Курсовая работа: Влияние средств массовой информации СМИ на общественность
Содержание
ВВЕДЕНИЕ Ι. ВЛИЯНИЕ СМИ НА ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА.
ІІ. КАЧЕСТВА ДИКТОРА.
ІІІ. РАДИО И ЖИЗНЬ.
IV. ИНФОРМАЦИОННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ РАДИОЖУРНАЛИСТИКИ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
ВВЕДЕНИЕ
В данной работе вам предлагается рассмотреть такие темы как: влияние СМИ на духовное развитие, на самовоспитание и воспитание человека; какими качествами должен обладать диктор радио; репортаж и жизнь; информационно-публицистические жанры радиожурналистики.
Важную роль в формировании активности играют средства массовой информации и пропаганды. Они «при¬званы глубоко анализировать события и предлагать пу¬ти их решения, убеждать своей содержательностью, опе-ративностью, информационной насыщенностью». О всевозрастающей роли печати, радио, телевидения в духовной жизни общества свидетельствует их бурный рост, распространенность и доступность массовой инфор¬мации: печатное и устное слово, телевизионное изобра¬жение способны в кратчайший срок достигать самых от¬даленных районов, проникать в любую социальную среду.
Широкие возможности средств массовой информации (СМИ) вызывают необходимость изучать механизмы их функционирования и развития, эффективность влияния на аудиторию.
В сложившихся как внутренних, так и международ¬ных условиях помощь науки средствам массовой инфор¬мации крайне необходима. За последние десять лет со¬циологами, психологами, журналистами и представите¬лями других наук проведена большая исследовательская работа по изучению средств массовой информации и по¬вышению их эффективности. Ученые все более активно исследуют сущность, условия, факторы и показатели эффективности средств массовой информации.
Исследование различных аспектов дея¬тельности средств массовой информации, в том числе их эффективности, имеет свои особенности. Во-первых, проблемы эффективности средств массовой информации анализируются с позиции системного подхода. Во-вто¬рых, ученые и журналисты стремятся решать эти пробле¬мы совместными усилиями, в результате чего обозначи¬лась тенденция на разработку и внедрение конкретных рекомендаций в практику деятельности газет, радио, те¬левидения.
Установлено, например, что массово-коммуника¬тивная деятельность современного человека, связанная с потреблением, использованием и производством массо¬вой информации, при тотальной распространенности и доступности информации становится необходимым ус¬ловием и средством осуществления практически любой социальной деятельности: общественно-политической, познавательной, трудовой и др. Однако это происходит лишь тогда, когда содержание и форма массовой инфор¬мации изменяются в соответствии с информационными интересами и потребностями людей
ГЛАВА I. ВЛИЯНИЕ СМИ НА ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ, НА САМОВОСПИТАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКА
При более низких уровнях образованности большинства населения, осо-бенно молодежи, не так отчетливо выявлялась сложная, подчас противоречивая взаимосвязь образованности и нравственности. Сейчас же, когда получение полного среднего образования стало нормой жизни человека, нормой, которую можно превзойти, но нельзя недовыполнить, противоречивость взаимосвязи различ¬ных сторон духовной жизни стала более выраженной. Мы нередко встречаемся с такими коллизиями, когда человек, получивший аттестат зрелости и даже вузов¬ский диплом, а порой и ученую степень, в нравственном отношении оказывается весьма далеким от той типоло¬гической модели личности, которая соответствует мо¬ральным принципам общества. Если повышение уровня образования людей является состав¬ным компонентом в едином процессе комплексного вос¬питания - идейно-политического, трудового, нравствен¬ного, то у того или иного индивида могут сложиться искаженные представления о жизненных ценностях. Возможность таких диспропорций необходимо учиты¬вать в деятельности средств массовой информации: со¬вершенствовать программы, тематическую направлен¬ность публикаций, радио- и телепередач.
Творческой, умелой, хорошо аргументированной, эмо¬ционально насыщенной пропагандой нравственных цен¬ностей, смысла жизни, долга, совести, ответственности средства массовой информации могут и должны оказать воздействие на духовное созревание и развитие молодежи.
Возьмем другую проблему - соотношение духовных и материальных потребностей и их влияние на ценностные ориентации и жизненные позиции людей. В усло¬виях значительного подъема народного благосостояния встречаются негативные явления, обусловленные тем, что не везде и не всегда подъем материального уровня жизни людей сопровождается столь же заметным подъемом уровня и качества идейно-нравственного воспитания, вследствие чего приходится сталкиваться с рецидивами мелкобуржуазной психологии и морали, с болезненными и ущербными в духовном смысле проявлениями стяжательства, вещизма, потребительства. Как только тот или иной человек превращает потребление матери¬альных благ из условий жизни в цель и смысл своего существования - он становится мещанином, человеком, соизмеряющим свои симпатии и антипатии, свои устремления и поступки по извращенной системе ценностей. Средства массовой информации в последнее время зна¬чительно острее и смелее обнажают подобные духовные пороки, но вести эту важную работу нужно более мас¬штабно и эффективно.
Чтобы выяснить место и роль системы СМИ в механизме функционирования динамично развивающейся культуры, воспроизводстве и трансляции ее ценностей, необходимо уточнить само понятие культуры. Культура представляет собой активную творческую деятельность людей по освоению и потреблению общественно значи¬мых материальных и духовных ценностей, в ходе кото¬рой происходит развитие общества и личности. Функ-ционируя как сложноструктурированное и многогран¬ное социальное явление, она охватывает все сферы фор¬мирования и проявления человеческих сил и выступает качественной характеристикой развития индивида, его духовного мира. При таком понимании в центре культу¬ры оказывается человек как субъект культурной дея¬тельности, создатель, носитель и потребитель культур-ных ценностей. Такое понимание неизбежно включает в себя представление о процессуальном характере куль¬туры, критерием прогрессивности которой выступает возрастание роли субъекта в истори¬ческом процессе развития и обогащения культуры, со¬здания реальных условий для преумножения и широко¬го использования духовных ценностей в целях полити¬ческого, нравственного и эстетического воспитания.
Разумеется, «перевод» достижений культуры в лич¬ностный духовный мир человека представляет сложный и противоречивый процесс. Здесь необходимо учитывать своеобразие самой структуры духовного мира личности, основными компонентами которой являются: 1) обще¬человеческие черты, так как каждая личность усваивает общечеловеческие духовные ценности; 2) социальная сущность определенного типа личности как продукта определенной эпохи; 3) индивидуально-особенные черты духовного мира конкретной личности, по-своему вопло¬щающей в себе жизненные обстоятельства и идущие от макро- и микросистемы (общество в целом, семья, тру¬довой коллектив, группа по интересам и т. д.) культур¬ные влияния. В процессе этого «перевода» все более важную роль играют средства массовой информации. При выяснении этой роли первостепенное значение име¬ет учет двух моментов.
Во-первых, какими путями осуществляется сближе¬ние так называемой традиционной культуры, ценности которой выражаются в камне, металле, слове, музыке, в изобразительных средствах живописи и т. д., с новыми ценностями культуры, рожденными самим развитием массовой коммуникации, такими, например, как аудио¬визуальный образ на телевидении. Отсюда возникает целый ряд специфических задач: выяснение связи меж¬ду учреждениями традиционной культуры (театрами, музеями и т. д.) и средствами массовой информации; определение наиболее эффективных путей использования массовой коммуникации в целях широкого «тиражиро¬вания» подлинных ценностей национальной и мировой культуры; уточнение того, какие из этих ценностей в процессе массовой коммуникации выступают на передний план, а какие оттесняются с прежних позиций; в какой мере средства массовой информации «шагают в ногу» с изменениями в содержании и структуре культуры (в частности, в какой мере они учитывают возникновение новых, так называемых синтетических, видов художест¬венного творчества-цветомузыки, дизайна и т. д.).
Во-вторых, уяснение того, что коммуникативное рас¬пространение культуры имеет свою культуру, называе¬мую коммуникативной. По мнению некоторых исследо¬вателей, к числу ее основных компонентов относятся: количественные характеристики коммуникативной сети общества и его отдельных слоев и групп, регулярность (интенсивность) использования; точки пересечения раз¬личных видов коммуникации, главным образом средств массовой информации, с межличностным общением; семистические параметры коммуникации, включая усло¬вия кодирования сообщений, а также формы, на основе которых осуществляется убеждение в актах коммуника¬ции - риторика, ораторская речь, интервью, беседа со зрителем или слушателем и т. д.
Рассматривая роль средств массовой информации в формировании и обогащении духовного мира личности, необходимо иметь в виду, что, хотя распространяемая с их помощью информация адресована массам, восприни-мается (принимается или отвергается) она конкретной личностью. Целостность личности в ее соотнесенности с целостностью и направленностью функционирующей в обществе культуры во многом определяет достижение целевых установок, на которые ориентирована деятель¬ность средств массовой информации в социалистическом обществе. Специфика деятельности этих средств состо¬ит в том, что в сообщениях, транслируемых с помощью СМИ, раскрывается искусственный символический мир, посредством которого культивируются определенные образцы, эталоны поведения, нормы морали, художест¬венные вкусы, ориентирующие личность в том, что важ¬но и существенно, что хорошо и плохо, что правильно и неправильно, что благородно и низменно, что с чем и ка¬ким образом взаимосвязано. Воздействуя через много¬образие каналов на духовный мир личности, средства массовой информации в социалистическом обществе ориентируют развитие этого мира в направлении его гармонизации, создания материальных и духовных усло¬вий, формирования идейно зрелой, нравственно разви¬той, духовно богатой личности. Поскольку духовная жизнь общества и духовный мир каждого человека пред¬ставляют собой сложноструктурированную, многогран¬ную и многокрасочную систему, то эффективно влиять на духовные процессы можно только при системной ор-ганизации деятельности всех средств идеологического воздействия, включая и средства массовой информации. А это предполагает последовательное проведение в жизнь общих принципов, имеющих важное значение как в исследовании деятельности СМИ, так и в социоло¬гическом анализе эффективности этой деятельности, ме¬ры ее влияния на создание условий для гармонизации духовной жизни людей.
Первый принцип связан с последовательным приме¬нением методологии системности как необходимого ис¬ходного пункта в понимании диалектической целостности всех средств массовой информации в процессе соеди¬нения их в единую, четко скоординированную и действу¬ющую во имя достижения общих целей систему, осно¬ванную на взаимодополнении и взаимозависимости всех СМИ. Ежедневно люди слушают радио и смотрят теле¬визор, читают газеты и журналы. Поэтому каждое средство массовой информации как компонент общей коммуникационной инфраструктуры должно вместе с тем и в содержании, и в формах подачи информационных потоков выражать свою специфику. А это означает, что последовательное применение принципа системности как важного фактора повышения эффективности воздей¬ствия средств массовой информации на духовный мир личности связано с выяснением особенностей действия, каждого из них.. Если речь идет о радио, то оно, давая столь же ши¬рокую информацию о мировых и локальных событиях, выполняет своеобразную роль «сопровождающего» средства массовой информации, дающего определенный ориентир для избирательной интериоризации индивидом определенных видов сообщений из общего потока ин¬формации, проходящего через различные компоненты коммуникационной системы. Этот принцип предполагает наряду с пониманием единства информационно-идеоло¬гического процесса, осуществляемого сложной системой средств, четкое представление о реальной соотнесенно¬сти в общем потоке информации ее организованной (институализированной) и неорганизованной (неофици¬альной) информации. Под первым видом информации подразумеваются все сообщения, поступающие по раз¬личным каналам из институциональных источников - прессы, радио, телевидения. Под вторым - сообщения, поступающие к индивиду стихийно, вне контроля об¬щественных институтов (слухи, анекдоты, сведения из зарубежных источников информации и пропаганды). Точный учет этого аспекта позволяет определить зави¬симость объема и значение организованной информации для духовной жизни людей от ее направленности, науч¬ной обоснованности, связи с жизнью, объективности, наступательности, оперативности, а также в какой мере возрастает роль неорганизованной информации в тех случаях, когда институализированная информация не дает ответа на волнующие человека вопросы или же дает их с опозданием и без достаточной аргументированно-сти.
Второй принцип повышения эффективности средств массовой информации и пропаганды в расширении воз¬можностей для гармоничной духовной жизни людей ре¬ализуется в комплексном подходе к исследованию ме¬ста и роли печати, радио, телевидения, кинематографа, информационных агентств в процессе их скоординирован¬ной деятельности по пропаганде коммунистических иде¬алов, активного участия в коммунистическом воспита-нии трудящихся. Он предполагает дифференциацию ин¬тересов в получении того или иного вида информации различными социально-демографическими группами на¬селения.
Последовательное применение принципа комплекс¬ности позволяет повышать информационную насыщен¬ность публикуемых в газетах и журналах материалов, телевизионных и радиопередач, разнообразить жанры информационных потоков, усиливать воздействие как на рациональную, так и на эмоциональную сферу лич¬ности, целенаправленнее и эффективнее влиять на ее, духовный мир.
Наряду с принципом комплексности в повышении эффективности влияния средств массовой информации и пропаганды на духовную жизнь людей существенную роль играет принцип спецификации, ориентирующий на учет особенностей каждого из средств идеологического влияния, на поиск оптимальных воздействий присущих ему языка, форм и средств передачи материала на че¬ловека.
Четвертый принцип, играющий важную роль в усилении влияния средств массовой информации и про¬паганды,- это необходимость понимания того, что зна¬чение информационно-идеологического потока не сводит¬ся лишь к информированию читателя, слушателя, зри¬теля, а определяется в возрастающей степени активным взаимодействием средств массовой информации и лич¬ности. Поэтому при разработке различных аспектов спе-циальной теории духовного обогащения людей следует иметь в виду, что средства массовой коммуникации не только не являются единственным источником инфор¬мации, но составляют своего рода «вторичное» образо-вание, базирующееся на таких первичных системах со¬циального информирования, как социальный опыт лич¬ности и неформальное межличностное общение.
Наличие вокруг индивида сразу нескольких источни¬ков социального информирования порождает его изби¬рательность, определенную автономию по отношению к каждому из источников, дает возможность различать, сопоставлять, выбирать, практически оценивать, воспри¬нимать или отвергать соответствующую информацию. К тому же каждый источник взаимодействует с другими, источниками. Следовательно, изучение путей повыше¬ния эффективности воздействия средств массовой ин¬формации и пропаганды на духовный мир личности мо¬жет быть продуктивным только при углубленном изуче¬нии с применением методов и средств конкретного со¬циологического исследования, реальных процессов вза¬имодействия различных источников информации, в част¬ности, взаимодействия средств массовой коммуникации, с одной стороны, с социальным опытом субъекта (лич¬ность, социальная группа и т. д.), а с другой - нефор¬мальным межличностным общением, которое может служить и простым транслятором уже переданных по средствам массовой информации сообщений, и интер¬претатором этих сообщений, и «заменителем» их, когда средства массовой информации запаздывают с опреде¬ленными видами сообщений, интересующими определен¬ные, подчас широкие круги общественности, что может привести к возникновению слухов и кривотолков.
Пятый принцип, позволяющий повысить роль средств массовой информации и пропаганды в расширении возможностей для гармоничной духовной жизни людей,- это принцип наступательности, последовательное проведение которого предполагает органичное соединение активной поддержки всего нового, прогрессивного.
Шестой принцип состоит в упрочении прямых и обратных связей между всеми компонентами системы ду¬ховной жизни общества и всей системой идеологических средств, функционирующих в общест¬ве.
Таким образом, для практического претворения всех принципов повышения эффективности деятельности коммуникационной системы необходимо достичь полно¬го единства содержания, направленности и функций средств массовой информации.
ГЛАВА II. КАЧЕСТВА ДИКТОРА
Перед дикторами, как и перед всеми работниками радио и телевидения, стоит большая и почетная задача - поднять свое мастерство до уровня, соответствующего этим высоким целям.
Живое слово может обладать могучей силой и убедительностью.
Диктор должен быть широко образо¬ванным человеком, отлично разбирающимся в вопросах внут¬ренней и внешней политики правительства, хо¬рошо знающим, чем живет наша страна в данный момент, сво¬бодно ориентирующимся в международных событиях.
Когда одного из популярных в свое время дикторов Ва¬дима Гладкого• спрашивали, как он добивается при чтении правдивой и доходчивой интерпретации, он отвечал: «Надо знать жизнь и уметь к ней прислушиваться. Если диктор не знает, не «интересуется, чем живет сегодня страна, он никогда не прочитает как следует ни одной самой маленькой, неслож¬ной информации. А потом надо быть уверенным в значитель¬ности каждого слова передачи. Я верю в актуальность и необ¬ходимость каждой заметки, которую передаю по радио. Я убежден, что все, о чем говорится в передаче, и есть то глав¬ное, о чем должны узнать радиослушатели, поэтому, ког¬да я подхожу к микрофону, у меня появляется непреодолимая потребность рассказать всем-всем-всем (так начинались тогда передачи. - Н. Т.). Если передача меня взволновала, если я заинтересовался ею, то я становлюсь как бы ее соавто¬ром и читаю обо всем, как о своем кровном деле. Отсюда по¬являются верный тон и правдивые интонации. Все это проис¬ходит постепенно, в процессе постоянного наблюдения за жизнью, за событиями, за людьми».
Для выражения глубоких мыслей и ярких чувств, заложен¬ных в тексте передачи, для правдивой и выразительной ин¬терпретации самых разнообразных по содержанию и по фор¬ме материалов диктору надо обладать хорошими голосовыми данными.
В чем заключается красота дикторского голоса? Он дол¬жен быть чистым, мелодичным, приятным на слух, чтобы сво¬им звучанием привлекать внимание слушателя. При этом дик¬тор должен обладать поставленным, т. е. разработанным во всех качествах голосом
Голосу диктора необходимы легкость, гибкость, по¬движность. Эти качества дают ему возможность пользо¬ваться всем богатством и разнообразием мелодических оттен¬ков речи, ее тембровыми красками......
Мақала ұнаса, бөлісіңіз:
Іздеп көріңіз: