Курсовая работа: Анализ Финансового состояния системы образования Республики Казахстан

Курсовая работа: Анализ Финансового состояния системы  образования Республики Казахстан

Содержание
Введение………………………………………….......
1.Инвестирование в человеческий капитал в рыночной экономике…………………..
1.1. Развитие человеческого капитала и его значение в современной экономике………..
1.2. Финансирование системы образования в условиях рынка…………………….
2. Анализ Финансового состояния системы образования Республики Казахстан………………
2.1. Состояние финансирования высшего образования Казахстана…………………
2.2. Возможные пути совершенствования финансирования системы образования Республики Казахстан……………………………..
Заключение………………………………………….

Введение.
В настоящее время Казахстан признается мировым сообществом как страна с рыночной экономикой. За короткий исторический период обретения независимости Казахстан сделал прорыв в экономике, интегрируясь в мировую цивилизацию, используя новые прогрессивные технологии. Определены перспективы социально-экономического развития страны.
В этом контексте возрастают роль и значение современной системы образования, человеческого капитала как критериев уровня общественного развития, составляющих основы нового качества жизни общества и являющихся важнейшими факторами, базой экономической мощи и национальной безопасности страны.
В свою очередь, изменения в системе общественных отношений воздействуют на образование, требуют от него мобильности и адекватного ответа на вызовы нового исторического этапа и должны соответствовать потребностям развития экономики в целом.
В науке и на практике образование чаще всего рассматривается исключительным с точки зрения интереса личности, необходимости обеспечения исторической преемственности поколений, развития культуры, воспитания гражданина, подготовки кадров и др., что в принципе не вызывает возражений. Вместе с тем в последнее время роль и значение образования стали рассматриваться с позиций влияние на экономику.
Приходит осознание того, что страны, неспособные обеспечить качественное образование населения, будут отгорожены от мирового сообщества углубляющимся разрывом в уровне жизни населения.
Образование – объект перспективных и весьма эффективных инноваций, ибо именно оно определит ближайшее десятилетия экономический потенциал страны и жизненный уровень населения.
Цель моей работы рассмотреть обстановку в данное время в нашей республике, оценить её и сравнить сопоставляя с историей развития уже сложившихся социально ориентированных государств, и как образование повлияло на социально-экономическое развитие общества.
В данной дипломной работе рассмотрено человеческий капитал как главная производительная сила общества и образование как основной компонент накопления человеческого капитала, так же рассмотрено финансирование системы образования и возможные пути совершенствования финансирования системы образования Казахстана.
1. Инвестирование в человеческий капитал в рыночной экономике.
Переход к рыночной экономике вызвал необходимость трансформации финансовой системы Казахстана. Ее основу составляет процесс приватизации, коренным образом изменивший финансовые отношения. В ходе приватизации из государственного сектора экономики была выведена основная часть хозяйства страны. В нем вырос удельный вес социальной сферы при общем сокращении расходов в этом секторе.
Слом советской финансовой системы и переход к формированию финансовой системы, свойственной государствам с развитой рыночной экономикой, сопровождается значительными издержками. Реорганизуя финансовую систему страны в условиях перехода к рынку, правительство пошло по пути сокращения функций государства, и соответственно роли государства в распределении и перераспределении национального дохода. Это привело к потере управления и контроля за денежными потоками, распылению финансовых ресурсов и обострению финансовой ситуации. Возрастание бюджетного дефицита при сокращении собираемости налогов сопровождалось чрезмерным оборотом государственных ценных бумаг и отвлечением финансовых ресурсов от реального сектора экономики. Формирование финансового рынка и массы всевозможных небанковских кредитных учреждений (купонных, приватизационных, инвестиционных и им подобных фондов) без необходимого государственного регулирования и правового обеспечения привело к возникновению различного рода финансовых пирамид, крушение которых обездолило значительную часть населения.
Трансформационный кризис наиболее разрушительным образом сказался на социальной сфере и, в первую очередь, на системе образования. В ходе реформ, произошло разрушение образовательного потенциала нации, приняло критический характер. Образовательный потенциал составляет одну из основ экономической безопасности страны, и являются определяющими факторами экономического развития современного общества.
По мере научно-технического прогресса развитие и воспроизводство человеческих ресурсов все в большей степени зависит от расходов на образование, что обусловливает усиление социальных функций государственных финансов.
Нынешнему этапу развития общества и экономики Казахстана присущи противоречия между необходимостью построения современной социальной системы и отсутствием надлежащих социально-экономических условий; между потребностями в значительных финансовых ресурсах и реальными возможностями государства по финансированию системы образования; между новыми задачами экономической реформы и негативными явлениями в этой системе. При отсутствии комплексного подхода и без увязки с реальными возможностями государственного бюджета эффективная политика государства в области образования невозможна. Поскольку система образования в значительной степени обладает чертами общественных благ, то ключевое значение для нее имеет государственное финансирование, на долю же средств, направляемых хозяйственными субъектами и населением, приходится 10-15 процентов. Доля же расходов на образование в общем объеме государственных расходов в последние годы сокращается и составляет в 2002 году 14,5 против 25% в 1990 году. В сложившейся ситуации перед государством стоит задача предотвращения деградации и саморазрушения систем образования, решение этой задачи определяется финансированием данной отрасли социальной сферы на уровне пороговых значений ее жизнеобеспечения.
Из-за отсутствия достаточного объема финансовых ресурсов при разработке стратегии финансирования неизбежно возникает необходимость решения таких задач, как выбор приоритетов; создание правовых и организационных условий для эффективной реализации многоканального механизма финансирования; обоснованное распределение полномочий по распоряжению ресурсами; создание эффективной системы контроля за целевым использованием средств.
Следует также выделить систему ограничений на коммерциализацию образования, с целью сохранения доступности социальных услуг.
Комплексное решение этих задач с установлением целевой фиксированной доли государственных расходов на уровне пороговых значений жизнеобеспечения системы образования позволит сформировать государству реальное единое социальное пространство для обеспечения основных социальных гарантий в области образования на всей территории страны.
1.1. Развитие человеческого капитала и его значение в современной экономике.
Начало широкому исследованию роли человека в современной экономической науке было положено около четырех десятилетий тому назад концепцией «инвестиции в человеческий капитал».
Категория «человеческий капитал» относится к разряду основополагающих в экономической науке. Ее разработка определяет подход к решению широкого круга проблем, связанных с функционированием производства, социально-экономической системы в целом. Анализ категории «человеческий капитал» и проблем, связанных с его развитием, функционированием и воспроизводством, приобретает особую актуальность в период изменения модели социально-экономического развития, поиска путей преодоления экономического, социального и политического кризиса.
В настоящее время, получив дальнейшее развитие, теория человеческого капитала - это уже не просто новая школа, а новое направление исследований, новая проблематика - воспроизводство рабочей силы, ее формирование и использование.
Дебаты о том, отнести ли теорию человеческого капитала к неоклассицизму, кейнсианству и другим направлениям не имеют под собой почвы. Для исследования представленного спектра проблем необходимо использовать инструментарий самых различных школ.
Проблематика и методика этих исследований, а также изучение факторов формирующих рабочую силу (таких, например, как сфера образования, здравоохранения, демографические сдвиги), обычно выходят за рамки «инвестиционного» подхода. Еще А. Маршал отмечал, что задача экономики развития - не формулировка непреложных законов и не точные описания (этим занимаются другие науки), а основанное на «организационном изучении фактов обобщение сложных тенденций развития». С этой задачей теория человеческого капитала справилась весьма успешно.
Общей экономической характеристикой инвестиций в человеческий капитал является то, что их эффективность намного превосходит прибыльность вложений в физический капитал. Эти выводы стали теоретическим обоснованием для беспрецедентного развития сферы просвещения и подготовки кадров в развитых капиталистических странах.
Исследования по восточной Азии позволяют утверждать, что: примерно с 1960 года основное различие между Гонконгом, Южной Кореей, Сингапуром, Тайванем и большинством стран с низким уровнем доходов кроется в развитии человеческих ресурсов. Например, в области школьного образования страны восточной Азии превысили средние показатели других развивающихся стран в несколько раз. Они свели воедино достигнутый высокий уровень образования, ввозимые технологии, опыт людей возвратившихся на родину из-за границы, для того, чтобы добиться быстрого роста производительности.
В последнее время в сфере международного экономического сотрудничества возникло самостоятельное направление, известное как «Содействие развитию человеческих ресурсов». Под «развитием человеческих ресурсов подразумевается максимизация человеческого капитала и его эффективное использование в целях экономического и социального развития.
Спектр проблем, включенных в «развитие человеческих ресурсов» значительно расширился. Сюда входят демографические проблемы, вопросы занятости, здравоохранения, питания, урбанизации, жилья, образования, подготовки кадров и т. д. Так теория человеческого капитала получила свое дальнейшее развитие и укрепила свои позиции.
Исследование человека как живого носителя творческих качеств, сил и способностей, с помощью которых он преобразует себя и окружающий мир, была, есть и будет центральной проблемой мировой научной мысли. К сожалению, проблемам развития человеческого капитала и его совершенствования в нашей стране на протяжении длительного времени не уделялось должного внимания. Это одинаково справедливо в отношении теоретических исследований, и в отношении экономической практики. Результатом игнорирования ценности человека и качества его деятельных способностей, порочной практики остаточного финансирования отраслей, обеспечивающих формирование и развитие человеческого капитала явилось низкое качество совокупного человеческого капитала нации, массовая эмиграция инвалидов с наиболее высоким интеллектуальным и творческим потенциалом, сужение репродуктивного и популяционного потенциала. Естественным следствием этих негативных процессов стала пробуксовка реформ.
Человеческий капитал –это главное достояние нации. Потенциал национального человеческого капитала является важнейшим элементом инновационного процесса, главным фактором эффективности и конкурентоспособности.....

Доп      


Мақала ұнаса, бөлісіңіз:


Іздеп көріңіз:
скачать бесплатно Анализ Финансового состояния системы образования Республики Казахстан курсовую работу, база готовых курсовых работ бесплатно, готовые курсовые работы Анализ Финансового состояния системы образования Республики Казахстан скачать бесплатно, курсовая работа экономика скачать бесплатно

Пікір жазу

  • [cmxfinput_gallery][cmxfinput_youtube]