы, как внимание, воображение, память, мышление и речь.
Ощущения, восприятие, воображение, память относятся к чувствительному познанию человеком окружающего мира. В отличие от них, мышление и речь называют способами рационального, или умственного, познания мира.
Воображение школьника можно определить, как способность волевым усилием восстановить и представить в образной форме те ощущения и восприятия, которые были раньше, или придумать и представить нечто новое, чего не было раньше ни в ощущениях, ни в восприятии. Образы воображения не обязательно должны соответствовать тому, что они в действительности собой представляют. В отличие от этого образы памяти обычно в той или иной степени соответствуют той действительности, которую они отражают, и почти не несут в себе элементов фантазии.
Воображение на уроках информатики всегда имеет форму образа, а память может быть не только образной, но и логической (память на мысли), эмоциональной (память на ощущения и чувства).
С помощью своего воображения ученик творчески преобразовывает мир, и оно, как процесс, органично включено в творчество. Благодаря воображению он имеет возможность как бы видеть наперед, представлять то, что еще предстоит сделать.
Ученик запоминает, воспроизводит и использует на уроках информатики те знания, которые повторяются, и которые иначе каждый раз пришлось бы находить заново. В познании учеником окружающего мира воображение и память взаимодействуют друг с другом, причем их взаимодействие осуществляется одновременно по нескольким линиям:
1. Обмена содержанием образов: материал для воображения частично поставляется памятью, а память использует образы воображения.
2. Взаимной стимуляции: воображение непосредственно участвует в процессах памяти, способствуя ее улучшению; память, включаясь в
воображение, делает его более продуктивным и творческим.
3. Совместного влияния на другие психологические процессы память и
воображение у человека составляют, например, основу одного из важнейших видов мышления - образного.
Воображение подростка - это способ овладения им сферой возможного будущего, придающий его деятельности целеполагающий и проектный характер. Будучи психологической основой творчества, воображение обеспечивает историческое создание форм культуры.
Воображение, оно же творчество в психологии понимается как деятельность, результатом которой является создание субъективного или объективно новых материальных и духовных ценностей (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский).
Воображение наряду с восприятием, памятью, вниманием рассматривается в качестве отдельного психического процесса. В последнее время все большее распространение получает понимание воображение как всеобщего свойства сознания (идущее от И. Канта). При этом акцентируется его ключевая функция в порождении и структурировании образа мира. Воображение подростков детерминирует протекание конкретных познавательных, эмоциональных и др. процессов, конституируя их творческую природу, связанную с преобразованием предметов (в образном и смысловом плане), предвосхищением результатов соответствующих действий. Это находит свое проявление в феноменах "эмоционального предвосхищения" (А.В. Запорожец), "продуктивного восприятия" (В.П. Зинченко), в генезе некоторых форм двигательной активности (Н.А. Бернштейн) и т.д.
Воображение - это образное конструирование содержания понятия о предмете (или проектирование схемы действий с ним) еще до того, как сложится само это понятие (а схема получит отчетливое, верифицируемое и реализуемое в конкретном материале выражение). Содержание будущей мысли (способ его построения, заданный через схему действий) фиксируется воображением в виде некоторой существенной, всеобщей тенденции развития целостного объекта. Осмыслить эту тенденцию как генетическую закономерность ученик может только посредством мышления.
Для воображения характерно то, что знание еще не оформилось в логическую категорию, тогда как своеобразное соотнесение всеобщего и единичного на чувственном уровне уже произведено. Благодаря этому в самом акте созерцания отдельный факт открывается в своем универсальном ракурсе, обнаруживая целостно образующий по отношению к определенной ситуации смысл. Поэтому в плане воображение целостный образ ситуации строится раньше расчлененной и детализированной картины компонентов созерцаемого. Компоненты этого образа осмысленно соединяются друг с другом узами необходимой связи по существу, а не формально. В итоге эти компоненты приобретают в сознании новую качественную определенность. Таким образом, воображение не является ни произвольным наделением объекта любыми свойствами, ни простой комбинаторикой элементов прошлого опыта. Один из парадоксов воображение состоит в том, что предметное целое воспроизводится им с самого начала адекватно, фактически безошибочно.
В психологии различают произвольное и непроизвольное воображение. Первое проявляется, например, в ходе целенаправленного решения научных, технических и художественных проблем при наличии осознанной и отрефлексированной поисковой доминанты, второе - в сновидениях, измененных состояниях сознания и т.д. Иногда выделяют также воссоздающее и творческое воображение. Образы "воссоздающего" воображения целесообразнее отнести к сфере гибких и динамичных репродуктивных представлений, учитывая то, что творческий характер присущ воображению как таковому.
Особую форму воображения образует мечта. Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска.
Воображение включено в процессы самых различных видов человеческой деятельности. Однако в своей развитой форме оно культивируется, прежде всего, средствами искусства - в ходе создания и освоения продуктов художественного творчества.
Воображение школьника развивается постепенно, по мере приобретения им реального жизненного опыта. Деятельность воображения наиболее активно и полнее всего реализуется в играх, сочинительстве сказок и историй (Дж. Родари, 1990), в рисовании и других видах творчества. Вместе с тем было бы ошибкой утверждать, что воображение ребенка богаче, чем у взрослого. Как отмечает Л.С. Выготский, "чем богаче опыт Человека, тем больше материал, которым располагает его воображение. Вот почему у ребенка воображение беднее, чем у взрослого человека, и это объясняется большей бедностью его опыта" (Л.С. Выготский, 1991, с.10).
Отсюда следует важный педагогический вывод: для того, чтобы создать благоприятные условия для развития воображения и творчества подростков на уроках информатики, необходимо расширять их реальный жизненный опыт. "Чем больше ученик видел, слышал и пережил, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет деятельность его воображения".
Практика показывает, что приемы диагностики уровня развития воображения школьников (игра, рисунок и др.) одновременно выступают и материалом для его развития, поскольку нет однозначных возрастных нормативов и критериев оценки того продукта, который получается в результате творческой деятельности ребенка.
Подобно мышлению, воображение ориентировано на создание нового знания путем переработки прошлого опыта.
Воображение (или фантазия) - это психический познавательный процесс, в котором отражение действительности происходит в специфической форме - объективно или субъективно нового (в виде образов, представлений или идей), созданного на основе образов восприятий, памяти, а также знаний, приобретенных в процессе речевого общения. Когда речь идет об объективно новом, то имеется в виду, что данный продукт воображения вообще впервые создается в обществе. Когда же речь идет о субъективно новом, то это означает, что созданный продукт обладает новизной только лишь для самого создателя, в то время как в обществе он уже известен.
Подобно мышлению, воображение - это аналитико-синтетическая деятельность, которая осуществляется под направляющим влиянием сознательно поставленной цели (как это имеет место в случае творческой деятельности) либо чувств, переживаний, которые владеют ученик в данный момент. Чаще всего воображение возникает в проблемной ситуации, то есть в тех случаях, когда необходимо отыскать новое решение, где требуется опережающее практические действия отражение, что характерно и для мышления. Но между опережающим отражением в мышлении и в воображении имеется существенное различие. В процессе мышления опережающее отражение осуществляется при оперировании понятиями, и результат имеет форму суждения, а в процессе воображения опережающее отражение происходит в конкретно-образной форме как результат оперирования образами.
Физиологически процесс воображения представляет собой процесс образования новых сочетаний и комбинаций из уже сложившихся нервных связей в коре головного мозга.
Существует несколько классификаций видов воображения, каждая из которых имеет в своём основании какой-либо из существенных признаков воображения: активность, связь с намерениями человека, самостоятельность создания новых образов.
По признаку активности различают пассивное и активное воображение. В случае пассивного воображения имеется отрыв (полный или почти полный) от практической деятельности. Здесь фантазия создает образы, которые не реализованы в жизни, намечаются программы поведения, которые не осуществляются и не могут быть воплощены. В этом случае человек может намеренно, а иногда и невольно временно уходить в область далеких от действительности представлений. Образцы фантазии, преднамеренно вызванные, но не связанные с волей, направленной на воплощение их в жизнь, называются грезами. Всем людям свойственно грезить о чем-то приятном, радостном. В грезах легко обнаруживается связь продуктов фантазии с потребностями. Но если в процессах воображения у человека преобладают грезы, то это свидетельствует о пассивности личности. Создав образ Манилова, Н.В. Гоголь обобщенно изобразил людей, которые всю жизнь занимаются бесплодными мечтаниями. Это типичная форма пассивного воображения, преднамеренно вызываемого.
Следует, однако, помнить, что пассивное воображение может возникать и непреднамеренно. Это происходит главным образом при ослаблении деятельности сознания, второй сигнальной системы, в полудремотном состоянии, в состоянии аффекта, во сне (сновидения), при патологических расстройствах сознания (галлюцинации) и т.д.
Активное воображение - это воображение, связанное с выполнением конкретной практической деятельности. Так, например, приступая к изготовлению книжного стеллажа, мы формируем образ его, продумываем, из каких материалов он может быть изготовлен, как их можно обрабатывать, как осуществлять сборку.
В зависимости от самостоятельности и оригинальности образов воображение бывает воссоздающим и творческим.
Воссоздающее воображение - это представление чего-либо нового для данного человека, опирающееся на словесное описание или условное изображение этого нового (чертеж, схему, нотную запись и т.п.). Этот вид воображения широко используется в разных видах деятельности человека, в том числе и в обучении. Так, воссоздающее воображение помогает рабочему выполнить трудовые операции согласно чертежу или схеме. Наладчик станков, выслушав жалобу на неисправность машин, представляет те узлы механизма, где возможно найти повреждение, и на основании этого строит план устранения неисправности.
Очень важно для создания правильных представлений о новом описать его образно, так рассказать о нем, чтобы вызвать живые образы, которые конкретизировали бы абстрактные данные, характеризующие это новое. Мысленное представление нового дополнительно стимулируется тогда, когда ставится практическая задача изобразить это новое в предметном виде - сделать или нарисовать предмет. Важнейшим условием правильного представления того, что описывается словами, является наличие знаний, на которые должны опираться образы, воссоздаваемые по описанию.
Творческое воображение - это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение (чертеж, схема и т.п.). Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов. Оно связано с творческой деятельностью человека. Без творческого воображения невозможна деятельность изобретателя, конструктора. Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов, методов.
Обучение умению сознательно использовать вышеназванные методы творческого построения образов является одним из важных условий развития творческой деятельности и потребности в творчестве у учащихся.
1.2 Создание анимации в Macromedia Flash MX
Мало что пленяет человека, как движение и взаимодействие. Именно это и делает Flash, предоставляя возможность создавать подконтрольные пользователю приложения, которые напрямую зависят от его творческого подхода к представлению интерактивности.
Анимация - это последовательность сменяющихся изображений (кадров), в результате чего возникает иллюзия движения. В Macromedia Flash существует два принципиально разных способа анимировать что-либо:
1) прорисовывать каждый кадр самому, используя Flash только в качестве средства, позволяющего быстро пролистывать ваши изображения;
2) заставить Flash автоматически просчитывать промежуточные кадры.
Скажем, у вас есть зеленый квадрат, который нужно переместить из левой части экрана в правую и сделать это надо в течение 25 кадров. В случае первого "покадрового" способа анимации вам придется нарисовать все двадцать пять кадров, и в каждом последующем кадре чуть-чуть сдвигать ваш квадрат, чтобы он оказался справа на 25-м кадре. А если вам нужно будет сделать так, чтобы квадрат потихоньку исчезал, двигаясь вправо? А если вдруг понадобится, чтобы он исчезал (увеличивался атрибут прозрачности)? Что, придется все это считать вручную и присваивать нужное значение
.....
Мақала ұнаса, бөлісіңіз:
Ұқсас мақалалар:
» Курсовая работа: Технология Macromedia Flash
» Курсовая работа: Личностное развитие учащихся вокального коллектива средствами хореографического искусства
» Курсовая работа: Экспериментальная апробация методики развития у детей младшего дошкольного возраста музыкал
» Курсовая работа: КОМПЬЮТЕРНОЕ ОБУЧЕНИЕ -«НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
» Курсовая работа: Методика исследования познавательных интересов школьников
» Курсовая работа: Технология Macromedia Flash
» Курсовая работа: Личностное развитие учащихся вокального коллектива средствами хореографического искусства
» Курсовая работа: Экспериментальная апробация методики развития у детей младшего дошкольного возраста музыкал
» Курсовая работа: КОМПЬЮТЕРНОЕ ОБУЧЕНИЕ -«НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
» Курсовая работа: Методика исследования познавательных интересов школьников
Іздеп көріңіз: