Курсовая работа: Бюджетная система Республики Казахстан
Содержание
Введение :Глава 1. Понятие и современное состояние бюджетной системы
Республики Казахстан.
1.1. Бюджетная система - механизм и элементы ее функционирования.
1.2. Разграничение доходов между уровнями бюджетной системы.
Глава 2 . Бюджетная политика государства в современных условиях
Список литературы
Глава 1. Понятие и современное состояние бюджетной системы Республики Казахстан.
1.1. Бюджетная система - механизм и элементы ее функционирования.
Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Законодательство О Бюджетной системе РК определяет бюджет как “форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления”. Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функции.
Как правило, тип государственного устройства, сложившиеся формы управления и взаимоотношений между членами общества определяют и особенности финансовой системы. В странах социалистической модели экономики, в том числе и бывшем СССР, в силу монополии государственной собственности на средства производства и наличия мощного государственного аппарата основной ее задачей было обслуживание государственных потребностей. Государственные финансы подчиняли себе и финансы предприятий и общественных организаций; даже сбережения населения, привлеченные системой сберкасс, рассматривались как доходы государства.' . :
Предприятий и общественных организаций; даже сбережения населения, привлеченные системой сберкасс, рассматривались как доходы государства.
Бюджетная система. Бюджетная система Республики Казахстан включает бюджеты различных уровней, основанные на экономических отношениях и правовых нормах. В Республике Казахстан самостоятельно функционируют республиканский бюджет и местные бюджеты, в совокупности составляющие государственный бюджет. Функционирование бюджетной системы основано на взаимосвязи бюджетов различных уровней и обеспечивается порядком их разработки, рассмотрения, утверждения, исполнения, контроля, а также отчетом об исполнении республиканского и местного бюджетов. Бюджетная система Республики Казахстан основывается на принципах единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов. Единство бюджетов обеспечивается единой правовой базой, использованием единой бюджетной классификации, утверждаемой Министерством финансов Республики Казахстан, единством формы государственной финансовой статистки, передаваемой с одного уровня бюджета на другой, принципами бюджетной процедуры, единством денежной системы. Оно основано на взаимодействии бюджетов через перераспределение поступлений. Полнота бюджетов обеспечивается обязательным и полным отражением в бюджетах всех поступлений, в том числе поступлений от национальных компаний, и расходов, определяемых налоговым и бюджетным законодательством Республики Казахстан.
Реальность бюджетов достигается приведением их в соответствие с параметрами индикативного плана социально – экономического развития Республики Казахстан с учетом ежегодного Послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана
Гласность бюджетов обеспечивается публикацией отчетов об исполнении. Самостоятельность бюджетов обеспечивается установлена стабильных нормативов распределения доходов между бюджетами разных уровней и правом определения направления расходования бюджетных средств. Бюджетное устройство - это принципы построения бюджетной системы, организационные формы взаимосвязи ее звеньев6. Для разработки проекта республиканского бюджета на соответствующий финансовый год Президент Республики Казахстан образует бюджетную комиссию, которая на основе параметров индикативного плана социально-экономического развития Республики Казахстан формирует и вносит на утверждение Правительства Республики Казахстан следующие бюджетные показатели:
объемы поступлений в республиканский бюджет, бюджеты областей, городов Астаны и Алматы, финансовые фонды (бюджета) cпециальных экономических зон;
лимиты расходов и кредитования республиканского бюджета по функциональным группам и администратора бюджетных программ;
размер дефицита (профицита) республиканского бюджета;
лимит заимствования местных исполнительных органов в разрезе областей.
Закон о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год должен содержать: . .
объемы доходов, полученных официальных трансфертов, погашение основного долга по ранее выданным кредитам из республиканского бюджета, расходов, кредитования и дефицита (профицита) бюджета;
минимальные размеры месячной заработанной платы, месячного расчетного показателя;
размер резервов Правительства Республики Казахстан;
лимит кредитования местных исполнительных органов на соответствующий финансовый год;
суммы погашения и обслуживания займов, ранее полученных под государственные гарантии Республики Казахстан; :лимит правительственного долга;
совокупный лимит заимствования местных исполнительных органов, на соответствующий финансовый год;
совокупный лимит долга местных исполнительных органов на конец соответствующего финансового года;
лимит предоставления правительственных гарантий Республики Казахстан на соответствующий финансовый год;
перечень предельных расходов по функциональным группам, администраторам республиканских бюджетных программ и по программам;
перечень республиканских бюджетных программ, не подлежащих секвестрированию в процессе исполнения республиканского бюджета на соответствующий финансовый год;
особо важные бюджетные программы, финансируемые из местных бюджетов, в разрезе областей и городов Астаны и Алматы с определением минимальной суммы расходов.
Местные бюджеты. Составление местных бюджетов осуществляется на основе единства бюджо5тствующих местных бюджетов.
Местные исполнительные органы областей и городов Астаны и Алматы: Местные представительные и исполнительные органы несут ответственность за сбалансированность соответствующих местных бюджетов.
Местные исполнительные органы областей и городов Астаны и Алматы:
в срок до 1 сентября на основе согласованных с Министерством финансов Республики Казахстан объемов поступлений и лимитов заимствования формируют проекты местных бюджетов;
представляют прогноз бюджетов областей, городов Астаны м Алматы и финансовых фондов (бюджетов) специальных экономических зон в Министерство финансов Республики Казахстан.
Решение маслихата о местном бюджете на соответствующий финансовый год должно содержать:
объемы доходов, полученных официальных трансфертов;
погашение основного долга по ранее выданным из местных бюджетов
кредитам, расходов, кредитования и дефицита (профицита) бюджета;
нормативы распределения доходов для обеспечения сбалансированности из областного бюджета и нижестоящие бюджеты:
- размер резервов местных исполнительных органов;
- лимит долга местного исполнительного органа;
- размер местного государственного фонда охраны окружающей среды;
- объем расходов на развитие специальной экономической зоны;
- перечень предельных расходов по функциональным группам администраторам местных бюджетныхпрограмм и по программ перечень местных бюджетных программ, не подлежащих секвестрированию в процессе исполнения местного бюджета на соответствующий финансовый год.
Вмешательство вышестоящих государственных органов и местных исполнительных органов в процессе формирования и исполнения нижестоящих бюджетов не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
Местным исполнительным органам запрещается выдавать гарантии, поручительства, принимать на себя обязательства за третьих лиц.
Местные бюджеты, в совокупности составляющие бюджет области, вправе выдавать бюджетные кредиты (ссуды) друг другу.
Заимствование местных исполнительных органов осуществляется в форме договоров (соглашений) займа или выпуска ценных бумаг местных Исполнительных органов.
До утверждения местного бюджета соответствующими маслихатами на соответствующий финансовый год исполнение бюджета 1 квартала осуществляется, в размере 1/4 части проекта годового бюджета на соответствующий финансовый год.
Акимы областей и городов Астаны и Алматы не позднее .двух недельного срока после вступления в силу закона о Республиканском бюджете на соответствующий финансовый год уточняют ранее составленные
прогнозные объемы бюджета и вносят на рассмотрение соответствующ маслйхата проект областного бюджета, городов Астаны и Алматы финансовых фондов (бюджетов) специальных экономических зон, который в течение двух недельпринимает решение по его утверждению.
1.2. Разграничение доходов между уровнями бюджетной системы.
Таким образом, основная часть государственных доходов и расходов проходит через государственный бюджет, включающий в себя бюджеты центрального правительства и местных властей. В зависимости от административно - территориального устройства той или иной страны (двухступенчатого -центральное правительство и местные органы власти, как у нас в РК или трехступенчатого, как в Российской Федерации, - центральное правительство; правительства республик, краев, областей; местные органы власти) бюджеты соответственно бывают центральными, республиканскими, краевыми, областными и так далее.
К бюджету тесно примыкают внебюджетные фонды, а с 1 апреля года внебюджетные фонды консолидированы в бюджет.
Государственный бюджет - это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается парламентом РК. По завершении финансового года полномочные представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с принятом в предыдущем году законом о бюджете.
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов,.позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Экономические и политические реформы, проводимые в Республике Казахстан с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти .решцйййю возможность воздействовать на экономику, финансировать ее. структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направленияг преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетна политика государства будет отвечать требованиям времени.
Поиск выхода из глубочайшего экономического кризиса, в котором на сегодняшний день оказалась Республика Казахстан, потребовал радикального обновления финансовой системы общества. В связи с этим изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования межбюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.
Для составления и исполнения бюджетов и обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Республики Казахстан используется бюджетная классификация РК.
Бюджетная классификация является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и источников финансирована дефицитов этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Бюджетная классификация дает возможность экономического и статистического анализа доходов и расходов бюджетов РК, обеспечивает адресность выделения финансовых ресурсов.
Бюджетная классификация включает:
• классификацию доходов бюджетов РК;
• функциональную классификацию расходов бюджетов РК;
• экономическую классификации расходов бюджетов РК;
• классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РК;
• классификацию источников внешнего финансирования дефицита бюджета;
• классификацию видов государственных внутренних долгов РК, муниципальных образований;
• классификацию видов государственного внешнего долга РК и государственных внешних активов РК;
• ведомственную классификацию расходов республиканского бюджета.
Бюджетная классификация в части классификации доходов бюджетов РК, функциональной классификации расходов бюджетов РК, экономической классификации расходов бюджетов РК, классификации источников финансирования дефицита бюджетов РК является единой для всех уровней бюджетной системы и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней и составлении консолидированных бюджетов всех уровней. Законодательные (представительные) органы местного самоуправления вправе своими нормативными актами производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификаций
В любом бюджете доходы и расходы должны быть сбалансированы. При дефиците бюджета - превышении расходов над доходами- должны быть указаны источники финансирования дефицита (перечень источников финансирования различен для разных уровней бюджетной системы РК). Законодательством РК установлены предельные размеры дефицита бюджета. Например, размер дефицита бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РК (государственный долг - долговые, обязательства РК перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права). Для покрытия дефицита бюджета используются государственные заимствования - займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают, долговые обязательства РК как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной (внешние) или Казахстане (внутренние заимствования)......
Мақала ұнаса, бөлісіңіз:
Ұқсас мақалалар:
» Курсовая работа: Бюджетная система Республики Казахстан
» Курсовая работа: Экономическое содержание бюджета и бюджетной системы
» Курсовая работа: Государственный бюджет Казахстана на 2004
» Курсовая работа: Государственный бюджет и налоговая политика
» Курсовая работа: Формирование государственного бюджета
» Курсовая работа: Бюджетная система Республики Казахстан
» Курсовая работа: Экономическое содержание бюджета и бюджетной системы
» Курсовая работа: Государственный бюджет Казахстана на 2004
» Курсовая работа: Государственный бюджет и налоговая политика
» Курсовая работа: Формирование государственного бюджета
Іздеп көріңіз: