Курсовая работа: Влияние средств массовой информации СМИ на общественность

Курсовая работа: Влияние средств массовой информации СМИ на общественность

Содержание
ВВЕДЕНИЕ
Ι. ВЛИЯНИЕ СМИ НА ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА.
ІІ. КАЧЕСТВА ДИКТОРА.
ІІІ. РАДИО И ЖИЗНЬ.
IV. ИНФОРМАЦИОННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ РАДИОЖУРНАЛИСТИКИ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

ВВЕДЕНИЕ
В данной работе вам предлагается рассмотреть такие темы как: влияние СМИ на духовное развитие, на самовоспитание и воспитание человека; какими качествами должен обладать диктор радио; репортаж и жизнь; информационно-публицистические жанры радиожурналистики.
Важную роль в формировании активности играют средства массовой информации и пропаганды. Они «при¬званы глубоко анализировать события и предлагать пу¬ти их решения, убеждать своей содержательностью, опе-ративностью, информационной насыщенностью». О всевозрастающей роли печати, радио, телевидения в духовной жизни общества свидетельствует их бурный рост, распространенность и доступность массовой инфор¬мации: печатное и устное слово, телевизионное изобра¬жение способны в кратчайший срок достигать самых от¬даленных районов, проникать в любую социальную среду.
Широкие возможности средств массовой информации (СМИ) вызывают необходимость изучать механизмы их функционирования и развития, эффективность влияния на аудиторию.
В сложившихся как внутренних, так и международ¬ных условиях помощь науки средствам массовой инфор¬мации крайне необходима. За последние десять лет со¬циологами, психологами, журналистами и представите¬лями других наук проведена большая исследовательская работа по изучению средств массовой информации и по¬вышению их эффективности. Ученые все более активно исследуют сущность, условия, факторы и показатели эффективности средств массовой информации.
Исследование различных аспектов дея¬тельности средств массовой информации, в том числе их эффективности, имеет свои особенности. Во-первых, проблемы эффективности средств массовой информации анализируются с позиции системного подхода. Во-вто¬рых, ученые и журналисты стремятся решать эти пробле¬мы совместными усилиями, в результате чего обозначи¬лась тенденция на разработку и внедрение конкретных рекомендаций в практику деятельности газет, радио, те¬левидения.
Установлено, например, что массово-коммуника¬тивная деятельность современного человека, связанная с потреблением, использованием и производством массо¬вой информации, при тотальной распространенности и доступности информации становится необходимым ус¬ловием и средством осуществления практически любой социальной деятельности: общественно-политической, познавательной, трудовой и др. Однако это происходит лишь тогда, когда содержание и форма массовой инфор¬мации изменяются в соответствии с информационными интересами и потребностями людей
ГЛАВА I. ВЛИЯНИЕ СМИ НА ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ, НА САМОВОСПИТАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКА
При более низких уровнях образованности большинства населения, осо-бенно молодежи, не так отчетливо выявлялась сложная, подчас противоречивая взаимосвязь образованности и нравственности. Сейчас же, когда получение полного среднего образования стало нормой жизни человека, нормой, которую можно превзойти, но нельзя недовыполнить, противоречивость взаимосвязи различ¬ных сторон духовной жизни стала более выраженной. Мы нередко встречаемся с такими коллизиями, когда человек, получивший аттестат зрелости и даже вузов¬ский диплом, а порой и ученую степень, в нравственном отношении оказывается весьма далеким от той типоло¬гической модели личности, которая соответствует мо¬ральным принципам общества. Если повышение уровня образования людей является состав¬ным компонентом в едином процессе комплексного вос¬питания - идейно-политического, трудового, нравствен¬ного, то у того или иного индивида могут сложиться искаженные представления о жизненных ценностях. Возможность таких диспропорций необходимо учиты¬вать в деятельности средств массовой информации: со¬вершенствовать программы, тематическую направлен¬ность публикаций, радио- и телепередач.
Творческой, умелой, хорошо аргументированной, эмо¬ционально насыщенной пропагандой нравственных цен¬ностей, смысла жизни, долга, совести, ответственности средства массовой информации могут и должны оказать воздействие на духовное созревание и развитие молодежи.
Возьмем другую проблему - соотношение духовных и материальных потребностей и их влияние на ценностные ориентации и жизненные позиции людей. В усло¬виях значительного подъема народного благосостояния встречаются негативные явления, обусловленные тем, что не везде и не всегда подъем материального уровня жизни людей сопровождается столь же заметным подъемом уровня и качества идейно-нравственного воспитания, вследствие чего приходится сталкиваться с рецидивами мелкобуржуазной психологии и морали, с болезненными и ущербными в духовном смысле проявлениями стяжательства, вещизма, потребительства. Как только тот или иной человек превращает потребление матери¬альных благ из условий жизни в цель и смысл своего существования - он становится мещанином, человеком, соизмеряющим свои симпатии и антипатии, свои устремления и поступки по извращенной системе ценностей. Средства массовой информации в последнее время зна¬чительно острее и смелее обнажают подобные духовные пороки, но вести эту важную работу нужно более мас¬штабно и эффективно.
Чтобы выяснить место и роль системы СМИ в механизме функционирования динамично развивающейся культуры, воспроизводстве и трансляции ее ценностей, необходимо уточнить само понятие культуры. Культура представляет собой активную творческую деятельность людей по освоению и потреблению общественно значи¬мых материальных и духовных ценностей, в ходе кото¬рой происходит развитие общества и личности. Функ-ционируя как сложноструктурированное и многогран¬ное социальное явление, она охватывает все сферы фор¬мирования и проявления человеческих сил и выступает качественной характеристикой развития индивида, его духовного мира. При таком понимании в центре культу¬ры оказывается человек как субъект культурной дея¬тельности, создатель, носитель и потребитель культур-ных ценностей. Такое понимание неизбежно включает в себя представление о процессуальном характере куль¬туры, критерием прогрессивности которой выступает возрастание роли субъекта в истори¬ческом процессе развития и обогащения культуры, со¬здания реальных условий для преумножения и широко¬го использования духовных ценностей в целях полити¬ческого, нравственного и эстетического воспитания.
Разумеется, «перевод» достижений культуры в лич¬ностный духовный мир человека представляет сложный и противоречивый процесс. Здесь необходимо учитывать своеобразие самой структуры духовного мира личности, основными компонентами которой являются: 1) обще¬человеческие черты, так как каждая личность усваивает общечеловеческие духовные ценности; 2) социальная сущность определенного типа личности как продукта определенной эпохи; 3) индивидуально-особенные черты духовного мира конкретной личности, по-своему вопло¬щающей в себе жизненные обстоятельства и идущие от макро- и микросистемы (общество в целом, семья, тру¬довой коллектив, группа по интересам и т. д.) культур¬ные влияния. В процессе этого «перевода» все более важную роль играют средства массовой информации. При выяснении этой роли первостепенное значение име¬ет учет двух моментов.
Во-первых, какими путями осуществляется сближе¬ние так называемой традиционной культуры, ценности которой выражаются в камне, металле, слове, музыке, в изобразительных средствах живописи и т. д., с новыми ценностями культуры, рожденными самим развитием массовой коммуникации, такими, например, как аудио¬визуальный образ на телевидении. Отсюда возникает целый ряд специфических задач: выяснение связи меж¬ду учреждениями традиционной культуры (театрами, музеями и т. д.) и средствами массовой информации; определение наиболее эффективных путей использования массовой коммуникации в целях широкого «тиражиро¬вания» подлинных ценностей национальной и мировой культуры; уточнение того, какие из этих ценностей в процессе массовой коммуникации выступают на передний план, а какие оттесняются с прежних позиций; в какой мере средства массовой информации «шагают в ногу» с изменениями в содержании и структуре культуры (в частности, в какой мере они учитывают возникновение новых, так называемых синтетических, видов художест¬венного творчества-цветомузыки, дизайна и т. д.).
Во-вторых, уяснение того, что коммуникативное рас¬пространение культуры имеет свою культуру, называе¬мую коммуникативной. По мнению некоторых исследо¬вателей, к числу ее основных компонентов относятся: количественные характеристики коммуникативной сети общества и его отдельных слоев и групп, регулярность (интенсивность) использования; точки пересечения раз¬личных видов коммуникации, главным образом средств массовой информации, с межличностным общением; семистические параметры коммуникации, включая усло¬вия кодирования сообщений, а также формы, на основе которых осуществляется убеждение в актах коммуника¬ции - риторика, ораторская речь, интервью, беседа со зрителем или слушателем и т. д.
Рассматривая роль средств массовой информации в формировании и обогащении духовного мира личности, необходимо иметь в виду, что, хотя распространяемая с их помощью информация адресована массам, восприни-мается (принимается или отвергается) она конкретной личностью. Целостность личности в ее соотнесенности с целостностью и направленностью функционирующей в обществе культуры во многом определяет достижение целевых установок, на которые ориентирована деятель¬ность средств массовой информации в социалистическом обществе. Специфика деятельности этих средств состо¬ит в том, что в сообщениях, транслируемых с помощью СМИ, раскрывается искусственный символический мир, посредством которого культивируются определенные образцы, эталоны поведения, нормы морали, художест¬венные вкусы, ориентирующие личность в том, что важ¬но и существенно, что хорошо и плохо, что правильно и неправильно, что благородно и низменно, что с чем и ка¬ким образом взаимосвязано. Воздействуя через много¬образие каналов на духовный мир личности, средства массовой информации в социалистическом обществе ориентируют развитие этого мира в направлении его гармонизации, создания материальных и духовных усло¬вий, формирования идейно зрелой, нравственно разви¬той, духовно богатой личности. Поскольку духовная жизнь общества и духовный мир каждого человека пред¬ставляют собой сложноструктурированную, многогран¬ную и многокрасочную систему, то эффективно влиять на духовные процессы можно только при системной ор-ганизации деятельности всех средств идеологического воздействия, включая и средства массовой информации. А это предполагает последовательное проведение в жизнь общих принципов, имеющих важное значение как в исследовании деятельности СМИ, так и в социоло¬гическом анализе эффективности этой деятельности, ме¬ры ее влияния на создание условий для гармонизации духовной жизни людей.
Первый принцип связан с последовательным приме¬нением методологии системности как необходимого ис¬ходного пункта в понимании диалектической целостности всех средств массовой информации в процессе соеди¬нения их в единую, четко скоординированную и действу¬ющую во имя достижения общих целей систему, осно¬ванную на взаимодополнении и взаимозависимости всех СМИ. Ежедневно люди слушают радио и смотрят теле¬визор, читают газеты и журналы. Поэтому каждое средство массовой информации как компонент общей коммуникационной инфраструктуры должно вместе с тем и в содержании, и в формах подачи информационных потоков выражать свою специфику. А это означает, что последовательное применение принципа системности как важного фактора повышения эффективности воздей¬ствия средств массовой информации на духовный мир личности связано с выяснением особенностей действия, каждого из них.. Если речь идет о радио, то оно, давая столь же ши¬рокую информацию о мировых и локальных событиях, выполняет своеобразную роль «сопровождающего» средства массовой информации, дающего определенный ориентир для избирательной интериоризации индивидом определенных видов сообщений из общего потока ин¬формации, проходящего через различные компоненты коммуникационной системы. Этот принцип предполагает наряду с пониманием единства информационно-идеоло¬гического процесса, осуществляемого сложной системой средств, четкое представление о реальной соотнесенно¬сти в общем потоке информации ее организованной (институализированной) и неорганизованной (неофици¬альной) информации. Под первым видом информации подразумеваются все сообщения, поступающие по раз¬личным каналам из институциональных источников - прессы, радио, телевидения. Под вторым - сообщения, поступающие к индивиду стихийно, вне контроля об¬щественных институтов (слухи, анекдоты, сведения из зарубежных источников информации и пропаганды). Точный учет этого аспекта позволяет определить зави¬симость объема и значение организованной информации для духовной жизни людей от ее направленности, науч¬ной обоснованности, связи с жизнью, объективности, наступательности, оперативности, а также в какой мере возрастает роль неорганизованной информации в тех случаях, когда институализированная информация не дает ответа на волнующие человека вопросы или же дает их с опозданием и без достаточной аргументированно-сти.
Второй принцип повышения эффективности средств массовой информации и пропаганды в расширении воз¬можностей для гармоничной духовной жизни людей ре¬ализуется в комплексном подходе к исследованию ме¬ста и роли печати, радио, телевидения, кинематографа, информационных агентств в процессе их скоординирован¬ной деятельности по пропаганде коммунистических иде¬алов, активного участия в коммунистическом воспита-нии трудящихся. Он предполагает дифференциацию ин¬тересов в получении того или иного вида информации различными социально-демографическими группами на¬селения.
Последовательное применение принципа комплекс¬ности позволяет повышать информационную насыщен¬ность публикуемых в газетах и журналах материалов, телевизионных и радиопередач, разнообразить жанры информационных потоков, усиливать воздействие как на рациональную, так и на эмоциональную сферу лич¬ности, целенаправленнее и эффективнее влиять на ее, духовный мир.
Наряду с принципом комплексности в повышении эффективности влияния средств массовой информации и пропаганды на духовную жизнь людей существенную роль играет принцип спецификации, ориентирующий на учет особенностей каждого из средств идеологического влияния, на поиск оптимальных воздействий присущих ему языка, форм и средств передачи материала на че¬ловека.
Четвертый принцип, играющий важную роль в усилении влияния средств массовой информации и про¬паганды,- это необходимость понимания того, что зна¬чение информационно-идеологического потока не сводит¬ся лишь к информированию читателя, слушателя, зри¬теля, а определяется в возрастающей степени активным взаимодействием средств массовой информации и лич¬ности. Поэтому при разработке различных аспектов спе-циальной теории духовного обогащения людей следует иметь в виду, что средства массовой коммуникации не только не являются единственным источником инфор¬мации, но составляют своего рода «вторичное» образо-вание, базирующееся на таких первичных системах со¬циального информирования, как социальный опыт лич¬ности и неформальное межличностное общение.
Наличие вокруг индивида сразу нескольких источни¬ков социального информирования порождает его изби¬рательность, определенную автономию по отношению к каждому из источников, дает возможность различать, сопоставлять, выбирать, практически оценивать, воспри¬нимать или отвергать соответствующую информацию. К тому же каждый источник взаимодействует с другими, источниками. Следовательно, изучение путей повыше¬ния эффективности воздействия средств массовой ин¬формации и пропаганды на духовный мир личности мо¬жет быть продуктивным только при углубленном изуче¬нии с применением методов и средств конкретного со¬циологического исследования, реальных процессов вза¬имодействия различных источников информации, в част¬ности, взаимодействия средств массовой коммуникации, с одной стороны, с социальным опытом субъекта (лич¬ность, социальная группа и т. д.), а с другой - нефор¬мальным межличностным общением, которое может служить и простым транслятором уже переданных по средствам массовой информации сообщений, и интер¬претатором этих сообщений, и «заменителем» их, когда средства массовой информации запаздывают с опреде¬ленными видами сообщений, интересующими определен¬ные, подчас широкие круги общественности, что может привести к возникновению слухов и кривотолков.
Пятый принцип, позволяющий повысить роль средств массовой информации и пропаганды в расширении возможностей для гармоничной духовной жизни людей,- это принцип наступательности, последовательное проведение которого предполагает органичное соединение активной поддержки всего нового, прогрессивного.
Шестой принцип состоит в упрочении прямых и обратных связей между всеми компонентами системы ду¬ховной жизни общества и всей системой идеологических средств, функционирующих в общест¬ве.
Таким образом, для практического претворения всех принципов повышения эффективности деятельности коммуникационной системы необходимо достичь полно¬го единства содержания, направленности и функций средств массовой информации.
ГЛАВА II. КАЧЕСТВА ДИКТОРА
Перед дикторами, как и перед всеми работниками радио и телевидения, стоит большая и почетная задача - поднять свое мастерство до уровня, соответствующего этим высоким целям.
Живое слово может обладать могучей силой и убедительностью.
Диктор должен быть широко образо¬ванным человеком, отлично разбирающимся в вопросах внут¬ренней и внешней политики правительства, хо¬рошо знающим, чем живет наша страна в данный момент, сво¬бодно ориентирующимся в международных событиях.
Когда одного из популярных в свое время дикторов Ва¬дима Гладкого• спрашивали, как он добивается при чтении правдивой и доходчивой интерпретации, он отвечал: «Надо знать жизнь и уметь к ней прислушиваться. Если диктор не знает, не «интересуется, чем живет сегодня страна, он никогда не прочитает как следует ни одной самой маленькой, неслож¬ной информации. А потом надо быть уверенным в значитель¬ности каждого слова передачи. Я верю в актуальность и необ¬ходимость каждой заметки, которую передаю по радио. Я убежден, что все, о чем говорится в передаче, и есть то глав¬ное, о чем должны узнать радиослушатели, поэтому, ког¬да я подхожу к микрофону, у меня появляется непреодолимая потребность рассказать всем-всем-всем (так начинались тогда передачи. - Н. Т.). Если передача меня взволновала, если я заинтересовался ею, то я становлюсь как бы ее соавто¬ром и читаю обо всем, как о своем кровном деле. Отсюда по¬являются верный тон и правдивые интонации. Все это проис¬ходит постепенно, в процессе постоянного наблюдения за жизнью, за событиями, за людьми».
Для выражения глубоких мыслей и ярких чувств, заложен¬ных в тексте передачи, для правдивой и выразительной ин¬терпретации самых разнообразных по содержанию и по фор¬ме материалов диктору надо обладать хорошими голосовыми данными.
В чем заключается красота дикторского голоса? Он дол¬жен быть чистым, мелодичным, приятным на слух, чтобы сво¬им звучанием привлекать внимание слушателя. При этом дик¬тор должен обладать поставленным, т. е. разработанным во всех качествах голосом
Голосу диктора необходимы легкость, гибкость, по¬движность. Эти качества дают ему возможность пользо¬ваться всем богатством и разнообразием мелодических оттен¬ков речи, ее тембровыми красками......

Доп      


Мақала ұнаса, бөлісіңіз:


Іздеп көріңіз:
скачать бесплатно Влияние средств массовой информации СМИ на общественность курсовую работу, база готовых курсовых работ бесплатно, готовые курсовые работы Влияние средств массовой информации СМИ на общественность скачать бесплатно, курсовая работа маркетинг скачать бесплатно

Пікір жазу

  • [cmxfinput_gallery][cmxfinput_youtube]