Курсовая работа: Внешнеэкономическая деятельность Узбекистана
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
Узбекистан как суверенное государство активно ведет работу по формированию открытой эконо¬мики. Основой построения экономики открытого типа является широкое участие страны в миро¬хозяйственных связях, международном разделении труда. Последовательно осуществляя меры по уг¬лублению экономических реформ, формированию социально ориентированной рыночной экономики, Узбекистан исходит из того неоспоримого факта, что ры¬ночная экономика — это свободная экономика, она носит открытый характер, ей чужды изолирован¬ность и замкнутость. В связи с этим будущее на¬шей экономики видится в интеграции ее с миро¬вым хозяйством.
Не случайно одним из важных шагов пра¬вового обеспечения подлинного суверенитета рес¬публики стало конституционное закрепление Уз-бекистана как самостоятельного субъекта между¬народных отношений, определяющего внешнюю политику в своих интересах, имеющего право вступать в международные организации, системы коллективной безопасности, межгосударственные образования.
Республика Узбекистан активно включилась в многосторонние международные механизмы экономического сотрудничества, вступила и начала проводить активную политику в авторитетных международных финансовых и экономических, организациях, таких как Организация Объединенных Наций и ее институты, Всемирный банк, Международный валютный фонд, Международная финансовая корпорация, Организация содействия экономическому развитию, Международная организация труда, Всемирная организация здравоохранения, и в других ведущих финансово-экономических организациях.
Многие международные организации — ООН, МВФ, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Комиссия Европейского Союза и другие открыли в республике свои региональные представительства и активно сотрудничают с узбекскими партнерами.
Осуществляется ряд проектов, разработанных при участии Международного валютного фонда, Мирового банка, Международной финансовой корпорации и способствующих, в частности, развитию в республике малого и среднего бизнеса и финансового обеспечения проектов в приоритетных направлениях экономики.
Узбекистан вместе с государствами Центральной Азии стал членом организации экономического сотрудничества, созданной Турцией, Ираном и Пакистаном. В рамках этой организации республика принимает активное участие в разработке и реализации проектов по совместному строительству межгосударственных транспортных коммуникаций, обеспечивающих для Узбекистана выход к морским портам, к транснациональным транспортным сетям, мировым рынкам товаров и капитала.
Следует отметить, что сотрудничество Узбекистана с международными организациями строилось и будет строиться исходя из цели, сочетающей как долгосрочные, так и текущие приоритеты.
Во-первых, это стратегическая интеграционная задача—непосредственное включение в международные валютно-финансовые и торговые механизмы на основе создания равноправных и отвечающих национальным интересам условий для взаимодействия всех хозяйствующих субъектов Узбекистана с внешним миром.
Во-вторых, это прямое содействие решению текущих проблем республики, поддержка проводимых реформ путем получения финансовой, технической и консультативной помощи со стороны ряда указанных институтов на основе имеющегося международного опыта.
На начальном этапе осуществления реформ пришлось практически с нуля формировать современный внешнеэкономический комплекс республики, создать по существу новый механизм регулирования внешнеэкономической деятельности. За три года независимости реформа внешнеэкономических связей в Узбекистане заметно продвинулась, прежде всего, в организационно-правовых аспектах.
Практически вновь созданы все необходимые республиканские институциональные структуры. Как уже отмечалось, образованы Министерство внешних экономических связей, Национальный банк внешнеэкономической деятельности, таможенная служба. Соответствующие внешнеэкономические подразделения созданы и действуют в Кабинете Министров, министерствах и ведомствах, корпорациях, концернах, ассоциациях и местных органах управления. С участием зарубежных партнеров создается республиканский центр международной торговли. В ряде стран мира нами открыты торговые дома. На двусторонней основе образованы торгово-промышленные палаты между Узбекистаном и США, Великобританией, Германией и другими странами, заинтересованными активно сотрудничать с республикой.
С начала осуществления реформы изменился состав и структура участников внешнеэкономических связей. Право выхода на внешний рынок получили более двух тысяч хозяйствующих субъектов республики, в числе которых ассоциации, концерны, малые и частные предприятия.
Помимо внешней торговли, заметно активизировались другие формы внешнеэкономического сотрудничества, увеличивается число созданных и функционирующих на территории республики предприятий с иностранными инвестициями.
За первые годы независимости были приняты основные законодательные акты, изданы указы Президента и правительственные решения, заложившие правовые основы расширения внешних связей, либерализации всей внешнеэкономической деятельности, стимулирующие развитие экспортного потенциала республики. Это прежде всего законы «О внешнеэкономической деятельности», «Об иностранных инвестициях и гаранти¬ях деятельности иностранных инвесторов» и дру¬гие законодательные и нормативные акты, кото¬рые позволили сформировать основные рамочные условия для осуществления внешнеэкономиче¬ских связей, заключения и исполнения между¬народных договоров в области внешнеэкономи¬ческой деятельности, обеспечить защиту эконо¬мических интересов республики, юридических лиц и граждан Узбекистана за его пределами, установить правовые гарантии для деятельности иностранных инвесторов на территории рес¬публики.
Существенно был упрощен порядок создания совместных с иностранным капиталом предприятий, регистрации участников внешнеэкономической деятельности и лицензирования экспортиру¬емой продукции. Все это позитивно повлияло на ак¬тивизацию внешнеэкономической деятельности и на улучшение структуры экспорта и импорта.
Внешняя торговля осуществлялась на первом этапе реформ в двух направлениях: со странами СНГ на основании заключенных межправительственных соглашений и с зарубежными странами расчетами в свободно конвертируемой валюте. Кроме того, поощрялось установление прямых внешнеэкономических кооперационных связей.
Мы уделяем первостепенное внимание укреплению и развитию многосторонних связей и тесного сотрудничества с государствами Центральной Азии. Действительно, братские народы Центральной Азии накрепко сроднились общей историей, едиными культурными традициями, схожими укладом жизни и менталитетом и многим другим. И проблемы сегодняшнего дня — политические, экономические, культурные, экологические - у центральноазиатских государств во многом совпадают. Экономика этих республик сильно взаимоинтегрирована и имеет взаимное влияние.
Одним из приоритетных направлений нашей внешней политики является развитие прямых и многосторонних отношений со странами, обра¬зующими Содружество Независимых Государств.
С участием иностранных партнеров в респуб¬лике начата реализация проектов по созданию новых совместных производств, таких как "Уз-ДЭУавто" и "УзДЭУэлектроникс" (Республика Корея), АО "Узиталмотор" (Италия), "УзБАТ" (Великобритания), Хорезмское АПО (с фирмой "Мерседес-Бенц", Германия), текстильные пред¬приятия и др. С участием немецких и южно - корейских фирм начата модернизация телефонных сетей республики.
Узбекистан стремится занять свое достойное место в мировом сообществе. Узбекистан открыт миру и стремимся к тому, чтобы мир был открыт для него.
ГЛАВА № 1
Все большее расширение технологических и географических границ, а также развитие новых общественных институтов привели к формированию деловой среды, характеризуемой конкуренцией в глобальном масштабе. Ее отличительными чертами являются использование зарубежных стран в качестве базы для производства и сбыта продукции и быстрое распространение новых товаров и новых процессов в международном масштабе.
Многие компании, фирмы, предприятия, расширяя свою сферу деятельности, вступают во взаимоотношения с компаниями других государств, открывают свои филиалы в зарубежье, сливаются с другими компаниями, образовывая крупные корпорации и т.д., то есть начинают заниматься внешнеэкономической деятельностью. В этих условиях менеджеру, вовлеченному в процесс принятия решений в условиях международной конкуренции, необходимо знать особенности управления внешнеэкономической деятельности компании.
Компании, имеющие отделения за рубежом, используют специальные методы и структурные построения, способствующие достижению соответствия целей зару6ежных филиалов общим целям и философии корпорации. Далее будут рассматриваться семь аспектов процесса управления и контроля на международном уровне: 1) роль и место управленческих решений в ВЭД; 2) организационные структуры в управлении ВЭД; 3) планирование управления со стороны менеджера; 4) анализ среды ВЭД; 5) корпоративная культура; 6)показатели и методы отчетности; 7) управление в частных случаях.
РОЛЬ И МЕСТО УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ВО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Любая корпорация должна определять, где следует принимать решения по таким разнообразным вопросам, как ассортиментная политика, приобретение фондов и размещение ликвидных активов. Чем выше уроне принятия решений в организации, тем в большей мере их можно считать централизованными; чем ниже этот уровень, тем ближе они к децентрализованным .Проблему централизации и децентрализации можно анализировать с позиций компании в целом или отдельной ее части, ограничиваясь, например, конкретным филиалом. На централизацию и децентрализацию действуют взаимоисключающие факторы, поэтому политику в отношении организации фирмы следует адаптировать к уникальным обстоятельствам ее функционирования.
Полную централизацию и децентрализацию можно считать крайностями. По существу, ни одна компания не принимает только централизованные или только децентрализованные решения; напротив, любая кампания вменяет политику в соответствии с типом проблемы и конкретными обстоятельствами. Место, где принимаются решения, может зависеть от вида продукции, функции, страны. Кроме того, в жизни принятие peшений редко протекает так асимметрично, как это может показаться. Иначе говоря, менеджер может иметь полномочия для принятия решений, но он вправе проконсультироваться и достичь согласия с другими менеджерами, прежде чем воспользуется своими полномочиями. Следующий раздел посвящен рационализации размещения полномочий по принятию решений на уровне корпорации или филиалов. После выяснения мотивов действий проще будет рассматривать такие аспекты, как организационная структура, планирование и оценка, которые неотделимы от философии централизации или децентрализации, в зависимости от выбора фирмы.
Показатели эффективности функционирования корпорации.
Издержки и целесообразность. Персонал на уровне корпорации в целом может иметь больше опыта в консультировании или в действительном принятии решений, но время и расходы, сопряженные с централизацией решений, могут не оправдывать их высокое качество. Принятие многих решений нельзя отложить. Некоторые решения на уровне штаб-квартиры корпорации не могут быть эффективно приняты без установления личных контактов с управляющими филиалами или наблюдений на месте событий, но допуск персонала головной фирмы в отдельные страны не всегда гарантирован.
Необходимо также учитывать отдаленность заграничных филиалов от штаб-квартиры. Однако по мере развития средств связи и транспорта фактор расстояния теряет прежнее значение.
Перемещение ресурсов. Факторы производства и готовую продукцию можно перемещать с предприятия корпорации в одной стране на предприятие в другой. Перемещение может соответствовать целям корпорации, но при этом отдельные филиалы от такой передачи ресурсов могут ничего не выиграть. Решения о подобных перемещениях обычно принимаются централизованно, поскольку они требуют притока информации из всех операционных подразделений и ее обработки. С перемещением pecyрсов могут быть связаны самые разные решения, но лишь в немногих случаях необходимость их централизации нуждается в особой аргументации.
Прибыли корпорации зачастую можно повысить путем перемещения факторов производства — капитала, кадров или технологии — из одного филиала в другой. Без некоего центрального пункта контроля пришлось бы передавать отчетную документацию от одного подразделения другому, для того, чтобы выявить в каждом месте ресурсы, которые могут быть использованы где-либо еще. Аналогичным образом, если экспортные операции между подразделениями необходимы для поддержания непрерывного производственного процесса (например, в случае, когда для получения конечного продукта необходимы вертикальная интеграция или взаимозависимые комплектующие), централизованный контроль неизбежен. Другие централизованные решения могут относиться к экспорту в адрес посторонних компаний, сопряженному с вопросом о том, у кого сосредоточенны полномочия по принятию такого решения. При централизованном ответе на данный вопрос можно избежать ценовой конкуренции между филиалами, приводящей к снижению доходов корпорации в целом. Кроме того, не следует забывать о ряде дополнительных факторов, в том числе издержках производства, транспортных расходах, налоговых ставках, валютном контроле и уровне использования производственных мощностей.
Экономичность и взаимосвязи, обеспечиваемые стандартизацией. Единообразие выпускаемой продукции, закупок, методов ведения дела и политики корпораций в глобальном масштабе не всегда наилучшим образом влияют на отдельные операции, но общий выигрыш при этом может компенсировать потери филиалов. К примеру, стандартизация оборудования используемого в производственном процессе, может содействовать снижению закупочных цен для корпорации в целом благодаря скидкам, зависящим от размера партии. Она же может способствовать снижению расходов на обучение механиков, обеспечение персонала инструкциями, создание и хранение резерва запасных частей. Корпорация может раcсчитывать на экономию в любом виде деятельности, например при проведении рекламных кампаний, исследований и разработок, групповом страховании. Единообразие ассортимента способствует повышению гибкости при размещении заказов на поставки, когда возникают перебои в снабжении из-за забастовок, катастроф или внезапных скачков спроса. Для компенсации дефицита в одной стране можно просто нарастить объем производства в другой.
Еще один довод в пользу подобия политики на глобальном и страновом уровнях заключается в стремлении добиться того, чтобы заграничные филиалы не отклонялись от общей линии или методов ведения дела настолько, что контроль будет полностью утрачен. Если страновые подразделения будут пусть постепенно, но разнонаправленно изменять выпускаемую продукцию, политику и методы, разнообразие в конечном счете может оказаться настолько значительным, что экономичность станет недостижимой и черезвычайно затруднится взаимообмен кадрами, продукцией и идеями внутри корпорации.
Люди, с которыми многонациональная компания имеет дело (государстенные чиновники, работники, поставщики, потребители и широкая публика), все чаще хорошо осведомлены о ее деятельности в других странах. Поэтому концессии, легко полученные в одной стране, порой не столь доступны в другой. В таких случаях для привлечения на свою сторону широкой общественности руководство странового филиала, например, может устанавливать льготные цены для местных государственных закупок и разрабатывать планы участия работников в прибылях. Но если государственные чиновники и рабочие в другой стране потребуют принятия
аналогичных мер результатом станет снижение прибылей вследствие выполнения этих требований или ухудшение отношений с общественностью из-за их невыполнения.
Даже внутрифирменные решения о ценах и выпускаемой продукции могут повлиять на спрос в других странах. С ростом подвижности потребителей, особенно товаров промышленного назначения, хорошие или плохие результаты деятельности корпорации в одной стране рано или поздно отражаются на сбыте продукции во всех других странах. Это в большой степени верно, когда потребители товаров промышленного назначения хотят поучить единообразную продукцию независимо от страны изготовления. Если цены значительно изменяются от страны к стране, потребители могут, в конце концов, прийти к выводу, что дешевле импортировать, чем покупать конечную продукцию на месте.
Стратегия глобальной конкурентной борьбы. Любая компания должна определять, что именно для нее целесообразнее — усиление конкурентных позиций в отдельных странах или же интегрально, на глобальном уровне. Помимо разрешения дилеммы "стандартизация или дифференциация продукции по странам", компании следует принимать во внимание ряд дополнительных факторов. Один из них: можно ли осуществлять крупномасштабный экспорт комплектующих изделий и готовой продукции таким образом, чтобы их стоимость для покупателей в любой стране снижалась. Кроме того, особенности производственного процесса, транспортные расходы, импортные ограничения сказываются на величине выгод от интеграции производства.
Наличие настоящих или потенциальных потребителей и конкурентов в глобальном масштабе также может обусловливать характер решения о целесообразности повышения эффективности глобальной деятельности за счет филиалов в отдельных странах. Например, ценовые уступки производителю автомобилей в Бразилии могут помочь расширению объема поставок из других стран, где покупатель имеет автомобильное производство. Компания может также воздействовать на конкурента, производя и сбывая продукцию там, где конкурент сосредоточил основные ресурсы, и тем самым улучшать конкурентные позиции на глобальном уровне.
Аргументы в пользу компетентности
Поскольку основная предпосылка делегирования полномочий – это вера в то, что поставленные на руководящие должности люди будут действовать ответственно, постольку компетентность управляющих филиалами является, как правило, определяющим фактором. Хотя существуют рациональные факторы, влияющие на относительную оценку способностей, замечено, что слишком часто нереалистичные оценки обусловливают делегирование чрезмерно широких полномочий менеджерам как на уровне корпорации, так и в филиалах. К нереалистичным оценкам относится, скажем, уверенность, что только руководители на местах знают положение дел в такоой мере, что могут принимать верные решения, или, например, твердое убеждение в том, что только управляющие корпорацией способны на решения, гарантирующие контроль......
Мақала ұнаса, бөлісіңіз:
Ұқсас мақалалар:
» Курсовая работа: Международное разделение труда в системе МЭО
» Курсовая работа: Двустороннее экономическое сотрудничество
» Курсовая работа: Экономические отношения Казахстана и Турции
» Курсовая работа: Трансформация хозяйственных идеологий на примере Казахстана и СНГ
» Курсовая работа: Теория производства
» Курсовая работа: Международное разделение труда в системе МЭО
» Курсовая работа: Двустороннее экономическое сотрудничество
» Курсовая работа: Экономические отношения Казахстана и Турции
» Курсовая работа: Трансформация хозяйственных идеологий на примере Казахстана и СНГ
» Курсовая работа: Теория производства
Іздеп көріңіз: