Курсовая работа: Анализ лирического произведения. Жанровые особенности. Тема Родины в поэзии А. Блока. Поэма «Двенадцать»
Содержание
1. Введение2. Основная часть.
• Сюжет романа.
• «Евгений Онегин» - «свободный роман».
• Композиционная особенность романа.
• Система образов в романе.
3. Заключение.
4. Приложение.
• Портрет А. С. Пушкина.
• Разработка урока.
• Словарная работа.
ВВЕДЕНИЕ
Первый реалистический роман в истории русской литературы – «Евгений Онегин». Виссарион Григорьевич Белинский писал: «Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, и можно указать немногие творения, в которых личность поэта отразилась бы с такою полнотою, светло и ясно, как отразилась в «Онегине» личность Пушкина. Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы. Оценить такое произведение – значит оценить самого поэта во всем объеме его творческой деятельности». Роман «Евгений Онегин» занимает центральное место в творчестве А.С. Пушкина.
Пушкин работал над своим романом больше восьми лет – с весны 1823 до осени 1831 года. Роман писался в Кишиневе и в Одессе, в Михайловском и в Петербурге, и в Болдине – писался в разные времена и при разных обстоятельствах жизни. За те годы, в течение которых он создавался, многое менялось и в России и, и в самом Пушкине, и все эти перемены не могли не найти своего отражения в романе. Роман создавался по ходу жизни и становился поэтической хроникой русской жизни и своеобразной ее поэтической историей. Это были годы полной творческой зрелости поэта. Сохранившиеся рукописи «Евгения Онегина» показывают какой громадный труд вложил Пушкин в свое создание, добивался наиболее точного и поэтического выражения своей мысли и чувства, как не раз менял он в процессе работы и план своего романа, и отдельные его подробности.
В самом начале своей работы над «Евгением Онегиным» Пушкин писал поэту П. А. Вяземскому: « Я пишу теперь не роман, а роман в стихах – дьявольская разница!».
«Евгений Онегин» - это не только общественно – бытовой роман, объективно изображающий конкретную эпоху, ее типических выразителей, но и плод «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет». Пушкин изображал современную ему действительность и мечтал о будущем, исходя из самых передовых воззрений своего времени, воззрений просвещенного дворянства.
Пушкин, рисуя русскую действительность в одном из наиболее интереснейших периодов ее развития, создал роман глубоко национальный по исторической верности и полноте характеров, подлинно народный по передовой идейности, по демократизму языка. Роман истинно реалистический по конкретно – исторической типизации характеров и их социальной среды, подлинно критический по его объективно – историческому конфликту, отображающему ведущие социальные противоречия и закономерности того времени. Такого еще не было в истории русской романистики. Создав «Евгения Онегина», Пушкин окончательно закрепил позиции критического реализма в русской литературе. Как роман в стихах он остается непревзойденным по своему неповторимому мастерству во всей мировой литературе.
В «Евгении Онегине» воссоздана целая историческая эпоха, картина жизни различных слоев русского общества 20 – х годов: петербургского «высшего света», московского барства, провинциального дворянства, крепостного крестьянства. Поэтому Виссарион Григорьевич Белинский с полным правом назвал пушкинский роман в стихах «энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением».
Роман «Евгений Онегин» «свободен» от тех правил, по которым создавались художественные произведения в его время, он в противоречии с ними.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
«Евгений Онегин» - роман весьма сложный в жанрово – видовом выражении. Это роман социально – бытовой по захвату быта и нравов и социально – психологический по глубине и разнообразию отображаемых в персонажах чувств, мыслей и идей. Он единственный в своем роде и по стиховой форме, и по естественному сплаву низкого и высокого, быта и людей, заурядной повседневности и мечтаний, интимно – личного, героического и эпохального. В этом сплаве возвышенное приняло форму подлинной действительности, а обыденное приобрело полные права поэтического гражданства.
Роман Пушкина основан на событийном сюжете. Этот событийный узел романа необычайно прост: юная героиня встречает героя, которого она давно ждала в своих мечтах, влюбляется в него, но тот остается холоден и не отвечает на ее чувство; позднее, спустя годы, герой и героиня снова встречаются, на этот раз влюбляется герой, но героиня, хотя и продолжает его любить, отказывается следовать голосу чувства и изменить тем обетам верности, которые она дала мужу и самой себе. Но, не смотря на то, что они любят друг друга, они не могут стать счастливыми, не могут соединить свою судьбу. И виноваты в этом не какие-нибудь внешние обстоятельства, а их собственные ошибки, их неумение найти правильный путь в жизни.
Над глубокими причинами этих ошибок заставляет Пушкин размышлять своего читателя. Все это почти тривиальное в своей обыкновенности, но в самой этой тривиальности заключено зерно вечного . Многие вечные сюжеты в большей или меньшей степени тривиальны. Это можно сказать и о народно – поэтических сюжетах, в которых поражает и их простота, и их глубокая связь с коренным и непреходящим. Примечательно, что в сюжетной основе «Евгения Онегина» есть нечто не только от вечного, но и от народного.
Этот простой сюжет излагается у Пушкина по строгой композиционной схеме. Любовное письмо Татьяны и жесткая отповедь Онегина в первой части романа раскрывают драму Татьяны. Письмо Онегина и ответный монолог Татьяны во второй части рисуют крах любовных надежд Онегина. Между этими главными сюжетными эпизодами – ряд событий, которые должны были навсегда разлучить Онегина и Татьяну: убийство на дуэли Ленского и замужество Татьяны.
На эту простую сюжетную схему нанизано в «Евгений Онегине» множество картин, описаний, показано множество живых людей с их различной судьбой, с их чувствами и характерами.
В сюжете романа «Евгений Онегин» для Пушкина самым важным было не изображение сколько – нибудь занимательных жизненных ситуаций и событий, а возможность через сюжет показать типичные картины современной жизни и типические персонажи. У него в романе предстают перед читателем именно типы, а не характеры в точном значении этого слова. Роман в стихах в силу особенностей жанра и языка открывал широкие возможности для создания человеческих типов, и он в гораздо меньшей степени позволял создавать характеры, требующие особенно подробных, обстоятельных психологических и иных мотивировок.
«Евгений Онегин» несмотря на своеобразный, нетрадиционный для эпического произведения конец («конец без конца»), представляет собой «целостный, замкнутый и законченный в себе художественный организм». Художественное своеобразие романа, его новаторский характер определил сам поэт. В посвящении П. А. Плетневу, которым открывается роман, Пушкин назвал его «собранье пестрых глав, полусмешных, полупечальных, простонародных, идеальных», насыщенных лирическими излияниями автора, по большей части очень грустными…
В другом месте читаем:
…И даль свободного романа
Я сквозь магический кристалл
Еще не ясно различал.
Заканчивая первую главу, поэт признается:
Я думал уж о форме плана
И как героя назову;
Покамест моего романа
Я кончил первую главу;
Пересмотрел все это строго:
Противоречий очень много,
Но их исправить не хочу.
Что значит «свободный роман»? От чего «свободный»? Как надо понимать авторское признание : «собранье пестрых глав»? Какие «противоречия» имеет в виду поэт, почему не хочет исправить их? Какой же оказалась «форма плана», выступающая как конструктивный, сцепляющий, цементирующий элемент произведения? Свобода пушкинского романа в стихах – это свобода непринужденного разговора на разные темы, это свобода авторских отступлений от фабульной линии повествования.
Виссарион Григорьевич Белинский, имея в виду эти особенности романа, писал: «… «Онегин» со стороны формы есть произведение, в высшей степени художественное, а со стороны содержания самые его недостатки составляют его величайшие достоинства».
Чтобы разобраться во всех этих особенностях романа, необходимо вчитываться в его текст, сделать некоторые доступные нам наблюдения над особенностями его структуры.
«Евгений Онегин» - роман характеров и нравов. Его сюжетообразующие действующие лица Евгений Онегин и Татьяна Ларина воплощаются не в статике, не в кризисных эпизодах, а в причинно – хронологической последовательности, в постепенном духовном росте, в истории своей жизни, в основных звеньях своей биографии.
Сюжет романа включает в себя две фабульные линии: историю отношений Онегина и Татьяны, Ленского и Ольги. В плане композиционном их можно рассматривать как две параллельные событийные линии: р о м а н ы героев той и другой линии не состоялись.
Эта свобода внешним образом проявляется, между прочим, и в том, что в отношении фабульном в «Евгении Онегине» не все представляется законченным и до конца мотивированным. Мы не знаем всех подробностей жизни Онегина после того, как он убил Ленского, и это наше незнание не кажется нам сколько – нибудь существенным. Мы не знаем и можем только догадываться, как и под влиянием каких обстоятельств Татьяна из уездной барышни, робкой и застенчивой, превратилась в исполненную спокойного достоинства умную и гордую светскую даму. На это последнее обстоятельство Пушкину указал Катенин, Пушкин согласился с его замечанием, однако ничего не менять, ни добавлять в своем романе не стал: не считал видимо нужным. Все подробности эти, важные для фабульного развития, очевидно, далеко не столь важны для глубинного замысла Пушкина – для его исторического романа. Фабульный узел Пушкиным намеренно не развязывается. Не развязывается – потому что и это для Пушкина совсем не главное. Интересно, что при внешней незавершенности фабульного построения композиция целого у Пушкина представляется вполне законченной и завершенной. Она завершена в полном соответствии с замыслом, завершена по внутренней своей идее – она завершена и формально. Формальная законченность в композиции достигается параллелизмом ключевых сцен и мотивов, своеобразным кольцом. То, что было в начале, повторяется затем в конце, только с другим поворотом и другим значением: признание в любви – письмо – свидание – отповедь. Подчеркнутая незавершенность в одном сочетается у Пушкина со строгой законченностью в другом. Это у него как сам мир, как сама человеческая жизнь, открывающая в завершенном незавершенное, в конечном – бесконечное.
C точки зрения основного конфликта, на котором держится сюжет романа, фабульная линия Ленский – Ольга не имеет самостоятельного значения, не образует своей сюжетной линии, хотя бы и побочной, поскольку их отношения не развиваются, они статичны: а где нет развития, нет движения, там нет сюжета. Кровавая развязка – гибель Ленского – обусловлена не их отношениями. Любовь Ленского и Ольги – это эпизод, помогающий Татьяне понять, почему Онегин не хочет ограничить жизнь свою «домашним кругом». Но почему же тогда Ленский воспринимается нами как один из главных героев романа? Потому что он входит в роман не только как юноша, влюбленный в Ольгу. Образ Ленского – составная часть еще двух параллелей: Ленский – Онегин, Ленский – повествователь.
Вторая сюжетно – композиционная особенность романа: главным действующим лицом в нем является повествователь. Он дан, во – первых, как спутник Онегина, то сближающийся с ним, то расходящийся; во – вторых, как антипод Ленского – поэта, то есть как сам Александр Сергеевич Пушкин, со своими взглядами на русскую литературу, на собственное поэтическое творчество; в – третьих, как защитник, попечитель, хранитель «Татьяны милой».
Неповторимое своеобразие композиции романа, ощущение всей непосредственности жизненной атмосферы, в которой живут основные герои романа, придает образ автора, «лирического героя» и «персонажа», свидетеля, участника и комментатора изображаемых событий, от лица которого ведется повествование . Лирическими отступлениями автора роман обогащается содержательно, объединяется композиционно и насыщается эмоционально. С самого начала романа перед нами возникает прекрасный облик идейно – передового, жизнелюбивого, человечного, мудрого поэта, проникнутого верой в прогресс, в будущее, и, прямо высказывающего свои оценки, открыто выносящего свои приговоры о самых разнообразных явлениях социальной жизни, литературы.
Ведь сам принцип композиции «Евгения Онегина», сам его глубинный замысел предполагает повествование вширь, свободную беседу с читателями, не ограниченную строгими фабульными рамками.
Некоторые лирические отступления в романе для Пушкина характерны. В «Евгении Онегине» автобиографические отступления имеют особенное оправдание и приобретают особое значение. В них тоже история – но не страны, не народа, а одной личности, для читателя наиболее достоверной и доподлинной, - самого автора. Через историю этой личности и изображается народная история: изображается наиболее интимно и близко. В этих отступлениях историческая действительность дается поэтом через призму собственного, единственного в своем роде, неповторимого опыта:
В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал,
Читал охотно Апулея,
А Цицерона не читал,
В те дни в таинственных долинах,
Весной при кликах лебединых,
Близ вод, сиявших в тишине,
Являться муза стала мне…
Композиционно повествователь оформлен как действующее лицо лирических отступлений. В силу этого лирические отступления нельзя рассматривать как внесюжетные элементы: они составная часть сюжета. Кроме того, лирические отступления выполняют сюжетную функцию и потому, что они точно обозначают границы романного времени.
Конфликт, развитие которого составляет сюжет романа, основан на том, что Татьяна как натура, наделенная тонкой интуицией, с первого взгляда «узнала» в Онегине человека, предназначенного ей судьбой, и полюбила его на всю жизнь. Тогда как Онегин «разглядел», понял Татьяну такой, какой она была на самом деле, только в кульминационный момент их отношений. Отношения Онегина и Татьяны развиваются напряженно, драматично от первой до последней их встречи. В самые критические моменты их отношений повествователь и выступает как защитник Татьяны.
Третья композиционно – сюжетная особенность романа состоит в том, что образ повествователя раздвигает границы личного, интимного конфликта и в роман входит русская жизнь того времени во всех ее проявлениях. И если фабула романа укладывается в рамки отношений между собой всего лишь четырех лиц, то развитие сюжета выходит за эти рамки благодаря тому, что в романе действует повествователь.
Перечитывая роман, остановим свое внимание на предметно – реальном содержании каждой главы и попутно, по возможности отмечая, как взаимодействуют в романе сюжет, композиция, система образов, стилевая манера.
Первая глава романа посвящена характеристике Онегина (он едет в деревню). Автор – повествователь оставляет своего героя и рассказывает:
Кто Онегин по своему положению в жизни и как он воспитывался;
• Каков круг интересов Онегина;
• Каким был образ жизни Онегина, когда он увлекался светом;
• Как разочаровался Онегин в светской жизни;
• Чем занялся Онегин, разочаровавшись в свете;
• О своем отношении к Онегину;
• О приезде Онегина в деревню, первых деревенских впечатлениях.
Евгений Онегин – главное действующее лицо романа – молодой помещик, показан Пушкиным как человек с очень сложным и противоречивым характером. Характер Онегина не остается неизменным; под влиянием событий в нем происходит значительная эволюция. Социальное положение и воспитание определили основные черты характера Онегина. Он сын богатого барина, «наследник всех своих родных», тоже богатых помещиков. Воспитание, полученное Онегиным, было самое губительное. Из Онегина вышел настоящий эгоист, способный с легкостью обидеть, оскорбить. Хорошие задатки его души, благодаря воспитанию и жизненной обстановке оставались под спудом, не получали развития. Значит, в первой главе романа Онегин дан на фоне петербургского большого света, он поставлен автором в самые разнообразные жизненные ситуации и раскрывается в них полно и глубоко.
Но уже в этой главе Онегин показан ярко и разносторонне в отношении к нему повествователя. Не так легко установить даже, как относится к нему сам автор. Тон рассказа о нем у Пушкина почти до самого конца романа .....
Мақала ұнаса, бөлісіңіз:
Ұқсас мақалалар:
» Курсовая работа: Восточные мотивы в русской литературе I половины XIX века.
» Курсовая работа: Авторское право Республики Казахстан
» Курсовая работа: В гостях у Жамбыла Жабаева
» Курсовая работа: Экспериментальная апробация методики развития у детей младшего дошкольного возраста музыкал
» Курсовая работа: Выявить возможности развития воображения учащихся 8 класса при работе с компьютерной анимаций
» Курсовая работа: Восточные мотивы в русской литературе I половины XIX века.
» Курсовая работа: Авторское право Республики Казахстан
» Курсовая работа: В гостях у Жамбыла Жабаева
» Курсовая работа: Экспериментальная апробация методики развития у детей младшего дошкольного возраста музыкал
» Курсовая работа: Выявить возможности развития воображения учащихся 8 класса при работе с компьютерной анимаций
Іздеп көріңіз: