Курсовая работа: Воспитание эстетических чувств на уроке по познанию Мира. Методика преподавания
Содержание
Введение……………………………………………………………………….3ГЛАВА 1. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА ПОЗНАНИЯ МИРА И РОЛЬ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ…………………………5
ГЛАВА 2. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕДМЕТА «ПОЗНАНИЕ МИРА», ЕЕ СВЯЗЬ С ЭСТЕТИКОЙ………………………...12
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, ПОНЯ¬ТИЙ И ВКУСОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ПОЗНАНИЕ МИРА»…………………………………………...22
Заключение………………………………………………………………....28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………29
Введение
Методика преподавания предмета «познание мира» относится к системе педагогических наук. Основным предметом ее изучения являет¬ся процесс обучения учащихся начальных классов познанию природы, их воспитания и развития в ходе обучения.
Методика преподавания предмета «познание мира» опирается на прин¬ципы дидактики — науки, раскрывающей общие закономернос¬ти образования и воспитания детей. Содержание начального курса предмета «познание мира» обладает определенными особенностями, которые влияют на процесс обучения данному предмету; сле¬довательно, методика преподавания предмета «познание мира» — наука о системе процесса обучения, воспитания и развития младших школьников, обусловленной особенностями содержания школь¬ного предмета.
Как и все педагогические науки, данная методика призвана способствовать совершенствованию учебно-воспитательного процесса по предмету «познания мира» в начальной школе через решение целого ряда конкретных задач.
Прежде всего методика преподавания предмета «познание мира» от¬вечает на вопрос: зачем изучать окружающую природу учащим¬ся младших классов? Следовательно, она исследует и разра¬батывает цели обучения по начальному курсу предмета «познание мира» в школе в соответствии с уровнем развития общества на совре-менном этапе и его социальным заказом, а также цели воспи¬тания и развития младших школьников с учетом особеннос¬тей содержания предмета. Изучение предмета «познание мира» в началь¬ной школе призвано сформировать у учащихся элементарные понятия об окружающей природе на основе единства и взаи¬мосвязи составляющих ее элементов (неживая природа, живая природа), решать задачи всестороннего развития личности. Методика преподавания природоведения отвечает также на вопрос: чему учить? Таким образом, она определяет содержание учебного материала по предмета «познание мира» в школе, его идеи, прин¬ципы отбора фактов и построения предмета.
Вместе с тем методика преподавания предмета «познание мира» от¬вечает на вопросы: как учить? Как воспитывать средствами предмета? Какие методы, приемы можно наиболее эффективно использовать для развивающего обучения и воспитания млад¬ших школьников через содержание природоведческого материа¬ла? Какие формы обучения и воспитания приемлемы в учебном процессе с учетом особенностей этого предмета?
Методика определяет также средства обучения, воспитания и развития школьников (наглядные пособия, оборудование).
ГЛАВА 1. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА ПОЗНАНИЯ МИРА И РОЛЬ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Методика преподавания предмета «познание мира», как и всякая дру¬гая наука, развивается по законам диалектики; поэтому глав¬ной методологической основой ее является диалектический ма¬териализм. Он дает возможность увидеть основные закономер¬ности процесса обучения и воспитания школьников: неразрыв¬ную взаимосвязь между процессом обучения, воспитания и раз¬вития личности учащихся; внутренние противоречия между количеством и качеством применяемых методов, методических приемов и средств обучения; переход количественных измене¬ний в качественные (накопление знаний, преобразование их в убеждения и нормы поведения учащихся и т. п.). Материалистическая диалектика требует научного подхода к действительности. В связи с этим, решая проблемы вооруже¬ния учащихся первоначальными знаниями о природе, методика природоведения должна исходить из тех задач, которые ста¬вит перед школой общество на соответствующем этапе своего развития. Решение этих задач должно находить отражение прежде всего в программе по курсу предмета «познание мира», в содер¬жании школьных- учебников по данному предмету, основная идея которого состоит в раскрытии связи факторов неживой природы, жизни растений и животных, в объяснении влияния всех компонентов природы и эстетическая деятельность человека и зависимости рационального использования природных бо¬гатств от осуществления человеком мероприятий по охране природы и восстановлению ее ресурсов.
Методика преподавания предмета «познание мира» функционирует в тесном содружестве с другими науками. Прежде всего, с биоло¬гией и географией и изобразительным искусством, так как содержание школьного курса предмета «познание мира» включает в себя элементы знаний, отражающие основы той и другой науки. Связь с изобразительным искусством и эстетикой играет особенно большую роль при разработке содержания этого предмета. Отличительной особенностью науки о живых организмах является изучение их в развитии, в связи с сезон¬ными изменениями. В основе содержания и построения мате¬риала курса предмета «познание мира» лежит принцип сезонности, кото¬рый в свою очередь определяет эстетическую специфику методики преподава¬ния предмета. Учитель начальных классов должен хорошо знать основы эстетического воспитания, чтобы правильно с точки зрения современного искусства объяснить наблюдаемые учащимися факты и явления окружающей природы, уметь самому и научить уча¬щихся правильно, распознавать ее объекты.
Связь с эстетикой видна и в методах изуче¬ния природы. Так, в изобразительном искусстве основными метода¬ми исследования являются наблюдение и воспризведение. В про¬цессе обучения предмета «познание мира» учитель формирует у учащих¬ся элементарные приемы этих методов и учит детей наблюдать объекты непосредственно в природе, живом уголке, воспризводить простейшие объекты. Ведущими методами при обучении в изобразительном искусстве является метод наблюдение. Элемен¬ты этих методов учащиеся начальных классов отрабатывают, знакомясь с произведениями изобразительного искусства такими как пейзаж, анималистические картинки.
Методика преподавания предмета «познание мира» является педагоги¬ческой наукой, поэтому она неразрывно связана с педагогикой, особенно с ее основными разделами: дидактикой и теорией вос¬питания,— и развивается в соответствии с их законами и за¬кономерностями. Дидактика исследует общее в процессе обуче¬ния любому предмету: принципы содержания, формы и методы. Теория воспитания занимается исследованием их содержания в соответствии с возрастными особенностями школьников. Мето¬дика преподавания предмета «познание мира», опираясь на общие законы и принципы дидактики и теории воспитания, практически раз-рабатывает содержание, формы, методы обучения и воспита¬ния учащихся данному предмету. Связь методики преподава¬ния предмета «познание мира» с дидактикой и теорией воспитания дву¬сторонняя: методика в своем развитии не только опирается на общие положения дидактики и теории воспитания, но и обо¬гащает их, выявляя рациональные пути, методы и средства обучения и воспитания в процессе преподавания предмета «познание мира». Методика преподавания предмета «познание мира», исследуя проблемы рациональной организации и проведения учебно-воспитательного процесса в начальных классах, должна учитывать психо¬логические особенности возрастной группы обучаемых детей, поэтому она тесно связана с психологией. Психологическая на-ука исследует закономерности мышления, памяти, внимания младших школьников, которые помогают выявить наиболее эф¬фективные методы, средства обучения и воспитания учащихся. Например, выясняя эффективность тех или иных методов обучения. Методика преподавания предмета «познание мира» отвечает также на вопрос: чему учить? Таким образом, она определяет содержание учебного материала по предмету «познание мира» в школе, его идеи, прин¬ципы отбора фактов и построения предмета.
Вместе с тем методика преподавания предмета «познание мира» от¬вечает на вопросы: как учить? Как воспитывать средствами предмета? Какие методы, приемы можно наиболее эффективно использовать для развивающего обучения и воспитания млад¬ших школьников через содержание природоведческого материа¬ла? Какие формы обучения и воспитания приемлемы в учебном процессе с учетом особенностей этого предмета? Методика определяет также средства обучения, воспитания и развития школьников (наглядные пособия, оборудование).
Предмет «познание мира» обладает определенными особенностями не только в содержании, но и в методике преподавания. Главная характерная особенность предмета Предмет «познание мира» заключается в том, что каждая тема изучается на протяжении всего учеб¬ного года. Это необходимо для того, чтобы систематически вы-рабатывать у детей умения и навыки поведения, формировать у них правильное отношение к окружающей действительности. Возврат к одной и той же теме в течение года целесообразен и в связи с сезонными изменениями в природе, а также знамена¬тельными событиями в жизни нашей страны. Так, в I классе занятия по предмету «познание мира» начинаются со знакомства со школой, с ее зданием, расположением школь¬ных помещений, с правилами поведения на занятиях (тема «Наша школа»). Далее учитель переходит к теме «Наш город (село)». В ней он знакомит школьников с некоторыми прави¬лами поведения на улице, учит детей ориентироваться в бли¬жайшем к школе окружении, знать дорогу от дома до школы. Пока стоит теплая погода, учитель организует прогулки-экскурсии в природу, чтобы познакомить детей с окрестностя¬ми города (села), наблюдать за сезонными изменениями s природе, жизни растений и животных. К празднику 7 Ноября изучается часть темы «Родная страна». Таким образом, все те¬мы взаимосвязаны между собой, дополняют друг друга. Ана¬логично изучается и материал предмета во II классе.
Специфика содержания предмета предмету «познание мира» требует организации занятий не только в классной комнате, но и на пришкольном участке, на улице, в природе, парке, библиотеке, школьной столовой и т. п.
Ведущим методом знакомства детей с окружающим миром является наблюдение. Приобщение учащихся к природе, окру¬жающему миру следует осуществлять путем целенаправленных наблюдений, а также организации посильной практической деятельности детей в природе: сбора листьев, сухих веток, се¬мян для подкормки птиц и т. д.
Кроме наблюдений, используются и другие методы, приемы ознакомления с окружающим миром: беседа, рассказ, объясне¬ние и описание с демонстрацией наглядных пособий, дидакти¬ческие игры.
Главная организационная форма обучения по этому пред¬мету— урок, который может быть проведен в разных условиях. Учитывая возрастные особенности школьников, на уроках не¬обходимо использовать такие виды учебной деятельности, кото¬рые имеют практическую направленность и способствуют раз¬витию у детей объективных представлений об окружающем мире.
На уроках курса имеются большие возможности для ис¬пользования проблемного подхода к обучению, когда перед учащимися ставится проблемная задача, создается ситуация необходимости поиска правильного ответа, организуется соот¬ветствующий учебный поиск и проверка правильности решения поставленной задачи. Организация такой деятельности на уро¬ках в значительной степени стимулирует мыслительную дея¬тельность детей.
На уроках по предмету «познание мира» необ¬ходимо выявлять и систематизировать ранее накопленные деть-ми знания об изучаемом материале; поэтому неотъемлемой частью таких уроков является актуализация опорных знаний, которая позволяет с меньшими затратами усилий формиро¬вать новые представления и понятия и осуществляется с ши¬роким привлечением разнообразных натуральных и изобрази¬тельных наглядных средств обучения, экранных пособий.
При ознакомлении с окружающей природой среди органи¬зационных форм работы, помимо урока, значительное место отводится экскурсиям в лес, поле, на луг, к пруду.
Экскурсии должны носить сезонный характер, и желатель¬но, чтобы они проводились на один и тот же природный учас¬ток, чтобы дети могли отметить происходящие изменения в жизни растений в зависимости от времен года.
В ходе экскурсий дети не только учатся наблюдать природу, они приобретают эстетические знания, видят ее красоту и величие, но и по¬знают правила поведения в природе, поэтому велико их воспи¬тательное значение. Экскурсии с участием I—II классов имеют ту же структуру, что и в III—IV классах, но отличаются тем, что наблюдения носят фронтальный характер. Чаще всего дети получают оди¬наковые задания, которые учитель разделяет на отдельные операции и руководит выполнением каждой из них, после чего наблюдения детей обобщаются. Например, в ходе экскурсий в природу на тему «Растения в природе зимой» учитель вначале обращает внимание детей на состояние погоды: холодно или тепло, есть ветер или нет, идет или не идет снег, много или мало снега (замерить палкой). После этого необходимо выяс¬нить, узнали ли дети место экскурсии: лес это или парк, сквер или сад и т. п. Далее детям предлагается найти знакомые рас¬тения, вспомнить их названия, определить, как они изменились по сравнению с осенью. Подведя итог данному наблюдению, учитель переключает внимание учащихся на травянистые рас¬тения: видны ли они в это время года? Что с ними произошло с приходом зимы? Сохранились ли они под снегом? (Учитель разгребает участок земли от снега и дает возможность детям увидеть состояние травянистых растений.) Делается вывод о состоянии травянистых растений, после чего - общий вывод о состоянии растений в зимний период. Кроме того, учитель предлагает учащимся обратить внима¬ние на кормушки для птиц, белок и засыпать туда корм (если есть возможность). Прощаясь с уголком зимней природы, не¬обходимо сказать детям, что, когда они снова придут сюда, не узнают его: он будет совсем другим. Можно даже спросить: каким будет этот уголок весной? При ознакомлении с окружающим миром могут проводить¬ся целевые прогулки на фабрику, в магазин, на почту, в биб¬лиотеку и т. д., в ходе которых дети знакомятся с трудом лю¬дей, с их профессиями, учатся правильно вести себя в общест¬венных местах. Содержание таких прогулок учитель предвари-тельно обсуждает с администрацией предприятий. Перед про¬ведением таких прогулок необходимо провести беседу и вы¬яснить имеющиеся у детей представления о данн-ом предприя¬тии и профессиях людей, познакомить с конкретными задачами предстоящего занятия, напомнить о правилах поведения на улице и в общественных местах.
Сюжетные игры должны занимать существенное место в обучении школьников. Они дают возможность не только за¬креплять полученные знания, но и отрабатывать отдельные умения и навыки. Тематика игр, их содержание должны соот¬ветствовать возрастным особенностям школьников и учебно-воспитательным задачам изучаемой темы. Например, после прогулки на почту организуется игра «Я работаю на почте», в ходе которой дети знакомятся с конвертами, почтовыми мар¬ками, открытками, учатся правильно наклеивать марки, за¬клеивать конверты. Таким образом, при ознакомлении с окружающим миром учащихся I—II классов используются разнообразные методы, формы организации занятий, но все они взаимосвязаны между собой.
ГЛАВА 2. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕДМЕТА «ПОЗНАНИЕ МИРА», ЕЕ СВЯЗЬ С ЭСТЕТИКОЙ.
Всякое методическое исследование обычно включает в себя использование исторического метода, который позволяет позна¬комиться с методическим наследием предшествующих лет, изу¬чить и проанализировать достигнутое, наметить дальнейшие пу¬ти изучения, уточнить цели и задачи исследования. Этот метод предполагает тщательную работу с педагогической, психологи¬ческой, методической литературой.
Большое значение для решения многих методических проб¬лем имеет состояние реального учебно-воспитательного процес¬са по природоведению в начальных классах, т. е. изучение мас¬сового опыта учителей. Ведущим методом в изучении массового опыта учителей является педагогическое наблюдение, когда исследователь, наблюдая педагогический процесс, выявляет творческие достижения учителей и типичные ошибки в препо¬давании. Собранный материал обобщается, теоретически осмыс¬ливается и делается достоянием науки.
Для изучения массового опыта школы используются и та¬кие методы, как анкетирование учащихся и учителей, собеседо¬вания, письменные проверочные работы учащихся, изучение школьной документации, которые, как правило, применяются в сочетании и в зависимости от поставленных задач исследова¬ния. При этом необходимо четко выделить цели изучения опыта, составить план изучения, разработать анкету для учите¬лей и т. д.
Важное место в методических исследованиях занимают ма¬тематические и статистические методы. Они позволяют на ос¬новании расчетов и статистических данных выявлять и объяс¬нять сложные взаимосвязи педагогических явлений (например, взаимосвязь между методами, средствами обучения природове¬дению и уровнем знаний учащихся и т. д.).
Центральное место среди всех методов исследования зани¬мает педагогический эксперимент — специально организуемая проверка того или иного метода или приема работы с целью вы¬явления его действенности и эффективности. Как правило, эк¬сперимент направлен на создание нового педагогического опы¬та, в котором существенную роль играет сам исследователь.
Прежде чем приступить к эксперименту, исследователь на основании изучения литературы и опыта работы школы уста¬навливает главную проблему исследования и выдвигает гипо¬тезу. Научная гипотеза — это научно обоснованное предполо¬жение о возможной эффективности того или иного эксперимен¬тально проверяемого нововведения. Как правило, экспери¬мент предназначается для доказательства гипотезы.
На основании сформулированной гипотезы исследователь определяет конкретные задачи исследования и выбирает ме¬тоды. Важным условием проведения эксперимента является подго¬товка экспериментальных материалов в соответствии с выдви¬нутой гипотезой: разработка дидактических материалов, учеб¬ных текстов, наглядных средств обучения, вопросов и заданий для учащихся, проверочных заданий.
Педагогический эксперимент проводится в двух группах классов: экспериментальных и контрольных. В первых — про¬веряется эффективность новых приемов обучения или вводятся новые элементы знаний, во вторых — обучение осуществляется без изменения. При этом должно соблюдаться условие: учащие¬ся экспериментальных и контрольных классов должны быть приблизительно равными по способностям и уровню подго¬товки......
Мақала ұнаса, бөлісіңіз:
Ұқсас мақалалар:
» Курсовая работа: Формы и методы преподавания географии
» Дипломная работа: Методика преподавания и технология обработки женкого нарядного комплекта
» Курсовая работа: Творчества Г.А. Жубановой
» Курсовая работа: ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ В ДЕТСКОМ ДОМЕ
» План работы методического объединения учителей начальной школы 2020-2021 учебный год
» Курсовая работа: Формы и методы преподавания географии
» Дипломная работа: Методика преподавания и технология обработки женкого нарядного комплекта
» Курсовая работа: Творчества Г.А. Жубановой
» Курсовая работа: ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ В ДЕТСКОМ ДОМЕ
» План работы методического объединения учителей начальной школы 2020-2021 учебный год
Іздеп көріңіз: